Понятие конспект пришло к нам из древнего

Обновлено: 02.07.2024

-отличительные особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей.

По окончании изучения темы студент должен уметь:

-Бегло просмотреть материал, уяснить, что он собой представляет;

-раскрыть тему материала,

- проанализировать текст, отделяя при этом главное от второстепенногоВыделить основные мысли текста (тезисы).

-конспектирование разных статей, текстов

Теоретический материал

Виды конспектов

Плановый. Создается на базе плана, в котором перечислены основные вопросы, необходимые для раскрытия темы.

Текстуальный. Такой конспект составляется на основе отрывков и цитат самого источника.

Тематический. Конспект раскрывает тему, поэтому может составляться на основе нескольких источников. Делать такой конспект – довольно трудоемкое занятие.

Свободный. Такой конспект представляет собой комбинирование различных видов конспектов.

Техника конспектирования. Конспектировать быстро (и, таким образом, поспевать за преподавателем) помогают следующие приемы:

-представление информации в схемах, таблицах, тезисах;

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причине вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой конспект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Читателю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в помощь себе ссылочные страницы, вкладные листки и др.

Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится много работать — его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовывать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картотеки, наконец, конспекты и другие записи.

Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от обзорного, значительно более краткий.

Оформление конспекта

Оформлении конспекта. Приступая к его составлению, указываются исходные данные конспектируемого источника: фамилию автора, название работы, год и место издания и т.п. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. При конспектировании допускается сокращение слов, но нужно соблюдать известную меру. Не вызывают сомнений общеупотребительные сокращения: статья – ст., миллион – млн., год – г. и т.п. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает свои правила сокращения. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала. Для того чтобы выделить те или иные места в своих записях, можно использовать: подчеркивание, реплики, краткие оценки. Чаще всего используются такие пометки: ! –полное согласие с тем, о чем идет речь; ? – сомнение; !? – удивление, NB – весьма важно; Y – самое главное.

Конспекты и преподаватели. Хорошие студенты любят не тех преподавателей, которые раньше отпускают с лекции, а тех, которые надиктовывают хорошие конспекты и потом на их основе спрашивают во время экзамена.

Ценность конспекта

· Конспект нужен для того, чтобы перевести информацию из кратковременной в долговременную память, где она хранится очень долгое время. А ведь для этого мы и учимся – чтобы приобрести знания. Чтобы перевести знания в долговременную память, их нужно осмыслить. Конспект как раз помогает это сделать.

· Как мы уже отметили выше, конспект – это краткое изложение темы. Краткость хороша тем, что в конспекте представлена только основная информация. Считается, что конспект должен быть по объему как минимум втрое меньше оригинала.

· При помощи конспектирования легко готовиться к экзамену. Если студенту приходится самому писать конспект, он тщательно работает с материалам, то есть сам отделяет главное от второстепенного, осмысливая информацию. В конечном счете конспектирование – это форма подготовки к экзамену или зачету. После того, как законспектировал, учить уже не приходится.

· По конспекту легко повторять. Самый быстрый способ освежить тему в голове – это почитать конспект. Тут и ключевые термины, и опорные слова, и самые важные принципы, правила, нормы. Повторение облегчается, если это конспект, который студент написал сам (а не списал у одногруппника, потому что на лекции спал или отсутствовал) - читая конспект, он вспоминает лекцию преподавателя на эту тему. Информация также прекрасно актуализируется, если студент готовится к семинару или экзамену по конспекту, который он сам сделал. В таком случае он также вспоминает материал.

Тема: Тезисы, их виды.

Цель:дать понятие термина тезис; уметь отличать тезисы от плана; уметь составлять тезисы.

Студент должен уметь:

- работать с лексико – грамматическим материалом ;

- читать , понимать, строить тексты разного типа, жанра и стиля путем вычленения и конструирования в них различных композиционных частей, выделения или использования в них различных средств связи

- обладать умениями и навыками анализа ,переработки текста.

Студент должен овладеть по завершении курса:

- употреблять все изученные виды монологической речи (описание, повествование, рассуждение );

- слушать и понимать устную речь с последующей передачей ее содержания;

- составлять и вести диалоги

- составлять тезисы, план текста, используя различные языковые средства.

1. Тезисы. Виды тезисов.

2. Отличие тезиса от планов.

II. Ключевые слова и словосочетания.

Аналогия, метод, оригинальный, ассоциация, рефлекс, экспертиза, законодательство, метод словесной ассоциации, условный рефлекс, предпринимательские идеи.

III. Предтекстовые задания

1.Объясните значение слов. В случае затруднения обращайтесь к толковым словарям.

2.От существительных (зад. 1) образуйте прилагательные.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

IV. Прочитайте текст “Методы разработки предпринимательских идей”

V. Ответьте на вопросы:

1. Какие методы разработки предпринимательских идей существует?

2. Найдите в тексте абзацы, соответствующие описаниям следующих методов.

3. Имеется ли в данном тексте описание метода словесной ассоциации или условного рефлекса?

VI. Послетекстовые задания.

1.Сформулируйте суть каждого метода и запишите.

2.Записанные вами (зад.1) повествовательные предложения трансформируйте в вопросительные.

Невозможно представить иного способа фиксации того огромного объёма бесценных знаний, который предлагают ученикам и студентам щедрые учителя и преподаватели.

Конспект

Краткость, ясность, простота, логичность – вот главные отличительные признаки удачного конспекта. Чтобы прийти к такому набору свойств, необходимо разобраться, что это такое, как он пишется, и какие виды конспектов бывают.

Определение — что это такое

Конспект – это краткая запись учебно-научного материала, помогающая выделить главное с целью дальнейшего воспроизведения информации.

Виды конспектов

Современные конспекты традиционно делятся на 4 вида:

  1. план-конспект;
  2. текстуальный;
  3. тематический;
  4. свободный.

Конспект урока (на примере)

План-конспект урока оптимален на занятии по литературе или при записи содержания прочитанной книги. Он хорошо структурирует материал, помогает увидеть общий замысел, проследить логику. Каждый пункт плана соотносится с конкретной частью целого, помогая распределить содержимое конспекта на тематические блоки.

    В какой среде выросли главные герои романа?

Онегин не привык к глубоким чувствам. Пылкие романтики кажутся ему наивными. Случайная дружба с Ленским не выдерживает испытания и рушится из-за пустячной ссоры. Искренняя любовь Татьяны не радует, а пугает его.

У Татьяны нет друзей. Даже сестра, с которой они неразлучны, не понимает её. Застенчивая и чистая, она бережёт лучшие силы души для своего избранника. Любовь к Онегину переворачивает её жизнь.

Онегин символизирует европейскую светскую культуру, которой живёт российское высшее общество ХIХ века, и её характерные черты: дух индивидуализма, тяготение к внешней успешности, моду на пресыщенность и скуку, утончённый эгоизм.

Татьяна – это душа России с её исконной верой, верностью народным традициям и нравственной чистотой. Поверхностное и глубинное, светское и духовное не всегда сосуществуют гармонично. Любовная история Татьяны и Евгения подтверждает это.

Какие еще бывают конспекты

Текстуальный конспект делает акцент на запись прямых высказываний лектора и привлечённых цитат. Особенно подходит этот тип краткого изложения, когда материал подаётся блестящим оратором, слова которого настолько крылаты, что уже представляют ценнейшую выжимку научных тезисов.

Однако увлекаться дословной фиксацией не стоит: залюбовавшись фигурой речи, вы рискуете упустить суть вопроса.

Текстуальный конспект надолго сохраняет информацию, делает её легко читаемой и доступной не только для самого конспектирующего. Но такой вид работы с материалом доступен лишь тем, кто уже выработал внутренний навык отделения зёрен от плевел.

Тематический конспект – самый удобный в использовании и полезный для подготовки к экзаменам. Он учит смотреть на тему со всех сторон и учитывать каждый её нюанс.

Иногда для полноты представления требуется обращение к дополнительным источникам, что формирует умение самостоятельно искать, логически мыслить, а также анализировать недостающие сведения.

Подобные навыки незаменимы при написании более серьёзных учебных текстов: докладов, рефератов (что это?), курсовых работ.

Написание конспекта

Свободный конспект – удовольствие для студентов последних курсов. Он сочетает элементы всех предыдущих, нередко сопровождается чертежами, схемами, рисунками, графиками, структурными таблицами, значками.

Составление конспекта

Кстати, в приведенном видео приводится исследование, что конспектировать лучше вручную, ибо так в два раза повышается усвояемость материала, по сравнению с печатанием на ноутбуке или планшете. Так то, вот.

Конспект: писать или не писать?

Некоторые школьные учителя и преподаватели на младших курсах ВУЗов собирают тетради, чтобы проверить ведение конспектов. Это не всегда правильно и приводит вот к таким вот странностям, показанным в этом видео:

Конспект занятия ориентирован, прежде всего, на самого пишущего. Качество записи – залог успеха на контрольной или экзамене.

Нужно это прежде всего вам, а не кому-то другому. А уж как это сделано, зависит от фантазии и усидчивости ученика. Однако излишнее тяготение к минимализму и простое фотографирование доски с планом урока на телефон ничего хорошего не сулит.

У меня в группе был студент, который вообще никогда ничего не писал, но при этом все посещал. ВУЗ он закончил и никаких особых проблем по ходу не испытывал, но, правда, это был лишь один пример на моей памяти. Все остальные конспектировали и лекции, и семинары, а если не могли, то переписывали у других, ибо большинству сдать экзамен без конспектов практически нереально.

Составьте конспект так, чтобы он помог легко воспроизвести содержание урока, то есть был разборчиво написан, ясен для понимания, лаконичен, но при этом достаточно подробен.

Помогите себе сами! Единожды уяснив, как правильно конспектировать, вы сэкономите океан свободного времени.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

В современном мире рукописный конспект безнадежно устарел. Это просто трата времени. Преподавателям стоит заранее раздавать материалы, а на уроке обсуждать их с учениками вместо написания конспекта.

Если конспект делается на уроке или на лекции, то это может негативно повлиять на усвоение материала. Ученик или студент полностью сконцентрирован на необходимости записать какие-то данные и не может полноценно вникнуть в то, что рассказывает лектор. А сделанные неразборчивым почерком отрывочные заметки гораздо менее полезны, чем принято считать.

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- тематический.

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составлять конспект:

1. Определите цель составления конспекта.

2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.

3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.

5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает. ", "раскрывает. ").

10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта:

1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Основные ошибки при составлении конспекта:

1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.

2. Конспект не связан с планом.

3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.

4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

Описание— это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Конспе́кт (лат. conspectus — обозрение, обзор, очерк) — краткое изложение или краткая запись содержания чего-либо.

Конспект урока — запись в кратком виде о содержании урока

КОНСПЕ'КТ, а, м. [латин. conspectus — обзор] (книжн.). Краткое изложение существенного содержания чего-н. К. лекций. Набросать к. статьи.

конспе́кт

1. краткое изложение существенного содержания чего-либо

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: беспрецедентный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «конспект»

Синонимы к слову «конспект»

Предложения со словом «конспект»

  • Часто задача впервые попадает в мозг тогда, когда вы фокусируете внимание на словах – читаете книгу или просматриваете конспект лекции.
  • Через несколько минут все мудрые рукописи, как-то: лекции, комментарии, конспекты, сочинения, были перерваны на несколько кусков.

Сочетаемость слова «конспект»

Библиографический указатель — общий термин для обозначения нескольких видов библиографических пособий (см.: Библиография), то есть списков опубликованных документов (книг, газетных и журнальных статей и т. п.), объединенных каким-либо признаком и снабжённых вспомогательными индексами, облегчающими поиск и группировку материалов.

Русские грамматики или грамматики русского языка — научные произведения, описывающие грамматический строй русского языка.

Автореферат диссертации (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение основных результатов диссертационной работы на соискание учёной степени доктора или кандидата наук, составленное самим автором диссертации.

Читайте также: