Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
- Познакомить детей со звуком [Г] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
- Закреплять понятие согласный звук.
- Продолжать учить определять позицию звука в слоге.
- Продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, середина;

Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать общую, мелкую моторику детей;
- Развивать голос и дыхание;
- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
- Развивать внимание, память, словесно-логического мышление
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, сверстника.
Материал: картинки, в названии которых есть звук (Г), схема слога, слова, рабочие тетради.

Оценить 239 1

Программное содержание

- Познакомить детей со звуком [Г] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

- Закреплять понятие согласный звук.

- Продолжать учить определять позицию звука в слоге.
- Продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, середина;

- Развивать общую, мелкую моторику детей;

- Развивать голос и дыхание;

- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
- Развивать внимание, память, словесно-логического мышление

-Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, сверстника.

Материал: картинки, в названии которых есть звук (Г), схема слога, слова, рабочие тетради.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика: Ежики Су-Джок

Знакомство со звуком [Г].

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

- Гусь гогочет: га-га-га! Послушайте и повторите: га.

Назовите первый звук. (Первый звук-[Г])

Логопед: Давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)

- что делают губы когда мы произносим этот звук? (В улыбке, свободны)

- что делает кончик языка? (Опущен вниз)

- спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук. А если мы его не можем петь, значит мы называем его…

Дети: согласным звуком.

- а теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук Г, что делает горлышко? (Работает)

- если горлышко работает, тогда мы называем этот звук -…(звонким)

- а теперь дайте полную характеристику звука [Г] (спрашивает несколько детей)

Дети: Звук [Г] – согласный, звонкий.

Логопед: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком с колокольчиком. (Логопед выставляет фишку)

Логопед: А сейчас вы приготовьтесь внимательно слушать.

Я буду произносить звуки, слоги, слова, вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук [Г].

Логопед произносит звуки, слоги.

Г, м, п, г, г, а, г, т, в, г, г, га, мы, па, гу, ха, гы, га.

ГА-ГО-ГУ
ГИ-ГИ-ГА
ГА-ГО-ГУ
ГА-ГУ-ГО
ГИ-ГА-ГА

Работа в тетрадях


П осмотри, перед тобой огород с фруктами и овощами. Гусь хочет сьесть только те фрукты и овощи, где есть его любимый звук. Обведи и раскрась только те фрукты и овощи, где есть звук [Г].

Логопед (выставляет на наборное полотно картинки просит детей назвать их выделяя голосом звук[Г])

Ноги, вагон, горох, гром, гудок, бумага, гамак, губы.

Логопед: Что общего во всех этих словах?

Дети: Во всех словах есть звук [Г].

Дети определяют место звука в словах, с помощью схемы слова (начало, середина).

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

Закрепление звука в рифмовках. (По сюжетным картинкам).

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

Знакомство с буквой [Г]



На что похожа Буква "Г"

Дети называют свои варианты

- Давайте напишем букву [Г] в воздухе.

- А теперь выложим букву [Г] из фасоли. Пододвиньте поближе подносики, начинайте работать.

- Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились. Сложите фасоль на тарелочку и отодвиньте на край стола.

Звуковой анализ слога

Согласные звуки любят ходить в гости к гласным звукам и петь веселые песенки. (ГА, ГО, ГУ). Дети выкладывают схемы слогов.

- Ребята, вспомните, какой звук мы сегодня повторяли на занятии?
- Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Очень насыщенный конспект.
Одно уточнение: в слове "ноги" нет звука Г. Там звук Гь.
Можно взять слово "нога".

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Форма работы с детьми: Занятие-путешествие.

Возраст детей: 6 лет

Цель: обобщение программного материала по обучению грамоте.

- совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов;

- совершенствование умения делить слова на слоги;

- совершенствование умения определять позицию заданного звука в словах;

-совершенствование навыка анализа предложений;

-закрепление умения различать единицы языка: звук, слог, слово, предложение;

- закрепление умения различать буквы на письме.

- развитие связной речи;

- развитие внимания, мышления, памяти;

- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания, силы голоса;

- развитие фонематического слуха.

-воспитание дружелюбия, ответственности, взаимопомощи, инициативности и самостоятельности, навыков сотрудничества.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, речевого дыхания, зрительной гимнастики, физкультминутки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

1. Мотивирующее начало

Логопед :

Кто- то бросил к нам в оконце

Вот такое письмецо

Может, это луч от солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

- А вы, ребята, не знаете, от кого оно?

- Давайте его прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам девочка Лёля из волшебной страны Букварии. Я живу в замечательном, маленьком городе, жителей которого называют Буквы. Случилось так, что на наш город налетел сильный ураган. Всех жителей унесло ветром. Их домики опустели, а над городом сгустились черные тучи.

Логопед :

- Ну что, ребята поможем Лёле?

-Мы отправляемся в волшебном путешествии!

- А по дороге в сказочную страну, я предлагаю подготовить наши язычки.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед :

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем.

(На доске изображение города. Над ним большие темные тучи – 6 штук)

Логопед :

- Вот мы с вами и добрались до волшебной страны Букварии.

Буквы все от А до Я- это дружная семья,

Чтобы лад был в той семье

Их запомнить нужно все!

-Для того чтобы их запомнить, нам нужно вернуть все буквы на свои места. Посмотрите, над городом сгустились черные тучи. Давайте все вместе попробуем их разогнать. Подуем на тучи.

Логопед :

- Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на тучи (показ слайда)

Очень хмурый день-денечек.

Дунь-подунь, наш ветерочек.

Разгони все тучки прочь

Будет яркий день, не ночь!

(Дети делают вдох и выдох по 3 раза. Вдох через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются. Выдох должен быть длительным, плавным. Ребенок не должен надувать щеки)

Логопед :

- Ну что ребята, получилось у нас разогнать тучи? (Нет)

Это не простые тучи! Для того, чтобы они рассеялись мы должны выполнить задания.

II. Основная часть

Логопед :

- На каждой тучке одно задание. Выполнив все, тучи рассеяться и засияет солнышко над городом. Тогда все жители вернуться в свои дома. А мы с вами узнаем название этого волшебного города.

1 задание (1-ая тучка)

( Цель: развитие речевой активности детей, логического мышления, слухового внимания, чувства ритма.)

Логопед :

- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

2 задание – (2-ая тучка)

(Цель- научить определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание).

Логопед :

- Ребята, вам нужно определить позицию заданного звука в слове и поселить слово-картинку в нужный домик. Если звук в начале слова-1дом, в середине слова-2 дом, в конце слова- 3 дом (собака, белка, медведь, лиса, лошадь, утка и т. д. Картинки по количеству детей).

С- (определить место звука С в слове собака)

С- (определить место звука С в слове собака)

Игра с массажным мячем - Су Джок шар

(Цель- развитие мелкой моторики пальцев рук)

Логопед :

- Ребята, наше путешествие продолжается. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Встанем вместе с вами в круг

Я твой друг и ты мой друг!

(Дети встают в круг. Логопед раздает Су Джок шары. Движения кольцами шара выполняются в соответствии со словами)

Здравствуй, мой любимый мячик! —

Скажет утром каждый пальчик.

(Прокатывать мяч вверх-вниз между двумя ладонями. Затем делается массаж каждого пальца пружинками мяча).

Это – пальчик мой большой,

Он с широкою душой.

Умный и внимательный.

Этот - пальчик средний,

Выше, чем соседний.

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый да удаленький.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем

(Цель – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка)

Логопед :

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем

3 задание (3-ая тучка)

(Каждому ребенку дается карточка, на которой написаны гласные и согласные буквы. Ребенку предлагается найти и обвести в кружок все гласные буквы)

Логопед :

- Ребята, давайте дружно пропоём гласные звуки, которыми обозначаются гласные буквы.

4 задание (4-ая тучка)

(Цель игры – развитие фонематического слуха, последовательного звукового анализа с опорой на фишки, обучение звуковому синтезу слов)

(У каждого ребенка на столе звуковая гусеница, состоящая из головы и кругов 3х цветов. Красные круги символизируют гласные звуки, синие круги – твердые согласные звуки, зеленые круги – мягкие согласные звуки)

Логопед :

- Ребята, следующее задание от черной тучи непростое. Но я верю, что вы справитесь!

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

- Нам нужно собрать звуковую гусеницу слова КНИГА.

(Работа проводится совместно. Один ребенок работает у доски, остальные на местах)

КНИГА: К Н И Г А

5 задание (5-ая тучка)

( Цель игры: развитие фонематического слуха, навыков деления слов на слоги, определение количества слогов в слове)

Логопед :

- Ребята, перед вами слоговой паровоз. Его вагоны с одним-, двумя-, тремя-, четырьмя окнами. На столе у вас картинки. Вы должны в зависимости от количества слогов рассадить картинки в соответствующие вагоны паровоза, и он отправится в путешествие.

6 задание (6-ая тучка)

(Цели– обучение навыку составления схем предложений, развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя, расширение и актуализация словаря, развитие связной речи.)

Логопед :

- Вот мы с вами и добрались до последнего задания. Нам нужно выложить схему пословицы и объяснить ее.

(У каждого ребенка на столе набор для звукобуквенного анализа и синтеза слов и предложений. Дети работают на местах, один ребенок у доски).

Знания лучше богатства.

Логопед :

- Ребята, посмотрите, все тучи рассеялись и над городом выглянуло солнце! Я предлагаю вам встать и поприветствовать его.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

- Посмотрите, мы с вами разогнали все тучи, выглянуло солнышко! Но что-то жители не возвращаются в свои дома. Нам нужно еще отгадать название города. И жители вернуться в него!

На странице букваря

Знает каждый грамотей. (алфавит и буквы)

III. Итог занятия. Рефлексия.

(Звучит музыка, появляется девочка Лёля)

- Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела.

И дружить и дорожить,

И добро всегда творить!

Логопед :

- Наше занятие подходит к концу.

-Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?

- Как вы оцениваете свою работу на занятие? (Поднимают смайлики- с эмоциями).

- Спасибо вам, ребята за вашу активность на занятие, за ваше трудолюбие и доброжелательность. До новых встреч!

А У П Г Д Я В Н Л Ю М Ы Э Р

И Л Ф О Х Щ Е К Ж Ё С Т Ц

А У П Г Д Я В Н Л Ю М Ы Э Р

И Л Ф О Х Щ Е К Ж Ё С Т Ц

А У П Г Д Я В Н Л Ю М Ы Э Р

И Л Ф О Х Щ Е К Ж Ё С Т Ц

А У П Г Д Я В Н Л Ю М Ы Э Р

И Л Ф О Х Щ Е К Ж Ё С Т Ц

ПИСЬМО ОТ ДЕВОЧКИ ЛЁЛИ

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам девочка Лёля из волшебной страны Букварии. Я живу в замечательном, маленьком городе, жителей которого называют Буквы. Случилось так, что на наш город налетел сильный ураган. Всех жителей унесло ветром. Их домики опустели, а над городом сгустились черные тучи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

муниципального района Бакалинский район

Республики Башкортостан

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте

в старшей группе

hello_html_m6a04d69d.jpg

Разработала учитель-логопед : Ахметханова Э.Н..

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие , воспитывать интерес к обучению грамоте.

Ход занятия

Организационный момент. Психологический настрой на занятие.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами учимся. Давайте их поприветствуем.

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!

- Ребята, сегодня хороший день, и мне хочется пригласить вас на прогулку!

- Становитесь в кружок. Для занятия нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Психогимнастика.

Дело валится из рук.

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем!

И от пыли отряхнем.

Разводят руки в стороны.

Бросают руки вниз.

Грозят указательным пальцем.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Поднимают сцепленные руки вверх.

Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки.

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

- Ребята, давайте пройдем и присядем на стульчики.

(Слайд 1).

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

- Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья.

- А еще в лесу живут животные и птицы.

- Вспомните и назовите животных, которые живут в лесу?

Дети перечисляют животных.

- Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

- Правильно, ребята, это дикие животные.

- Давайте закроем глазки и представим, что они не обычные, а сказочные.

(Слайд 2).

- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками. Они приготовили для вас интересные игры и задания.

III . Основная часть.

Фонетическая разминка.

- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Жили – не тужили,

С Язычком дружили:

- Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Мы произносили звуки.

- А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки мы обозначаем, синим цветом.

(Слайд 3).

- Посмотрите, ребята, перед вами два домика.

- Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки?

Дети: Гласные звуки живут в красном домике.

- А в каком домике живут согласные звуки?

Дети: Согласные звуки живут в синем домике.

- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

Задания лесных жителей находятся в конвертах.

Логопед достает первый конверт.

- А вот и первое задание!

Логопед открывает конверт и достает карточку. На ней изображение контурное изображение Медведя.

- Интересно, от кого оно!

Дети: Это задание от Медведя!

(Слайд 4).

- Ребята, я буду произносить звуки, а вы, внимательно слушайте. Если услышите гласный звук, поднимите фишку красного цвета, если согласный синего.

Логопед раздает детям фишки красного и синего цвета.

- А, О, Ш, У, Р, О, И, М, С, Ы.

- Какие вы внимательные ребята! Как быстро вы справились с этим заданием!

Логопед достает и открывает второй конверт.

- Ребята, а теперь послушайте загадку. Угадав ее, вы узнаете, кто приготовил вам следующее задание:

(Слайд 5).

- Правильно, это Сова. У этой птицы очень хорошее зрение, потому что она делает гимнастику для глаз.

- Сова передала для вас снежинки, давайте встанем в круг и поиграем с ними.

Дети становятся в круг, логопед раздает им снежинки.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)

Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)

Убедитесь вы сейчас.

- Какое полезное упражнение приготовила Сова. Давайте поблагодарим ее и вернемся на свои места.

Логопед собирает листочки, дети садятся на места.

- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

(Слайд 6).

Дети: Это Ежик.

- Он приготовил для вас волшебный мешочек.

- Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Логопед достает из мешочка картинки.

Дети: Это картинки.

- Давайте с ними поиграем!

- Я буду показывать вам по одной картинке, а вы должны будете назвать предмет, изображенный на ней и разделить хлопками это слово на слоги: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, карандаши.

- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием! Ежик вами доволен и приглашает вас поиграть. Он предлагает вам выполнить одновременно упражнения для языка и для рук.

- Выходите, становитесь в кружок!

На лошадке ехали,
В огород заехали.

Гоп-гоп! Гоп-гоп! Хлопки.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

На машине ехали,
До угла доехали Повороты руками, которые будто держат руль.

Пароходом ехали,
До горы доехали.

- Какую веселую игру подарил нам Ежик, но ребята, с нами хочет поиграть еще один лесной житель.

- Займите свои места, сейчас мы узнаем, кто приготовил для нас следующую игру.

- Посмотрите, какой милый Зайка!

- Он очень любит играть со звуком [З], и предлагает вам сыграть в его любимую игру. - Приготовьте ладошки, сейчас вы будете ловить слова, в которых есть согласный звук [З].

- Приготовьтесь, начали: зонт, слон, замок, жаворонок, совок, занавески, золото, ваза, коса, коза, роза, береза, колесо.

- Молодцы ребята, вы очень внимательные! Порадовали Зайку!

(Слайд 8).

- Ребята посмотрите, кого вы видите на экране?

Дети: На экране я вижу Волка.

Логопед достает мяч.

- Волк хочет поиграть с вами в интересную игру с мячом.

- Выходите, становитесь в круг.

- Я буду бросать вам мяч, и говорить слово, а вы будете называть первый звук в этом слове и возвращать мяч мне.

- Внимание! Начинаем игру: буря, вода, горы, дождь, желуди, звезда, море, поле, ручей, солнце, туман, цветы, шиповник, радуга.

- Молодцы ребята! Волку было интересно наблюдать за вами.

- Ребята, посмотрите, а вот и Лиса пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.

- Лиса приготовила для вас звуковой домик и яркие, красочные картинки.

- Послушайте внимательно правила игры: я буду показывать вам по одной картинке, и называть слово. Вы должны услышать, где находится согласный звук С.

Логопед указкой указывает соответствующее окошко.

- В начале, в середине или конце слова и прикрепить фишку в нужное окошко.

- Где мы слышим звук С в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус.

- Какое сложное задание приготовила для вас Лиса, но вы отлично с ним справились.

Стук в дверь. Заходит под музыку белочка с картой.

- Здравствуй Белочка! А почему ты такая грустная?

- Ребята, сегодня занятие в лесной школе, но я заблудилась. У меня есть карта леса, но она заколдованная.

- Ребята поможем белочке расколдовать ее карту. Что мы видим на карте? (символы звуков). Символы, каких звуков?

Дети: (А, О, У, И, Э, Ы)

- Перед вами лежат листочки с символами звуков. Вы должны раскрасить символы звуков. Каким цветом мы будем раскрашивать? (Красным.) Молодцы, а теперь будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. (Один ребенок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим.) Сначала снизу вверх, а затем сверху вниз.



Тарас ловит карасей.
Рома ест раков.
Рома и Рая едят рыбу.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Кра, кра, кра — очень вкусная икра.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти друзей для рыбки. Рыбка была благодарна и подарила щенку букву Р.


Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку найти утят. Утка подарила щенку букву У.

6. Звуковой анализ слова осы.
Логопед помещает на магнитную доску изображение ос.
Логопед. Вдруг налетели на щенка осы, так и хотят ужалить его. Если выполнить анализ слова осы, они не тронут щенка. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова осы.
Логопед предлагает детям взять пеналы с фишками и полоски.
Логопед. Сколько звуков в этом слове?
Дети. В этом слове три звука.
Логопед. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети. Звук [о[. Он гласный.
Логопед. Какой фишкой вы его обозначите?
Дети. Красной.
Логопед. Какой звук следует после него?
Дети. Это звук [с]. Он согласный, твердый, глухой.
Логопед. Каким цветом вы его обозначите?
Дети. Синим.
Логопед. И какой звук последний в этом слове?
Дети. Гласный звук [ы].
Логопед. Каким цветом вы обозначите его?
Дети. Красным.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку выполнить анализ слова осы. Осы подарили щенку букву О.


Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку разместить животных по вагонам. Корова подарила щенку букву К.



Логопед. Оторвите каждый по одному лепестку цветка и прочитайте предложения, написанные на них.
Логопед. Молодцы! Вы помогли щенку составить слова из слогов, прочитать предложения. Жук подарил щенку букву Ж. Щенок получил буквы, из которых можно составить имя.
Дети составляют слово ДРУЖОК.
Логопед. Это имя очень подходит щенку, потому что у него много друзей, с которыми он дружит и никогда не ссорится. Довольный щенок отправился домой.

Окончание занятия. По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают какие игры. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

ЗАНЯТИЕ СОСТАВИЛА: учитель-логопед высшей категории Пшеничная О.Р.

Тема: « Звуки (З), (ЗЬ ) и буква Зз.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий).

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

окошками, зеркала, игрушка Зайка и кукла Зина, большой поднос с расы – панной манной крупой, снежки, ёлочки, указка, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.

1 .Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.А выдохните через нос все оби-ды, злобу и огорчения.(3 раза)

А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путе - шествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия).

2. Постановка цели занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие,выручим подарки и познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним,для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим, а буквы читаем и пишем)

Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.

Кто,угадай-ка седая хозяйка?

Тряхнёт перинки- над миром пушинки. (Зима)

Что за зверь лесной- встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

Героиня какой сказки поехала на бал в хрустальных

Кто на праздник к нам зимой

Прийдет с подарками и с длинной бородой.(Дед Мороз)

Логопед: Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звуки З, ЗЬ)

3. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков З,ЗЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)

Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з):

Он обозначается квадратиком синего цвета (или одной чёрточкой, дети находят в пеналах).

Он обозначается квадратиком зелёного цвета (или двумя чёрточками, дети находят в пеналах).

*Повторение слоговых рядов за логопедом:

За-за-за - идёт коза; Зи-зи-зи - зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.


Дети ставят свои картинки на фланелеграф и садятся за столы. 4.Дифференциация звуков (твёрдый - мягкий), соотнесение с цветовым обозначением .

Дети, вы хотите сходить в гости к Деду Морозу?А вот и он (выставляется в се- редине коврика игрушечный Дед Мороз).

Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны,ели,

Всё что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу. Дети отвечают:

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.

Мы теперь метатели, бьём по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии.

Побывали в волшебном лесу, справились с заданиями и за это нам Вьюга вернула наши гостинцы (сюрпризный момент)

Вы ребята, молодцы! Молодцы не мы, а вы!

Вы ребята, ничего! Мы ребята просто во!

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ













Похожие документы:

Проект программы по развитию речи слабослышащих учащихся 1 класса с сохранным интеллектом в условиях введения

. индивидуальном занятии Нижневартовск, 2013. Тарасова Эльза Евгеньевна учитель по развитию слухового восприятия и обучению произношению, высшая категория .

. и т. д. В старших группах тематическое и календарное планирование строится по сезонам, но основным разделом является подготовка к обучению грамоте, которая .

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

Адаптированная образовательная программа основного общего образования мбскоу "Школа-интернат №37 VIII вида"

. требованиям Учитель трудового обучения 4/4 Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование .

Читайте также: