Полна природа удивленья 1 класс планета знаний конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МАОУ СШ №51 г.Липецка
Открытый урок окружающего мира
"Полна природа удивленья"
в 1Б классе
Подготовила и провела:
Ларькина Марина Николаевна,
учитель начальных классов, высшей категории
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные : различают объекты живой и неживой природы.
Личностны е: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные : планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические - классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, в малой группе, контролировать действия партнёра.
Оборудование:
карточки со словами ( слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение), название темы, картины природы, раздаточный материал в конвертах,"Музыка природы" (Лес, Гроза, Ветер), презентация.
1. Организационный этап.
Организовать направленное внимание на начало урока.
- Долгожданный дан звонок - начинается урок! Слайд 2
- Ребята, я желаю вам хорошо поработать на уроке, будьте внимательны. Сегодня мы отправляемся в путь за знаниями, все готовы?
2. Актуализация знаний.
- Урок наш я хочу начать со стихотворения. Послушайте его, посмотрите на доску и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это все вокруг….(природа)
3. Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и цели урока.
-А что такое природа?
-Как вы думаете, все ли вы знаете о природе?
- Да, мы радуемся новым открытиям человечества.
-А кто из вас хочет научиться открывать новые знания?
- А чтобы заметить что-то новое, что вы должны уметь делать? (слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение).
КАРТОЧКИ со словами - на доску!
- Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
- Давайте откроем в учебнике маршрутный лист нашего путешествия.С.56-57 Прочитайте название раздела, который будем изучать. (Природа в жизни человека) Слайд 3
- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела?
- Прочитайте название нашей первой остановки . Слайд 4
- Это тема нашего сегодняшнего урока (Название на доску!)
Полна природа удивленья ,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добра.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей.
4. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, что значит, полна природа удивленья? (Природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)
- Сядьте поудобнее, мы начинаем наше путешествие.
- Попробуем сделать открытие. Какая бывает природа?
5. Изучение нового материала.
Практическая работа в парах
- Поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в парах.
– Откройте конверты. достаньте содержимое. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты. Повторите хором (объекты)
- Распределите их на две группы.( объекты природы, предметы сделанные человеком).
- Какой объект здесь лишний? Почему он не относится к природе?
- Уберите его в конверт.
- Распределите оставшиеся объекты еще на две группы. Если затрудняетесь, то рассмотрите схему в учебнике на с. 58.
- О чем можно узнать по этой схеме?
-- По каким признакам вы объединили эти живые объекты? ( живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают)
- Как бы вы назвали эту группу объектов? (Живая природа)
- Чем бы вы их дополнили ?
Вывод: К живой природе относятся растения, животные.
- По каким признакам вы объединили вторую группу?
- Как назовём эту группу? (неживая природа)
- А к какой группе отнесём человека ? (Часть живой природы)
Вывод : природа бывает живая и неживая. (Повторение по слайду)Слайд 5
- Прочитаем текст над схемой .(Дети читают текст.)
– Сравним этот текст с нашим выводом, который мы сделали по схеме.
(Ученики при сравнении текста и рассказа по схеме делают вывод, что они одинаковые)
– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
6. Закрепление изученного.
Физкультминутка.
- Выполнить движение (показывает учитель), если назван объект живой природы –хлопнуть в ладоши, неживой- топнуть.
Собака, телевизор, цветы, трактор, облако, сумка, снежинка, кошка, река, ложка, сосулька, ранец, Марина, песчинка, качели, лиса.
– Что можно сказать про рукотворные объекты? (Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
- Что же такое природа?
- Какая бывает природа?
7. Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Посмотрите на экран и определите, какая картинка здесь лишняя и почему.
- б) Самостоятельная работа.
– Открываем тетрадь на странице 3 и выполняем задание 1.
– Красным кружком обозначаем объекты живой природы,
синим – объекты неживой природы,
зелёным – то, что сделано руками человека.
Проверим выполненное..
Физкультминутка Слайд 11
Утром бабочка проснулась….
В) Явления природы.
- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.
– Полна природа удивленья.
- А что удивляет нас в природе? ( Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)
Звучит музыка природы.
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы .
- Какие явления природы вы знаете? Отгадайте загадки найдите отгадку в учебнике на с.59.
1. Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой. (Закат)
2 . Крашеное коромысло
Через речку повисло. (радуга)
- Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между Солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед вами). Иначе радугу не увидеть.
- А , кто назовёт все цвета радуги? (Каждый охотник желает знать , где сидит фазан)
3. Раскаленная стрела
Дуб свалила у села . (молния)
- Молния- опасное явление природы. Шаровая молния может влететь в открытое окно. Поэтому во время грозы необходимо закрывать окна.
4 . Летит без крыльев и поет,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (ветер).
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Ты гуляешь на просторе.
- А какие бывают ветры?
- О каких явлениях у меня не прозвучали загадки?(звездопад и ледоход)
- Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе. Слайды 13
- Связаны ли между собой живая и неживая природа? (Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)
9. Рефлексия (подведение итогов урока)
- Наше путешествие подходит к концу, но не заканчивается. Ведь мы с вами ещё столько должны узнать нового о природе, сделать много открытий.
- А какие секреты природы мы сегодня открыли?
- Что интересного вы расскажете дома своим родителям?
- Каким чудесам природы мы сегодня удивлялись?
- Достигли мы поставленных целей? Что помогло вам достичь целей? (хорошая работа на уроке)
Выберите любое высказывание и продолжите его.
- Сегодня я узнал…
- Я не совсем разобрался.
- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите.
Зелёный - вы всё поняли на уроке.
Желтый - вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки.
Красный - кому было трудно запомнить новый материал.
- И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
- Берегите нашу удивительную природу!
- Ребята, мне понравилась ваша работа на уроке. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок! Урок окончен.
Раздаточный материал к уроку
Слушать
наблюдать
воображать
развивать
свою речь
уметь доказывать своё мнение
природа удивленья
Краткое описание документа:
Педагогическиецели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические - классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, в малой группе, контролировать действия партнёра.
Оборудование:
карточки со словами (слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение),название темы, картины природы, раздаточный материал в конвертах,"Музыка природы" (Лес, Гроза, Ветер), презентация.
Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты…
Всмотрись проникновеннымвзглядом
В природу…
В ней с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: “Остановись, мгновенье. ”
Учитель: – Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)
Открывается 1 слайд. Дети читают название темы урока
Полна природа удивленья.
“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”
Учитель: - Как вы понимаете эти слова?
(Дети дают свои объяснения)
Учитель: – Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее.
Учитель: – А что же такое природа?
(Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы и дают свои объяснения.)
Дети. – Природа – это солнце, небо, облака, цветок, бабочка, речка и т.д.
Учитель: – К природе относится всё что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.
Рассмотрите схему в учебнике на стр.58 (Окружающий мир 1класс. Авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.)
Учитель - Определите с помощью схемы, что на нашем рисунке относится к живой природе, а что к неживой.
Учитель - Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?
Эмоциональное воздействие природы на человека.
Дети рассматривают иллюстрацию “Закат”
Учитель: – Вообразите, что вы видите не фотографию, а реальный пейзаж, в который вы можете “войти”.
Какие чувства вы испытываете?
Выслушиваются ответы детей.
Картина И. Шишкина “Рожь” (музыкальное оформление. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” “Баркорола”
Учитель. А сейчас мы совершим путешествие в мир красок. Перед нами картина И. Шишкина “Рожь”
Дети рассматривают картину и описывают её.
- Представьте, что вы идёте по пшеничному полю, над которым плывут белые лёгкие облака. Что вы чувствуете?
- Какое настроение вызывает эта картина у вас?
Дети описывают какое эмоциональное воздействие производит на них природа.
Учитель. Шишкин любил и понимал русскую природУчитель: Она вызывала у него восхищение. Его картины приковывают наше внимание и заставляют любоваться обычной красотой, которую мы в спешке иногда не замечаем. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского “Полна природа удивленья”
Читает подготовленный ученик.
Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добора.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей.
6 слайд. “Портрет художника И. Шишкина” И. Крамской.
Перед нами портрет художника И. Шишкина. Этот портрет написал И. Крамской.
Представьте себя на месте художника И. Шишкина. Как вы думаете, о чём он задумался?
Прочтите стихотворение русского поэта Ф.И. Тютчева.
…Природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
Учитель. – О чём вам говорят эти строки? (ответы детей)
-Ф.И. Тютчев, наблюдая за природой, пытался понять её душу, услышать её голос. Природу поэт изображает живым разумным существом.
- Согласны ли вы со взглядом Ф.И. Тютчева? (ответы детей)
8 слайд. Явления природы.
Учитель. все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы.
- Перечислите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.
Дети .Гроза, снегопад, восход, закат, рассвет…
Учитель читает загадкУчитель:
Над тобою, надо мною.
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез.
- Какое бывает у вас настроение, когда идёт летний дождь?
Учитель. – Давайте послушаем, какие стихи о летнем дожде прочитают нам дети.
(Читают заранее подготовленные дети.)
Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом.
Чистый лес, и сад, и луг –
Как красиво всё вокруг!
Учитель: – Какое настроение у летнего дождя?
- Послушайте ещё одно стихотворение
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.
Учитель: - Какую картину вы представили?
Учитель: - Какое настроение вызывает у вас осенний дождь?
11 слайд. И. Шишкин “Дождь в дубовом лесу” (музыкальное оформление. Звуки природы “Дождь в лесу”
Учитель - Что увидел и передал И.Шишкин в своей картине?
- Схвачено мимолётное состояние природы – летний дождик, туман, люди, спешащие по дороге.
12 слайд. Физкультминутка.
Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей.
Дождинки пляшут как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождик тёплый, дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.
Учитель: - Какие ещё явления мы можем наблюдать во время дождя? Послушайте загадку и назовите их.
Стучит без рук, горит без огня .( Гром и молния)
- Что страшнее гром или молния?
14 слайд. К Маковский “Дети, бегущие от грозы” (Музыкальное оформление.Звучит музыка А. Вивальди из цикла “Времена года” “Лето” “Гроза”
Учитель. - При помощи чего художник передаёт настроение природы?
Дети. При помощи кисти, красок.
Учитель- В какие цвета окрашено грозовое небо? (Художник выбрал тёмно-синий, белый и жёлтый цвет. Сочетание этих цветов передаёт состояние тревоги.)
Учитель - А при помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (С помощью звуков и музыкальных инструментов)
Учитель - Какие звуки природы слышны вокруг? (Раскаты грома, шум ветра)
Отшумел у ушёл прочь летний дождь. Из- за туч выбралось солнце – и тотчас на листьях тополей и клёнов, лип и берёз заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась ….(радуга)
15 слайд. “Радуга.”
Учитель. – какие загадки о радуге вы знаете?
Ответы детей (Разноцветное коромысло через речку повисло)
- почему возникает радуга? (дети высказывают свои предположения)
- Радуга возникает только в той стороне, куда ушёл дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба.
– Какие явления природы вы ещё знаете?
- Дайте название каждому рисункУчитель:
Учитель. Что такое природа? Какие явления природы вы знаете? (ответы детей)
Учитель. Как можно увидеть красоту природы?
Дети. Надо быть внимательным и наблюдательным.
Учитель. При помощи чего можно передать свои чувства, своё ощущение, настроение?
Дети. При помощи красок , слов, музыки.
И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”
Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать с разными источниками для пополнения знаний
Задачи:
Образовательные : сформировать первоначальные представления о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.
Конспект урока окружающего мира
Тема урока: Полна природа удивленья
Цель урока: создать условия для формирования представлений о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать с разными источниками для пополнения знаний
Образовательные : сформировать первоначальные представления о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.
Развивающие: учить детей сравнивать, обобщать, делать выводы, работать со схемой; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывающие: формировать азы ответственного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь называть объекты живой и неживой природы, называть, чем живая природа отличается от неживой, называть явления природы, давать название каждому рисунку, описывать явления природы.
Личностные: осознавать себя жителями планеты Земля, испытывать чувство ответственности за сохранение ее природы, владеть основами экологической грамотности; оценивать себя на основе критериев успешной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные общеучебные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); логические: классифицировать объекты живой и неживой природы, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: уметь договариваться с партнером, осуществлять взаимный контроль, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сегодня, ребята, мы продолжаем пополнять свои знания по окружающему миру. Мы приступаем к изучению следующего раздела учебника.
Посмотрите на маршрутный лист нового раздела и скажите, как он называется.
Что такое природа?
А то, что сделано руками человека относится к природе?
Посмотрите , как называется первая остановка на маршруте?
-Природа в жизни человека.
- Природа – это солнце, небо, облака, земля, бабочка, цветы, растения и т.д.
-Нет .Природа- это все что нас окружает , кроме того, что сделано руками человека.
-Полна природа удивленья.
Слайд 2, 3, 4
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотрите небольшую часть фильма и ответьте, почему тема урока так называется?
Чем она нас удивляет?
Все ли мы знаем о природе?
А кто из вас хочет научиться открывать новые знания?
А чтобы научиться этому, что вы должны делать?
Сейчас попробуем сделать первое открытие
-Природа нас часто удивляет
- слушать, правильно выполнять задания, наблюдать и т.д.
Назовите одним словом:
Сосна, ландыш, трава- ……
Медведь, ворона, карась, жук-….
Мухомор, шампиньон, подосиновик-……
Мельчайшие живые существа, которые можно увидеть только в микроскоп-….
Самое разумное существо на Земле-…..
На небе днем светит….
Картофель сажают в …..
Мы выходим гулять на свежий….
Чаще всего мы пьем…
Как заменить все эти слова одним словом?
Все эти предметы природы мы будем называть ОБЪЕКТАМИ природы.
Первичное усвоение новых знаний.
- Рассмотрите объекты природы, посоветуйтесь друг с другом, найдите лишний объект.
-Чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?
В ходе работы дети выясняют, что объекты можно разделить на живые и неживые.
- Объекты живой природы: дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают.
-Объекты неживой природы увеличиваются, уменьшаются, разрушаются, размываются, растворяются
Первичная проверка понимания
2. Продолжим и сделаем второе открытие.
У доски будут работать Ильнур, Сулейман К., Салават Они разделят названия предметов на три группы.
Живая природа Цветок Шмель Лиса Дерево
Неживая природа
Сделано руками человека
Работа в группах
-Разделите объекты природына 2 группы.
Взаимопроверка.
Природа бывает живая и неживая. Что общего между живыми и неживыми объектами? Как вы думаете, могут объекты живой природы существовать без объектов неживой природы?
3. Отгадай те загадки
Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь)
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
В белом бархате деревня - и заборы и деревья.
А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней)
Разноцветное коромысло через речку повисло. (Радуга)
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические – классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать действия партнера.
Раздел: Природа в жизни человека
Тип урока: открытие новых знаний
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические – классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать действия партнера.
Читайте также: