Роль сеченова и павлова в высшей нервной деятельности конспект

Обновлено: 06.07.2024

По мнению И.М. Сеченова, рефлексы головного мозга включают три звена. Первое, начальное, звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т.д.). Третье, конечное, звено – движения и действия человека, т.е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловлены.

Продолжателем идей И.М. Сеченова стал другой гений отечественной науки – Иван Петрович Павлов (1849–1936). Он разработал научный метод, с помощью которого удалось проникнуть в тайны мозга животных и человека. Он создал учение о безусловных и условных рефлексах. Исследования И.П. Павлова в области кровообращения и пищеварения подготовили почву для перехода к физиологическому изучению самой сложной функции организма – психической деятельности.

Изучая слюноотделение у собак, И.П. Павлов пришел к гениальному по своей простоте выводу о том, что высшая нервная (психическая) деятельность мозга заключается в установлении новых связей между раздражителями и реакциями, т.е. в образовании новых рефлексов. В этих нервных связях мозга отражаются реальные отношения между событиями окружающей действительности. В отличие от стереотипных и постоянных врожденных рефлексов, безусловно имеющихся с момента рождения у каждого животного, эти бесконечно разнообразные и изменчивые рефлексы, создаваемые и разрушаемые меняющимися условиями жизни, И.П. Павлов назвал условными рефлексами.

Открытие элементарного физиологического явления психической работы мозга – условного рефлекса положило начало научному исследованию сложного поведения животных, а также мышления и поступков человека, являющихся предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности.

Вклад И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создание учения о высшей нервной деятельности

В основе психического развития лежит память. Выделенные Сеченовым несколько типов памяти — зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная — исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение и вклад работ И.М.Сеченова в развитие представлений о высшей нервной деятельности.

Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.

4 типа высшей нервной деятельности человека

Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека.

  1. Неуравновешенный тип. При нем преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.
  2. Уравновешенный тип с большой подвижностью нервных процессов.
  3. Уравновешенный тип с малой подвижностью нервных процессов.
  4. Слабый тип. У таких индивидуумов слабо развиваются как возбуждение, так и торможение.

Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И.П.Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей.

  • Со времен Гиппократа неуравновешенный тип с преобладанием возбуждений относят к холерическому темпераменту;
  • уравновешенный с большой подвижностью возбуждения и торможения свойствен сангвиническому характеру;
  • уравновешенный тип с небольшой подвижностью одних и других процессов присущ флегматичным людям;
  • слабый тип со слабым возбуждением и торможением присущ людям меланхолического темперамента.

Открытие И.П.Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.

Значение слова по И.П.Павлову

Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова — это звуки, раздражители, то для человека — это понятия. Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств.

Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика — учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.

Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.

Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

В основе психического развития лежит память. Выделенные Сеченовым несколько типов памяти — зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная — исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение работ И. М. Сеченова в развитии представлений о высшей нервной деятельности.

Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.

Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека:

Открытие И. П. Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.

Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика—учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.

Речь появилась в результате общений людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.

И. М. Сеченов впервые утверждал, что в основе мышления заложен рефлекторный принцип. По Сеченову мысль – это усеченный рефлекс. Сеченов считал, что процессы мышления должны изучать и физиологи, и психологи, тем самым он предопределил в дальнейшем учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, которые открыли пути объективного исследования функций коры больших полушарий мозга. Работы И. П. Павлова явились поворотным моментом в изучении психических процессов.

И. П. Павлов в 1904 году был удостоен Нобелевской премии по медицине за исследования в области физиологии пищеварения. Павлов создал учение об условных рефлексах. Метод выработки условных рефлексов явился объективным методом изучения основных процессов, протекающих в коре больших полушарий головного мозга. В условном рефлексе Павлов увидел высшую форму проявления рефлекторной деятельности мозга и назвал ее высшей нервной деятельностью.

Он утверждал, что психическая деятельность есть результат физиологической деятельности определенных структур головного мозга.

Позже использование условного рефлекса, как метода исследования функций головного мозга, явилось ключом к пониманию различных сторон психической деятельности: научения, памяти, целенаправленной деятельности и др.

Кроме того, И. П. Павлов вскрыл природу индивидуальных различий темперамента, создав учение о типах ВНД в зависимости от выраженности нервных процессов: их силы, подвижности и уравновешенности.

Вопрос 19

Безусловные и условные рефлексы, их характеристика.

Классический условный рефлекс, отличия от безусловного, виды, классификация, условия и механизмы формирования, биологическое значение:

Условный рефлекс – это индивидуально приобретенная в процессе жизни или в результате специального обучения приспособительная реакция организма, которая возникает не на какой-либо биологически значимый раздражитель, а на сигнал, предшествующий действию этого раздражителя.

Безусловные и условные рефлексы. Отличия.

Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Врожденные; Приобретенные после рождения (ребенок рождается без условных рефлексов);
Видовые; Индивидуальные;
Постоянные, сохраняются всю жизнь; Могут появляться (вырабатываться) и исчезать (угасать) при определенных условиях.
Осуществляются с участием различных отделов ЦНС; Осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий головного мозга или структур, выполняющих высшую функцию у животных, не имеющих коры головного мозга;
Возникают на специфический, биологически важный раздражитель (безусловный раздражитель); Возникает на любой неспецифический или индифферентный раздражитель при обязательном условии подкрепления его безусловным раздражителем; такой раздражитель называют условным;
В основе безусловного рефлекса лежит рефлекторная дуга (постоянная, генетически закрепленная цепь нейронов). Условный рефлекс формируется на основе временной связи цепи нейронов, устанавливаемой между центрами возбуждения от условного и безусловного раздражителей.

Условия для выработки классического условного рефлекса.

Для образования классического условного рефлекса необходимо определенное сочетание условного и безусловного раздражителей.

1. Сочетание условного и безусловного раздражителей по времени: раньше на 20-30 с. должен действовать условный раздражитель, а затем безусловный раздражитель. Такое сочетание называется подкреплением условного сигнала безусловным;

2. Сочетание условного и безусловного раздражителей по силе: условный сигнал должен быть менее сильным или менее биологически значимым, чем безусловный раздражитель, который в данный момент остро необходим для поддержания процессов жизнедеятельности, т. е. является доминантным.

3. Многократное сочетание условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс таким образом вырабатывается.

4. В процессе выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают развитие ориентированного рефлекса, что мешает выработке условного рефлекса на определенный условный сигнал;

5. Животное для эксперимента берется здоровым, бодрым, с нормальным деятельным состоянием коры больших полушарий мозга.

Выработку классического условного рефлекса можно рассмотреть на примере условного слюноотделительного рефлекса. В качестве условного раздражителя или условного сигнала можно использовать звук звонка, а безусловным, биологически значимым раздражителем будет являться пища. Чтобы повысить силу или биологическую значимость пищи, животное в эксперимент берется голодным. В этом случае возбуждение пищевого центра имеет доминирующее значение.

В качестве условного сигнала Павлов использовал не только звук звонка, но и свет включенной лампочки, касание кожи специально укрепленной касалки и др.

Условный рефлекс без периодического подкрепления исчезает, угасает.

Стадии образования условного рефлекса.

Условный рефлекс в процессе выработки в начале проходит стадию генерализации, во время которой условный рефлекс проявляется не только на конкретный раздражитель, но и на близкие по физическим параметрам раздражители.

Физиологически механизмы, лежащие в основе условного рефлекса. Специализированных центров, ответственных за выработку условных рефлексов, в коре больших полушарий головного мозга нет.

В основе условного рефлекса закладывается временная рефлекторная дуга или временная связь. Схема замыкания временной связи между центрами возбуждения от условного и безусловного раздражителей по И. П. Павлову выглядит следующим образом: при действии условного раздражителя афферентная информация поступает в зависимости от характера этого раздражителя в определенную зону сенсорной коры. От этого центра далее импульсы конвергируют на доминирующий центр безусловнорефлекторной реакции через ассоциативные зоны коры. При многократном повторении такого взаимодействия центров формируется временная связь.

Процесс закрепления временной связи условного рефлекса представляет, по сути, процесс формирования памяти. Формирование условного классического рефлекса в современной физиологии рассматривается как ассоциативное научение.

Роль условных рефлексов.

Организм на основе условных рефлексов лучше ориентируется в среде и приспосабливается к ее условиям. Организм заранее готовится к возможному действию какого-либо безусловного раздражителя и тем самым имеет возможность, к примеру, предупредить действие опасных, вредных воздействий. В этом проявляется сигнальное значение условных рефлексов.

В спорте условнее рефлексы обеспечивают формирование предстартовых состояний.

Вопрос 20.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятел.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятел.

И.М.Сеченов И.П.Павлов Основоположники учения о высшей нервной деятельности

И.М.Сеченов И.П.Павлов Основоположники учения о высшей нервной деятельности

Годы жизни 13.08.1829г., с.Тёплый Стан – 15.11.1905г., Москва И.М.Cеченов

Годы жизни 13.08.1829г., с.Тёплый Стан – 15.11.1905г., Москва И.М.Cеченов

Краткая биография 01/13.08.1829 год – родился в селе Теплый Стан 1848 г. – ок.

Краткая биография 01/13.08.1829 год – родился в селе Теплый Стан 1848 г. – окончил главное инженерное училище в Петербурге 1856 г. – медицинский факультет Московского университета 1856 – 1859 гг. – работал за границей 1860 г. – защитил докторскую диссертацию в Медико – хирургической академии в Петербурге 1863 г. – удостоен Демидовской премии Петербургской Академии Наук 1871 – 1876 гг. – заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете 1876 – 1888 гг. – Петербургский университет 1889 г. – приват – доцент 1891 г. – профессор физиологического Московского университета 1901 г. – вышел в отставку

«Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть.

Опыты с лягушками

Опыты с лягушками

Заслуги И.М. Сеченова перед мировой наукой 1) обосновал рефлекторную природу.

Заслуги И.М. Сеченова перед мировой наукой 1) обосновал рефлекторную природу бессознательной и сознательной деятельности 2) доказал, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами 3) открыл явление центрального торможения нервных процессов 4) установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе 5) обосновал значение обмена веществ в осуществлении возбуждения

Время и место рождения И.П.Павлов родился 26 сентября1849 года в Рязани в сем.

Время и место рождения И.П.Павлов родился 26 сентября1849 года в Рязани в семье священника

И.П.Павлов - студент И.П.Павлов – приват-доцент.

И.П.Павлов - студент И.П.Павлов – приват-доцент.

Краткая биография 1860 – 1869 гг. –обучался в духовном училище и семинарии 1.

Краткая биография 1860 – 1869 гг. –обучался в духовном училище и семинарии 1870 г. – естественное отделение физико-математического факультета Санкт Петербургского университета 1875 г. – кандидат медицинских наук - Военно-медицинская академия 1883 г. – доктор медицины (нервы сердце) - уехал в Германию 1878 – 1889 - Клиника С. П. Боткина 1890 г. – профессор кафедры фармакологии 1895 г. – кафедра физиологии с 1902 г. – изучал высшую нервную деятельность

Хронические фистулы

Опыты по пищеварению

Опыты по пищеварению

Условный рефлекс – приобретаемая в течение жизни реакция, которая на основе.

Условный рефлекс – приобретаемая в течение жизни реакция, которая на основе прошлого опыта позволяет предвидеть наступающие события

Башня молчания

Нобелевская премия 1904 год - Нобелевская премия по физиологии и пищеварению

Нобелевская премия 1904 год - Нобелевская премия по физиологии и пищеварению

гипноз

Пробуждение спящего летаргическим сном

Пробуждение спящего летаргическим сном

Изучение сновидений

Наводнение в Петербурге

Наводнение в Петербурге

Три свойства нервной системы Сила процессов возбуждения и торможения Взаимная.

Три свойства нервной системы Сила процессов возбуждения и торможения Взаимная уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения Подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот

Типы высшей нервной деятельности Сильный уравновешенный, с большой подвижност.

Типы высшей нервной деятельности Сильный уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов Сильный, уравновешеный, с малой подвижностью нервных процессов Сильный не уравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением Слабый, с быстрой истощаемостью, приводящий к потере работоспособ-ности

Черты характера

Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах Обеспечивает конкретно – нагл.

Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах Обеспечивает конкретно – наглядное мышление Хорошо развита у животных, имеется у человека Анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, идущих от рецепторов органов чувств Обеспечивает абстрактное логическое мышление Хорошо развита у человека, имеется у некоторых групп животных Анализ и синтез информации, поступающей в виде символов (слов, знаков, формул)

И.М.Сеченов И.П.Павлов основоположники учения о высшей нервной деятельности

И.М.Сеченов И.П.Павлов основоположники учения о высшей нервной деятельности

Читайте также: