Конспект урока народные промыслы 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Содержимое публикации

Конспект составил воспитатель

первой квалификационной категории

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства;учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники?(ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда?(ответы детей)

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

В мир волшебной хохломы.

Сине-голубое чудо Гжели.

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Елецкие кружева.

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Наша русская ……… (Матрешка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время, … (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?(Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема: Народные промыслы твоего края

Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за ее будущее.

Оборудование: презентация, кроссворд, карточки с заданием, заготовки кувшинов.

Дата проведения : 16 января 2013 г.

Долгожданный дан звонок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация ранее изученного

- Я хочу начать наш урок со стихотворения.

ДОН МОЙ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!

ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!

НУ, ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?

И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?

-Чему посвящено это стихотворение? (нашему родному краю, Донскому краю)

- Давайте вспомним, что нам известно о нем и разгадаем кроссворд.

1. Самая распространенная отрасль растениеводства в нашем районе? (полеводство)

2. Областной центр Ростовской области. (Ростов)

3. Самая крупная река в Ростовской области. (Дон)

4. Полезное ископаемое, которое есть на территории нашего села. Его используют в строительстве. (Мел)

5. Домашние животные, которых разводят не только ради мяса, но и для получения шерсти. (Овцы)

6. Как называется наш район? (Чертковский)

7. Название нашего родного села? (Кутейниково)

8. Полезное ископаемое, которое добывают с помощью шахт? (Уголь)

-Вы замечательно справились с заданием, в результате получилось ключевое слово. Назовем его. (Промысел).

- Ребята. Как промысел связан с темой нашего сегодняшнего урока? Откройте оглавление учебника и назовите тему урока, где присутствует слово промысел.

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Верно. Тема нашего урока - Народные промыслы твоего края. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Промысел и Ремесло. Вспомним о народных промыслах России и более подробно остановимся на народных промыслах Донского края и, конечно же, поговорим о промыслах села Кутейниково.

4.Основная часть урока

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего родного края.

- А когда мы затрудняемся в определении значения какого-либо слова, какая книга приходит к нам на помощь? (Толковый словарь)

- В вашем словарике нет значений данных слов, поэтому я попросила Леру, чтобы она дома нашла значения этих слов. Предоставим ей слово.

Ученица - Ремесло – это профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом. Например, посуды, одежды, мебели.

- Промысел – это мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном. Например, производство бытовых изделий ручным способом.

Презентация

- А теперь откройте учебники на странице 140, Аня читает вслух, остальные следят.

- На страницах учебника вы видите различные предметы, к каким народным промыслам они относятся? (Хохлома, гжель, дымковская игрушка)

- Народные промыслы России многообразны. Со многими из них вы уже познакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним некоторые из них.

Презентация (Работа с картой)

- Итак, подведем мини- итог.

- Перечислите народные промыслы России.

- Теперь продолжаем урок и познакомимся с промыслами нашего родного края.

- Как называется наш родной край? (Ростовская область)

- Другое распространенное название Ростовской области – Донской край. Значительное место в нем всегда занимали народные промыслы и ремесла. Знать народные ремесла, народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.

Гончар – это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику .

ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Дону называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

- Обратите внимание на этот кувшин – это результат работы гончара, прошлых времен. Это экспонат из нашей комнаты краеведения.

Презентация

Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы. Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из лозы плели корзинки, колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды такие как ПЛЕТЕНЬ. Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.

Презентация

Мы с вами славно поработали, а теперь немного отдохнем и проведем разминку.

Физкультминутка:

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.

Ученица – Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка.

Презентация

Ученик – Кузнец – это мастер, занимающийся ручной ковкой.

КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили на Дону. Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.

Презентация

- Донская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.

5. Закрепление изученного

- С какими ремеслами Донского края вы познакомились на уроке?

- Приведите примеры, где в современном мире и с какими предметами этих промыслов вы встречались?

- Итак, мы продолжаем. Мы с вами говорили о народных промыслах России, донского края. Ответьте на вопрос.

- Что для нас является малой родиной? (с. Кутейниково)

- Как вы думаете, в нашем селе есть люди, которые занимаются народными промыслами?

- Назовите этих людей и расскажите, чем они занимаются?

- Да. И в нашем родном селе есть свои народные умельцы, которые занимаются народными промыслами и рукоделием. Давайте узнаем о них более подробно.

Презентация

- Вы познакомились только с некоторыми народными умельцами, которые живут в нашем селе.

- Работы кого из них вам больше всего понравились?

- А в нашей школе есть люди, которые занимаются народными промыслами, рукоделием?

6. Практическая работа

- На уроке мы с вами узнали, каким образом люди занимаются народными промыслами. А теперь нам предстоит побыть в роли гончаров, которые не только лепили из глины различные кувшины, но и украшали их различными узорами.

- Перед вами лежат заготовки кувшинов, карточки с символикой рисунков народных ремесел и цветные карандаши. Вам необходимо расписать их в соответствии с символикой рисунков народных ремесел. Обратите внимание, что каждый символ должен быть на своем месте, не обязательно использовать все символы. Кто справился с работой, прикрепите свой кувшин к доске, и у нас получится выставка.

1. Знак плодородия, изобилия, удачи

2.Знак засеянного поля

4.Знак земли с запасами воды.

5.Знак земли с семенами

7. Знаки, изображающие солнце.

hello_html_592214bc.jpg

8. Знак сытости жизни.

- Как вы думаете, сложное ли это дело, роспись кувшинов?

- Давайте сделаем вывод. Нужны ли для этого определенные знания, нужно ли этому учиться?

7. Выставка детских эскизов

А теперь посмотрим, что получилось у вас.

Давайте оценим, кто же был лучшим гончаром? Только оцениваем справедливо.

Прекрасные кувшины получились в результате вашей работы. Вы замечательные мастера.

- Итак, пришло время подводить итоги.

- Назовите тему нашего урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Ребята, а какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?

- Что мы поставим Лере? Почему вы так считаете?

10. Домашнее задание

- Дома вам необходимо будет еще раз внимательно прочитать параграф в учебнике на стр. 140- 141 и, по желанию, провести исследовательскую работу. Узнать о народных умельцах нашего села, о которых сегодня не было сказано на уроке, рассказать о их творчестве или подготовить доклад, фотографии, если возможно, принести работы мастеров и пополнить экспонатами нашу комнату краеведения.

- Ребята, у каждого из вас на столе лежат магниты, подойдите тихонько к доске и прикрепите свой магнит к одному из смайликов. Если вам на уроке все было понятно, то прикрепите магнит к улыбающемуся смайлику, если вы испытывали затруднения, то к серьезному, если было совсем ничего не понятно, то к расстроенному.

- Я хочу поблагодарить вас за урок, вы прекрасно работали. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание! Можете отдыхать.

Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за ее будущее.

Оборудование: презентация, кроссворд, карточки с заданием, заготовки кувшинов.

Долгожданный дан звонок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация ранее изученного

- Я хочу начать наш урок со стихотворения.

ДОН МОЙ! ЖЕМЧУЖИНА РОССИИ!

ПШЕНИЦЫ БЕЗГРАНИЧНЫЕ ПОЛЯ!

НУ, ГДЕ ЕЩЕ ТАКОЕ НЕБО СИНЕЕ?

И ГДЕ ЕЩЕ ТАКИЕ ТОПОЛЯ?

-Чему посвящено это стихотворение? (нашему родному краю, Донскому краю)

- Давайте вспомним, что нам известно о нем и разгадаем кроссворд.

1. Самая распространенная отрасль растениеводства в нашем районе? (полеводство)

2. Областной центр Ростовской области. (Ростов)

3. Самая крупная река в Ростовской области. (Дон)

4. Полезное ископаемое, которое есть на территории нашего села. Его используют в строительстве. (Мел)

5. Домашние животные, которых разводят не только ради мяса, но и для получения шерсти. (Овцы)

6. Как называется наш район? (Чертковский)

7. Название нашего родного села? (Кутейниково)

8. Полезное ископаемое, которое добывают с помощью шахт? (Уголь)

-Вы замечательно справились с заданием, в результате получилось ключевое слово. Назовем его. (Промысел).

- Ребята. Как промысел связан с темой нашего сегодняшнего урока? Откройте оглавление учебника и назовите тему урока, где присутствует слово промысел.

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Верно. Тема нашего урока - Народные промыслы твоего края. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Промысел и Ремесло. Вспомним о народных промыслах России и более подробно остановимся на народных промыслах Донского края и, конечно же, поговорим о промыслах села Кутейниково.

4.Основная часть урока

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего родного края.

- А когда мы затрудняемся в определении значения какого-либо слова, какая книга приходит к нам на помощь? (Толковый словарь)

- В вашем словарике нет значений данных слов, поэтому я попросила Леру, чтобы она дома нашла значения этих слов. Предоставим ей слово.

Ученица - Ремесло – это профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом. Например, посуды, одежды, мебели.

- Промысел – это мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном. Например, производство бытовых изделий ручным способом.

Презентация

- А теперь откройте учебники на странице 140, Аня читает вслух, остальные следят.

- На страницах учебника вы видите различные предметы, к каким народным промыслам они относятся? (Хохлома, гжель, дымковская игрушка)

- Народные промыслы России многообразны. Со многими из них вы уже познакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним некоторые из них.

Презентация (Работа с картой)

- Итак, подведем мини - итог.

- Перечислите народные промыслы России.

- Теперь продолжаем урок и познакомимся с промыслами нашего родного края.

- Как называется наш родной край? (Ростовская область)

- Другое распространенное название Ростовской области – Донской край. Значительное место в нем всегда занимали народные промыслы и ремесла. Знать народные ремесла, народных мастеров, это значит лучше понимать свой народ.

Гончар – это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.

ГОНЧАРЫ свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Дону называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог.

- Обратите внимание на этот кувшин – это результат работы гончара, прошлых времен. Это экспонат из нашей комнаты краеведения.

Презентация

Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы. Из ЛОЗЫ (прутьев вербы) мастера изготавливали корзины. Каких только не плели и большие и маленькие, крошечные. Из лозы плели корзинки, колыбели для детей, столы, стулья, дворовые ограды такие как ПЛЕТЕНЬ. Для хранения зерна плели КОШЕЛКИ.

Презентация

Мы с вами славно поработали, а теперь немного отдохнем и проведем разминку.

Физкультминутка:

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.

Ученица – Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду: бочки, кадки, лоханки Профессия БОНДАРЯ древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех пор, когда люди начали делать запасы впрок: солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этого нет ничего лучше, чем дубовая бочка.

Презентация

Ученик – Кузнец – это мастер, занимающийся ручной ковкой.

КУЗНЕЧНОЕ дело переходило от поколения к поколению: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает. Прекрасные кузнецы жили на Дону. Они ковали: топоры, подковы, вилы, лопаты и т.п.

Презентация

- Донская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства.

5. Закрепление изученного материала

- С какими ремеслами Донского края вы познакомились на уроке?

- Приведите примеры, где в современном мире и с какими предметами этих промыслов вы встречались?

- Итак, мы продолжаем. Мы с вами говорили о народных промыслах России, донского края. Ответьте на вопрос.

- Что для нас является малой родиной? (с. Кутейниково)

- Как вы думаете, в нашем селе есть люди, которые занимаются народными промыслами?

- Назовите этих людей и расскажите, чем они занимаются?

- Да. И в нашем родном селе есть свои народные умельцы, которые занимаются народными промыслами и рукоделием. Давайте узнаем о них более подробно.

Презентация

- Вы познакомились только с некоторыми народными умельцами, которые живут в нашем селе.

- Работы кого из них вам больше всего понравились?

- А в нашей школе есть люди, которые занимаются народными промыслами, рукоделием?

6. Практическая работа

- На уроке мы с вами узнали, каким образом люди занимаются народными промыслами. А теперь нам предстоит побыть в роли гончаров, которые не только лепили из глины различные кувшины, но и украшали их различными узорами.

- Перед вами лежат заготовки кувшинов, карточки с символикой рисунков народных ремесел и цветные карандаши. Вам необходимо расписать их в соответствии с символикой рисунков народных ремесел. Обратите внимание, что каждый символ должен быть на своем месте, не обязательно использовать все символы. Кто справился с работой, прикрепите свой кувшин к доске, и у нас получится выставка.

Ромб 35

1. Знак плодородия, изобилия, удачи

Ромб 34

2.Знак засеянного поля

Прямая соединительная линия 31

4.Знак земли с запасами воды.

Прямая соединительная линия 30

Прямая соединительная линия 29

5.Знак земли с семенами

Прямая соединительная линия 28

Прямая соединительная линия 24
Прямая соединительная линия 25
Прямая соединительная линия 26
Прямая соединительная линия 27

Прямая соединительная линия 21
Прямая соединительная линия 22
Прямая соединительная линия 23
Прямая соединительная линия 18
Прямая соединительная линия 19
Прямая соединительная линия 20



Прямая соединительная линия 16

Прямая соединительная линия 13
Прямая соединительная линия 14
Прямая соединительная линия 15

Прямая соединительная линия 12

7. Знаки, изображающие солнце.

Полилиния 7
Прямая соединительная линия 8
Прямая соединительная линия 9

Полилиния 5
Прямая соединительная линия 6

8. Знак сытости жизни.

- Как вы думаете, сложное ли это дело, роспись кувшинов?

- Давайте сделаем вывод. Нужны ли для этого определенные знания, нужно ли этому учиться?

7. Выставка детских эскизов

А теперь посмотрим, что получилось у вас.

Давайте оценим, кто же был лучшим гончаром? Только оцениваем справедливо.

Прекрасные кувшины получились в результате вашей работы. Вы замечательные мастера.

- Итак, пришло время подводить итоги.

- Назовите тему нашего урока.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие цели мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Ребята, а какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?

- Что мы поставим Лере? Почему вы так считаете?

10. Домашнее задание

- Дома вам необходимо будет еще раз внимательно прочитать параграф в учебнике на стр. 140- 141 и, по желанию, провести исследовательскую работу. Узнать о народных умельцах нашего села, о которых сегодня не было сказано на уроке, рассказать о их творчестве или подготовить доклад, фотографии, если возможно, принести работы мастеров и пополнить экспонатами нашу комнату краеведения.

- Ребята, у каждого из вас на столе лежат магниты, подойдите тихонько к доске и прикрепите свой магнит к одному из смайликов. Если вам на уроке все было понятно, то прикрепите магнит к улыбающемуся смайлику, если вы испытывали затруднения, то к серьезному, если было совсем ничего не понятно, то к расстроенному.

- Я хочу поблагодарить вас за урок, вы прекрасно работали. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание! Можете отдыхать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект комбинированного урока с презентацией для 4 коррекционного класса VIII вида. Задействованы предметы: изобразительное искусство, литературное чтение, мзукальное искусство, арт-терапия.

Технологическая карта

Класс: 4 VIII вида

Автор: Саманчук Марина Георгиевна

Тема: Народные промыслы.

Тип урока: обобщение знаний.

Учебные: обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями; помочь ученику в аргументации своего мнения; строить понятные для партнёра высказывания.

Коррекционные: развития мелкой моторики; развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения; воспитывать усидчивость, внимание; развивать творческое воображение, понятие красоты.

Воспитательные : прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I . Организационный момент.

Вступительное слово : Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей появилось желание общаться, делиться друг с другом своими мыслями и чувствами.

Настраиваются на работу

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Нацеливание на успешную деятельность.

II . Актуализация знаний.

1. Речевая зарядка.

2.Собери пословицы о труде.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хорошего труда нет плода.

- Объясни смысл понравившейся пословицы.

- В каких источниках информации можно найти другие пословицы о труде?

3. Эмоциональная речевая разминка. Чтение стихотворения опавшей листвы.

Разговор еле слышен:

На пороге морозы! Ю.Капотов

объясняет смысл пословиц.

В собрании пословиц русского народа, у мамы и бабушки, в орфографическом и толковых словарях.

Чтение стихотворения по заданию.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III . Определение темы и цели урока

1. Какие виды народного творчества вы знаете?

- русские народные сказки (узнать по репродукции картины);

- пословицы и поговорки;

- народные музыкальные инструменты;

2. Отгадай загадки:

Румяный, круглый паренек

Сбежал из дома на денек.

До той поры пока в лесу

Не встретил рыжую лису

Стоит чудо в семи шубах.

Кто его тронет – сам заплачет.

Отвечает, проверяет ответы по слайдам презентации.

Отгадывает загадки, проверяет правильность по слайдами презентации

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты деятельности.

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

IV .Работа по теме урока.

3. Русское народное творчество.

Рассказ о прикладном народном искусстве:

- на керамике и фарфоре – Гжель;

- на металлических подносах;

- на деревянной посуде – Хохлома.

Б) Изделия из ткани:

- кружева и вышивка выполнялись на ткани изо льна. Эта ткань использовалась для создания одежды, занавесок, полотенец – Вологодское кружево;

- национальная русская одежда.

- русская глиняная народная игрушка, расписанная и обожженная в печи (свистульки, Дымковская игрушка);

- русская деревянная народная игрушка в виде расписных, полых кукол (матрешка).

Работа сопровождалась пением, так возникла русская народная песня.

4. Русский национальный костюм.

Основой мужской одежды являлась мужская сорочка (нижняя рубаха). Основой женской одежды – длинная рубаха, украшенная оторочкой или вышивкой.

5. Русские народные головные уборы.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы, поэтому они повязывались платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади.

6. Русская народная песня.

Русские народные песни бывают разные. Люди пели во время посева и уборки урожая, у колыбели, на свадьбах или на веселых гуляниях, где звучали потешки, заклички, частушки и веселые песни.

Слушает учителя, просматривает слайды презентации

Слушает русскую народную песню

выделять существенную информацию.

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

проявлять активность в индивидуальной деятельности.

V . Продолжение работы по теме урока.

А теперь мы сами изготовим деталь русского национального костюма:

- девочки раскрашивают головную повязку (венчик);

- мальчики раскрашивают воротник мужской рубашки.

И будем мы это делать, слушая русские народные песни.

раскрашивает головной убор.

выделять существенную информацию из русских народных песен

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

VI .Рефлексия урока.

Я открыл для себя …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

оценивать собственную деятельность.

VII .Подведение итогов урока.

- кто создал это творчество?

- как передавалось народное творчество?

- назвать жанры народного творчества.

Подводит итог урока.

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

VIII . Домашнее задание.

-Выучить любую русскую народную песню. Нарисовать иллюстрации

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат

Комбинированный урок

4 класс VIII вида

Учитель-дефектолог

Саманчук М.Г.

Пояснительная записка

Форма проведения урока – индивидуальное занятие.

Обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями;

- помочь ученику в аргументации своего мнения;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Коррекционные:

Развития мелкой моторики.

Развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения.

Воспитывать усидчивость, внимание.

Развивать творческое воображение, понятие красоты.

Воспитательные :

- Прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

Вступительное слово : Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей появилось желание общаться, делиться друг с другом своими мыслями и чувствами.

Слайд 3 1. Какие виды народного творчества вы знаете?

Слайд 4 2 . Отгадайте загадки:

Румяный, круглый паренек

Сбежал из дома на денек.

Ходил, бродил

До той поры пока в лесу

Не встретил рыжую лису

Стоит в горшке

На окне ёжик.

Стоит чудо в семи шубах.

Кто его тронет – сам заплачет.

Слайд 5 - русские народные сказки (узнать по репродукции картины);

Слайд 6 – потешки, скороговорки (чистоговорки);

Слайд 7 - считалки;

Слайд 8 - пословицы и поговорки;

Слайд 9 - народные музыкальные инструменты;

Слайд 10 – русские народные песни.

3. Русское народное творчество.

Рассказ о прикладном народном искусстве:

Слайд 11 А) Роспись:

- на керамике и фарфоре – Гжель;

- на металлических подносах;

- на деревянной посуде – Хохлома.

Слайд 12 Б) Изделия из ткани:

- кружева и вышивка выполнялись на ткани изо льна. Эта ткань использовалась для создания одежды, занавесок, полотенец – Вологодское кружево;

- национальная русская одежда.

Слайд 13 В) Игрушки:

- русская глиняная народная игрушка, расписанная и обожженная в печи (свистульки, Дымковская игрушка);

- русская деревянная народная игрушка в виде расписных, полых кукол (матрешка).

Работа сопровождалась пением, так возникла русская народная песня.

Слайд 14 4. Русский национальный костюм.

Основой мужской одежды являлась мужская сорочка (нижняя рубаха). Основой женской одежды – длинная рубаха, украшенная оторочкой или вышивкой.

Слайд 15 5. Русские народные головные уборы.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы, поэтому они повязывались платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади.

Слайд 16-17 6. Русские народные музыкальные инструменты.

Слайд 18 7. Русская народная песня.

Русские народные песни бывают разные. Люди пели во время посева и уборки урожая, у колыбели, на свадьбах или на веселых гуляниях, где звучали потешки, заклички, частушки и веселые песни.

Слайд 19 А теперь самостоятельное изготовление детали национального костюма.

Слайд 20-21 7. Итог занятия:

- кто создал это творчество?

- как передавалось народное творчество?

- назвать жанры народного творчества.

Саманчук Марина Георгиевна, учитель-дефектолог

ГБС (К)ОУ г.Севастополя ОШИ № 1 VIII вида

2016 год

Цели: Учебные: Обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями; - помочь ученику в аргументации своего мнения; - строить понятные для партнёра высказывания. Коррекционные: Развития мелкой моторики. Развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения. Воспитывать усидчивость, внимание. Развивать творческое воображение, понятие красоты. Воспитательные : - Прививать интерес к индивидуальному и коллективному творчеству.

Обобщить знания об изученных видах народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, песенному творчеству; воспитывать любовь и уважение к культуре родного края, к фольклору.

Коммуникативные:

- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и родителями;

- помочь ученику в аргументации своего мнения;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Развития мелкой моторики.

Развитие пространственного мышления, памяти, чувства ритма, координации движения.

Читайте также: