Туча пушкин конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь кприроде, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику.

2. Эмоциональная и психологическая подготовка к восприятию стихотворения

Цель: создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста.

— Как вы понимаете, что такое мир классики? (Классика — образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.)

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь – любить друзей, свой народ и родную землю.

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу.

Бабушка поэта и крепостная няня Арина Родионовна Матвеева стали настоящими воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми.
Няня – простая русская женщина, мастерица народной речи, знаток русских былин и пословиц.Арина Родионовна первая познакомила Пушкина срусскими сказками. Многие рассказы он записывал, а потом использовал в своих сказках. Ей мы обязаны появлением на свет любимых сказок нашего детства.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров

В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I. В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены.

Лицей заменил Пушкину детство.

Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", вспоминали дворовые люди с. Михайловского.

Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок (в стихах).

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.

…Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

3.Первичное восприятие стихотворения(аудиоприложение)

4.Проверка первичного восприятия стихотворения

1. Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?

2. Какое чувство, настроение вызвало у вас стихотворение?

3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вы так думаете?

4. Какие слова вам запомнились и показались необычными?

5. Кто открыл для себя что-то новое?

6. Хотелось бы вам еще раз послушать стихотворение?

5.Самостоятельное чтение детьми стихотворения

После проверки первичного восприятия дети самостоятельно, не спеша, читают текст, отмечая карандашом слова и выражения, которые непонятны.

6.Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Туча"

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Скройся – скройся, удались, это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

Эти слова, мне кажется, настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.

Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом.

(у каждого ребёнка карточка-помощница)

2.Определите тему текста. (о родине, о природе, о детях, о животных, о любви к ближнему, о волшебстве, о приключениях)

3. Назовите главную мысль.

4. Определите жанр текста.

5. Назовите героя текста.

6. Опишите его образ.

7. Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.

8. Средства художественной выразительности.

Сравнение - это сопоставление одного предмета с другим . Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др. Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека.

Работа по алгоритму.

-Какова тема этого произведения? ( о природе)

-Какова главная мысль этого произведения?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Дата 01.10.2018г

УМК: Школа России.

Тема: А. С. Пушкин "Туча".

Цель урока: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Задачи урока: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни В.А. Жуковского ; познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебник Л. Ф. Климанова "Литературное чтение 4 класс 1 часть", презентация А.С.Пушкин "Туча" с аудиозаписью, презентация рефлексия, портрет писателя.

1. Организационный момент.

2.Речевая разминка.

2.1. Работа над скороговоркой

Справа от дорожки-

Я сверну с дорожки-

- Прочитайте стих-ие самостоятельно. (Карточки со стих-ем у каждого учащегося на парте).

Листьев желтая метелица Небо слезы льет горючие,

Все засыплет без следа… Медленно, издалека

Даже птица не осмелится Над землей стадами тучными

Показаться из гнезда Проплывают облака.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Какие приметы осени названы в стихотворении?

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Прочитаем медленно, с ускорением, с замедлением темпа, выразительно.

- Как бы вы его озаглавили? Почему?

3. Проверка домашнего задания.

- Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина "Няне".

4. Мотивация учебной деятельности

4.1. Установка на внимание

Осень пришла к нам село. Художники сразу принялись за работу: стали рисовать картины. Два художника нарисовали две похожие картины. Найдите, чем отличаются эти картины между собой.

далеко свежая синяя

голубой сладкая новая

желтый темная сильная

осень ливень белка

летят дождь ветка

гуси ветер олень

лист вечер осень

воздух солнце падает

утка грустно небо

5.1. Работа над загадкой

Пришла без красок

Все листья (Осень)

- Посмотрите на иллюстрации картин.

- Как вы думаете, о чем будет стихотворение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

- А теперь посмотрите на выставку книг. Со стихотворением какого автора мы познакомимся?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Правильно, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение А. С. Пушкина об осени.

- Чему мы будем учиться, работая над этим стихотворением?

- Наши действия: определим тему; исследуем содержание; представим картины, нарисованные автором; будем учиться выразительно читать стих-ие, опираясь на свое отношение к прочитанному.

6. Работа по теме урока.

6.1. Рассказ учителя

6.2. Знакомство со стих-ем А. С. Пушкина "Туча".

Презентация с сопровождением аудиозаписи стих-ия (слайд 1 - 11).

- Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?

- Какое настроение возникло у вас?

- Перечитайте стихотворение. В стих-ии встречаются слова, значение которых вам может быть непонятны, подчеркните их аккуратно карандашом.

6.3. Словарная работа. (Карточки со словами вывешиваю на доску)

Рассеять - разогнать в разные стороны, заставить разбежаться.

Лазурь - светло-синий цвет, синева.

Ликовать - торжествовать, восторженно радоваться.

Обвить - обмотать что-то вокруг чего-нибудь.

Алчный - жаждущий воды, влаги.

Миновать - пройти, окончиться.

7. Физкультминутка

8. Продолжение работы по теме урока.

8.2. Первичная проверка понимания:

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении

- Какую картину природы рисует поэт?

- Как изменения в природе влияют на настроение человека?

- Не кажется ли вам, что стихотворение имеет и другой скрытый смысл?

- В каких стихотворных строках эта мысль выражена наиболее ярко?

8.3. Дифференцированное задание.

Эпитет- образное определение, обычно выраженное сочетанием прилагательного с существительным (напр: ледяной взгляд, ясная лазурь и т.д.)
- Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
- Давайте проведем небольшой эксперимент: из четверостишия удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
- Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий.

8.4. Выразительное чтение стих-ия. (Работа в группах.)

- Каждый участник группы должен прочитать стих-ие выразительно. Вы выбираете одного участника, который выйдет к доске и прочитает стих-ие выразительно.

- Давайте послушаем несколько человек и определим, у кого выразительное чтение получилось лучше?

9. Обобщение и систематизация знаний

Весна красна цветами, а осень-плодами

- Какая пословица получилась ?

- Объясните смысл этой пословицы.

10.Рефлексия.

- Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (презентация 2 - рефлексия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей со стихотворением; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Планируемые результаты:

Предметные: создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа поэтического произведения.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Цель: познакомить детей со стихотворением; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Планируемые результаты:

Предметные: создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа поэтического произведения.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Оборудование: учебник, тетрадь.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на работу

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения, и я желаю вам хорошего

2.Целеполагание.

- Прежде чем приступить к изучению темы сегодняшнего урока, мы отправимся в мастерскую художника.

- Какое настроение передают ваши ассоциации? (Грустное, печальное и т.д.)

- Как вы можете описать увиденную на небе тучу?

- Как вы думаете, как бы описал ее А.С. Пушкин?

- О чем сегодня на уроке пойдет речь?

- Определите цели урока.

3.Актуализация.

- Кто из русских поэтов любил осень?

В этих внешне скромных зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи "Кто знает край, где небо блещет", "На холмах Грузии" стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.

Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике явились превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение "И вновь я посетил. " очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там дается трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях "Туча", "Осень" та же тема безысходности. Недаром Пушкин любил это время умирания природы: "Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей". Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное, неуловимое обычным глазом настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл.

4.Работа по теме урока.

2)Анализ стихотворения.

- Сколько планов можно выявить после прочтения этого стихотворения?

Повторим науку стихосложения

1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

2.Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).

3.Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола, анафора и т.д).

4.Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии, синтаксический параллелизм).

5.Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

Словарная работа:

Лазурь – 1. Светло-синий цвет (устар. и высок.) 2. Краска светло-синего цвета.

Ликующий – торжествующий,

Алчный – 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. перен. Страстно желающий чего-н. (устар.).

Древеса – деревья.

- О чём это стихотворение?

-Зачем автор написал о туче? Что он хотел сказать читателям?

Опишите, что вы представляете, прослушав стихотворение.

Словесное описание:

Пушкин радуется наступлению ясного дня после освежающей бури, оттого он жаждет, чтобы последняя туча ушла с небосклона и не скрывала солнца. Туча похожа на символ беды, угрозы, которая миновала, но оставила после себя след, неприятные воспоминания. Настроение лирического героя спокойное и умиротворенное. Тревога уходит из его души так же, как ветер гонит с неба запоздалую тучу.

Поработаем над анализом стихотворения, проследим движение мысли автора.

Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф.

Прочтите еще раз первую строфу.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

- Какой прием используется здесь?

(анафора – единоначалие)

(одна - одиночество, конец

тема восстания декабря 1825 года

буря - восстание, туча- память о восстании)

- Как вам кажется, что стоит за образом тучи?

- Найдите эпитеты в этой строчке, какой в них заложен смысл?

- В стихотворении может быть прямая и опосредованная система образов. В первом случае образ воспринимается читателем непосредственно, во втором случае образ соотнесен с чувствами автора.

(Лазурь- это жизнь)

- Что такое жизнь?

(словарь С.И.Ожегова - Проявление деятельности, энергии, оживления; созидание).

- В первой строфе вы определили анафору, эпитеты. Какие еще средства выразительности вы можете выделить?

(синтаксический параллелизм).

(сочетание нескольких строк с одинаковой синтаксической конструкцией).

- Найдите в последних двух строчках антитезу.

- Какая смысловая нагрузка лежит на этих эпитетах?

Работа со словарем:

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

- Какие два плана представлены во второй строфе?

- Находим средства выразительности… (анафора – единоначалие)

Работа со словарем:

2) являющийся тайной

3) выражающий загадочность

- В строфе «И алчную землю поила дождем тоже скрыт свой аллегорический смысл. Подумайте, что содержится в этих строфах?

(Общество жадно впитывало декабристские идеи: ликвидация крепостного права, дарование прав, свобод своему народу, ликвидация сословий, дарование Конституции. Некоторым было близко радикальное предложение Южного общества декабристов – ликвидация самодержавия и установление республики.

Они выдвинули смелые идеи, не побоялись прямо заявить о своих требованиях. Выйдя на Сенатскую площадь, они, по сути, отказывались от всего, что у них было в жизни: от положения в обществе, стабильности, семьи. Старались ведь не для себя: все они дворяне, у них и так все было. Главные их требования касались усовершенствования государственной жизни, улучшения положения крестьян).

Прочитайте третью строфу.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

- Как вы понимаете эту строфу? Дайте характеристику двух планов этих последних строк. Какие художественные средства употребляются автором?

Идея разума, идея свободы, естественных, эволюционных изменений, без потрясений и человеческих жертв - вот основа идея стихотворения.

- Что помогает выбрать правильную интонацию при исполнении произведения?

- Определим размер стиха.

(3-хсложный размер стиха с ударением на 2-й слог: 4-хстопный амфибрахий

Вид рифмовки строк: парная ААББ

После′дня я ту′ча рассе′ян ной бу′ри!
Одна′ ты несе′шься по я′сной лазу′ри).

Работа с оценочными листами, 1 столбик заполняется в ходе урока; второй – в конце.


формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами, учебником, иллюстрациями, лексической работы;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии одновременно с П. А. Катениным, М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым.

В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.

Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям.

- Какие картины вы представляли, слушая стихотворение А.С. Пушкина?

Изображение природы в стихотворении и на картине органично сливается с выражением душевных переживаний и эмоций человека. Сходство наблюдается в динамике чувств, которые испытывает поэт, и ощущении свежести и яркости солнечного дня ранней осени, переданном художником.

Объясните значение слов: алчный, древес, лазурь, унылый, ликующий, рассеянная, рассеять, облегать, обвивать, миноваться.

2.5. Исследовательская работа с текстом.

- Выпишите эпитеты из текста стихотворения. Какова их роль?

Эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.

- Выпишите из текста стихотворения олицетворения. Какая картина возникает в вашем воображении?

Туча - живое существо, несущее многие печали.

- Выпишите из текста стихотворения глаголы. Какую роль они играют?

- Какие события из прошлого и настоящего могли навеять образы и художественную идею стихотворения?

Поэт вспоминает трагические события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений).

В троекратном повторе звучит и упрек, и негодование.

- Найдите риторическое обращение. Каково его значение?

2.6. Слово учителя.

- Какой смысл имеет выражение грозы незримой сбиралась туча надо мной?

Гроза - это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи.

- Найдите риторическое восклицание в стихотворении. Каково его значение?

IV. Подведение итогов урока.

В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту.

V. Домашнее задание.


-75%

Читайте также: