Шиповник растение группы розоцветных конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Организация обучающихся на урок.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Первичное закрепление изученного материала.
1.Организация обучающихся на урок.
-Здравствуйте! Садитесь. Проверьте, всё ли у вас на партах (учебник, тетрадь, ручка, дневник)?
Стоя приветствуют учителя, садятся, проверяют свою готовность к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы изучали вишню.
-Данил, опиши внешнее строение малины.
-Артём, опиши строение цветка малины.
-Малина – это кустарник состоит из 1.стержневой корневой системы; 2.Стеблей и веток
3.Листья сложные; 4.Цветки в соцветии зонтик; 5.Плод – сборная костянка.
-Чашелистиков 5, лепестков – 5, тычинок – много, пестиков - много.
3.Объяснение нового материала.
-Сегодня мы изучаем ещё одну из распространённых кустарниковых культур - шиповник.
-Шиповник принадлежит к классу Двудольные по следующим признакам: 1.Две семядоли в зародыше.
2.Стержневая корневая система.
3.Сетчатое жилкование листьев.
-К семейству Розоцветные по следующим признакам: 1.Одинаковое строение цветка: 5 чашелистиков, 5 лепестков, тычинок много, пестиков много.
2.Плод – сборная костянка.
Общее описание растения: Шиповник – многолетнее культурное или дикорастущее растение, кустарник. -Внешнее строение шиповника: 1.Стержневая корневая система.
2. Прямостоячие стебли, покрытые короткими острыми шипами.
4.Плод –ложная ягода или многоорешек, потому что внутри красной ягоды есть много орешков, внутри которых созревает семя.
-Размножение шиповника осуществляется семенами или корневыми отпрысками.
-Условия для роста шиповника: 1.Много света. 2.Умеренная влажность.
3.Удобрения. 4.Борьба с сорняками.
Записывают число и тему урока в тетради.
Смотрят слайды презентации, затем записывают в тетради общие признаки класса Двудольные.
Просматривают слайды презентации, потом записывают в тетрадь общие признаки семейства Розоцветные.
Записывают в тетрадь после просмотра слайда.
Записывают в тетрадь со слайда.
Записывают в тетрадь со слайда.
Записывают в тетрадь со слайда.
Записывают в тетрадь со слайда.
Записывают в тетрадь со слайда.
4.Первичное закрепление изученного материала.
-Итак, Артём, опиши внешнее строение шиповника.
-Лена, опиши строение цветка шиповника.
-Данил, назови условия роста шиповника.
-Кирилл, как размножают шиповник?
-Внешнее строение малины: стержневая корневая система; стебель, покрытый шипами; сложные листья; цветок; плод – ложная ягода или многоорешек.
-Чашелистиков – 5, лепестков – 5, тычинок много, пестиков много.
1.Много света. 2.Умеренная влажность.
3.Удобрения. 4.Борьба с сорняками.
-Корневыми отпрысками или делением куста.
-Вот на нашем уроке мы узнали и внешнее строение шиповника, узнали способы размножения шиповника и условия для его роста.
-Запишите в дневники домашнее задание: с. 202-203. Читать и пересказывать.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Биология, 7 класс
Тема. Шиповник.
Цель: познакомить с типичным представителем семейства розоцветные на примере шиповника; закреплять умения определять признаки семейства по внешнему виду растения, строению его цветков и плодов;
продолжать формировать навык работы с натуральными объектами;
формировать практические умения;
развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о биологических объектах;
развивать любознательность, познавательный интерес к биологии;
воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач;
способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учёбе, интереса к биологическим наукам.
1.Организация класса.
2.Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы будем выполнять следующую работу:
* Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.
* Новый материал:
- Вступительное слово учителя (роза).
- Знакомство с признаками растения группы розоцветных.
- Работа по тексту учебника.
- Составление рассказа о растении по плану и опорным словам.
- Работа в тетрадях. Тестирование.
3. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.
а). Работа у доски: определить название группы растений.
б). Работа у доски 5 человек по картинкам: записать формулу цветка и прочитать.
4. Новый материал.
а). Вступительное слово учителя.
- Скажите, какую группу растений мы начали изучать на прошлом уроке?
- Сегодня мы познакомимся с растением, представителем этой группы.
- Скажите, как называется цветок в вазе? (роза).
- Слава о розе уходит в далекое прошлое. Розы изображались на монетах, им посвящали стихи, песни, картины. Недаром розу называли царицей цветов, т.е. самой прекрасной из цветов.
в). Работа над загадкой. Отгадайте загадку:
- Я на розу так похож,
Разве что, не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
- Что это? Как вы догадались?
г). Знакомство с признаками шиповника по слайдам.
Слайд 1.
- Шиповник называют дикой розой, именно от него произошли все культурные сорта роз. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всего семейства – розоцветные. Их цветки отличаются разнообразной окраской, размерами. Как правило, цветки культурной розы махровые.
Шиповник – тема нашего урока. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этим растение по нашему обычному плану.
- Рассмотрим растение и дадим ему правильное название.
(кустарник, многолетнее, морозостойкое, розоцветное, культурное и дикорастущее).
д). Работа по карте.
- Ареал шиповника охватывает всю Европу до Арктики.
- Сейчас мы узнаем его места произрастания.
- К доске пойдут 5 человек, и буду прикреплять цветки шиповника на названные части света)
(Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Австралия).
- Это растение светолюбивое.
- Рассмотрим корневую систему: стежневая.
- Рассмотрите стебель. Какой он? (Прямостоячий, деревянистый, колючий).
Колючки или шипы. Шипы и дали ему название – шиповник.
-Рассмотрите листья (гербарий) Какие они? (сложные).
Слайд 5
- Рассмотрим цветы. Сосчитайте, сколько лепестков? (пять) Какого цвета?
Сколько тычинок? (много) Пестиков тоже много. Запишем формулу цветка на доске и в тетради – Ч5 Л5 Т ∞ П ∞
Слайд 6.
-Что образуется из цветков? (плоды). Рассмотрим их. Какие они? (оранжевые)
Но это – ложный плод.
Лабораторная работа.
- Давайте его рассмотрим. Для этого его нужно вскрыть. Смотрите, что вы видите там? (семечки). Правильнее орешки. Они то и являются настоящими плодами. Давайте запомним: настоящий плод – орешки.
Физминутка.
Упражнения для глаз:
- поморгать глазами
- посмотреть влево, вверх, вправо, вниз (3р.)
- закрыть глаза ладонями, посидеть некоторое время,
- сильно зажмурить глаза, потом резко открыть и поморгать (повт.всё 2Р.)
- Шиповник, как и любое растение, требует ухода: нужно выполнять прореживание ветвей, вырезание отмерших ветвей, пропалывание, рыхление, полив.
Слайд 8.
-Последний пункт плана – использование. Итак, как же люди используют шиповник? Все части растения полезны.
Просмотр в/ф о пользе шиповника.
Плоды перерабатывают на сок, сироп, варенье, повидло, а также готовят полезные настои, отвары, чай.)
Вот и я для вас приготовила настой плодов шиповника. ( Налила каждому в пластиковый стаканчик)
Посмотрите, какого он цвета? (Жёлтого)
Понюхайте. Какой запах? (Приятный)
Попробуйте. (Вкусно).
А ещё и полезно! Так как в нём содержится витамин С, который повышает устойчивость защитных сил организма к инфекциям, увеличивает трудоспособность. Особенно нужно его пить весной, осенью и зимой, когда организму не хватает витаминов.
Используя такой настой, каждый из вас сможет позаботиться о собственном здоровье и здоровье близких.
Приготовление витаминного отвара из плодов шиповника.
Рецепт: 1 л кипятка и 2-3 ложки растолченных сухих плодов шиповника
Витаминные экстракты, сиропы, таблетки, драже и отвары из плодов шиповника используются для лечения и профилактики заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, прежде всего витамина C, при малокровии и истощении. Препараты из плодов шиповника благотворно влияют на углеводный обмен, функции костного мозга, печени, желчного пузыря.
В народной медицине применяют чай из плодов шиповника, а также напар , водный настой и спиртовую настойку при скарлатине , тифе , туберкулёзе , воспалении почек, болезнях кишечника , печени , желудка .
Жирное масло, получаемое из семян шиповника применяется в народной медицине при ожогах.
Из лепестков делают отвар для приготовления лосьона (протирание жирной кожи), масла, полученные из плодов - орешков идут на приготовление духов, витаминных кремов.
Благодаря засухоустойчивости, морозоустойчивости шиповник ценится в защитных насаждениях. Например, он используется при создании лесных полос. Шиповники из-за их способности образовывать густые заросли часто используются для создания живых изгородей. Некоторые виды шиповника высаживаются в парках и садах в декоративных целях.
5. Первичное закрепление.
а). Работа с учебником. Стр. 152-153;
б). Выборочное чтение.
- Какие стебли у растения?
- Что содержится внутри каждого орешка?
- Какое культурное растение человек вывел из дикорастущего шиповника?
в). Составление рассказа по плану и опорным словам. Слайд11.
г).Тестирование. Слайд 12, 13, 14.
6. Итоги. Оценки.
- Итак, почему шиповник относят к розоцветным?
7. Задание на дом:
а). Максим К., Надя Б., Вика Т., Виолетта Б. – пересказ полного текста по плану;
1.Одинаковое строение цветка: чашелистиков – 5, лепестков – 5, пестиков – много, тычинок – много.
Плод семейства Розоцветные
Шиповник. Общее описание.
- 1.Стержневая корневая система.
- 2.Прямостоящие стебли, покрытые шипами.
- 3.Сложные листья расположены на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками , сросшимися с черешком или редко несросшимися.
- 4. Цветки одиночные или собранные в щитковидные или метельчатые соцветия с двумя – тремя или более цветками.
- 5.Плод – ложная ягода или многоорешек .
Листочки по форме от эллиптических до округлых, с клиновидным.
Цветки шиповника могут быть как одиночные , так и в щитковидном или метельчатом соцветии.
III. Изучение нового материала
Сегодня мы продолжим путешествие по царству растений, познакомимся еще с одним семейством. А каким? Вы узнаете отгадав загадки.
Ученики отгадывают загадки.
Есть и украшение,
Есть и устрашение;
Гляди и любуйся,
А руками не суйся. (Шиповник)
Царицею цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (Роза)
Читайте также: