Знакомимся с текстом рассуждением 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, Презентация “Работа с текстом-рассуждением”, схемы-опоры к тексту-рассуждению.

Ход урока

I. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Артикуляционные упражнения

III. Чистоговорки

Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
За-за-за – уходи домой коза.
Ло-ло-ло – на улице тепло.

IV. Скороговорка.

Перепелятник пойма
Перепела, перепёлку,
Перепелят и перепелятника.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с текстом-рассуждением и постараемся доказать, почему этот текст является текстом-рассуждением

– Первоначально вспомним, что такое рассуждение?

(Рассуждение – это объяснение, какого-либо явления с опорой на наблюдение.)

– Что такое текст? Слайд

(Текст – это группа предложений, связанных одной темой) или это…

– Выберете из предложенных групп предложений текст.

(Лось жил на берегу красивого озера. Бабушка всегда рассказывала очень интересные сказки. От усталости путники валились с ног. Без нитки да иголки шубы не пошить.)

(У самого берега жили два камня – два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца, и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.)

– Какая группа предложений является текстом?

– Какие бывают тексты?

Текст-повествования – как это случилось? что произошло?

Текст-рассуждение – почему?) Слайд

– Прежде чем мы начнём работать над текстом, необходимо объяснит значение некоторых слов.

– Откройте Толковый словарь в конце учебника стр. 179, найдите слово “плёс”, зачитайте.

– Посмотрите как красиво выглядит плёс. Слайд

– Откройте стр. 180 найдите слово “пойма”, зачитайте.

– Посмотрите как красиво выглядит пойма. Слайд

Чтобы вам легче было представить события текста, хочу обратить ваше внимание на название птиц, которые встретятся в тексте – это скопа, коростель, растение, которое называется осока.

– Теперь предлагаю прослушать текст, внимательно.

(Учитель читает текст)

– Какие чувства вы испытали при прослушивании текста?

VI. Физминутка. слайд

– Теперь вы постарайтесь причитать текст выразительно.

1) Дети читают текст по абзацам.
2) Работа над содержанием текста.

– О чем говорится в тексте?

– В чём заключается главная мысль текста?

– Найдите и зачитайте главную мысль. (Назвать стр.27. Для меня эта речка…)

– Найдите в тексте строки, где эта мысль получит своё развитие и завершение в конце текста.

(Назвать стр. 30 Купание летом…)

– Какой вопрос волновал в детстве Васю Пескова, когда он думал о реке?

– Найдите и зачитайте нужное место в тексте.

(Назвать стр. 29. Откуда, зачем и куда…)

– К какому же выводу пришел мальчик? Зачитайте.

(Назвать стр.-29-30 Лет в тринадцать я понял…)

– Какими примерами подтверждает Василий Песков тот вывод, который он сделал в тринадцать лет.

– Зачитайте нужные строки.

– Этим рассуждением мы ещё раз подтвердили что, РАССУЖДЕНИЕ – это всегда стремление человека найти ответ на волнующей его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу.

– Так почему же автор назвал это произведение – “Речка моего детства”.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. (Самостоятельно)

VII. Итог урока.

– Какой текст называем текстом-рассуждением?

– Давайте составим схему текста-рассуждения.

– Прежде чем написать текст, автор определяет тему, цель.

– Тема – это главная мысль текста.

– Размышляя над темой, автор приводит доводы.

– Доводы могут подтверждаться.

– Подводя итог, автор делает вывод.

VIII. Рефлексия.

– Как человек может выразить свои чувства без слов?

– Предлагаю сделать выбор.

– Если вы чувствовали себя на урок комфортно, вам было интересно, возьмите фотографию с улыбающимся лицом.

– Если вам было грустно, не интересно, возьмите фотографию с печальным лицом.

– А вот если вы решили поделиться своими впечатлениями, информацией со своими знакомыми, возьмите фотографию открытым ротиком.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урок литературного чтения в 4 классе по ПНШ

Тема раздела : Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях .

Регулятивные УУД

1. Р азвивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5 .Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты.

1. Р азвивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, сравнивать высказывания сквозными героями точки зрения и обоснованно присоединиться к одной из них.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

I. Организационный момент.

1. Мотивация к учебной деятельности

Эта мудрость с течением лет не теряет своей ценности. Ничто не в состоянии заменить книгу. Никакие новейшие и самые передовые технологии не смогут заменить тех истин, простых человеческих слов о любви, добре, честности и чести, что хранятся на страницах книг.

2. Речевая разминка. ( 3 мин)

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- с вопросительной интонацией

- с восклицательной интонацией

- с выделением голосом выделенных слов

2. Актуализация знаний.

- Как называется раздел, над которым мы работаем? Если кто забыл, откройте содержание учебника и прочитайте. (Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.)

- С творчеством, каких писателей и поэтов мы с вами начали знакомиться в этом разделе ? (Василий Жуковский, Давид Самойлов, Иван Бунин, Владимир Набоков – портреты прикрепить

- Чему же мы могли научиться у этих авторов? (Видеть красоту природы и красоту человека.)

II. Постановка учебной задачи.

10 апреля 1899 год (на доске)

- Как дата связана с уроком чтения? (дата рождения В. Набокова

- Что запомнили из биографии В. Набокова?

АДИБО (на доске)

- Прочитайте надпись справа налево

- Какие задачи поставим?

- выяснить, что такое обида, узнать происхождение этого слова

- Понять , как переживает обиду главный герой

- Научиться преодолевать обиду, доброму отношению друг к другу

III . Проверка домашнего задания.

Самопроверка по экрану в баллах.(запись в лист достижений)

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа со словарями.

- Что по в а шему обозначает слово обида ?

- А теперь проверим ваши высказывания и прочитаем значение слово ОБИДА в толковом словаре. ( работа со словарем)

1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

2. Чувство, вызванное таким огорчением

2. ФИЗМИНУТКА

Распределение по группам

- Поднимите карточку вверх, покажите друг другу.

- Вы должны объединиться в группы. Принцип построения должны определить сами.

Ученики распределены на группы по5 человек. У каждого карточка с выразительным средством. Идёт обсуждение. Ученики объединяются в группы:

Звуковые картины

Хлопали в ладоши

Цветовые картины

Розовый Яков Семёнович

Ярко-жёлтый Яков Семёнович

Изумрудный Яков Семёнович

Виноград, пропитанный светом

Олицетворение

Кусты обращались к ветру

Разговор стал уплывать

- Почему вы вместе? Что вас объединило? - приемы (Набоков использовал эти выразительные средства в рассказе) ( Заполняется лист достижений)

3. Работа с текстом.

- На какое мероприятие кучер Степан привез мальчика Путю в имение Козловых? ( В имении Козловых праздновали именины Володи, сына хозяев; были приглашены знакомые и дети из соседних имений)

-Каким представлялся день в имении Козловых? Почему Путя не хотел ехать туда?

- Как произошла встреча Пути с ребятами?

- В чем причина неуспеха Пути? Может быть, он сам не хочет общаться с ребятами? Не нуждается в их обществе? Кто в этой компании успешен?

- Сравните, как метал копье Вася Тучков и как это делал Путя. (прочитайте нужные отрывки).

- Почему успех одного был был отмечен, а успех другого никто не заметил.

Чем еще завоевывал внимание Вася Тучков.

4.Работа в группах – составьте словесные портреты Пути Шишкова и Васи Тучкова. Проверка. ( Мы видим, что своим внутренним миром, характером, поступками Путя кардинально отличается от лидера этой компании Васи.

Мальчику одиноко в этой компании, он хочет, чтобы его заметили и оценили;

Путя нуждается в преданной дружбе. В любви и внимании тех, кем восхищается)

-Как события развивались дальше? /Решили играть в палочку-стукалочку . Выпало водить Путе. Дети вновь его отвергли./

- Что происходит в душе мальчика? /Напряжение нарастает. Им овладела тоска/

5. Выборочное чтение

- Кто же это смотрит на Якова Семеновича?

- А почему смотрит так неотрывно? (Заполняется лист достижений)

– Что же, с точки зрения автора, символизирует витражное окно?

( Набоков словно успокаивает мальчика: смотри, мир вовсе не такой мрачный, как тебе кажется! Витражное цветное окно отождествляется с живым, многоцветным миром, который заслонила обида.)

- Кто вторгается в этот цветной мир? (старушка)

- Почему Путя не сопротивляется?

-Как бы повел себя на его месте Вася Тучков? А вы?

- Что обнаружил герой , вернувшись на веранду? (Смотрит через белое стекло.)

- Что больше всего страшит и угнетает Путю? ( То, что его забыли в саду.)

- Назови основную идею чувст обиды. Как она сформирована в тексте?

- Зачитайте ключевое предложение. (За что? Что я такого сделал?)

6. Работа с этимологическим словарем:

- Что больше всего страшит и угнетает Путю? (То, что его забыли в саду.)

( Герою обидно, потому что его незаслуженно забыли, не уделили внимания, которого так хочется маленькому человечку.)

7. Работа в группах

Задание по карточке:
Подумайте, какая из трех цепочек глагольных метафор обиды наиболее точно передает развитие чувства обиды в душе подростка Пути Шишкова.

Обида наваливается, раздувается, мучает, жжет, не отпускает .

Обида приходит, растет, глотается, жжет, заглушается, просветляется .

Обида просыпается, кипит, остывает, улетучивается . (заполняется лист достижений)

8. Составление синквейна. (Пример)

Кипит,жжет, не отпускает.

Обида вызывает тяжёлую боль.( Тяжёлая ноша в душе.)

V. Подведение итогов

1. . Рефлексия

Практическое задание.
- Как бы вы поступили, если бы в жизни случилась такая ситуация? (на месте Пути)
- Что нужно делать, чтобы Добра в мире было больше? .

- Еще раз обратите внимание на цель нашего сегодняшнего урока. Была ли она достигнута?

- Какой дар есть у мальчика?

/Дар сочувственного и доброжелательного отношения к окружающим, наблюдательности)

- Нужно ли преодолевать обиду ? Как бороться против обиды?

(Да, нужно. Обида мешает жить, радоваться всему хорошему. Научившись прощать, человек получает возможность наслаждаться жизнью, любить, дарить людям радость.

Чтение стихотворения Жарковым Степой

VI. Домашнее задание и выставление оценок.( Подсчитывают количество баллов и соотносят с отметкой)

2-подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

-Сегодняшний урок я бы хотела закончить словами песни:
Ведь ты Человек,
Ты и честный, и смелый!
Своими руками
Судьбу свою сделай.
Иди против ветра,
На месте не стой.
Пойми: не бывает
Дороги простой.


- Значит, каждый человек в жизни может и должен стать добрым, правдивым, честным человеком.
Урок окончен.

3. – как читал и следил (5б)

4.–выбор правильного ответа из трех цепочек глагольных метафоров ОБИДЫ (1б)

Количество баллов (18б наибольшее количество)

Итоговая отметка за урок:

Про Лиду
Ксения Григорови

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Текст-рассуждение" в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Симстема учебников Виноградовой.

Русский язык

Тема: Текст-рассуждение

Цель: способствовать развитию умения работать с текстом-рассуждением.

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Различать текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за текстом-рассуждением, формулировать его основную мысль. Знакомиться с историей названия букв русского алфавита.

Ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения. Понимать причины неуспешной учебной деятельности, конструктивно действовать в условиях неуспеха.

Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.

Дата: 21.09.2016 г.

Тип урока: урок-практикум

Этапы урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Организационный момент Актуализация знаний

I. Организационный момент

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Чистописание.

Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение – вот шесть признаков дружбы.

Когда один смел в битве, все войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами.

(Древняя Индия.)

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

II. Словарный диктант.

Словарный диктант.

Прекрасный, пшеница, расстояние, профессия, сверкать, бассейн, шоссе, сапог, охотник, искусство, килограмм, аллея.

Ребята, для начала вспомним характеристики текстов.

– Тексты какого типа (вида) вы знаете?

– Чем отличается текст-описание от текста-рассуждения?

– Чем отличается текст-повествование?

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

ΙΙΙ. Применение нового знания

III. Работа над текстом-рассуждением.

Работа с учебником

Прочитайте упражнение 1 на с. 32 учебника.

– Какой тип текста перед вами? Докажите.

– Найдите предложение, которое может стать основой текста-рассуждения.

– Почему наши предки именно так назвали первые буквы?

– Запишите ответ на этот вопрос.

– Вы можете разгадать смысл, который заложен в этом предложении?

– Что у вас получилось?

Самостоятельная работа

Выполнение упражнения 2, с. 32–33 учебника.

– Можно ли его назвать текстом-рассуждением? Почему?

– Как бы вы его озаглавили?

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

ΙV. Домашнее задание

Учить словарные слова, составить текст-рассуждение на заданную тему в уч. на с. 37-38

Конспект урока русского языка в 4 классе

- Как текст-описание распознать среди других текстов?

- Как текст-повествование распознать среди других текстов?

- Что вы узнали о тексте-рассуждении?

3. Постановка темы и задач урока. Актуализация знаний.

На слайде дети читают тему урока и формулируют цель деятельности

4. Работа над темой урока.

А) минута чистописания:

Живя в мире, не забывай о войне.

Б) упражнение в распознавании видов текстов (слайды)

И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.

В) составление текста-рассуждения (работа в парах)

Задание: расположите части текста так, чтобы получился текст-рассуждение

Война - самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже, и становится не по себе.

Война приносит горе в каждую семью, ведь она забирает жизни родных и близких людей, погибших в боях или умерших от голода.

Война стирает с лица земли города и сёла, потому что в результате бомбёжек рушатся дома, школы, больницы, музеи, прекрасные парки.

Поэтому мы не должны забывать об ужасах войны, иначе она может повториться снова.

Проверка по ключу на слайде.

Запись получившегося текста с комментированием.

5. Проверка понимания изученного материала (карточка)

1. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

А) почему? Б) что случилось? В) какой?

2. В тексте-рассуждении человек:

А) сообщает о каком-либо случае или событии

Б) описывает признаки предмета, животного, человека

В) рассуждает, объясняет и доказывает что-либо.

3. Сколько частей в тексте-рассуждении?

4. Выбери и отметь текст-рассуждение:

А) Волков часто называют санитарами леса. Ведь он уничтожает всех слабых и больных животных. Кроме того, волки не дают другим животным размножаться в огромных количествах. Вот почему волк играет важную роль в мире дикой природы.

Б) Волк – крупный зверь с сильными ногами. Окраска у него обычно серая с рыжеватым оттенком. Хвост серый, часто опущенный.

5. Пронумеруй части текста-рассуждения по порядку:

№__ Мой город очень уютный, потому что в нём есть красивые парки, много цветущих клумб. Рудный – город , в котором я родился и живут мои родные и друзья. И наконец, я очень скучаю, когда приходится куда-то уезжать из Рудного.

№__ Вот почему Рудный – мой любимый город!

№__ Я живу в небольшом казахстанском городе с красивым названием – Рудный. Это мой любимый город.

Проверка по ключу

6. Итог урока. Рефлексия.

Установление соответствия между поставленными целями урока и его результатами.

Читайте также: