Конспект занятия хохлома и гжель

Обновлено: 06.07.2024

Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка).
Объявление темы урока. Постановка учебной цели.

II. Актуализация знаний

– Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).

– Давайте вспомним, О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Городце, Жостове)

– Хорошо, мы сейчас проверим, как вы запомнили материал предыдущих уроков.

1. Из какого материала делают эту красоту мастера? (Из дерева.)
2. Главный мотив этой росписи?

3. Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)

4. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

– Правильно, ребята. Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.

(Читает подготовленный ученик):

Хохломская роспись:
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи – перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
У красы точеной – сарафан парчовый,
По волнам узоров яхонты горят.
Что за чародеи Хохлому одели
В этот несказанный праздничный наряд?
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий -
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

1. А как называется этот промысел?

Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)

2. Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)

3. Что такое бликовка? (Свет на листочках и лепестках выполнен белилами.)

3. Что такое привязка? (Мелкие листочки, стебли, бутоны.)

4. Что такое уборка? (Рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию.)

Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление.

(Читает подготовленный ученик):

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака,
Багрянец поздних листьев
Лесной подснежник первый,
А жостовские кисти
Нежнее мягкой вербы.

– Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?

Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)

1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)

2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)

– Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.

(Читает подготовленный ученик):

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.

1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.)
2. Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купава.)
3. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, центром, размерами.)
4. Какую птицу изображали мастера? (Птица добра и счастья Сирин.)

– Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? (Ответы учащихся.)

(Читает подготовленный ученик):

Есть на Волге город древний,
По прозванью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

III. Практическая работа: роспись тарелочек по выбранному мотиву.

– Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Мягкие породы деревьев, залежи глины, залежи металлов, источники натуральных природных красителей, все эти промыслы продолжают жить и сейчас. И мы с вами сегодня приобщимся к народным промыслам на практике, станем мастерами. Вам нужно будет выбрать один из понравившихся промыслов и расписать тарелочку без предварительного рисунка. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. (Показ учителя.) Перед вами образцы народных мастеров, вы можете ими воспользоваться.

IV. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

(Звучит народная музыка.)

V. Выставка и анализ работ.

– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

– Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)

– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)

Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:

Творенья русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,

И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.

Воспитатель вносит детям коробку и говорит о том, что пришла посылка. Предлагает заглянуть внутрь и посмотреть, что в ней находиться.

Воспитатель загадывает детям загадки:

1. «Посуда не простая

А точно золотая!

С яркими завиточками

Ягодками и листочками

2. «Снежно белая посуда

Расскажи ка: ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела

Воспитатель спрашивает детей:

Расскажите, что есть общего и различного в этих росписях ( Схожие черты: материал из которого выполнены изделия – керамика, ассортимент –посуда, роспись – растительный орнамент и др. Отличия: хохлома -посуда может быть деревянной; ассортимент изделий – мебель, посуда, предметы быта; роспись наноситься на какой-либо фон. Гжель расписывается по белому фону. В хохломской росписи используются разные цвета, в гжельской – цвета холодной гаммы: голубой, синий, фиолетовый. Хохломская посуда имеет более простую форму, гжельская – более изящную, украшенную).

Скажите, как народные мастера называют неокрашенные заготовки изделий? (белье).

Вот нам с вами и предстоит расписать заготовки посуды.

Воспитатель предлагает выбрать себе изделие (шаблон), рассмотреть образцы и догадаться каким узором их надо расписать.

Просит одного - двух детей рассказать о том, как они будут расписывать свое изделие, в какой последовательности, как расположат узор.

Предлагает детям начать работу. В ходе работы интересуется замыслом детей, в случае необходимости помогает советом, предлагает обратить внимание на схемы-подсказки, образцы народных изделий и др. При необходимости напоминает правила работы красками.

После окончания детские работы рассмотреть, отметить сходство с народной росписью, аккуратность исполнения, разнообразите, оригинальность. Поблагодарить детей за хорошо выполненную работу, предложить сделать фотографию выставки и послать ее народным мастерам. А готовые работы потом оформить и подарить мамам и бабушкам.

В конце занятия напоминает детям, что необходимо навести порядок на столах, убрать весь материал, намыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Прдолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской .


"Чудо чудное, диво дивное - золотая Хохлома"

Цель: формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям и.


Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе.

Развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности.


В проекте описано создание мини-музея в детском саду.


Конспект занятия "Что за чудо - хохлома"

Программные задачи: познакомить детей с хохломской росписью; дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью; учить детей видеть и выделять характерные элементы росп.

Воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской и гжельской росписями.

Учить определять их сходство и различие.

Расширять знание о предложениях.

Знакомство с существительными, обозначающими посуду.

Социально-коммуникативное развитие :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к народным промыслам.

Демонстрационный материал: посуда с хохломской росписью, гжельская керамика; силуэты посуды, вырезанные из бумаги.

1. Рассматривание картин с изображением хохломской и гжельской росписи.

2. Знакомство с историей промысла.

5. Практическое задание - расписывание шаблонов посуды.

6. Анализ деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

- Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Золотой листвы.

У красы точёной-

По волнам узоров

Хохлому одели

В этот несказанный

Роспись хохломская

В сказочную песню

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

-Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснёмся с искусством наших предков, с природой, овладеем приёмами и способами хохломской росписи. Село хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки.

- В чём же секрет красочной хохломской посуды? Как её делают?

- Оказывается это совсем непросто.

Послушайте этапы работы:

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

- По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

- Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, чёрного, золотого цвета, используется зелёный, жёлтый цвет. Сочетание красного и чёрного придаёт изделиям праздничный, торжественный вид.)

- Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

- А сейчас сравним хохломскую роспись и гжель. Что вы знаете о мастерах гжельской росписи? (ответы детей.)

- Рассмотрите образцы гжельской керамики. Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (ответы детей.)

- Какой узор преобладает в росписи гжельской посуды? (ответы детей.)

- Назовите цвета гжельской керамики? (ответы детей.)

- Назовите основной цвет в росписи гжельской керамики? (ответы детей.)

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Её трава шелковая, её цветы весенние –

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

- Почему гжель называют нежно - голубым чудом?

- Какие элементы есть в гжельской росписи? (ответы детей.)

Все, что только захотим

Мы из снега смастерим.

Лепит Саша колобок,

А Наташа – теремок,

Лева лепит разных рыб,

А Иринка – белый гриб.

- А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем её красочными узорами и подарим нашей хозяйке. (Дети расписывают шаблоны посуды.)

- Что интересного было?

- Что нового узнали?

- С какими народными промыслами вы познакомились?

- О чем расскажете дома своим родителям?

- Мне очень понравилось, как вы украсили посуду. Надеюсь, что в дальнейшем вы самостоятельно сможете украсить вылепленную посуду гжельским и хохломским узором. Молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

Оборудование: Мультимедиа, магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью гжельской; заготовки для выкладывания композиции

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской и гжельской росписи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект открытого занятия

по декоративно-прикладному искусству народного промысла

3 подготовительная группа

Воспитатели: Сорушева В. В.

- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства

- Совершенствование умения при составлении декоративной композиции на основе использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.

Оборудование: Мультимедиа, магнитофон, диск с записями русских народных мелодий, иллюстрации, предметы с хохломской росписью гжельской; заготовки для выкладывания композиции

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде, быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской и гжельской росписи.

Организация и методика проведения занятия


Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

– Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости.

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.


Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Хохлома и Гжель ! – какие странные и веселые слова. В них и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.

У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки, вазы, чашки, что лежат у вас на столах.


✿ Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

✿ Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.

✿ Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.

✿ Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

✿ Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.

✿ Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.


Как же оно начиналось, это удивительное гжельское художество?

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

Мазок с тенью - или "мазок на одну сторону".

Особенность такого мазка - в том, что след после кисти остается в плавным переходе цвета - от темного к светлому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе.

Данной теме посвящено несколько занятий, подготовку к которым следует начать в конце I четверти, чтобы дать возможность учащимся, включенным в поисковые группы, подготовиться к текущим и заключительному занятиям — найти необходимый зрительный, художественно-познавательный материал.

Аннотация: Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе.

Данной теме посвящено несколько занятий, подготовку к которым следует начать в конце I четверти, чтобы дать возможность учащимся, включенным в поисковые группы, подготовиться к текущим и заключительному занятиям — найти необходимый зрительный, художественно-познавательный материал.

Изучение нового материала построено в форме экскурсии по местам, где зародились народные промыслы. На этом этапе урока применяются различные формы и методы работы с учащимися: познавательно-аналитическая беседа, рассказ учителя, показ учителем технологии выполнения элементов росписи, демонстрирующий приемы росписи.

Практические умения учащихся формируются в ходе выполнения ими практического задания, которое проводится в игровой форме.

Дети работают в двух мастерских народных умельцев: мастерской гжели и мастерской хохломы (мастерскую дети выбирают по желанию).

Работа включает в себя презентацию, выполненную в программе MS Office PowerPoint, пояснительную записку и конспект уроков.

Тема. Народные промыслы. Гжель, Хохлома.

Цель. Сформировать представление о народных промыслах гжели, хохломы.

Задачи урока:

Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.

Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

Оборудование.

Компьютер, проектор, гуашь, кисти, вырезанные из бумаги формы посуды.

Описание деятельности учащихся

Участие в общей беседе о народных промыслах гжели, хохломы.

Изучение представленных учителем наглядных материалов в презентации.

Самостоятельная работа над творческим заданием.

Участие в обсуждении результатов, полученных во время работы.

Вид классной доски

Основные термины, используемые на уроке.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

Число и тема урока.

Основные термины, понятия, используемые на уроке.

Межпредметные связи на уроке:

МХК, технология (трудовое обучение).

I. Организационный момент, цели, мотивация.

II. Представление новых знаний.

III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).

IV. Подведение итогов.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, позитивная установка на урок.

3. Определение степени готовности к уроку (коррекция).

4. Описание ожиданий от урока.

I. Организационный момент. Приветствие, позитивная установка на урок.

Посмотрите на экран. Перед вами предметы декоративного искусства.

Можете ли вы определить, к каким народным промыслам они относятся?

Правильно, эти изделия выполнены народными умельцами, и относятся они к разным народным промыслам.

Ребята, можете ли вы предположить, как будет звучать тема нашего урока? (определение темы урока). Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами гжелью и хохломой. Слайд №3

II. Вступительное слово учителя.

Чтобы лучше узнать художественные промыслы гжель и хохлому, мы совершим экскурсию по местам, где они зарождались.

III. Целеполагание.

А как вы думаете, что мы сможем узнать в ходе нашей экскурсии? (учащиеся самостоятельно определяют цель путешествия)

Мы узнаем, где зародились народные промыслы гжель и хохлома, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и после экскурсии мы с вами сами попробуем себя в роли народных умельцев и выполним элементы росписи по мотивам народных промыслов гжели и хохломы в творческой мастерской.

IV. Объяснение темы урока.

1. Путешествие в Подмосковный город Гжель. Слайд №4

Первое путешествие мы совершим в Подмосковье, город Гжель - известный центр гжельской художественной керамики.

Слайд №6. И вот мы на фабрике в формовочном цехе. Здесь фарфоровую массу (шликер) заливают в гипсовые формы Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

Слайд №7. А вот в гончарной мастерской мастера гончарного дела создают свои изделия вручную. Так из глины делают кувшины.

Слайд №8. А сейчас мы с вами посетим мастер – класс. Его показывает мастер гжельской росписи. Сначала форму окунают в глазурь, а затем выполняют роспись.

Слайд №9. В цехе художественной росписи каждый мастер имеет свое рабочее место. Каждое изделие мастер расписывает вручную.

Слайд №10. Исполнитель росписи ставит свою подпись на каждом изделии. Завершается процесс изготовления гжельской росписи обжигом.

Слайд № 11. Посмотрите на экран. Какие изделия вы видите?

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.

Слайд № 12. Посмотрите, ребята, какое удивительное сочетание белого и синего.

Как вы думаете, где мог увидеть мастер эту особую красоту?

Правильно. Секреты красоты таятся в самой природе. Голубизна неба, ослепительная белизна снега – вот что подсказало художнику это гармоничное сочетание красок.

Слайд № 13. Какие элементы росписи используют гжельские мастера? Ребята, посмотрите, какие приемы росписи применяли мастера гжели.

Слайд № 14. Путешествие в мир волшебной хохломы (Горьковская область).

Слайд № 16. Откуда же появилось это удивительное искусство? Разное сказывают старики. Говорят, будто давным–давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы.

Слайд № 17. Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка.

Слайд № 18. Ребята, скажите, какие изделия изготавливают хохломские мастера?

А какие по цвету краски любили использовать хохломские мастера?

Любимые цвета – красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки – приписок. А золото – то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закаливается лак до желтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту традицию сохраняют сегодня народные мастера. Украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

V. Рефлексия.

Ребята, мы совершили с вами экскурсию по местам народных промыслов.

Слайд № 20. Скажите: С какими промыслами вы познакомились? Назовите основные элементы гжельской росписи и хохломы. (Учащиеся называют основные элементы росписи)

Чтобы проверить свои знания, я предлагаю вам по описанию определить вид промысла.

1. Голубизну небесную, что сердцу так мила, кисть мастера на чашку легко перенесла.

2. Удивляя, прорастая как - то празднично жива. Молодая, непростая черно – красная трава.

Проверь свой ответ. Слайд № 21.

Физминутка. Ребята, а сейчас, перед выполнением практической работы, для того чтобы кисти рук были пластичными и гибкими, проведем разминку для рук.

Руки подняли и закачали – это деревья в лесу,
Вниз опустили, кисти встряхнули – это деревья бросают росу.
В сторону руки дружно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сели– руки сложили назад.

VI. Практическая работа. Слайд № 22.

Ребята, мы узнали, как создают мастера свои произведения, познакомились с приемами росписи и сейчас мы сами попробуем себя в роли народных умельцев, поработаем в творческой мастерской.

Можете ли вы по предметам, которые лежат у вас на столах, определить, в какой мастерской вы будете работать?

На ваших столах лежат разные по размеру формы предметов, но они не украшены росписью. Выберите форму предмета, которую вы сможете расписать, и украсьте ее элементами росписи, взяв характерные цветовые сочетания и приемы росписи. Составьте декоративный натюрморт из ваших предметов.

Каждая группа – это мастерская народных умельцев и вам нужно выбрать бригадира, который представит вашу работу.

1группа. Мастера гжели.

2 группа. Мастера хохломской росписи.

VII. Итог.

Анализ работ учащихся, подведение итогов. (Бригадиры представляют работу группы, дают оценку своей работе, остальные ученики выражают свое отношение к работе группы)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С какими трудностями столкнулись.

Слайд № 23. Основные элементы росписи.

VIII. Домашнее задание. Выполните один из трёх вариантов задания:

1. Подберите иллюстративный материал о народных промыслах гжели, хохломы.

2. Придумайте интересную форму предмета и распишите его орнаментом одного из промыслов (по выбору).

На этом наш урок завершен. Всем спасибо за сотрудничество. И пусть этот урок не заканчивается звонком. Пусть он останется надолго в вашей памяти и поможет вам понять и полюбить народное искусство.

Информационные источники:

Читайте также: