Хализев драма как явление искусства конспект

Обновлено: 06.07.2024

Каковы же причины этого феномена? Не надеюсь на то, что мне удастся всестороннее и окончательное решение вопроса, но некоторые соображения и гипотезы рискну высказать.

Книги по теории и истории драматургии и вдохновляются прежде всего необходимостью повысить социальный эффект театра, его значение в формировании активной гармонической личности. Рассмотрение последних книг этого ряда (В. Фролов, Ю. Оснос, Я. Явчуновский) возможно в самых разных аспектах. Хочу заранее предупредить читателя, что мне показалось наиболее целесообразным сосредоточиться на проблемах новаторства в изображении человека, художественного богатства драматургии как отражения сложностей и многообразия жизни, драматургического конфликта как художественной конденсации реальных противоречий, жанра как той содержательной формы, которая определяется единством предмета изображения и его авторской оценки.

В. Хализев способствует такой научной разработке, рассматривая театральность как форму выражения жизненного драматизма, реальной противоречивости бытия.

Полностью разделяя соображения о ведущей роли конфликта, я полагаю необходимым обзор новых монографий о современной драме начать с рассмотрения именно этой проблематики. Какие реальные противоречия действительности лежат сегодня в основе драматургического конфликта, как он движется и развивается, как понимается теоретической мыслью – вот, пожалуй, кардинальные вопросы, стоящие перед теорией драмы.

Этот пример характеризует методологию исследования, предпринятого В. Фроловым. Рассмотрение жанров драматургии обнаруживает их зависимость от исторического движения, вобравшего в себя и динамику реальных противоречий, и борьбу идейную, идеологическую. Однако при абсолютной верности исходных предпосылок в самом анализе современной драматургии В. Фролову не все удалось в равной степени.

С другой стороны, он сам пишет о том, что в наши дни мало сатирических комедий с одними отрицательными персонажами отнюдь не потому, что так диктуют общественные потребности или природа обновляющегося жанра.

Итак, пьесы с одними отрицательными героями вовсе не являлись единственным типом классической комедии в прошлом, а сегодня редко появляются отнюдь не в силу каких-то объективных эстетических закономерностей. В чем же тогда происшедшие в наше время изменения природы конфликта и комической борьбы?

В книге В. Фролова на этот вопрос ясного ответа я не обнаружил.

Очевидно, научный поиск в этой области должен продолжаться, и вести его надо в ином направлении. Дело не в соотношении численности положительных и отрицательных героев, а в уже отмеченном выше коренном отличии самих жизненных коллизий. Комедии прошлого отражали классовые антагонистические противоречия. Драматургия развитого социалистического общества анализирует социальные противоречия неантагонистического типа. Это различие относится, конечно, не только к одному жанру – оно определяет движение советской драматургии в целом. В. Фролов, так же как и В. Сахновский-Панкеев, не придал этому различию должного значения. Зато Ю. Оснос и Я. Явчуновский в своих рассуждениях о новом конфликте обратились именно к коренным переменам в характере общественных противоречий и сумели добиться существенных научных результатов.

«Чешков и его противники принадлежат к одному и тому же общественному лагерю, и при всей остроте их столкновений и разногласий их социальные стимулы и сущность едины.

Чешков выступает не против господствующих общественных порядков, а против устарелых и ошибочных традиций и воззрений.

Так пишет Ю. Оснос, придавая известному термину Аристотеля совсем новый смысл – не родственной, но социальной близости.

На какой же почве возникают столкновения между Чешковым и его противниками?

Книга Ю. Осноса посвящена исследованию современных пьес о рабочем классе, о нравственных и психологических коллизиях, возникающих на производстве. И следовательно, это пьесы – о главном.

Среди изменений художественной структуры исследователи достаточно единодушно отмечают такой признак современной драматургии, как возрастание авторской активности.

Именно при такой постановке вопроса яснее становится и органическое единство публицистичности и художественности.

Исследование художественного богатства драматургии закономерно ведет к необходимости решения проблемы жанров. У В. Фролова эта проблема вынесена в заглавие книги, у Ю. Осноса и Я. Явчуновского – в названия отдельных глав. Их выводы далеко не во всем совпадают, но исходные установки, методологические позиции достаточно сближены, и можно с уверенностью сказать, что с появлением этих трех книг теория жанров, несомненно, обогатилась. Даже расхождения между тремя авторами ведут к плодотворным раздумьям, и хотя бы некоторые из них полезно выявить.

Сопоставление материала трех книг убеждает, что в теории жанров еще далеко не все ясно, хотя по некоторым вопросам договоренность все же достигнута.

Так, по-моему, очевидно, что деление драматургии на жанры наиболее определенно и плодотворно, когда в основе этого деления лежит тип конфликта. В тех случаях, когда это удается, смысл жанровых структур определяется яснее. Так обстоит дело с комедией, трагедией и драмой. Но какой тип конфликта должен лежать в основе мелодрамы или трагикомедии – еще не прояснено, поэтому характеристике данных жанров не хватает определенности.

Бесспорной представляется связь жанра с выявлением авторского отношения к действительности, с характерами действующих лиц. Но ведущий признак – все же тип конфликта, ибо в его выборе уже сказывается глубина мировоззрения драматурга, а энергией и смыслом драматического столкновения проверяются персонажи.

Проблема ценности заставляет вспомнить о когда-то существовавшей жесткой жанровой иерархии. Сегодня такая строгая зависимость, пожалуй, принадлежит истории. Но я не склонен думать, что истина на стороне идеи полной жанровой равноценности.

Эти слова звучат упреком всякой половинчатости, всякой недосказанности в критике, напоминают литературоведам и критикам об их собственной ответственности за развитие искусства, но в то же время ясно дают понять, что художественный прогресс включает в себя как непременное звено и движение нашей эстетической, критической мысли. Книги Ю. Осноса, В. Фролова, Я. Явчуновского наглядно свидетельствуют, что такое движение происходит.

Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля

Общение


СКАЧАТЬ!

ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ


ПЬЕСЫ
ДЛЯ
КУКОЛЬНОГО
ТЕАТРА

Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:

Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его "жёлтым" мусором.

Драма как явление искусства

Валентин Евгеньевич Хализев
ДРАМА КАК ЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВА

В книге рассматриваются актуальные и порой дискуссионные проблемы драмы и театра. Как сама жизнь стимулирует драматургическое и театральное творчество? Каковы основные типы драматического действия? Как исторически менялись соотношения между словом и жестом в актерской игре? Как далеко простирается творческая самостоятельность актеров? Имеет ли режиссер право вторгаться в драматургию создаваемого спектакля? Следует ли режиссуру считать самостоятельным и полноправным видом искусства? Высказывая суждения по всем этим вопросам, автор рассматривает драму и театр разных стран и эпох.

В книге рассматриваются актуальные и порой дискуссионные проблемы драмы и театра. Как сама жизнь стимулирует драматургическое и театральное творчество? Каковы основные типы драматического действия? Как исторически менялись соотношения между словом и жестом в актерской игре? Как далеко простирается творческая самостоятельность актеров? Имеет ли режиссер право вторгаться в драматургию создаваемого спектакля? Следует ли режиссуру считать самостоятельным и полноправным видом искусства? Высказывая суждения по всем этим вопросам, автор рассматривает драму и театр разных стран и эпох.

ББК 85. 4 Хализев В. Е. X 17 Драма как явление искусства. — М. : Искусство, 1978. -240 с. В книге рассматриваются актуальные и порой дискуссионные проблемы драмы и театра. Как сама жизнь стимулирует драматур- гическое и театральное творчество? Каковы основные типы драма- тического действия? Как исторически менялись соотношения между словом и жестом в актерской игре? Как далеко простирается твор- ческая самостоятельность актеров? Имеет ли режиссер право втор- гаться в драматургию создаваемого спектакля? Следует ли режис- суру считать самостоятельным и полноправным видом искусства? Высказывая суждения по всем этим вопросам, автор рассматривает драму и театр разных стран и эпох. ББК 85. 4 792 Валентин Евгеньевич Хализев ДРАМА КАК ЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВА Редактор Н. Б. Дайреджиева. Х у д о ж н и к В. Б. Переберин. Художе- ственный редактор JI. И. Орлова. Технический редактор Е. Н. С а- пожникова, Н. С. Еремина. Корректор И. Н. Белозерцева. И. Б. № 543. Сдано в набор 16. 09. 77. Подп. в печ. 14. 08. 78. А13414.

Читайте также: