Пушкин в лицее конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Доска:

  • портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина;
  • эпиграф:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А.Ахматова, 1911.

Ход урока.

1. Слово учителя. Эмоциональный настрой. Определение темы, целей, задач урока.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Что вы знаете о Пушкине?

- Какие его произведения читали, слышали?

2. Лицейские годы.

2.1. Слово учителя.

СЛАЙД № 1 Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии Лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в своё время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в Лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства.

СЛАЙД № 2 – 3

2.2. Самостоятельная работа по учебнику (в группах).

Каждая группа находит ответ на вопрос, предложенный учителем.

    • 1 гр. - Откуда Лицей получил такое название? Какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением?
    • 2 гр. - Чем интересно было открытие Лицея.
    • 3 гр. - Каковы были внутренние покои в Лицее, одежда лицеистов, режим в Лицее.
    • 4 гр. - Расскажите о лицейских профессорах.
    • 5 гр. – Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

    2.3. Составление связного рассказа о лицейском периоде жизни А.С.Пушкина.

    • Слово 1 группе. СЛАЙД № 4
    • Слово 2 группе.
    • Слово 3 группе. СЛАЙД № 5
    • Слово 4 группе.
    • Слово 5 группе.

    3. Дружба в жизни А.С. Пушкина.

    3.1. Слово учителя.

    - Каких лицейских друзей А.С.Пушкина вы знаете?

    Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. СЛАЙД № 6

    Двое из них были поэтами. Все лицейские друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. Так называемое Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось. Лицеисты по существу почти не знали притеснений, дружеские отношения связывали их не только между собой, но и с некоторыми профессорами. СЛАЙД № 7

    Конечно, особое место в сердце поэта занимали лицейские друзья. Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина.

    Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

    11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном моро­зе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще. Сердце бешено заколоти­лось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радо­стью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбе­жал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано! СЛАЙД № 8

    На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Алек­сандр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.

    Возможно, что именно этот момент встречи на своей картине изобразил художник Ге:

    СЛАЙД № 9 Пушкин, жести­кулируя, читает рукопись. Он изображен в центре кар­тины, в центре своего кабинета. Справа от него, удобно расположившись в кресле, внимательно слушает друга Пущин. На заднем плане слева мы видим няню. Она да­же прервала свою работу, тоже заслушавшись чтением Пушкина.

    Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.

    4.1. Анализ стихотворения.

    - Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. СЛАЙД № 10

    - Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

    Наверное, задушевно, грустно, светло.

    - Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?

    Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.

    - Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

    Благодарностью и нежностью.

    - Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?

    - Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

    Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.

    А.С.Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Друзья сохраняют верность на всю жизнь.

    - Проследите по тексту стихотворения развитие чувства дружбы к Пущину. Переживает ли лирический герой чувство дружбы как важное явление своей жизни?

    - Как нужно читать это стихотворение?

    4.2. Работа над выразительным чтением стихотворения.

    Постарайтесь выразить в своём чтении грусть и благодарность в первой части (воспоминание о встрече в Михайловском), чувства дружбы, поддержки, утешения во второй части стихотворения (обращаясь к ссыльному другу).

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Александр Сергеевич Пушкин (родился 6 июня, в 1799 в Москве, скончался 10 февраля, в 1837 в Санкт-Петербурге) — крупнейший русский поэт, писатель и драматург, творец современного литературного русского языка.

    Именем А.С. Пушкина названы многие театры, улицы нашей страны, а также город Пушкин, расположенный рядом с Санкт-Петербургом.

    6 Июня 1799 года в Москве ,в семье отставного майора Лейб-гвардии

    Егерского полка Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны (урожд.

    Ганнибал) родился сын Александр.

    Под гербовой моей печатью
    Я кипу грамот схоронил
    И не якшаюсь с новой знатью,
    И крови спесь угомонил.
    Я грамотей и стихотворец,
    Я Пушкин просто, не Мусин,
    Я не богач, не царедворец,
    Я сам большой: я мещанин .

    hello_html_m56637ece.jpg

    hello_html_m733d9864.jpg

    В мае 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили было отвезти его в Петербург и отдать на воспитание в Иезуитский коллегиум. Но в это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен открыть осенью в Царском Селе новое, ещё небывалое в России учебное заведение – Лицей. Слух этот заинтересовал отца Пушкина, Сергея Львовича, любителя всяких новостей.

    Пушкин-лицеист. Памятник в лицейском саду.

    hello_html_m62f3f737.jpg

    Сергей Львович навёл справки и скоро узнал, что Лицей должен готовить будущих помощников царя, государственных деятелей.
    В то время царь Александр I ещё был вольнодумцем. Его отец, деспот Павел I, был убит придворными, и Александру, чтобы удержаться на престоле, приходилось проявлять мягкость души и свободу мыслей, что он и делал некоторое время.
    В Лицее должны были бесплатно жить и учиться дети родовитых дворян: предполагалось, что по окончании Лицея они займут важные государственные должности по дипломатической и военной части. Царь хотел лично наблюдать за воспитанием лицеистов и потому приказал открыть Лицей в Царском Селе, в четырёхэтажном флигеле, примыкавшем к большому царскому дворцу.
    И бесплатное обучение, и покровительство царя, и блестящая карьера в будущем – всё это взволновало Сергея Львовича, и он решил во что бы то ни стало устроить сына в Лицей. Но детей родовитых дворян было много, а в Лицей принимали всего тридцать воспитанников. Надо было хлопотать, искать протекции. Обычно ленивый и беспечный, Сергей Львович тут проявил достаточную энергию и добился того, что его сыну разрешили держать экзамен.
    В июле Пушкин вместе с дядюшкой Василием Львовичем, известным в ту пору поэтом, выехал на лошадях из Москвы в Петербург. Он выдержал экзамен и был принят в Лицей.

    В этом здании, налево от арки, помещался Царскосельский лицей.

    19 октября, утром, в тихом живописном Царском Селе, во дворцовом флигеле, произошло торжественное открытие Лицея. После молебна в придворной церкви лицеистов, 10–14-летних мальчиков, одетых в новую парадную форму – в синие мундиры с красными воротниками, шитыми серебром, в белые брюки и высокие ботфорты, – ввели в большой лицейский зал.

    Между колонн стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На столе лежала "Высочайшая грамота" – указ царя об открытии Лицея.
    Лицеистов выстроили в три шеренги справа от стола. Вместе с ними встало их взволнованное начальство: директор, инспектор, гувернёры, – а напротив, лицом к ним, выстроились лицейские профессора и чиновники.
    В торжественной тишине чиновник из министерства народного просвещения тонким, дребезжащим голосом прочитал указ об открытии Лицея и устав Лицея, в котором говорилось, что в этом "новом святилище наук" телесные наказания запрещаются. Это было необыкновенно и ново, потому что в те годы во всех учебных заведениях школьников секли розгами самым унизительным образом. Потом директор Лицея, держа в дрожащих руках длинный лист бумаги, невнятно и робко прочитал скучную, длинную речь.
    Но вот следом за ним к столу смело, с достоинством вышел молодой профессор политических наук Куницын. Он не читал свою речь, а говорил уверенно, громко, обращаясь не к царю, а к лицеистам. Он призывал их к славе, к служению отечеству, народу, к честному выполнению долга гражданина и воина.
    В его речи не были и тени раболепства, он ни разу не упомянул имени царя. Это тоже было необыкновенно. Все ораторы обычно призывали своих слушателей к служению прежде всего царю, а потом уже отечеству, народу. Куницын смело нарушил этот обычай. И это глубоко взволновало лицеистов и запало в их души на всю жизнь.
    Через 25 лет, за три месяца до своей трагической смерти, Пушкин в день 19 октября, в "Лицея день заветный", вспоминал о речи Куницына и только о ней как о большом событии в день открытия Лицея.
    Лицеисты с восторгом слушали смелую речь Куницына и смотрели на него, как на человека необыкновенного. И он действительно оказался необыкновенным человеком. В течение шести лет он был их любимым профессором. Он воспитал в них чувство чести и независимости, стремление к свободе, ненависть к тирании и рабству.

    Учился Пушкин плохо, в Лицее по успеваемости он был 4-м с конца. Александр предпочитал лазить через забор Лицея, воровать в царском саду наливные яблоки и драться со сторожами. Он виду не показывал, что много читает и прочел всю французскую классику. По воспоминаниям, "все научное он считал ни во что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр."

    Считал схоластику за вздор
    И прыгал в сад через забор
    Когда порой бывал прилежен,
    Порой ленив, порой упрям,
    Порой лукав, порою прям,
    Порой смирен, порой мятежен,
    Порой печален, молчалив,
    Порой сердечно говорлив.

    Называя Лицей "монастырем", Пушкин тосковал по свободе. Он ждал, когда вырвется из заточения в Петербург.

    Но время протечет,
    И с каменных ворот
    Падут, падут затворы,
    И в пышный Петроград
    Через долины, горы
    Ретивые примчат;
    Спеша на новоселье,
    Оставлю темну келью,
    Поля, сады свои;
    Под стол клобук с веригой —
    И прилечу расстригой
    В объятия твои.

    Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять меня. Меня искали, но не нашли. "

    Таким скромным человеком был Пушкин в юности.

    Александр Сергеевич Пушкин скончался 10 февраля, в 1837 в Санкт-Петербурге после дуэли с Ж.-Ш.Дантесом.

    Могила А.С.Пушкина находится у стен Успенского собора в Пушкинских горах.

    Автор: Шабунова Наталия Евгеньевна

    Населенный пункт: г. Ульяновск

    Цель:

    Оборудование: мультимедийная презентация.

    ХОД УРОКА.

    I. Организационный момент.

    — Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

    II . Мотивационно-мобилизующий этап.

    А сейчас прослушайте фрагмент стихотворения. (Читает подготовленный ученик.)

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он как душа неразделим и вечен -

    Неколебим, свободен и беспечен

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина,

    И счастие куда б ни повело,

    Все те же мы: нам целый мир чужбина;

    Отечество нам Царское Село.

    - Как вы думаете, какому поэту могут принадлежать эти строки?

    - Как вы считаете, они написаны в ранний период творчества А.С. Пушкина (слайд 1) или в поздний?

    III . Определение темы урока.

    - Где учился Пушкин?

    IV . Целеполагание.

    - Какие цели мы сегодня поставим на уроке?

    V . Изучение нового материала.

    Воспоминания в Царском Селе (отрывок)

    Навис покров угрюмой нощи
    На своде дремлющих небес;
    В безмолвной тишине почили дол и рощи,
    В седом тумане дальний лес;
    Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
    Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
    И тихая луна, как лебедь величавый,
    Плывет в сребристых облаках.

    С холмов кремнистых водопады
    Стекают бисерной рекой,
    Там в тихом озере плескаются наяды
    Его ленивою волной;
    А там в безмолвии огромные чертоги,
    На своды опершись, несутся к облакам.
    Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
    Не се ль Минервы росской храм?

    Не се ль Элизиум полнощный,
    Прекрасный Царскосельский сад,
    Где, льва сразив, почил орел России мощный
    На лоне мира и отрад?
    Промчались навсегда те времена златые,
    Когда под скипетром великия жены
    Венчалась славою счастливая Россия,
    Цветя под кровом тишины!

    О, громкий век военных споров,
    Свидетель славы россиян!
    Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
    Потомки грозные славян,
    Перуном Зевсовым победу похищали;
    Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
    Державин и Петров героям песнь бряцали
    Струнами громозвучных лир.

    Страшись, о рать иноплеменных!
    России двинулись сыны;
    Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных
    Сердца их мщеньем зажжены.
    Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
    Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
    Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
    За Русь, за святость алтаря.

    Где ты, краса Москвы стоглавой,
    Родимой прелесть стороны?
    Где прежде взору град являлся величавый,
    Развалины теперь одни;
    Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
    Исчезли здания вельможей и царей,
    Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
    Чертоги пали богачей.

    Утешься, мать градов России,
    Воззри на гибель пришлеца.
    Отяготела днесь на их надменны выи
    Десница мстящая творца.
    Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
    Их кровь не престает в снегах реками течь;
    Бегут - и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
    А с тыла гонит русский меч.

    - Готовы? Я начинаю читать. К кому я подойду, тот продолжает чтение.

    - Каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

    - Какова тема этого стихотворения?

    - Это знаменитое стихотворение?

    - Вы знаете, когда Пушкин впервые прочитал это произведение?

    - 8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса (слайд 2). На экзамен по российской словесности приехали великий поэт Г. Р. Державин и другие любители просвещения. И вот наконец вызвали его – Александра Пушкина. Он стоит посреди зала в двух шагах от знаменитого поэта. Пушкин сдаёт экзамен Державину на высокое звание российского поэта…

    - Если стены лицея способны готовить такие таланты, интересно, что это был за лицей? Итак, слово учителям. Остальные внимательно слушают, потому что потом учителя зададут вам несколько вопросов.

    Ученики в роли учителей.

    Позже лицеи появились во многих странах Западной Европы.

    Первый в России лицей был открыт в 1811 году в Царском Селе как привилегированное закрытое учебное заведение для подготовки высших государственных служащих.

    На открытии лицея выступили директор В.Ф. Малиновский и профессор А.П. Куницын. Воспитанниками стали 30 мальчиков 11–14 лет из дворянских семей, среди которых – А.С. Пушкин (слайд 3). Обучение в лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.

    Следует отметить, что Царскосельский лицей находился под патронажем императора России (слайд 4). Кроме того, граф А.К. Разумовский официально именовался главой лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.

    Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта (помощники профессоров), один священник — преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того, в штате лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

    Царскосельский лицей являлся закрытым учебным заведением (слайд 5), а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня.

    В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти — завтрак (чай с белой булкой) и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов — обед из трёх блюд и короткий перерыв.

    В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов лицеисты шли на ужин, состоящий из двух блюд, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать.

    Для нужд лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников.

    Каждому лицеисту полагалась отдельная комната (слайд 6), классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

    Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека, куда поступали практически все лучшие отечественные и зарубежные книги.

    А еще в лицее была так называемая Газетная комната, посередине которой стоял круглый стол. На нём свежие газеты, журналы.

    Наступил 1812 г., и политические известия с каждым днём становились всё тревожнее. Все толковали о войне, о неминуемом нападении на Россию Бонапарта.

    Для лицеистов первого выпуска дружба была самым светлым чувством.

    Дельвиг Антон, Вильгельм Кюхельбекер, Пущин Иван, Малиновский Иван, Данзас – вот друзья Пушкина (слайд 7). Без своих друзей, без их шуток, насмешек, помощи, памяти Пушкин не стал бы Пушкиным. А они без него, без его мыслей, строчек, без того бессмертия, которым он так щедро с ними поделился.

    - Как вы думаете, ребята, легко ли было поступить в лицей?

    - Вступительный экзамен в только что открывшийся Лицей был назначен на август. В зале роскошного дворца министра просвещения А.К.Разумовского собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Экзаменовали сам Разумовский, директор департамента Мартынов, директор Лицея Малиновский. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик. Отвечает легко и уверенно. Давайте посмотрим, как это было.

    Экзаменатор. Какого французского писателя вы знаете лучше всего?

    Экзаменатор. Не родственник ли вам писатель Василий Пушкин?

    Пушкин. Точно так, ваше сиятельство, родной дядя.

    Экзаменатор. В таком случае вы, конечно, знаете и других русских писателей?

    Пушкин. Ещё бы! Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков – у нас в доме свои люди.

    Экзаменатор. Примите за правило, молодой человек, выслушивать старших до конца, не прерывая. Итак, я спрашиваю вас, читаете ли вы произведения наших лучших писателей?

    Пушкин. Кажется, всё перечитал, что интересного в библиотеке моего отца, а библиотека у него в тысячу с лишним томов.

    Экзаменатор. Но если вы всё перечитали, то любопытно знать, кого вы почитаете первым русским поэтом?

    Пушкин. По времени первым русским поэтом надо считать Ломоносова…

    Экзаменатор. А про Кантемира небось и забыли или не слыхали?

    Пушкин. Кантемир – не поэт, у него рубленая проза.

    Экзаменатор. Вот как!

    Пушкин. Не один я так считаю: я от многих слышал. По качеству же стихов первым поэтом хотя и приято у нас считать Державина, но стих у него чересчур напыщен, у Жуковского он гораздо натуральнее и благозвучнее.

    Экзаменатор. Вы прочитали малую толику. Запомнили, несомненно, кое-что наизусть?

    Пушкин. Очень многое.

    Экзаменатор. В арифметике, я уверен, вы всего слабее. Что вы учили по обязанности, то усвоили плохо, что читали без спроса, то усвоили прекрасно. (Обращается к учителю.) Сей птенец сколь необуздан, столь и даровит.

    VI. Подведение итогов.

    - Это стихотворение ещё раз убеждает нас в том, что лицейские годы явились для поэта важным этапом в его жизни и творческой биографии. Почему?

    VII. Домашнее задание.

    - Итак, во сколько лет А.С. Пушкин стал лицеистом?

    - А вам сколько лет, ребята?

    VIII. Рефлексия.

    - В заключение урока ответьте на вопросы: 1) Пушкин для меня пример? 2) Почему?

    - Ребята, вы можете по-разному относиться к великому поэту и его творчеству, а я хочу вместе с моим современником А.Н. Алифиренко во многом ему признаться (слайд 8):


    Вступительное слово (в это время на интер-доске показывается памятник А.С. Пушкину-лицеисту в г. Пушкине, звучит музыка – Полонез Глинки).

    Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта, его окружении, времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

    19 октября – день образования Царскосельского Императорского лицея – стал для современной России днем лицеев и, конечно же, лицеистов. Лицей – это образ одухотворенной юности, рождение идеалов и верность идеалам чести, совести и мужества.

    19 октября можно назвать Днем рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. Это не менее значительная дата для поэта, чем 6 июля. Это день духовного рождения его личности.

    Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет (с 19 октября 1811года по июнь 1817 года). Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей.

    2. Просмотр слайдов. Царское Село. (Приложение 1,Презентация).

    Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды - озера, пруды, протоки, каскады, фонтаны, стройные дворцы и причудливые беседки, белеющие средь ветвей мраморные статуи - все будило вдохновение и творчес

    Куда бы нас не бросила судьбина,

    И счастие куда ни повело,

    Все те же мы: нам целый мир – чужбина,

    Отечество нам – Царское село.

    Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

    При мирных ли брегах родимого ручья,

    Святому братству верен я.

    Дух вольномыслия царил в лицейской республике. Но в то же время огромное значение предавалось учению.

    Расписание дня:

    6 ч. подъем, молитва в зале в неделю:

    7-9 ч. класс (учебные занятия) 8 ч на французский язык

    9 ч. чай с белой булкой 8 ч. на немецкий язык

    до 10 ч. первая прогулка 6 ч. на латынь

    10-12 ч. класс по 3 ч. на русский язык,

    12-13 ч. вторая прогулка историю, географию,

    13 ч. обед из трех блюд математику

    14-15 ч. чистописанье или рисованье по 1 ч. на логику,

    15-17 ч. класс правоученье,

    17 ч. чай закон Божий

    до 18 ч. третья прогулка

    20.30 ч. ужин из двух блюд

    22 ч. вечерняя молитва, сон

    Подросток Пушкин… Порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый…31 мая 1817 года заканчивает Лицей:

    Промчались годы заточенья;

    Недолго, мирные друзья,

    Нам видеть кров уединенья

    И царскосельские поля.

    Разлука ждет нас у порогу,

    Зовет нас дальний света шум,

    И каждый смотрит на дорогу,

    С волненьем гордых, юных дум.

    А.С.Пушкин получает свидетельство с определением в гражданскую службу с чином 10 класса, то есть коллежского секретаря.

    В свидетельстве было написано: «Воспитанник Императорского Царскосельского лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ; в российской и французской словесности, а также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ. Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком, во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати.

    В тот же вечер Пушкин уезжает в Михайловское. Затем определен на службе в коллегии иностранных дел:

    Шесть лет промчалось, как мгновенье,

    В объятьях сладкой тишины,

    И уж отечества призванье

    Гремит нам: шествуйте, сыны!

    3. А.С.Пушкин в воспоминаниях.

    4. Чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

    Поэт размышляет о возможной для каждого лицеиста карьере. Военная карьера – это судьба гусара, капитана или улана, карьера чиновника – возможность стать асессором, чиновником высокого ранга и в конце концов знатным вельможей. Но автора привлекает только свободное творчество, даже если его непременная принадлежность – красный колпак шута. Именно оно – его судьба, его удел.

    6.Заключительное слово. Лицей сегодня.

    В современном понимании лицей- это такой тип общеобразовательного учреждения, где наиболее подготовленным учащимся предоставляется возможность получения разностороннего образования, самостоятельного выбора предметов для их углубленного изучения, реализации индивидуальных творческих способностей.



    Целевая аудитория: для 6 класса

    Полный конспект урока, качественная презентация. Автором предложена интересная форма проведения урока. Спасибо.

    Физкультминутки

    Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Свидетельство о публикации презентации

    Конкурсы для учителей

    Диплом и справка о публикации каждому участнику!

    350 лет Петру I

    8 марта

    Маркер СМИ

    © 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
    Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
    Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

    Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
    Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
    При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
    Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


    Фотографии предоставлены

    Читайте также: