Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе ветка рябины

Обновлено: 05.07.2024

Цель: • Вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени – как самого красивого времени года. • Развивать мелкую моторику рук. Задачи: 1.воспитывать у детей интерес к аппликации; учить скатывать шарики из салфеток, располагать детали в определенном порядке ; закреплять умение работать клеем и кисточкой; формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации; учить скатывать шарики из салфеток. 2.развивать творческую инициативу детей, самостоятельность; умение замечать прекрасное вокруг нас; развивать композиционные умения. 3.воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание беречь природу.

Содержимое публикации

Составил: Воспитатель: Григорьева М.Н.

• Вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени – как самого красивого времени года.

• Развивать мелкую моторику рук.

Задачи: 1.воспитывать у детей интерес к аппликации; учить скатывать шарики из салфеток, располагать детали в определенном порядке ; закреплять умение работать клеем и кисточкой; формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации; учить скатывать шарики из салфеток. 2.развивать творческую инициативу детей, самостоятельность; умение замечать прекрасное вокруг нас; развивать композиционные умения. 3.воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание беречь природу.

Предварительная работа:

• на прогулке рассматривание рябины

• обратить внимание на вид и форму листа, цвет листьев и ягод

• в вечернее время упражнять детей в вырезании листьев путём обрезания двух противоположных углов

Материалы и оборудование: сюжетная картинка с изображением веткирябины, цветной картон, клей ПВА, салфетки (для вытирания лишнего клея), клеенка, черный маркер для рисования веточки, цветная бумага для аппликации (желтого и зеленого цвета); салфетки красного цвета (для ягод рябины).

Правила обращения в острыми предметами:

• Брать и резать ножницами можно только с разрешения и в присутствии взрослых.

• Не размахивать ножницами, чтобы не поранить кого-либо.

• Держать ножницы прямо от себя, не раскрывать их широко.

• Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых клювиках-ножах, окошками- колечками вперед.

Ход занятия.

Воспитатель. - Ребята, какое время года наступило? Ответы детей: осень Воспитатель. - Верно, осень. Осенью многие птицы улетают на юг, но некоторые прилетают к нам. Какие перелетные птицы живут у нас зимой? Ответы детей: Воспитатель. Ребята вы все правильно ответили. Зимой птицам достается мало еды, но есть необычное дерево, которое до зимы сохраняет свои плоды и птицы ими питаются. Но чтобы узнать, что это за дерево, отгадайте загадку: В том лесу, и в огороде, Только осень на подходе, Новый у нее наряд, Бусы красные висят. Дрозд, снегирь, другая птица, Могут ею угоститься, Как усилится мороз, Возрастёт на пищу спрос. (Рябина) Ответы детей: Рябина Воспитатель: - В какое время года краснеют ягоды рябины? Ответы детей: осенью Воспитатель: Правильно ребята осенью Воспитатель: Рябина — невероятно красивое дерево, а ее плоды настолько яркие и красочные, что привлекают внимание всех: и людей, и животных, и птиц. Созревают ягоды в начале осени, а вот лакомиться ими можно на протяжении долгой и холодной зимы. Эта ягода приносит огромную пользу птицам. Она спасает птиц. Воспитатель. А каким образом рябина спасает птиц? Ответы детей: птицы зимой питаются ягодами рябины. Воспитатель:Да ребята, все правильно птицы зимой питаются ягодами рябины. Рассматривание ветки рябины Я сегодня принесла в детский сад веточку рябины. Давайте рассмотрим ее.

- Как расположены листочки на веточке? (парами, симметрично, по два)

- Какого цвета листья? (летом зеленые, осенью желтые, оранжевые)

- Какой формы ягоды? (круглые)

- Какого цвета? (красные)

- Как расположены ягоды? (гроздью, их много)

Практическая деятельность.

Показ приема вырезания листика рябины. Воспитатель напоминает детям, как вырезать листья (прямоугольник держать в виде ромба за боковой угол; резать с нижнего угла в сторону и к верхнему углу, плавно поворачивая прямоугольник левой рукой; затем перевернуть деталь, взять за обрезанную дугу, и повторить процедуру, обрезая с нижнего угла в сторону и к верхнему углу). Объяснение педагог сопровождает показом. Дети приступают к изготовлению листиков рябины, используя цветную бумагу зеленого цвета и ножницы. Воспитатель помогает советами и наводящими вопросами, следит за работой детей и действиями с ножницами.

Показ приемов наклеивания.

Воспитатель показывает образец ветки рябины, наклеенной на картон. Напоминает о том, что намазывать обратную сторону деталей необходимо аккуратно, стараясь намазать клеем всю поверхность детали; наклеить ее на желтый лист бумаги, рядом с нарисованными маркером веточками рябины; лишний клей убирать салфеткой; разгладить деталь тоже можно салфеткой. Дети приступают к приклеиванию листиков рябины, используя вырезанные листочки ( количество 7 штук, клей и кисточку). Воспитатель: Ребята, вы наверное устали пока вырезали листики для рябины давайте немного разомнём наши пальчики и заодно отдохнём.

Воспитатель: Ребята вы немного отдохнули давайте приступим дальше к изготовлению нашей рябины.

Показ приема скатывания ягоды рябины.

Воспитатель отрывает небольшой кусочек красной салфетки, начинает скатывать его между ладоней (ягоды рябины, окунает в клей и размещает на ветке рябины). Дети приступают к скатыванию кусочков красной салфетки, окунают в клей и приклеивают на ветку рябины. Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас у всех получились веточки рябины красивые и как настоящие. Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Ответы детей: Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо занимались .

Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников.

Задачи:

  • познакомить с нетрадиционной техникой аппликации - приемом скручивания и скатывания квадратов бумажных салфеток.
  • закреплять навыки работы кистью с клеем, и умение наклеивать детали в заданном месте на листе бумаги;
  • закрепить представления детей об осени и ее приметах.
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать мелкую моторику рук, используя приемы работы ножницами – вырезывание;
  • развивать внимание, логическое мышление.
  • воспитывать аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать заботу о живой природе.

Планируемый результат:

  • уметь применять усвоенные знания;
  • уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
  • уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная.

Форма организации: индивидуальная.

Предварительная работа:

Учебно-методический комплект:

Ход занятия

Приветствие присутствующих гостей.

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель сообщает детям, что к нам еще торопится один гость, но появится он, как только вы отгадаете загадку.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).

За дверью раздается негромкий стук к которому воспитатель привлекает внимание детей.

Воспитатель. А вот, наверное, и наш гость (встречает птицу).

Воспитатель. Правильно вы догадались, это снегирь.

Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением снегиря. Сравнивает.

Воспитатель обращается к птице с вопросом, почему она прилетела в детский сад. Снегирь дает ответ, что на улице стало совсем холодно и голодно, беспокоится, будет ли у него еда зимой.

Воспитатель. Да ты весь дрожишь, оставайся у нас в группе согреться.

Актуализация знаний детей. Усвоение новых знаний.

Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворения о снегирях (Рисунок1).


(В.Сибирцев)

***

Словно отблески зари
На деревьях снегири.
Яблочки румяные,
Но довольно странные.
Деток удивляют:
"Яблочки летают!"

(М.Борина)

***

Вот такие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетели!

Воспитатель хвалит детей и предлагает для нашего гостя сделать с помощью аппликации веточки рябины с сочными красными ягодами (вывешивает образец на доску. А гостю предлагает отдохнуть и посмотреть, как наши дети занимаются).

Воспитатель. Для чего нужна животным и птицам рябина? (ответы детей: ягодами рябины питаются птицы, а именно свиристели, снегири и даже вороны).

Воспитатель. Правильно, любят ягоды рябины не только птицы, но и лесные животные медведи и лоси. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно полезны и вкусны.

Воспитатель. Посмотрите, на нашей веточке рябины ягод хватит только для нашего гостя снегиря. Как вы думаете, как помочь его друзьям в лесу, чтобы ягод на всех хватило и птицы были бы сыты и не голодали всю зиму. (Ответы детей: сделать много таких веточек с ягодами).

Воспитатель. У вас на столах уже все приготовлено для спасения птиц. Сейчас я вам расскажу, как это сделать. (Разбирает с детьми подробно веточку рябины). Чтобы изготовить такую веточку рябины, сначала нужно вырезать из заготовки по контуру листочки. Заготовку держим за сгиб. Обратите внимание на парное расположение листочков, а один на конце веточки. После работы ножницы откладываем в сторону, соблюдаем технику безопасности.

Теперь нужно сделать ягодки из салфеток. Помните, как скатывать шарики из салфеток? Кто мне напомнит? (воспитатель спрашивает одного ребенка, который подробно рассказывает, как снимается салфетка и скатывается шарик-ягодка круговыми движениями между ладошек).

Физкультминутка (выполняется после заготовок перед наклеиванием листочков на веточку и ягод на гроздь ).

Воспитатель надевает шляпку и превращается в Ноябринку, а детей волшебной палочкой превращает в рябинок, затем читает рифмовку, а дети выполняют соответствующие движения под фонограмму "Шум леса" (Рисунок2).


На холме стоит рябинка, (потягивания – руки вверх)
Держит прямо, ровно спинку. (руки на пояс, спинка прямо)
Ей не просто жить на свете (повороты головой вправо-влево)
Ветер крутит, крутит ветер (вращение туловищем вправо-влево)
Но рябинка только гнется (наклоны в стороны)
Не печалится, смеется (улыбаются)
Вольный ветер дует, дует (дети машут руками, изображая ветер)
На рябинку молодую.

По окончании физкультурной минутки, Ноябринка хвалит гибких рябинок, волшебной палочкой превращает их снова в ребят старшей группы, а сама снимает шляпу и становится как и прежде воспитателем. Предлагает детям продолжить выполнение аппликации.

Воспитатель проходит и смотрит за приемами работы, оказывает индивидуальную помощь. помогая тем, у кого не получается (Рисунок3).


Воспитатель. А теперь разложите листики у себя на картинке. (дети разложили). Сравните с образцом. Затем приклеиваем ягодки на кончики кисти. Ваши работы готовы! Теперь развесим ваши работы на доске. (по мере завершения работы детьми воспитатель вывешивает их на доску. Снегирь рассматривает работы).

Воспитатель. Обращаясь к одному из детей: Как ты думаешь, какая веточка больше понравилась снегирю? Почему ты так решила? Ребята, а вы знаете, что снегирь шепнул мне на ушко? Он сказал, что ему нравятся все ваши веточки рябины с сочными гроздьями ягод, и он очень рад, что их так много (Рисунок4). Теперь наш гость – снегирь, не останется зимой голодным, да еще и поделится едой со своими друзьями, ведь снегири живут стайками.


Воспитатель. Нашему гостю пора возвращаться в лес. Нести угощение своим друзьям, а на прощание музыкальный сюрприз - танец (под руководством музыкального руководителя Григорьевой С.Н.) и песня "Ягодки-рябинки" (Рисунок5, Приложение 1).


Снегирь благодарит детей, прощается и улетает в свою стаю.

Воспитатель еще раз благодарит детей за теплый прием снегиря и предлагает дежурным помочь убрать со стола, а остальным детям – помыть руки.

Образовательные: развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги, передавать в работе характерные особенности рябины.

Развивающие: называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; развивать коммуникативные умения: помогать друг другу, выражать свои действия в речи. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, активность, выдержку, умение слушать взрослого и сверстника не перебивая, доводить начатое дело до конца, любовь к природе.

картона, иллюстрации рябины, натуральная ветка рябины, плоды рябины, клей, кисточки для клея, салфетки.

прогулка по территории детского сада, наблюдение за рябиной, чтение стихов, загадок о рябине.

Ход занятия:

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

Правильно, ребята, это рябина.

Тонкая рябинушка у нас в саду растет,

Шелестит листочками под окнами, цветет.

На рябинке осенью - красочный наряд.

- Ребята, много лет назад, люди не воспринимали рябину, как дерево. Считали её бесполезной и вырубали. Однако, что-то заставило людей пересмотреть свои взгляды на кудрявую красавицу. А сейчас, рябина считается символом мира, счастья и любви в семье.

А ещё, ребята, на Руси был праздник рябины, в народе этот день называют Пётр и Павел – рябинники. Отмечали этот праздник 23 сентября. Считалось, что к этому дню рябина становится особенно вкусной и сладкой. Плоды рябины собирались для того, чтобы подкармливать птиц зимой.

- Посмотрите ребята, сколько я набрала рябины. Кто хочет попробовать рябину?

- Какая рябина на вкус? Ответы детей: горькая, невкусная.

- Ребята, как вы думаете, что можно приготовить из рябины? Ответы детей: варенье, мармелад, компот.

- Из рябины готовят отвары, которые употребляют при простуде, для полоскания рта, для укрепления десен.

- Ребята, а знаете ли вы, приметы о рябине?

-Зацвела рябина – наступит тепло.

-Если в пору цветения рябины тепло – все лето будет сухим и погожим.

-Поздний рассвет рябины к долгой осени.

-Если алой рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима- морозная.

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку Потягивания — руки вверх.

Ей не просто жить на свете —

Ветер крутит, крутит ветер. Вращение туловищем вправо-влево.

Но рябинка только гнется,

Не печалится — смеется. Наклоны в стороны.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. Дети машут руками, изображая ветер.

- Рябина удивительное дерево. Ее во многих областях нашей страны любовно называют по- разному: рябика, городина, ярембина, гержембина.

- В России раньше существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы. Сейчас, конечно, такого запрета нет. У рябиныхорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

-Мы с вами на занятии уже рисовали ветку рябины. А сегодня я предлагаю вам пофантазировать и сделать из ягод рябины аппликацию. Но не простую аппликацию, а оживить картинки.

Раздаю картинки, демонстрирую образец и начинаем заниматься аппликацией.

- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось больше всего?


3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание беречь природу.

Методы и приемы:

- практические: обрывная аппликация ветки рябины.

Материалы и оборудование: сюжетная картинка с изображением ветки рябины, картон цветной, клей-карандаш, салфетки, клеенка, цветная бумага для аппликации: коричневого, желтого и зеленого цвета; пластилин красного цвета (для ягод рябины).

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки про осень, послушать стихи и рассказать какого цвета осень.

Дети рассматривают картинки, слушают стихи и беседуют об осени и ее красках.

Дети получили знания об осени и ее красках.

2. Воспитатель предлагает детям рассмотреть приготовленные гербарии.

Дети внимательно рассматривают гербарии.

Дети узнали, что такое гербарий.

3. Воспитатель предлагает детям сделать ветку рябины и посмотреть в какой последовательности нужно работать, проговаривая каждый шаг.

Дети внимательно слушают воспитателя и приступают к работе.

Дети занимаются аппликацией.

Дети сняли напряжение и утомление.

5. Воспитатель предлагает к изготовленным веточкам рябины сделать ягоды из пластилина, скатывая его в небольшие шарики.

Дети делают ягоды рябины из пластилина.

Дети повторили прием скатывания пластилина между ладоней.

6. Воспитатель предлагает детям сделать рябиновую аллею и разместить готовые работы на стенде.

Дети несут свои работы и помогают воспитателю разместить их на стенде.

Дети любуются рябиновой аллеей, все остались довольны проделанной работой.

1) Стихотворения про осень:

Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

И рябину во дворе

Из окна родного дома

Видно сельской детворе.

Частый дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде. (В. Приходько)

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая это пора:

Пришла к нам опять Чудо-Осень. (М. Сидорова)

2) Показ приемов наклеивания.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

4) Показ приема скатывания.

Воспитатель берет кусок пластилина, отщипывает небольшой кусочек и начинает скатывать его между ладоней (ягоды рябины) и размещая на ветке рябины.

Читайте также: