Побудительные предложения 3 класс конспект урока планета знаний

Обновлено: 05.07.2024

- Сегодня мы должны вспомнить всё, что изучали на предыдущих уроках по этой теме.

- Начнём свою работу с минутки чистописания.

Посмотрите на доску.

Задание: составить из каждой группы кружков слова.

- Прочитайте получившееся предложение.

- Как вы его понимаете?

- Записать это предложение.

Проверить по записи учителя на магнитной доске.

Письмо-одежда устной речи

2. Словарная работа.

Перед вами слово, вам уже знакомое:

Подберите в словаре на каждую букву слова по одному слову из словаря.

(Один ученик в это время на индивидуальной доске делает фонетический разбор слова: письмо).

- Слово "интересный" - новое для вас слово, проговорим его орфографически, грамотно спишите его с доски и запомните.

Проверка: сопоставление словарных слов и звуко-буквенного разбора. Учащиеся работают со светофорами.

- Ребята, а кто-нибудь написал слово, начинающееся с буквы ь ?

- А почему нельзя этого сделать?

(Потому, что эта буква не имеет звука. )

- Какое же новое слово вам сегодня встретилось?

(интересный) Вы часто его используете в своей речи?

- Сейчас я назову вам синонимы к этому слову.

  • увлекательный разговор,
  • занимательный рассказ,
  • занятный ребус,
  • любопытный случай.

3. Работа с предложением.

- Запишем предложение с одним из этих словосочетаний с комментированием:

Ольга Шилова написала занятный рассказ.

(Ученик комментирует все встречающиеся в предложении орфограммы)

Задание: Найти главные члены предложения, стрелками показать связь слов в предложении.

(Ученики используют сигналы-светофоры, проверяя правильность выполнения задания).

ФИЗМИНУТКА.

"Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел!"

4. Прочитайте ещё раз тему нашего урока.

- Сейчас я приглашаю к доске моих помощников, и они напомнят нам, что мы знаем об этих предложениях.

"Если мысль закончил ты,
Написал на строчку,
Не забудь, в конце поставь
Кругленькую точку. "

"Чувства сыплются наружу,
Восхищение в словах!
Торжество, тревога, ужас -
Восклицательный здесь знак!"

"С почемучкой дружишь ты?
Значит и в тетрадке
Знак вопроса смело ставь,
Будет всё в порядке. "

- Итак, ребята помогли нам вспомнить, когда какие ставить знаки в конце предложения.

А сейчас каждый из вас проверит свои знания.

5. Тестирование.

(Учитель читает задания, учащиеся выбирают верный ответ и записывают его на индивидуальных досках. )

1. Выберите верное утверждение:

а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капели
б) речь – это разговор, рассказ, письмо, вопрос;

а) предложение - это набор букв и слогов;
б) предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль;
в) предложение - это группа слов, не связанных между собой по смыслу;

а) в конце каждого предложения всегда ставится точка;
б) в конце каждого предложения ставится запятая;
в) в конце каждого предложения ставится или точка (. ), или восклицательный знак (!), или вопросительный знак (?).

Укажите, сколько предложений в тексте:

"Вы видели лебедей? Они плавают в пруду. Какие это красивые птицы! "

5. Выберите нужную группу знаков для этого текста:

Проверка выполняется после каждого задания, один ученик выполняет тестирование на классной доске.

6. Работа с учебником.

Сегодня на уроке мы учимся различать предложения по интонации и по цели высказывания.

Сейчас вы поупражняетесь в постановке знаков препинания в конце предложения.

Откройте учебник (Полякова Т. В. "Русский язык. " 3кл. ) стр. 44 , упр. 116.

1в. – предложения №1, 2. 2в. - предложения №3, 4.

Проверка: -Тем, кто быстро напишет свои предложения, подумать над заданием №4.

При проверке дети должны при чтении предложений голосом передать нужную интонацию.

№4 - Прочитать правило!

7. Задание на дом:

1 Придумать 3 побудительных предложения;

8. Обобщение изученного.

- Ребята, подумайте и скажите: зачем нужны вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения?

(Они передают наши чувства. )

- Правильно, ребята, человек радуется и огорчается, о чём-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

Убедитесь в этом сами. Попробуйте прочитать с нужной интонацией текст упр. №117, 1минута на подготовку.

Чтение по ролям.

9. Подведение итогов.

- Итак урок подходит к концу.

Давайте его ещё раз вспомним и составим нашу "Ромашку":

- От каждого ряда приглашаю по 1 ученику для выбора лепестков и чтения этапов урока, записанных на лепестках. Все остальные учащиеся используют сигналы "Светофора", выражая своё согласие.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Метод: урок-исследования С. 68–69, № 90–96

Предметные Метапредметные Личностные

Отличать побудительные по цели высказывания предложения, определять тип предложения по цели высказывания Осознавать практическую значимость изучения русского языка Наблюдать, анализировать и делать выводы, отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать мнение

Межпредметные связи: литературное чтение, развитие речи

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, карточка с таблицей

1 Мотивация знаний.

Число. Классная работа. Каллиграфическая минутка.

Стараются писать каллиграфическим почерком Трусов Павел, Тюрина Юля, Щучкин Федя, Болтаев Сабир, и др.

Слайд 1 Урок русского языка.

Слайд 2 Хочу научиться писать,

Чтобы пятерки получать.

Хочу научиться писать,

Чтобы маму не огорчать.

Хочу научиться писать,

Чтобы грамотным стать.

Ученики пишут в тетради.

Двадцать девятое октября. Классная работа.

Читают стихи Слайд 2 Пишут сочетания букв

Работа над ошибками. Многие допустили ошибки в словах: ссора, скрипач, не видишь луж. Записать правильно, объяснить орфограммы.

Слайд 3. Работа над ошибками

Поссориться – ссора

Поссориться – ссора

скрипач (м.р.)– скрипка

не видишь (гл) луж (м.р.)

2. Постановка проблемы.

- Слово дает общее значение предмету, а словосочетание - … . Какая конструкция служит для выражения наших мыслей и чувств?

- Какие предложения по цели высказывания мы выучили?

Какие еще по цели высказывания есть? Сообщаем… Спрашиваем… Побуждаем…

- Наши цели на уроке?

У нас урок-исследования. Будем исследовать побудительные предложения. Цели и задачи

3. Актуализация знаний. Упр.96, стр.69.

- Прочитайте правила поведения в лесу.

- Прочитать без разъяснений.

- Какой вывод сделаем об отношении к лесу?

1 группе составить 2 правила поведения в транспорте. 2 и 3 группе по 2 предложения записать без разъяснений. Раскрыть скобки.

- Как написали частицу не с глаголами?

- Что содержится в этих предложениях: совет, просьба, запрет, приказ? Смотреть стр. 68, слова в рамочках.

- Какие правила поведения в транспорте надо соблюдать?

Слайд5 Задачи и цели.

(Не) подходите близко к гнездам птиц. (Не) шумите в лесу.

(Не) рвите в лесу цветов. (Не) ломайте ветки деревьев и кустарников.

совет просьба запрет приказ

Отвечают на вопросы.

СС дает конкретное значение предмету. Для выражения мыслей и чувств служат предложения.

Повествовательные и восклицательные.

Научить отличать предложения по цели высказывания.

Закрепить знания, выполнив, упр., повторить пройденный материал.

Читают текст из упр. 96. Наблюдают, сравнивают, выделяют. Читают без разъяснений.

Не подходите близко к гнездам птиц. Не шумите в лесу.

Не рвите в лесу цветов. Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

Делают вывод: бережно относиться к природе, лесным богатствам

- Не с глаголами пишется раздельно.

совет просьба запрет приказ

В транспорте надо вести себя достойно:

– не шуметь и не толкаться;

– уступать места пожилым людям и инвалидам

4. Организация познавательной деятельности. Упр.90. Прочитайте текст.

- Какие предложения встретились по цели высказывания?

Повторите правила. Стр. 64. Расскажите о предложениях.

- Прочитайте последнее предложение. Что содержится в высказывании: совет, просьба, запрет, приказ?

- Составим предложение. Вместо слова эту подставим название и имя автора.

Обязательно прочитайте эту книгу и обсудите ее с друзьями.

Повествовательные и восклицательные

Составляют и записывают предложение.

- Прочитаем правило, стр.68.

- Какие глаголы употреблены в предложениях? Назовите.

- Что обозначают повелительные формы глаголов в предложениях?

- Эти глаголы побуждают к действию.

В побудительных предложениях

глаголы в повелительной форме побуждают к действию:

прочитайте, напиши, закройте.

Читают, отвечают на вопросы.

Находят, выделяют, сравнивают.

Совет, просьбу, запрет, приказ

5. Физминутка

6. Первичное закрепление.

– Прочитать заклички. Доказать, что они относятся к побудительным предложениям.

- Назови глаголы. Какие используются формы повелительных глаголов: совет, просьба, запрет, приказ?

- Назовите слова, к которым обращаются?

- Записать по одной закличке каждой группе.

Исторические заклички это - обрядовые песни.

Обращаются к Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам как к живым существам.

Глаголы в повелительной форме побуждают к действию:

поливай, припусти, подрасти, покажись.

Читают, находят, выделяют, отвечают на вопросы.

Поливай, припусти, подрасти, покажись.

совет, просьба, запрет, приказ

- Прочитать пословицы. Доказать, что они относятся к побудительным предложениям.

- Укажите глаголы повелительной формы. Обратите внимание на употребление частицы не с глаголами в последней пословице.

- Записать по одной пословице каждой группе.

- Объясните значение глагола не кори в последней пословице.

В глаза не хвали, а за глаза не кори.

Не кори - не упрекай, не обвиняй.

Читают, отвечают на вопросы.

Глаголы побуждают к действию.

8. Составляем проект в виде кластера. Первую строку коллективно. Работаем парами. Проверяем друг у друга.

Слайд 15. Проект

Уверен в знаниях – синий смайлик

Не уверен – красный

Слайд 16. Спасибо за урок.

Ученики поднимают смайлики.

Записывают в дневниках д.з.


Цифровой Учебник Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (2013 год)

Учитель: Маликова Е.А.

  • организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных;
  • формирование навыка владения речевой нормой.
  • Развивать у школьника речевую и письменную деятельность. Помочь овладеть языком как средством познания и общения.

Деятельность учителя и учащихся

ный момент. Психологи -

Работа над девизом урока

Включение в учебную деятельность

- И так, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Все получится у нас!

- Соберите из карточек, которые у вас на столах, пословицу, которая станет девизом нашего сегодняшнего урока. Работа в парах.

Учащиеся собирают из карточек пословицу.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Берись дружно – не будет грузно!

- Если мы вместе дружно будем работать, то у нас все получится, и делать все будет легко.

Мотивация к деятельности

Введение ситуации мотивирующей узнать новое

Учитель для мотивации деятельности учащихся начинает урок с загадывания загадок.

Отгадайте три загадки, а затем со словами-отгадками придумайте предложения разные по цели высказывания. Разрешается изменять окончания, добавлять другие слова, фантазировать.

Хоть живем в лесу, в болоте,

Нас повсюду вы найдете:

На полянке, на опушке.

Мы зелёные …(лягушки)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Я люблю прямоту,

Сделать новую черту

Что-нибудь без меня

Начертить сумей – ка!

Кто же я? . (линейка)

Актуализация опорных знаний

Создать условия для осознания темы урока, готовность мышления, осознание потребности к поиску истины

Какие записи являются предложениями? (1 и 4)

Сядем ровно. Откроем тетради и запишем число.

Запишите четвертое предложение.

Грибники потянулись с корзинами в лес.

- Что же такое предложение?

Предложение состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически (с помощью предлогов, союзов, путем изменения окончаний).

- Как отличить предложение от группы слов?

Предложение выражает законченную мысль.

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения

Какие по цели высказывания бывают предложения?

Предложения бывают: повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные.

- С какой целью мы пользуемся повествовательным предложением? Приведите примеры.

- С какой целью мы пользуемся вопросительным предложением? Приведите примеры.

- С какой целью мы пользуемся побудительным предложением? Приведите примеры.

- Какие бывают предложения по интонации?

Открытие детьми нового знания

Приобретение новых знаний и умение их использовать в различных ситуаций.

Несколько учеников выступают с рассказом о предложении.

Общаясь, мы обмениваемся мыслями (о чем-то спрашиваем, отвечаем на вопросы, сообщаем о чем–нибудь, просим), выражаем разные чувства. В этих целях мы используем конструкции, построенные из слов, - предложения.

Слова в предложении связываются по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов).

Последние листья опадают с деревьев.

Находим в этом предложении грамматическую основу. Ставим вопрос. Что? Листья. Значит слово листья это подлежащее, подчеркиваем его одной чертой. Находим сказуемое. Ставим вопрос от подлежащего. Листья что делают? Опадают. Значит слово опадают – это сказуемое. Подчеркиваем его двумя чертами. Листья (какие?) последние. Опадают с чего? С деревьев.

Предложения по цели могут быть разными.

Предложения, которые заключают в себе вопрос, называются вопросительными.

Например: Ты пойдешь в зоопарк? А где ты взял такую интересную книгу?

Часто в вопросительных предложениях употребляются специальные слова-помощники: что, зачем, почему, отчего и другие. Они произносятся с некоторым повышением тона голоса – вопросительной интонацией. На письме в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Когда придет мама? Почему у зайки длинные ушки?

Например: Я иду в школу. В библиотеке много интересных книг.

Предложение выражает мысли и чувства и отличается интонационной законченностью.

Предложения, в которых выражается побуждение кого – либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба, призыв, пожелание, запрещение. Мольба.

Например: Напиши Мише письмо. Закройте, пожалуйста, дверь.

Предложения, в которых выражаются сильные чувства (эмоции), называют восклицательными. Восклицательное предложение произносится с особой восклицательной интонацией. В конце его ставится восклицательный знак. Восклицательным может быть любое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.

Например: Давайте жить дружно! (побудительное)

Сколько же вас? (вопросительное)

Мама пришла! (повествовательное)

- Какие же бывают предложения по интонации? Они бывают восклицательные и невосклицательные.

- Чем отличается восклицательное предложение от невосклицательного?

В конце восклицательного предложения мы ставим восклицательный знак.

Восклицательное предложение может быть побудительным. (Умойся сейчас же!)

Невосклицательное предложение тоже может быть побудительным. (Иди спать).

- А теперь дадим характеристику записанному предложению.

(Это предложение повествовательное, невосклицательное).

- В любом предложении есть основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете? Давайте найдем грамматическую основу выписанного предложения.

Дети повторяют движения за учителем под музыку Ничего на свету

Первичное закрепление знаний.

Работа в группах.

Включение в систему знаний и повторение

Применить новые знания на практике. Воспроизвести ранее изученного.

Работа с карточками.

Определи, каким является каждое предложение по цели высказывания. Соедини с табличкой. Поставь нужные знаки.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.

Учитель узнает мнения детей: как работали, их предположения, чего узнали нового о предложениях.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения. Технологическая карта и презентация Цель: создание условий для освоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.). Задачи: Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения. Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах. Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Отгадайте загадку!  Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится, Грусть-тоска её боится.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Закончите высказывание Предложение  состоит из слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов); выражает законченную мысль.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Запишите предложения, расставив в конце знаки. Какие это предложения по цели высказывания?  Наш класс был в музее занимательных наук Эйнштейна  А вы были в этом музее  Обязательно посетите его (побудит.) (вопросит.) (повест. )

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Что выражают данные предложения?  Сходи, пожалуйста, в магазин.  Не играй со спичками!  Прочитай задачу ещё раз внимательнее.  Пойдём в кино!

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Какие предложения называются побудительными?  Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба, призыв, пожелание, запрещение, мольба.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Соберите пословицы (упр. 93)  Семь раз отмерь - …  Друга – ищи, а …  В глаза не хвали, а … один отрежь. за глаза не кори. найдёшь - береги. • Запишите пословицы, подчеркните повелительные формы глаголов.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Русский язык. 3 класс. Побудительные предложения.

Цель: создание условий для освоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.).

Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения .

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты
Предметные :

научатся: находить побудительные предложения;

получат возможность научиться: строить побудительные предложения на основе знаний об их особенностях .

Метапредметные:
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Читайте также: