Половозрастной состав и трудовые ресурсы конспект

Обновлено: 04.07.2024

1. Половозрастной состав населения И трудовые ресурсы

Половой состав населения – это
соотношение мужчин и женщин в структуре
населения.
В мире живет больше мужчин, чем женщин.
Примерно на 100 девочек рождается 104
мальчика, но со временем соотношение полов
в структуре населения меняется.
Причиной этого является различие в
продолжительности жизни, а также высокая
смертность среди мужского населения.
В разных странах и регионах соотношение
мужчин и женщин может отличаться.

В развивающихся странах ситуация разная. Преобладание мужчин характерно для
большинства стран Азии. Особенно велик перевес мужчин в Южной и Юго-Восточной
Азии (Китай, Индия, Пакистан), а также в арабо-мусульманских странах Юго-Западной
Азии и Северной Африки.
Примерно равное соотношение мужчин и женщин характерно для большинства стран
Африки и Латинской Америки.
Преобладание женщин имеет место в большинстве развитых стран. Наиболее ярко оно
проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих
странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.
Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший
перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14
лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Возрастной состав населения – это распределение населения по возрастным
группам, которые характеризуются численностью выделенных групп и их
соотношением между собой. Возрастной состав населения зависит от типа его
воспроизводства, который определяется количеством детей, лиц пожилого
возраста, продолжительностью жизни и д.р. При демографическом анализе
чаще выделяются пятилетние (1-4, 5-9…95-100 лет) возрастные группы, а при
более обобщенном изучении – десятилетние.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими
(детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой

Развитые страны
Развивающиеся страны
Возрастно-половая пирамида – это графическое распределение
представления населения по полу и возрасту, использующееся для
характеристики половозрастного состава населения. Возрастно-половой состав
населения представляет соотношение возрастно-половых групп, т.е
совокупностей людей одинакового возраста. Группировка по возрасту строится
как для всего населения, так и для мужчин и женщин, для городского
населения, сельского и другие.
Для развитых стран значительна доля старших возрастов.
В большинстве развивающихся стран очень велика доля детей.

Состав возрастно-половой структуры населения в первую очередь является
результатом эволюции воспроизводства населения. Тип воспроизводства населения,
формируемый процессами рождаемости и смертности в настоящий и прошедшие
периоды, определяет соотношение населения различных возрастных групп.
На формирование возрастной структуры населения влияют:
•Убыль населения призывных возрастов
• Резкое снижение рождаемости.
•На региональном, а иногда и на государственном уровне большие изменения в
возрастной структуре могут возникнуть в результате миграций, обычно
увеличивающих число мужчин в трудоспособных возрастах.
В результате действия этих причин грани возрастной пирамиды становятся
неровными, на них отражаются исторические изменения в характере прироста и
убыли населения. Такие нарушения надолго оставляют следы в возрастной структуре
населения.
На половую структуру влияет снижение рождаемости на численность отдельных
возрастных групп населения в виде, так называемых провалов в возрастной структуре,
войны, состояние населения в браке и др.
Возраст является главным критерием при определении основной производительной
части населения — трудовых ресурсов

Экономически активное
население составляют реально
работающие или желающие
работать люди (сумма занятых в
экономике и безработных).
В странах Азии, Африки и Латинской
Америки он обычно ниже среднемирового
(40— 45%). Это объясняется их большей
экономической отсталостью, очень
высокой долей детских возрастов, хотя
миллионы детей и подростков работают ,
значительно меньшим вовлечением
женщин в общественное производство.
В среднем в мире к
экономически активному можно
отнести примерно 45% всего
населения, или около 2,7 млрд
человек. В России, в странах
Западной Европы, Северной
Америки этот показатель (50—
60% и более) выше
среднемирового при высокой, а
иногда и очень высокой
занятости женщин.

Вопросы:
1. Что называют половым составом населения?
2. Что является причинами изменения соотношения полов в
мире?
3. Для каких стран характерно преобладание мужского
населения, для каких женского?
4. С чем связано преобладание женского населения в странах
Европы?
5. Что такое возрастной состав населения и от чего он зависит?
6. Что называется демографической нагрузкой?
7. Что из себя представляет возрастно-половая пирамида?
8. Какой фактор определяет соотношение населения различных
возрастных групп?
9. Что оказывает влияние на формирование возрастной
структуры населения, половую структуру?
10. Трудовые ресурсы - что это и кого включают в их состав?
11. Каковы проценты экономически активного населения в
мире, России, странах Европы и Азии? Чем это объясняется?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сабақ / Урок № 24

Тақырып/ Тема: Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы.

Оқы-тәрбие істерінің мақсаттары мен міндеттері:

Учебно-воспитательные цели и задачи:

Білімділік/Образовательные: изучить типы и особенности половозрастной струкртуры населения земли их значение на обеспечение страны трудовыми ресурсами.

Дамытушылық/ Развивающие: развитие критического мышления, памяти, навыков самостоятельной работы с текстом, диаграммами, умения высказывать свои мысли, анализировать и сравнивать, обобщать и делать выводы.

Тәрбиелік/ Воспитательные: воспитание географической культуры, взаимоуважения и взаимовыручки при работе в группе, формирование здорового образа жизни, стремления получить прочные знания и принести пользу обещству.

Ожидаемый результат:

Учащиеся будут знать типы и особенности половозрастной структуры населения земли, трудоспособный возраст населения нашей страны, разницу между трудовыми ресурсами и экономически активным населением;

Понимать необходимость учета половозратсных показателей, их влияние на распределение трудовых ресурсов, а так же понимать причины прреобладания женского населения во странах мира, в том числе и в Казахстане;

Уметь самостоятельно работать с учеником, читать диаграммы и половозрастную пирамиду, анализировать, делать выводы.

Сабақ барысы/ Ход урока

Ұйымдастыру кезеңі/ Организационный момент .

Приветствие учащихся, отметка отсутсвующих. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.

Ты мой друг и я твой друг, вместе мы семья.
Что не сможете вы сами, помогу вам я!
Пожелаем успехов друг другу глазами.
И вперед, за новыми знаниями!

У нас сегодня необычный урок

Я хочу, чтобы он был результативным, и остался в памяти у вас и у наших гостей.

Білімді бақылау/ Актуализация знаний

На прошлом уроке, мы с вами приступили к изучению большой темы: Население мира.

Ребята, а какие науки, занимающиеся изучением населения вы знаете?

( антропология – наука о происхождении и развитии человека; демография – наука населении, его численности и воспроизводстве).

Үй тапсырмасын тексеру/ Проверка домашнего задания.

Жаңа білімдерді қалыптастыру/ Формирование новых знаний .

Данная мелодия является подсказкой темы нашего сегодняшнего урока.

Попробуйте ее угадать? Оглашение темы, целей и задач урока.

Для чего необходимо знать половозрастную структуру населения любой страны?

- прогнозировать рост численности населения на ближайшие годы;

- степень обеспечения страны трудовыми ресурсами;

- обеспечение школами, дошкольными учреждениями, учениками и.т.д.

Все население подразделяется на три крупные возрастные группы:

Дети (0-14 лет) – 28%

Взрослые (15 - 59) – 62%

Пожилые (60 и более) – 10%

В последнее время наблюдается увеличение доли пожилых людей. Как вы думаете, с чем это связано?

Исходя из территориальных различий в демографических показателях, выделяют три типа возрастной структуры населения. Давайте обратимся к тексту учебника на стр. 96

Назовите типы возрастной структуры населения и их особенности, установите соответствие.

Прогрессивный: дети > пожилые.

Для каких стран характерен данный тип? (отсталые страны с традиционным типом воспроизводства населения)

Стационарный: дети = пожилые

Регрессивный : дети

В каких странах наблюдается данный процесс? (Япония, Италия)

Соотношение полов влияет на общий ход воспроизводства населения. Возрастную структуру населения отображает половозрастная пирамида.

Работа в группах:

Изучить половозрастную пирамиду населения Казахстана. Сделать выводы.

Укажите причины, меньшей продолжительности жизни мужчин по мере значимости ( какую ставите на первое место и т.д.) Выступление групп.

Возраст – главный показатель трудоспособности населения, а трудовые ресурсы являются главной производительной силой общества.

Назовите границы трудоспособного возраста в Казахстане?

(Женщины 16 – 58 лет/ мужчины 16-63 года)

3 группа: Составить кластер, отображающий крупные секторы экономики страны.

Раздел ЕГЭ: 3.4. Половозрастной состав населения

Структура населения — деление населения на группы по половому, возрастному составу и другим показателям.

ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Различия в половом составе населения незначительны. Мальчиков рождается примерно на 5 % больше, чем девочек. Однако их смертность в младенческом возрасте выше, из-за чего примерно к 25 годам соотношение полов выравнивается. К старшему возрасту численность женщин увеличивается. Это объясняется тем, что продолжительность жизни женщин в среднем на 5—8 лет больше продолжительности жизни мужчин.

Соотношение количества мужчин и женщин по возрастным категориям:

  • 0—14: 107 мужчин на 100 женщин;
  • 15—24: 107 мужчин на 100 женщин;
  • 25—54: 102 мужчины на 100 женщин;
  • 55—64: 95 мужчин на 100 женщин;
  • 65 и старше: 81 мужчина на 100 женщин.

Половой состав неоднороден в разрезе стран и регионов. В большинстве стран Азии и в некоторых странах Африки количество мужчин превышает количество женщин. Особенно велик перевес мужчин в Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Пакистан), а также в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии. Один из самых больших перевесов мужского населения отмечается в ОАЭ — 274 мужчины на 100 женщин.

Преобладание женщин характерно для половины стран мира (особенно в Европе). К числу стран, где количество женщин и мужчин равно (или примерно равно), можно отнести:

  • Австралию
  • Швецию;
  • Перу;
  • Боливию;
  • Эквадор
  • Эфиопию и др.

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

При анализе возрастного состава населения принято выделять три возрастные группы:

  • дети и подростки (0—14 лет);
  • трудоспособное население (15— 64 года);
  • старший возраст (65 лет и старше).

Возрастная структура отличается в странах с различным типом воспроизводства населения:

  • I тип — доля детей и подростков не больше 20—25 %, тогда как доля людей пожилого возраста — около 20 % и имеет тенденцию к увеличению в связи со старением населения.
  • II тип — доля детей около 40— 45 %, а в отдельных странах превышает 50 % (Кения, Ботсвана). Доля пожилого населения не превышает 5—6 %.

Половозрастной состав населения

Возрастной состав населения

Средний возраст жителя Земли — 30,4 года, в том числе мужчин — 29,6 года, женщин — 31,1 года.

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА

Для визуализации возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для отдельных стран пирамиды имеют свои характерные особенности.

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА

Для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых людей).

Для пирамиды стран со вторым типом воспроизводства, напротив, характерно очень широкое основание и чрезвычайно узкий верх.


Соотношение мужчин и женщин (его демонстрируют левая и правая стороны пирамиды) не имеет существенных различий, однако можно проследить преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых.


Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Возрастная структура населения и трудовые ресурсы. Тип воспроизводства является главным фактором, влияющим

на возрастную структуру населения. А от возрастной структуры зависит обеспеченность страны трудовыми ресурсами. К трудовым ресурсам относятся люди, способные к труду. Доля людей трудоспособного возраста является определяющим показателем для оценки обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Различают два типа возрастной структуры населения, соответствующие типу его воспроизводства (схема 21, с. 39). Первый (регрессивный) тип возрастной структуры формируется при первом типе воспроизводства населения. Для него характерна малая доля детей и людей молодого возраста и большая доля пожилых людей. Доля людей трудоспособного возраста составляет 50-60% (диаграмма 3). Такое распределение людей по возрасту характерно в основном для развитых стран. Второй (прогрессивный) тип возрастной структуры имеют развивающиеся страны по второму типу воспроизводства населения. Здесь есть очень большой (даже около половины!) Доля детей и людей молодого возраста при крайне низкой доле пожилого населения. Лица трудоспособного возраста составляют около 51-55%.

Для оценки трудовых ресурсов важна в процентах относительно количества жителей страны. Она зависит от степени вовлечения людей в производство (т.е. наличия рабочих мест), времени, необходимого на образование, пенсионного возраста, закрепленного в законах государства. В высокоразвитых странах показатель экономически активного населения составляет 50-60% общего числа жителей, в развивающихся странах, - 30-40%.

Неодинаковым является и распределение экономически активного населения по сферам деятельности в производстве. В развитых странах более половины работающих заняты в непроизводственной сфере, тогда как в развивающихся странах, 75-90% людей работают в сельском хозяйстве.

Читайте также: