Музыка и литература конспект урока начальная школа

Обновлено: 20.05.2024

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыки в 3 классе. Тема: Зима-волшебница (обобщающий урок)

Цели: развивать наблюдательность, навык правильного, осознанного чтения вслух, устную речь, её содержательность, последовательность, точность, выразительность; воспитывать внимание к языку художественного произведения, музыкальное восприятие; способствовать эстетическому развитию учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок литературного чтения и музыки, он будет длиться 60 минут. С вами будут работать два учителя (представляет свою коллегу -учителя музыки).

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

Учащиеся. Изучали стихи русских поэтов о зиме.

Учитель. Стихи каких поэтов мы изучали?

Учащиеся. Есенина, Пушкина, Некрасова, Сурикова и других.

Учитель. А с какой целью мы работали над стихотворением, для чего?

Учащиеся. Чтобы научится выразительно читать, находить образные средства, уметь правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.

Учитель. Будем же учиться любить поэзию, чтобы стать настоящими читателями. А как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Учащиеся. Будем читать и анализировать стихи о зиме.

Учитель. Работают три группы: поэты, композиторы и художники.

III. Погружение в тему урока.

Учащиеся. Холодная, снежная, пушистая, красивая.

Учитель. Наша зима действительно очень разная, то снег да мороз, а то оттепель с капелью, снежная да с солнцем. А каким бывает зимнее утро?

Учащиеся. Раннее, тихое, с метелью.

Учитель. А каким бывает зимний вечер?

Учащиеся. Длинный.

Учитель. Задумчивый, немного загадочный, будто сама природа ждет появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Давайте посмотрим иллюстрации, на которых изображена русская зима. С помощью каких красок художник передает зимнее настроение?

Учащиеся. Белые, серые, голубые и золотистые.

Учитель. Может быть, какие-то из этих картин напомнили вам строки стихотворений о зиме. Волшебница зима хотела бы немного послушать, какая из картин ярче всего запечатлелась в вашей памяти. Вот как зима появляется у А. С. Пушкина, давайте послушаем.

Учащиеся (читают строки).

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Учитель. Какая же в этом отрывке зима?

Учащиеся. Холодная, спокойная.

Учащиеся (читают строки).

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

Учитель. Прошла буря и наступило тихое утро. Послушаем.

Учащиеся (читают строки).

А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Учащиеся (читают строки).

Быстрых санок бег.

Лепят снежный дом,

Детство

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

Вот свернули санки,

И я набок - хлоп!

Под гору в сугроб.

Все лицо и руки

Залепил мне снег.

Мне в сугробе горе,

Мама, глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

Учитель. Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем С. Есенина.

Белая берёза

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

А в другом стихотворении С. А. Есенин рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль,

Убегает лентой вдаль.

Учащиеся (читают строки).

До земли. С испуга

А в окно снежинки

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.

Ветер шлет на что-то

Не услышал кто-то.

А снежинок стая

Все в окно стучится

По стеклу струится.

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Дует ветер нам в лицо.

Руки вверх. Наклоны рук вправо-влево.

Наклоны туловища вправо-влево.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

IV. Работа с поэтической лексикой.

Учитель. Мы прослушали строки из стихотворений русских поэтов. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое? Как они называются?

Учащиеся. Эпитет.

Учитель. На доске таблица. Найдите полное определение эпитета в толковом словаре.

Учащиеся работают со словарём.

Учащиеся приводят примеры.

Учитель. Какие другие образные средства используют авторы, для того чтобы мы ярче, нагляднее представляли себе предмет?

Учащиеся. Сравнение.

Учитель. Я предлагаю вам два отрывка из стихотворений, Найдите в них сравнения.

А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Учитель. Какие слова мы используем, когда находим сравнения в тексте?

Учащиеся. Точно, словно, как будто и т. д.

Учитель. А есть ли в стихотворении предметы, которые автор изображает как живые существа?

Учащиеся (читают стихотворение).

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Учитель. Что такое олицетворение? Найдите олицетворение в этом стихотворении.

Изображать зимнюю природу можно по-разному. Как это делают художники? Поэты? Композиторы?

Итог: художник с помощью палитры красок передают зимнее настроение. Поэт создаёт свой яркий узор, используя образные средства, композиторы пишут музыку, в которой выражают свои чувства, ощущения.

V. Слово учителя музыки.

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

Раз, два - выше голова.

Высоко поднять голову.

Три, четыре - руки шире.

Разведение рук в стороны.

Пять, шесть - тихо сесть.

VI. Работа с текстом произведения.

- Какие картины природы вы представили?

Учащиеся работают со словарём.

Положите перед собой карточку с текстом стихотворения. Прежде чем мы приступим к самостоятельному чтению стихотворения, нам необходимо вспомнить, как правильно читать стихи.

Учитель. Вы сейчас будете читать стихотворение и каждая группа получает своё задание.

1-я группа - работает со словом.

2-я группа - художники (какой цвет соответствует стихотворению).

3-я группа - композиторы (какой характер музыки).

Учащиеся работают под музыку П. И. Чайковского.

VII. Работа с музыкальным произведением.

VIII. Составление модели стихотворений.

Учитель. Как вы думаете, зима - это центральный или второстепенный образ в стихотворениях русских поэтов?


IX. Итог урока.

Учитель. Какой отзвук находят стихотворения в вашей душе; о чём напоминают? Что на вас произвело наибольшее впечатление на уроке? Что вы не знали, а сейчас знаете? Как передают зимнее настроение поэты, художники и композиторы?

Учитель. Мне понравилась работа следующих учащихся (выставление оценок).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интегрированный урок чтения, музыки

Образовательное

МАОУ Переваловская СОШ

Начальные классы, интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства.

Создать условия для ф ормирования учебно-познавательных и художественно – эстетических компетентностей учащихся посредством художественных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

Образовательные:

Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной, особенностями его языка.

Формировать читательские умения, нравственную сторону развития личности ребенка посредством произведений художников, писателей, композиторов. Развивающие:

Развивать умение работать над языком художественного произведения, навыки работы с учебной информацией, речь, творческие способности.

Развивать навыки учебного сотрудничества через работу в группах; навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию в обучении, бережное отношение к природе.

Воспитывать стремление передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Пробудить познавательную активность, формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе.

Метапредметные. Познавательные: работать над развитием читательских умений; расширять кругозор, формировать умение работать с разными источниками информации. Регулятивные: формировать умение формулировать учебную задачу, планировать пути её решения; оценивать и контролировать свои действия. Коммуникативные: развивать умение договариваться и сотрудничать, осуществлять совместный поиск решения.

Определять порядок учебных действий для работы над стихотворением, в ыбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, аргументировать своё мнение.

Выполнять творческие работы на основе впечатлений от прочитанного.

Методы обучения:

Словесные и наглядные, репродуктивные, проблемный, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Средства обучения:

Оборудование и материалы:

проектор, интерактивная доска, компьютер.

Межпредметные связи:

литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

1.Организационный момент. Психологический настрой. 7 минут

Кто улыбкой жизнь встречает,

Кто улыбкой урок начинает,

Тот, как солнце, все согревает,

Тот, улыбкой зло побеждает.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свою улыбку.

-Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут, Елена Владимировна. Сегодня урок проведу у вас я. Но урок у нас будет необычный. Потому что вместе со мной урок будет вести учитель музыки, Екатерина Алексеевна.

- Здравствуйте, ребята, а как вы думаете музыка и литература могут существовать вместе. А почему вы так думаете? Как они могут звучать вместе?

-Я вам предлагаю сегодня оказаться в творческой лаборатории. (Е.А)

- Ребята, странно, а что в лаборатории делают? (Е.В.)

- Правильно. Я сегодня вам предлагаю творческий опыт (Е.А)

- Вы нам поможете провести эксперимент?(Е.А.)

-А сейчас чудо. Ребята, раскройте свой ум, глаза и сердце для встречи с прекрасным.(Е.В.)

- Какие чувства у вас вызвала песня?(Е.В.)

Сегодня на этот урок нас пригласила романтичная, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа осень.(Е.В.)

2.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. 3 минуты

- Ребята в своей школе я услышала такой спор.

- Ребята, моё любимое время года осень. Послушайте какое стихотворение нам задали выучить.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Автор: 3. Федоровская

- Нет, я не люблю осень! Осенью грустно, льют дожди и нельзя гулять на улице. Мы сегодня на уроке музыке выучили очень грустную песню про осень.

- Да нет же, осень дарит нам яркие краски, сегодня на уроке рисования мы рассматривали как изображают осень художники, рисовали узоры из осенних листьев.

- Какое противоречие возникло у ребят?

-Какой у вас возникает вопрос?

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по - своему показал её в своих произведениях. Именно сегодня мы и будем говорить на уроке о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе.

3. Разминка . Работа над дикцией. 5 минут

-Ребята, а вы знаете, что такое ритмодекламация. Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, но у нас будет не простая ритмодекламация, а целый оркестр. Мы для вас приготовили музыкальные инструменты, каждый для себя выберет понравившийся. Выбирайте. На экране будут показаны слова и инструменты, которые должны играть во время произношения конкретной фразы. А вы четко, эмоционально проговаривая текст исполняете произведение. Но главное условие, что произношение текста и звучание инструментов должно быть четко в одном ритме. На пример……

4.Совместное открытие знание. 26 минут

Сегодня на уроке я хочу вам предложить соприкоснуться с творчеством замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева (слайд с портретом Ф.И. Тютчева)

Ф.И Тютчев жил в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение. И вот что получилось.

- Посмотрите, перед вами текст этого стихотворения. Как автор назвал это стихотворение?

-Безусловно, очень важно название произведения. Почему?

-А какое название у этого стихотворения? (ответы учеников).

- Послушайте, это стихотворение.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

-Давайте перечитаем первую строфу (один из учеников читает).

-Какое настроение создается после прочтения? Какие образные средства использует поэт?

-Обратите внимание, с использованием союза как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.

-И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День. как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение.

-Что же у них общего?

-День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее

-Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.

-День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер, и кончатся тишина, покой, -безмятежность.

5. Релакс-пауза ( учитель музыки) 3 минуты

-Кто хочет предположить, о каком месяце это произведение и почему? (ответы учеников).

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какая ещё может быть осень?

Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, грустным шелестом листвы и печалью увядающей природы.

Природа вздыхает, замирает и затихает. Даёт возможность насладиться прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.

-Переходим ко второй строфе (один ученик читает). Какие непонятные слова встретились в этой строфе?

Серп – ручное орудие, служащее для срезания колосьев при уборке хлебов.

Борозда – длинная канавка на поверхности почвы, проведенная плугом, служащая для посадки в нее растений.

Праздный – пустой,- ничем не занятый; чуждый забот и тревог, погруженный в покой.

Что вы представили, когда слушали эту строфу?

Прочтем к третьей строфе (один ученик читает).

-Обратите внимание, какие однокоренные слова используются во второй и третьей строфах? (пусто, пустеет). Для чего автор это делает? (пусто на земле, пусто в воздухе – картина пространства расширяется: пустое необъятное поле, пустое бескрайнее небо…)

Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок)

-Ребята, скажите, почему в конце стихотворения автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?

(Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.)

- Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности.

-Ваша задача, что бы стихи и музыка зазвучали вместе. Для подготовки к заданию вам дается 1-2 минутки?! Как вы думаете, какой характер обрело ваше стихотворение, благодаря музыке. Подходит ли эта музыка к этому стихотворению? А почему не подходит?

-Ребята, какой вывод мы можем сделать благодаря нашему опыту? Что не вся музыка может подходить к словам. И не все слова могут подходить к музыке.

6.Итог урока 2 мин

- Наш урок подходить к концу.

- Какой вопрос мы задали в начале урока?

- Что вы можете сказать об осени? Какая может быть осень?

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Составить портрет Осени словесно или изобразить с помощь кисти или карандаша.

Цель мастер класса - Показать взаимосвязь музыки и литературы.

1. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.

2. этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

3. эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

4. уважительное отношение к иному мнению, к культуре своего народа;

5. ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-метапредметные – коммуникативные УУД:

1. размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

2. понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

3. Развивать диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка.

4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

5. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

6. Размышлять об изученном музыкальном и литературном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

7. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

8. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

1. Формировать способность к планированию самоподготовки, определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-Предметные – познавательные УУД:

1. Понимать взаимодействие музыки с литературой на основе осознания специфики языка каждого из них.

2. Составить целостную картину всех видов искусств и определить место музыки и литературы в ней.

3. Выбор оснований и критериев для сравнения двух видов искусств - музыки и литературы (характер, образ, интонация, жизнь, общность жанров).

Искусства рождаются из единого источника и вырастают на единой почве.

Всё это – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора,

Интеграция искусств, их синтез (а вместе с тем и взаимовлияние органов чувств) – это соединение разных искусств в художественное целое, обладающее эмоциональным воздействием, которое организует духовную среду.

В современном музыкально-образовательном процессе интеграция искусств стала одним из

Уроки музыки я стараюсь строить так, чтобы ребенок находился в постоянном диалоге с композитором, писателем, художником. В результате этого ребята воспринимают музыкальные произведения единой, живой, объемной картиной реального мира.

Предлагаю вашему вниманию мастер класс интегрированного урока в 4 классе

тему которого вы мне сами сформулируете в конце мастер класса.

Цель сегодняшнего мастер класса : выявить общие черты связи музыки и литературы, через анализ музыкального и литературного произведения.

-Давайте рассмотрим связь музыки с литературой.

-Назовите мне самый простую и доступную форму вокальной музыки, в которой просматривается

связь музыки и литературы. Чтобы назвать точно эту форму. послушайте стихотворение Ивана Захаровича

Сурикова. (Кирилл Медников 7 класс- в записи)

-Итак о какой форме вокальной музыки в стихотворении идет речь? - (Песня)

-Среди народных песен мы с вами уже можем выделить их жанры? – (организуют труд, песня на ночь, на свадьбах, о красоте родного края или любви) - (Трудовые, свадебные, колыбельные, лирические)

Давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни.

Что станет с песней, если в ней не будет слов?

-Сможем мы её исполнить? (Да, на гласную "о" или "а")

- Постарайтесь его не просто прослушать, но и решить поставленные задачи:

-Определите жанр муз произведения?

-Придумайте название к произведению.

(по характеру музыки- настраивает эта мелодия на труд? Удобно солдату маршировать под эту песню или слушая её что хочется делать?- (Помечтать и расслабиться.)

-какой характер? - (Нежный, трепетный)

-отсюда жанр? - (Лирический)

-Какие изобразительные моменты несут в себе музыкальные трели и форшлаги? - (Пение птиц).

Слушание. Ответы на вопросы.

-Итак, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы?

-Какие бы крупные вокальные жанры в музыке прекратили вообще своё существование? - (Кантаты, оперы, мюзиклы, оперетты и. т. д.)

Стихотворение читает Кирилл Медников учащийся 7 класса нашей школы в записи)

- О чем нам рассказывает данное стихотворение? - (О тоске и любви жаворонка к своей подруге)

-отсюда стиль содержания текста?

-О каком образе рассказывает автор? - (лирический)

-А какой интонацией читал текст Никита? - (трепетный)

-А сейчас для вас исполнит романс

Жанр музыкального произведения - РОМАНС

Романс это -небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

-В чем различия восприятия этих двух произведений? (В первом нет текста, мы понимаем содержание только по интонации и характеру мелодии, а во втором заложена программа, есть название и текст)

-Так что же объединяет и мелодию и текст в этих произведениях? - (Образ, жанр, интонация, характер - ЛИРИЧЕСКИЕ)

-Как взаимодействует музыка и литературный текст в произведении? - (Взаимодополняют друг друга, оказывают еще большее воздействие на душу)

- Откуда и поэт, и композитор черпают вдохновение для создания своих произведений? -(из реальной жизни)

-Два вида искусства-музыки и литературы, взаимодополняют, друг друга и роднятся в этих произведениях.

-Исходя из содержания материала попробуйте сформулировать тему урока?

Предлагаемые названия темы сохраняют основную идею уже существующей темы, которая звучит так

-Проанализировав музыкальное и литературное произведение мы с вами выявили общие черты, связывающие музыку и литературу, это жанры произведений, их образы, характер, интонации и реальная жизнь.

Тем самым мы реализовали поставленную цель мастер класса. А также увидели объемную картину реального мира благодаря синтезу искусств музыки и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.

2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.

3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову, обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

4. Обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;

5. Создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Коммуникативные УУД : развивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Познавательные УУД: развивать умение включать действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Личностные УУД: развивать умения, которые позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями ,позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД: развивать умения производить действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Оборудование:

I Оргмомент.

Сегодня на уроке вы будете слушателями, художниками, исследователями.

II Введение в тему. Постановка целей.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты:

Только скажут – Сергей Есенин,

Всей России встают черты.

О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? Сергей Есенин.

III Рассказ об авторе.

Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный.

Недаром имя у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.

С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных…

В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.

С Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

IV Выставка книг.

Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина. Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рада, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.

V Подготовка к восприятию.

Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрациях? Зимние деревья. Назовите их.

Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Берёза.

Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.

(Все деревья убрать, оставить берёзу)

Ребята, кто помнит, что такое эпитет?

(Доска) Эпитет – слово греческого происхождения, обозначает образное определение.

Ребята, сейчас мы с вами тоже сплетём венок из эпитетов, подходящих к образу берёзки ( на партах карточки).

Звучит романс на стихи Есенина .

Дети по очереди зачитывают эпитеты на карточках и учитель приклеивает их на доску в виде венка вокруг иллюстрации берёзы (застенчивая, стройная, нежная, кудрявая, белая, красивая…) Несколько эпитетов дети называют самостоятельно, чтобы наполнить венок цветами. За каждый эпитет клеится цветок.

Посмотрите, какой венок мы сплели из эпитетов. Они вам пригодятся для составления синквейна

3.)Составление синквейна (работа в группах)

VI Физминутка.

VII Работа со стихотворением.

Первичное знакомство с текстом.

Закройте глаза, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы её увидели.

Чтение стихотворения учителем.

Какой же предстала перед вами берёзка?

В какое время года описано деревце?

Самостоятельная работа со стихотворением.

Давайте прочитаем стихотворение по строфе. Подчеркните непонятные слова и выражения.

Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?

Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.

Анализ произведения.

Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.

Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

Какой художественный прием использует автор? Сравнение.

Как говорит о кистях берёзы?

О чем ещё мы так говорим? Цветы.

Как называется такой прием? Сравнение.

Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

Какое время дня рисует поэт? Утро.

Почему вы так решили? Заря.

Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.

Прочитайте, как занимается заря зимой.

Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.

Докажите это строчками из стихотворения.

Где ещё используется этот прием?

Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

Возможно, что автор тоже описывает утро после нового года.

Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?

Работа над выразительностью.

Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения.

Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры: на доске.

| - пауза средней длины

_________ - слово, на которое падает логическое ударение

Коллективная работа.

Разобрать знаки, прочитать в соответствии с партитурой.

Самостоятельное выполнение партитуры.

Чтение вслух несколькими учащимися. Рекомендации для учащихся.

VIII Технология

Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Несколько репродукций

Посмотрите, какой она может быть разной.

Сегодня я предлагаю вам немного побыть творцами.

Учитель объясняет последовательность выполнения поделки.

Показ лучших работ.

IX Обобщение.

А теперь проверим, какие мы исследователи. Даны карточки, на которых указаны строчки из произведения не по порядку.

Укажите по порядку строчки произведения. Прочитайте выразительно.

X Итог.

С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?

Какова тема стихотворения, прочитанного нами.

Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?

Я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи.

XI Рефлексия.

Детям предлагается плакат с нарисованной берёзкой и три коробочки с нарисованными листочками трёх цветов. Кому на уроке понравилось быть слушателями – прикрепляют желтые листочки, художниками – зеленые, исследователями – оранжевые.

Посмотрите, какая у нас получилась берёза. Среди нас есть и внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи.

Читайте также: