Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: расширять представления детей о лесе как совокупности растений и животных.

Задачи:

  • совершенствовать представления о лесе, его обитателях,
  • развивать мышление, внимание, речь при выполнении заданий и их объяснении,
  • формировать положительное отношение к лесным организмам.

План НОД

I. Организационный момент

Настрой на занятие.

II. Основная часть

- Что можно назвать лесом?

- Чьим домом может быть лес?

- Какие растения леса вам знакомы?

- Кому нужны деревья в лесу?

- Назовите животных леса.

- Вы с родителями гуляли в лесу?

- Что вам больше всего понравилось на этой прогулке?

- Как вы думаете, вы хорошо себя вели во время посещения леса?

- А как правильно?

Рассказ педагога о лесе как о большом доме для растений и животных.

Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой! В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.

Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух. Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.

Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья. Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.

Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть равнинные леса с преобладанием дубовых деревьев, они называются дубрава. Есть хвойные, где растут только хвойные деревья: ели, сосны, пихты, лиственницы. Есть смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.

Еще есть широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темноствольные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными. В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.

Здравствуй, лес, прекрасный лес (широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (всматривание вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (поднимание рук вверх, а потом прижать ладони к груди)


Молодцы, ребята, вот мы и помогли желудю добраться домой в лес, наконец-то он нашел свой дом и скоро из него прорастет молодой дубок, который будет жить в своем родном доме.

III. Итог НОД

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель:

Здравствуй вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя.

Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся .

Воспитатель: - Ребята, на стене прикреплены ромашки с эмоциями, какую вы эмоцию испытываете сейчас подойдите к ней, если несколько человек, станьте в колону. Прокомментировать к какой ромашке подошли, какие эмоции у детей на начало занятия.

Воспитатель: - Ребята,давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть в течение дня у всех будет хорошее настроение.

• Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
• Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. (Лиса.)
• Тому,кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно выращу себе новый! (Ящерица.)
• Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)


Воспитатель: Раздаются карточки с картинками, ваша задача среди всех картинок, найти лишнюю картинку, и аккуратно ее зачеркнуть.

- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Какая птица выводит потомство зимой? (Клест)
- Дерево, имеющее белый ствол? (Береза)
- Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
- Кто из животных является санитаром леса? (Волк)
- Время года, когда просыпается природа. (Весна)
- Кто спит головой вниз? ( Летучая мышь)
- Какое насекомое слышит ногами? ( Кузнечик)
- Хвойное дерево, имеющее самую длинную хвою? (Кедр)
- Первоцвет, занесенный в Красную книгу? (Подснежник)
-Опадает ли хвоя с ели? (Да)
-Что делают из сока деревьев? (Лекарство)
- Питаются ли ежи яблоками? (Нет)

- На каком дереве растут желуди? (На дубе)
- Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие)
- Сколько ног у жука? (Шесть)
- Птица с красной грудкой? (Снегирь)
- Когда поспевает земляника? (Летом)
- Как называется жилище медведя? (Берлога)
- Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
- У какого дерева желтеет и опадает хвоя? (Лиственницы)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? ( Весной)
- Ягода, растущая на болоте? (Клюква)
- Светолюбивое хвойное дерево? (Сосна)
- Что такое янтарь? (Смола сосны)
- Как в народе называют бальзамин? (Огонек, Ванька Мокрый)
- Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)

1."Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж.
2."Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот". Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.

- Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух.

- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое.

-Не оставлять мусор- чтобы не засорять природу.

-Не рвать полевые цветы - они украшают природу, в букете долго не стоят; они нужны пчёлам, бабочкам.

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями, уничтожают вредных насекомых.

-Не брать домой лесных зверей - лес это дом для них.

-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.

- Нельзя портить несъедобные грибы - для людей они ядовитые, а для животных это лекарство.

- Молодцы, ребята, я надеюсь, что вы будете не только помнить эти правила, но и соблюдать.

А лес – это природа? Как вы думаете, что такое лес? Лес – это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В нашей стране много лесов. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники.

Как называется лес, где растут березы?

Дети: Березовая роща, березняк.

Воспитатель: Как вы назовете лес, где растут ели?

Дети: Еловый лес, ельник.

Воспитатель: Где растут сосны?

Дети: Сосновый лес, сосновый бор.

Воспитатель: Где много дубов?

Воспитатель: А как вы думаете, что такое смешанный лес?

Дети: Где растут много разных деревьев: липа, клен, сосна, береза, осина, ель.

Физкультминутка:

Выросли деревья в поле. (Потягивание - руки в стороны.)

Хорошо расти на воле!

К небу, солнцу тянется. (Потягивание – руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вперед, назад, вправо, влево)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся на места)

Планета Земля, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

Планета Земля, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

Планета Земля, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

Планета Земля, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

Планета Земля, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

Планета Земля, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

Воспитатель: - Вот и пришло время подвести итоги нашей викторины.
- Молодцы, ребята, вы очень нас порадовали своими знаниями, умением дружно работать в команде. Берегите природу, будьте внимательны ко всему живому, что вас окружает, и природа ответит вам добром.

- Подойдите к цветкам – эмоциям. Изменились ваши чувства во время занятия? Обсудить, что дети выбрали.

- Возьмите фишки и оцените себя на оценочной доске.

Творческая работа детей. И в заключение нашей викторины, предлагаю командам оформить плакат, как нужно бережно и заботливо относиться к природе нашей планеты.

Автор: Антонова Мария Васильевна, воспитатель
Место работы: МКДОУ "Детский сад п.Кедровый"
Описание: Предлагаю вниманию воспитателей разработку конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста.Форма проведения очень интересна для детей данного возраста.

Воспитатель:
- Ледоход летом (не бывает)
- Роса зимой (не бывает)
- Заморозки весной (бывает)
- Дождь осенью (бывает)
- Метель летом (не бывает)
- Радуга весной (бывает)
- Иней зимой (бывает)
- Листопад весной (не бывает)
- Туман осенью (бывает)

• Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
• Я самая обаятельная и привлекательная.Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.(Лиса.)
• Тому,кто найдет мой хвост:оставьте себе на память.Я успешно выращу себе новый!(Ящерица.)
• Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
Воспитатель: - Для выполнения следующего задания, я приглашаю капитанов команд. Капитаны раздадут вам карточки с картинками, ваша задача среди всех картинок, найти лишнюю картинку, и аккуратно ее зачеркнуть.

(Капитаны получают подносы с карточками – заданиями, раздают карточки каждому участнику команды. Дети зачеркивают лишнюю картинку. Капитаны собирают карточки и передают жюри.)



- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Сколько ног у паука? (Восемь)
- Какая птица выводит потомство зимой? (Клест)
- Дерево, имеющее белый ствол? (Береза)
- Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
- Кто из животных является санитаром леса? (Волк)
- Время года, когда просыпается природа. (Весна)
- Кто спит головой вниз? ( Летучая мышь)
- Какое насекомое слышит ногами? ( Кузнечик)
- Хвойное дерево, имеющее самую длинную хвою? (Кедр)
- Первоцвет, занесенный в Красную книгу? (Подснежник)
-Опадает ли хвоя с ели? (Да)
-Что делают из сока деревьев? (Лекарство)
- Питаются ли ежи яблоками? (Нет)

- На каком дереве растут желуди? (На дубе)
- Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие)
- Сколько ног у жука? (Шесть)
- Птица с красной грудкой? (Снегирь)
- Когда поспевает земляника? (Летом)
- Как называется жилище медведя? (Берлога)
- Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
- У какого дерева желтеет и опадает хвоя? (Лиственницы)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? ( Весной)
- Ягода, растущая на болоте? (Клюква)
- Светолюбивое хвойное дерево? (Сосна)
- Что такое янтарь? (Смола сосны)
- Как в народе называют бальзамин? (Огонек, Ванька Мокрый)
- Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)
Воспитатель: - Предлагаю провести музыкальную разминку.

(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)

Воспитатель: - А сейчас, вашему вниманию конкурс капитанов.



Автор: Швечко Людмила Николаевна

Населенный пункт: Волгоградская область, р.п. Новониколаевский

Цель: сформировать представление детей о взаимосвязи животного и растительного мира в природе.

Задачи:

Развивающая: развивать память, речь, мышление, интерес к занятию, быстроту и правильность ответа на поставленный вопрос.

Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к животному и растительному миру, желание научиться их охранять.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций (растения, насекомые, птицы, животные), картины-схемы, схемы экологических знаков, чтение природоведческой литературы, заучивание стихов о насекомых, птицах, животных, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов.

Оборудование: схемы экологические знаки (разрешающие и запрещающие), предметные картинки (божья коровка, паук, волк, сова), картина-схема взаимосвязь растений, насекомых, птиц, животных, лист бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент, привлечение детей к педагогу.

Дети входят в группу под звуки природы (квакают лягушки, поют птицы, жужжат пчёлы, рычат животные) (Садятся на палас).

Воспитатель: Ребята, кого по звукам вы угадали?

Воспитатель: Послушайте загадку: есть у ребят зелёный друг, весёлый друг, хороший.

Он им подарит сотни рук и тысячи ладошек (лес)

Ребята, кто знает стихотворение о каком-нибудь растении?

Вопросы к детям: -Перечислите ошибки, которые допустили во время отдыха на природе Артём, мама и папа? Почему вы считаете, что это ошибки?

- Что лучше: чтобы Артёма семья отдыхала на природе каждый день или только по выходным?

- Как будет выглядеть поляна, если Артёма семья посетит её десять раз?

3. Основная часть.

Звучит музыка, заходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я так спешил к вам, бежал через лес очень боялся, и по дороге потерял картинки с изображением экологических знаков. Теперь вот не знаю, что делать?

Воспитатель: Не расстраивайся Незнайка, мы с ребятами поможем тебе их найти, а ты оставайся у нас на занятии. Ребята, закройте глаза и представьте, что мы в лесу (дети под музыку ищут экологические знаки).

Ребята, экологические знаки бывают двух видов: разрешающие и запрещающие.

Разрешающие знаки обозначаются зелёным цветом - это значит, что нужно помогать природе. А запрещающие знаки обозначаются красным цветом – это значит, что нельзя делать в природе.

А теперь возьмите каждый себе по знаку и расскажите о нём.

Воспитатель: А, как вы думаете, для чего же нужны эти знаки?

Воспитатель: Как ещё другим словом можно назвать эти знаки?

Если в лес пошёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай.

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

Испугаются, зверюшки убегут с лесной опушки.

Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.

Их покой, по береги вед они нам не враги.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим как же связаны растения, насекомые, птицы и животные с природой и какая существует между ними взаимосвязь.

Ребята, каких вы знаете насекомых?

Воспитатель: А кто знает стихотворение о насекомых?

Воспитатель: Вот видите ребята, оказывается насекомых много, есть вредные и полезные. Мы с вами поговорим, о полезных, послушайте загадку: красна, да не клубника, рогата да не бык.

шесть ножек без копыт.

летит тихо, сядет под кусток,

порадует цветок (божья коровка).

На доску вывешивается картинка божьей коровки.

Воспитатель: Как вы думаете, к каким насекомым относиться божья коровка, к полезным или вредным?

Отгадайте загадку: восемь ног как восемь рук, вышивают шёлком круг. (паук)

На доску вывешивается картинка паука.

Какой он на вид?

Воспитатель: Но пауки приносят большую пользу для людей, растений, птиц, животных. Они поедают большое количество комаров и мух, которые являются переносчиками разных болезней. Пауки бываю разной окраски, и у каждого в брюшке находится много специальной жидкости, из которой они плетут паутину. Вы, конечно, все видели паутину, её можно встретить везде.

Ребята, а к каким насекомым относится паук, к полезным или вредным?

Воспитатель: Когда вы встретите паука, вы его не бойтесь и не убивайте, пусть бежит своей дорогой.

Теперь давайте посмотрим, какая же существует взаимосвязь между насекомыми и растениями ( если не было растений, то погибли бы насекомые, а если не было насекомых то погибли бы растения). Значит растения и животные сильно очень взаимосвязаны между собой.

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели.

Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!

Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете зимующих птиц?

Кто знает стихотворение о птицах?

Воспитатель: А почему мы птиц считаем друзьями человека?

Воспитатель: Птицы тоже приносят пользу. Они поедают вредных насекомых (мух, гусениц, букашек…)

Отгадайте загадку: днём спит, а ночью летает. (сова)

На доску вывешивается картинка совы.

Воспитатель: А вот совы уничтожают большое количество мышей, а мыши вы знаете какие вредные, они грызут всё, что им встретится на пути.

Ребята, оказывается между растениями, насекомыми и птицами, тоже существует взаимосвязь. Если бы не было растений и насекомых, то птицы бы погибли.

Теперь поговорим о животных. Каких вы знаете животных?

Кто знает стихотворение о животных?

Ребёнок читает стихотворение о животном

Воспитатель: Отгадайте загадку: кто зимой холодной, ходит по лесу голодный? (волк)

На доску вывешивается картинка волк.

Воспитатель: Ребята, волки конечно дикие, хищные животные, но они тоже приносят пользу. Они уничтожают слабых и больных животных, питаются умершими птицами и животными, поедают ядовитые ягоды (волчья ягода). Тем самым волки спасают жизнь другим насекомым, птицам и животным.

Ребята, здесь тоже существует взаимосвязь между растениями, насекомыми, птицами и животными. Если не будет растений, птиц и насекомых, то животные погибнут.

А сейчас ребята мы с вами рассмотрим картину-схему, которая показывает, какая существует взаимосвязь между растениями, насекомыми, птицами и животными. Кто по желанию хочет и сможет объяснить эту картину-схему?

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами долго беседовали, а теперь пройдите к столам и попробуйте нарисовать то, что вам сегодня больше всего запомнилось или понравилось на занятии.

Ребята, так о чём мы сегодня с вами говорили на занятии? Что нового вы узнали, что вам понравилось?

Выставка рисунков. Все ребята молодцы! Спасибо!

Список литературы

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Читайте также: