Конспект по рисованию в подготовительной группе на тему осень монотипия

Обновлено: 06.07.2024

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно - эстетическое

Цель: Расширять у детей представления о живописи как виде изобразительного

искусства (пейзаж) в картинах художников.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, способами – эстамп,

Развивать интерес к нетрадиционному изображению деревьев; способствовать

возникновению интереса к экспериментированию; развивать мелкую моторику рук;

формировать познавательный интерес; воспитывать отзывчивость,

доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Совершенствовать технику рисования акварельными красками, работать аккура

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечат

ления об осени изобразительными средствами.

Воспитывать интерес к живописи, к природе, к изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Наблюдение за природой, рассматривание деревьев,

картин художников, разучивание стихов об осени, чтение стихотворных

произведений, сбор листьев на прогулке.

Материал: Презентация картины художников с изображением осеннего пейзажа.

Белые листы бумаги, акварельные, гуашевые краски,

кисти разных размеров, палитры, баночки с водой; губки, тряпочки, влажные

и сухие салфетки, сухие листья, клеенки.

Методы: Наглядный, словесный, практический, эвристический.

Приёмы: Рассматривание репродукций картин, художественное слово, беседа-

диалог, игровой, поощрения, запись осенних песен.

- Ребята сегодня нас ждет увлекательное путешествие и ещё много чего

интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее

- К нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

С добрым утром!

С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречайте!

День хороший начинай!

- Ребята, я приглашаю вас в удивительный мир искусства. Это зал живописи.

Художник берет кисти и краски, подходит к холсту. Холст белый, чистый. Художник

мечтает написать картину. Мы говорим: красками пишут.

А карандашами рисуют.

Что не пишет художник, он старается, чтобы все на холсте выходило как живое.

А художник - живописец.

- Каждая картина рассказывает нам что – то новое о мире.

- Ребята, а какое время года у нас сейчас? (осень)

Дети садятся на ковер.

Если видишь - на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Как называются художников, которые рисуют пейзаж?

- Я буду экскурсоводом, расскажу вам о картинах. (пейзажи осени)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Практическая часть занятия.

Дети садятся за столы.

Объяснение приемов выполнения работы.

- Ребята, а теперь давайте мы закроем глаза и превратимся в художников.

Сегодня мы будем рисовать с вами осенний пейзаж. Но вначале разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал, Плавные , волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.

Вот дубовый, Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот кленовый, Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки, Спокойно укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинки.

- Ребята, а каким цветом бывают осенние листья?

(желтые, красные, зеленые, коричневые, оранжевые, золотые листья).

- А почему деревья сбрасывают листья осенью?

Становится холодно, зимой веткам будет тяжело держать листья и снег; зимой

Сегодня, я хочу вас познакомить с нетрадиционной техникой рисования (зеркально

симметричных) изображений (монотипия).

- Как вы это будете рисовать? (Дети высказывают свои соображения).

- Я вам немного подскажу.

- Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом

разверните. Выше линии сгиба рисуете пейзаж, а ниже будет вода (речка или

озеро). На верхней части листа небо размоете голубой акварелью, смешанной с

водой, а траву зеленой акварелью, смешанной с водой.

- А деревья мы будем рисовать то же необычно; техникой эстамп – отпечаток на

листе бумаги. (листьями деревьев) потому что вдали листья напоминают кроны

деревьев с прорисовкой деталей.

Листик с дерева намажу

Снизу желтенькой я краской.

Сверху я его проглажу –

Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

Ничего нет проще.

Я могу наштамповать

Небольшую рощу.

Возьмем кленку и гуашевые краски. На палитре смешиваем краски разных цветов.

- Обратите внимание, что листочки нужно намазывать снизу, там, где выпуклые

прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на фон. И, не сдвигая,

осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно очень аккуратно,

чтобы не размазать изображение. А затем кистью, прорисовать коричневой краской

на изображениях листьев ствол, ветки.

- Рисовать надо быстро и аккуратно, пока не высохло наше небо, трава и деревья.

- А сейчас самое главное, когда закончите рисунок, смочите чистой водой

нижнюю часть листа при помощи поролоновой губки, сложите и прижмите его к

вашему рисунку. Потом развернете. Внизу получится озеро, в котором отражаются

деревья, небо и все, что вы нарисовали в верхней части листа. Рисунок в верхней

части можно, потом подрисовать, чтобы он стал ярче. (Показываю по мере

Самостоятельная деятельность детей. (звучит музыка).

- А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так вертикально и начинайте рисовать.

Индивидуальная помощь воспитателя.

- (В процессе работы помогаю тем, кто испытывает затруднения)

В конце занятия дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают,

- Посмотрите, какие красивые, необычные картины у нас получились.

- Как называются такие картины? (пейзаж)

- Что можно сказать про отражение, оно похоже на рисунок сверху или нет?

(похоже, только перевернутое)

- Какая картина вам понравилась ? Почему?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему вы научились?

- Что-то было для вас трудным?

- Что было интересным?

- Что получилось очень хорошо, а что не очень?

Закончить занятие я хочу стихотворением:

И в шесть, и в десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все что его интересует:

Цветы, машины, лес и сказки…

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле!

Конспект открытого занятия по рисованию

Подготовила: воспитатель первой категории

Кириенко Г. И.

- Какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт).

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете жанры. Перед вами картины

художников. Если вы внимательно посмотрите на эти работы, то откроете много

удивительных тайн. Я прочту вам стихи, а вы попробуете отгадать, к какому жанру

живописи относится картина.

Если видишь - на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Как называются художники, которые рисуют пейзаж?

(Дети, у которых, пейзаж, выставляют их на доску).

Посмотрите на доску, все ли правильно выставили пейзажи.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька твой сосед,-

Обязательно картина

Называется портрет.

- Рисовать настоящий портрет очень трудно. Надо знать много премудростей: где

расположены глаза, нос, рот, брови.

(Дети находят картинку с изображением портрета и выставляют на доску).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

(дети находят картинки с натюрмортом и выставляют их на доску).

- Как создать натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предметы,

стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли,

- Для чего же ребята художникам нужны пейзажи, портреты, натюрморты?

( картины пейзаж, вечно будут такими как их нарисовал художник, мы как бы

глядим на них как в окошко, любуемся, картины портрет, художники нарисовали их

такими как их видели и передали их образы нам, сорванные цветы завянут, фрукты





Интересно, что рисунки, нарисованные с использованием монотипии – всегда уникальны. Даже если будет рисовать только один человек – повторить рисунок он не сможет. Ведь два одинаковых отпечатка получить просто невозможно!
Для того, чтобы нарисовать рисунок в этой технике, вам понадобится чистый лист бумаги, краски и кисточки. Для рисования можно использовать как гуашь, так и акварель,мы в этих рисунках использовали гуашь.
Сложите лист бумаги пополам, а затем – разверните его, и нарисуйте что-нибудь на одной половине листа. Например, половину ствола дерева. А затем – снова сложите лист, плотно прижав нарисованную сторону к чистой. Разверните лист и посмотрите, что получилось!
Если вы все сделали верно, на второй половине листа бумаги сама собой окажется нарисованной вторая половина ствола. Мы рисовали отражения осенних деревьев в озере. Таким же образом, можно дорисовать крону дерева, яркие пятнышки плодов. Да и все, что захочется! Разноцветные бабочки, огромные букеты цветов, любимые животные – все это можно нарисовать за несколько минут с помощью этой необычной техники!

4 Воспитатель: да осень замечательное, очень красивое время года. Какая бывает осень? Дети: Ранняя, золотая, поздняя. Воспитатель: Правильно осень разная то яркая, нарядная, громкая, то тихая, грустная, серая. Об осени много сказано, Композиторы посвящали ей свои музыкальные произведения и песни, о ней писали поэты, посвящали ей свои стихи.. (чтение стихов) Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень: Не жалейте лета! Посмотрите роща золотом одета. Осенью В саду пожелтели, Осыпались клены, И только скамейка Осталась зеленой. Стоит она в тихой аллейке, И дождик Стучит по скамейке. Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, Бусы красные надев. (З. Федоровская) А. Барто О. Высотская Художники писали об осени картины. Дети, как называются картины о природе? Дети: Пейзаж. Да, это пейзажи такие особые картины, на которых художники изображают картины природы. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.).

Я же хотела сегодня вам рассказать о монотипии осенними листьями, хотя в данном варианте не важно осенние они или нет. Важна их форма. Просто осенью, когда все листья цветным ковром лежат у нас под ногами, собирать их легче. Для нашей работы мы собираем не самые красивые, яркие листочки, как мы это обычно делаем осенью, а листочки разных форм и размеров. И чем больше разных по форме листьев мы соберем, тем интереснее получится работа.

Я же этой осенью нарисовала уже несколько работ в технике монотипия листьями. Делать их легко. Работы получаются яркими. Что мне еще нравится в этих работах - двух одинаковых быть не может. Все они индивидуальны. Даже решив повторить сюжет, точной копии не получишь.

Читайте также: