Конспект урока наказание 11 класс право

Обновлено: 05.07.2024

Уголовное право – отрасль права, объединяющая правовые нормы, установленные высшими органами государственной власти, в которых определяется, какие деяния являются преступлениями, и предусматривается наказание за их совершение.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Деяние – осознанное поведение, которое может быть выражено в форме действия или бездействия.

Состав преступления – совокупность определенных признаков, которые характеризуют общественно опасное действие как преступление.

Мотив преступления – внутреннее побуждение к преступному деянию.

Цель преступления – желаемый результат, которого стремится достичь преступник.

Ключевые слова: Уголовное право; преступление; деяние; состав преступления; объект преступления; субъект преступления; субъективная сторона преступления; объективная сторона преступления; вина; умысел; неосторожность; мотив преступления; цель преступления; казус.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, какие отношения в жизни регулирует уголовное право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов уголовного права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Уголовное право - это совокупность правовых норм, определяющих общественно опасные преступные деяния и наказания к лицам их совершивших.

Предмет регулирования уголовного права – общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, субъектами которого являются: лицо, совершившее преступление, и государство, представителями которого выступают органы правосудия.

Уголовное право состоится на ряде принципов.

  1. Принцип законности (преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом). Применение уголовного закона по аналогии не допускается.
  2. Принцип равенства граждан перед законом (лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств).
  3. Принцип вины (лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина).
  4. Принцип справедливости (наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного).
  5. Принцип гуманизма (проявление человечности, милосердия как в отношении потерпевших от преступления, всех членов общества, так и в отношении преступника).

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Признаки преступного деяния:

- общественная опасность (заключается в свойстве деяния причинить или создать возможность угрозы причинения вреда охраняемым законом отношениям и интересам);

- уголовная противоправность, т.е. запрещённость общественно опасного деяния в уголовном законе;

- виновность, т.е. лицо подлежит уголовной ответственности только за общественно опасные деяния и их последствия, в отношении которых установлена его вина;

- наказуемость – возможность назначения наказания за совершённое преступление.

Категории преступления :

1) преступления небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы);

2) преступления средней тяжести (умышленные преступления - не превышают пяти лет лишения свободы, а неосторожные деяния - не превышают два года лишения свободы);

3) тяжкие преступления (максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы);

4) особо тяжкие преступления (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание).

Виды преступлений в зависимости от объекта посягательства):

  1. Преступления против личности
  2. Преступления в сфере экономики
  3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  4. Преступления против государственной власти
  5. Преступления против военной службы
  6. Преступления против мира и безопасности человечества

Признаки уголовного наказания:

а) назначается только за совершение преступления;

б) назначается только по приговору суда;

в) применяется только к лицу, виновному в совершении преступления;

г) носит публичный характер. От имени государства виновному лицу выносится порицание его поведения;

д) лишение или ограничение прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления;

е) наказание обладает таким специфическим признаком, как судимость.

Виды уголовных наказаний:

  1. Штраф
  2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  4. Обязательные работы (пояснить различия между обязательными и исправительными работами)
  5. Исправительные работы
  6. Ограничение по военной службе
  7. Конфискация имущества
  8. Ограничение свободы
  9. Арест
  10. Содержание в дисциплинарной воинской части
  11. Лишение свободы на определенный срок
  12. Пожизненное лишение свободы
  13. Смертная казнь

зрения ряда учёных, человек использует право не только для решения конфликта.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.


По горизонтали:

2. один из признаков, свойств правонарушения, свидетельствующий о несоответствии деяния предписаниям норм права, нарушающий установленное в них правило.

3. запрещенность общественно опасного деяния уголовным законом не означает лишь декларирования этого, а предусматривает установление за его совершение соответствующего наказания.

По вертикали:

1. субъективная либо общественная характеристика, определяющая наличие ответственности за совершенные деяния.

Разбор типового контрольного задания

Установите соответствие между принципами уголовного права.

наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми

применение уголовной ответственности исключительно на основании УК и в точном соответствии с ним.

лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения

лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия

Данный материал содержит конспект урока "Уголовное наказание" и дополнительные материалы для практической работы.

ВложениеРазмер
urok-praktikum_ugolovnoe_pravo_11_klass_profilnyy_uroven.docx 28.71 КБ
materialy_k_praktikumu_ugolovnoe_pravo.docx 21.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Развитие у учащихся умения применять на практике полученные знания.
  • Формирование правовой грамотности и правовой культуры школьников.
  • Воспитание гражданско-патриотических качеств личности.

Материал данного урока можно использовать как при текущем изучении темы (разбирая ситуации при помощи схемы, делаем выводы и обобщения), так и при обобщении уже пройденного материала. При проведении урока можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы.
В ходе урока учащиеся выполняют задания 3-х этапов:

  • Анализ ситуации и характеристика ее с точки зрения уголовного права.
  • Работа с ситуациями, определение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
  • Работа с материалами Уголовного кодекса Российской Федерации

I. Организационный момент

II. Выполнение заданий 1 этапа

Используя опорную схему дать ответ на вопрос и прокомментировать его (В случае использования групповых форм работы, при неправильном ответе – предложить другим группам прокомментировать его).

Задания 1 этапа

Ситуация 1 . Варламов в ресторане познакомился с Локтевой и попросил разрешения проводить ее домой. Около подъезда дома, где жила Локтева, Варламов поскользнулся, и, падая, непроизвольно толкнул Локтеву. Локтева, потеряв равновесие, упала затылком о бордюр и через несколько часов от полученной травмы скончалась.
Можно ли привлечь Варламова к уголовной ответственности за причинение смерти потерпевшей?
(Ст.5 УКРФ – принцип вины. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается (даже при наличии тяжких последствий)

Ситуация 3. Водитель автомобиля Серегин ехал по установленному маршруту. Внезапно в 5-ти метрах от машины, ехавшей со скоростью 40 км в час, на проезжей части улицы появился ребенок семи лет, бежавший за катившимся мячом. Предотвращая наезд на ребенка, Серегин резко вывернул руль вправо, сломал киоск и сбил проходящих по тротуару Калимова и Халибову. Калимов от полученных травм через несколько часов скончался в больнице, Халибовой, по заключению судебно-медицинской экспертизы, причинен тяжкий вред здоровью. Действовал ли Серегин в состоянии крайней необходимости?
(Да. Крайняя необходимость, нет преступления)

Ситуация 4. Возвращаясь вечером домой, Петров в глухом переулке был остановлен двумя неизвестными. Опасаясь нападения, Петров нанес одному из неизвестных удар по голове камнем, валявшимся под ногами. Второй неизвестный, которым оказался Бумагин, скрутил Петрова и доставил в милицию. В ходе расследования установлено, что Бумагин и пострадавший Ветров встретили Петрова случайно и, будучи гостями города, хотели узнать, как пройти к ближайшему магазину.
Можно ли признать, что Петров действовал в состоянии необходимой обороны?
(Нет, действовал в состоянии мнимой обороны – это оборона от воображаемого, объективно не существующего посягательства)

Ситуация 5. Валеев жил в квартире на первом этаже и под окнами держал свою автомашину. Чтобы в ночное время оградить ее от посягательств, он едва заметно опутывал машину электропроводом. Через окно Валеев протягивал этот провод в комнату и подключал к электросети. Однажды рано утром соседка Валеева вывела своего четырехлетнего сына на прогулку и не заметила, как он подбежал к машине и стал дергать электропровод. Валеев не успел еще выключить свое устройство из сети, и ребенок погиб. Будучи привлеченным к ответственности, Валеев утверждал, что в гибели ребенка виновата его мать, которая не следила за ним, хотя прекрасно знала и одобряла такой способ охраны машины.
Есть ли в действиях Валеева вина?
(Да, преступная небрежность (самонадеянность).

Ситуация 6. Петров и Романов, возвращавшиеся из института после вечерних занятий, подверглись нападению со стороны трех лиц, находившихся в нетрезвом состоянии. В процессе завязавшейся драки одному из нападавших, Кирееву, были нанесены тяжкие телесные повреждения Романовым. Задержанные хулиганы предстали перед судом.
Были ли правомерны действия Петрова и Романова?
(Да, необходимая оборона)

III. Выполнение заданий 2 этапа

Необходимо обсудить, почему именно таким был приговор суда. Для этого надо выявить в ситуации отягчающие или смягчающие вину обстоятельства, прокомментировать их. (

Задания 2 этапа

Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекали впервые.
Приговор: Освобождение от наказания с передачей на поруки.
(Впервые. Возмещение вреда. Деятельное раскаивание.)

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения после посещения футбольного матча решил зайти со своими друзьями в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т. п. В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские.
Приговор: Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
(Группа лиц. Активная роль.)

Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал. Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало, что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил её, а затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась.
Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло.
Приговор: Условное осуждение.
(Тяжелые жизненные обстоятельства. Мотив – сострадание.)

Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был практически возмещен полностью.
Приговор: Отсрочка исполнения наказания
(Возраст 12 лет. Возмещение вреда)

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.
Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они трижды подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное
Приговор: Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии.
(Группа лиц. В отношении пожилого человека.)

Анатолий 3. был охарактеризован обвинителем как человек, который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных краж на сумму в 6тыс. рублей.
Приговор: Шесть лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
(Неоднократность)

IV. Выполнение заданий 3 этапа

Раздаточный материал к этому заданию

Уголовный кодекс РФ

Статья 2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, —наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Наличие хотя бы одного из рассматриваемых далее признаков дает основания для признания причиненного вреда здоровью тяжким. По делам данной категории обязательно проведение судебно-медицинской экспертизы.
Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценки вреда здоровью как опасного для жизни.
Опасным для жизни вредом здоровью могут быть как телесные повреждения, так и заболевания и патологические состояния. Опасными для жизни повреждениями являются:

  • повреждения, которые по своему характеру создают угрозу для жизни потерпевшего и могут привести его к смерти;
  • повреждения, вызвавшие развитие угрожающего жизни состояния, возникновение которого не имеет случайного характера.

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, — наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Вред здоровью средней тяжести заключается в причинении потерпевшему длительного расстройства здоровья, а также в значительной стойкой утрате им общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Под длительным расстройством здоровья следует понимать непосредственно связанную с повреждением временную утрату трудоспособности (заболевания, нарушения функции и т. д.) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня).
Под значительной стойкой утратой общей трудоспособности менее чем на одну треть понимается утрата такой трудоспособности от 10 до 30 % включительно.
К причинению средней тяжести вреда здоровью относятся, например, трещины и переломы мелких костей, одного-трех ребер на одной стороне, вывихи в мелких суставах, стойкое затруднение речи, потеря пальца руки или ноги, сотрясение головного мозга средней степени, глубокие, размозженные и инфицированные раны, лечение которых может затянуться на срок более 21 дня, и т. д.

Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью

Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

Под незначительной стойкой утратой трудоспособности подразумевается стойкая утрата общей трудоспособности, равная 5%.
К причинению легкого вреда здоровью относятся, например, закрытый перелом костей носа, ослабление зрения и слуха, связанное с незначительной стойкой утратой общей трудоспособности, множественные пли значительные кровоподтеки и ссадины, относительно глубокие раны, влекущие за собой кратковременное расстройство здоровья и т.д.

Статья 116. Побои

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, — наказываются штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Побои — это нанесение многократных ударов по телу потерпевшего, его избиение. Удары при этом наносятся твердым тупым орудием многократно (три раза и более).
Иные насильственные действия, причиняющие физическую боль, состоят в щипании, сечении, выкручивании рук, защемлении той или иной части тела потерпевшего при помощи каких-либо приспособлении, воздействии на него огнем или иными природными биологическими факторами (путем использования, например, животных и насекомых) и т. п., если все это сопряжено с причинением физической боли.
Побои и иные насильственные действия могут нарушить анатомическую целость или физиологические функции органов и тканей человеческого организма (небольшие немногочисленные ссадины и кровоподтеки, синяки, поверхностные ранки и проч.), а могут и не нарушать их (причинение только физической боли, слабое недомогание и т.д.)

Задание 3 этапа

Необходимо изучить статьи 20, 111, 112, 115, 116 Уголовного кодекса РФ и выполнить задание: «Если Илья (14-лет) выполнит свои угрозы, найдет и побьет угонщиков его велосипеда, то подлежит ли он уголовной ответственности за это в следующих случаях:

  • побои привели к кратковременному расстройству здоровья угонщиков;
  • побои привели к потере зрения у одного из угонщиков;
  • побои привели к длительному расстройству здоровья угонщиков;
  • после побоев у угонщиков остались лишь царапины и синяки?

Объясни, почему ты принял то или иное решение.

1) Ст.20, ст.115. – с 16 лет . Илья не подлежит уголовной ответственности.
2) Ст.112. – тяжкий вред здоровью. С 14 лет. Подлежит.
3) Ст. 112. – средней тяжести. С 14 лет. Подлежит.
4) Ст. 116. – побои. С 16 лет. Не подлежит.


На этом уроке мы узнаем, что юридическая ответственность наступает только за совершение любого правонарушения, то есть за те юридические действия, которые совершены виновно. А также познакомимся с наказанием и его видами.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Уголовная ответственность. Наказание"

Мы уже с вами знаем, что юридическая ответственность наступает только за совершение любого правонарушения, то есть за те юридические действия, которые совершены виновно.

Поэтому мы можем говорить о том, что юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния; обязанность правонарушителя претерпевать особые, заранее установленные государством в санкциях правовых норм меры государственно-правового принуждения за совершенное правонарушение в установленном для этого процессуальном порядке.

Принято выделять следующие признаки юридической ответственности:

· юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;

· юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер;

· применяется в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой;

· влечёт за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав и обязанностей, возложение на него дополнительных обязанностей;

· возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определённых законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна.


Можно выделить следующие принципы юридической ответственности:

Законность – заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при назначении юридической ответственности.

Справедливость – ответственность несёт тот, кто совершил правонарушение; тяжесть наказания должна соответствовать тяжести содеянного; если нанесённый вред имеет обратимый характер, должно быть обеспечено его восполнение.

Неотвратимость наступления – никто не может быть освобождён от ответственности без законных оснований, в том числе под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности, политических, идеологических и других неправовых мотивов.

Индивидуализация наказания – избрание средств правого воздействия с учётом характера и степени общественной опасности совершённого противоправного деяния, личности виновного, обстоятельств, предусмотренных законом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность и др.

Ответственность за вину – ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя. Вина – это осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им последствий.

Недопустимость удвоения ответственности – за одно преступление виновный может быть наказан только один раз.

Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения, так, уголовная ответственность является правовым последствием совершения преступления и заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Выделяют регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную и воспитательную функции уголовной ответственности.

Регулятивная функция направлена на формирование поведения граждан и организаций, на определение границы между правомерным и преступным.

Суть превентивной функции заключается в предупреждении совершения преступлений как самим лицом, которое подвергается уголовной ответственности (частная превенция), так и другими участниками общественных отношений (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий).

Карательная функция предполагает наложение на субъект, несущий ответственность, неблагоприятных для него ограничений его прав и свобод.

Воспитательная функция связана с формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих уголовную ответственность; она тесно соприкасается с превентивной.

Восстановительная функция направлена на достижения цели реставрации нарушенных преступлением общественных отношений, восстановление общественного спокойствия, которое было поколеблено совершением преступления.

Согласно Уголовному кодексу, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

В то же самое время, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:

· умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

· умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью;

· насильственные действия сексуального характера;

· неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным; средством без цели хищения;

· умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах;

· прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности;

· участие в террористическом сообществе;

· участие в деятельности террористической организации;

· участие в незаконном вооружённом формировании;

· угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;

· участие в массовых беспорядках;

· хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

· незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств;

· незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств;

· хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

· хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

· посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;

· нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;

· акт международного терроризма.

Если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Также не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

К лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные Уголовным кодексом.

Наказание в уголовном праве – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

Видами наказаний являются:

· штраф – денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом;

· лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью – состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;

· лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград – может наступить при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учётом личности виновного;

· обязательные работы – заключаются в выполнении осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.


Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву;

· исправительные работы – заключаются в принудительном привлечении осуждённого к труду с вычетом из его заработка в доход государства определённой части. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву;

· ограничение по военной службе – заключаются в удержании из денежного довольствия военнослужащего, совершившего преступление, в доход государства и ограничении в повышении в воинском звании;

· ограничение свободы – заключается в установлении судом осуждённому следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определённое время суток, не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учёбы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осуждённого обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырёх раз в месяц для регистрации. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации;

· принудительные работы – это вид уголовного наказания, связанный с привлечением осуждённого к оплачиваемому труду в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы, с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы.


Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

· арест – заключается в содержании осуждённого в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет;

· содержание в дисциплинарной воинской части – это вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном направлении осуждённого на определённый срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой он подвергается исправительному воздействию, чему способствует специальный режим, установленный в такой части;

· лишение свободы на определённый срок – заключается в изоляции осуждённого от общества путём направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму;

· пожизненное лишение свободы – устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста;

· смертная казнь – является исключительной мерой наказания и может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.


Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.
Штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и ограничение свободы применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительных видов наказаний.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы

1. Что такое уголовная ответственность?

2. Что такое уголовное наказание?

3. В каких целях применяется уголовное наказание?

4. Какие виды наказания предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Обучающая.

Знать: - что такое наказание, обозначить его цель и виды;

-Знать особенности Уголовной ответственности несовершеннолетних

Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации, развивать приемы межгруппового взаимодействия, умение выбрать главное и формулировать выводы

Воспитательная: воспитывать навыки группового взаимодействия, уважительное отношение к одноклассникам, воспитание ответственности за коллективную работу.

Задачи урока:

- Создать рабочую атмосферу в классе

- Отработать понятие, цели и виды наказания

- Закрепить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних - Проконтролировать усвоение темы при помощи анализа текста с ошибками

- Подвести итоги урока

Задачи урока ориентируют учащихся на достижение конкретных результатов учебной деятельности. Структура и логика занятия соответствует поставленным задачам. Каждый этап урока имеет свою микроцель: организация рабочей атмосферы в классе,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся правое сознание, правовую и социальную культуру, нравственные качества личности

Формы урока: фронтальная, групповая

Технологии: технология развития критического мышления

Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности

Оборудование: доска с начерченной таблицей для выставления баллов, компьютер, экран для демонстрации презентации; таблички с номерами для определения группы (Приложение 2), таблички с названием тем (Приложение 1); раздаточный материал: тексты с задачами; листы бумаги, пишущие принадлежности

Организационный этап (2 мин).

На данном этапе необходимо разделить класс на три группы по 5-6 человек. Для этого каждому учащемуся предлагается выбрать карточку с номером группы, в которой он будет работать.

Актуализация ранее изученных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин.)

На этом этапе учитель организует разминку и предлагает учащимся квалифицировать действия сказочных персонажей на предмет административных правонарушений

«У канавки две козявки

«Пьяные медведи мчались на мопеде,

А за ними кот задом наперед

А за ним комарики на воздушном шарике,

«Идет мужик, качается, вздыхая на ходу

Меж ног асфальт вздымается –

«Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал он сперва

За решеткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

Была у лисицы скалочка. Остановилась лисичка у людей на ночлег.

Задача (учитель вместе с учениками) для пояснения сути дальнейшей групповой работы

Сотрудник ГИБДД капитан милиции Захаров и его друг, майор пограничных органов Седов, были задержаны работниками охотинспекции, т.к. в их машине был обнаружен убитый кабан. Лицензии на отстрел кабана у них не было. Начальник районного отделения охотинспекции подверг обоих административному наказанию в виде штрафа в размере 5-ти МРОТ каждого.

1. Квалифицируйте действия правонарушителей в соответствии с КоАП РФ.

2. Правомерны ли действия начальника районного отделения охотинспекции?

3. На основании какого нормативного акта, и какие необходимые документы об административном правонарушении должны быть составлены?

(Ответ на 1-й вопрос.

Действия Захарова и Седова следует квалифицировать как нарушение правил охоты.

Ответ на 2-й вопрос.

Действия начальника районного отделения охотинспекции правомерны, т.к. в соответствии с ч. 2 ст. 23.26 КоАП РФ он является должностным лицом уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере охраны объектов животного мира.

В соответствии с требованиями ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Вместе с тем, данная статья содержит перечень видов правонарушений, за которые указанные лица несут ответственность на общих основаниях, в том числе и за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды (гл. 8 КоАП РФ). При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. За административные проступки, ответственность за которые наступает не на общих основаниях, материалы на военнослужащих передаются командованию частей и подразделений для привлечения их к дисциплинарной ответственности.

Ответ на 3-й вопрос.

На основании КоАП РФ и ведомственных нормативных актов могут быть составлены следующие процессуальные документы:

- протокол об административном правонарушении;

- протокол об административном задержании;

- протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице;

- протокол досмотра транспортного средства;

- протокол изъятия вещей и документов;

- постановление по делу об административном правонарушении).

Учитель каждой группе раздает по две задачи и дает 6 минут на выполнение заданий. Через 6 минут на экран выводится первая задача первой группы, чтобы все могли ознакомиться с условием и первая группа дает ответ на нее в течении одной минуты. Правильность ответа оценивается учителем, и он записывает на доске баллы за решение данной задачи в заранее подготовленной таблице.

На экран выводится первая задача второй группы, и она озвучивает свое решение. И так по очереди, пока все группы не дадут свои ответы на обе задачи

Задачи для 1 группы

Призывнику Сидорову пришел вызов из военного комиссариата. Сидоров не явился в военкомат в указанный срок и был оштрафован военным комиссаром на сумму 1/2 минимального размера оплаты труда. Сидоров обжаловал это решение в суд, указав, что он не явился в военкомат по уважительной причине (у него была температура, и он находился дома все три дня). Документов, подтверждающих факт болезни, предъявлено не было.

1. Правомерно ли действие военного комиссара?

2. Квалифицируйте действия гражданина Семенова.

3. Категория каких дел подведомственна военным комиссарам?

(Ответ на 1-й вопрос.

Действия военного комиссара правомерны, т.к. в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ гражданин обязан явиться в установленное время и место по вызову в военный комиссариат. Неявка гражданина в военный комиссариат может быть обоснована только уважительной причиной и подтвержденной соответствующими документами.

Ответ на 2-й вопрос.

Действия гр. Сидорова следует квалифицировать как неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Ответ на 3-й вопрос.

Военным комиссарам подведомственны дела об административных правонарушениях в области воинского учета)

14 апреля 2005 г. пограничник Каштанкин обнаружил следы одного человека, ведущие из Монголии в Россию. В ходе пограничного поиска был задержан гражданин Монголии. При задержании сопротивления не оказывал. В ходе личного досмотра документов, удостоверяющих личность, не обнаружено.

1. Квалифицируйте действия правонарушителя в соответствии с КоАП РФ.

2. Кто уполномочен рассмотреть дело об административном правонарушении, совершенном на Государственной границе?

(Ответ на 1-й вопрос.

Ответ на 2-й вопрос.

Логично предположить, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено должностными лицами пограничных органов, для которых рассмотрение дел об административных правонарушениях является основной деятельностью по применению мер административного принуждения в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 23.10 КоАП РФ таковыми лицами могут быть: начальник пограничного отряда, комендант пограничной комендатуры. В то же время норма данной статьи закрепляет право начальника пограничной заставы рассмотреть дело об административном правонарушении, но это является скорее не правилом, а исключением из него).

Задачи для 2 группы

20 марта 2005 г. за нарушение правил применения ремней безопасности на военнослужащего капитана Панина О. П. инспектором ГИБДД было наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере - 1 МРОТ.

1. Квалифицируйте действия нарушителя в соответствии с КоАП РФ.

2. Нарушено ли законодательство в данной ситуации?

3. Каковы особенности применения мер ответственности за совершение административных правонарушений к военнослужащим?

(Ответ на 1-й вопрос.

Действия капитана Панина следует квалифицировать по ст. 12.6 КоАП РФ – нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.

Ответ на 2-й вопрос.

Законодательство в данной ситуации было нарушено, т.к. санкция РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере ½ МРОТ.

Ответ на 3-й вопрос.

В соответствии с требованиями РФ военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Вместе с тем, данная статья содержит перечень видов правонарушений, за которые указанные лица несут ответственность на общих основаниях, в том числе и за нарушения правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ). При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. За административные проступки, ответственность за которые наступает не на общих основаниях, материалы на военнослужащих передаются командованию частей и подразделений для привлечения их к дисциплинарной ответственности).

15 июня 2004 г. за нарушение требований режима чрезвычайного положения в связи с чрезвычайной ситуацией в зоне лесных пожаров начальником РОВД было применено к гражданину Шишкину Е.В. административное наказание в виде административного ареста сроком на 20 суток.

1. Проанализируйте данную ситуацию в соответствии с КоАП РФ.

2. Соответствуют ли законодательству РФ действия начальника РОВД?

(Ответ на 1-й вопрос.

Административная ответственность граждан за нарушение требований режима чрезвычайного положения предусмотрена в виде административного штрафа от 5 до 10 МРОТ или административного ареста на срок до 30 суток.

Ответ на 2-й вопрос.

Действия начальника РОВД не правомерны, т.к. дела об административных правонарушениях рассматривают и назначают административные наказания только судьи).

Задачи для 3 группы

Лейтенант погранвойск Исаков и его жена, отдыхая в выходной день в лесу, разожгли костер, за что директор лесхоза Жуков оштрафовал каждого из них на 10 МРОТ.

1. Квалифицируйте действия нарушителей в соответствии с КоАП РФ.

2. Правомерны ли действия директора лесхоза?

3. Каковы особенности применения мер ответственности за совершение административных правонарушений к военнослужащим?

(Ответ на 1-й вопрос.

Действия лейтенанта Исакова и его жены следует квалифицировать как нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Ответ на 2-й вопрос.

Действия директора лесхоза правомерны, т.к. в соответствии с КоАП РФ он является должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере охраны лесов от пожаров и по должности приравнивается к старшему государственному инспектору по контролю за состоянием и защитой лесного фонда.

Ответ на 3-й вопрос.

В соответствии с требованиями КоАП РФ военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Вместе с тем, данная статья содержит перечень видов правонарушений, за которые указанные лица несут ответственность на общих основаниях, в том числе и за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. За административные проступки, ответственность за которые наступает не на общих основаниях, материалы на военнослужащих передаются командованию частей и подразделений для привлечения их к дисциплинарной ответственности).

Жители г. Ульяновск Фадеев М.А. и Костин Д.А. распивали спиртные напитки на территории детского сада. При задержании данные граждане оказали неповиновение законным требованиям сотрудников ППС и были доставлены в отделение милиции в наручниках. В ходе личного досмотра документов, удостоверяющих личность, не предъявили.

1. Квалифицируйте действия правонарушителей в соответствии с КоАП РФ.

2. На основании какого нормативного акта, и какие необходимые документы должны быть составлены?

(Ответ на 1-й вопрос.

Действия правонарушителей Фадеева и Костина следует квалифицировать как распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; и неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции. В соответствии с ч. КоАП РФ административное наказание нарушителям должно быть назначено в пределах санкции вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

Ответ на 2-й вопрос.

На основании КоАП РФ и ведомственных нормативных актов могут быть составлены следующие процессуальные документы:

- протокол об административном правонарушении;

- протокол об административном задержании;

- протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице;

- постановление по делу об административном правонарушении).

После завершения этого этапа учитель подводит предварительные итоги, подсчитав баллы, набранные каждой командой.

IV. Закрепление (9 мин)

Творческое задание: командам предлагается за 5 минут составить собственную задачу по одной из тем: придумать ситуацию и два вопроса к ней.

Тема определяется жеребьевкой (Приложение 1).

Учитель просит одного члена команды подойти для выбора темы:

Административные правонарушения против личности

Правонарушения, посягающие на собственность

Правонарушения, посягающие на общественный порядок

Команда-соперник должна ответить на вопросы и сможет заработать дополнительные баллы. Оценивать полноту ответа будет команда, составившая задание.

Читайте также: