Конспект по математике большой маленький один много ли одного

Обновлено: 03.07.2024

Овсянникова Ольга Валерьевна

Камчатский край, с. Мильково

Цель: Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: размер, количество, длина, цвет.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом словабольшой, маленький; длинный, короткий.

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, ни одного.

Закреплять знание цветов (желтый, синий) при помощи палочек Кюизенера.

Развивающие:

Развивать умения у детей отвечать полными ответами.

Развивать у детей внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Материал:

Демонстрационный: презентация к занятию, картинка с изображением полянки, 2 больших гриба, 5 маленьких грибов (вырезанные из картона), фигура ежика с иголками.

Раздаточный: палочки Кюизенера, картинки-образцы ежика для самостоятельной работы детей, красивые осенние листочки из бумаги по одному на каждого ребенка.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, схем, физкультурная минутка.

Ход занятия:

Дети с воспитателем заходят в зал и становятся в круг. Вместе начинают приветствие:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями, ведь таким образом мы желаем всем быть здоровыми!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Дети: Потому что листья становятся желтыми.

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда может мы отправимся на прогулку в осенний лес? Готовы? Пойдем! (воспитатель с детьми идут к экрану, приговаривая…)

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь что-то лежит. Это мешочек. Давайте возьмем его с собой, вдруг он нам пригодится. (слайд 2)

(Дети с воспитателем подходят к экрану, на котором иллюстрация осеннего леса).

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: Правильно! Скажите, а сколько больших грибов?

Дети: Мало.

Воспитатель: А маленьких сколько?

Дети: Много.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Ой, ребята, слышите, кто-то плачет?

(На слайде 3 появляется картинка ежика без иголок.)

Воспитатель: Посмотрите, это же ежик! Как вы думаете, почему он плачет?

Дети: Потому что у него нет иголок!

Воспитатель: Правильно. У ежика нет ни одной иголки. Ежик говорит, что он, гуляя по лесу, потерял все свои иголки и теперь не может взять все эти грибы к себе домой. Поможем ежику?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами что-то нашли по дороге в лес?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Правильно. Посмотрим, что в нем лежит?

Дети: Да!

Воспитатель (открывает мешочек, достает палочки Кюизенера): Здесь палочки. Посмотрите, сколько их?

Дети: Много.

Воспитатель: Палочки одинаковые или разные?

Дети: Они разные.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: Они отличаются цветом и размером. Одни короткие, другие длинные.

Воспитатель: Сможем мы с их помощью помочь ежику?

Дети: Сможем, мы сделаем из них ему новые иголки.

Воспитатель: Правильно, ребята. Присаживайтесь за столы.

(Дети проходят к заранее расставленным столам, на которых лежит раздаточный материал для каждого ребенка. Воспитатель объясняет задание: у каждого ребенка есть картинка-схема ежика, детям нужно расположить палочки Кюизенера по образцу, имитируя иголки. Пока дети выполняют задание самостоятельно, (слайд4) на экране появляется картинка ежика с иголками. По ходу работы с палочками воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какую палочку он взял в руки (какую кладет на картинку) длинную или короткую, какого цвета.)

Воспитатель: Саша, ты какую палочку держишь в руках? Какого цвета?

Ваня: Короткую. Желтую. (И т. д.)

Воспитатель (когда все дети выполнили задание): Сколько стало иголок у ежика?

Дети: Много.

Воспитатель: А сколько было, когда мы его встретили?

Дети: Ни одной.

Воспитатель: Правильно! А теперь ежик хочет с нами поиграть!

(Физкультурная минутка, повторяют два раза. Дети выходят из-за столов и выполняют движения, повторяя за воспитателем.)

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли, (наклонились)

1, 2, 3, 4, 5 мы идем искать опять! (наклоны в стороны)

Воспитатель: Отдохнули? А теперь поможем ежику собрать грибы.

(Воспитатель с детьми подходят к магнитной доске, на которой прикреплены картинка ежика с иголками и отдельно грибы).

Воспитатель: Сколько сейчас у ежика грибов?

Дети: Ни одного.

(дети берут по одному грибу и прикрепляют на иголки ежику).

Воспитатель (спрашивает у нескольких детей): Оля, скажи, сколько грибов ты взяла? А гриб какой – большой или маленький?

Оля: Один. Большой.

Воспитатель: Молодец, правильно! А ты, Саша, сколько взял грибов?

Саша: Один. Маленький.

Воспитатель: (слайд) Правильно. А сейчас, ребята, скажите, сколько грибов ежик понесет к себе домой?

Дети: Много.

Мы по лесу погуляли,

Отдохнули, не устали.

И теперь несем домой

Листья желтые с собой!

Воспитатель: (слайд) Ребята, вот мы с вами снова в группе. Где мы только что побывали?

Дети: В осеннем лесу.

Воспитатель: Интересно было в лесу?

Дети: Да, интересно.

Воспитатель: Что росло на полянке?

Дети: Грибы.

Воспитатель: А они были одинаковые?

Дети: Нет, они были разные. Большие и маленькие.

Воспитатель: Сколько было больших?

Дети: Мало.

Воспитатель: А маленьких?

Дети: Много.

Воспитатель: А кого мы встретили в лесу?

Дети: Ежика.

Воспитатель: Правильно. Ежик был грустный. Почему?

Дети: Потому что он потерял все иголки.

Воспитатель: Да, а мы ему помогли – подарили новые иголки. Ребята, скажите, а с помощью чего мы сделали новые иголки ежику?

Дети: С помощью палочек, которые мы нашли в мешочке по дороге в лес.

Воспитатель: Да, конечно. Вам понравилась наша прогулка в лес?

Дети: Понравилась!

Воспитатель: Мне тоже очень понравилась наша прогулка. Вы были большие молодцы. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Задачи:

1. Учить определять отношения предметов по количеству: один, много.

2. Сформировать представление о размере двух предметов: большой, маленький.

3. Дать представление о временных отношениях: сначала — потом.

Демонстрационный материал: 3 игрушки белки; ширма; игрушка медведь; шишки — большая и маленькая; корзина.

Раздаточный материал: шишки.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом.

Воспитатель. Какие вы, ребятки, сегодня радостные. У вас хорошее настроение? А это потому, что вы пришли в детский сад и встретились здесь со своими друзьями и любимыми игрушками. (Читает детям стихотворение-считалку с движениями.)

Очень много здесь ребят,

Все они ходят в детский сад. Дети идут на месте.

Здесь садятся за обед

И съедают много котлет, Показывают, как едят ложкой.

А потом ложатся спать. Кладут руки под щеку и закрывают глаза.

Начинаем все опять.

- Посмотрите, как нас много. Поэтому нам весело и интересно в детском саду. (Прислушивается.) Дети, кто-то плачет. Пойдемте посмотрим, кто же это.

— Что же ты, белочка, плачешь?

Белочка. Как же мне не плакать, ведь я одна. Вам хорошо — вас много.

Воспитатель (обращается к детям). Ребята, сколько нас? (Много.) Да, белочка, в детском саду детей много.

— Дети, сколько белочек? (Одна.) Действительно, белочка совеем одна.

Прискакали с лесной опушки.

Плакать белка перестала,

Их теперь ведь много стало.

— Сколько стало белочек? (Много.)

— А сколько было белочек сначала?

— Сколько стало потом?

— Сначала мы с вами посадим белочек на полку. Потом сядем на стулья.

Дети убирают игрушки на место и садятся на стулья. Воспитатель вносит игрушку медведя и шишки.

К белочкам в гости Мишка пришел,

Мишка сегодня шишки нашел.

Воспитатель показывает детям две шишки (большую и маленькую) и кладет их на демонстрационный стол.

Но не знает этот Мишка,

Где большая лежит шишка.

— Покажите Мишке большую шишку.

— Покажите Мишке маленькую шишку.

— Дети, Мишка говорит вам спасибо и приглашает вас поиграть с шишками, которые он принес в этой корзине.

Дети сидят полукругом. Стук в дверь. В гости приходит медведь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?


Дети: Мишка.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Мишкой.
Дети: Здравствуй, Мишка!
Мишка: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть!
Воспитатель: И мы тебе рады, Мишка. Да ты к нам пришёл не с пустыми руками! Ребята, Мишка принёс коробку. Мишка, это для нас?
Мишка: Да. Это вам мои подарки.
Воспитатель: Какой ты внимательный, Мишка! Можно посмотреть, что лежит в твоей красивой коробке? Ребята, посмотрим, что нам Мишка принёс? (Открывает коробку и достаёт фонарики.) Ребята, скажите, что это?



Конспект урока математики в 1 классе УМК

Цель: познакомить с решением задач на разностное сравнение: способствовать овладению умением сравнивать величины; развивать вычислительные навыки.

Организационный этап:

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каллиграфическая минутка.

Откройте тетради запишите сегодняшнее число и классная работа. Ниже запишите цифры ,как на доске.

Актуализация опорных знаний (устный счет).

1. По лесу охотник шёл,

В чащу леса он зашел,

Повстречались ему здесь

Заяц ,волк ,лиса, медведь,

Звери все до одного

Убежали от него.

Сосчитайте всех зверей

И как можно, побыстрей .(4)

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два- под березой,

Сколько их будет

В плетеной корзине?(3)


Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Положите на парту 5 квадратов, ниже под ними положите 3 круга. Как узнать чего больше?(Нужно сложить фигуры парами).Сколько кругов осталось без пары?(2)На сколько кругов больше чем квадратов?(2)Что можно сказать о числе кругов?(Что их на 2 меньше ,чем квадратов).А что можно сказать о числе квадратов(их на 2 больше)

Работа по учебнику:

-Рассмотрите рисунок. Сколько собак на нем изображено?(4).Сколько тумбочек?(7).На сколько тумбочек больше чем собак? (на 3).Как вы догадались?(Без собак осталось 3 тумбочки).Посмотрите как это можно изобразить с помощью схемы.(Схема выполнена на откидной доске.)

Сколько тумбочек занято собаками?(4).Зачеркнем тумбочки, на которых сидят собаки.

Уберем квадратов столько, сколько у нас треугольников. Сколько осталось квадратов?(3) На сколько квадратов больше чем треугольников ?(На 3).На сколько собак меньше ,чем тумбочек? (На 3).

-Какое действие мы сейчас выполнили ,когда убрали квадраты, которые составили пары с треугольниками?(Вычитание.)

-Сделайте вывод : какое действие надо выполнить, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?(Вычитание.)

Физкультминутка

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.

А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

Закрепление изученного материала.

-Прочитайте задачу. Назовите условие задачи и вопрос.

-Рассмотрите схему. Сколько треугольников зачеркнули ?(треугольников зачеркнули столько, сколько на схеме кругов.)

-Как узнать ,на сколько билетов в цирк больше?(6-4)Буратино решил задачу так(4-6).Согласны вы с его решением? (Нет.)Почему?(Чтобы узнать на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)

Запись задачи в тетради. Один ученик приглашается к доске.

– Как называются линии, изображенные в задании №4 (с. 10 учебника, часть 2)? (Отрезки.)

– Что можете сказать о длине голубого отрезка по сравнению с длиной розового отрезка? (Голубой отрезок длиннее розового.)

– Как узнать, на сколько голубой отрезок длиннее розового? (Надо измерить длину каждого отрезка и из большего числа вычесть меньшее.)

– Какова длина голубого отрезка? (7 см.)

– Какова длина розового отрезка? (4 см.)

– Определите, на сколько длина голубого отрезка больше длины розового? (7 – 4 = 3. На 3 см голубой отрезок длиннее розового.

Решение примеров на карточках, проверка в парах.

Посмотрите на доску и ответьте на каждый из этих вопросов .Поднимите желтый смайлик ,если вы довольны своей работой ,поднимите зеленый смайлик ,если у вас не все получилось, но вы справились, поднимите красный смайлик ,если вы считаете что вам не все понятно и нужно будет еще немного поработать над этой темой.

Читайте также: