Портрет в музыке и живописи 6 класс конспект урока с презентацией

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Дарина Руденко - Школьные учителя (vksaver).mp3

Дарина Руденко - Школьные учителя (минусовка) автор Е.Караванская (vksaver).mp3

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

формировать у обучающихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки;

совершенствовать навыки прочтения музыкального, художественного и литературного текста;

развивать познавательный интерес, творческие способности обучающихся;

формировать у обучающихся духовные потребности, литературный, художественный и музыкальный вкусы через организацию творческой

воспитывать нравственно-эмоциональную сферу, способность к

сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы;

воспитывать человека высокой культуры.

Дополнительный материал: портреты А.П. Керн, Е. Е.Керн, А.С. Пушкина,

М.И. Глинки, презентации.

I. Этап организации класса.

hello_html_m470c7e94.jpg

II. Этап проверки домашнего задания.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы:

- О каком жанре вокальной музыки мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое романс? С каким романсом мы познакомились на прошлом уроке?

Учитель : Прежде чем вспомнить это прекрасное произведение, проведём небольшую распевку.

работа по карточкам:

1 УПР.: собираем один общий звук на 5и ступенях вверх-вниз (М – О – А – И)

2 УПР.: работа над дикцией (ДА – БА; ДУ – РИ; ЛЯ – ЛЯ; ТУ - КИ)

3 УПР.: работа над дыханием и звуковедением: МА – МЭ – МИ – МО – МУ – держим слоги на одном звуке с последующим переходом на 0,5 тона.

Учитель : На предыдущих уроках, мы с вами начали знакомство с музыкальным образом. Что это такое? (обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Эмоции)

III. Этап изучения новых знаний.

1. Актуализация знаний.

Учитель : - Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства говорил поэт Николай Заболоцкий? ( портрет .)

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Учитель : Что такое портрет?

Это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Учитель : В каких видах искусств мы можем встретить портрет?

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, где писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр , где изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) человека. Рисуя портрет, художник передает индивидуальное сходство, раскрывает внутренний мир и характер изображаемого человека.

2. Формулирование темы урока.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Работа в тетради:

Камерный портрет – персона, представлена на нейтральном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи.

Парадный – это изображение официальных, государственных лиц. Направленный на возвеличивание.

- Как вы думаете, музыкой, звуками можно нарисовать портрет?

Учитель. Откройте учебник на стр. 22. Обратите внимание на прекрасные портреты русских художников.

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили,

Я музыку сюда бы ввел,

Чтобы они заговорили. С.Тюрин.

Учитель. Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла европейского уровня. Не случайно XVIII век в России называют веком портрета. В этом жанре писали лучшие русские художники: Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Всё это относится к портрету Александры Струйской (1772).

Этот портрет послужил источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок.

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Учитель. О таких прекрасных глазах писали не только художники, но и композиторы. Сегодня мы услышим один из прекраснейших романсов, который объединил 3-х великих талантливых людей.

Работа в тетради:

А.С. Пушкин - М.И. Глинка - Сергей Лемешев (лирический тенор).

А почти через 15 лет произошла знаковая встреча М. И. Глинки с дочерью Анны Керн – Екатериной. Вспыхнувшие между ними чувства и вдохновили композитора на написание романса, который мы сейчас услышим.

Слушая романс, обратите внимание на красоту женского портрета русских художников, современников А.С. Пушкина и М.И. Глинки.

Какие черты своих героинь стремились подчеркнуть авторы романса?

3. Слушание.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Что привлекает нас, современного человека в художественном образе портрета 19 века?

V. Этап информации о домашнем задании.

Подобрать стихи или высказывания, отражающие словесные портреты сверстников

VI. Этап рефлексии.

Я на уроке узнал, что…..

Я хочу узнать больше о….

Я расскажу сегодня дома о….

Выбранный для просмотра документ Презентация.ppt

Музыкальное приветствие

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальное приветствие

- О каком жанре вокальной музыки мы говорили на прошлом уроке? - Что такое ро.

- О каком жанре вокальной музыки мы говорили на прошлом уроке? - Что такое романс? С каким романсом мы познакомились на прошлом уроке?

Мечта. В волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет мо.

Мечта. В волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… А.С. Пушкин Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий. Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь? Какое еще искусство может нарисовать портрет?

Портрет в музыке и живописи

Портрет в музыке и живописи

Виды портрета камерный исторический автопортрет парадный

Виды портрета камерный исторический автопортрет парадный

От красок шумно и светло Я музыку сюда бы ввел, Картины воздух обступили Что.

От красок шумно и светло Я музыку сюда бы ввел, Картины воздух обступили Чтобы они заговорили… С.Тюрин

Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев рубежа XVII – XIX веков.

Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев рубежа XVII – XIX веков. Атмосфера портретов переносит нас в мир Росси Пушкинской эпохи. Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. Их женские портреты также чисты и прозрачны, как музыка и стихи романсов. Умные и благородные лица тех, кому посвящали свои поэтические и музыкальные посвящения, запечатлели художники.

Ф.С.Рокотов Портрет Струйской Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и св.

Ф.С.Рокотов Портрет Струйской Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской – самая известная работа кисти Федора Степановича Рокотова.

Особое место в творчестве художника Ф.С. Рокотова занимает портрет А. Струйск.

Особое место в творчестве художника Ф.С. Рокотова занимает портрет А. Струйской (1772). Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого: Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок. Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Этот стих является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Возд.

Рассмотрите женские портреты русских художников, современников А.С. Пушкина и.

Рассмотрите женские портреты русских художников, современников А.С. Пушкина и М.И.Глинки. -Какие черты своих героинь стремились подчеркнуть художники? -Какой из женских образов, запечатлённых в портретах русских художников, по-вашему, наиболее созвучен романсу М. И.Глинки? А вальсу?



В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной

В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной

На этом портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́, из графского рода Толст.

На этом портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́, из графского рода Толстых. Эта красивая молодая женщина через год после свадьбы скончалась от чахотки. Художник использовал принцип натюрморта – окружение помогает раскрыть образ. Боровиковский показывает не общественное положение Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности. Гармоничное слияние человека с природой характерно для живописи конца XVIII в. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: её чуть склонённая фигура повторяет форму склоненных колосьев, берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Своё понимание красоты в искусстве М.И. Глинка выразил словами: «Все искусств.

Что привлекает нас, современного человека в художественном образе портрета 19.

Домашнее задание: Подобрать стихи или высказывания, отражающие словесные порт.

Домашнее задание: Подобрать стихи или высказывания, отражающие словесные портреты сверстников

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 246 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Удивительный мир музыкальных образов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.09.2019 10772
  • RAR 23.1 мбайт
  • 803 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Левина Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Цели и задачи урока:

  • Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
  • Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступление.

Учитель читает стихи Листова

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.

Презентация Слайд 2

Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

Презентация. Слайд 3

Ученики читают строки Пушкина со слайда:

Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Презентация. Слайд №4 (портреты)

Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:

От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
С.Тюрин

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Презентация Слайд №6

Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?

А может ли музыка нарисовать портрет?

Учитель: Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Как звучит музыка этого вальса?

Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.

Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?

(Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).

Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:

Презентация Слайд №7,

Презентация Слайд №8

Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.

Приложение №8 Слайд №9

Ученики читают стихи:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,

Презентация Слайд №10

Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Презентация Слайд №12, 13

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Презентация Слайд №14

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь

Презентация Слайд №15

И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)

Приложение №5 Слайд №16

Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

  • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
  • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
  • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

В конце урока можно предложить учащимся домашнее задание в виде отзыва - рисунка, или отзыва в стихах или прозе.

Презентация Слайд №18 , 19

Дополнительный материал

Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?

Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Портрет в музыке и живописи.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- портрет в живописи, литературе, музыке;

- музыкальные портреты в творчестве русских композиторов;

- вокально-инструментальные и инструментальные портреты;

- влияние исполнения на восприятие музыки.

Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для того чтобы начать разговор о музыкальных портретах, вспомним, что такое портрет.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.

Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.

Откроем нашу картинную галерею двойным литературно-музыкальным портретом, вершиной русской романсовой лирики.

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Один из самых знаменитых исполнителей этого романса – Сергей Яковлевич Лемешев. Музыка, исполняемая им с глубоким чувством, обогатила женский словесный портрет, созданный Пушкиным.

Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.

Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю.

Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор.

Виды художественных портретов

Разновидностей художественных портретов великое множество. Вот только некоторые из них:

Индивидуальный – когда изображён один человек.

Групповой – когда изображена целая семья, друзья или коллеги.

Исторический портрет – изображает героя по воспоминаниям или литературным описаниям современников.

Портрет-картина – изображение конкретного человека в каких-либо декорациях.

Автопортрет – когда художник изображает сам себя.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Вычеркните элемент, которого нет в романсе?

Варианты ответа: иллюстрация; текст; музыка

Ответить на вопрос поможет определение романса, пройденное на уроке. Романс – это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Музыкальное предполагает наличие музыки, поэтическое – текста. В определении отсутствует упоминание иллюстраций в том или ином виде.

Портрет – произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии).

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для того чтобы начать разговор о музыкальных портретах, вспомним, что такое портрет.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.

Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.

Откроем нашу картинную галерею двойным литературно-музыкальным портретом, вершиной русской романсовой лирики.

Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Один из самых знаменитых исполнителей этого романса – Сергей Яковлевич Лемешев. Музыка, исполняемая им с глубоким чувством, обогатила женский словесный портрет, созданный Пушкиным.

Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.

Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю.

Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна. Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор.

Виды художественных портретов

Разновидностей художественных портретов великое множество. Вот только некоторые из них:

Индивидуальный – когда изображён один человек.

Групповой – когда изображена целая семья, друзья или коллеги.

Исторический портрет – изображает героя по воспоминаниям или литературным описаниям современников.

Портрет-картина – изображение конкретного человека в каких-либо декорациях.

Автопортрет – когда художник изображает сам себя.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Вычеркните элемент, которого нет в романсе?

Варианты ответа: иллюстрация; текст; музыка

Ответить на вопрос поможет определение романса, пройденное на уроке. Романс – это камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Музыкальное предполагает наличие музыки, поэтическое – текста. В определении отсутствует упоминание иллюстраций в том или ином виде.

Читайте также: