Речь конспект по биологии

Обновлено: 05.07.2024

Сигнальная система — это совокупность нервных процессов, возникающих в головном мозге животных и человека и обеспечивающих связь организма с внешней средой.

Первая сигнальная система есть у человека и у животных. Её действие проявляется в рефлексах, возникающих на сигналы, которые воспринимаются органами чувств (запах, звук, температура, прикосновение и т. д.).

Вторая сигнальная система имеется только у человека и появилась она с возникновением речи. Сигналом для реакции организма в этом случае служат слова, с помощью которых люди описывают всё, что узнают об окружающем мире через органы чувств.

Особенность речи человека — использование обобщения для описания предметов и явлений, а также для того, чтобы передать свои ощущения и переживания. В основе мышления тоже лежит речь, она является аппаратом абстрактного мышления.

Важное значение устной и письменной речи заключается в возможности передавать информацию другим людям, сохранять знания для будущих поколений. Через речь опыт одного человека становится доступным многим, и это делает возможным накопление и постоянное развитие научных знаний.

Человек от рождения обладает способностью к усвоению речи. Дети учатся разговаривать с \(5\)–\(7\) месяца первого года жизни до \(5\)–\(6\) лет. Они усваивает тот язык, на котором говорят в их окружении. Если ребёнок оказывается вне человеческого общества и без общения с людьми, то он не может усвоить речь, а его умственное и психическое развитие затормаживается.

Речь человека обусловлена работой разных структур головного мозга. Центры устной речи расположены в лобной доли левого полушария, а письменной — в височных и теменных долях. За интонацию речи отвечают центры коры правого полушария. Оба полушария работают согласованно, так как их симметричные участки соединены нервными волокнами.

Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возникают, если успешно удовлетворяется какая-нибудь потребность. Если же нет возможности достичь желаемого, то возникают отрицательные эмоции (разочарование, обида, страх).

Человек выражает эмоции не только словами, но также с помощью мимики и жестов, которые усиливают значение слов и помогают более точно передать свои мысли и чувства собеседнику.

1442414906_emotionsareenergy.jpg

Разные эмоций оказывают влияние на физиологическое состояние организма. Некоторые эмоции (ликование, радость, гнев) способствуют активизации кровообращения и дыхания, повышению мышечного тонуса, так как сопровождаются выделением гормона адреналина. Другие эмоции (страх, печаль) вызывают противоположные изменения.

Сходные эмоции вызывают у разных людей одинаковые реакции. Значение физиологических изменений, вызванных эмоциями, в том, что организм активизирует свои возможности для быстрого реагирования в сложной ситуации.

Проявление эмоций обусловлено деятельностью отделов промежуточного мозга и коры больших полушарий. В формировании эмоций участвуют височные и лобные доли коры.

И. П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения.

  • Сила нервной системы проявляется в её работоспособности, т. е. устойчивости к длительному воздействию раздражителя.
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.
  • Подвижность нервной системы — это быстрота и лёгкость сменяемости процессов возбуждения и торможения.

С учётом этих характеристик выделяют следующие типы ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.


Типы ВНД.jpg

  • Холерику характерен сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над торможением. Это активный, эмоциональный, энергичный человек.
  • У сангвиника нервная система сильного, уравновешенного, подвижного типа. Человек с таким темпераментом спокойный, доверчивый, работоспособный и внимательный.
  • Флегматик обладает сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Обычно флегматики спокойны, медлительны, малоактивны. У них высокая работоспособность, но затруднено формирование новых навыков и привычек.
  • Меланхолику характерен слабый тип нервной системы. Это малообщительный человек, неуверенный в своих силах. Он плохо приспосабливается к условиям среды, но способен к нестандартным творческим решениям.

Темперамент.jpg

У людей редко бывает выражен один темперамент. Чаще сочетаются черты разных темпераментов, но один преобладает.

Конспект
Cознание — высшая форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности, свойственная только людям и связаная с речью. Это функция мозга, заключающаяся в получении и использовании знаний, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Таким образом, сознание — это оперирование знанием, которое с помощью второй сигнальной системы (т. е. речи) может быть передано другим людям. Формирование сознания связано с общением. Знания соотносятся с накопленным опытом и способностью человека строить гипотезы, прогнозировать результаты будущей деятельности.
Этапы формирования сознания

Первый этап — бодрствующее сознание (до 1 года). На этом этапе ребёнок может оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери или засыпать при покачивании.

Третий этап — индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет).На этом этапе появляются первые представления о пространстве и времени и выделение себя из окружающей среды.

Четвёртый этап — коллективное сознание (от 9 до 16 лет). В этот период появляются представления о взаимоотношениях в коллективе, о связи переживаемых в прошлом событий с настоящим. Обучение в старших классах школы сопровождается участием в общественных мероприятиях и появлением социального (общественного) сознания.

Пятый этап — рефлексивное, высшее, социальное сознание (от 16 до 22 лет). На этом этапе приобретённые знания соотносятся с реальными событиями и возникает рефлексия — размышление о собственных мыслях и переживаниях.
Мышление – процесс познавательной деятельности, во время которой головной мозг человека выполняет сложные умственные операции, используя при этом понятия, суждения, умозаключения, принятия решений и прочее.
Мышление человека имеет общественно-историческую природу.
Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез, сравнение и обобщение, абстракцию и конкретизацию с последующим переходом к образованию понятий.
Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью.
Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.
Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Это связано с тем, что человек способен формировать отвлечённый от обстоятельств образ.
Главное отличие человека от животных – это сознание, владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни.
Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию. Мышление неразрывно связано с речью. В его основе лежит обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с другими людьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимание –это не только раскрытие существенного в предметах и явлениях, но и постижение смысла и значения чего-либо. При этом, чем больше связей человек обнаруживает между прежним и новым опытом, тем сильнее ощущение, что это новое ему понятно.

Проблемная ситуация является побудителем, как бы запуском мышления. Анализ проблемной ситуации порождает вопросы, на которые необходимо ответить. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что он должен достигнуть.

Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое.

Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.

Они различаются по своему функциональному назначению, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

Генетическая психология выделяет три вида мышления:

  • Наглядно-действенное мышление это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности , осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.

Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

  • Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций. В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность. Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.

В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность.

Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.

Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.

Основные мыслительные операции

  • Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
  • Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
  • Сравнение мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
  • Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
  • Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
  • Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
  • Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
  • Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи.

Через понятие, выраженное в слове, М.оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных. Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли , тем отчетливее и понятнее она становится.

Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие их формирования.


На этом уроке учащиеся знакомятся с физиологией высшей нервной деятельности. Рассматриваются человеческое сознание, труд, мышление, восприятие, память и факторы, оказывающие влияние на эти процессы. Учащиеся узнают о способности самого человека влиять на собственные познавательные процессы


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы"

Продолжая разговор о функционировании нервной системы человека, вспомним, что её работу, как и работу других систем, изучает наука физиология. Предметом изучения физиологии является сама сущность жизни. То есть, физиологи призваны объяснить, как функционируют наши клетки, ткани, органы, системы органов и организм в целом.


Вы знаете, что поведение человека может быть врождённым и приобретённым. Безусловные рефлексы и инстинкты определяют врождённое поведение, а условные рефлексы и рассудочная деятельность – приобретённое. Приобретаемые в течение жизни формы поведения неразрывно связаны с врождёнными и обеспечивают более тонкую подстройку под меняющиеся условия окружающей среды.

Именно такую тонкую подстройку, или приспособленность, Павлов определил, как высшую нервную деятельность. Физиология высшей нервной деятельности – это наука, изучающая закономерности работы головного мозга, влияющие на поведение. Как же физиологи объясняют протекание в головном мозге человека тех процессов, которые позволяют ему быть не только млекопитающим, но и человеком разумным?

Человек разумный не контролирует работу своих лёгких или сердца. В тоже время, мы легко можем заставить грудную клетку изменить объём или после нескольких приседаний усилить частоту сердечных сокращений. Но для этого нам сначала нужно об этом подумать, а затем исполнить.


То есть совершить это сознательно. Но и после приседаний, когда мы перестанем думать о работе сердца – оно продолжит сокращаться. Значит все наши процессы жизнедеятельности происходят под двухуровневым контролем. Сознательным и подсознательным. Последний отвечает за работу в более-менее постоянных условиях среды, а сознательный заявляет о своих правах на контроль только в случае необходимости.


Ну не можем же мы вместо того, чтобы наслаждаться любимой игрой думать ежесекундно о работе сердца, лёгких и остальных так необходимых нам органах. Выгружая из памяти эту информацию, мы освобождаем наш мозг для новых великих свершений.

Большая способность человека к великим свершениям и выделяет нас среди других живых существ. Человек разумный обладает на порядок более развитым сознанием, владеет на порядок более развитой речью, способен к трудовой деятельности и общественной жизни.

Хотя трудно обвинить животных в неспособности общаться между собой или трудиться в группе.

Однако, то что мы называем рассудочной деятельностью и сознанием к ним применимо лишь в небольшой степени, а поведение практически полностью основано на инстинктах и условных рефлексах. Какими бы сложными они не выглядели со стороны.

Именно речь, труд и общение содействовали формированию сознания человека. Параллельно с внешней речью у каждого человека формировалась внутренняя речь – мышление. Оно позволяет нам представить, что мы собираемся сделать, отобрать подходящий момент, осуществить выбор, то есть, поступить осознанно. Такие сознательные действия, обдуманные человеком, а не только инстинкты и условные рефлексы определяют его поведение

Человеческое сознание – это форма психического отражения реальности, представленная в виде знаний об окружающем мире. Другими словами, это мысленные образы, представления и понятия, которые с помощью слов, символов, образов художественных произведений или мелодий могут быть переданы в знания. Поэтому понятие сознания охватывает и познавательные процессы. Ощущения и восприятие, внимание, память, воображение и мышление – всё это функции мозга, при помощи которых человек постоянно обогащает свои знания.

Ощущения – первый этап в познании мира. Это элементарный, рефлекторный по природе психофизиологический процесс.


Он заключается в отображении мозгом отдельных качеств и свойств предметов, различных явлений при воздействии на рецепторы органов чувств. Ощущения, как вы знаете, бывают зрительными, слуховыми, тактильными, вкусовыми и другими. Не существует двух разных людей, у которых одинаковая информация от органов чувств вызывала бы абсолютно одинаковые ощущения. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, состояния его нервной системы, характера профессиональной деятельности. Например, музыкальный слух – это прирождённая индивидуальная повышенная чувствительность к звуковым колебаниям. А красильщики тканей могут различать до 40 оттенков чёрного цвета.

Но поступление информации в мозг и возникновение там ощущения не всегда сопровождается осознанием какого-либо стимула. Если же осознание происходит, говорят о восприятии. Понимание ощущения приводит к восприятию.

Восприятие – это процесс приёма и преобразования информации, которая обеспечивает отражение объективной реальности и ориентирование в окружающем мире. Если в ощущении отражаются отдельные качества и свойства предметов, то в процессе восприятия из отдельных ощущений формируется представление о предмете в целом. Другими словами, восприятиеэто формирование психических образов.

В процессе восприятия происходит не только анализ новой информации, но и сопоставление её с той, которая уже имеется и сохраняется в памяти. Восприятие – это не оценка ощущений, а качественно новая степень познания – обобщение информации.

Зачастую воспринятые нами объекты получают искажённую органами чувств оценку. В таких случаях говорят об иллюзиях.

Внимание – направленность психической деятельности на определённый объект. Внимание не имеет собственного содержания. Оно проявляется в сосредоточенности на чем-нибудь. Без внимания возможно ощущение, но не восприятие. Чем больше наше внимание будет притянуто новизной, яркостью, необычностью предмета или события, тем большая вероятность того, что оно будет воспринята. Внимание – основа и обязательное условие обучения.

Вниманием можно руководить, его нужно тренировать и усовершенствовать. Неумение человека сосредоточиться свидетельствует о рассеянности внимания. Тренировка внимания важна как для профессиональной деятельности, так и воспитании волевых качеств личности.

Со следующим познавательным процессом в сегодняшнем мире мы сталкиваемся чаще в мире компьютерной техники. Хотя его значение в жизни человека трудно переоценить.

Память – это процесс накопления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. С позиции физиологии памятьэто накопление и укрепление временных связей в головном мозге. Единого мнения учёных по механизму запоминания на сегодняшний день нет.

Считается, что между нейронами разных отделов головного мозга формируется так называемая энграмма – памятный след, который сохраняется и может быть востребован при определённых условиях. Вполне возможно, что человек хранит в памяти абсолютно все события из своей жизни. Но воспроизвести их все, то есть вспомнить – не может. Скорее всего, это защитный механизм, который предохраняет мозг от перегрузки.

Психологи различают несколько видов памяти. По длительности хранения информации различают кратковременную и долговременную память.


Если в момент запоминания человека отвлечь, и его внимание переключиться на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его оперативной памяти, полностью стирается.

Долговременная память имеет больший объём и может удерживать информацию в течение всей жизни. Считается, что она поддерживается нейронными связями, расположенными по всему мозгу.

В зависимости от способа запоминания, различают механическую память, когда определённые элементы заучиваются отдельно.

И логическую, когда между элементами существует логическая связь.

ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

Какой из вариантов вы быстрее запомнили?

По преобладанию в процессе запоминания какого-либо анализатора различают зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и другие.

Моторная, или двигательная память зависима от работы анализаторов, рецепторы которых располагаются в мышцах скелетной мускулатуры. Этот вид памяти обеспечивает человека запоминанием последовательных движений при различных видах деятельности. Однажды научившись ездить на велосипеде, плавать, писать) – мы не утратим эти навыки никогда.

Человек не всегда запоминает конкретные раздражители, воздействующие на него. Чаще это будут образы и эмоции, вызванные ими. На этом основана образная память. Люди творческих профессий – музыканты, поэты, художники, артисты - особенно хорошо запоминают зрительные, слуховые и обонятельные образы.

Важную роль в нашей жизни играет эмоциональная память. Это сохранение в памяти чувств, которые были вызваны той или иной жизненной ситуацией. Что-что, а укус собаки мы запоминаем навсегда и после этого стараемся сторониться подобных потенциально опасных объектов.

Выделяют и некоторые другие виды памяти. Но все они теснейшим образом связаны между собой. Поэтому лучше всего запоминается то, что включает сразу несколько механизмов запоминания. А также нечто новое, красочное необычное. То есть то, что вызывает сильные эмоции.

Без памяти невозможно обучение, сохранение опыта и закрепление вновь усвоенных форм поведения. Память является основой мышления. Для того, чтобы мыслить, нужно комбинировать образы и понятия, точно представлять предметы, которые отсутствуют, или события прошлого. Это означает, что они должны присутствовать в памяти.

К сожалению, могут возникать ситуации, когда работа мозга нарушается, а это может привести к поражению памяти. Амнезия – полная или частичная утрата памяти под влиянием чрезвычайного физического или химического воздействия на мозг. Часто возникает при нервных переживаниях и потрясениях.

Мышление – высшая степень человеческого познания. Оно обеспечивает познавательные функции без непосредственного чувственного контакта с объектами.

Мышление осуществляется на основе полушарной организации мозга. Левое полушарие в большей степени отвечает за словесно-логическое, а правое – за образное мышление.
При этом левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, а правое – одновременно и целостно.

Читайте также: