Конспект как в музыке начало развиваться многоголосие

Обновлено: 06.07.2024

В от­ли­чие от од­но­го­ло­сия зву­ки в многоголосие об­ра­зу­ют не толь­ко ме­ло­дию (ме­ло­дичную ли­нию, го­лос в пе­ре­нос­ном смыс­ле), но и со­зву­чия (ин­тер­ва­лы, ак­кор­ды), а отдельные ме­ло­дии мо­гут кон­тра­пунк­ти­че­ски со­еди­нять­ся (см. Кон­тра­пункт).

Фак­тур­ные го­ло­са в многоголосие со­от­но­сят­ся не­оди­на­ко­во, от­сю­да два основных ти­па мно­го­го­лос­но­го скла­да му­зы­каль­но­го - по­ли­фо­ни­че­ский (см. По­ли­фо­ния) и го­мо­фон­но-гар­мо­ни­че­ский (см. Го­мо­фо­ния).

В му­зы­ке уст­ной тра­ди­ции отдельные эле­мен­ты многоголосия, ве­ро­ят­но, су­ще­ст­во­ва­ли с древ­ней­ших вре­мён (см. Бур­дон, Ге­те­ро­фо­ния, Гор­ло­вое пе­ние). На­ча­ло письменного многоголосия в Ев­ро­пе при­ня­то от­но­сить к IX веку (пер­вые об­раз­цы - в ано­ним­ных трак­та­тах, дол­гое вре­мя при­пи­сы­вав­ших­ся Хук­баль­ду). С XV века и по­ны­не многоголосие в ев­ропейской му­зы­ке гос­под­ству­ет.


Первая музыка была одноголосой – исполнитель пел песню или музыкант на примитивном музыкальном инструменте играл мелодию. С течением времени музыка эволюционировала: музыкальные инструменты усложнились, а певцы стали петь дуэтами, квартетами, ансамблями, научились петь под аккомпанемент. Так и появилось многоголосье – исполнение нескольких мелодий одновременно, переплетающихся и образующих приятную для слуха композицию.

Основные виды многоголосья: гомофония и полифония. В гомофонии ведет мелодию один голос, а остальные вторят и аккомпанируют ему. Большинство современных произведений написаны в стиле гомофонии.

Полифония – это звучание нескольких равноправных мелодий единовременно. Полифония в музыке, набрав популярность в 16-17 вв, достигла расцвета в творчестве И. С. Баха. В одном произведении встречаются и полифония, и гомофония.


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Виды многоголосного пения

Если перед вами хор исполняет композицию – не факт, что это многоголосье. Десять, двадцать, пятьсот человек способны петь одну и ту же мелодию, как во времена григорианского песнопения. Многоголосье вы услышите, когда зазвучат разные мелодии единовременно.

Один из примитивных и ранних видов многоголосья – гетерофония. Гетерофония возникает, когда во время исполнения одной мелодии, певцы или музыканты периодически допускают ответвления, украшают мелодию или ошибаются.

Ленточное многоголосье – вид многоголосого исполнения, когда голоса звучат на определенном расстоянии, но движутся параллельно.

Многоголосное пение в истории

Примером многоголосного пения, распространенного в православном богослужении, является партесное пение. Это хоровое пение, количество голосов – с трёх до двенадцати, случается услышать партесное пение в сорок восемь голосов. Партесное пение, зародившись в католической Италии, перекочевало в польские земли, а затем распространилось в Москву. Историки говорят, что партесное многоголосье распространилось сперва на униатское богослужение, а затем проникло и в православную традицию.

Сегодня многоголосье мы слышим всюду. Сочиняют хоровые многоголосые композиции и концертируют с ними хора и ансамбли, эстрадная музыка — тоже многоголосье. Традиции богослужения православной и католической церквей сохраняются и развиваются, но многоголосое пение не теряет актуальности. Люди занимаются в церковных и светских хорах, посещают хор в музыкальных школах и студиях.

Эстрадное направление вокала

Думаете, эстрадное пение – удел самоучек, а вокальными техниками пользуются только певцы-академисты и народники? Это заблуждение! Эстрадный вокал требует кропотливой работы вокалиста над голосом и дыханием. Вокалисты-эстрадники в поисках собственного звука осваивают сложные технические вокальные приёмы, заимствованные из академического и народного вокала, и техники, характерные для эстрады.

Эстрадной музыкой называется то, что исполняется с эстрады и направлено на массовую аудиторию. Эстрадное направление отличается простым для восприятия ритмом. К эстрадной песне относят поп-музыку, хип-хоп, фолк, рэп, рок-музыку, Р’н’Б и другие популярные жанры.

Между академической песней, народным вокалом и эстрадным направлением масса различий. Академический вокал – напористый, для академического певца не нужен микрофон. Звучание народной песни – чувственное и легко узнаваемое, с характерными национальными особенностями. Академическое и народное пение — каноническое, в нём не принято нарушать правила. Представители эстрадной школы вокала не ограничены строгими рамким, они экспериментируют . Эстрадный вокал предполагает использование вокальных приёмов из академической и народной техник, поиск собственного звучания, выработку индивидуальной манеры пения. Певец-эстрадник сочетает элементы техники академического вокала, исполнения в народной технике и пользуется характерными эстрадными приёмами.

Приём под названием йодль эстрада позаимствовала из народной песни. Йодлем называется приём чередования регистров: переход с грудного звучания на фальцет, и наоборот (обратный йодль). Поётся без слов, разновидности йодля встречаются в фольклоре Швейцарии, персидской музыке и азербайджанской песне, в народной музыке Грузии и Африки.

Певцы-эстрадники пользуются приёмом расщепления для добавления в песню характера, выразительности. Они заставляют голосовой аппарат двигаться так, что к привычному звуку добавляется доля другого звука. Это может быть шум или музыкальный звук. На приёме расщепления основаны другие вокальные техники. Например, обертоновое пение, широко представленное в фольклоре. На технике расщепления основано пение субтоном (пение с придыханием), популярное в эстрадной школе вокала и джазе. Драйв – любимый приём рокеров – тоже основан на приёме расщепления. К направлениям драйва относятся гроулинг, дэт-вокал, рёв, хриплый голос. Драйв требует мастерства исполнителя: если исполнять драйв неправильно, можно повредить связки. Пение, состоящие таких приёмов, называется экстрим вокалом, элементы которого применяются и в эстраде.

В эстрадном вокале распространено глиссандо – плавный переход с ноты на ноту, скольжение звука. Эстрадным приёмом считается пение фальцетом (без опоры).

Как научиться петь бэк-вокал

Для бэк-вокалиста важно иметь музыкальный слух и подстраиваться под вокалиста во время пения. Если вокалист спустится на полотна ниже, а бэк – нет, то выйдет не полифония, а бардак. Поэтому бэк корректируется под солиста, в соответствие со своей целью – подчеркивать и делать песню красивее.

Чего делать нельзя, исполняя бэк:

  • Стараться выделиться. Задача – не выделяться, а вплетаться в песню;
  • Петь, не ориентируясь на вокалиста;

Советы, как стать хорошим бэк-вокалистом:

  • Смириться и принять то, что на сцене ты должен быть незаметен. Если нужна слава и признание – прокладывай себе дорогу в солисты;
  • Находитесь на сцене рядом с другими бэк-вокалистами, не стремись вылезти вперед. Это же касается и внешнего вида – одевайтесь как все бэк-вокалисты;
  • Отнеситесь к своей партии серьезно. Будьте профессионалом – выучите её.
  • Не нарушайте инструкции, которые даёт вокалист, исполняющий соло;

Вокалистов, исполняющих бэк-вокал, иногда просят двигаться, танцевать. Это часть шоу – будьте готовы к тому, что придется выполнять какие-нибудь телодвижения.

Если вы поёте бэк-вокал экспромтом, т.е. вас попросили внезапно подпеть, то становитесь на сцене так, чтобы видеть рот вокалиста – так вы будете понимать, когда он начинает/заканчивает петь. Начинайте и заканчивайте подпевать куплет плавно, чтобы ваше пение не выделялось.

Если чувствуете необходимость – сходите на занятие по вокалу, где педагог подскажет, как гармонично и правильно исполнять бэк-вокал.

Поет одна свирель – получается один голос, одноголосие. А если вы играете вдвоем, то интереснее на каждой свирели сыграть свою мелодию. Сколько свирелей – столько голосов! Трудно? Но интересно!

Начнем с вами упражняться в многоголосии или полифонии с канона.

Выучите мелодию австрийской народной песни. Это марш. Передайте звуками характер движения.

1. Австрийская народная песня

австрийская народная песня ноты скачать

канон австрийской песни свирель

Этот канон можно сыграть и трехголосно, с интервалом вступления в один такт.
А четырехголосно можно сыграть этот канон?

2. Пастушья песня. Французская народная песня

пастушья песня ноты

пастушья песня скачать ноты

Канон – один из приемов полифонического письма.
Это имитация (подражание, повторение) одного голоса другим.

В многоголосии может быть и самостоятельное ведение каждого голоса.
При этом голоса – равноправные участники создания музыкального произведения:
Следующую песню можно сыграть одноголосно (нижний голос), двухголосно (голоса по выбору с обязательным участием основной мелодии, заключенной в данном примере в нижнем голосе) и даже трехголосно.

3. Я на горку шла. Русская народная песня

я на горку шла ноты скачать флейта

Я домой пришла, овес высыпала.
Уморилась, уморилась, уморилася,
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Овес высыпала, мужа выругала.
Уморилась, уморилась, уморилася,
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Ах, ты Филюшка, простофилюшка,
Аль не видишь, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Я блинов напекла, не наелась досыта.
Уморилась, уморилась, уморилася,
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Не наелась досыта,
С милым я плясать пошла да,
Уморилась, уморилась, уморилася,
Аль не видишь, уморилась, уморилася.

Я б вам пела и плясала,
Да уж больно я устала.
Уморилась, уморилась, уморилася,
Знамо дело, уморилась, уморилася.

Главное в игре многоголосных песен – слушать друг друга. Оба голоса должны быть выучены наизусть, чтобы текст не мешал нам выполнить это условие.

4. Как у наших у ворот. Русская народная песня

как у наших у ворот

5. Полька. Чешская народная песня-танец Русский текст В.Викторова

ноты полька для свирели
чешская полька ноты скачать

Струны скрипки тонкие, тонкие,
Звуки флейты звонкие, звонкие,
Медь на трубах яркая, яркая,
Пляска будет жаркая, жаркая!
Припев: Тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля
Пляска будет жаркая, жаркая!

Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают.
Дружат танец с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело.
Припев: Тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля
Пляска будет жаркая, жаркая!

6. Солдатушки. Русская народная песня

солдатушки ноты для начинающих

Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши отцы?
Наши отцы — русски полководцы,
Вот кто наши отцы!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши сестры?
Наши сестры — пики, сабли остры,
Вот кто наши сестры!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши жены?
Наши жены – пушки заряжены,
Вот кто наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши братцы?
Наши братцы — полевые ранцы,
Вот кто наши братцы!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава — русская держава,
Вот где наша слава!

7. Патриотическая песня. Музыка М.И. Глинки

патриотическая песня глинки ноты

скачать ноты патриотическая песня глинки

ноты патриотическая песня глинки бесплатно

Вопросы для проверки

2. А как двухголосно будут звучать голоса птиц? Если получается грубое, резкое звучание, то это диссонанс и такого мы в лесу не услышим. Найдите наиболее красивые ИНТЕРВАЛЫ (сочетания двух голосов) и исполните их.

Урок 9. Многоголосие. Играем на каждой свирели свою мелодию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана разработка открытого урока с старшим хором ДШИ учащимися хорового и фортепианного отделений. Подробно описан план урока, методы и приемы работы по теме:"Развитие навыков многоголосного пения и пения акапелла. также предоствлен певческий материал для распевания в унисон, многоголосное пение, работа над дикцией, артикуляцией гласных. В конце урока показ мини концерта с разусиваемыми произведениями.


Тема урока: Развитие навыков многоголосного пения и пения без сопровождения.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: практическое занятие.

Обучающая: формировать навыки пения a cappella;

добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;

продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающая:

продолжение формирования вокально - хоровых навыков и умений;

продолжение развития гармонического слуха;

развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).

Воспитывающая:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

воспитывать интерес к народной музыке, музыке других стран, воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

воспитывать любовь к музыке, чувство патриотизма, потребности в общении с искусством.

Психологически подготовить учащихся к работе;

Определить причины возникновения затруднений совместно с учащимися;

Обеспечить включение учеников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Обеспечить формирование у детей целостной системы ведущих знаний учащихся;

Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных знаний;

Дать качественную оценку работы класса;

доступность музыкального и литературного текста;

разнообразие жанров и стилей;

Игровая; исследовательская; сотрудничества;

Личностно – ориентированный подход в обучении;

Работа над репертуаром: повторение, вычленение, сопоставление отдельных частей произведения; сравнения; вариативность; критика-самокритика; оценивания.

Оборудование для уч-ся:

Скамейки, фортепиано, нотные партитуры

Оборудование для учителя:

Монитор для просмотра мини презентаций; проигрыватель, нотные партитуры.

Психологические условия проведения урока:

Доброжелательная обстановка, психологически настроенный хоровой коллектив

Формы обучения:

По партиям; совместное исполнение 2-х, 3-х партий, исполнение хором, индивидуальное исполнение (солист)

Материалы интернет-сайтов:

Предполагаемые результаты:

Закрепить понятия: многоголосие, аккапелла, спиричуэлс;

Добиваться: чистого унисона по партиям, хорового строя, ансамбля.

Следить и исправлять: четкой дикции, ритмического ансамбля, яркой мелодической и динамической линии.

Алгоритм урока:

Подготовка певческого аппарата к работе;

Многоголосие – презентация. Распевание многоголосия.

Работа над произведениями;

Итоги урока, рефлексия;

I. Организационный этап.

Поздороваться с аудиторией, итак начнём.

Игра на внимание, создание непринуждённой обстановки и контакта с аудиторией: хлопки в разных темпах, расположениях, с паузами, f, p, crescendo, diminuendo под музыку:

2. Подготовка певческого аппарата к работе.

Повторение правил пения сидя и стоя:

при пении поза должна быть неподвижной;

правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);

тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;

вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;

нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;

нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения;

1) Потянутся, так - как - будто дети только что встали с постели и обязательно улыбаться. У детей сразу повышается тонус, улучшается настроение - а это залог успешной работы. К тому же это упражнение очень хорошо снимает напряжение;

2) Круговые движения плечами вперёд – назад. разминаем мышцы плечевого пояса;

3) Попеременно поднимать и опускать то одно, то другое плечо. Это упражнение из разряда так называемых провокационных упражнений. Поднимая плечи, дети создают искусственное напряжение, а, опуская, чувствуют удобство и расслабление. Таким образом, дети запоминают ощущение удобства;

4) Поднять сразу оба плеча, удержать их в приподнятом состоянии 2 - 3 секунды, затем опустить плечи и расслабиться. Это упражнение помогает в дальнейшем избегать при вдохе использования ключичного дыхания, совершенно неприемлемого для академической манеры пения.

Упражнения на дыхание:

Ладони положить на рёбра, чтобы ощутить, как при вдохе рёбра будут

раздвигать руки в стороны.

сделать лёгкий, мягкий вдох через нос, задержать дыхание на согласной "ш" выдувать воздух, сделать crescendo и diminuendo;

Артикуляционная работа.

Распевание. Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.

Пение в унисон. Упр. М.И. Глинка закрытым ртом, слога –да-ма-зи.. Задачи: правильное дыхание, чистый унисон.

Ми-мэ-ма-мо-му. Пение по мажорным гаммам в унисон. Задача: правильный вдох, выдох (атака звука). Развитие фразы, мягкие окончания.

Бра-брэ-бри-бро-бра-брэ-бри-бро-бру. Задачи: четкая дикция, широкий опорный диапозон.

Многоголосие.

Чтобы закрепить и узнать новое про многоголосный вид пения, давайте послушаем Серохвостову Анну, которая приготовила нам небольшую презентацию.

Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания:

Прослушивание фонограммы. Задание подготовка анализа произведения

Произведение относится к традиционному спиричуэлсу

Спиричуэлс- презентация Девочкин Иван

Какой характер данного произведения?

(Живой, подвижный, образный)

Размер? С 4/4, можно на 2/4

Тональность соль минор. Произведение аккапелла.

Темп Модерато (умеренно)

Динамика (от pp –ff)

Штрихи Legato non legato

Форма (сложная трехчастная со вступлением)

Фактура: преобладание гомофонно- гармоническая. Главная тема у вторых альтов. Произведение написано для 5-ти певческих партий; смешанного состава хора.

Ваше домашнее задание заключалось в пении сольфеджио по партиям 33-41такты.

Вначале пропоем произведение с 1 по 76 такт. Затем: работа по партиям сольфеджио, с текстом, работа над ошибками.

Следующее домашнее задание: познакомить нас с пение аккапелла ученица профессиональной группы обучения 7 класс Бейсембинова Айгуль .

Теперь данное произведение поем аккапелла, 1-64 такты. Задачи:петь четко и остаться в тональности, слушать друг друга. Работа над ошибками.

Закрепление песенного материалла. Задачи: Вести работу над чистым пропеванием, многоголосием, пение акаппелла. Работа над ошибками.

7. Мини концерт.

Итоги урока.

Как вы себя чувствуете физически?

Я устал(а), мне плохо (руки скрещенные на груди)

Что сможете сказать об уроке:

Мне было трудно, поэтому неинтересно (руки скрещенные на груди)

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Список литературы:

Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста.

Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения.

Читайте также: