Планетарий и робототехника план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Остапович Зинаида Фёдоровна

Населенный пункт: Самарская область, г.о. Самара

Цель: познакомить детей с научно-просветительским учреждением – планетарий

Образовательная область – познавательное развитие

  1. Познакомить детей с планетами солнечной системы
  2. Развивать логическое мышление и абстрактное воображение
  3. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
  4. Воспитывать любовь к познанию

Участники: педагог и дети

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, просмотр мультфильмов: Незнайка на Луне, Белка и Стрелка.

- круг на каждого ребёнка

1. ЭТАП. Вводно-организационный

Цель – привлечь внимание детей к космическому пространству.

2. ЭТАП. Актуализация знания.

Цель – уточнение имеющихся у детей представлений.

Загадка, в которой кроется ответ: Ни пера, ни крыла, а быстрее орла. Только выпустит хвост – понесётся до звёзд! (Ракета)

3. ЭТАП. Получение новых знаний

Цель – выявить характерные признаки каждой планеты.

- Вы знаете какие-нибудь планеты? А я расскажу об особенностях каждой планеты.

Планеты, которые вы назвали, объединены в систему, которая называется Солнечной системой.

- Может кто-нибудь знает, почему она именно так называется: Солнечная система? Правильно, потому что все эти планеты вращаются вокруг Солнца.

- Как вы думаете, а что такое Солнце? Солнце – это не планета, а звезда. Т.к. она излучает свет и тепло.

Давайте попутешествуем по планетам Солнечной системы (воспитатель просит ребёнка запустить ракету, нажатием на изображение ракеты на интерактивной доске).

Первая планета - (появляется изображение) Меркурия.

- Как вы думаете что за самая маленькая планета юлиже всего расположилась к солнцу? – правильно – это Меркурий…

Второй планетой Солнечной системы является – Венера. Эта планета тоже горячая, поэтому посмотреть её мы может только на фотоснимке….. Особенность этой планеты в том, она вращается в обратном направлении

Третья планета – Земля, та планета, на которой мы с вами живём. У нашей с вами планеты есть собственный спутник – Луна.

Характерная особенность нашей планеты в том, что на ней присутствует жизнь, а для появления жизни благоприятно сыграли следующие факторы: наличие воздуха и воды. А также не слишком близкое расположение к Солнцу (всё не сгорает и не замерзает)….

Четвёртая планета – Марс. ( так про все планеты Солнечной системы)

4. ЭТАП. Практическая работа.

Цель – выход за пределы ближайшего окружения ребёнка. развитие пространственной оринтировки.

Давайте мы сейчас с Вами проведём опыт.

Возьмите, пожалуйста круг. Поднесите его близко к лицу – что вы видите?

А теперь медленно отдаляйте его от глаз – что теперь происходит с кругом?

Поэтому, какой можно сделать вывод? Наше Солнце и землю можно сравнить с арбузом и горошиной.

5. ЭТАП. Рефлексия.

Цель – развивать умение анализировать свою деятельность.

6. ЭТАП. Закрепление полученных знаний.

Цель – развитие творческого воображения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по робототехнике в сочетании с элементами экскурсии в мобильный планетарий

Возрастная группа подготовительная

Цель : расширение представления детей о динозаврах, об окружающей действительности посредством использования интерактивных технологий, средствами робототехнического конструктора HUNA-MRT2 .

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие

I . ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

А) Образовательные задачи

Формировать элементарные представления о планете и изменении ее животного мира

Закреплять знания о динозаврах .

Б) Воспитательные задачи

Совершенствовать связную речи, как средства общения, через формирование умения вести диалог с воспитателем и строить монологические высказывания.

Воспитывать аккуратность.
Формировать умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать умения выполнять установленные нормы поведения.

В) Развивающие задачи

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,

стимулировать детское научно – техническое творчество.

Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.

Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников.

Развивать мелкую моторику, память, внимание.

II . СЛОВАРНАЯ РАБОТА

2. Активизация словаря Стегозавр, Тираннозавр, хищник, травоядные, мезозойская эра

III . ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Подготовка воспитателя: подготовка конструктора, картотеки схем к конструктору, подготовка фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций.

Оборудование и материалы: Робототехнический конструктор HUNA-MRT2 (конструктор учит основам конструирования, простым механизмам и соединениям), ноутбук, картотека схем к конструктору HUNA-MRT2, мобильный планетарий.

Формы и методы организации совместной деятельности

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая ситуация, конструктивная игра

Экскурсия в мобильный планетарий, моделирование

Беседа, речевая проблемная ситуация, вопросы

Логика образовательной деятельности

Части занятия

Деятельность воспитателя [1]

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Ребята, сегодня на почту детского сада пришла

посылка. Давайте посмотрим, что в ней лежит.

Воспитатель достаёт большое яйцо.

Как вы думаете чье это яйцо?

Это яйцо динозавра. Мы можем убедиться в этом. Для

этого нам нужен овоскоп(специальный фонарик),

мы просветим яйцо и узнаем, кто там внутри? (светит на яйцо и на экране виден зародыш динозавра.

Правда это яйцо динозавра. Вам интересно побывать на этом загадочном острове и узнать тайну появления этого яйца?

Мы отправляемся с вами в путешествие на остров где живут динозавры. Но сначала давайте вспомним о правилах поведения в планетарии. (Проходят в планетарий)

Дети обращают внимание на посылку и подходят к воспитателю.

Дети размышляют и предполагают чье это яйцо.

Заходим по одному, не кричим, садимся на свободные места и внимательно слушаем.

Создан положительный эмоциональный настрой

Создана заинтересованность детей в игре

Закрываем все глазки и повторяем слова:

Загадки прошлого нас зовут,

Друзья-динозавры, нас уже ждут.

Машину времени запускаем,

Все на свете узнаем.

Показ видео фрагментов и сопровождающая беседа.

Смотрите, где мы? Мы попали прямо в Мезозойскую эру. И мы с вами видим двух Стегозавров. Смотрите прогулке Стегозавров помешал хищный Тираннозавр. Как вы думаете, почему он напал на них?

Тираннозавр – хищник, который питается травоядными животными. Но вдвоем Стегозавры дали отпор злодею. Кто скажет что они сделали, почему им удалось отбиться? Правильно, их было двое. Так и у людей, важно, что бы рядом всегда был друг.

А вот летит огромный метеорит из космоса, оставляя за собой огненный след, он ударяясь о дно моря, спровоцировал мощный взрыв с выбросом серной кислоты, сжигающей все живое, из-за чего по всему континенту начались неостановимые пожары, а с неба на землю пролился огненный дождь из сажи, пепла и горящих камней.

Все живущие динозавры погибли, исчезли навсегда, оставив после себя лишь останки, по которым мы и узнали о существовании на нашей планете великих и ужасающих существ, которых мы уже никогда не встретим. Ребята, наше путешествие в прошлое в планетарии подошло к концу.

(Приход в группу)

Ребята давайте немного отдохнем.

Мы собрали рюкзаки

И надели сапоги,

Чтоб не просто погулять -

Где же нам его найти?

Может, в Африку пойти?

- Нет, - сказал нам бегемот, -

Динозавр здесь не живёт.

Нет его в полярных льдах,

Нет на дальних островах,

Не видали его звери

Ни в саваннах, ни в горах.

А в пустыне лишь верблюд, -

Динозавра нет и тут.

Эти существа жили на нашей планете много миллионов лет назад.

Ребята как называют Учёных, которые изучают остатки

Животных? (называют

Палеонтологами.)

Они ездят по местам, где раньше обитали Динозавры, и выкапывают из земли остатки динозавров(косточки), изучают их, чтобы потом рассказать нам о них, как они выглядели и чем занимались.

Давайте мы с вами тоже побудим немного

палеонтологами. Для этого у вас на столе лежат карточки

динозавров, карточки скелета. Вы должны найти по

скелету динозавра. Посмотрите, какой череп, шея,

туловище, есть ли крылья или плавники?

А теперь у вас на столе лежат приготовленные детали конструктора Huna и схемы динозавра.

Нам нужно подобрать детали и правильно, внимательно соблюдая поэтапную сборку на рисунке, собрать модель.

1. Возьмём два блока 511 и 311 и соединим их

гранями, обращая внимание на правильность соединения


2. Теперь нужно взять 2

жёлтых кривых блока, прикрепить к блоку 311, как показано на рисунке


3. Соединяем эти жёлтые блоки блоком 111


4. Прицепляем блок 311 к блоку 111 и к краю блока 511

5. Сверху закрываем конструкцию блоком 511

6. По краям блоков 511 прикрепляем блоки 15,смотрим на рисунок, обращаем внимание на количество кнопок


7. К блоку 15 присоединяем соединительный блок 3


8. К передним блокам, отступая одну кнопочку крепим рамку 5, как на рисунке


9. Теперь намечаем задние лапы, к соединительным блокам 3 присоединяем кривой жёлтый блок длинной стороной, смотрим на рисунок


10. Соединительные блоки 3 крепим на хвост и на спину


11.На хвост к соединительному блоку 3 крепим рамку 11, к ней на край соединительный блок 3, смотрим на рисунок


12. К крайнему соединительному блоку 3 крепим блок 11и закрепляем конструкцию рамкой 11, сверху на неё прицепляем соединительный блок 3


13. Хвост готов. Теперь будим автоматизировать ноги. Правый и левый двигатель присоединяем к жёлтым кривым блокам, как на рисунке


14. К двигателям крепим соединительные блоки 3, а к ним рамку 11


15. Двигатель фиксируем полувтулкой


16. К осям двигателей крепим большие колёса


17. Теперь будем делать голову. К блоку 511 крепим глаза и 2 маленьких соединительных вала


(гвоздик)

18. С обратной стороны блока, по краям, отступая одно отверстие крепим 2 блока 15 и закрепляем соединительный вал (гвоздик) красными втулками


19. Сверху крепим блок 511 к нему на край рамку 5


20. Соединяем модель голова с моделью туловище


21. Динозавр почти готов устанавливаем датчик управления на голову к рамке 5, материнскую плато к соединительному блоку 3, аккумуляторную коробку к хвосту, соединительному блоку 3

Задачи занятия :

Образовательные: обсудить с детьми информацию о том, чем или кем являются кораллы по средством виртуальной экскурсии

Развивающие : проанализировать и обобщить информацию о кораллах для заполнения карты открытий; создания модели вездехода.

Воспитательные: выражать личное отношение к содержанию занятия, подводить итоги проделанной работы

Словарная работа: кораллы, полипы, почкование, планктон

Подготовительная работа: разработка модели вездехода, подбор энциклопедической информации, составление содержания контента, подбор аудио и видео материала.

Материалы и оборудование:конструктор LEGOEducationWeDo, ноутбук, оборудование мобильного купола.

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно-мотиваци-онный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.

Приветствие. Установление зрительного и эмоционального контакта.

- Ребята, здравствуйте, давайте

поздороваемся друг с другом.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй, здравствуй дружный круг,

Молодцы, ну а чтобы узнать, кого сегодня мы добавим, вам нужно отгадать загадку:

В тёплом море чудеса –

В них живут не птицы-звери -

Рыбки, крабы… - Я не верю!

- Объясняю всё сначала:

- Правильно, это кораллы (показ картинки кораллов через камеру) Подгрупповая форма

Прием психологи-ческой речевой настройки

Прием побуждения к деятельности

Дети здороваются, выполняя действия под слова приветствия

Дети позитивно настроены на предстоящую совместную деятельность

Дети проявляют заинтересованность

2. Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. Создание условий для подведения детей к формулированию проблемной ситуации.

- Что вы знаете о кораллах? (дети отвечают)

- Хорошо, ребята, а как вы думаете, кораллы это растения или животные? А почему? (ответы детей)

- А давайте мы с вами сейчас предположим, что кораллы это растения, а потом выясним, правильно ли мы думали?

- А проверить наше предположение мы сможем, посетив интересную экскурсию в музее морских жителей.

Итак, я приглашаю вас на экскурсию.

(встать из-за стола, взять карту открытий с собой и пройти в середину группы)

- Ребята, но есть проблема, наш музей находиться на другой стороне города, а на дорогах большие пробки, придётся объезжать по полям, как нам можно быстро добраться по полям до музея?

- Но у нас нет вездехода, что будем делать?

- Я предлагаю собрать вездеход из конструктора Лего.

- Садимся за стол. Не забываем спины держать ровно.

ТБ с конструктором.

- Прежде чем приступить к сборке модели, давайте вспомним правила работы с конструктором Лего:

-Что нельзя делать с деталями конструктора?

-Правильно, их нельзя раскидывать, пробовать на вкус и забирать себе домой

-Так же напоминаю, собирать модель необходимо на крышке и подключить ее к компьютеру могу только я.

- А перед работой с деталями конструктора, давайте подготовим пальчики:

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? Потянули…

Покрутили… (Молодец Маша, у тебя очень хорошо получается)

- Ребята, а давайте мы с вами повторим название деталей, чтобы нам было легче собрать вездеход (показ деталей, если не называют, назвать самой).

Распределение обязанностей между детьми

- Теперь мы можем приступить к конструированию. А кто из вас будет находить, кто подавать детали и прикреплять, давайте решим с помощью считалочки. Кто-нибудь из вас знает считалочки?

- Посмотрите, часть модели собрана, есть корпус вездехода, но чего же у нас не хватает? Верно, у нас нет кабины вездехода, мы ведь не можем поехать без неё

- Давайте ее достроим.

- Как вы думаете, сможем ли мы на таком вездеходе доехать до музея?

- А как запустить вездеход? (нужно составить программу).

- На экране представлен образец, по которому вы будете программировать.

- давайте один из вас будет включать программу, а другой её составлять на Smart.доске, если у вас возникнут затруднения я вам помогу

- отлично ребята, у вас хорошо получается, я думаю, вы справитесь

- ну что, все готово. Я подключаю модель к ноутбуку. Нажимаем на кнопку и запускаем вездеход.

- Что происходит с вездеходом? Его мотор работает медленно, так мы не сможем быстро поехать и попасть в музей

- модель собрана верно, может ошибка где-то в программе?

- Итак, я подключаю модель к ноутбуку. Даша, запускай программу.

- Ура! Посмотрите, мотор крутится достаточно быстро, значит вездеход поедет.

- Теперь мы можем без проблем добраться на другой конец города, чтобы посетить экскурсию

- Выходим из вездехода и подходим к мобильному куполу.

Прием постановки вопросов проблемного характера

Прием воображаемой ситуации

Конструирование и программирование модели

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают воспитателя.

Дети совместно с воспитателем выполняют движения

Выполняют сборку авторской модели по образцу или по схеме, по инструкции взрослого

Общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками.

Способность ребенка к принятию решения.

Проявление инициативы, самостоятельности.

Умение осуществлять действия по образцу,

2.2. Этап ознакомления с материалом

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о кораллах Повторение правил ТБ в мобильном куполе

- Но перед этим давайте вспомним правила поведения в мобильном куполе.

- После завершения дождитесь, когда я открою выход. И также не спеша, по одному, друг за другом, смотря под ноги, выходите.

- Давайте дружно за руки возьмемся, все друг к другу повернемся, потом немножко улыбнемся и хороших эмоций наберемся. Делаем глубокий вдооох и медленно выдох, молодцы, ребята, я думаю, вы готовы к экскурсии.

Проходим, занимаем места.

Все внимательно посмотрите друг на друга и по сторонам, улыбнитесь и приготовьтесь к просмотру видео

Проведение экскурсии

- Присаживаемся поудобнее, возьмитесь все за руки, посмотрите друг на друга, ещё раз улыбнитесь и Наша экскурсия начинается.

На первый взгляд может показаться, что кораллы — это растения, которые произрастают в прибрежных участках и на мелководье в теплых морях. Но на самом деле кораллы — это скелет колонии живых организмов, которые называются коралловыми полипами.

Коралловые полипы относятся к классу морских беспозвоночных животных. Многие виды коралловых полипов обитают на дне большими колониями, которые образуют необыкновенные по своей красоте коралловые рифы.

Многообразие коралловых полипов — это более 6000 видов, обитающих преимущественно в теплых водах, хотя отдельные экземпляры обитают и северных широтах. Колонии коралловых полипов были найдены в Северной Атлантике, у берегов Шотландии и даже в довольно прохладном Белом море.

Коралловые полипы размножаются почкованием, а также при помощи полового размножения. Образующиеся личинки некоторое время плавают в толще в качестве зоопланктона, а затем оседают на дно, где и проводят оставшуюся часть жизни. Питаются кораллы, как правило, планктоном, поглощая его вместе с морской водой в процессе фильтрации. Но некоторые виды способны поглотить мелких ракообразных или даже рыб. Скелет кораллов может быть не только известковым, но и состоять из белковых соединений. А существуют кораллы, которые вообще лишены всякого скелета.

- Вот и подошла наша экскурсия к завершению.

А теперь аккуратно, друг за другом выходим из планетария.

Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.

- Ребята, после просмотра сделаем гимнастику для глаз.

Часовщик прищурил глаз,

Чинит часики для нас.

Вправо посмотрите и налево посмотрите,

Вверх и вниз, молодцы!

- Ребята, для вас экскурсия была познавательной? Что нового узнали?

- Вы смогли найти ответ на главный вопрос? Так кто же всё таки кораллы, растения или животные?

- Подтвердились ли наши предположения? Давайте отметим это в карте открытий в блоке предположений.

Правила поведения в мобильном планетарии

Видео метод (виртуальная экскурсия, пояснение

Прием: вопросы, требующие констатации информации.

Работа с картой открытий

Дети совместно с воспитателем вспоминают правила поведения в мобильном куполе

Дети совместно с воспитателем выполняют движения

Дети отвечают на вопросы воспитателя, фиксируют результат в карте открытий.

Получение информации о правилах поведения в мобильном планетарии

Получение информации и знаний о кораллах

Положительный настрой детей на дальнейшую работу

Подтверждение гипотезы, фиксация результата.

2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы Создание условия экспериментальной деятельности: организует рабочее место, представляет постройку, организует исследование, меняя программу постройки.

- Ребята, нам пора возвращаться обратно в группу. Предлагает пройти к вездеходу и вернуться в группу.

Отлично, теперь давайте вспомним, зачем же мы всё это узнавали? Куда нам теперь нужно поместить полученную информацию, конечно же в нашу электронную книгу.

Подойдите к доске, сейчас мы с вами оформим новую страницу книги.

У вас уже есть картинка кораллов и внизу много разных знаков, а вам необходимо выбрать только те, которые подходят кораллам, как мы это делали с черепахой, у вас уже есть пример оформления её страницы, смотрите на него и делайте так же.

Молодцы ребята, вы всё верно определили, теперь мы можем сохранить нашу страничку и в следующий раз пополнить её ещё одним из жителей подводного мира.

А ещё, я хотела бы поблагодарить вас за ваш интерес и любознательность во время проведения экскурсии и подарить вам кое-что памятное вот такие чудесные медали с изображением кораллов, они вам пригодятся для того чтобы вы всегда помнили о нашей экскурсии и могли рассказать своим друзьям и родителям о главных качества кораллов.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: