Конспект урока закрепления по литературному чтению

Обновлено: 07.07.2024

  • – Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, соотносить отрывки с произведениями (задания в учебнике), называть героев изученных произведений, подтверждать текстом;
  • – соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки произведений с их названиями.
    – Называть имена, отчества и фамилии писателей, перечислять их произведения; – называть книги писателей, рассказывать о героях этих произведений (проверка уровня начитанности); – выбирать произведение или книгу из списка для самостоятельного чтения.

– Учитель организует и проводит проверочную работу.

– После выполнения заданий предлагается организовать само/взаимопроверку с использованием учебника и учебной хрестоматии. Оценка работ учащихся.

Конспект урока на закрепление по литературному чтению "Узелки на память". Разработан для учащихся 1 класса по программе "Школа России".
Целью является закрепление полученных знаний о буквах, обозначающих согласные и гласные звуки.

ВложениеРазмер
Конспект урока по литературному чтению "Узелки на память", 1 класс 27.72 КБ

Предварительный просмотр:

учителя начальных классов

Михайловой Елизаветы Владимировны

г. Оренбург, 2021 г.

Дисциплина: литературное чтение

Цель урока: Закрепление полученных знаний о буквах, обозначающих согласные и гласные звуки.

  • умение вставать на позицию другого человека; понимать чувство другого; находить и сравнивать разные точки зрения;
  • способность к самооценке;
  • формирование мотивационной основы учебной деятельности.

• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

• оценивать правильность выбора ответа на вопрос;

•фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, умения соотносить знания, определять проблему;

• оценка своей деятельности на уроке;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

• умения анализировать лирический текст;

• понимать и принимать учебную задачу;

• уметь сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать;

• уметь работать с информацией и обмениваться ею.

• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

• соотносить загадку и отгадку;

• выполнять один из элементов звукового анализа:

• интонационно выделять в словах звуки речи;

• определять интонацию, с которой нужно читать;

• умение работать с таблицей (лентой букв).

Оборудование: компьютер, Азбука.

Я желаю вам успешной работы на уроке и отличного настроения.

-Ребята, у вас на партах лежат конверты. В конвертах находятся буквы. Аккуратно достаньте и положите их перед собой.

-Покажите букву … (а, о, ё, у, ы, и, э,е)

-У вас на парте так же лежат два домика, разделите эти буквы по домикам.

-Назовите буквы первого домика (а, о, у, ы и, э). Почему вы их туда поселили?

Назовите буквы второго домика (ё, е). Почему вы поселили их во второй дом?

-Когда буквы е и ё обозначают два звука? (в начале слова, после буквы гласного звука, после ь,ъ знаков).

-Какие звуки обозначают букву е? (й, э)

Какие букву ё? (й, о).

Когда эти буквы обозначают один звук? (всегда, кроме 3х случаев)
-Сегодня на уроке мы снова поработаем с буквами гласных звуков и их секретами. Какую цель мы поставим? (научиться обозначать мяг. и тв. согласных зв. и читать их).

Приветствуют учителя, гостей.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Открывают конверты с буквами и показывают буквы.

Делят буквы на два домика.

Называют буквы первого домика, второго домика. Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопросы.

Ставят цель урока совместно с учителем.

установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету на примере развивающих заданий и вопросов учителя, способствующих созданию мотивации.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, формирование умения работать в парах

Что нам нужно, чтобы достичь цели урока? (активно работать на уроке, выполнять все задания)

Отвечают на вопрос.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать дальнейшее развитие сюжета и событий

-Откройте стр. 108 Азбуки, найдите веревочку с буквами гласных звуков.

Сейчас я покажу вам карточку с буквой согласного звука. Вы должны будете связать с этой буквой поочередно буквы гласных звуков (1-2 б. согл. зв).

-Получилось у нас правильно прочитать слоги? Что нужно для того, чтобы правильно прочитать слог?

Давайте прочитаем остальные слоги. Напечатаем эти слоги (1 пара). Слова соотнесем со схемами.

Прочитайте слово в третей рамочке слева. (Пугало.)

Пугало предлагает вам прочитать скороговорку на ту букву, на которую начинается его имя. Попробуйте прочитать быстрее. Еще быстрее.

-Давайте отгадаем первую загадку на стр. 108 (пчела), вторую загадку – мышка), загадку на стр. 109 (луна).

- Давайте повторим, какие буквы гласных звуков придают мягкость буквам согласных звуков. (е, ё). Прочитайте скороговорку внизу страницы 108. Кто сможет прочитать быстрее?

Обратимся к стр. 109.

-Назовите все, что изображенно в рамочках (гусь, ель, ёжик).

-Чтение текста про гуся.
-О каких парных согласных звуках по звонкости-

глухости вы узнали, прочитав рассказ о гусе? (О зву-

ках [г] и [к], [г’] и [к’].) Кто помнит, как звали гуся?

Как он пел вначале, а как потом? (Го-га. Ко-ка.) Какие звуки называются звонкими? Какие — глухими?

Повторение правил чтения букв Ее и Ёё .

— Какое слово на письме начинается на е ? (Ель.)

О чём нужно помнить, читая эти буквы? (Они могут читаться по-разному. Это зависит от того, какое место занимает буква в слове. Нужно посмотреть, где стоит буква: в начале слова, в середине, или в конце — и после каких букв.)

Чтение слогов с договариванием.

Методы обучения: словесный, диалогический, наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

Оборудование для урока:

Рисунки “На что похожа буква Л”. (Приложение № 2).

Таблица с образцом письма буквы Л.

Раздаточные карточки для работы в парах. (Приложение № 3)

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка.
  3. Формулирование темы и цели урока.
  4. Закрепление.
    а) Игра “Кто больше?”;
    б) Чтение слогов;
    в) Игра “Слоговое лото”.
  5. Физкультминутка.
  6. Чтение текста в азбуке.
  7. Итог урока.
  8. Самооценка учащихся.

Ход урока

1. Организация начала урока.

– Прозвенел звонок, начинаем урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и хочу, чтобы сегодняшний урок принес всем радость общения друг с другом.

2. Речевая разминка.

1. Дыхательная гимнастика. Задуть свечу.

2. Работа над дикцией.

а о и у ы (шепотом, громко, быстро).
Чистоговорки: Ло-ло-ло – на улице (тепло).
Лу-лу-лу – стоит стул (в углу).
Са-са-са – в лесу бегает (лиса).
Ры-ры-ры – летают (комары).
Та-та-та – у нас дома (чистота).

3. Формулирование темы и цели.

1. Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
2. В птичник повадится -
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. (Лиса)

3. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)

На доску прикрепляются картинки с отгадками. (Приложение №1)

– Подумайте, что общего в словах лук, лиса, лопата?

– Кто догадается, какая тема урока?

Тема: Звуки [л], [л'], буква л.

– Попробуйте поставить цель, чему будем учиться на уроке.

Цель:

1) Будем учиться различать звуки [л], [ л'] в словах.
2) Будем учиться читать слова с буквой л.

– К уроку вы, ребята, приготовили рисунки на тему “На что похожа буква л?”

Посмотрите на доску, какие интересные рисунки у вас получились. (Приложение № 2)

4. Закрепление.

Игра “Кто больше?”

– Проверим, кто больше знает слов со звуками [л] [л'].

– Работаем в группах.

1 группа: Назовите как можно больше растений, в названии которых есть звуки [л] [л'].

2 группа: Назовите как можно больше животных, в названии которых есть звуки [л] [л'].

3 группа: Назовите имена, которые начинаются со звуков [л] [л'].

– А у нас в классе есть дети с именами на букву л?

– Выйди, Лиза, возьми свою букву.

– Почему у Лизы буква Л заглавная?

– Ребята, посмотрите, у кого на партах есть буквы, возьмите их в руки, выйдите к доске.

(У ребят на партах буквы а, о, и. у. ы)

– Какие это буквы? (гласные)

– Назовите гласные, которые обозначают твердость предшествующего согласного звука.

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука.

– Образуем слоги с буквой л, прочитаем.

(Дети у доски по очереди подставляют гласную рядом с буквой л, образуя слог)

Игра “Слоговое лото”.

– У вас на партах тоже есть слоги с буквой л.

– Поработайте в парах.

– Достаньте слоги из конвертиков, разложите, прочитайте.

– Прочитайте свои слова.

кукла кукла лиса
лоси лиса сила
сила сало сало

(Карточки со словами крепятся к доске).

5. Физкультминутка.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!

6.Чтение текста в азбуке.

– Прочитаем текст в азбуке.

– Подготовимся к чтению, прочитаем трудные слова с доски.

– Откройте учебники на странице 62.

– Рассмотрите рисунок. Что изображено?

– Прочитаем текст и узнаем, как зовут детей.

– Я читаю, вы следите по учебнику.

– Читаем вслух по одному предложению.

– Как зовут мальчика слева?

– Подтвердите словами из текста.

– Как зовут девочку, которая сидит рядом? Как догадались?

– Как зовут мальчика и девочку, которые сидят справа?

– Найдите в тексте и прочитайте подтверждающие слова.

– Прочитайте текст с карандашом в руках и подчеркните букву л.

– Подсчитайте, сколько раз буква л встретилась в тексте. (12 раз)

7. Итог урока.

– С какой буквой читали слова на уроке?

– Какие звуки она обозначает?

8. Самооценка учащихся.

– У вас на партах лежит буква л. Если урок понравился, у вас отличное настроение закрасьте букву красным цветом. Если не все удалось, затруднялись – желтым. Если было трудно – синим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Перспективная начальная школа". Урок закрепления (проведен в ноябре).

Цель урока: способствовать формированию навыков правильного чтения, начальному формированию - находить и решать орфографическую задачу; закрепить понятие о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух, познавательные способности, внимание, умение слушать, наблюдать, сравнивать; воспитывать трудолюбие.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

- формировать внутреннюю позицию школьника;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать правильность, осознанность и беглость своего чтения;

- обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

- классифицировать звуки на гласные и согласные; сравнивать согласные звуки, парные по твердости - мягкости, различать их буквы, читать слова и предложения с изученными буквами;

- группировать слова по различным признакам;

- понимать задания, представленные схематически и выполнять их;

- соотносить изучаемый материал с собственным опы­том.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости;

- адекватно реагировать на обращение учителя;

- учиться слушать одноклассников, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.

Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем.

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

- Проверка рабочих мест.

II.Актуализация опорных знаний

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

- Я хочу вместе с вами попасть в сказочный город. А вы?

- Во время путешествия будут проверяться ваши знания, умения. Какова же тема урока?

Тема: Закрепление изученного материала.

- На вопросы заданий надо отвечать четко, понятно, поэтому, начнем с чистоговорки:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ны-ны-ны – будем мы в пути дружны.

Ей-ей-ей – шагай с другом веселей.

От-от-от – отправляемся в поход.

- Проведем испытание перед путешествием. Надо определить, какие буквы спрятались.



Н И О Л Й У М Р А ы

- Поделить буквы на 2 группы. Чем отличается гласный звук от согласного?

- Найти лишнюю букву среди букв, которые обозначают гласные звуки.

- Какой признак объединяет все согласные? (обозначают звонкие звуки)

- Какая буква лишняя? (Й – обозначает один звук)

- Молодцы! Отправляемся по дорожке в сказочный город.

Физкультминутка!

III. Закрепление изученного материала.

- Перед нами 3 дороги. Какую выбрать? (Предложения детей)

- Прочитать названия указателей.


- По этой дороге попалось на пути болото. Как его перейти?

- Нам в этом хочет помочь Кикимора. Только нужно выполнить задание.

- Ребята вы готовы к испытанию?

- Найди лишнее слово. Объясни свой выбор.

Комар – ударение падает на второй слог. Слово мужского рода.

Утка – начинается с гласного звука.

Ряска – отвечает на вопрос что?

Лягушка – 3 слога (закрыть слово).

- Кикимора нас пропускает. Выбираться из болота будем по кочкам. А кочки у нас звуковые. Я называю слова, а вы определяете первый звук: твердый согласный или мягкий согласный, поднимаете модель звука:

Болото, низкий, радуга, ловушка, рыба, мячик, лягушка.

(Дети показывают модель звука)

- Молодцы! Все справились с заданием. Путь открыт. Кикимора нас отпускает и желает доброго пути.

Физкультминутка!

– Мы опять попали на перекресток дорог. Может нам теперь повернуть направо?

- Идем направо. А на пути у нас дремучий лес. Встречает нас Леший. Давайте попросим его пропустить нас. (Высказывания – просьбы детей)

- Не хочет нас пропускать Леший. Чтобы пройти через лес надо выполнить задание.

- Ребята, у вас на партах лежат листы с заданием: нужно подчеркнуть слова, которые обозначают названия зверей. Дифференцированная работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-систематизация и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнение в чтении слогов и слов с освоенными буквами.

Задачи урока:

1)развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;

-совершенствовать приемы обучения чтению целых слов-формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

-воспринимать на слух и образно представлять текст и анализировать его содержание;

3)воспитывать культуру учебного труда, коллективизм, прививать доброе отношение к окружающему миру.

Конспект открытого урока литературного чтения (обучение грамоте)

-систематизация и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнение в чтении слогов и слов с освоенными буквами.

Задачи урока:

1)развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;

-совершенствовать приемы обучения чтению целых слов-формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;

-воспринимать на слух и образно представлять текст и анализировать его содержание;

3)воспитывать культуру учебного труда, коллективизм, прививать доброе отношение к окружающему миру.

Оборудование: таблицы, цветные фишки, задания на печатной основе;

таблица букв, учебник.

Содержание урока

Формирование УУД

- Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им свою улыбку.

-А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.

Ставим ушки на макушки

Ни минуты не теряем

И друг другу помогаем.

Каждый день всегда везде-

На занятиях, в игре,

Смело четко, говорим

И тихонечко сидим.

Для успешной работы нам надо вспомнить некоторые правила:

На уроке нужно говорить по – одному: один говорит, остальные внимательно слушают.

Если хочешь о чем-то спросить, что-то сказать – подними руку и подожди, пока учитель обратится к тебе

Главное на уроке тишина и ее надо беречь.

Личностные УУД

(самоопределение)

Создание ситуации успеха

- Посмотрим, как, это у нас получится сегодня на уроке.

Пусты поля, мокнет земля

День убывает, когда это бывает? (Осенью)

Ребята, как можно озаглавить эту картину?

Как вы думаете, какое из этих названий придумал учёный, а какое художник?

Разминка для глаз

(Закрываем, открываем, вверх, вниз, влево, вправо)

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуваем на руке три свечки.

Упражнение “Слоненок” и “Лягушонок”

“Слоненок” - дети вытягивают губы вперед. “Лягушонок” - растягивают губы в широкой улыбке.

Ребята, какую скороговорку мы выучили на прошлом уроке?

У зайки Бубы заболели зубы.

Буба это имя собственное или нарицательное?

(Это имя собственное)

А какое правило мы знаем?

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

УУД (логическое)

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Сегодня ребята урок листопада.

Вспомнить многое нам надо.

А ну отвечайте скорей,

Время года, какое стоит у дверей?

А кто мне скажет, какие изменения в природе происходит осенью?

(Называют приметы осени)

А кто мне составит не большой рассказ про осень?

Ученик:Наступила золотая осень.

На деревьях листья желтеют. Птицы улетают в теплые края.

Мне очень нравиться это время года.

Из чего состоит текст? (Из предложений)

-Сколько предложений составила… (4)

1-е Наступила золотая осень.

2-е На деревьях листья желтеют.

3-е Птицы улетают в теплые края.

4-е Мне очень нравиться это время года.

Составьте схему первого предложения.

А кто расскажет, что мы знаем о предложении?

Наступилазолотаяосень.

Слова в предложении обозначаются прямоугольниками.

-первое слово(Наступила) в предложении пишется с заглавной буквы

-второе слово (золотая) слова в предложении пишутся раздельно

Третье слово (осень)-в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительные знаки.

Физкультминутка.

Цель: развитие внимания, общей моторики, снятие усталости.

Станем мы деревьями

Ноги – это корни

Их расставим шире.

Наши руки – это ветви

Вместе им совсем не страшно

Когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут

Листья закрывают их.

Как придет за летом осень

Разлетятся листья вмиг.

Ребята, а вы умеете петь?

Я буду показывать на букву, а вы должны долго тянуть ее до тех пор, пока я не переведу указку на другую букву.

Дети поют песенку: (ооооааааыыыыыииииииуууууууоооо.)

-Почему у этих букв получилась такая мелодичная песенка?

-Потому что, буквы о, а, ы, и, у -обозначают гласные звуки

- Назовите признаки гласных звуков.

Гласные звуки – это звуки, которые тянутся, поются и при произнесении не встречают во рту преграду.

А ещё кто добавит?

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Перед школой, дошколята

Но не могут они точно

Согласным звукам характеристику дать.

Кто же даст нам характеристику?

Согласные звуки – это звуки, которые, не тянутся, не поются при произнесении встречают преграду.

А кто ещё добавит, что это за звуки?

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Учитель: Ребята, про какое время года говорится в загадке?

Скажите, а как готовятся дикие животные к зиме?

(Осенью они готовят себе запасы еды на зиму.)

Послушайте, про кого этот рассказ?

(Она не готовит себе на зиму запасы еды. Зимой ее спасает отличный слух. Она за много метров слышит, как под снежным покровом возятся и пищат грызуны, похожие на мышей. Лапы к зиме обрастают густой шерстью так, что торчат только кончики пальцев. Она зимой как бы в валенках, и лапки ее не мерзнут даже в сильные морозы.)

Учитель: Как живешь ты, первый “б”?

Дети: (показывая движения) Вот так!

У. Утром в школу как идешь?

Д. (показывая движения) Вот так!

У. Дома ночью как ты спишь?

Д. (показывая движения) Вот так!

Д. (показывая движения) Вот так!

У. А соседу как грозишь?

Д. (показывая движения) Вот так!

У. Соседа за руку берёшь?

Д. (показывая движения) Вот так!

Д. (показывая движения) Вот так!

А за партой как сидишь?

Д. (показывая движения) Вот так!

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество

Из чего состоит слово?

2 слога: Ли\са

Назовите первый слог: Ли

Это звук или слияние?

(слияние) , т.к образует 2 звука (л)(и)

Какую карточку берем?

Это звук или слияние?

Какие цвета возьмем?

Синий и красный, т.к буква а обозначает твердость предшествующего согласного звука.

Произнесите ещё раз слово осень и выделите ударный слог: Ли\ССАА

Значит второй слог ударный.

Познавательные УУД (логическое)

Для игры необходим набор: карточки с буквами А, а, О, о, И, и , ы У,у карточки, на которых изображены: заяц, лошадь, снегирь, рысь, утка; парашют к каждой букве, изображение самолета; мел.

Дети мелом соединяют букву и картинку, объясняя свой выбор, например: буква о приземлится на карточку с изображением лошади, потому что в слове [лошадь] я слышу звук [о]. Звук [о] на письме обозначается буквой О.

буква а приземлится на карточку с изображением зайца, потому что в слове [заяц] я слышу звук [а]. Звук [а] на письме обозначается буквой а.

буква и приземлится на карточку с изображением филина, потому что в слове [филин] я слышу звук [и]. Звук [и] на письме обозначается буквой и.

буква ы приземлится на карточку с изображением рысь, потому что в слове [рысь] я слышу звук [ы]. Звук [ы] на письме обозначается буквой ы.

буква у приземлится на карточку с изображением утки, потому что в слове (зубр] я слышу звук [у]. Звук [у] на письме обозначается буквой у.

Ребята, продолжите высказывания:

У меня получилось…

Мне было трудно…

Я постараюсь лучше….

Рефлексия.(работаем карандашом)

Работа по карте успеха:

Если вы считаете, что вы знаете и умеете очень хорошо то восклицательный знак.

А если иногда ошибаетесь – то,.

А если пока самостоятельно не выполняете, то ? знак

Спасибо за урок!

Список литературы

Горецкий В.Г. Русская азбука: учеб. Для 1кл. нач. шк. –М.:Просвещение, 2011г.

Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя- М.: Просвещение, 2011г.

Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М.: ВАКО, 2011г.

Читайте также: