Портрет в музыке и в изобразительном искусстве 5 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель : способствовать формированию у учащихся интереса к классическому искусству.

- расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, её создателях, и исполнительском мастерстве скрипачей;

- актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений);

- сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать/понимать в ыразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Личностные: Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом .

Метапредметные: Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, скрипка.

Раздаточный материал: таблица для творческого задания.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение:

Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение.

Критская Е. Д., Сергеева Г. П.. Музыка: Рабочая тетрадь: 5 класс.

Учитель: Здравствуйте! Сейчас прозвучит музыкальное произведение, прошу вас назвать инструмент, который вёл мелодию.

(за верный ответ детям вручаются жетоны, в конце урока по ним подводится итог оценивания).

Учитель: Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?

Учитель: Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.

Скрипка появилась в Европе в конце Х V в. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах. Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах, а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

Сегодняшний урок мы посвятим портрету скрипки в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века.

Учитель : Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает её в руках скрипача. Единство инструмента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением.

Рассмотрите, пожалуйста, на стр. 112-115 учебника живописные полотна.

К какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?

Дети : портрет, жанровая сценка, натюрморт.

Учитель : какие из картин написаны живописцами прошлого, а какие – современными художниками?

Учитель : какая музыка может звучать с той или иной картины.

Глядя на эти картины, какую музыку вы слышите? (на доске или на слайде различные слова характера музыки).

Послушайте, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён. О чем рассказала вам эта музыка? В таблице опишите словами характер музыки (творческая работа в парах ).

композитор, произведение

характер музыки

графическая запись музыки

Фрагмент Концерта № 1 для скрипки с оркестром А. Шнитке (20 век)

Учитель : Самостоятельно определите, какой из картин созвучно то или иное сочинение (после ассоциативно-образного сопоставления анализ музыкального языка сочинений, повторное прослушивание).

Учитель : Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен. Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? ( ответы детей )

Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну.

Домашнее задание .

Диапазон – это объём звучания певческого голоса или музыкального инструмента между самым низким и самым высоким звуками.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Бард – автор-исполнитель собственных песен.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Звучание человеческого голоса часто связывают со звучанием скрипки или альта, ввиду близости их тембров. Тембр – это характерная окраска звука инструмента или голоса, по которой различается звучание ноты одной и той же высоты.

Художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.

Александр Блок так писал о скрипке:

Не соловей — то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина.

Скрипка в привычном для нас виде появилась в Европе в XVI веке и сопровождала людей на протяжении многих веков. На скрипке играли на народных праздниках и в аристократических кругах.

Образ скрипки, как человеческого голоса, нашёл отражение во всех видах искусства: музыке, живописи и поэзии.

Бард – автор-исполнитель собственных песен Булат Окуджава поражался, как музыкант способен извлекать из инструмента такие звуки.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,

Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил.

А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.

А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.

И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосерднее и праведней она.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма.

Музыка великих композиторов: Баха, Бетховена, Моцарта, как раз и была подчинена такой общей идее. Слушая их музыку, мы не замечаем изобразительные мелочи (например, звукоподражании волнам, трепету крыльев птицы), мы ощущаем причастность к чему-то великому, к глобальной идее.

Наиболее ярко тема борьбы и победы проявилась в творчестве Бетховена. Его не только заботила судьба его страны и человечества, он и сам находился в постоянной борьбе. Он ежедневно приспосабливался жить и сочинять музыку с прогрессирующей глухотой, приводившей его в отчаяние.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Варианты ответа: скрипач; флейтист; барабанщик

Важное место в уроке отведено разговору о скрипке, дети узнают, какое значение имел этот инструмент в жизни людей, начиная с XVIвека. Кроме того, в самом названии есть подсказка. Флейта – это деревянный духовой инструмент, на барабане играют с помощью палочек, а вот для игры на скрипки чаще всего нужен смычок.

Правильный ответ: скрипач

№2. Кем был Никколо Паганини?

Варианты ответа: композитором; скрипачом-виртуозом; архитектором; поэтом; пианистом; скульптором

На уроке дети познакомились с творчеством Н. Паганини и прослушали фрагмент его произведения: Каприс №24. Исходя из этого, следует, что Н. Паганини – композитор. Это очень виртуозное произведение для скрипки, а о способностях композитора ходили слухи. Люди не верили, что человек может так технично играть на этом инструменте. Поэтому второй правильный ответ – скрипач-виртуоз. Архитектором, поэтом, пианистом и скульптором Н. Паганини не был.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Малханова Сэсэг Будаевна

Тип урока : изучение нового материала.

способствовать формированию у обучающихся интереса к классическому искусству.

познакомить обучающихся с биографией и музыкой великого итальянского композитора и скрипача-виртуоза 19 века Никколо Паганини;

расширить запас музыкальных впечатлений;

способствовать развитию средствами музыки творческого потенциала обучающихся, их познавательной деятельности;

научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;

воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального и изобразительного искусства;

формирование слушательской музыкальной культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать/понимать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Личностные: Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные: Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, скрипка.

Раздаточный материал: таблица для творческого задания.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение:

Музыка. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Критская Е.Д., Сергеева Г.П. – М.: Просвещение.

Критская Е. Д., Сергеева Г. П.. Музыка: Рабочая тетрадь: 5 класс.

Сегодня мы с вами отправимся в страну музыки и изобразительного искусства

Для того чтобы понять музыку ее нужно не только услышать, но и увидеть

Посмотрите пожалуйста на экран. (слайд 2-5)

Действующими лицами нашего урока являются эти выдающиеся деятели музыки

В течение урока мы будет знакомиться с их творчеством.

Учитель:. кто эти люди?

Дети: Композиторы и музыканты

Учитель: Скажите известны ли вам эти люди?

Учитель: А чем они занимаются?

Дети: Всех этих людей связывает музыка

Учитель: как в изобразительном искусстве называются эти изображения?

Учитель: В каких видах искусства можно встретить портрет?

Дети: ( скульптура, живопись, литература, музыка )

Учитель: каждый из них написал музыку для одного из самых красивых музыкальных инструментов. Послушайте голос этого удивительного инструмента и назовите его.

(слайд 6 + музыка)

Учитель: прошу вас назвать инструмент, который вёл мелодию.

Учитель: Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поёт?

А что же это за такой чарующий инструмент и откуда он к нам пришел нам расскажут Саша О., Дана Вануйто и Маша Жукова (Приложение 1)

Как вы сегодня догадались Сегодняшний урок мы посвятим портрету скрипки в музыке и изобразительном искусстве, откроем для себя имя самого выдающегося в истории скрипача, великого итальянского композитора 19 века.

Откройте все учебники на с.112

Учитель: Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Учитель: Почему Её голос часто сравнивают с человеческим.

Дети: Скрипка может петь, плакать, говорить…

Рассмотрим 3 Картины на с.112 и определим к какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?

Учитель: К какому жанру можно ее отнести

Учитель: Скажите какую музыку можно представить глядя на играющего ангела

Дети: Ангельскую, нежную, Мелодичную, светлую…

Здесь чем отличается от предыдущей картины

Дети: Здесь намного больше ангелов

Учитель: А музыка какая звучит:

Дети: Более насыщенная, т.к. инструментов больше

Учитель: А к какому жанру теперь будет еще относится, не просто портрет, а?

Дети: жанровые сценки с музыкантами

Мы видим что музыкант здесь играет один, его окружают неодушевленные предметы Это…

Дети: Растения, стол, футляр, окно…

Учитель: Если в картине присутствуют растения и другие неодушевленные предметы, значит это какой жанр?

Дети: Натюрморт, а в данный момент натюрморт со скрипкой

Учитель: Музыка здесь звучит более современная музыка верно?

Дети:Но мелодичность и нежность инструмента сохраняется?

Теперь я предлагаю перелистнуть учебник на с.114

Работа с текстом учебника на стр. 114 и ответы на вопросы:

- Когда и где появилась скрипка?

Дети: В Европе , в конце 15 века

- У кого скрипка была любимым инструментом?

Дети: ответ на с.114

- В каких странах скрипка сохранилась как народный инструмент?

Дети: ответ на с.114

А теперь я попрошу выполнить задание. Нужно разбиться по группам – по 3 человека Перед вами таблица. Я буду ставить небольшие фрагменты сочинённые для скрипки композиторами разных времён. О чем рассказала вам эта музыка?. Ваша задача изобразить музыку графически и определить характер звучания.

Один человек из группы должен будет написать на доске получившийся результат

композитор, произведение

характер музыки

графическая запись музыки

величаво, взволновано, торжественно

мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано

тревожный, напряженный, отчаянный

А теперь давай вместе проанализируем музыкаль­ный язык сочинений

-Это произведение написано для скрипки-соло-В её звучании мелодия сочетается с аккордами. Её исполняет 1 инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

-Сохраняется ли эмоциональное состояние до конца фрагмента? (появляется скорбь, порыв, тревога)

-Главный принцып развития музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.

(Проверка записей и рисунков вывешивание)

-Трепетность лирического высказывания подчеркивается не только повторениями главной мелодии, её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано.

-В средней части слышится контраст: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности.

-В кульминации - выразительные трели скрипки - фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой.

-На протяжении всей пьесы - мажорный лад.

-Старинная это музыка или современная?

-Шнитке противопоставляет другой мир - злобный, враждебный. Звучание тембров скрипки воспринимается как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.

Раздаются листы с изображением скрипки. Предлагается по прослушанной музыке сделать портрет или натюрморт или массовые сцены на выбор

Лучшие скрипки были созданы скрипичными мастерами Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери

Учитель: А Знаете ли вы имена великих скрипачей?

Дети: Антонио Вивальди, Николо Паганини

Учитель: Сегодня хочу рассказать о великом итальянском скрипаче-виртуозе Николо Паганини

Паганини Никколо (1782—1840), итальянский скрипач и композитор.

Расскажет кратко о музыканте Яптик Светлана…

Мирослав: Родился 27 октября 1782 г. в Генуе в семье мелкого торговца. Отец первый заметил в сыне способности к музыке и стал обучать его игре на скрипке и мандолине. Эти уроки стали для мальчика настоящей пыткой, так как Паганини-старший отличался необузданным характером, Никколо доставалось за малейшую ошибку, и любой другой на его месте возненавидел бы музыку. Тем не менее талант взял своё: в восемь лет Паганини написал первую сонату, а с девяти начал концертировать в Генуе.

С 16-летного возраста, освободившись наконец от опеки отца, он выступал самостоятельно с неизменным успехом как скрипач-виртуоз. Необыкновенный, доселе невиданный талант быстро сделал Паганини знаменитостью.

Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры. Такие приёмы, как игра на одной (4-й) струне, техника двойных нот, разнообразные штрихи для создания колористических эффектов, — всё это он не только применял сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми.

Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). Из скрипичных сочинений наиболее известны 24 каприса (изданы в 1820 г.), 6 концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.), 12 сонат, вариации на оперные и балетные темы.

Досконально изучив скрипичное искусство, Паганини собрал целую коллекцию скрипок знаменитых итальянских мастеров: Д. Амати, А. Страдивари. Свой инструмент работы Гварнери он завещал родной Генуе, где скрипка хранится до сих пор.

Умер 27 мая 1840 г. в Ницце.

Учитель: На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.

Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.

Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в три миллиона долларов.

Давайте послушаем с вами фрагмент этого каприса:

Я предлагаю посмотреть видео о знаменитом каприсе

C мотрим внимательно, запоминаем имена выдающихся композиторов ( слайд 19)

(просмотр фильма)

2 фортепиано и конец

Мелодию Каприса № 24 неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы и музыканты. Он как магнит притягивает к себе музыкантов, каких, перечислите пожалуйста

2.Великий Иоганус Брамс 2 цикла 2 тетради для вариаций для фортепиано (сочинил для Карла Таузика – ученика Листа)

3. 1934 г. С.Рахманинов Рапсодия на тему Паганини

Михаил Фокин – друг

Учитель: Когда впервые увидел свет балет Михаила Фокина?

Дети: В 1939 балет в Лондоне на сцене театра ковен Гарден

Кто еще увлекся рапсодией на тему Паганини С.Рахманова

Дети: В 1960 – Леонид Лавровский

Каприс исполнялся не только на скрипке, а еще на каких инструментах?

И сейчас у нас есть уникальная возможность услышать живое исполнение Каприса на фортепиано , нам сыграет Галя Малинова

(Играет Галина Малинова)

А теперь послушаем как звучит каприс на гитаре в рок-обработке ( слайд 20)

Учитель: Как услышал и исполнил Зинчук шедевр мировой музыкальной классики?

Дети: точное повторение мелодии Каприса №24 солирующей гитарой

Дети: В рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, агрессивный характер.

Дети: Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется.

Дети: Возбужденный характер пьесы поддерживается жестким ритмом сопровождения, с выделением ударных инструментов.

Николо Паганини своим творчеством привлекал не только Музыкантов и композиторов, а также скульпторов и кинематографов

Дорога без конца,
Дорога без начала и конца -
Всегда в толпе, всегда один из многих.
Но вернее многих ты
Любишь песни и цветы,
Любишь вкус воды и хлеба,
И подолгу смотришь в небо,
И никто тебя не ждет.

Дорога без конца,
Дорога без начала и конца -
Свисти как птица и не жди награды.
Нет на свете тишины -
Только плач твоей струны,
Только вечность дарит звуки,
Да в груди огонь жестокий,
Твой единственный огонь.

Кто подсказал
Эту музыку твоей душе?
Только любовь!
Кто повторил
Тихим голосом твои слова?
Только любовь!

Дорога без конца
И музыка, которой нет конца -
Они тебя вовеки не обманут.
Ну а если спросят вдруг,
Где любимая и друг,
Промолчи в ответ с улыбкой -
Пусть никто не видит сердце
Поседевшим от разлук.

Дорога без конца -
Она когда-то выбрала тебя:
Твои шаги, твою печаль и песню.
Только вот идти по ней
С каждым шагом все больней,
С каждой ночью все светлее,
С каждым словом все смертельней,
С каждой песней все трудней.

Дорога без конца,
Дорога без начала и конца,
Дорога без конца.

Итог урока. Рефлексия .

Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах, очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.

А теперь вспомним что мы сегодня узнали нового на нашем уроке

О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? ( Никколо Паганини ).

Что такое каприс

Что такое кончерто гроссо

к какой группе инструментов симфонического оркестра относится скрипка? (струнные смычковые);

почему их так называют? (есть струны и смычок, при помощи которого извлекается звук);

Пришёл к нам в село, музыкант старичёк
в руках музыканта волшебный смычёк
Ударил по струнам, сбежался народ
Танцует, играет, смеётся, поёт.
Тили – ли, тили-ли, тили-ли
2.
Шёл мимо богач, услыхал скрипача
и вспыхнула зависть в душе богача,
Продай свою скрипку, ты беден и стар,
Я дам за неё тебе хлеба амбар.
Тили – ли, тили-ли, тили-ли
3.
Я скрипку свою, не продам никому
Нужна эта скрипка не мне одному,
Под звуки её веселится народ,
Танцует, играет, смеётся, поёт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Задачи урока:

  • Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
  • Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.
  • Изучить биографию Н.Паганини
  • Слушать А. Паганини Каприс № 24 и сравнивать с интерпретацией С. Рахманинова

Планируемые результаты:

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация.

Музыкальный материал:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Открытый урок по музыке

в 5 а классе на тему

Подготовил: учитель музыки

Одобрено: руководитель МО

2015-2016 учебный год

Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Задачи урока:

Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох.

Изучить биографию Н.Паганини

Слушать А. Паганини Каприс № 24 и сравнивать с интерпретацией С. Рахманинова

Планируемые результаты:

Выразительные возможности скрипки.

Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация.

Музыкальный материал:

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний.

Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?

Ответы уч-ся:

О колоколах и появлениях их на Руси.

Учитель: Изучив материал о колоколах, услышав их звучание, мы с вами в очередной раз убеждаемся в том, что музыка ,а следовательно и музыкальные инструменты обладают особой силой, преображает душу человека. Меняя его жизнь до неузнаваемости.

И конечно же этот вид искусства всегда находится во взаимосвязи с изобразительным искусством. Влияя на него. Но и изобразительное искусство также влияет на музыку.

На одном из уроков мы с вами говорили о музыкальной палитре, о способностях композиторов рисовать нотами картины.

2.Формулирование темы урока. Планирование деятельности.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Теперь давайте составим план:

Познакомиться с известными скрипачами.

Послушать музыкальные произведения для скрипки композиторов разных времен.

Узнать имена знаменитых скрипичных мастеров.

Слушать Каприс №24 Н. Паганини.

Сравнить интерпретации С.Рахманинова.

- Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Играет так самозабвенно,
И нежно и проникновенно,
Бывает первою в оркестре,
Её приветствует Маэстро!
Быстрей ответь мне без ошибки.
О чём я говорю? О –

Ответы уч-ся: о скрипке

3. Работа над новым материалом. Презентация №1(убрать звук)

Музыкальный портрет. Михаил Яворский.


Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести

И сегодня, “рисую” портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пупитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей- только ноты.

Нотный стан будет лучше чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

(сделать звук громким)

Презентация №1 Понятие портрет в музыке

Задание 1: Познакомиться с известными скрипачами и скрипичными мастерами.

Художники и скульпторы часто изображают музыкантов и музыкальные инструменты в своих произведениях (Франческо Боттичини, Я. Ван Эйк.) Давайте рассмотрим портреты некоторых известных скрипачей. Жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Она может тихо плакать, истекая слезами, петь, говорить, кричать.

Задание 2: Послушать музыкальные произведения для скрипки композиторов разных времен.

О чем рассказала вам музыка? Какое настроение передает музыка?

Ответы уч-ся:

В Европе скрипка появилась в конце XV в. Это любимый инструмент бродячих музыкантов, которые играли на праздниках, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Скрипка, как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Румынии, Польше.

Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах и церквях. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и, конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.

Задание 3:Узнать имена знаменитых скрипичных мастеров.

Учитель: Самыми знаменитыми скрипичными мастерами были итальянские мастера: Николо Амати, Антонио Страдивари, Андреа Гварнери.

Презентация №1(6.27-6.35)

Яркую, необычайную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы.

Никколо́ Пагани́ни (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя - 27мая 1840, Ницца) -итальянский скрипач-виртуоз и гитарист, композитор.

Ранние годы

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей.

С 1793 года Никколо стал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях. В то время в Генуе и Лигурии сложилась традиция исполнять в церквях не только духовную, но и светскую музыку. Однажды его услышал композитор Франческо Ньекко (Francesco Gnecco), который взялся консультировать юного музыканта. В том же году он прошёл обучение у Джакомо Коста, пригласившего Никколо играть в соборе Сан Лоренцо, капельмейстером которого он был.

В начале 1797 года Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие, в их маршрут были включены Милан, Болонья, Флоренция, Пиза, Ливорно. В Ливорно Никколо дал немного концертов, остальное время он посвятил совершенствованию своей техники и занимался самостоятельно без преподавателей. Паганини придумал для себя и выполнял сложные упражнения, подобные упражнениям скрипача XVII века Вальтера. Взяв на вооружение приёмы мастеров прошлого, Паганини неустанно совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения.

Начало самостоятельной карьеры. Лукка

В 1801 году опека отца над Паганини была прекращена. Свою концертную деятельность он возобновил ещё в декабре 1800 года в Модене. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Осенью 1801 года он приехал в Лукку.

1808—1812 годы. Турин, Флоренция

Некоторое время Паганини провёл при туринском дворе Полины Бонапарт. Здесь он подружился с музыкальным распорядителем княгини Боргезе Феличе Бланджини (Blangini). Бланджини стал одним из самых горячих поклонников Паганини. В одном из писем друзьям в Париж он так отзывается о Никколо:

Заграничные гастроли

Слава Паганини возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. Музыкант везде пользовался огромной популярностью. В Германии он купил титул барона, который передавался по наследству.

27 декабря 1808 года в масонской ложе Великого востока Паганини исполнил масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини.

В возрасте 34 лет Паганини увлёкся 22-летней певицей Антонией Бьянки, которой он помогал с подготовкой сольного выступления. В 1825 у Никколо и Антонии родился сын Ахилл. В 1828 году музыкант расстался с Антонией, добившись единоличной опеки над сыном.

Много работая, Паганини давал концерты один за другим. Желая обеспечить сыну достойное будущее, он запрашивал себе огромные гонорары, так что после смерти его наследство составило несколько миллионов франков.

Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. В сентябре 1834 года Паганини решил закончить свою концертную карьеру и вернулся в Геную. Он постоянно болел, однако в конце декабря 1836 года выступил в Ницце с тремя концертами.

На протяжении всей жизни у Паганини было множество хронических заболеваний. Хотя никаких определенных медицинских доказательств не существует, есть мнение, у него был синдром Марфана. Несмотря на то, что скрипач прибегал к помощи именитых врачей, он не мог избавиться от недугов. В октябре 1839 года больной и в чрезвычайно нервном состоянии, Паганини в последний раз приехал в родную Геную.

Последние месяцы своей жизни он не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а болезни уже не поддавались лечению. Истощение было столь сильным, что он не мог взять в руку смычок, его сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.

Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.

При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

(В переводе с французского – прихоть, каприз).

Презентация 1 (6.35-8.49)

Задание 4: Слушать Каприс №24 Н. Паганини.

Послушайте фрагмент произведения, и ответьте на вопросы:

Знакома ли эта музыка?

Почему композитор назвал свое произведение каприс?

Ответы уч-ся:

Учитель: Мелодию этого произведения неоднократно повторяли в своих сочинениях разные композиторы, как дань уважения и памяти скрипачу-виртуозу. Музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов. На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.

Задание 5:Сравнить интерпретации С.Рахманинова.

Учитель: Сейчас мы послушаем интерпретацию Каприса №24 – Сергея Васильевича Рахманинова и попробуем сравнить ее с ранее звучавшим произведением. (Слушание)

Читайте также: