Побудительные предложения 3 класс конспект урока планета знаний
Обновлено: 05.07.2024
- Сегодня мы должны вспомнить всё, что изучали на предыдущих уроках по этой теме.
- Начнём свою работу с минутки чистописания.
Посмотрите на доску.
Задание: составить из каждой группы кружков слова.
- Прочитайте получившееся предложение.
- Как вы его понимаете?
- Записать это предложение.
Проверить по записи учителя на магнитной доске.
Письмо-одежда устной речи
2. Словарная работа.
Перед вами слово, вам уже знакомое:
Подберите в словаре на каждую букву слова по одному слову из словаря.
(Один ученик в это время на индивидуальной доске делает фонетический разбор слова: письмо).
- Слово "интересный" - новое для вас слово, проговорим его орфографически, грамотно спишите его с доски и запомните.
Проверка: сопоставление словарных слов и звуко-буквенного разбора. Учащиеся работают со светофорами.
- Ребята, а кто-нибудь написал слово, начинающееся с буквы ь ?
- А почему нельзя этого сделать?
(Потому, что эта буква не имеет звука. )
- Какое же новое слово вам сегодня встретилось?
(интересный) Вы часто его используете в своей речи?
- Сейчас я назову вам синонимы к этому слову.
- увлекательный разговор,
- занимательный рассказ,
- занятный ребус,
- любопытный случай.
3. Работа с предложением.
- Запишем предложение с одним из этих словосочетаний с комментированием:
Ольга Шилова написала занятный рассказ.
(Ученик комментирует все встречающиеся в предложении орфограммы)
Задание: Найти главные члены предложения, стрелками показать связь слов в предложении.
(Ученики используют сигналы-светофоры, проверяя правильность выполнения задания).
ФИЗМИНУТКА.
"Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел!"
4. Прочитайте ещё раз тему нашего урока.
- Сейчас я приглашаю к доске моих помощников, и они напомнят нам, что мы знаем об этих предложениях.
"Если мысль закончил ты,
Написал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. ""Чувства сыплются наружу,
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас -
Восклицательный здесь знак!""С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет всё в порядке. "
- Итак, ребята помогли нам вспомнить, когда какие ставить знаки в конце предложения.
А сейчас каждый из вас проверит свои знания.
5. Тестирование.
(Учитель читает задания, учащиеся выбирают верный ответ и записывают его на индивидуальных досках. )
1. Выберите верное утверждение:
а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капели
б) речь – это разговор, рассказ, письмо, вопрос;
а) предложение - это набор букв и слогов;
б) предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль;
в) предложение - это группа слов, не связанных между собой по смыслу;
а) в конце каждого предложения всегда ставится точка;
б) в конце каждого предложения ставится запятая;
в) в конце каждого предложения ставится или точка (. ), или восклицательный знак (!), или вопросительный знак (?).
Укажите, сколько предложений в тексте:
"Вы видели лебедей? Они плавают в пруду. Какие это красивые птицы! "
5. Выберите нужную группу знаков для этого текста:
Проверка выполняется после каждого задания, один ученик выполняет тестирование на классной доске.
6. Работа с учебником.
Сегодня на уроке мы учимся различать предложения по интонации и по цели высказывания.
Сейчас вы поупражняетесь в постановке знаков препинания в конце предложения.
Откройте учебник (Полякова Т. В. "Русский язык. " 3кл. ) стр. 44 , упр. 116.
1в. – предложения №1, 2. 2в. - предложения №3, 4.
Проверка: -Тем, кто быстро напишет свои предложения, подумать над заданием №4.
При проверке дети должны при чтении предложений голосом передать нужную интонацию.
№4 - Прочитать правило!
7. Задание на дом:
1 Придумать 3 побудительных предложения;
8. Обобщение изученного.
- Ребята, подумайте и скажите: зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?
(Они передают наши чувства. )
- Правильно, ребята, человек радуется и огорчается, о чём-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.
Убедитесь в этом сами. Попробуйте прочитать с нужной интонацией текст упр. №117, 1минута на подготовку.
Чтение по ролям.
9. Подведение итогов.
- Итак урок подходит к концу.
Давайте его ещё раз вспомним и составим нашу "Ромашку":
- От каждого ряда приглашаю по 1 ученику для выбора лепестков и чтения этапов урока, записанных на лепестках. Все остальные учащиеся используют сигналы "Светофора", выражая своё согласие.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Метод: урок-исследования С. 68–69, № 90–96
Предметные Метапредметные Личностные
Отличать побудительные по цели высказывания предложения, определять тип предложения по цели высказывания Осознавать практическую значимость изучения русского языка Наблюдать, анализировать и делать выводы, отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать мнение
Межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, карточка с таблицей
1 Мотивация знаний.
Число. Классная работа. Каллиграфическая минутка.
Стараются писать каллиграфическим почерком Трусов Павел, Тюрина Юля, Щучкин Федя, Болтаев Сабир, и др.
Слайд 1 Урок русского языка.
Слайд 2 Хочу научиться писать,
Чтобы пятерки получать.
Хочу научиться писать,
Чтобы маму не огорчать.
Хочу научиться писать,
Чтобы грамотным стать.
Ученики пишут в тетради.
Двадцать девятое октября. Классная работа.
Читают стихи Слайд 2 Пишут сочетания букв
Работа над ошибками. Многие допустили ошибки в словах: ссора, скрипач, не видишь луж. Записать правильно, объяснить орфограммы.
Слайд 3. Работа над ошибками
Поссориться – ссора
Поссориться – ссора
скрипач (м.р.)– скрипка
не видишь (гл) луж (м.р.)
2. Постановка проблемы.
- Слово дает общее значение предмету, а словосочетание - … . Какая конструкция служит для выражения наших мыслей и чувств?
- Какие предложения по цели высказывания мы выучили?
Какие еще по цели высказывания есть? Сообщаем… Спрашиваем… Побуждаем…
- Наши цели на уроке?
У нас урок-исследования. Будем исследовать побудительные предложения. Цели и задачи
3. Актуализация знаний. Упр.96, стр.69.
- Прочитайте правила поведения в лесу.
- Прочитать без разъяснений.
- Какой вывод сделаем об отношении к лесу?
1 группе составить 2 правила поведения в транспорте. 2 и 3 группе по 2 предложения записать без разъяснений. Раскрыть скобки.
- Как написали частицу не с глаголами?
- Что содержится в этих предложениях: совет, просьба, запрет, приказ? Смотреть стр. 68, слова в рамочках.
- Какие правила поведения в транспорте надо соблюдать?
Слайд5 Задачи и цели.
(Не) подходите близко к гнездам птиц. (Не) шумите в лесу.
(Не) рвите в лесу цветов. (Не) ломайте ветки деревьев и кустарников.
совет просьба запрет приказ
Отвечают на вопросы.
СС дает конкретное значение предмету. Для выражения мыслей и чувств служат предложения.
Повествовательные и восклицательные.
Научить отличать предложения по цели высказывания.
Закрепить знания, выполнив, упр., повторить пройденный материал.
Читают текст из упр. 96. Наблюдают, сравнивают, выделяют. Читают без разъяснений.
Не подходите близко к гнездам птиц. Не шумите в лесу.
Не рвите в лесу цветов. Не ломайте ветки деревьев и кустарников.
Делают вывод: бережно относиться к природе, лесным богатствам
- Не с глаголами пишется раздельно.
совет просьба запрет приказ
В транспорте надо вести себя достойно:
– не шуметь и не толкаться;
– уступать места пожилым людям и инвалидам
4. Организация познавательной деятельности. Упр.90. Прочитайте текст.
- Какие предложения встретились по цели высказывания?
Повторите правила. Стр. 64. Расскажите о предложениях.
- Прочитайте последнее предложение. Что содержится в высказывании: совет, просьба, запрет, приказ?
- Составим предложение. Вместо слова эту подставим название и имя автора.
Обязательно прочитайте эту книгу и обсудите ее с друзьями.
Повествовательные и восклицательные
Составляют и записывают предложение.
- Прочитаем правило, стр.68.
- Какие глаголы употреблены в предложениях? Назовите.
- Что обозначают повелительные формы глаголов в предложениях?
- Эти глаголы побуждают к действию.
В побудительных предложениях
глаголы в повелительной форме побуждают к действию:
прочитайте, напиши, закройте.
Читают, отвечают на вопросы.
Находят, выделяют, сравнивают.
Совет, просьбу, запрет, приказ
5. Физминутка
6. Первичное закрепление.
– Прочитать заклички. Доказать, что они относятся к побудительным предложениям.
- Назови глаголы. Какие используются формы повелительных глаголов: совет, просьба, запрет, приказ?
- Назовите слова, к которым обращаются?
- Записать по одной закличке каждой группе.
Исторические заклички это - обрядовые песни.
Обращаются к Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам как к живым существам.
Глаголы в повелительной форме побуждают к действию:
поливай, припусти, подрасти, покажись.
Читают, находят, выделяют, отвечают на вопросы.
Поливай, припусти, подрасти, покажись.
совет, просьба, запрет, приказ
- Прочитать пословицы. Доказать, что они относятся к побудительным предложениям.
- Укажите глаголы повелительной формы. Обратите внимание на употребление частицы не с глаголами в последней пословице.
- Записать по одной пословице каждой группе.
- Объясните значение глагола не кори в последней пословице.
В глаза не хвали, а за глаза не кори.
Не кори - не упрекай, не обвиняй.
Читают, отвечают на вопросы.
Глаголы побуждают к действию.
8. Составляем проект в виде кластера. Первую строку коллективно. Работаем парами. Проверяем друг у друга.
Слайд 15. Проект
Уверен в знаниях – синий смайлик
Не уверен – красный
Слайд 16. Спасибо за урок.
Ученики поднимают смайлики.
Записывают в дневниках д.з.
Цифровой Учебник Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (2013 год)
Учитель: Маликова Е.А.
- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных;
- формирование навыка владения речевой нормой.
- Развивать у школьника речевую и письменную деятельность. Помочь овладеть языком как средством познания и общения.
Деятельность учителя и учащихся
ный момент. Психологи -
Работа над девизом урока
Включение в учебную деятельность
- И так, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!
- Соберите из карточек, которые у вас на столах, пословицу, которая станет девизом нашего сегодняшнего урока. Работа в парах.
Учащиеся собирают из карточек пословицу.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Берись дружно – не будет грузно!
- Если мы вместе дружно будем работать, то у нас все получится, и делать все будет легко.
Мотивация к деятельности
Введение ситуации мотивирующей узнать новое
Учитель для мотивации деятельности учащихся начинает урок с загадывания загадок.
Отгадайте три загадки, а затем со словами-отгадками придумайте предложения разные по цели высказывания. Разрешается изменять окончания, добавлять другие слова, фантазировать.
Хоть живем в лесу, в болоте,
Нас повсюду вы найдете:
На полянке, на опушке.
Мы зелёные …(лягушки)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Я люблю прямоту,
Сделать новую черту
Что-нибудь без меня
Начертить сумей – ка!
Кто же я? . (линейка)
Актуализация опорных знаний
Создать условия для осознания темы урока, готовность мышления, осознание потребности к поиску истины
Какие записи являются предложениями? (1 и 4)
Сядем ровно. Откроем тетради и запишем число.
Запишите четвертое предложение.
Грибники потянулись с корзинами в лес.
- Что же такое предложение?
Предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически (с помощью предлогов, союзов, путем изменения окончаний).
- Как отличить предложение от группы слов?
Предложение выражает законченную мысль.
Постановка учебной задачи
Выявление места и причины затруднения
Какие по цели высказывания бывают предложения?
Предложения бывают: повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные.
- С какой целью мы пользуемся повествовательным предложением? Приведите примеры.
- С какой целью мы пользуемся вопросительным предложением? Приведите примеры.
- С какой целью мы пользуемся побудительным предложением? Приведите примеры.
- Какие бывают предложения по интонации?
Открытие детьми нового знания
Приобретение новых знаний и умение их использовать в различных ситуаций.
Несколько учеников выступают с рассказом о предложении.
Общаясь, мы обмениваемся мыслями (о чем-то спрашиваем, отвечаем на вопросы, сообщаем о чем–нибудь, просим), выражаем разные чувства. В этих целях мы используем конструкции, построенные из слов, - предложения.
Слова в предложении связываются по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов).
Последние листья опадают с деревьев.
Находим в этом предложении грамматическую основу. Ставим вопрос. Что? Листья. Значит слово листья это подлежащее, подчеркиваем его одной чертой. Находим сказуемое. Ставим вопрос от подлежащего. Листья что делают? Опадают. Значит слово опадают – это сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами. Листья (какие?) последние. Опадают с чего? С деревьев.
Предложения по цели могут быть разными.
Предложения, которые заключают в себе вопрос, называются вопросительными.
Например: Ты пойдешь в зоопарк? А где ты взял такую интересную книгу?
Часто в вопросительных предложениях употребляются специальные слова-помощники: что, зачем, почему, отчего и другие. Они произносятся с некоторым повышением тона голоса – вопросительной интонацией. На письме в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Когда придет мама? Почему у зайки длинные ушки?
Например: Я иду в школу. В библиотеке много интересных книг.
Предложение выражает мысли и чувства и отличается интонационной законченностью.
Предложения, в которых выражается побуждение кого – либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба, призыв, пожелание, запрещение. Мольба.
Например: Напиши Мише письмо. Закройте, пожалуйста, дверь.
Предложения, в которых выражаются сильные чувства (эмоции), называют восклицательными. Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце его ставится восклицательный знак. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.
Например: Давайте жить дружно! (побудительное)
Сколько же вас? (вопросительное)
Мама пришла! (повествовательное)
- Какие же бывают предложения по интонации? Они бывают восклицательные и невосклицательные.
- Чем отличается восклицательное предложение от невосклицательного?
В конце восклицательного предложения мы ставим восклицательный знак.
Восклицательное предложение может быть побудительным. (Умойся сейчас же!)
Невосклицательное предложение тоже может быть побудительным. (Иди спать).
- А теперь дадим характеристику записанному предложению.
(Это предложение повествовательное, невосклицательное).
- В любом предложении есть основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете? Давайте найдем грамматическую основу выписанного предложения.
Дети повторяют движения за учителем под музыку Ничего на свету
Первичное закрепление знаний.
Работа в группах.
Включение в систему знаний и повторение
Применить новые знания на практике. Воспроизвести ранее изученного.
Работа с карточками.
Определи, каким является каждое предложение по цели высказывания. Соедини с табличкой. Поставь нужные знаки.
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.
Учитель узнает мнения детей: как работали, их предположения, чего узнали нового о предложениях.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения. Технологическая карта и презентация Цель: создание условий для освоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.). Задачи: Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения. Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах. Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Отгадайте загадку! Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится, Грусть-тоска её боится.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Закончите высказывание Предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов); выражает законченную мысль.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Запишите предложения, расставив в конце знаки. Какие это предложения по цели высказывания? Наш класс был в музее занимательных наук Эйнштейна А вы были в этом музее Обязательно посетите его (побудит.) (вопросит.) (повест. )
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Что выражают данные предложения? Сходи, пожалуйста, в магазин. Не играй со спичками! Прочитай задачу ещё раз внимательнее. Пойдём в кино!
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Какие предложения называются побудительными? Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба, призыв, пожелание, запрещение, мольба.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Соберите пословицы (упр. 93) Семь раз отмерь - … Друга – ищи, а … В глаза не хвали, а … один отрежь. за глаза не кори. найдёшь - береги. • Запишите пословицы, подчеркните повелительные формы глаголов.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.
Цель: создание условий для освоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.).
Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения .
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты
Предметные :
научатся: находить побудительные предложения;
получат возможность научиться: строить побудительные предложения на основе знаний об их особенностях .
Метапредметные:
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Читайте также:
- Конспект правонарушения дорога в пропасть
- Числовые выражения 2 класс конспект урока и презентация школа россии
- Смыслоразличительная роль ударения 1 класс конспект урока
- Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе
- Религиозные ритуалы обычаи и обряды 4 класс орксэ презентация и конспект урока