Конспект мастер класса по тестопластике

Обновлено: 07.07.2024

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Тесто имеет ряд преимуществ:

• Материал экологически безвредный, не аллергенный.

• Удивительно пластичный материал.

• Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

• Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела. Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика - это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.


  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.


  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.


Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004382

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства – тестопластика. Ознакомить родителей с техникой тестопластики.

• Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка

• Создать условия для обретения большинством участников своего собственного стиля, который позволил бы родителям реализовать творческие способности при работе с солёным тестом.

Оборудование и инструменты:

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Лепка – это удивительная возможность для ребё нка: создавать, трогать, играть, дополнять, преобразовывать. Лепка имеет большое развивающее значение. Она влияет на все психические процессы – внимание, мышление, восприятие, воображение, обогащает знания детей о самих себе, о том, что окружает. Лепка помогает развивать творчество. Создавая работу из пластичного материала, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, накапливается сенсорный опыт тактильных ощущений.

Влияние занятий лепкой (в моём случае – тестопластикой) на развитие ребёнка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка, его познавательные сферы деятельности: - расширение кругозора; - развитие мелкой моторики; - создание целостного образа; - расширение словарнрго запаса; - развитие познавательного интереса; - позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

Дети должны получать радость от достигнутых результатов, своей полезности другим. Для этого их работами можно украсить комнаты квартиры (дома). Свои поделки дошкольники могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками. Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родственикам, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда. Не стоит забывать также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто. Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое начало, умение выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.

1. Теоретическая часть

Ход мастер – класса :

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

Мукосол - старинный архангельский промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он, то угасал, то возрождался в новых традициях. Иногда его называют тестопластикой, архангельской керамикой или биокерамикой, поскольку все фигурки изготавливаются из натуральных материалов. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Солнце и соль - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища - пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль - солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю.

Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

1. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (мука)

2. Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище-каждому нужна. (соль)

3. Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя на без (воды)

4. Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (кисть и краски)

Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или покрасить уже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит соленое тесто. Долгое время придерживались традиционного рецепта, но с растущей популярностью этого вида деятельности появилось и множество рецептов. Соленое тесто несложно приготовить в домашних условиях. При этом есть очень много рецептов. При работе с тестом, приготовленным по конкретному рецепту, возможны изменения его состава. Каждый может выбрать тот рецепт, который больше нравится ему по составу (например, я не рискую делать тесто с добавлением обойного клея или ПВА, чтобы работать с ребенком) или свойствам (для плоских или объемных фигур, более эластичное, более прочное). Далее рецепты, которые я находила на просторах интернета и в книгах с рекомендациями или мнениями авторов.

1) Взять в равных количествах соль и муку. Добавить немного воды, чтобы тесто получилось эластичным.

— немного холодной воды.

— 5 ст. л. раст. масла,

— чуть-чуть теплой воды.

Соль растворить в минимальном количестве воды. Замесить все вместе.

6) Заварное крахмальное тесто :

Смешать, варить на медленном огне, помешивая, пока консистенция не поменяется, около 10 минут. Остудить, вымесить и лепить. Засыхает на воздухе, выглядит, как фарфор. Консистенция легкая, воздушная.

— 1 ст. л. сухого обойного клея для прочности (можно и без него, но изделия получаются более хрупкие изделия)

По ощущениям тесто получается между песочным и пельменным. После хранения в холодильнике нужно немного посыпать мукой, т. к. оно становится немного влажным и липнет к рукам. Толщина теста не более 5-7 мм.

— 1 ст. л. раст. масла

Ножом смешать ингридиенты. Если тесто плохо лепится, добавить немного воды. Тесто месить до тех пор, пока оно не станет мягким и эластичным. Качетсва соленого теста улучшаются при хранении. Лучше его использовать на другой день после приготовления. (Хранить в холодильнике в плотно закрытой посуде — банке, контейнере или пакете).

— 1 ст. л. раст. масла

Постепенно добавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить. Получается мягкое тесто.

— 4 ст. л. подсолнечного масла

— 2 ст. л. лимонной кислоты (чтобы изделия не плесневели)

Смешать все компоненты, варить, помешивая до загустения (нельзя провернуть ложку, вымесить. Сохнет на воздухе без запекания. Хранить в пакете в холодильнике можно месяца 4.

— 1 ст. мелкой соли

— 1 стакан воды (можно сразу покрасить красителем)

— 2 ст. л. раст. масла.

Смешать соль и муку и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

12) - 2 стакана муки;

— 1 стакан мелкой соли;

— 2 столовых ложки лимонной кислоты;

— 1,5 столовой ложки растительного масла;

— 2 стакана крутого кипятка.

Все тщательно перемешивается.

13) -200 гр. (1 ст.) муки

— 200 гр. (0,5 ст.) соли

Соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы. Подходит для простых моделей.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:

— 15-20г. (столовую ложку) клея ПВА или

— крахмала (столовую ложку)

— клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий :

Тесто для тонких работ :

4 ст. л. глицерина (можно приобрести в аптеке)

2 ст. л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать

1. Учимся делить на части.

Из какого бы материала не лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

2. Учимся придавать форму.

Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

• Раскатать в ладонях или на столе

3. Учимся соединять детали

4. Учимся оформлять изделие.

Это наиболее ответственный момент в работе

• Дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

• Процарапывание различными инструментами

• Оформление рельефом (оттиском) .

Перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой рукой катаю мячик по левой руке)

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошки. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну (и лепить теперь начну)

Разминка с соленым тестом.

Катание колобка в ладошках.

Скатывание лепешки в колбаску;

3 Практическая часть

Тесто получается равномерным и эластичным когда все ингридиенты нагреты, для этого тесто удобно замешивать прямо в кастрюле находящийся на плите. Поэтому сегодня мы будем работать уже с готовым тестом.

- Отделите небольшую часть от куска и скатайте с него колбаску

- сформируйте из колбаски крендель, бублик или ватрушку, по вашему желанию (макет хлебобулочного изделия вы увидети у вас на рабочем месте)

- по желанию вы можете оформить вашу работу: маком, кунжутом, кондитерской посыпкой

- выложите готовое изделия на салфетку, дайте ему просохнуть

- приклеить изделия на панно

- Какие творческие способности вы можете развивать у детей в процессе изготовления именно вашей работы?

- Где вы можете применить полученные знания, умения?

1. Лыкова И. А. "Цветные ладошки" - М. ,2013.

2. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР. -М. ,2004.

3. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почему

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект мастер-класса по тестопластике для учителей и учащихся

Тема: "Тесто это просто"

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве учителей и учащихся.

- познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

- заинтересовать и вовлечь учителей в совместную досуговую деятельность с учащимися;

- вызвать интерес к данному виду деятельности.

- колпачок от ручки или фломастеров;

- бумажные рыбки на ниточках;

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и учителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий– идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то возможно найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям.

Из истории русской тестопластики.

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Отдельно – я не так вкусна, но в пище — каждому нужна. (Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить стакан с водой. Понадобятся: тряпочка, кисточка, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

-разрезание прочной нитью

-разрезание и надрезание стекой

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

-раскатать в ладонях или на столе

3. Учимся соединять детали

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

-дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

-процарапывание различными инструментами

-оформление рельефом (оттиском)

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

• Для занятия вам потребуется: солёное тесто, гуашь обычная, кисточка, стека, бусинка, колпачок от фломастера, небольшой лист картона.

• Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) и сплющиваем ладошкой.

• Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной стороны. Похоже на хвостик?

• Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички.

• Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику. Показываем стекой, где у рыбки голова.

• Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску.

• Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки – золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку.

Вот наша золотая рыбка!

• Переложив рыбку на бумагу (картон), рисуем волны, морские звёзды, ракушки и т. д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по выполнению божьей коровки в современной технике искусства - тестопластике.

Цель: ознакомить обучающихся с современной техникой искусства - тестопластикой; развить моторику, художественно-эстетический вкус.

 развитие фантазии, способностей к творческому самовыражению;

 формирование навыков восприятия различных направлений искусства;

 формирование навыков тестопластики.

Компетенции:

Знание законов композиции;

Знание светотени, художественной текстуры.

Развитие креативности, творческого и критического мышления;

Развитие навыков тайм-менеджмента;

Самоанализ и саморефлексия.

Материалы и оборудование:

Наименование

Подсолнечное масло (20 мл)

Баночка для воды

Трубочки для коктейлей

Деревянная/пластиковая подставка под фигуру

Палитра для смешивания красок

План мастер - класса:

1. Вводный этап

-информационный и мотивационный блоки (теоретическая часть) – 2–7мин.

Вступительная часть к изучаемой теме, вводный блок по раскрытию темы в изобразительном искусстве.

2. Основной этап

-проблемный блок (практическая часть) – 20 мин.

практическая часть: рассматривание иллюстраций, примеров работ, знакомящих зрителей с изучаемой темой. Выполнение творческого задания - формирование собственной работы по заданной теме, определение композиции, цветовой гаммы.

3. Заключительный этап

- рефлексивный блок – 3 мин.

Ход мероприятия:

Вводный этап

Тестопластика – это искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

В последние годы тесто стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с тестом доставляет удовольствие и радость.

Вашему вниманию предлагается мастер-класс по тестопластике.

Сегодня мы будем лепить божью коровку.

Объем материалов рассчитан на 5 человек, то есть вы можете лепить всей семьей. Перейдем непосредственно к работе.

Основной этап

Высыпаем 200 грамм муки, добавляем 100 грамм соли, перемешиваем, добавляем немного воды и 20 мл масла, еще раз перемешиваем. Все должно получиться в однородную массу. Тщательно вымешиваем все руками.


Кстати, масло мы добавили для того, чтобы тесто не липло к рукам и было более упругим и эластичным.


Отщипываем небольшой кусок теста и начинаем формировать лист, придавая руками нужную форму.

Для этой работы приготовьте различные виды стек, они вам очень пригодятся.

Я выполняла прожилки листа стекой, а есть еще один интересный прием: переворачиваете настоящий листочек, прижимаете его к тесту, и отпечатывается настоящий листочек.


Начинаем выполнять божью коровку: отщипываем небольшой кусок теста, или отрезаем стекой. Далее формируем из теста шарик, немножко прижимаем его ладошками, чтобы он был немножко приплюснутым. Смотрите, чтобы он получился ровным и аккуратным.

Далее формируем тело божьей коровки. Пластиковой ложечкой отмечаем, где будет голова.

Стекой отмечаем границу между крылышками. Трубочкой для коктейлей отмечаем пятнышки, потом мы их сделаем другого цвета. Старайтесь, чтобы работа была выполнена аккуратно.

Следующий шаг: нам необходимо слепить глаза для божьей коровки. Для этого мы скатываем маленькие шарики. Внимательно проверьте, чтобы они были одинаковые.

Кончиком кисти мы отмечаем место, где будут располагаться эти глазки. Формируем небольшое углубление и смачиваем его водой. Вода будет склеивать два предмета до детали, чтобы глазки у нас держались крепко.

Теперь немножко приплюснем глазки, потому что сейчас мы будем соединять две детали: листочек и божью коровку. Для этого мы также смачиваем лист водой.


Далее внимательно посмотрите, как вы расположите свою божью коровку.

Я располагаю ее на кончике листа. Божью коровку также необходимо смочить водой. Я располагаю ее так, чтобы она занимала не весь лист и не загораживала его, а располагалась только на части листа. Прижимаем нашу божью коровку к листу, но при этом не портим ее форму.

Теперь форма готова, ей необходимо хорошенько подсохнуть.

А какой будет ваша божья коровка в цвете, решать вам.

Внимательно посмотрите фотогалерею, которую я подобрала для вас. Посмотрите какого окраса бывают божьи коровки в природе. Посмотрите, как волшебница природа раскрасила насекомых.





Сейчас приготовьте гуашь, воду, кисти, палитры и приготовьтесь к окрашиванию нашей работы.

Смешав на палитре травянисто-зеленый цвет, мы начинаем раскрашивать лист, аккуратно проходя его края.


Листочек готов, сейчас будем раскрашивать божью коровку. Я ее буду раскрашивать ярко-красным цветом, а какой будет божья коровка у вас, решать вам. Старайтесь выполнять все аккуратно.

Приступаем к самой тонкой работе. Нам необходимо аккуратно раскрасить голову божьей коровки черным цветом.

Обозначенные коктейльными палочками точки мы также раскрашиваем черным цветом. Это очень кропотливая и тонкая работа. Можете взять тоненькую кисточку.

Далее проверяем, хорошо ли мы все прокрасили. Покрутите божью коровку со всех сторон. Посмотрите, хорошо ли прокрашены листок, сама божья коровка, ровно ли легла краска.

Теперь раскрашиваем глаза. Белой гуашью аккуратно проходим выпуклые глазки. Старайтесь не попадать ни на листочек, ни на голову.


Добавим зрачки, чтобы глазки стали выразительнее.

Раскрашиваем фон, добавляем белые цветы, лепесточки выполняем примакиванием. Делаем сердцевину цветка более яркой, берем оранжевую краску, выполняем ее тычком. Наша работа готова.


После высыхания можете покрыть работу лаком, она будет более яркой.

Заключительный этап

Читайте также: