Что изучает фонетика 5 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

2) Развивающая: развить орфографическую грамотность на основе фонетического анализа слова, обогатить устную и письменную речь учащихся через умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

3) Воспитательная: воспитать интерес к слову и необходимости правильной устной и письменной речи.

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи, иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной функции звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу их образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений , обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка на основе культуры своего народа.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языковыми явлениями; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Презентация по теме урока, таблицы, словари

Звуки речи, фонема, транскрипция, алфавит

Организационная структура урока

1. Организационный момент.

Работа с аудиозаписью звуков природы

,окружающего мира и презентацией.

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Ребята, мир, в котором мы живем, - это удивительный , сказочный мир звуков. Тысячи звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручья, пение птиц. Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется в умывальнике вода, пыхтит на плите чайник, гремят посудой(слайд №5-№8).

Давайте закроем на минуту уши ладонями.

Да, наступит тишина, беззвучие; мир потеряет половину своих прелестей.

Наше ухо способно улавливать звуки разных диапазонов; от комариного писка до удара колокола.

А что такое диапазон? Из какого учебного предмета взят этот термин?

-Давайте обратимся к словарю(слайд №9).

- Как вы думаете, почему?

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Настраиваются на плодотворную работу.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию одноклассника, в том числе и отличную от своей.

2. Мотивация учебной деятельности.Определение темы и целей урока

Работа с кроссвордом

- Мы уже неоднократно говорили о том, что язык – это целая система, которая состоит из отдельных разделов. Чтобы понять, какой раздел мы будем сегодня вспоминать, предлагаю решить кроссворд. Для этого ответьте на следующие вопросы(слайд №10):

1)Обозначение звука на письме в квадратных скобках(фонема).

2) Из чего состоит словосочетание?(слово)

3) Что выражает законченную мысль?

4) Что бывает описанием, рассуждением, повествованием? (текст)

5) Чтобы красиво и аккуратно, чисто и грамотно писать, в начальной школе есть такой урок?

6) Он состоит из 33 букв в русском языке? (алфавит)

7) Ученик получает за ответы в школе на уроках? ( оценка)

8) Раздел русского языка, который изучает слово и его значение? (лексика)

-Какое ключевое слово получилось? (фонетика, слайд №12).

- Определите тему урока и цели.

Показывает набранный кроссворд на интерактивной доске и раздает распечатанные варианты, задает вопросы, контролирует выполнение, поощряет учеников жетонами.

Решают кроссворд, отвечая на вопросы.

Формулируют тему урока, ставят цель и задачи познавательной деятельности.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: формулируют свою точку зрения и обосновывают ее

Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

-Итак, мы с вами определили тему урока?

-Вспомните,что изучает фонетика?(Звук)

-С какими разделами русского языка связана фонетика? (Орфоэпия, графика)

-Что изучает орфоэпия?(Правильное произношение звуков)

-Что изучает графика? (Обозначение звуков на письме)

- А какую функцию выполняют звуки?

Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте стихотворение Бориса Заходера.

… Вот что сказка говорит:

Кит был маленький,

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

Кот всегда над ним смеялся!

Время так проводит Кит:

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца пьет сметану.

Ловит Кит мышей на суше,

Кот на море бьет баклуши!

Кит царапался, кусался.

Ни с кем не дрался…

Кит любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Он охотно спрыгнет вниз…

Разбирались целый год,

Кто тут Кит и где тут Кот.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

« В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то против всяких правил

В сказке буквы переставил.

Задает вопросы ученикам, читает стихотворение

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Построение проекта и выход из затрудни тельной ситуации

Работа в группе

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Беседа о роли фонемы как смыслоразличительной единице.

-Итак, к какому выводу можно прийти на основе данного стихотворения?(Каждый звук помогает различать слова по смыслу)

Какое название носят звуки как смыслоразличители, кто придумал это название, как устроен наш речевой аппарат и что говорят лингвисты о фонетике , мы узнаем после того ,как вы поработаете в группах(слайды №13 - №19)

-о строении речевого аппарата и образовании гласных и согласных звуков, пользуясь схемой в учебнике и таблицей.

-знакомятся с эпиграфом

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких… Н.В. Гоголь),

Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.

.Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать. и фонетику.

- Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ.

1) Что представляет собой устная речь?

2) В каком разделе языкознания изучаются звуки речи?

3) Какую роль играет звук в слове? Приведите примеры)/

Организует групповую работу учащихся

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из выступлений одноклассников.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

-Скажите, а для чего нужны скороговорки?

-Как этот жанр устного народного творчества можно связать с сегодняшней темой?

( Помогают выговаривать отдельные звуки)

-Какую скороговорку вы бы посоветовали произнести, чтобы научиться произносить звук [р]?

(На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. )

-А как называется прием повтора одинаковых звуков для создания образов в литературе? (Звукопись, слайд №20)

- Предлагаю немного отдохнуть и потренироваться в произношении скороговорки(слайд №21).

Объясняет действие учащихся

( сначала проговаривают отдельные учащиеся медленно, затем проговаривают вместе, постепенно ускоряя темп)

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавателных задач.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

2) Работа в паре

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

уметь различать гласные и согласные, работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения.

Развивающий компонент : развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания, развивать умение работать в парах, в группах.

Воспитывающий компонент : воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода

Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Готовность к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные

Коррекция знаний учащихся.

Проанализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте

Анализ результатов контрольного диктанта.

Заинтересованность учащихся в выявлении пробелов в знаниях.

Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап.

Обеспечить мотивацию учения,

Совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Мы приступаем с вами к изучению нового раздела науки о языке. Я зашифровала с помощью транскрипции его название. Отгадайте, как он называется? А на какие группы делятся звуки речи?

(Узнать, какой раздел науки о языке называется фонетикой и что он изучает, как образуются звуки речи, на какие группы они делятся).

Работают над постановкой целей урока.

Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения.

Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания

Изучение нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

Можем мы с вами общаться с помощью записанных звуков? А какие звуки помогают нам в общении? Когда мы говорим, мы произносим звуки речи. Так что же изучает фонетика как раздел науки о языке? Фонетика изучает звуки речи. Запомните, как произносится это слово. Звук произносится твердо. Произнесем это слово.

А сейчас поработаем в парах.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто, в нашем организме в это время работает целый завод по производству звуков. Посмотрите на схему. Расскажите, опираясь на схему, как образуются звуки речи.

А сейчас проведем небольшой эксперимент. Работа в творческих лабораториях.

Произнесите вместе с этим забавным человечком гласные звуки Их в русском языке шесть. Ощутили ли вы преграду при произнесении гласных звуков? А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком. Их в русском языке 36. Какие препятствия встречаются при образовании согласных звуков? Сделайте выводы.

Отвечают на вопрос, что объединяет эти слова.

Проводят словарную работу.

Работаю со схемой. Участвуют в научном эксперименте, делают выводы.

Работать в парах .

Уметь применять ранее полученные знания.

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечить закрепление знаний и способов действий.

Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания.

В каком случае отгадать легче: там , где гласные или согласные?

Чтение учителем стихотворения:

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть,Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь…

Какие качества звуков обыгрываются в данном отрывке?

Работают в группах, делают вывод, что согласные звуки выражают лексическое значение слова, а гласные придают речи мелодичность, благозвучие. Отвечают на письмо звуков речи.

Работают в группах. Заполняют таблицу, приводят примеры.

Развивать умение применять новые знания.

Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение.

Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.

Выполняют тест по теме урока.

Выполняют тест с последующей самопроверкой.

85% учащихся сделали тест правильно.

Обобщить, сделать выводы, самооценка.

Информация о д/з

Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

Написать сказку о звуках речи или

Записывают д/з в дневники.

Мотивация на выполнение д/з.

Итоги урока. Рефлексия.

Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений ТДЦ)

Выставить оценки в дневник.

Какую цели ставили себя в начале урока? Достигли ли цели урока? Что мешало и что помогало достичь цели?

Как оцениваете свою работу на уроке?

Выставляют оценки в дневник.Отвечают на вопросы.

А для того, чтобы узнать эффективно ли прошла исследовательская работа, я прошу вас выбрать соответствующие жетоны.

ТЕОРЕТИК – знаю все правила, умею применять их на практике

ПРАКТИК – не все запомнил в теории, но смогу работать практически

УЧЕНИК – мне еще надо поработать над этой темой

Рефлексивная оценка уч-ся.

Уметь обосновывать выбор оценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС.


Технологическая карта урока - игры русского языка в 5 классе "Сказка и. фонетика"

Технологическая карта урока - игры по русскому языку содержит не только задания, но и описания игр, проведённых на уроке. Урок даёт возможность решать задания по фонетике, используя материалы русских .


Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике.


Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи.


Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он превратился в заседание Клуба знатоков Фонетики русского языка. А вы, соответственно, знатоки, которым предстоит решить массу сложных вопросов. Цель нашего заседания: обобщение знаний, полученных путем наисложнейших исследований и опытов, проведенных вами на предыдущих уроках.

Основная часть.

Так как ученые очень серьезные и занятые люди, и некогда тратить время на лишние слова. Поиграем в игру – молчанку. На экране вы видите вопрос, молча поднимаете руку и говорите краткий ответ.

Что изучает фонетика?

На какие группы делятся буквы русского языка?

Сколько в русском языке гласных букв и гласных звуков?

Вычеркните звуки, которых нет в русском языке А, О, И, Е, У, Я, Э, Ю, Ы.

Что такое транскрипция?

Чем согласные звуки Р, М, Н, Л, Й, отличаются от остальных согласных?

Когда буквы Е, Ё, Ю, Я дают два звука?

Что изучает орфоэпия?

Чем согласные Ч, Щ отличаются от других согласных звуков?

Какие буквы не дают звуков?

Я не хочу на урок русского языка. Скажем, что у тебя болит зуб. Встретимся в беседке. Сделаем удочки и пойдем удить рыбу.

Какие буквы в вашем переводе не совпали со звуками в записке?

Почему так произошло?

Какую основную ошибку допустил ученик?

Как мы изображаем мягкость в траскрипции?

Как обозначить мягкость на письме?

А теперь вам предстоит попробовать себя в качестве шифровальщиков. Затраскрибируйте следующие двустишия.

Приятнее найти под елкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Слышится в пустыне глас

Смотрит зорко глаз – алмаз.

Сделал дело – гуляй смело. Поработал ты умело.

Какие фонетические процессы заметили в этих двустишиях?

Осетр, тюки, ряженый, зябко, лепесток

Ерунда, вьюга, затмение, янтарь, ёмкость.

При каких условиях буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука, а при каких один?

Посмотрите внимательно на экран. Перед вами фонетический разбор слова село. Проверьте, правильно ли произведен этот разбор.

СЕЛО се-ло 2 слога

Сʼ - согл, звонкий парный, мягкий парный.

Е – гласный, безударный.

Л – согл, глухой парный, твердый парный.

О – гласный, ударный.

А теперь сами разберите слова юга, ежи, Яга. (по вариантам).

Сегодня наше заседание знатоков проходит очень плодотворно. В наш клуб обратился агент по рекламе и попросил подредактировать рекламные тексты.

Знать: что такое фонетика, фонетическая транскрипция, отличие устной речи от письменной, различия между гласными и согласными звуками, звуками и буквами, способы их образования.

Уметь: делать фонетическую транскрипцию слова, воспринимать на слух звучащее слово, различать звук и букву, гласные и согласные, пересказывать лингвистический текст, строить рассказ по схеме.

Этап целеполагания.-1 мин.

Словарная работа (по карточкам) 5 мин.

Этап актуализации опорных знаний уч-ся.

Запись эпиграфа к уроку (уч. стр. 61.)-2 мин.

Как вы понимаете смысл высказывания Н.В. Гоголя?

Работа с лингвистическим текстом (упр.175):-5 мин.

-расскажите, чем отличается устная речь от письменной.

-какими средствами передается устная речь?

-какими средствами передается письменная речь?

4.Изучение новой темы.

1)Чтение и пересказ упр.176 (стр.62)-3-4 мин.

2)-Давайте вспомним классификацию звуков и составим клайстер на доске и в тетради.

Составление клайстера:-5 мин.













Гласные согласные открытые закрытые

Ударные безударные твердые мягкие

-Используя данный клайстер, расскажите о классификации звуков в русском языке.

3)Беседа-3 мин.

-Что вы знаете об образовании гласных звуков? Сколько гласных звуков в русском языке? Запишите их.

-Как образуются согласные звуки?

Назовите согласные звуки, состоящие только из шума.

-Служат ли звуки для различения смысла слов?

Физкультминутка-1 мин.

5.Закрепление.

1)Упр.178 (устно)-2 мин.

-Как превратить цветочный горшок в травянистый ковер парка, стадиона?(Вазон-газон)

-Можно ли из обертки конфеты сделать красивый бант?(Фант-бант)

-Какой предмет утверждает, что он-детская болезнь?(Я-корь)

-Какая часть ноги содержит сто элементов танца?(Сто-па)

3).Упр.179(устно и письменно)

-Ребята, что такое транскрипция?

4.) Написать транскрипцию слов:падать, память, рябь, съел, лес, пахнет, капельки(Слова записаны на доске в столбик)-3 мин.

5).Фонетический разбор слов: боец, союз (по вариантам)-3 мин.

5. Подведение итогов урока.-3 мин.

-Что мы сегодня изучали?

-нужно ли изучать фонетику?

(зачитать лова С. Я. Маршака о роли звуков(стр.уч. 39-40)

Оценка работы всего класса и отдельных уч-ся. Выставление оценок.

Задание на дом:ЗСП-8,Сделать транскрипцию слов по группам:

1)Домик, речной, яблоко, ель, стоял, видишь, съел.

2)воробья, съедобный, скучно, яичница, лесной, язык, льется(слова записать)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: обобщить и систематизировать знания учеников по фо­нетике; восстановить и закрепить умение правильно выполнять фонетический разбор.

Методические приемы: выразительное чтение, работа со схемой, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.

Проверка домашнего задания

Чтение сочинений-миниатюр (2—3 человека).

Прочитать выразительно фрагменты стихотворений (упр. 6).

Выполнить фонетический разбор слов: 1-й вариант — позд­няя, грустную; 2-й вариант — сжаты, солнце. (Два человека делают разбор у доски.)

Что изучает фонетика?

Как соотносятся звуки и буквы? (Буквы — это графическое изображение звуков, так же как цифры — графическое изоб­ражение чисел.)

Бывают ли буквы твердыми и мягкими, глухими и звон­кими? (По твердости-мягкости и по глухости-звонкости соотносятся звуки, а не буквы.)

Работа со схемой.

Задание. Выполните упр. 7: начертите в тетради схему звуков русского языка, приведите примеры.

Беседа по вопросам.

Сколько букв в русском алфавите? (33.)

Каковы функции Ь и Ъ?

В чем заключается особое положение букв Е, Ё, Ю, Я?

Устно выполняются упр. 8, 9, 10 и 11 (можно по вариантам, выборочно). Упр. 9 в сильных классах выполняют на слух: учебни­ки закрыты, учитель читает словосочетания, ученики поднимают левую руку, если в слове Ъ, правую — если в слове Ь. В упр. 10 — письменно сделать фонетический разбор.

Выписать слова в рамках: ровесник, сверстник, реванш. Запи­сать по одному словосочетанию с ними.

Примечание. Можно обратиться к истории этих слов. Лучше, если ученики сами найдут ответ в словарях (этимологическом, иностранных слов), попытаются дать свои версии, подберут при­меры. Если времени на уроке не хватает, можно дать это задание на дом.

Решим несколько фонетических задач.

Какими звуками отличаются слова кот и код? (Никакими, это омофоныодинаково звучащие слова.) Попробуйте составить предложение с обоими словами.

Мой пушистый и умный кот Знает даже на двери код,

Одного лишь не знает кот,

Что несет генетический код.)

Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, крабЗ (Лей, лён, фол, ток, парк.)

Читайте также: