Как измерить угол 3 класс пнш конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Задачи: 1. познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром; научить пользоваться им и измерять углы; закреплять навык построения углов;

2. способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, вниманию, воображения, умение сравнивать, обобщать;

3. способствовать воспитанию дружелюбного отношения друг к другу, аккуратности.

Организация класса на работу

-Какие геометрические фигуры изображены на доске?

-Из каких частей они состоят?

-Какой знак используют для обозначения углов?

-Какие виды углов Вы знаете?

-У Вас на партах лежат листы с различными видами углов, Ваша задача подписать их название на строчках, расположенных ниже каждого из углов.

-Отложите эти листочки на край стола, они нам пригодятся чуть позже.

-Сегодня на уроке продолжим сравнивать углы. Будем учиться измерять их с помощью специальной мерки.

4. Изучение нового материала

-Давайте обратимся к нашему учебнику с. 121 №407

-Маша и Миша делали аппликации веера из одинаковых бумажных лепестков. Слева нарисована аппликация, которую сделал Миша, вторую сделала Маша.

-У кого из детей получился веер, раскрытый на больший угол?

-Нам сегодня тоже предстоит измерить угол с помощью лепестков. На партах у вас лежит шаблон угла, положите его перед собой. Возьмите любой лепесток. Ваша задача измерить сколько лепестков помещается в этот угол.

-Давайте посмотрим что у нас получилось.

-Как же получилось так, что измеряли один и тот же угол, а результаты получились разные?

-Поэтому, стало необходимо ввести какую-то единую меру измерения углов. Это показано у Вас в учебнике на с. 122 №409. Лепесток взяли и заменили единым углом, как показано на рисунке под №1. с помощью которого я Вас прошу определить, сколько раз укладывается угол под номером 1 в каждом из данных углов.

-Результаты измерения данных углов с помощью угла 1 запишите, следуя образцу.

-Такой способ тоже не очень понравился людям, и они решили изобрести специальный прибор, который помог бы им очень точно проводить измерения углов. А как этот прибор называется Вы узнаете, если решите данный математический ребус.

-Правильно, данный прибор называется транспортир. И о том что это такое и когда он появился нам расскажет Трейер Анна.

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

- Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР.

-А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

-Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

-Как измерить угол при помощи транспортира?

-Давайте попробуем сами измерить градусную меру тех углов, с которыми мы работали в начале урока.

Совместить вершину угла с центром транспортира.

Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира ( т. е совместить с 0º).

3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.

4. Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду

-значит угол 1=58 градусов

Аналогичная работа проводится и с остальными углами.

-на доске вы видите как Миша пытался измерить градусную меру углов. Найдите его ошибку.

-Объединитесь в группы по 4. каждой группе я раздам задания. Ваша задача измерить градусную меру указанных на рисунках углов.

-Давайте проверим что у вас получилось.

-какие углы вы знаете?

-с помощью какого прибора измеряют углы?

-какую градусную меру имеет прямой угол? развернутый?

8. дача домашнего задания

Нарисовать картину на альбомном листе используя различные геометрические фигуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: создать условия для усвоения знаний и способов деятельности учащихся в системе, для формирования умений применять эти знания при решении стандартных и творческих задач, используя информационные технологии.

Цель урока: создать условия для совершенствования умения измерять и сравнивать углы с помощью угла- мерки (прямого угла), через систему практических заданий систематизировать знания и способы деятельности , показать актуальность применение приобретённых знаний в жизни.

Создать условия для формирования УУД.

Регулятивных:

сохранение учебной цели, заданной учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Познавательных:

умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения;

умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Коммуникативных:

умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);

умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

умение адекватно оценить собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.

Оборудование: доска; интерактивная доска, раздаточный материал, фотоаппарат, демонстрационные прямоугольные треугольники, карточки с заданиями для выполнения на уроке; задание для домашней работы, видеофильм.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Бурулевой Софьей Сергеевной

Технологическая карта урока

Формирование умений и навыков определять высоту треугольника, умений чертить треугольник по заданным параметрам; закрепление умений находить периметр треугольника и площадь прямоугольника.

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие навыков сотрудничества; развитие познавательного интереса и учебного мотива.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определение и формулирование темы урока с помощью учителя; высказывание своего мнения; умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументирование своей позиции; донесение своей позиции до других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соблюдение культуры поведения в учебном диалоге.

Инструментальный блок

Узнать, что называют высотой треугольника; научиться определять высоту треугольника; закрепить умение находить периметр треугольника и площадь прямоугольника.

Организационно- деятельностный блок

Треугольник, высота треугольника, периметр треугольника, площадь прямоугольника; тупоугольный, прямоугольный, остроугольный, равносторонний, равнобедренный треугольник.

Индивидуальная, фронтальная форма работы.

Физическая культура, русский язык, литературное чтение.

Учащиеся формулируют тему урока; участвуют в обсуждении проблемного вопроса; формулируют собственное мнение и аргументируют его; работают с учебником; осуществляют взаимный контроль; оценивают правильность выполнения задания.

Диагностика результатов урока:

Подведение итогов проделанной на уроке работы с помощью системы вопросов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Знать, что такое транспортир.

- Уметь строить углы при помощи транспортира.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области

(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)

Методическая разработка урока

Предмет: математика

Класс: 3

Учитель: Артемьева Т.А

Используемые технологии и оборудование:

интерактивная доска IQ Board,

проектор, визуализатор цифровой ,

система контроля и мониторинга

качества знаний PROClass

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели: Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: измерение углов с помощью транспортира

Образовательная цель: познакомить учащихся с алгоритмом измерения углов

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Знать, что такое транспортир.

- Уметь строить углы при помощи транспортира.

Формы работы: Эвристическая беседа, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в группе.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя:

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир отправляемся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:

И открытия нас ждут обязательно!

Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.

II. Актуализация знаний. На уроках математики мы знакомимся с разными плоскими геометрическими фигурами. Учимся их находить, измерять и сравнивать.


Задание № 1. На интерактивной доске и рабочих листах (Приложение 1) даны разные отрезки. Сравните их между собой и запишите соответствующие равенства или неравенства: АВ…СD, СD…МN, АВ…MN

А В С D N M

- Все ли отрезки получилось сравнить?

- Как быть? ( Нужно взять линейку и измерить).

Дети выполняют задание.

Проверка задания № 1 с помощью чертежа на интерактивной доске (Приложение 2)

Задание № 2 - А теперь сравните углы на глаз и запишите их номера в порядке уменьшения.

А В


С D

Возникает проблемная ситуация: 1-ый и 4-ый угол не удалось сравнить.

- Как же, ребята, поступим? ( Нужно их измерить).

Учитель демонстрирует транспортир из набора инструментов интерактивной доски (Приложение 3)

- Чем будем измерять углы? – (транспортиром. Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол.).

- Кто помнит, в чём измеряется угол? – (Измеряют углы в градусах).

Дополнительные сведения проектируются с помощью визуализатора цифрового из учебника (Приложение 4)

Для измерения углов использовалась астролябия - угломерный прибор, который служил до начала XVIII века для определения положения небесных све­тил, а затем для проведения измерений на местности.

Транспортир, инструмент для построе­ния и измерения углов на чертежах, происходит от латинского -переносить, перекладывать.

Транспортир состоит из линейки и полукруга, разделённого на градусы от 0° до 180°. Первое применение циркуля и угло­мера (большого транспортира, позволявшего измерять углы), приписывают Фалесу Милетскому, древнегреческому философу, который занимался и прак­тической геометрией.
Ученик 3:

Градусные измерения, деление ок­ружности на 360 равных частей, было
принято в вавилонской астрономии вавилонский год насчитывал 360 дней,
к которым египтяне добавили 5 кани­кулярных дней. Тогда же договори­
лись, что единица измерения углов (градус) делится ещё на 60 мелких единиц - минуты, а минута, в свою очередь, на 60 секунд. Современное название происходит от французского слова ”ТRANSPORTER”, что означает “переносить”.

III. Постановка темы и целей урока.

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? (Измерение величины углов)

- Какую цель поставим себе, чему хотим научиться? (Научиться точно измерять углы с помощью транспортира)

IV. Первичное усвоение новых знаний

Практическая работа по измерению углов с помощью транспортира (на интерактивной доске и рабочих листах) (Приложение 5)

Вернёмся к нашей проблемной ситуации. Измеряем угол А и угол D. Но сначала составим алгоритм измерения угла.

А) Составление алгоритма измерения угла (деформированный алгоритм появляется на интерактивной доске, нужно расположить строчки в нужном порядке)

- Пронумеруйте данный алгоритм, правильно расставляя порядок действий.

АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА.

__ Расположить транспортир так, чтобы одна сторона угла проходила через начало отсчета (0 0 ) на одной из двух шкал транспортира. (2шаг)

__ Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.(4 шаг)

__ Совместить центр транспортира с вершиной угла. (1шаг)

__ Посмотреть, через какое деление этой шкалы проходит другая сторона угла.(3шаг)

Б) Учащиеся измеряют данные углы на интерактивной доске и на своих листах. Проверка задания № 2. Вывод.

Первичная проверка понимания

. Задание № 3* Самостоятельная работа по выбору. Построение и измерение углов на циферблате часов по указанному времени.

- Молодцы. За отличной работой и время не замечаешь. Как выдумаете, почему я заговорила о времени? (учителю обязательно взглядом указать на механические настенные часы). (Большая и маленькая стрелки образуют угол).

- У вас на листе представлены табло электронных часов. Ваша задача отобразить это же время на циферблате механических часов. Какие углы у вас получились? Измерьте и запишите их величину.




15 - 00 7 - 10 18 – 43

_________ ________ ________

Проверка задания № 3*. 1 часы - 90 0 (прямой угол) , 2часы – около 155 0(тупой угол)

3 часы – около 70 0(острый угол)

(проверяем на интерактивной доске)(Приложение 7)

Первичное закрепление

Работа в парах (используются карточки и приложения 8)

-Следующее задание будем выполнять в паре. Измерьте изображённые углы.

Дети договариваются: кто какой угол будет измерять, измеряют и записывают градусную меру угла.

Завершив измерения, пары обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку.

VII. Итог урока.

- Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

Знать, как пользоваться транспортиром

Составить алгоритм измерения углов.

Уметь точно определять градусную меру угла.

Уметь правильно определять вид угла

- А где ты в своей жизни встречаешься с углом?

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

IX. Рефлексия с использованием системы PROClass. (Приложение 9)

- Что вам дал сегодняшний урок математики? Выберите нужный ответ и проголосуйте.

Читайте также: