Поможем птицам зимой конспект подготовительная группа

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 1223 0

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Творческая группа учителей - логопедов.

Конспект открытого занятия

детского сада №14 Шишляникова Л.Ф.

г. Новочеркасск 2015г.

Цель: Создание условия для составление рассказа по серии сюжетных картин (ССК), с использованием пиктограмм.

- упражнять в подборе вариантов придумывания названия рассказа по данным ССК;

- аудиозапись голосов птиц,их изображение;

- конверт от лесовичка- старичка и птиц : флешкарта, 2 файла:

а) 4 –ре сюжетные картины (демонстрацинные),

I часть. Интеллектуальная разминка

Организационный момент.

Сюрпризный момент.

Слайд 1- фото и голос воробья, синички. Вы поняли, что говорят птицы? А я понимаю язык птиц.

«Я – маленький воробей,

Негде греться и кормиться , ни козявки ,ни зерна.

Из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья.

РЯБИНА. 4 БЕЛЫЙ ХЛЕБ 7 ЗЕРНО 10 САЛО.

КОНФЕТЫ 5 СЕМЕЧКИ 8 САЛО СОЛЁНОЕ 11 МЯСО

3 РЖАНОЙ ХЛЕБ 6 ПШЕНО 9 СЕМЕНА ШИШЕК

(Проверим их работу.)

- «Молодцы! Наши друзья птицы голодными не останутся. Кормление птиц не только важное, но и очень ответственное дело. Ведь некоторые продукты птицам могут навредить, потому что они очень калорийные для них или соленые. Какие же - нельзя? ( ржаной хлеб, соленое сало, жаренные семечки,конфеты )

« Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмическое сжимание и разжимание кулачков.

Прилетело? Мы расскажем: (машут перекрестными ладонями,

Две синицы, воробей. (на каждое название птицы, дети Шесть щеглов и голубей. загибают по одному пальчику на обеих руках Дятел в пестрых перышках начиная с больших

как бы насыпают корм в кормушки)

II часть. Основная часть.

–«Ой, посмотрите в нашем конверте что-то еще осталось? ( 2 файла : в одном 4 сюжетные картины, во втором – графический план- рисунки- помощники от старичка- лесовичка и птиц - ( пиктограммы ).

2. Коллективное составление предложений

(по подсказке - одному слову логопеда).

- А чтобы составить интересный рассказ поиграем в игру:

Картина 1.« Наступила…..Однажды.…….Дети……… Воробышек…

Картина 2 « Девочка….Мальчик……Ребята……Воробышек……

Картина 3. «Дети…Воробышек….Он…. Ребята…

Картина 4 « Дети….. Мальчик…. Девочка… Ребята……..

Картина 1: Однажды морозным (холодным, зимним) днем…. Дети увидели (заметили, обнаружили, нашли….) Воробышек замерз (обледенел, окоченел, был холодный как лед).

Картина 2: Девочка согрела (отогрела своим теплом, обогрела)… Дети воробышка взяли (подобрали, забрали, понесли домой)…. Дети быстро шли (спешили, шагали, торопились)…

Картина 3: Воробей клевал (ел, подкреплял силы)…. Воробышек отогрелся (согрелся, остался в живых)….

Картина 4: Мальчик кормушку сделал (смастерил, сконструировал, построил)…. Дети птиц кормили (подкармливали, давали корм, угощали)…

- «Молодцы! Мы с вами вместе составили прекрасные предложения , но теперь их надо объединить в целый рассказ о жизни зимующих птиц (о воробышке, который выжил , благодаря детям).

-«А, помогут нам в этом вот эти рисунки- помощники от старичка - лесовичка и птиц из леса , которые были тоже в конверте.

Рассматривание рисунков и их объяснение!

1-й рисунок : снежинки- это что?( снег), дети -это мальчик и девочка, воробышек- весь этот рисунок что обозначает ? : (дети увидели птицу на снегу).

2-й рисунок: мальчик ,девочка, рукавица, дом - весь этот рисунок обозначает что? ( дети несут воробышка в рукавице домой),

3-й рисунок: дети, дом , воробышек, зерно- весь этот рисунок обозначает что? (дети кормят птицу),

4-й рисунок: дети, кормушка: что этот рисунок обозначает? (дети вешают кормушку и кормят воробья в парке).

- «Вы хорошо умеете составлять план рассказа с помощью рисунков.

5. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа.

-«А, вот и конец рассказа. Как в рассказе дети отнеслись к воробышку?

Как люди должны относиться к птицам и зверям, природе? (ответы ).

III часть. Подведение итогов занятия.

- «Наша встреча подходит к концу.

- Вот мы и сочинили интересные рассказы. Теперь благодаря интернету их прочитают все, и я надеюсь откликнутся на наш призыв - помочь зимующим птицам!

-Ребята, удалось ли нам выполнить просьбу старичка - лесовичка и зимующих птиц? (ответы)

Да, теперь они будут спокойны! Мы – люди их не подведем!

-«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корм,

Горсть зерна нужна,

И не страшна будет им зима

Об этом мы должны помнить всегда!

Да, теперь они будут спокойны! Мы – люди их не подведем!

Собираясь на прогулку не забудьте взять разный корм, который любят наши пернатые друзья и насыпать его в наши кормушки на участке.

Социально - коммуникативное развитие: Дидактические игры: "От какого дерева плод?", "Перелетные и зимующие птицы", "Кто как голос подает?", "Кого чем угостим?", формирование основ правильного поведения в природе.

Познавательное развитие: беседа "Птицы зимой".

Речевое развитие: образование сложных слов, развитие связной речи: полные ответы на вопросы, составление распространенных предложений.

Художественно-эстетическое развитие: прослушивание аудиозаписей "Голоса птиц", "Звуки леса"; чтение стихотворений О. Высотской, А. Яшина, отгадывание загадок.

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, развитие познавательной и речевой активности.

• Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;

• Закрепить знания о признаках зимы;

• Продолжать знакомить детей с палочками Кюизенера;

• Учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

• Развивать художественное восприятие;

• Развивать внимание, память, мышление.

• Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Материалы и оборудование:

Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.

Разучивание слов физкультминутки.

Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты) .

Ход организованной образовательной деятельности

- Дети, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся!

- Сегодня на улице морозно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо.

Придумано кем – то

При встрече здороваться!

Солнцу и птицам!

Дети садятся за столы

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (ЗИМА) А что же происходит в природе? Давайте вспомним признаки зимы.

- На улице снег, часто гололед, морозы.

- Молодцы, вы все правильно сказали.

В это время влетает курица, кудахчет:

-Ходила сегодня по двору: кругом снег, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

- Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

- Ой, здравствуйте, ребята!

- Ребята, а Курица ведь не знает, почему не все птицы улетели. Давайте поможем ей разобраться, почему одни птицы улетели, а другие остались.

- Одни птицы, когда становится холодно и голодно, улетают на юг, они называются перелетными. А другие птицы остаются, они селятся ближе к людям, чтоб их подкармливали, такие птицы называются зимующие.

- Видишь, Пеструшка, какие умные у меня детки!

- Давайте, ребята, покажем курочке, какие птицы остаются с нами зимой, но для этого нужно отгадать загадки.

Загадки: (одновременный показ картинки, прикрепляем картинку на дерево)

1. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей).

2. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).

3. «Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт. (голубь)

4. Целый день без перерыва –

- кричит сварливо. (ворона)

5. Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Кле- кле -кле - поёт со свистом? (Клест)

И зимой найдёт приют :

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

- Молодцы, ребята, а как называются эти птицы?

- Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой?

- Человек. Взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

- Давайте и мы поможем птицам и сделаем им кормушки из наших волшебных палочек. Вам они уже знакомы. Это цветные палочки, каждая из которых соответствует определенному числу. Давайте вспомним каждую из них (воспитатель называет цвет, а дети – соответствующее число).

- Мы сейчас будем с вами настоящими плотниками – строить кормушку. Но она должна быть крепкой, чтобы не сломалась даже в самые суровые холода! А для этого мы должны построить ее правильно: с расчетами настоящего конструктора – математика.

Дети сидят за столами, перед ними – палочки Кюизенера.

- Ребята, а перед тем, как нам заняться строительством, давайте разомнем ручки.

Раздается где-то стук,

строят домик для галчат.

Вот с такою крышей,

вот с такими стенами,

вот с таким окном.

- Ну что же, пора приступать за важное дело!

Возьмите 4 палочки с числом 10 и составьте их так, чтобы получился квадрат.

- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)

- Что мы построили у кормушки этим квадратом? (Мы построили стены)

- Что строим дальше? (Теперь строим крышу)

- Постройте крышу из трёх палочек с числом 9.

- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)

- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому-то есть 3 угла)

- Но у нашей кормушки чего – то не хватает? (окошко - вход)

- Возьмите 2 палочки с числом 4 и 2 палочки с числом 5 и сделайте вход в кормушку для птичек.

- Какой формы получился вход (прямоугольный)

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы построили домики для птиц.

- Какого цвета получились стены? (оранжевые)

- Какого цвета крыша? (синяя)

- Молодцы! Вы внимательно слушали меня и поэтому замечательные кормушки у нас получились! Птичкам будет очень приятно прилетать на эти кормушки!

- Наша гостья знает волшебное заклинание… Ребята, а хотите на несколько секунд превратиться птичек?

Дети выходят, выстраиваются в круг.

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,Тирли, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

- Пеструшка, преврати нас снова в детей, пожалуйста!

- Ребята, посмотрите, что-то наша курочка загрустила. Что случилось?

- Мне грустно, от того, что моим друзьям – птицам голодно.

- Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой, потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками.

- Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?

-Почему вы так думаете?

- Земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло.

-За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.

-Ребята, как вы думаете, чем мы можете помочь зимующим птицам?

- Чем можно подкармливать птиц? (крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сала)

- Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицы любят семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала.

-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле (нет, только класть в кормушки)

- Сейчас мы им поможем : накормим их! Предлагаю, дети, приготовить для птиц угощение!

Многие птички любят лакомиться ягодами рябины. Но наше дерево совсем пустое, на нем нет ни единой ягодки. Перед вами - ветки рябины, только не хватает ягод.

На столах – пластилин красного, оранжевого и черного цветов, доски, стеки, влажные салфетки.

- Ребята, садимся ровно, спинки прямые.

- Мы с вами нарисуем ягоды, но не обычным способом, а совершенно особенным, который называется пластилинография.

Дети лепят ягоды (звучит пение птиц).

После работы дети сами крепят гроздья рябины к дереву на доске

- Какие замечательные ягоды у нас получились! Уверена, что они понравятся птицам и они с удовольствием полакомятся ими!

- Пеструшка, а тебе понравилось наше угощение?

- Очень, понравились, но мне пора бежать. Я – то птица домашняя. Спасибо, вам, ребята, что позаботились о птицах : сделали им кормушки и накормили сочными ягодами. (уходит).

- Дети, что вам больше всего понравилось на занятии?

А как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

Как люди могут помочь птицам в тяжелые времена? (Делать кормушки, не забывать класть туда корм.)

- За то, что вы были заботливыми и внимательными вам вручаются медали за добрые дела.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возрастная группа: подготовительная группа.

Образовательная область:

Цель: Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них

Образовательная:

1. Приучать детей подкармливать птиц.

2. Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах, познакомить с различными способами изготовления кормушек из подручного материала (коробки из-под сока, молока, пластиковые бутылки)

Развивающая:

Развитие мышления, внимания, воображения.

Воспитательная:

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к птицам.

Вызывать стремление беречь их, помогать нашим маленьким друзьям.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение книг и рассказов; загадывание загадок; наблюдения; беседы; рисование птиц, аппликация, лепка.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)

Правильно, это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные.)

А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом и др.)

А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы.)

А вот необычное дерево, на котором поселилась целая стайка, и птички в этой стайке разные. Они собрались стайкой ещё осенью. Так вместе им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм и на её голос спешат другие. Обыщет стайка всё дерево и снег под ним, и соберёт всё, что можно: попрятавшихся насекомых, семена и плоды.

А сейчас угадайте, какие птицы сидят на дереве?

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

Воспитатель: Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? Это пищуха – длинноносая птица. Её назвали так потому, что она всё время попискивает. Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Свиристель – очень красивая птица с большим хохолком на голове. На крыльях и на хвосте заметна жёлтая кайма. Свиристелей можно узнать по голосу. Они издают журчащие трели: свири-ри-ри-ри. Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели. Свиристели очень прожорливы. Весь зимний день птицы проводят либо отыскивая пищу, либо поедая её. А про какую птицу мы забыли? (Синица.)

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем),

Завертелась, как волчок (повороты вправо-влево).

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (дети показывают движение),

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень (прыжки).

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

Ответы детей.

Воспитатель: Мы сегодня тоже будем мастерить кормушки. А делать это мы будем вот как.

Вырежем две тонкие полосочки. Из белой бумаги будем вырезать снег. Когда все детали будут готовы, начнем приклеивать их на голубой картон. Приклеивать будем в такой последовательности. (Показ воспитателя). Теперь на наши кормушки надо посадить птичек, которых мы делали на предыдущем занятии. Вот, что у меня получилось.

Перед тем как вы приступите к работе, давайте вспомним, как пользоваться ножницами.

(Воспитатель напоминает детям технику безопасности при работе с ножницами.)

А теперь вы можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей. Звучит спокойная музыка, дети выполняют аппликацию.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии?

Воспитатель: А что было сложного на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах

Просмотр видео фильма.

Домашнее задание изготовить с родителями кормушки.

Экологическая акция “Поможем нашим маленьким друзьям”.

На прогулке после данного занятия, и на последующих, дети продолжают наблюдать за зимующими птицами, прилетающими к кормушкам.

Воспитатель: Птицы, как и все, тоже подготовились к зиме, у них вырастает подпушек под пёрышками, поэтому холод им не страшен, но они могут погибнуть от голода. Вспомните, чем питаются птицы. (Ответы детей.)

Воспитатель: Зимой корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть. Как мы можем им помочь? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вот кормушка.

(Воспитатель вешает кормушку.)

Сейчас мы туда насыплем корм и посмотрим, кто прилетит в птичью столовую. Но есть правила, которые надо соблюдать, чтобы правильно велась подкормка. Вспомните их.

  1. Укрепляя кормушку, не обламывать ветки.
  2. Не прибивать кормушку к стволу дерева.
  3. Сметать снег с кормушки.
  4. Корма класть немного, только подкормить птиц.
  5. Во время подкормки не сорить.
  6. Кормить птиц регулярно.
  7. После того, как насыпали корм, уходить подальше, чтобы не пугать птиц.

Воспитатель: Если мы с вами будем соблюдать эти правила, то птицы сами будут прилетать к нашим кормушкам каждый день.

Зимой птицы неприхотливы в еде, едят то, что смогли найти. Но сегодня мы с вами можем их побаловать.

  1. Если насыпать хлебных крошек, первыми прилетят маленькие, бойкие, неунывающие птички.

(Воспитатель крепит фигурку воробья к кормушке .)

- Живут они и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

-Почему же воробьи так любят соседство с людьми?

Да потому, что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где можно свить весной гнездо.

В народе воробьёв нередко называют воришками. Есть такая загадка:

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Зимой воробьи прячутся в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

2. А вот несолёным салом любит лакомиться птичка-невеличка, а зовут её … синичка.

(Воспитатель крепит фигурку синицы на кормушку. )

Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Летом в лесу много корма. Предусмотрительные синицы прячут про запас в щёлки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдет припасённого летом жучка и склюёт его.

Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всего племени. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.

Синицы – полезные птицы. За сутки они съедают столько корма, сколько весят сами. Зимой, особенно во время снегопада, гололёда, синицам трудно бывает найти корм. Поэтому им необходимо оказывать помощь – подкармливать семечками, вывешивать на ветки кусочки несоленого сала.

3. Если подвесить кисточку рябины, прилетят птицы, у которых грудки такого же цвета как и эти ягоды. Кто это? Снегири.

(Воспитатель крепит фигурку снегиря под кормушку к ягодам рябины .)

А вы знаете, что красная грудка только у самцов, а у самок грудка тёмно-серая. Снегири прилетают к нам зимой, а всё остальное время они живут в густых дремучих северных лесах.

Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Зимой снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса.

(Воспитатель крепит фигурку свиристели под кормушку к ягодам рябины .)

Этих красивых птиц называют северными попугаями за их нарядное оперение, розовато-коричневого цвета. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски.

Свиристели любят спелые ягоды рябины.

В осенних лесах между темных елей и тонких берёзок то здесь, то там стоят рябинки, украшенные гроздьями огненно-красных ягод. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают весёлое пиршество. Насытились. Отдохнули немного и как бы ради забавы принимаются снова щипать и бросать рябину наземь. Позже снег бесследно заметает ягоды.

- Почему же свиристели бросают ягоды рябины на снег?

Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.

(Похлопывание руками по бокам.)

(Махи руками вверх – вниз.)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучат кулачками перед собой один о другой.)

У меня с ладошки!

(Дуют на раскрытые ладони.)

Нет, с ладошки не клюют

(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)

И погладить не дают.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо.)

Как бы нам поладить,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Чтоб дались погладить?

(Хлопки в ладоши.)

5. А теперь насыплем пшено, рис, семечки и прилетят…

(Воспитатель выставляет изображения сороки, вороны, голуби.)

Сорока. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха, воровка.

- Почему их так называют? (Ответы детей.)

Белобока , потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья – чёрные. Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела.

Зимой длиннохвостые трещотки перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.

6. Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица! Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны – птицы всеядные. Весной вороны улетают из города в рощи и леса.

Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.

Многие вороны охотно развлекаются: словно малые дети, катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов. Большая стая птиц облюбовала территорию Кремля и попортила покрытие куполов. Люди придумывали разные способы, стараясь прогнать нахальных птиц. Даже завели хищных соколов и ястребов. Но вороны их не испугались. Сбившись в большую стаю, они бросались на сокола и прогоняли его прочь. Тогда кто-то придумал записать на магнитофонную плёнку тревожный вороний крик, предупреждающий птиц об опасности. Это средство подействовало безотказно. Едва вороны заслышали сигнал опасности – тотчас разлетелись!

7. Голубей можно увидеть почти в каждом городе, посёлке и селе. Они предпочитают жить большими стаями. Если стая обитает возле крупного здания или на просторной площадке, заблудившийся голубь легко найдёт её. К стае часто присоединяются новые голуби. Вот почему в некоторых местах так много этих птиц.

А знаете ли вы, что голубята питаются молоком, которым их кормят отец и мать. Молоко вырабатывается в зобу взрослого голубя. Птенец засовывает голову глубоко в горло родителя, чтобы добраться до молока.

8. Но есть птицы, которые не торопятся к кормушке, потому что находят корм на соснах елях. Что там можно найти? (Шишки.)

-Тихо в лесу зимой и только слышна громкая барабанная дробь – её выбивает крепким клювом большой пёстрый … дятел.

(Воспитатель выставляет фигурку дятла на ель. )

- Для чего дятлу такой крепкий клюв? (Ответы детей.)

У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре.

Клюв помогает дятлу смастерить жилище. Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.

Зимой красавцы-дятлы из наших краёв не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет её в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семена. Место, где пировал дятел, легко обнаружить по множеству усеивающих снег под деревьями золотистых чешуек и стерженьков объеденных шишек.

9. А ещё я хочу вам рассказать про удивительную птицу. Вот она.

(Воспитатель выставляет фигурку клеста на ель.)

-Это клёст.

Удивляет в клестах и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утеплённое ковром из пуха, пёрышек и волосков.

Почему же клесты выводят птенцов не весной, как другие птицы, а зимней порой?

-Да потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек!

-Ребята, посмотрите, как много птиц нуждается в нашей помощи!

Птицы – наши друзья! А друзей надо беречь! Помогите птицам пережить зимнюю пору, устраивайте для них кормушки, подкармливайте их. Помните, что голодная птица может погибнуть и от лёгкого мороза, а сытой и стужа не страшна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для уточнения и расширения знаний детей о зимующих птицах: их внешних признаках, образе жизни, о приспособлении птиц к жизни в зимнее время.

Развивающие: Продолжать развивать логическое мышление, познавательную активность, зрительное и слуховое внимание, память.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание им помогать. Формировать чувство коллективизма и взаимопомощи при решении поставленной задачи в игровых заданиях.

Форма организации: фронтальная

Дети заходят в группу (тихо звучит плавная мелодия), встают в полукруг лицом к гостям.

Приветствие гостей.

Воспитатель: Мы рады видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть этот день принесет вам радость и много новых положительных впечатлений. Подарите улыбку друзьям, а теперь и гостям!

Воспитатель: Ребята, Соня приготовила для нас загадку. Послушайте её внимательно.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать

Нас зимою подкормите

Дети, кто мы? Назовите…(птицы)

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим с вами о птицах. Мы знаем 2 группы птиц. Назовите их, пожалуйста (перелетные и зимующие).

Воспитатель: Каких птиц называют перелетными? Каких птиц называют зимующими?

(Перелетные птицы – это такие птицы, которые осенью улетают в тёплые края. А зимующие птицы – это птицы, которые остаются с нами зимовать)

Воспитатель: Что вы знаете о зимующих птицах? (Они не боятся морозов и могут сами найти себе корм, а некоторые даже делают запасы на зиму)

Воспитатель: Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети садятся на стульчики в полукруг

Воспитатель: Что страшней для птиц: холод или голод?

Дети: Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Птицам зимой трудно отыскать себе пищу (насекомых нет, под снегом корма не найти). Голодная птица сильно страдает от холода.

Воспитатель: А почему зимой птицы подлетают близко к нашим жилищам?

Воспитатель: Правильно. Птицы просят помощи у человека.

А как люди помогают птицам? Как мы с вами помогаем птицам?

Дети: Люди делают и развешивают кормушки, подкармливают птиц.

СЛАЙД 2 (звонок скайпа)

СЛАЙД 3 (замок гингемы)

Гингема: Что, не ожидали? Я – злая и коварная волшебница Гингема. Заколдовала всех ваших птиц, заточила их в огромную клетку которую спрятала в своём волшебном замке. Нет у вас больше пернатых в Севастополе. Пели песни свои, спать мешали, разбудили. Теперь вы никогда не увидите их в своём городе. Воспитатель: Вот беда-то какая! Не могут птицы жить в клетке! Им свобода нужна. Ребята, что изменится, если птицы навсегда исчезнут из нашего города?

Дети: Разведется много грызунов и вредных насекомых, начнут гибнуть деревья и другие растения. Вредители уничтожат весь урожай в садах и огородах. И мы больше никогда не услышим их чудесных песен.


Гингема: Можете выбрасывать свои кормушки. Не будет больше птиц в вашем городе! Хотя попытаться помочь им вы конечно можете. Разозлили меня ваши птицы, но если вам, детишки, удастся меня удивить …. А для этого потребуется выполнить все мои задания! Что будет очень трудно! Тогда выпущу я ваших друзей на волю. Ха-ха-ха

Воспитатель: Мы поможем птицам? Давайте покажем злой волшебнице, что мы самая дружная и смелая группа. Мы – единое целое, поэтому нам никакие трудности не страшны.

Дети берутся за руки и делают круг.

Дети: Орешек знаний тверд,

Но всё же, мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Упорство и стремление помогать!

Воспитатель: Итак, Гингема, мы готовы! Какие сложные задания ты нам приготовила?

Гингема: Слушайте моё первое задание. Всего за 1 минуту вам надо успеть ответить на все вопросы, которые я для вас приготовила. Свиток с вопросами вы найдете в левом ящике 5 парты ряда у окна.

Найдете и ответите на все мои вопросы – выпущу одну птицу.

Итак, слушайте внимательно: 1ряд от окна, 5 парта, левый ящик.

СЛАЙД 4 (Пустая кормушка)

Вопросы:

Сколько месяцев в году?

Сколько дней в неделе?

Какой сегодня день недели? Если сегодня….. ,то завтра будет…., а вчера был….

Назовите числа, которые больше 5, но меньше 8

Круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник…это…

Фигура, у которой 4 стороны, 4 угла, противолежащие стороны равны

Фигура, у которой нет углов и это не круг

Фигура, у которой 3 стороны и 3 угла

Фигура, у которой 4 стороны, 4 угла и все стороны равны

Скажи наоборот: высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, тяжёлый – легкий….

СЛАЙД 4: (Птица прилетает к кормушке)

Воспитатель: Ребята, Гингема сдержала свое слово и освободила одну птицу. Вы узнали ее?

Дети садятся за столы

СЛАЙД 5 (замок Гингемы)

Гингема: Второе задание: составь и реши задачу. Внимание на экран!

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, структурные части задачи.

СЛАЙД 6 (структурные части задачи)

Воспитатель: Гингема, мы готовы.

СЛАЙД 7 (задача)

Дети составляют задачу, выкладывают решение на столах.

СЛАЙД 8 (решение задачи)

СЛАЙД 9 (ответ задачи)

СЛАЙД 10 (птица прилетает к кормушке)

СЛАЙД 11 (замок Гингемы)

Гингема: Следующее задание будет сложней предыдущего. Второй свиток вы найдете здесь:

СЛАЙД 12 (Карта-схема группы)

Какую птицу называют санитаром леса? Почему?

Какая птица выводит птенцов зимой?

Какая будет погода. Если воробьи нахохлились?

Птица, которая днем спит, а ночью летает?

Какую птицу принято считать символом мира?

Скажите , пожалуйста, чем птицы похожи?

(У всех птиц есть голова, клюв, глаза, крылья, хвост, лапы, тело покрыто перьями)

А чем они отличаются друг от друга?

(Птицы разные по размеру, оперению, по разному подают голос.)

Для чего птицам клюв?

(Клювом птицы щиплют, хватают, чистят пёрышки, долбят, нападают)

Зачем птицам перья?

(Перья спасают птицу от холода и жары, маскируют от врагов.)

Зачем птицам крылья?

(Птицам нужны крылья чтобы летать, ловить в воздухе добычу, спасаться от врагов.)

Зачем птицам нужен хвост?

(Птицы используют хвост, как руль (изменять направление полета, служит тормозом при посадке. У сидящей на ветке птицы хвост служит для равновесия.)

Для чего птицам лапки?

(Лапки нужны птицам для того, чтобы ходить, хватать, грести, защищаться и нападать, держатся за ветку, когда сидят.)

СЛАЙД 13 (Птица прилетает к кормушке)

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

СЛАЙД 14 (замок Гингемы)

Гингема: Эх, ребятки, вы меня неприятно удивили. Все мои задания выполнили! Но теперь готовьтесь: с этим вы точно не справитесь. Жарко мне как-то стало, решила я освежиться. Дай, думаю, наколдую ветерок. Перестаралась. Ураган поднялся, унес все ваши кормушки. Так вот ваша задача повесить все кормушки обратно, да чтобы лучше, чтобы красивее были. Ха-ха-ха

Воспитатель: На верхней ветке нарисуйте кормушку – квадратной формы, стороны которой равны 4 клеточкам.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о квадрате?

Воспитатель: Для больших птиц (сорока, ворона) – прямоугольную кормушку со сторонами 4 и 8 клеток.

СЛАЙД 15 (Птица прилетает к кормушке)

СЛАЙД 16 (замок Гингемы)

СЛАЙД 17 (Птица прилетает к кормушке)

СЛАЙД 18 (замок Гингемы)

Гингема: Ну что же, осталось у меня для вас последнее задание. Если сможете узнать, к какой кормушке прилетит каждая птица – отпущу всех оставшихся в заточении на волю.

Воспитатель: Назар прочитает нам очень красивое и поучительное стихотворение.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

СЛАЙД 18 (замок Гингемы)

Гингема: Ой, даже меня старушку растрогать сумел… Буду прощаться, а то я с вами совсем доброй стану. Ждите от меня посылку! А птиц ваших я отпустила!

СЛАЙД 19 (Завершение звонка скайп)

СЛАЙД 20 (Птицы прилетают к кормушке)

Воспитатель: Ребята, вы вместе со своими родителями очень постарались и сделали замечательные кормушки. Мне очень хочется, чтобы их увидели наши гости.

Воспитатель: А любой корм можно положить в кормушку?

(Нельзя класть жареное, солёное, испорченный корм)

Воспитатель: Какие правила кормления птиц надо помнить?

- Кормить нужно в одном и том же месте.

- Кормить нужно в одно и то же время.

- Кормить регулярно, ежедневно.

- Не оставлять мусор около кормушки.

- Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, нам принесли посылку от Гингемы. Сухие личинки жуков и червей, сало, пшено, хлебные крошки, семена подсолнечника, еловые и сосновые шишки, ягоды рябины, макароны и грецкие орехи. Что это?

Дети: Это любимые лакомства птиц.

Воспитатель: Я угощу дятла сухими личинками жуков и червей.

-Я угощу синицу кусочком сала.

- Я угощу снегиря ягодами рябины.

- Я угощу воробья хлебными крошками и пшеном.

- Я угощу клеста еловыми шишками .

- Я угощу синицу семенами подсолнечника.

- Я угощу голубя просом и корочкой хлеба.

- Я угощу ворону макаронами и грецким орехом.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями Гингемы и спасли зимующих птиц. Вам даже удалось сделать добрей Гингему. Какое задание было самым сложным? Что больше всего запомнилось? Какое задание понравилось выполнять?

Вручение медалей за спасение зимующих птиц.

Воспитатель: Предлагаю пойти сейчас на прогулку, развесить кормушки и разложить в них этот корм для птиц.

Читайте также: