Дикорастущие и культурные растения 2 класс презентация и конспект школа россии

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок окружающего мира во 2 классе

Автор: Романькова О. В.

г. о. Мытищи Московской области

На какие группы можно разделить все растения?

  • Деревья
  • Приносят пользу
  • Растет в лесу
  • Растет в саду
  • За ней ухаживает человек
  • Кустарники
  • Приносят пользу
  • Растет в лесу
  • Растет в саду
  • За ним ухаживает человек
  • Кустарники
  • Приносят пользу
  • Растет в лесу
  • Растет в саду
  • За ним ухаживает человек

На какие 2 группы можно разделить все растения?

Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме..

Растения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.

I. Организационный момент.

Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

    Разнообразие растительного мира

Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

А ходить не может. (растение)

Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)

Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.


Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).

III. Изучение нового материала

Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)

Мы с детства, представьте, того и не знали,
По – гречески этот цветок называли.
“Звезда” - вот на русский его перевод.
На клумбах он осенью долго цветет.
(Астра)

Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ландыш)

Со дна озера, реки
Как веревки – стебельки.
Над водою стебелек
Превращается в цветок,
И горит он летним днем
Желтым пламенем – огнем
А цветы назвали люди
На подобие посуды,
Как в шкафу глинянки – кринки
Те цветочки звать … (Кувшинки)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи,
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)

- Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)

- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?

Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.

2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями

1) Работа по учебнику

- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 62 (читают 2 учеников вслух), (слайд 4).

- Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.

2) Деление растений на 2 группы

Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).

Для закрепления полученных знаний, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 25 – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.

Взаимопроверка выполненной работы.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится в беленькое платьице.
Легкое, воздушное, ветерку послушное.

3. О дикорастущих растениях.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы)

- Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы.

4. О культурных растениях.

1) Выбор верного определения.

Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел попугай Илья. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У Ильи 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?

Что такое культурные растения? (Слайд 6)

а) Растения, которые человек использует для питания;

б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;

в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.

(Дети объясняют выбранный ответ)

2) Деление культурных растений на группы.

- Для каких же целей люди выращивают культурные растения? (ответы детей)

- Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны (после каждой загадки демонстрируется гербарий отгаданного растения).

а) Что две недели зеленится,
две недели колосится,
две недели отцветает,
две недели наливает,
две недели подсыхает? (Рожь)

Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?

б) Было зеленое платье атласное,
нет, не понравилось, выбрала красное,
но надоело также и это -
платье надело синего цвета. (Слива)

Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …

в) Растут на грядке зеленые ветки,
а на них красные детки. (Помидор)

Это растение растет в огороде и называется … (овощ). Из овощных растений в наших огородах растут …

г) Вот чудесные цветы
небывалой красоты.
Яркие, пахучие –
Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)

Для чего их люди выращивают? (для красоты). Такие растения называются декоративными. Еще какие декоративные растения вы знаете?

д) Из земли вырастаю –

весь мир одеваю. (Лен) (слайд 7).

Что люди получают из этого растения? (Ткань). Ткань делают еще из хлопка. Лен и хлопок – прядильные растения. Сейчас я вам расскажу, как из льна делают ткань:

Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.

Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.

Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.

Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят (слайд 8). После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием (слайд 9).

Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.

- Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)


IV. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Что здесь лишнее?”

- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).

1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”

- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).

Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (слайд)

- А теперь ответьте, может так быть или нет?

- Где такое может быть? (в сказке)

3) Игра “цвет – фрукт”.

Перечислите ягоды, фрукты, овощи:

И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Дикорастущие и культурные растения.doc

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

познакомить обучающихся с новыми понятиями,

расширить словарный запас обучающихся.

Развивающие:

способствовать развитию общеучебных умений и навыков (классификация, обобщение по итогам наблюдения);

продолжать развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.

Воспитательные:

совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к родному краю;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

раздаточный информационный материал для использования в групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Пояснительная записка

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;

развивает все типы каналов сенсорного восприятия информации, ассоциативную память обучающихся;

позволяет расширить словарный запас;

повышает познавательную активность;

позволяет регулировать объём и скорость выводимой информации с помощью

способствует эффективному запоминанию информации.

Организационный этап – 1-2 минуты.

Ориентировочно-мотивационный этап – 5-6 минут.

Целеполагающий этап – 5 минут.

Операционно-исполнительный этап – 20 минут.

Рефлексивно-оценочный этап – 2 минуты

I уровень. Подчёркивает деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы- жёлтым.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

II уровень. Заполняет таблицу.

III уровень.

- Запишите группы растений. Приведите не менее 3-4 примеров. Попробуйте сочинить загадку про любое растение.

Сравните ель и яблоню.

Дети дают сравнительную характеристику.

III . Ориентировочно - мотивационный.

Ребята отгадайте загадки:

Загадывают загадки.

1.В поле выросла

Под жерновом была

Из печки на стол

Караваем пришла. (пшеница)

2.Из земли вырастаю

Весь мир одеваю. (лён)

3.У закутанных девиц

Волос ветер шевелит. (кукуруза)

4.Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок-

И остался стебелёк. (одуванчик)

Посмотрите на эти растения.

Что о них можно сказать?

Дети сравнивают, находят общие и различные черты.

Какое растение исключим из общей группы?

Сравните теперь ещё раз яблоко и ель.

Дети дают сравнительную характеристику.

Вспомните, какое значение для человека имеют растения?

Приводят примеры растений.

1 V .Целеполагающий этап.

Понаблюдаем за растениями, чем похожи и чем отличаются крыжовник и орешник?

Одуванчик и помидор?

Первая группа - растения, которые выращивают специально человек, вторая группа - растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме.

Первую группу растений называют - культурными растениями, а вторую группу - дикорастущими растениями.

Физкультминутка.

Откройте учебники на с.62.

Назовите растения, изображённые на иллюстрации.

Какие из них произрастают в нашей местности?

Соотнесите их с новыми понятиями.

Соотносят с новыми понятиями. Работа с учебником с. 62.

Цифру с названием дикорастущего растения закройте фишкой зелёного цвета, культурного растения- красного цвета.

Взаимопроверка в парах.

Из слов на слайде: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс дети выбирают пару.

Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной - чёрный хлеб.

1- пшеница, 2- рожь.

Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете?

Какие из них произрастают в нашем крае?

Груша- слива. В садах люди выращивают деревья - слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы- земляника, клубника, дающие нам плоды.
Это - плодовые растения.

Какие плодовые растения растут в нашем крае?

Лук- картофель . Они растут на полях и огородах.
Это - овощные растения.

Приведите примеры овощных растений, произрастающих в Ивановской области?

Дети дают ответы.

Лён- хлопок . Из них делают ткань. Такие растения называют - прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь …
Раньше в нашем ивановском крае выращивали лён. Сейчас его очень мало. Хлопок у нас не растет.

Пион- нарцисс . Это- ….

Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями.

Приведите свои примеры.

Вернёмся к нашей загадке про одуванчик. Что можно сказать про этот цветок?

Физкультминутка.

Помогите Незнайке закончить схемы.

I уровень. 1 группа (не менее 3 растений).

деревья (яблоня)

Культурные кустарники

растения (крыжовник)

травы (помидор)

I уровень. 2 группа (не менее 3 растений)..

деревья (ель…)

Дикорастущие кустарники

растения (орешник…)

травы (одуванчик…)

II уровень. 3- группа. (не менее 3 растений).

плодовые (груша…)

Культурные зерновые (пшеница,)

декоративные (пион..)

прядильные ( лён,…)

III уровень. 4 группа. Подобрать группу, к которой относятся растения.

Ель- Подсолнух-

Малина- Георгин-

Абрикос- Ландыш-

Хлопок- Гречиха-

VI . Рефлексивно-оценочный этап.

Для чего людям нужны растения? Что вы можете о них рассказать?

Оцените полученные знания на уроке.

VII . Домашнее задание.

Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.ppt

Чебан Ольга Сергеевна учитель начальных классов II квалификационной категории.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чебан Ольга Сергеевна учитель начальных классов II квалификационной категории.



ОБЩЕЕ: Дерево Приносит пользу Различие: Растёт в саду. За ней ухаживает челов.

ОБЩЕЕ: Дерево Приносит пользу Различие: Растёт в саду. За ней ухаживает человек. Растёт в лесу.


ОБЩЕЕ: Кустарник Приносит пользу Растёт в саду. За ним ухаживает человек. Рас.

ОБЩЕЕ: Кустарник Приносит пользу Растёт в саду. За ним ухаживает человек. Растёт в лесу. Различие:

ОБЩЕЕ: Травянистое растение Различие: Растёт в огороде. Человек сажает, ухажи.

ОБЩЕЕ: Травянистое растение Различие: Растёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай. Растёт повсюду.

РАСТЕНИЯ ДИКОРАСТУЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ Растения, которые никто не сажает, они расту.

РАСТЕНИЯ ДИКОРАСТУЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и около водоёма. Их сажает и выращивает человек и в саду, и в поле, и в огороде.

ПШЕНИЦА ЛУК, ГРУША, КАРТОФЕЛЬ, ПШЕНИЦА, РОЖЬ, ПИОН, ХЛОПОК, НАРЦИСС, СЛИВА РО.

ПШЕНИЦА ЛУК, ГРУША, КАРТОФЕЛЬ, ПШЕНИЦА, РОЖЬ, ПИОН, ХЛОПОК, НАРЦИСС, СЛИВА РОЖЬ ЗЕРНОВЫЕ ГРУША СЛИВА ПЛОДОВЫЕ

ЛЁН ХЛОПОК ПРЯДИЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ ПИОН НАРЦИСС ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ

ЛЁН ХЛОПОК ПРЯДИЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ ПИОН НАРЦИСС ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ

 ДИКОРАСТУЩЕЕ РАСТЕНИЕ

ДОПОЛНИ (не менее трёх) КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ДЕРЕВЬЯ (ЯБЛОНЯ, …) КУСТАРНИКИ (К.

ДОПОЛНИ (не менее трёх) КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ДЕРЕВЬЯ (ЯБЛОНЯ, …) КУСТАРНИКИ (КРЫЖОВНИК, …) ТРАВЫ (ПОМИДОР, …)

ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ДЕРЕВЬЯ (ЕЛЬ, …) КУСТАРНИКИ (ОРЕШНИК, …) ТРАВЫ (ОДУВАНЧ.

ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ДЕРЕВЬЯ (ЕЛЬ, …) КУСТАРНИКИ (ОРЕШНИК, …) ТРАВЫ (ОДУВАНЧИК, …)

ДОПОЛНИ (не менее трёх) КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ОВОЩИ (ЛУК, …) ПЛОДОВЫЕ (ГРУША, ….

ДОПОЛНИ (не менее трёх) КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ОВОЩИ (ЛУК, …) ПЛОДОВЫЕ (ГРУША, …) ЗЕРНОВЫЕ (ПШЕНИЦА, …) ДЕКОРАТИВНЫЕ (ПИОН, …) ПРЯДИЛЬНЫЕ (ЛЁН, …)

Подбери группу, к которой относятся данные растения. Соотнеси. ДИКОРАСТУЩИЕ Р.

Подбери группу, к которой относятся данные растения. Соотнеси. ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ ОВОЩИ ПЛОДОВЫЕ ЗЕРНОВЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ПРЯДИЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ ель малина абрикос хлопок маслина подсолнух георгин ландыш гречиха

Узнал(а) новое, могу поделиться знанием Узнал(а) новое, хочу узнать больше Уз.

Узнал(а) новое, могу поделиться знанием Узнал(а) новое, хочу узнать больше Узнал(а) новое, но рассказать пока не могу


Выбранный для просмотра документ раб.docx

I уровень. Подчёркивает деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы- жёлтым.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

II уровень. Заполняет таблицу.

III уровень.

- Запишите группы растений. Приведите не менее 3-4 примеров. Попробуйте сочинить загадку про любое растение.

I уровень. Подчёркивает деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы- жёлтым.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

II уровень. Заполняет таблицу.

III уровень.

- Запишите группы растений. Приведите не менее 3-4 примеров. Попробуйте сочинить загадку про любое растение.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 656 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2017 15643
  • RAR 2.2 мбайт
  • 1599 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чебан Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;

  1. Организационный момент
  2. Провер ка домашнего задания
  • Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
  • А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
  • Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
  1. Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '

(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)

  • Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
  • На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -рас­тения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

  • Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;

кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.

  1. Знакомство с дикорастущими растениями
  • Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

  • Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движением руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море-

Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза - васильки.

  • Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
  • Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.

(Дети выполняют задание.)

- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

VIII. Закрепление изученного

- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)

А зимой - в бочке,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Только шея тонка. (Тыква)

Захрустела на зубах. (Капуста)

- Правильно, все это - овощные растения.

  1. Презентация .
  2. Итоги урока.
  • О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
  • Приведите по два - три примера растений каждой группы.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;

Организационный момент

Провер ка домашнего задания

Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.

А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)

Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?

Введение в тему


Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '

(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -рас­тения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;

кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.

Знакомство с дикорастущими растениями

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движением руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море-

Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза - васильки.

Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.

Физкультминутка

Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.

(Дети выполняют задание.)

- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

VIII. Закрепление изученного

- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)

Летом - в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимой - в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурец)

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

- Правильно, все это - овощные растения.

Презентация .

Итоги урока.

О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)

Читайте также: