Герои романа в их отношении к обломову конспект урока 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 5. Герои романа и их отношение к Обломову. Обломов и Штольц

Цели уроков : беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен.

Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощённости мелочами, - они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег, переезда на квартиру.

Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы, вещны. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Смысл жизни здесь сводится к:

Ответы детей на вопросы домашнего задания:

2. 1– 2 главы 2 части.

4. Дополнение учителя. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душойпередала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия.

Если Обломов - весь в стихии эмоциональнойШтольц предельно рационалистичен.

( ; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)

Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц:

- отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью,

- аморфности характера,

- его мучительной рефлексии.

Прошлое – настоящее, Обломовка – Петербург, Обломов – Штольц.

Продолжите этот список. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:

· Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.

· Обломов – барин. Штольц – сын управляющего.

· Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель.

Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.

Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.

Откроем Главу 4, часть 2. Здесь есть один очень важный эпизод, какой? 1-й разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия.

Как Обломов относится к деятельности, которую ему предлагает Штольц? Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной.

Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.

А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, - личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.

· Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

История семьи Штольцев.

3. Автор романа утверждает, что герои счастливы.

4. Жизнь, которую организовал Штольц для жены, скоро обнаружила свою уязвимость. Ольга почувствовала неудовлетворённость и своей несамостоятельной ролью, и тем содержанием, которым Штольц наполнил её жизнь, и личными качествами мужа.

5. Её тоска стимулирована содержанием жизни, которое он ей предложил. Убеждает ли Счастье Ш. и Ольги? не убеждает. И не столько потому, что романист скорее рассказывает о нём, чем показывает его. Сама надежда Гончарова создать образ гармонического человека и такой же любви на материале современной действительности была утопией.

1. Что же такое Штольц?

В) Обратим внимание на то, что его неожиданные приезды к Обломову отмеряют этапы жизни Ильи Ильича . Штольц становится героем счастливого романа Ольги, произносит авторскую эпитафию Обломову.

Деятельность Штольца отдана накоплению, приобретению, обеспечивающим комфорт. Неполноту характера Штольца объясняет тем, что сама фигура нового деятеля ещё не окристаллизовалась в жизни.

Домашнее задание.

1) Прощальный разговор Обломова и Ольги (11 гл.)

- Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не только поражение героя, но и поражение героини?

- Страдает ли Ольга?

- Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

- С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

- Что ищет Ольга теперь в Обломове?

- Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или Илья?

2) Роль пейзажа в описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 - часть 3;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель.Текоева Заира Каурбековна

1. помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной;
2. учить анализу прозаического произведения, умению правильного выделения ключевых эпизодов, самостоятельному исследованию авторского текста.
3.Обучать речевой характеристике героя.

2.Воспитательная:

1. воспитывать гуманное отношение к человеку, уважение к его личной позиции, взглядам и убеждениям.
2.формировать личностную жизненную позицию, умение выражать отношение к проблемным ситуациям, умение высказывать собственное мнение по волнующим жизненным вопросам.

Вид урока: комбинированный .

Оборудование: ноутбук; проектор, экран; электронный носитель с презентацией, созданной программой MS Power Point.

Слово учителя. Определение целей и постановка задач урока.

Учитель. Трудно найти в русской литературе образ более противоречивый ,чем Илья Обломов. Судите сами:

1 ученик. (Слайд 5)

Другая позиция у критика Дружинина:

-Кто же он такой, человек, вызвавший столь противоположные мнения? На какой почве взращён этот характер? Нужны ли такие люди обществу, России?

Итак, главный герой Илья Ильич Обломов появляется уже с первых страниц романа

( Текст:1 глава, 1 часть).(Слайд 6)

-Каким представляет нам автор Обломова в начале романа?Что мы узнаем о нем, о его образе жизни? Чем он занимается? (Слайд 7)

-Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?

- Как нарисована внешность героя, обстановка, его окружающая? (Обратите внимание на детали портрета, поведение героя).(Слайд 8)

-Найдите в тексте описание внешности героя, одежды (халат, тапочки). Описание комнаты? (работа с текстом, с деталями)

-Каков обычный день Обломова?

-С помощью каких деталей достигается комизм образа? (Слайд 9)

(1. Портрет героя. 2. Интерьер.3. Вещи-символы.)

Работа с текстом, деталями.

-Как вы думаете, о каких подлых делах идёт речь? (Труд.)

Иначе и быть не могло, ведь символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон. (Пересказать его кратко). (Слайд 10)

-О каких мечтах Обломова говорит писатель?

-Как эти мечты и мысли связываются у Обломова с жизнью?(Слайд 11)

Текст: «Тогда он еще был молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив; то, по крайне мере, живее, чем теперь, еще он был полон разных стремлений, все чего- то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли - к службе, думал о роли в обществе.(Слайд 121)

-Попробуем сформулировать тему и идейное содержание романа.

( Главная тема произведения – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь).

А теперь вернёмся к нашему вопросу,записанному на доске.

Ответ очевиден: таким его сделало барское воспитание, крепостное общество .(Слайды 16,17)

Подведение итогов урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Тема. И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

Форма урока. Рассказ-лекция.

План-конспект

I. Организационный момент.

II. Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

1. Перечитать главу "Сон Обломова".

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Определить особенности характера главного героя.

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.

Первая часть работы


Особенности характера Обломова





(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

Работающий с текстом

Вторая часть работы

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4






Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

Для чего автор вводит этих героев?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

Жизнь Обломова.

Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

Включенность в работу всех участников группы.

Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Задачи:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

I. Вводный этап:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

- Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

- Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний учащихся

На доске представлены иллюстрации из великих русских произведений. Одно изображений закрыто.

  • Как вы думаете, что изображено на иллюстрации, скрытой от вас? Почему?
  • О каком чувстве мы будем говорить сегодня? Чем согласно традиции в русской литературе является любовь?

III.Слайд 1. Объявление темы урока

Учитель корректирует ответы учащихся

IV.Работа по теме.

Слайд 4 перевод итальянского текста на русский (читает наизусть одна из учащихся):

О, богиня, ты, что над нами

Кротко блещешь так лучами,

Обрати к нам свой лик прекрасный,

Ниспошли свой вечный свет.

Благосклонно прими хваленья,

И услышь ты наши моленья,

Ниспошли нам покой на землю,

Вечно пусть он здесь царит.

Социальное происхождение

Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям.

Из народа, не отличается образованностью, очень проста.

Любовь

Примитивное, земное чувство

(Изменения в Илье произошли, но глубинной сущности характера они не затронули).

  1. Беседа.
  • Скажите, какое событие стало кульминацией отношений Ольги и Ильи Ильича?

(Признание в любви, сомнения главного героя, письмо Обломова к Ольге).

  • Образ какой из героинь больше подходит под данное описание идеала женщины Обломова?

V.Подведение итогов урока.

  • Изменила ли любовь главного героя? Зачем автор испытывает своего героя любовью.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Читайте также: