Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека обж 10 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: валеологические тетради, видеофильм.

I. Организационный момент.

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам…

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить…

II. Постановка задачи.

Учитель. Биологический ритм – один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм.

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

– Какие изменения условий среды они наблюдали или знают? (Смена времён года, нарастание или уменьшение солнечной активности, смена дня и ночи, периодичность приливов и отливов.)

Задание. Заполнить схему в валеологической тетради.

Биоритмы – это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.

– Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления.

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.

Задание. В валеологической тетради составить графики работоспособности в течение суток и в течение недели.

График работоспособности в течении суток.

Про принятие пищи можно сказать, что пятиразовый приём полезнее, чем двухразовый.
Почему? (Ребята могут сами ответить на этот вопрос.)
Организм получает больше питательных веществ, все клетки организма в том числе и мозговые, лучше работают.

Недельные биоритмы.

Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую – настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.

Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.

Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).

Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в 9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва – весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.
Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается.
Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве. (Эти интересные данные приводятся в конце занятия).

Учитель. Доказано, что у людей с 7-8 часовым сном, смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4 часа в 2,5 раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 и в 16-18 часов, наименьшая – в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение – в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это – “совы”. “Жаворонки” же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. “Совы” засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Кроме “жаворонков” и “сов”, есть еще и “голуби”. Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип.

Задание. Ответить на вопросы теста и определить к какому типу относитесь (работа в тетради).

Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования
(по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова)

Цели урока. Рассмотреть понятие режима труда и отдыха, формиро­вание индивидуального режима, меры и способы профилактики утомления.

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

— Что такое здоровый образ жизни?

— Какую роль он играет в жизни человека?

— От каких факторов он зависит?

— Какие составляющие он в себя включает?

— На что он направлен?

— Какую роль играет в здоровом образе жизни здоровое питание?

— В чем заключается здоровое питание?

— Что такое культура питания?

— К соблюдению каких правил она сводится?

— Назовите основные правила здорового питания.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Человек не в силах сопротивляться болезни потому что его организм истощен постоянными усилиями, направленными на поддержание обычного ритма своей повседневной жизни. Усталость особенно сильно влияет на человека, если его повседневный ритм жизни не удобен для его организма. Почему это происходит и как сделать свою повседневную жизнь наиболее комфортной? Это и станет темой сегодняшнего урока.

Вопросы для активизации знаний.

— Легко ли вы встаете утром?

— Во сколько вы ложитесь спать?

— Хватает ли вам времени на все ваши занятия?

— Знаете ли вы свои биологические ритмы?

— Знаете ли вы, что такое биологические ритмы?

— Какие типы людей с точки зрения особенностей их биологиче­ских ритмов вы знаете?

— Что такое усталость и в чем она проявляется?

— В какое время у вас наступает период максимальной работо­способности?

— Сколько времени в вашем возрасте нужно отводить на сон?

— Какой вид отдыха позволяет вам быстрее и лучше восстано­вить свои силы?

— Задумывались ли вы над тем, о чем мы говорили сейчас?

Биологические ритмы, или биоритмы, — это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических про­цессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности пере­дается по наследству и обнаружена практически у всех живых орга­низмов. Их проявление можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях. Основной признак ритмических процессов — их повторяемость.

Вея деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям. Ритмично сокращаются сердце и дыхательная мускулатура, за бодрствованием следует сон, изменяются уровень гормонов и биологически активных веществ в крови, де­ятельность органов пищеварения и т.д.

Все функции организма связаны с расходованием энергии. И еже­дневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее вос­полняет.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 ч., затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 ч. вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функци­ональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 ч. у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в тол­кании ядра, в беге на 100 м.

По мнению ученых — хронобиологов (хронобиология — область биологии, изучающая протекание во времени процессов жизнеде­ятельности, тесно связана с медицинской астрологией), существует несколько биологических ритмов, которые определяют жизненную активность человека, способность его эффективно заниматься тем или иным видом деятельности.

Первый значимый ритм — трехчасовой ритм управителей часов данного д ня недели, так называемые космобиологические циклы.

Месячный ритм — он связан с 4-я фазами Луны: новолуние, восходя Луна, полнолуние, убывающая Луна.

Годовой ритм. Он связан со сменой времен года, с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца — активность человека меняется со сменой сезона. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, a с на ступлением весны человек оживает, его активность повышается. Февраль и декабрь — месяцы наименьшей активности почти для всех.

Биологический год — это год жизни человека от дня рождения до рождения. В эти биологические годы есть периоды спада и активности.

При нарушении основных правил здорового образа жизни и пренебрежении собственным запасом сил системы организма начинают работать беспорядочно, и физиологические ресурсы органов и систем используются неэффективно, не успевая полностью восстановиться. Появляются признаки хронической усталости, отсутствие аппетита, снижается острота зрения, реакция становится замедленной.

Усталость, утомляемость и их профилактика. Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости — распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Хроническую усталость можно охарактеризовать как состояние потери активности и способности продолжать какую-либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни.

Мышечная утомляемость — неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности — связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением.

Нейропсихическое утомление ведет к снижению трудоспособности вследствие нарушений центральной нервной регуляции, связанных, в первую очередь, с функциональным состоянием головного мозга, отвечающим за активное бодрствование. Мозг человека потребляет до 25% всех энергетических ресурсов организма, и его активность постоянно высока как в дневное, так и ночное время (деятельность мозга во сне). При нейропсихическом утомлении происходит замедление процессов передачи информации, ухудшение его функций, потеря интересов к работе, ослабление сенсорного восприятия и моторной функции. Нейропсихическое утомление может сопровождаться депрессивными и тревожными реакциями, раздражительностью, резкой сменой настроения и заторможенностью.

Если не происходит восстановления, то возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается истощение. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления. Стресс — особое состояние организма и характеризуется мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма. Возникновение развитие стресса не зависит от факторов, приводящих к нему: психических, социальных, болевых.

Труд и отдых — две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых — состояние относительного покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М. Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе в других мышеч­ных группах. Это явление получило название активного отдыха.

Активный отдых — это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстром y и полному восстановлению работоспособности по сравнению с от­дыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ee видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.

В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отды­ха, особенно при тяжелом физическом труде.

Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной му­зыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, по­скольку развивается сбой биоритмов, а это препятствует нормально­му функционированию организма.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

— Что такое биоритмы?

— Какую роль играют биоритмы в жизни человека?

— Какие бывают биоритмы, исходя из их периодичности?

— Какие биоритмы особенно важны для человека?

— Как, исходя из особенностей суточных биоритмов, можно классифицировать людей?

— Назовите научно-обоснованные часы активной работы, отдыха и отхода ко сну для своего биоритмического типа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологический ритм – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека.

 Виды ритмов месячные суточные Г годовые огггчные

Виды ритмов

 Годовой биоритм Годовой биоритм связан со сменой времен года (сезонные биоритмы), с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца. Активность человека меняется со сменой сезона.

Годовой биоритм

Годовой биоритм связан со сменой времен года (сезонные биоритмы), с движением Солнца, с движением Земли вокруг Солнца. Активность человека меняется со сменой сезона.

Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Наименьшая активность всегда отмечается во второй и двенадцатый месяцы года. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.

Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Наименьшая активность всегда отмечается во второй и двенадцатый месяцы года. Февраль и декабрь – месяцы наименьшей активности почти для всех.

Месячные биоритмы

Суточный биоритм человека Это 24-часовой ритм, который связан с вращением Земли вокруг своей оси. Воздействие Солнца рождает два биоритма – дневной и ночной. Суточный биоритм человека имеет два пика и два спада активности в дневное и ночное время.

Суточный биоритм человека

Это 24-часовой ритм, который связан с вращением Земли вокруг своей оси. Воздействие Солнца рождает два биоритма – дневной и ночной. Суточный биоритм

человека имеет два пика и два спада активности в дневное и ночное время.

Режим жизнедеятельности - это правильное чередование периодов работы, отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца. Основной принцип режима жизнедеятельности – это четкое и строгое выполнение распорядка, недопустимость частых изменений, перегрузок, превышающих пределы работоспособности организма .

Режим жизнедеятельности

- это правильное чередование периодов работы, отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца.

Основной принцип режима жизнедеятельности

это четкое и строгое выполнение распорядка, недопустимость частых изменений, перегрузок, превышающих пределы работоспособности организма .


Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера. Англичане провели исследование среди 3000 человек старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: совы оказались богаче жаворонков, память и мышление у сов так же развиты лучше. Кроме того, здоровье у сов в целом оказалось лучше, чем у жаворонков.

Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера.

Англичане провели исследование среди 3000 человек старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: совы оказались богаче жаворонков, память и мышление у сов так же развиты лучше. Кроме того, здоровье у сов в целом оказалось лучше, чем у жаворонков.

Чуть позже в этом

Чуть позже в этом "птичьем" разделении появилась еще одна группа - голуби - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком.

Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.

Мелатонин служит тому, чтобы человек жил ритмично, меньше старел и находился в приподнятом настроении

Усталость – утомление - переутомление Усталость – закономерное явление, возникающее после любого вида деятельности. Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия какой-либо нагрузки. Переутомление – высшая стадия утомления, когда все ресурсы организма находятся на пределе.

Усталость – утомление - переутомление

Усталость – закономерное явление, возникающее после любого вида деятельности.

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия какой-либо нагрузки.

Переутомление – высшая стадия утомления, когда все ресурсы организма находятся на пределе.

Как настроить биологические часы? 1. Вести размеренный образ жизни, осуществлять самоконтроль состояния организма. 2. Приём пищи, работа, отдых, сон - регулярно и, по возможности, в одно время. 3. Избегать переутомления (умственного, физического) и недосыпания, вредных привычек. 4. Переключиться на другой вид деятельности – с умственного на физический – активный отдых.

Как настроить биологические часы?

1. Вести размеренный образ жизни, осуществлять самоконтроль состояния организма.

2. Приём пищи, работа, отдых, сон - регулярно и, по возможности, в одно время.

3. Избегать переутомления (умственного, физического) и недосыпания, вредных привычек.

4. Переключиться на другой вид деятельности – с умственного на физический – активный отдых.

Оценить 1260 0

Разработка урока ОБЖ в 10 классе по теме:

Автор Чернышева Светлана Анатольевна

преподаватель — организатор ОБЖ,

Тема: Основные понятия о биологических ритмах организма, их влияние на уровень жизнедеятельности человека.

Цель: познакомить учеников с общими понятиями о биоритмах, их влиянии на уровень жизнедеятельности человека;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

1. Организационный момент.2мин.

Здравствуйте. Посмотрите на свои столы все ли готово для того, чтобы начать наш урок. (дневник, учебник, тетрадь, ручка). Садитесь пожалуйста.

2 .Проверка домашнего задания.

Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы с вами проверим, как вы усвоили предыдущий материал.

На дом было задано?

1.Дать определение здоровье.

2.От каких четырех факторов зависит индивидуальное здоровье.

3.Дать понятие ЗОЖ.

4. Назвать основные составляющие ЗОЖ.

5. Каково значение физкультуры и закаливания для обеспечения полноценной жизни.

Для проверки усвоения материала, предлагаю выполнить тестовые задания.

В нашей школе большое внимание уделяется ЗОЖ. Проводятся: конкурсы рисунков, газет, презентаций, день здоровья. Лучшие рисунки и газеты представлены вашему вниманию на доске.

Учащимся на дом было задано, составить презентации по ЗОЖ.

3. Объяснение нового материала.

Биоритмы - циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (например, частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам - суточным (например, колебания интен­ сивности деления клеток, обмена веществ, двигательной активно­ сти животных), приливным (например, биологические процессы у организмов, связанные с уровнем морских приливов), годичным (изменение численности и активности животных, роста и развития растений и др.). Наука о биологических ритмах - хронобиология.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации все­го жизненного распорядка человека, так как высокая работоспо­собность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распо­ рядок.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соот­ветствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъ­ема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижа­ ется, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних за­даний - с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для трениро­ вок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каж­ дому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее

В недельном цикле биоритмов тоже есть период подъема эмо­циональных и физических сил. Он приходится на вторник-четверг. Эти три дня наиболее благоприятны для выполнения ответствен­ ных и сложных заданий. Воскресенье тоже можно отнести к перио­ ду подъема, но его показатели соответствуют примерно 80 % от предыдущего периода.

Существуют такие же периоды в течение годового цикла. Ока­зывается, в первый месяц от даты рождения число лучших показа­ телей по физической и эмоциональной направленности намного выше, чем в остальные. Кроме того, значительно выделялись из среднемесячных данных и 9, 10, 11-й месяцы от даты рождения. У спортсменов высокие результаты наблюдались в день рождения.

Есть основания предположить, что в годовом цикле существу­ ют периоды максимальной и минимальной надежности организма (как биологической системы).

Обобщая материалы многих авторов, можно установить физи­ ческое и эмоциональное развитие определенными скачками у мальчиков: в 6-7, 9-10, 12-13, 15-18 лет. У девочек: в 7, 9, 11, 13, 15, 17 лет. Однако не все дети растут скачками, немало таких, у которых рост проходит монотонно, вяло, без выраженных рывков.

Существуют периоды повышенной утомляемости и раздражи­ тельности, ослабления общей иммунологии и снижения работоспо­ собности: возраст 7,5-8, 13,5-14, 16,5-17 лет.

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда 3

б) иногда 2
в)редко 1
i ) крайне редко 0

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

а) после часа ночи 3

б) от половины двенадцатого до часа 2

в) от десяти до половины двенадцатого 1

г) до десяти часов 0

3. Какой завтрак вы предпочитаете в первый часпослепро­буждения?

б) обильный, но не очень калорийный 2

в) достаточно одного вареного яйца или бутерброда 1

г) хватит чашки чая или кофе 0

4. Вспомните ваши легкие раздражения или мелкие ссоры на
работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?

а) в первой половине дня 1

б) во второй половине дня 0

5. От чего вы могли бы легко отказаться?

а) от утреннего чая или кофе 2

б) от вечернего чая 0

6. Легко ли вы во время отпуска нарушаете привычки, связан­ные с приемом пищи?

а) очень легко 0

б) достаточно легко 1
в)трудно г) привычек не меняю 3

7. С утра вас ждут важные дела. На сколько часов раньше вы ляжете вечером спать?

а) более чем на два часа 3

в) менее чем на час 1

8. Как точно вы можете оценивать без часов отрезок време­ни, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам при этой

а) отрезок оказался меньше минуты 0

Работа с учебником, по группам.

1.Что такое биологические ритмы?

2.Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни?

3.Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости?

4.Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?

5.Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач.

6.Какой режим дня вы считаете наиболее эффективным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам?

Вывод: делают учащиеся.

Читайте также: