Полна природа удивленья 1 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МАОУ СШ №51 г.Липецка

Открытый урок окружающего мира

"Полна природа удивленья"

в 1Б классе

Подготовила и провела:

Ларькина Марина Николаевна,

учитель начальных классов, высшей категории

Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные : различают объекты живой и неживой природы.

Личностны е: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные : планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические - классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, в малой группе, контролировать действия партнёра.

Оборудование:

карточки со словами ( слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение), название темы, картины природы, раздаточный материал в конвертах,"Музыка природы" (Лес, Гроза, Ветер), презентация.

1. Организационный этап.

Организовать направленное внимание на начало урока.

- Долгожданный дан звонок - начинается урок! Слайд 2

- Ребята, я желаю вам хорошо поработать на уроке, будьте внимательны. Сегодня мы отправляемся в путь за знаниями, все готовы?

2. Актуализация знаний.

- Урок наш я хочу начать со стихотворения. Послушайте его, посмотрите на доску и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это все вокруг….(природа)

3. Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы и цели урока.

-А что такое природа?

-Как вы думаете, все ли вы знаете о природе?

- Да, мы радуемся новым открытиям человечества.

-А кто из вас хочет научиться открывать новые знания?

- А чтобы заметить что-то новое, что вы должны уметь делать? (слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение).

КАРТОЧКИ со словами - на доску!
- Вот мы с вами и поставили задачи на урок.

- А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

- Давайте откроем в учебнике маршрутный лист нашего путешествия.С.56-57 Прочитайте название раздела, который будем изучать. (Природа в жизни человека) Слайд 3

- Как вы думаете, что узнаем из этого раздела?

- Прочитайте название нашей первой остановки . Слайд 4

- Это тема нашего сегодняшнего урока (Название на доску!)

Полна природа удивленья ,

Полна покоя и добра.

Нет у природы утомленья,

Она всегда, всегда добра.

От яркой зелени до стужи,

От мартов и до январей –

Она чем краше, тем доступней,

И тем богаче, чем щедрей.

4. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, что значит, полна природа удивленья? (Природа не перестаёт удивлять нас своими чудесами)

- Сядьте поудобнее, мы начинаем наше путешествие.

- Попробуем сделать открытие. Какая бывает природа?

5. Изучение нового материала.

Практическая работа в парах

- Поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в парах.

– Откройте конверты. достаньте содержимое. Что видите? (картинки) Мы будем называть их научным словом – объекты. Повторите хором (объекты)

- Распределите их на две группы.( объекты природы, предметы сделанные человеком).

- Какой объект здесь лишний? Почему он не относится к природе?

- Уберите его в конверт.

- Распределите оставшиеся объекты еще на две группы. Если затрудняетесь, то рассмотрите схему в учебнике на с. 58.

- О чем можно узнать по этой схеме?

-- По каким признакам вы объединили эти живые объекты? ( живые – дышат, питаются, приносят потомство и умирают)

- Как бы вы назвали эту группу объектов? (Живая природа)

- Чем бы вы их дополнили ?

Вывод: К живой природе относятся растения, животные.

- По каким признакам вы объединили вторую группу?

- Как назовём эту группу? (неживая природа)

- А к какой группе отнесём человека ? (Часть живой природы)

Вывод : природа бывает живая и неживая. (Повторение по слайду)Слайд 5

- Прочитаем текст над схемой .(Дети читают текст.)

– Сравним этот текст с нашим выводом, который мы сделали по схеме.

(Ученики при сравнении текста и рассказа по схеме делают вывод, что они одинаковые)

– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)

6. Закрепление изученного.

Физкультминутка.

- Выполнить движение (показывает учитель), если назван объект живой природы –хлопнуть в ладоши, неживой- топнуть.

Собака, телевизор, цветы, трактор, облако, сумка, снежинка, кошка, река, ложка, сосулька, ранец, Марина, песчинка, качели, лиса.

– Что можно сказать про рукотворные объекты? (Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)

- Что же такое природа?

- Какая бывает природа?

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Посмотрите на экран и определите, какая картинка здесь лишняя и почему.

- б) Самостоятельная работа.

– Открываем тетрадь на странице 3 и выполняем задание 1.

– Красным кружком обозначаем объекты живой природы,

синим – объекты неживой природы,

зелёным – то, что сделано руками человека.

Проверим выполненное..

Физкультминутка Слайд 11

Утром бабочка проснулась….

В) Явления природы.

- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.

– Полна природа удивленья.

- А что удивляет нас в природе? ( Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)

Звучит музыка природы.

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы .

- Какие явления природы вы знаете? Отгадайте загадки найдите отгадку в учебнике на с.59.

1. Над рекой остановился

Шар воздушный, золотой.

А потом за лесом скрылся,

Покачавшись над водой. (Закат)

2 . Крашеное коромысло

Через речку повисло. (радуга)

- Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между Солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед вами). Иначе радугу не увидеть.

- А , кто назовёт все цвета радуги? (Каждый охотник желает знать , где сидит фазан)

3. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села . (молния)

- Молния- опасное явление природы. Шаровая молния может влететь в открытое окно. Поэтому во время грозы необходимо закрывать окна.

4 . Летит без крыльев и поет,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (ветер).

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе.

- А какие бывают ветры?

- О каких явлениях у меня не прозвучали загадки?(звездопад и ледоход)

- Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе. Слайды 13

- Связаны ли между собой живая и неживая природа? (Вода питает растения, животных, человека. Растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества. Солнце даёт всем свет и тепло.)

9. Рефлексия (подведение итогов урока)

- Наше путешествие подходит к концу, но не заканчивается. Ведь мы с вами ещё столько должны узнать нового о природе, сделать много открытий.

- А какие секреты природы мы сегодня открыли?

- Что интересного вы расскажете дома своим родителям?

- Каким чудесам природы мы сегодня удивлялись?

- Достигли мы поставленных целей? Что помогло вам достичь целей? (хорошая работа на уроке)

Выберите любое высказывание и продолжите его.

- Сегодня я узнал…

- Я не совсем разобрался.

- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите.

Зелёный - вы всё поняли на уроке.

Желтый - вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки.

Красный - кому было трудно запомнить новый материал.

- И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.

- Берегите нашу удивительную природу!

- Ребята, мне понравилась ваша работа на уроке. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок! Урок окончен.

Раздаточный материал к уроку

Слушать

наблюдать

воображать

развивать

свою речь

уметь доказывать своё мнение

природа удивленья

Краткое описание документа:

Педагогическиецели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями природы, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические - классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, в паре, в малой группе, контролировать действия партнёра.

Оборудование:

карточки со словами (слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение),название темы, картины природы, раздаточный материал в конвертах,"Музыка природы" (Лес, Гроза, Ветер), презентация.

Мир этот полон красоты!
И то, что кажется привычным,
Иначе вдруг увидишь ты…
Всмотрись проникновеннымвзглядом
В природу…
В ней с тобою рядом,
В простых, обычных проявленьях
Так много прелести своей!
Скажи: “Остановись, мгновенье. ”

Учитель: – Как выдумаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)

Открывается 1 слайд. Дети читают название темы урока

Полна природа удивленья.

“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”

Учитель: - Как вы понимаете эти слова?

(Дети дают свои объяснения)

Учитель: – Только природа может сделать человека добрее, богаче и красивее.

Учитель: – А что же такое природа?

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением природы и дают свои объяснения.)

Дети. – Природа – это солнце, небо, облака, цветок, бабочка, речка и т.д.

Учитель: – К природе относится всё что нас окружает, кроме того, что сделано человеком.

Рассмотрите схему в учебнике на стр.58 (Окружающий мир 1класс. Авторы: Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.)

Учитель - Определите с помощью схемы, что на нашем рисунке относится к живой природе, а что к неживой.

Учитель - Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?

Эмоциональное воздействие природы на человека.

Дети рассматривают иллюстрацию “Закат”

Учитель: – Вообразите, что вы видите не фотографию, а реальный пейзаж, в который вы можете “войти”.

Какие чувства вы испытываете?

Выслушиваются ответы детей.

Картина И. Шишкина “Рожь” (музыкальное оформление. Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” “Баркорола”

Учитель. А сейчас мы совершим путешествие в мир красок. Перед нами картина И. Шишкина “Рожь”

Дети рассматривают картину и описывают её.

- Представьте, что вы идёте по пшеничному полю, над которым плывут белые лёгкие облака. Что вы чувствуете?

- Какое настроение вызывает эта картина у вас?

Дети описывают какое эмоциональное воздействие производит на них природа.

Учитель. Шишкин любил и понимал русскую природУчитель: Она вызывала у него восхищение. Его картины приковывают наше внимание и заставляют любоваться обычной красотой, которую мы в спешке иногда не замечаем. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения М. Пляцковского “Полна природа удивленья”

Читает подготовленный ученик.

Полна природа удивленья,
Полна покоя и добра.
Нет у природы утомленья,
Она всегда, всегда добора.
От яркой зелени до стужи,
От мартов и до январей –
Она чем краше, тем доступней,
И тем богаче, чем щедрей.

6 слайд. “Портрет художника И. Шишкина” И. Крамской.

Перед нами портрет художника И. Шишкина. Этот портрет написал И. Крамской.

Представьте себя на месте художника И. Шишкина. Как вы думаете, о чём он задумался?

Прочтите стихотворение русского поэта Ф.И. Тютчева.

…Природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.

Учитель. – О чём вам говорят эти строки? (ответы детей)

-Ф.И. Тютчев, наблюдая за природой, пытался понять её душу, услышать её голос. Природу поэт изображает живым разумным существом.

- Согласны ли вы со взглядом Ф.И. Тютчева? (ответы детей)

8 слайд. Явления природы.

Учитель. все изменения, которые происходят в природе, называют явлениями природы.

- Перечислите прекрасные явления, которые существуют в мире природы.

Дети .Гроза, снегопад, восход, закат, рассвет…

Учитель читает загадкУчитель:

Над тобою, надо мною.
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес -
Прохудился и исчез.

- Какое бывает у вас настроение, когда идёт летний дождь?

Учитель. – Давайте послушаем, какие стихи о летнем дожде прочитают нам дети.

(Читают заранее подготовленные дети.)

Прогремел июльский гром –
Стало всё свежо кругом.
Чистый лес, и сад, и луг –
Как красиво всё вокруг!

Учитель: – Какое настроение у летнего дождя?

- Послушайте ещё одно стихотворение

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла.

Учитель: - Какую картину вы представили?

Учитель: - Какое настроение вызывает у вас осенний дождь?

11 слайд. И. Шишкин “Дождь в дубовом лесу” (музыкальное оформление. Звуки природы “Дождь в лесу”

Учитель - Что увидел и передал И.Шишкин в своей картине?

- Схвачено мимолётное состояние природы – летний дождик, туман, люди, спешащие по дороге.

12 слайд. Физкультминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей, дождь, лей.
Дождинки пляшут как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной
Пьёт, пьёт, пьёт.
А дождик тёплый, дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт.

Учитель: - Какие ещё явления мы можем наблюдать во время дождя? Послушайте загадку и назовите их.

Стучит без рук, горит без огня .( Гром и молния)

- Что страшнее гром или молния?

14 слайд. К Маковский “Дети, бегущие от грозы” (Музыкальное оформление.Звучит музыка А. Вивальди из цикла “Времена года” “Лето” “Гроза”

Учитель. - При помощи чего художник передаёт настроение природы?

Дети. При помощи кисти, красок.

Учитель- В какие цвета окрашено грозовое небо? (Художник выбрал тёмно-синий, белый и жёлтый цвет. Сочетание этих цветов передаёт состояние тревоги.)

Учитель - А при помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (С помощью звуков и музыкальных инструментов)

Учитель - Какие звуки природы слышны вокруг? (Раскаты грома, шум ветра)

Отшумел у ушёл прочь летний дождь. Из- за туч выбралось солнце – и тотчас на листьях тополей и клёнов, лип и берёз заискрились водяные капли, а через небосвод от края и до края перекинулась ….(радуга)

15 слайд. “Радуга.”

Учитель. – какие загадки о радуге вы знаете?

Ответы детей (Разноцветное коромысло через речку повисло)

- почему возникает радуга? (дети высказывают свои предположения)

- Радуга возникает только в той стороне, куда ушёл дождь. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька – как крохотная призма, а поскольку их много, то и радуга получается в пол неба.

– Какие явления природы вы ещё знаете?

- Дайте название каждому рисункУчитель:

Учитель. Что такое природа? Какие явления природы вы знаете? (ответы детей)

Учитель. Как можно увидеть красоту природы?

Дети. Надо быть внимательным и наблюдательным.

Учитель. При помощи чего можно передать свои чувства, своё ощущение, настроение?

Дети. При помощи красок , слов, музыки.

И в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение “Миг”

Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования представлений о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать с разными источниками для пополнения знаний

Задачи:

Образовательные : сформировать первоначальные представления о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

Конспект урока окружающего мира

Тема урока: Полна природа удивленья

Цель урока: создать условия для формирования представлений о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать с разными источниками для пополнения знаний

Образовательные : сформировать первоначальные представления о живой и неживой природе, явлениях природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

Развивающие: учить детей сравнивать, обобщать, делать выводы, работать со схемой; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывающие: формировать азы ответственного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь называть объекты живой и неживой природы, называть, чем живая природа отличается от неживой, называть явления природы, давать название каждому рисунку, описывать явления природы.

Личностные: осознавать себя жителями планеты Земля, испытывать чувство ответственности за сохранение ее природы, владеть основами экологической грамотности; оценивать себя на основе критериев успешной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные общеучебные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); логические: классифицировать объекты живой и неживой природы, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь договариваться с партнером, осуществлять взаимный контроль, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Сегодня, ребята, мы продолжаем пополнять свои знания по окружающему миру. Мы приступаем к изучению следующего раздела учебника.

Посмотрите на маршрутный лист нового раздела и скажите, как он называется.

Что такое природа?

А то, что сделано руками человека относится к природе?

Посмотрите , как называется первая остановка на маршруте?

-Природа в жизни человека.

- Природа – это солнце, небо, облака, земля, бабочка, цветы, растения и т.д.

-Нет .Природа- это все что нас окружает , кроме того, что сделано руками человека.

-Полна природа удивленья.

Слайд 2, 3, 4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите небольшую часть фильма и ответьте, почему тема урока так называется?

Чем она нас удивляет?

Все ли мы знаем о природе?

А кто из вас хочет научиться открывать новые знания?

А чтобы научиться этому, что вы должны делать?

Сейчас попробуем сделать первое открытие

-Природа нас часто удивляет

- слушать, правильно выполнять задания, наблюдать и т.д.

Назовите одним словом:

Сосна, ландыш, трава- ……

Медведь, ворона, карась, жук-….

Мухомор, шампиньон, подосиновик-……

Мельчайшие живые существа, которые можно увидеть только в микроскоп-….

Самое разумное существо на Земле-…..

На небе днем светит….

Картофель сажают в …..

Мы выходим гулять на свежий….

Чаще всего мы пьем…

Как заменить все эти слова одним словом?

Все эти предметы природы мы будем называть ОБЪЕКТАМИ природы.

Первичное усвоение новых знаний.

- Рассмотрите объекты природы, посоветуйтесь друг с другом, найдите лишний объект.

-Чем отличаются объекты живой природы от объектов неживой природы?

В ходе работы дети выясняют, что объекты можно разделить на живые и неживые.

- Объекты живой природы: дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают.

-Объекты неживой природы увеличиваются, уменьшаются, разрушаются, размываются, растворяются

Первичная проверка понимания

2. Продолжим и сделаем второе открытие.

У доски будут работать Ильнур, Сулейман К., Салават Они разделят названия предметов на три группы.

Живая природа Цветок Шмель Лиса Дерево

Неживая природа

Сделано руками человека

Работа в группах

-Разделите объекты природына 2 группы.

Взаимопроверка.

Природа бывает живая и неживая. Что общего между живыми и неживыми объектами? Как вы думаете, могут объекты живой природы существовать без объектов неживой природы?

3. Отгадай те загадки

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет и поет, убаюкивает? (Дождь)

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

В белом бархате деревня - и заборы и деревья.

А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней)

Разноцветное коромысло через речку повисло. (Радуга)

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические – классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать действия партнера.

Раздел: Природа в жизни человека

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические – классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать действия партнера.

Читайте также: