Конспект на тему поведение по биологии

Обновлено: 06.07.2024

Поведение — это совокупность целенаправленных действий, определяемых биологическими потребностями и социальными мотивами. Сочетание биологических и социальных потребностей придает поведению человека уникальные черты, позволяющие противопоставить его всему остальному животному миру.

Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.

Различают наследственные и приобретенные формы поведения

Безусловные и условные рефлексы. Человек рождается с определенным, уже готовым набором поведенческих актов — безусловных рефлексов. Это видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей. Они играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений. К ним относятся пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (одергивание руки от горячего предмета, кашель, чиханье и др.), половые (обеспечивающие размножение) и некоторые другие рефлексы.

В процессе индивидуального развития формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции — условные рефлексы (как следует из названия для их образования требуются определенные условия). Условные рефлексы строго индивидуальны и различаются даже у близнецов.

Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировке во времени и пространстве, т. е. адаптации организма к воздействиям среды. Так, условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного сока и сока поджелудочной железы при виде и запахе пищи создают оптимальные условия для ее переваривания.

Механизм образования условных рефлексов. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением

временной связи между разными группами нервных клеток (центрами) коры больших полушарий головного мозга. К настоящему времени установлено, что в образовании временной связи участвуют и подкорковые структуры. Это положение существенно расширяет и дополняет наши знания о природе условных рефлексов.

Чтобы выработать условный рефлекс, надо подкреплять условный раздражитель безусловным, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс.

Базой условного рефлекса служат нейроны коры и подкорковых образований головного мозга. Установлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи (кора — кора, кора — подкорка, подкорка — подкорка) при доминирующей роли коры.

Выработка условного рефлекса проходит поэтапно. Начальный этап характеризуется тем, что рефлекс возникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он вырабатывался, но и других раздражителей, сходных с ним по физическим параметрам. На следующем этапе, в процессе закрепления условного рефлекса, ответную реакцию вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

Торможение условных рефлексов

Условные рефлексы способны тормозиться. Если после выработки пищевого слюноотделительного рефлекса перестать подкреплять условный раздражитель действием безусловного, то спустя некоторое время наступает угасание условного рефлекса. Слюны будет выделяться все меньше и меньше, пока условно-рефлекторное слюноотделение не прекратится полностью. Произойдет так называемое внутреннее торможение условного рефлекса.

Рефлекторный характер психики

И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде.

Для человека внешний мир — это не только биологическая среда, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.

Под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика находится в тесном единстве с различными процессами, происходящими в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией. Посредством психических процессов осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека. Практически все виды деятельности человека так или иначе связаны с психикой.

Поведение – определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни. / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке объясним значение поведения в жизни организмов, понаблюдаем и опишем поведение животных, научимся различать врождённое и приобретённое поведение.

Как между собой общаются животные: язык, движения

Животный мир удивителен и невероятно интересен. Наблюдать за повадками зверей увлекательное занятие. Могут ли они разговаривать? Как между собой общаются животные? Понимают ли друг друга представители разных подвидов?

Животное: границы понятия

Язык животных

Четвероногие особи доносят информацию до своего оппонента не только с помощью звуков. У них отлично развит язык жестов и мимики. У зверей, определённо, больше каналов связи, чем у людей. Если сравнить, как общаются животные и люди, то тут можно найти множество отличий. Свои намерения, волеизъявления, желания, чувства и мысли человек в основном вкладывает в речь. То есть основная нагрузка идёт на вербальное общение.

Животные, напротив, активно пользуются невербальными средствами общения. Их у них гораздо больше, чем у людей. Помимо присущих человеку невербальных средств (позы, жесты, мимика), они используют язык телодвижений (в основном при помощи хвоста и ушей). Большую роль в общении для них играют запахи. Таким образом, язык как система фонем и лексем у зверей отсутствует. То, как между собой общаются животные, похоже на символы. Их язык – это, скорее, сигналы, которые они используют для передачи информации сородичам.

Звуки, издаваемые человеком в процессе коммуникации, являются членораздельной речью. Это возможность речевого аппарата создавать фонемы разного способа образования: щелевые, смычные, дрожащие, сонорные. Ни одному виду животных это не свойственно. Однако язык звуков присущ многим зверям. Даже некоторые рыбы способны их издавать для информирования окружающих об опасности или нападении.

Например, скат ухает, сом умеет хрюкать, камбала издаёт колокольный звон, рыба-жаба гудит, сциена поёт. Звук рождается у них при вибрации жабр, скрежете зубов, сжимании пузыря. Есть рыбы, которые используют внешнюю среду для намеренного создания звуков. Так, лисья акула бьёт по воде хвостом во время охоты, пресноводные хищники в погоне за добычей выныривают.

Пение и чириканье птиц не является бессознательным. У пернатых существует множество сигналов, которыми они пользуются в разных ситуациях.

Неодинаковые звуки издают птицы, например, при гнездовании и миграции, при виде врагов и поиске сородичей. Их умение общаться подчёркивается в произведениях устного народного творчества, где герой, понимающий пернатых, является частью природы. Слуховой аппарат у птиц развит лучше, чем у других животных. Они чувствительнее людей воспринимают звуки, способны слышать более короткие и быстрые фонемы. Таким способностями, данными природой, птицы активно пользуются. К примеру, голуби слышат на расстоянии нескольких сот метров.

В языковом наборе птиц каждого вида есть несколько песен, которые они получают с генами и усваивают в стае. Известна способность некоторых пернатых к подражанию и запоминанию. Так, науке известен случай, когда африканский серый попугай Алекс выучил сто слов и разговаривал. Он также сумел сформулировать вопрос, чего учёные не смогли добиться от приматов. Лирохвост из Австралии способен передразнивать не только птиц, но и других животных, а также искусственно создаваемые человеком звуки. Таким образом, голосовые способности птиц велики, но, надо сказать, мало изучены. Птицы используют и невербальные средства. Если внимательно понаблюдать за тем, как животные общаются между собой, язык движения у них тоже будет заметным. Например, распушённые перья говорят о готовности к драке, большой открытый клюв – знак тревоги, его щёлканье – угроза.

Язык домашних животных: кошки

Каждый хозяин, наблюдая за поведением своих питомцев, замечал, что они тоже умеют разговаривать. На уроках природоведения и окружающего мира изучается то, как животные общаются между собой (5 класс). К примеру, кошки по-разному могут мурлыкать, если просят еду, когда отдыхают. Они мяукают рядом с человеком, но молчат или шипят наедине с сородичами, используя для общения язык телодвижений.

Особенно интересно наблюдать за положением их ушей: вертикально поднятые означают внимание, расслабленные и вытянутые вперёд – спокойствие, направленные назад и прижатые – угрозу, постоянное движение ушами – сосредоточенность. Хвост пушистых созданий является важным сигнализатором для окружающих. Если он поднят, значит кошка довольна. Когда хвост поднят и распушён, то зверёк готов к атаке. Опущенный – знак концентрации. Быстрые движения хвостом – кошка нервничает.

Язык домашних животных: собаки

Иллюстрируя то, как между собой общаются животные, можно сказать, что язык собак тоже разнообразен.

Они умеют не только лаять, но и рычать, выть. При этом гавканье собак бывает различным. Например, тихий и редкий лай говорит о привлечении внимания, громкий и протяжный означает опасность, присутствие чужого. Рычит собака, защищаясь, или охраняя добычу. Если она воет, значит, ей одиноко и грустно. Иногда она визжит, если кто-то сделал ей больно.

То, как между собой общаются животные с помощью невербальных средств коммуникации, демонстрируют кролики. Они крайне редко издают звуки: в основном при сильном волнении и испуге. Однако язык телодвижений у них развит отлично. Их длинные уши, способные крутиться в разные стороны, служат для них источником информации. Для общения друг с другом кролики так же, как кошки и собаки, используют язык запахов. У этих животных есть специальные железы, которые образуют пахнущие ферменты, которыми они ограничивают свою территорию.

Язык диких животных

Поведение и то, как общаются животные в дикой среде, похоже на повадки домашних животных. Ведь многое передаётся через гены. Известно, что, защищая себя и охраняя свою территорию, дикие звери громко и злобно кричат. Но на этом система их языковых знаков не ограничивается. Дикие животные общаются много. Их коммуникация сложна и интересна. Всемирно признанные самые смышлёные животные на планете – дельфины. Их интеллектуальные возможности до конца не изучены. Известно, что они имеют сложную языковую систему.

Помимо щебета, который доступен человеческому слуху, они общаются ультразвуком для ориентации в пространстве. Эти удивительные животные активно контактируют в стае. При общении они называют имена собеседника, издавая мгновенный уникальный свист. Определённо, мир природы своеобразен и увлекателен. Человеку ещё предстоит изучить то, как общаются животные между собой. Языковая система, сложная и исключительная, присуща многим братьям нашим меньшим.

У животных и человека генетически заложены врождённые программы поведения. Эти программы сложились на основе исторического опыта вида. Они способствуют удовлетворению основных жизненных потребностей.

когда грудного ребёнка выкладывают на живот, он рефлекторно поворачивает голову в сторону Такое движение позволяет ему свободно дышать.

Более сложным уровнем врождённого поведения — это инстинктивное поведение. Инстинкт — это цепочка взаимосвязанных безусловных рефлексов, обеспечивающих потребности организма в питании, размножении, безопасности.

У некоторых животных известно такое явление, как запечатление (импринтинг). Это способность детёнышей, только появившихся на свет, запоминать признаки своих родителей.

вылупившиеся из яиц цыплята, гусята, утята признают своей мамой первое живое существо, которое они увидят.

dog-g407b39d5a_640.jpg

известны случаи, когда новорождённый ребёнок оказывался среди животных. У такого человека на всю жизнь остаются повадки животных, ему трудно освоить человеческую речь и не удаётся обучиться письму.

Самое простое приобретённое поведение основано на условных рефлексах. Взаимодействуя постоянно с окружающей средой, животное обучается находить пищу и укрытия, спасаться от врагов.

бездомная собака никогда не бросится под движущуюся машину, несмотря на то, что условного рефлекса на такую ситуацию у неё нет.

И. П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, пришёл к выводу, что животные способны свойственны не только условные рефлексы, но и способность улавливать связь между вещами.

obezjana1w1018.jpg

Способность некоторых животных и человека определять взаимосвязи между предметами и явлениями и приспосабливаться к изменяющимся условиям называют рассудочной деятельностью.

Рассудочная деятельность даёт возможность быстро адаптироваться к постоянным изменениям в окружающем мире, а также позволяет предвидеть развитие событий и подготовиться к ним.

Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.

Важнейшей особенностью высшей нервной деятельности человека является сознание. Сознание — это субъективное отражение в мозге человека окружающей действительности. Оно формируется из разных сведений, представленных формулами, образами или буквами, которые называют знаниями.

Мышление — это познавательная деятельность, которая позволяет в обобщённом виде передать другим людям своё понимание окружающей действительности.

Основу мышления и сознания составляет анализ разнообразной информации, которая поступает в наш мозг от органов чувств и от внутренних рецепторов, воспринимающих любые изменения внутри организма.

  • У человека от рождения есть жизненно важные базовые потребности в воде, пище, в контактах с другими людьми. Человек не сможет выжить, если базовые потребности не удовлетворять.
  • С возрастом появляются вторичные потребности: материальные и духовные (желание вкусно поесть, носить красивую одежду, послушать любимую музыку, посмотреть новый спектакль и др.). Эти потребности у всех людей разные, они зависят от характера, воспитания и возможностей человека.

Потребности вызывают изменения в работе мозга. Некоторые его структуры переходят в возбуждённое состояние, и формируется мотивация, т. е. побуждение к действиям, которые приведут к удовлетворению потребности.

Мозг человека не способен одновременно эффективно работать на основе большого числа мотиваций. Всегда на первом месте находится какая-то наиболее значимая мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.

Удовлетворение потребностей связано с таким явлением как доминанта . Ввёл это понятие в физиологию высшей нервной деятельности русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский. Он утверждал, что при формировании потребности в головном мозге образуется устойчивый очаг возбуждения (доминанта). Этот очаг объединяет разные структуры мозга, которые работают взаимосвязано и согласованно до тех пор, пока не произойдёт удовлетворение данной потребности.

Доминанта тормозит возникновение возбуждения в других частях мозга. Она функционирует до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая её потребность. Доминанта лежит в основе внимания, она позволяет человеку сосредоточиться на выполнении главной задачи.

увлечённый важным делом человек не видит и не слышит ничего, что происходит рядом. Когда же главная жизненная задача выполнена, доминанта угасает, а организм создаёт новые функциональные системы для решения других задач и удовлетворения новых потребностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Опираясь на первоначальные знания учащихся о рефлексах, расширить представления об условных и безусловных рефлексах, создать условия для осознания учащимися роли условных рефлексов для формирования поведенческих актов, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Закрепить у учащихся знания об основах нервной регуляции.

2. Выработать у учащихся представление о механизме выработки условного рефлекса.

3. Ознакомить учащихся с условиями выработки условных рефлексов.

4. Сформировать у учащихся представление о процессах, лежащих в основе поведения человека.

Развивающие:

1.Расширить кругозор учащихся, развивать монологическую речь.

2. Научить школьников находить нужную информацию в разных источниках.

к самостоятельной организации процесса усвоения знаний;

принимать самостоятельные решения;

мыслить критически и оригинально;

самостоятельно получать информацию;

использовать новые идеи для достижения цели;

принимать самостоятельные решения.

Воспитательные:

способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

контролировать свои эмоции;

развивает уверенность в себе.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Формы: Рассказ, письменное тестирование, эвристическая беседа

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный.

Методы работы с информацией: кластер, работа со словарем, работа спрезентацией

Организация: Работа в группах, взаимопроверка, индивидуальная работа.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: проблемного обучения, опережающего обучения.

Оборудование: мультимедийное учебное пособие, компьютер, мультимедийный проектор, экран, указка, фломастеры, таблицы.

Этапы урока

Деятельность учащихся и учителя

1. Организационный момент

Определение состава групп.

Класс, до урока, делится на группы по пять человек, в состав группы входи сильный ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету и ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые.

Каждую группу возглавляет ученик-эксперт, сильный ученик, который руководит группой, организовывает работу группы на всех этапах.

Для каждой группы готовятся отдельные папки-инструкции с материалом для изучения темы. У каждого ученика лист самоконтроля, в который вносятся результаты работы на уроке.

Мотивирование учащихся к учебной деятельности

Ученикам предлагается видеоряд с фотографиями. Что отражают изображенные ситуации? –

Ответ: Различное поведение людей. А что такое поведение? (Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение у организма потребности. Это тесный сплав психических и физиологических процессов.)

-А что лежит в основе поведения?

Отметьте в листах самоконтроля (знал-не знал) эти определения.

А какая связь между этими понятиями (ПОВЕДЕНИЕ-РЕФЛЕКС)?---В основе поведения лежат рефлексы. А какими бывают рефлексы? (условные и безусловные).

Записывается Тема Урока

А кто знает, как называется наука, изучающая поведение животных? (этология- лежащая в основе в основе зоопсихологии).А как называется

Наука , изучающая поведение человека?

- Психология, физиология высшей нервной деятельности.(Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.)

Сейчас поговорим о типах безусловных рефлексов. Перед Вами карточки с указанием типологии безусловных рефлексов. Ознакомьтесь.

Руководствуясь данной классификацией, дать названия рефлексам, названия рефлексам, изображенным на рисунках (последовательно по группам отвечают.) Записывают в тетрадях виды рефлексов.

Вопрос классу: Эта типология может быть отнесена к условным рефлексам:

Приведите примеры условных рефлексов по данной классификации.

А чем характеризуются условные и безусловные рефлексы? Сравним условные и безусловные рефлексы.

Задание из предложенных карточек выбрать характеристики условных и безусловных рефлексов- 1,3группа- условные рефлексы

2,4- безусловные. Заполняют кластеры на доске(одна группа заполняет, вторая проверяет). Вы выделили черты различия

Виды рефлексов

Безусловные

Сохраняются в течение всей жизни

Помогают организму приспособиться к постоянным условиям окружающей среды.

Изменяются в зависимости от условий среды

Вырабатываются на основе безусловных

Помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.

-Материальной основой является нервная ткань.

-Условные рефлексы возникают только на базе безусловных.

-Одинаковы типы рефлексов.

-Сходен механизм- начинаются раздражением и заканчиваются мышечным сокращением.

-Имеют приспособительное адаптивное значение.

3. Актуализация знаний

Формирование способности к самоорганизации в решении поставленных задач

Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторной дуги.

-Что такое рефлекторная дуга?

-Это путь, по которому проходит нервный импульс во время осуществления рефлекса.

-Какая ткань лежит в основе рефлекса?

-Каковы свойства этой ткани?

-Возбудимость и проводимость.

Повторим звенья рефлекторной дуги. Работа по карточкам- заполнить звенья рефлекторной дуги. Затем самопроверка. Отмечают в листах самоконтроля результаты по предложенным критериям.

-Чем заканчивается рефлекторная дуга?

-Где знания механизма рефлекторной дуги, можно применить в практической деятельности человека?

-В психоаналитике, криминалистике (детектор лжи, когда по малейшей ответной реакции в виде сокращения мышц можно судить о состоянии человека.

А все ли Вы знаете об условных рефлексах? Вернее что мы не знаем?

-Почему они называются условные? (Для их выработки нужны условия)

-Какова история открытия учения о в.н.д.

А почему они временные (существуют определенное время) и временные(при их выработке необходимо одномоментное влияние двух раздражителей- безусловного и условного).?

Вот мы и определили цели урока.

Начнем с истории.

4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, работа в группах)

В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось, что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. (Работа со слайдами).

-В этом ящике находится животное с помощью которого известный русский ученый- отец русской физиологии сформулировал основные положения о высшей нервной деятельности. Что это за животное и кто этот ученый?

После выступления вопросы классу:

-Назовите основной труд И.М.Сеченова о физиологии нервной системы.

-Что по Сеченову лежит в основе всех функций мозга человека и животных?

Какие два противоположных процесса могут возникать в ц.н.с. под влиянием внешних факторов?

Кто был продолжателем идей И.М.Сеченова?

(Подсказка - этот ученый был первым лауреатом Нобелевской премии в России).

На слайде портрет И.П.Павлова. (Рассказ ученика)

Что явилось главным открытием И.П.Павлова при изучении физиологии к.п.б. головного мозга?

Рассказ учителя о механизме и условиях выработки условных рефлексов.

Условия, необходимые для выработки условного рефлекса:

Наличие двух раздражителей, один из которых безусловный;

Многократное сочетание условного и безусловного раздражителей;

Условный раздражитель должен предшествовать безусловному;

В качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, по возможности он должен быть индифферентным, т.е. не вызывать оборонительную реакцию но привлекать внимание;

Безусловный раздражитель должен быть сильным, иначе не возникнет временная связь;

Возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного;

Необходимо устранить посторонние раздражители, т.к. они могут вызвать торможение условного рефлекса;

Животное у которого вырабатывается условный рефлекс должно быть здоровым; (отсутствие переутомления, болезни, отдохнувшая кора обеспечивает процесс достаточным количеством энергии АТФ.)

При выработке условного рефлекса должна быть мотивация, например животное должно быть голодным.

Группы выполняют задания:

1-Выделить условия, необходимые для выработки условных рефлексов.

2.Зарисовать механизм образования временной связи.

1гр. 1.Условные рефлексы образуются только на базе безусловных.

2.Безразличный раздражитель должен опережать безусловный.

3.Отсутствие посторонних раздражителей.

5.Кора должна быть в бодром состоянии.

Спикер определяет, кто от группы выступает, заслушиваем объяснение, дополняем.

Только ли рефлексы лежат в основе поведения человека? Возможны гораздо более сложные емкие процессы.

Рассказ об опытах Конрада Лоренца. Запечатление. Распространятся ли явление запечатления на человека. ( Примеры приводят ученики).

5. Закрепление изученного материала

Задания по группам. В течение 1 минуты ответить на вопросы:

1гр. Зная условия, необходимые для выработки условных рефлексов приведите пример, как выработать условный сосудодвигательный рефлекс у человека.

2гр. Вам подарили щенка, как выработать условный рефлекс - реагирование на кличку.

3гр. Вспомните художественные произведения, в которых описаны ситуации, в которых животные начинали откликаться на другую кличку.

4гр. Объясните значение эпиграфа урока.

Записывают домашнее задание. Стр.

Понаблюдайте за своими родственниками. Какие условные рефлексы у них проявляются?

Какие условные рефлексы проявляются у ваших питомцев?

Приведите примеры условных рефлексов, руководствуясь изученной типологией.

Читайте также: