Конспект по математике большой маленький один много ли одного
Обновлено: 03.07.2024
Овсянникова Ольга Валерьевна
Камчатский край, с. Мильково
Цель: Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: размер, количество, длина, цвет.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом словабольшой, маленький; длинный, короткий.
Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, ни одного.
Закреплять знание цветов (желтый, синий) при помощи палочек Кюизенера.
Развивающие:
Развивать умения у детей отвечать полными ответами.
Развивать у детей внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Материал:
Демонстрационный: презентация к занятию, картинка с изображением полянки, 2 больших гриба, 5 маленьких грибов (вырезанные из картона), фигура ежика с иголками.
Раздаточный: палочки Кюизенера, картинки-образцы ежика для самостоятельной работы детей, красивые осенние листочки из бумаги по одному на каждого ребенка.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, схем, физкультурная минутка.
Ход занятия:
Дети с воспитателем заходят в зал и становятся в круг. Вместе начинают приветствие:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями, ведь таким образом мы желаем всем быть здоровыми!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Дети: Потому что листья становятся желтыми.
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда может мы отправимся на прогулку в осенний лес? Готовы? Пойдем! (воспитатель с детьми идут к экрану, приговаривая…)
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь что-то лежит. Это мешочек. Давайте возьмем его с собой, вдруг он нам пригодится. (слайд 2)
(Дети с воспитателем подходят к экрану, на котором иллюстрация осеннего леса).
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Правильно! Скажите, а сколько больших грибов?
Дети: Мало.
Воспитатель: А маленьких сколько?
Дети: Много.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Ой, ребята, слышите, кто-то плачет?
(На слайде 3 появляется картинка ежика без иголок.)
Воспитатель: Посмотрите, это же ежик! Как вы думаете, почему он плачет?
Дети: Потому что у него нет иголок!
Воспитатель: Правильно. У ежика нет ни одной иголки. Ежик говорит, что он, гуляя по лесу, потерял все свои иголки и теперь не может взять все эти грибы к себе домой. Поможем ежику?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами что-то нашли по дороге в лес?
Дети: Мешочек.
Воспитатель: Правильно. Посмотрим, что в нем лежит?
Дети: Да!
Воспитатель (открывает мешочек, достает палочки Кюизенера): Здесь палочки. Посмотрите, сколько их?
Дети: Много.
Воспитатель: Палочки одинаковые или разные?
Дети: Они разные.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Они отличаются цветом и размером. Одни короткие, другие длинные.
Воспитатель: Сможем мы с их помощью помочь ежику?
Дети: Сможем, мы сделаем из них ему новые иголки.
Воспитатель: Правильно, ребята. Присаживайтесь за столы.
(Дети проходят к заранее расставленным столам, на которых лежит раздаточный материал для каждого ребенка. Воспитатель объясняет задание: у каждого ребенка есть картинка-схема ежика, детям нужно расположить палочки Кюизенера по образцу, имитируя иголки. Пока дети выполняют задание самостоятельно, (слайд4) на экране появляется картинка ежика с иголками. По ходу работы с палочками воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какую палочку он взял в руки (какую кладет на картинку) длинную или короткую, какого цвета.)
Воспитатель: Саша, ты какую палочку держишь в руках? Какого цвета?
Ваня: Короткую. Желтую. (И т. д.)
Воспитатель (когда все дети выполнили задание): Сколько стало иголок у ежика?
Дети: Много.
Воспитатель: А сколько было, когда мы его встретили?
Дети: Ни одной.
Воспитатель: Правильно! А теперь ежик хочет с нами поиграть!
(Физкультурная минутка, повторяют два раза. Дети выходят из-за столов и выполняют движения, повторяя за воспитателем.)
Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли, (наклонились)
1, 2, 3, 4, 5 мы идем искать опять! (наклоны в стороны)
Воспитатель: Отдохнули? А теперь поможем ежику собрать грибы.
(Воспитатель с детьми подходят к магнитной доске, на которой прикреплены картинка ежика с иголками и отдельно грибы).
Воспитатель: Сколько сейчас у ежика грибов?
Дети: Ни одного.
(дети берут по одному грибу и прикрепляют на иголки ежику).
Воспитатель (спрашивает у нескольких детей): Оля, скажи, сколько грибов ты взяла? А гриб какой – большой или маленький?
Оля: Один. Большой.
Воспитатель: Молодец, правильно! А ты, Саша, сколько взял грибов?
Саша: Один. Маленький.
Воспитатель: (слайд) Правильно. А сейчас, ребята, скажите, сколько грибов ежик понесет к себе домой?
Дети: Много.
Мы по лесу погуляли,
Отдохнули, не устали.
И теперь несем домой
Листья желтые с собой!
Воспитатель: (слайд) Ребята, вот мы с вами снова в группе. Где мы только что побывали?
Дети: В осеннем лесу.
Воспитатель: Интересно было в лесу?
Дети: Да, интересно.
Воспитатель: Что росло на полянке?
Дети: Грибы.
Воспитатель: А они были одинаковые?
Дети: Нет, они были разные. Большие и маленькие.
Воспитатель: Сколько было больших?
Дети: Мало.
Воспитатель: А маленьких?
Дети: Много.
Воспитатель: А кого мы встретили в лесу?
Дети: Ежика.
Воспитатель: Правильно. Ежик был грустный. Почему?
Дети: Потому что он потерял все иголки.
Воспитатель: Да, а мы ему помогли – подарили новые иголки. Ребята, скажите, а с помощью чего мы сделали новые иголки ежику?
Дети: С помощью палочек, которые мы нашли в мешочке по дороге в лес.
Воспитатель: Да, конечно. Вам понравилась наша прогулка в лес?
Дети: Понравилась!
Воспитатель: Мне тоже очень понравилась наша прогулка. Вы были большие молодцы. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Задачи:
1. Учить определять отношения предметов по количеству: один, много.
2. Сформировать представление о размере двух предметов: большой, маленький.
3. Дать представление о временных отношениях: сначала — потом.
Демонстрационный материал: 3 игрушки белки; ширма; игрушка медведь; шишки — большая и маленькая; корзина.
Раздаточный материал: шишки.
Ход занятия
Воспитатель с детьми стоят полукругом.
Воспитатель. Какие вы, ребятки, сегодня радостные. У вас хорошее настроение? А это потому, что вы пришли в детский сад и встретились здесь со своими друзьями и любимыми игрушками. (Читает детям стихотворение-считалку с движениями.)
Очень много здесь ребят,
Все они ходят в детский сад. Дети идут на месте.
Здесь садятся за обед
И съедают много котлет, Показывают, как едят ложкой.
А потом ложатся спать. Кладут руки под щеку и закрывают глаза.
Начинаем все опять.
- Посмотрите, как нас много. Поэтому нам весело и интересно в детском саду. (Прислушивается.) Дети, кто-то плачет. Пойдемте посмотрим, кто же это.
— Что же ты, белочка, плачешь?
Белочка. Как же мне не плакать, ведь я одна. Вам хорошо — вас много.
Воспитатель (обращается к детям). Ребята, сколько нас? (Много.) Да, белочка, в детском саду детей много.
— Дети, сколько белочек? (Одна.) Действительно, белочка совеем одна.
Прискакали с лесной опушки.
Плакать белка перестала,
Их теперь ведь много стало.
— Сколько стало белочек? (Много.)
— А сколько было белочек сначала?
— Сколько стало потом?
— Сначала мы с вами посадим белочек на полку. Потом сядем на стулья.
Дети убирают игрушки на место и садятся на стулья. Воспитатель вносит игрушку медведя и шишки.
К белочкам в гости Мишка пришел,
Мишка сегодня шишки нашел.
Воспитатель показывает детям две шишки (большую и маленькую) и кладет их на демонстрационный стол.
Но не знает этот Мишка,
Где большая лежит шишка.
— Покажите Мишке большую шишку.
— Покажите Мишке маленькую шишку.
— Дети, Мишка говорит вам спасибо и приглашает вас поиграть с шишками, которые он принес в этой корзине.
Дети сидят полукругом. Стук в дверь. В гости приходит медведь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Мишкой.
Дети: Здравствуй, Мишка!
Мишка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть!
Воспитатель: И мы тебе рады, Мишка. Да ты к нам пришёл не с пустыми руками! Ребята, Мишка принёс коробку. Мишка, это для нас?
Мишка: Да. Это вам мои подарки.
Воспитатель: Какой ты внимательный, Мишка! Можно посмотреть, что лежит в твоей красивой коробке? Ребята, посмотрим, что нам Мишка принёс? (Открывает коробку и достаёт фонарики.) Ребята, скажите, что это?
Цель: познакомить с решением задач на разностное сравнение: способствовать овладению умением сравнивать величины; развивать вычислительные навыки.
Организационный этап:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каллиграфическая минутка.
Откройте тетради запишите сегодняшнее число и классная работа. Ниже запишите цифры ,как на доске.
Актуализация опорных знаний (устный счет).
1. По лесу охотник шёл,
В чащу леса он зашел,
Повстречались ему здесь
Заяц ,волк ,лиса, медведь,
Звери все до одного
Убежали от него.
Сосчитайте всех зверей
И как можно, побыстрей .(4)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два- под березой,
Сколько их будет
В плетеной корзине?(3)
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Положите на парту 5 квадратов, ниже под ними положите 3 круга. Как узнать чего больше?(Нужно сложить фигуры парами).Сколько кругов осталось без пары?(2)На сколько кругов больше чем квадратов?(2)Что можно сказать о числе кругов?(Что их на 2 меньше ,чем квадратов).А что можно сказать о числе квадратов(их на 2 больше)
Работа по учебнику:
-Рассмотрите рисунок. Сколько собак на нем изображено?(4).Сколько тумбочек?(7).На сколько тумбочек больше чем собак? (на 3).Как вы догадались?(Без собак осталось 3 тумбочки).Посмотрите как это можно изобразить с помощью схемы.(Схема выполнена на откидной доске.)
Сколько тумбочек занято собаками?(4).Зачеркнем тумбочки, на которых сидят собаки.
Уберем квадратов столько, сколько у нас треугольников. Сколько осталось квадратов?(3) На сколько квадратов больше чем треугольников ?(На 3).На сколько собак меньше ,чем тумбочек? (На 3).
-Какое действие мы сейчас выполнили ,когда убрали квадраты, которые составили пары с треугольниками?(Вычитание.)
-Сделайте вывод : какое действие надо выполнить, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?(Вычитание.)
Физкультминутка
В понедельник я купался, Изображаем плавание.
А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки
Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.
Закрепление изученного материала.
-Прочитайте задачу. Назовите условие задачи и вопрос.
-Рассмотрите схему. Сколько треугольников зачеркнули ?(треугольников зачеркнули столько, сколько на схеме кругов.)
-Как узнать ,на сколько билетов в цирк больше?(6-4)Буратино решил задачу так(4-6).Согласны вы с его решением? (Нет.)Почему?(Чтобы узнать на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)
Запись задачи в тетради. Один ученик приглашается к доске.
– Как называются линии, изображенные в задании №4 (с. 10 учебника, часть 2)? (Отрезки.)
– Что можете сказать о длине голубого отрезка по сравнению с длиной розового отрезка? (Голубой отрезок длиннее розового.)
– Как узнать, на сколько голубой отрезок длиннее розового? (Надо измерить длину каждого отрезка и из большего числа вычесть меньшее.)
– Какова длина голубого отрезка? (7 см.)
– Какова длина розового отрезка? (4 см.)
– Определите, на сколько длина голубого отрезка больше длины розового? (7 – 4 = 3. На 3 см голубой отрезок длиннее розового.
Решение примеров на карточках, проверка в парах.
Посмотрите на доску и ответьте на каждый из этих вопросов .Поднимите желтый смайлик ,если вы довольны своей работой ,поднимите зеленый смайлик ,если у вас не все получилось, но вы справились, поднимите красный смайлик ,если вы считаете что вам не все понятно и нужно будет еще немного поработать над этой темой.
Читайте также:
- План конспект родительского собрания в старшей группе на тему семья
- Порядок использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов конспект кратко
- Курс на построение социализма конспект урока 9 класс
- Хализев драма как явление искусства конспект
- Конспект занятия по художественной литературе во второй младшей группе мойдодыр