Классификация ремонтных работ столярно мебельных изделий конспект

Обновлено: 05.07.2024

Ремонт столярно-строительных изделий разнообразен, но чаще всего сводится к ремонту подоконных досок, оконных и дверных коробок, наружных дверных полотен и оконных переплетов, а также к замене отдельных брусков, филенок, притворных брусков и т. д.

Перед ремонтом внимательно осматривают изделия и выявляют места, подлежащие ремонту, а затем приступают к изготовлению новых деталей для замены дефектных. У дверных и оконных блоков часто ослабляются петли, поэтому дверь или окно плохо закрываются. В этом случае необходимо выбрать изношенную часть долотом или стамеской, подогнать и вставить на клею планку длиной не менее двойного размера петли и толщиной не менее 2 /з длины завертываемого шурупа. В местах, где есть изломы и трещины, также вставляют заделки.

При ремонте коробки лучше не вынимать всю ее из проема, чтобы избежать разрушения штукатурки. Вынутую дефектную часть коробки антисептируют и устанавливают вместе с прокладкой изоляционного материала. При поражении гнилые, а также в любом другом повреждении части бруска негодную часть вырезают и делают наращивание оставшейся части одинарным или двойным шипом.

Дверные полотна для ремонта вынимают из проема (исключение составляют случаи замены приборов). Если полотно навещено не на съемных петлях, карты петель вынимают осторожно, чтобы не повредить гнезда, очистив предварительно шлицы шурупов. Отремонтированные полотна удобнее навешивать по старым гнездам, при этом отверстия для шурупов обязательно заделывают нагелями на клею. Привертывать петли в новых местах не следует, так как на эту операцию требуется много времени, а старые гнезда трудно заделать так, чтобы они стали совершенно незаметными.

Ремонт межкомнатных дверей следует по возможности выполнять без съема полотен, если они навешены на несъемных петлях. Частичную или полную разборку полотен можно производить только при смене бруска, обвязки или вставленной в пазы филенки, а также при подстругивании полотна, наклейке брусков и т. д. При ремонте столярных перегородок, панелей и барьеров также желательно обходиться без их разборки.

Сложнее делать ремонт наружных оконных переплетов и наружных дверей, которые подвержены влиянию переменной температуры и переменной влажности. В зазоры нередко проникают вода и снег, что вызывает загнивание древесины в от-дельных местах. При ремонте коробок и оконных переплетов приходится наращивать или заменять детали с выполнением угловых соединений.

Подоконные доски, сильно поврежденные и пораженные гнилью, снимают и разбирают; негодные части заменяют новыми. Для крепления подоконных досок применяют клей и гвозди. Оконные переплеты для ремонта вынимают из коробки. В переплетах наиболее часто приходится менять нижний обвязочный брусок и прикреплять к нему новый наплав. При этом виде ремонта разбирают только нижние угловые соединения. Отлив прикрепляют клеем и гвоздями так, чтобы исключалась возможность проникновения воды в шов.

При ослаблении угловых соединений переплетов ослабленные углы переклеивают и скрепляют дополнительно металлическими угольниками иа шурупах. Сломанные шипы заменяют вставками. Нельзя скреплять сломанные шипы только наложением металлических угольников, даже если их прикрепляют с обеих сторон.

Поперечные плинтусы, галтели и карнизы заменяют новыми, прирезая концы торцов под углом 45° к продольной оси, чтобы стыки были менее заметны. При замене приборов шурупы вы-вертывают из гнезда, а не вытаскивают клещами, так как при вытаскивании разрушается резьба в древесине. Если место замка заделано новым бруском, замок устанавливают как в новую дверь.

83. Технология ремонта

Мелкий ремонт можно выполнить дома у заказчика. Основные инструменты, необходимые для мелкого ремонта, носят в специальных ящиках (чемоданах). Эти инструменты комплектуются по этапам технологического процесса для выполнения столярных, отделочных и обивочных работ. Кроме того, для мелкого ремонта применяют специальный ручной инструмент (рис. 246). Для ремонта мебели в сельских районах организуют передвижные мастерские. Такие мастерские могут быть смонтированы на любом грузовом мотороллере или автомашине.

Средний ремонт выполняют в небольших мастерских малой и средней мощности, с применением деревообрабатывающих универсальных станков, деревообрабатывающих комбинированных станков, ручного инструмента, оборудования и приспособлений, предназначенных для изготовления новых деталей и узлов. К среднему ремонту относится ремонт деталей и узлов мебели, столярных и столярно-строительных изделий, ремонт отделочных покрытий и другие работы.

Крупный ремонт производят в специализированных мастерских средней мощности или на мебельных фабриках, обеспеченных высокопроизводительным инструментом и дерево-обрабатывающим оборудованием для выполнения всех технологических операций. При крупном ремонте мебели и других столярных изделий предусматривается изготовление узлов и деталей, в том числе щитовых элементов, филенок, рамок, коробок, скамеек, ящиков, полуящиков, брусков и других деталей для замены изношенных и поломанных.

Технологический процесс изготовления узлов и деталей для ремонта изделий аналогичен технологическому процессу изготовления узлов и деталей для новых изделий. Необходимо умело подобрать породу, цвет и текстуру древесины.

Выполнять крупный ремонт изделия следует в разобранном виде. Это дает возможность использовать деревообрабатывающее оборудование, которое значительно ускоряет и облегчает выполнение технологических операций. Перед ремонтом каждое изделие полностью или частично разбирают на узлы и детали, освобождая те элементы, которые требуют ремонта или замены. Разбор изделий проводят в помещении, оборудованном вентиляционной установкой для очистки воздуха согласно действующим санитарным нормам.

Контрольные вопросы

1. Каково значение ремонта для долговечности изделий?

2. Какие виды ремонта вы знаете и от чего они зависят?

3. Как организован прием заказов на ремонт мебели и других изделий?

4. Какие дефекты относятся к столярному ремонту?

5. Какие дефекты возникают в столярно-строительных изделиях и каковы способы их устранения?

6. Какие дефекты относятся к мелкому ремонту и как их устранить?

7. Как организовать крупный ремонт мебели и других изделий из древесины?

XIII. Стандартизация и контроль качества столярно-мебельных изделий

84. Сущность стандартизации и ее роль в развитии научно-технического прогресса

В СССР впервые в мировой практике были разработаны и успешно функционируют общегосударственные системы: Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД). Указанные системы стали основой совершенствования и развития опреде-ляющих отраслей общественного производства, повышения производительности труда, ускорения темпов научно-технического прогресса.

Стандарты — связующее звено в цепи наука — техника — производство. Они способствуют обеспечению проведения единой технической политики в отраслях народного хозяйства, техническому перевооружению производства, широкому внедрению прогрессивной техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, экономии материальных ресурсов, улучшению условий труда и охраны окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты лекций содержат краткое изложение вопросов тем курса, сгруппированных по 16 разделам:

Для преподавателей и обучающихся по специальностям, связанных с деревообработкой.

Ремонт оконных блоков. Для ремонта оконных блоков применяют древесину хвойных пород влажностью для створок, фрамуг, форточек (9±3) %, а для коробок (12±3) %. В оконных блоках большей частью выходят из строя бруски коробок и отдельные бруски створок, форточек и реже створки в целом. Отдельные бруски коробок заменяют новыми, изготовленными точно по профилю и размерам заменяемых брусков.

Для замены бруска коробки снимают створки с петель, а затем вынимают из проема коробку. После замены бруска коробку по периметру антисептируют и обертывают толем, после чего вновь вставляют в проем и крепят к стене, затем конопатят зазоры. В отдельных коробках и брусках вставляют взамен поврежденных мест заделки на клею (рис. 198); заделки на клею ставят также в местах врезки петель.


Рис. 198. Ремонт переплетов, коробок, подоконников:
а — ремонт нижней части створки, замена брусков, б — крепление углов угольниками, в — замена отлива на наружной створке, г — ремонт коробки (замена нижней части вертикального бруска), д — ремонт подоконника путем вставки рейки на клею

Если в створках брусок поврежден целиком, его заменяют новым (рис. 198, а), а если повреждена лишь часть бруска, то заменяют только эту часть. Новый отрезок бруска соединяют с оставшейся частью бруска на шипах и клею. При перекосе створки и ослаблении угловых соединений створку выправляют и в углах устанавливают угольники (рис. 198, б) на шурупах. Вышедшие из строя отливы не ремонтируют, а заменяют новыми (рис. 198, в), устанавливая их взамен старых на клею и шурупах или гвоздях, очистив предварительно место установки от старого клея.

В брусках коробок сгнившую часть бруска коробки заменяют новой с соединением на шипах либо в четверть с креплением на клею. В подоконных досках ремонт производят путем вставки рейки на клею.

Ремонт дверей. В щитовых дверях в процессе эксплуатации отклеивается облицовка и раскалывается обкладка в местах крепления петель. В местах, где отклеилась облицовка, ее приподнимают и очищают от старого клея. Затем это место намазывают клеем и облицовку временно прикрепляют гвоздями или брусками. После схватывания клея гвозди или бруски удаляют. В местах крепления петель в обвязке двери вырезают негодную часть и на клею ставят новую вставку. До полного схватывания вставку крепят к полотну струбциной или гвоздями.

Презентация на тему: " РЕМОНТ МЕБЕЛИ. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕБЕЛИ. При длительной или неправильной эксплуатации мебели возникает необходимость в ее ремонте. У изделий ослабляются клеевые." — Транскрипт:

1 РЕМОНТ МЕБЕЛИ. ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕБЕЛИ. При длительной или неправильной эксплуатации мебели возникает необходимость в ее ремонте. У изделий ослабляются клеевые соединения, древесина разрушается и стирается в местах соприкосновения деталей. Если мебель находится вблизи отопительных приборов или в сырых помещениях, на ней могут возникнуть трещины. Из-за небрежного обращения, на мебели появляются вмятины, заколы, задиры. Изнашивается и лакокрасочное покрытие, образуются трещины, белые пятна, изменяется цвет. Происходит это от попадания на поверхность мебели воды, растворителей, размещения на поверхности горячих предметов. Сохранность мебельных изделий и продолжительность их использование зависит не только от конструкции и качества изготовления, но и от правильного обращения и ухода за ними. Мебель должна находиться постоянно в сухом и отапливаемом помещении. В то же время нельзя ставить стулья, столы и другие предметы близко к отопительным приборам. Во время эксплуатации мебель нужно устанавливать на ровном полу так, чтобы предметы касались пола всеми опорными точками и не было перекоса. Мебель лучше переносить, а не передвигать, все вещи при этом вынуть.

2 Виды ремонта мебели. Даже при правильной эксплуатации мебель стареет. Даже при правильной эксплуатации мебель стареет. Ее периодически необходимо восстанавливать, ремонтировать. Ее периодически необходимо восстанавливать, ремонтировать. По способу восстановления мебели можно выделить несколько По способу восстановления мебели можно выделить несколько видов ремонта. видов ремонта. -- Ремонт узлов соединения склеиванием. -- Ремонт узлов соединения склеиванием. -- Ремонт деталей. -- Ремонт деталей. -- Ремонт с заменой деталей. -- Ремонт с заменой деталей. -- Изготовление новых деталей. -- Изготовление новых деталей. -- Подгонка и навеска элементов при ремонте. -- Подгонка и навеска элементов при ремонте. -- Лакокрасочное покрытие. -- Лакокрасочное покрытие.

3 Ремонт узлов соединения склеиванием. Полная переклейка всех узлов соединений. З а п о м н и ! З а п о м н и ! 1. Разбирать старые клеевые соединения нужно осторожно, не ломая шипов; при ударе киянкой и молотком по детали следует подкладывать брусок. 1. Разбирать старые клеевые соединения нужно осторожно, не ломая шипов; при ударе киянкой и молотком по детали следует подкладывать брусок. 2. Перед разборкой необходимо делать разметку для последующей сборки. 2. Перед разборкой необходимо делать разметку для последующей сборки.

4 Ремонт с заменой деталей. 1. Замена направляющих брусков для ящика. 1. Замена направляющих брусков для ящика. 2. Замена ножек, царг и проножек в стульях и креслах. 2. Замена ножек, царг и проножек в стульях и креслах. 3. Замена полок в письменных столах, шкафах, тумбочках. 3. Замена полок в письменных столах, шкафах, тумбочках. 4. Замена обкладок, штапиков в рамках и щитах. 4. Замена обкладок, штапиков в рамках и щитах. 5. Замена деталей (продольных, средних и боковых брусков, 5. Замена деталей (продольных, средних и боковых брусков, ножек) в ящиках, скамейках, табуретах. ножек) в ящиках, скамейках, табуретах.

5 Ремонт деталей. 1. Сращивание вставками или шкантами при изломе в торец. 2. Замена сломанного прямого плоского шипа вставкой нового плоского или круглого шипа. 3. Сращивание старой части с изготовлением новой на ус.

6 4. Наклеивание на поверхность шипа шпона или марли. 5. Восстановление замочных гнезд и отверстий, установка заделок. запомни! Заделка должна прочно соединятся с древесиной изделия. Нужно всегда стремиться установить прочную заделку, но как можно меньшего размера. 6. Приклейка пластика.

7 Подгонка и навеска элементов при ремонте. 1. Подгонка и установка полок. Замена полкодержателей различной 1. Подгонка и установка полок. Замена полкодержателей различной конструкции. конструкции. 2. Подгонка и навеска дверей с заделкой старых гнезд и отверстий. 2. Подгонка и навеска дверей с заделкой старых гнезд и отверстий. 3. Подгонка и установка ножек к шкафам. 3. Подгонка и установка ножек к шкафам. 4. Установка мебельной фурнитуры. 4. Установка мебельной фурнитуры.

9 Лакокрасочное покрытие. Подготовленную древесину покрывают лаками, краскам и эмалями. Подготовленную древесину покрывают лаками, краскам и эмалями. Лаковая пленка придает изделию хороший внешний вид и защищает поверхность от влаги. поверхность от влаги. Запомни! Запомни! 1. Масляные и эмалевые краски, а также растворители огнеопасны. 1. Масляные и эмалевые краски, а также растворители огнеопасны. 2. При высыхании красок растворители испаряются. Их пары ядовиты. 2. При высыхании красок растворители испаряются. Их пары ядовиты. 3. Нельзя протирать руки скипидаром или растворителями, моют руки только горячей 3. Нельзя протирать руки скипидаром или растворителями, моют руки только горячей водой с мылом. водой с мылом. 4. Одежду очень трудно очистить от краски, поэтому работать надо аккуратно. 4. Одежду очень трудно очистить от краски, поэтому работать надо аккуратно.

10 План работы при ремонте мебели. 1. Ознакомиться с конструкцией изделия, соединениями деталей и элементов. 2. Определить вид ремонта. 3. Разобрать изделие частично или полностью. При разборке необходимо сохранить узлы и детали, крепежную и лицевую фурнитуру и высвободить детали и элементы, требующие замены (ремонта). 4. Очистить соединения от старого клея, отремонтировать детали (элементы), изготовить новые взамен тех, которые восстановить невозможно. 5. Склеить элементы, собрать корпус изделия. 6. Подогнать и установить полкодержатели, полки, ящики, направляющие и ходовые бруски (от вида изделия). 7. Подогнать и навесить двери, установить фурнитуру, зачистить отдельные места и покрыть лаком (краской).

11 З а п о м н и ! 1. Школьная мебель может служить не один десяток лет, если ею правильно пользоваться. правильно пользоваться. 2. Соединения в стульях быстро расшатываются, если раскачиваться на стульях. 3. Необходимо систематически осматривать школьную мебель и своевременно ее ремонтировать: подтягивать соединения, переклеивать. 4. При ремонте соединений на шурупах необходимо старые отверстия заделать вставками на клею. 5. При сборке мебели на винтах соединения дополнительно усиливают клеем, чтобы при эксплуатации винты произвольно не откручивались. 6. Новые детали изготавливают с большой точностью.

правила техники безопасности при работе с о столярным инс трументом.

Коррекционно - р азвивающие: развива ть память, внимание, мышление,

наблюдательност ь. Способствовать развитию конструкторских способностей

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, ответственность. Научить

учащихся экономному и рациональном у использованию раб очего времени.

Научить учащихся творчески подходить к реш ению поставленной задачи.

Оборудование: компьютер , проектор, ручной столярный инструмент,

Проверка учащихся к готовности урока. Психологический настрой

Тест: 1 . Как должна храниться мебель? ( а) вблизи отопительных приборов

или в с ырых помещениях, б) в поме щениях с постоян ной влажно стью и

2. Что такое трудовой договор? ( а) соглашение между тру дящимися и

3. От чего зависит точность и прочность сборки на стяжках? ( а) от

точности просверления отверстий под ст яжки. Б) от п равильного

4. К акие вид ы соеди нений применяю тс я пр и сборке деталей? А)

Даже при правильной эксплуатации мебель стар еет. И ее периодически

необходимо восстанавливат ь, ремонтировать. Сегодня на уроке мы будем

- научиться самостоят ельно ремонтироват ь мебель ( с помощью дефектной

1. Что такое дефектная ведомость? ( а) ведомость ремонта мебели , б)

2. Можно ли ис пользовать ме бель не по наз начению ( а) можно, б ) нельзя)

1. Разбор ошибок технического и технологичес кого характер а.

Образовательные: формировать умения правильно определять вид

ремонта и качественно выпо лнять ремонт школьной мебели. Повторить

правила техники безопасности при работе с о столярным инс трументом.

Коррекционно - р азвивающие: развива ть память, внимание, мышление,

наблюдательность . Способствовать развитию конструкторс ких способностей

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, ответственность. Научить

учащихся экономному и рациональном у использованию раб очего времени.

Научить учащихся творчески подходить к реш ению поставленной задачи.

Оборудование: компьютер , проектор, ручной столярный инструмент,

К проведению занятия все подготовлено – имеются необходимые инструменты,

технологическая карта и т.д. У уча щихся на рабочих местах имеются учебники, тетради.

Организационная часть урока проведена четк о, переход к след ующему этапу урока

плавный, логичный. Актуализация прежних з наний была н аправлена на то чтобы

подготовить у чащихся к восприятию нового материала.

Были сообщены ц ели урока, для организации внимания использовалась технологическая

Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, б еседы. Материал излагался

последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В х оде урока

сохранялся доброжелательный тон. Те мп работы нормальный . Ма териал подобран

эффективно в соотв етствии с ц елями и задачами урока. Вопросы и задания

способствовали более глу бокому у своению м атериала. Учащиеся научены работать

Вводный инстр у ктаж проведен в досту пной для учащихся форме, с демонстрацией

операций и приемов, использовалась наглядность при п роведении инстру ктажа.

Текущий инстру ктаж. Все учащиеся вовл ечены в п рактическую работу , следят за

соблюдением правил т/ б, рабочее место организованно. Практическая работа выполн ялась

под наблюдением учителя, замеча ния при неправильном выполнении точени я и

Закрепление знаний проводилось в ходе опроса, показало усвое ние учащимися

Уборка рабочих мес т производилась вс еми учащимися . При проведении итога у рока все

уч - ся получили д/з( с п ояснениями выполнения), оценки прокомментированы,

Цели занятия достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану .

Читайте также: