Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе деление слов на слоги

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;

побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;

упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;

развивать глазомер, мелкую моторику.

Организация детей на ковре.

Дети все собрались в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Артикуляционная гимнастика:

Не нужны сейчас улыбки –

Делай ротик, как у рыбки.

Смастерим мы дудочку,

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

Условия игры: педагог называет слово - глагол, дети подбирают к нему подходящее слово - существительное.

Правило игры: думать и отвечать быстро.

Опорные слова:

мурлычет - кот каркает - .

Вопросы к детям:

1) Как девочка звала своих подруг? (Называла ли она сразу целое слово или произносила его по частям.)

2) Почему девочка звала именно так своих подруг? (Ответ: так лучше слышно).

Вывод: все слова можно разделить на части, например: ма-(ма), па-(па), ру-(ка), ут-(ка), ку-(ры), ко-(зы), ро-(за), ры-(ба).

hello_html_349e2e2e.jpg

hello_html_m426eb283.jpg

hello_html_4ac2b8b0.jpg

hello_html_m5ed3537d.jpg

Педагог показывает детям приемы, которые используются

при делении слов на слоги:

1) хлопки в ладоши;

3) наблюдение за тем, сколько раз открывается рот;

4) с помощью руки, подставленной к подбородку.

Руки подняли и помахали

-Это деревья в лесу.

(Локти согнули, кисти встряхнули)

-Ветер сбивает росу.

(Плавно руками помашем)

-Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

-Крылья сложили назад.

Условие игры: воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают; потом делят слово-отгадку на части (слоги).

Правила игры: обязательно обосновать свой ответ (объяснить, почему так думаешь); при делении слов на части (слоги) использовать любой прием. Загадки:

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча.)

Голубой шатер Весь мир накрыл.

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

Кто ткет без станка и рук?

5.Составление рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.

- Где это происходит?

- Что делают дети?

Дети отвечают и анализируют предложения без предлогов. Каждое предложение делят на слова, называя слова по порядку.

2) Графическое изображение предложений на доске.

Дети играют. ____ _____.

Дети играют дружно. _____ ____ ____.

Мяч упал. _____ ____.

Нина подняла мяч. ___ ___ ___.

Правила штриховки:

1) штриховать в одном направлении;

2) одинаковое расстояние между отрезками;

3) за контур не выходить.

7. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 378 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.10.2020 929
  • DOCX 246 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Конанова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема : Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку

ВложениеРазмер
tema1.docx 16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку

Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла…(зима).

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

Са- са- са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Светланы колесо.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Усь-усь- усь– на лугу пасётся гусь.

Ся-ся-ся – мы поймали карася.

Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

Смотрите внимательно на кран. В магазине можно купить игрушки только с 2 слогами (3 , 1).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос.


Занятие по познавательно-речевому развитию на тему: "Прекрасная страна слов" в старшей группе.


Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"

Цель игры:- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; - развивать речь;- фонематический слух;- память;- мышление;- пополнять словарный запас ребенка.


Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа.

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа.


Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"


Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги.

Дать понятие о слоговом составе слова.Задачи: Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Формирование умения различать слово и слог;Вы.

Конспект занятия по грамоте. Слог. Деление слов на слоги.

Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Формирование умения различать слово и слог;Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.

Обучающая задача: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов.

Развивающая задача : Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: мяч, звуковые карточки, домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука.

Ход занятия

Игра: "Буква моего имени" (с мячом).

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появился домик. Интересно, кто там живет?

Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)

Хотите в домик вы попасть?

Должны вы имя мое отгадать.

Воспитатель: Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)

На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Знайка)

картинки: зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.

Воспитатель: Что-то Знайка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку)

Назовите звуки, которые жувут в моем имени и разберите их.

Воспитатель: Вот так Знайка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Знайка. (Выполняется звуковой анализ слова. 1 ребёнок делает у доски, остальные - на своих местах)

Воспитатель: (смотрит в конверт и достает еще одну записку)

Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог.

Прежде чем выполнить задание Знайки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги. (дети высказывают свое мнение).

Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно. В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна. Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове.

Появляется кукла-мальчик Знайка.

Воспитатель: А вот и Знайка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Знайка встречает нас не с пустыми руками, он предлагает нам с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.

С е н т я б р ь

П е р ч а т к и

2. Никто его не пугает, а он дрожит

3. Осенний месяц

4. Осенние тёмные и дождливые облака

5. Чем холоднее становится, тем больше оно раздевается

6. Одежда для пальцев

7. Верхняя одежда

Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д., то дети должны махать руками, как птицы.

Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц, то детям нужно имитировать движения этих животных;

Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д.) дети должны прыгать по комнате.

Воспитатель: Пока мы играли, Знайка приготовил нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание).

Воспитатель: А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком.

Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: м-м-м.

В комнате мухи жужжали: ж-;-;/

Мимо машины бежали: тр-р-р.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з.

Воспитатель: Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание.

Чтение слов.

Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова : Оса, коса, косы, куст, утка, каток.

- Как определить количество слогов в слове? По количеству гласных в слове)

- Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука)

- Как определить ударный слог? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный)

- Какие вы знаете звуки речи? (гласные и согласные)

- Чем отличается гласные и согласные звуки? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту).

Давайте повторим, как поются звуки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Русский язык - 2 класс. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов. Цели: формировать умение проверять написание парных.

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе. Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Развитие навыков звукового анализа слов Чтение слов из пройденных букв-АУ, УА. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: Формировать фонетико-фонематическую сторону речи. Задачи:.

Звуковой анализ слова с использованием разноцветных резинок

Звуковой анализ слова с использованием разноцветных резинок Развитие навыков фонематического анализа и синтеза является неотъемлемой частью коррекционно-развивающего обучения ребенка с ТНР. И чем.

Цель : дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. -Что обозначают эти схемы?

( Дефектолог показывает разные схемы.)

– Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Дефектолог произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например : Мишка спит. (2- слова )

Работа у доски

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Дефектолог произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание.

2. Мотивация обучения

Создание проблемной ситуации.

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Где они проходят?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

- Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Дефектолог объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (произносит –двух, трёхсложные слова )

- Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

- Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(отмечает самых внимательных детей.)

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогампроизносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Дефектолог предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Дефектолог предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

М е д в е ж о н о к помогает.

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Читайте также: