Конспект урока действие электрического тока на организм человека

Обновлено: 06.07.2024

Электротравмы на производстве (в том числе с летальным исходом) составляют 12—15% от общего количества травм, происшедших по другим причинам.

Проходя через организм человека, электрический ток оказывает термическое (ожоги и нагрев участков тела), электролитическое (разрыв или смещение клеток, из которых состоит организм человека, разложение крови) и биологическое действие (раздражение и возбуждение живых тканей, сопровождающееся непроизвольным судорожным сокращением мышц легких и сердца в ответ на нарушение биоэлектрических процессов, протекающих в организме).

Раздражающее действие тока на ткани организма может быть прямым (прохождение тока непосредственно через ткани, испытывающие раздражение) и непрямым, или рефлекторным (возбуждение тканей, по которым ток не протекает).

Электрический ток приводит к двум видам поражения: электрическим травмам и электрическим ударам.

Широко распространены электрические ожоги, тяжесть которых различна — от легкого покраснения кожи до ее обгорания на значительной площади.

Чаще всего травмы имеют смешанный характер.

Местные электротравмы:

· ожог — результат теплового воздействия в месте контакта (покраснение кожи) или воздействия электрической дугой

(омертвение кожи или обугливание и сгорание тканей);

· электрический знак — четко очерченные пятна серого или бледно-желтого цвета диаметром 1—5 мм. Они безболезненны и скоро проходят;

· металлизация кожи — проникновение в эпидермис мельчайших частиц металла, расплавившегося в дуге; скоро проходит;

· электроофтальмия — воспаление наружных оболочек глаз от ультрафиолетового излучения дуги;

· механические повреждения — ушибы, вывихи и переломы вследствие резких судорожных движений тела;

· электрический удар — возбуждение живых тканей, сопровождающееся непроизвольным судорожным сокращением мышц. Различают 4 степени электрических ударов:

1-я степень — судорожное сокращение мышц без потери сознания;

2-я степень — потеря сознания, но сохранение дыхания и сердечной деятельности;

3-я степень — потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (или того и другого);

4-я степень — клиническая смерть, т.е. отсутствие дыхания и кровообращения.

При клинической смерти отсутствуют все признаки жизни: дыхание, сердечная деятельность, реакция на болевые раздражения; зрачки глаз расширены и на свет не реагируют. Но обменные процессы во всех тканях сразу не угасают. Первыми начинают погибать очень чувствительные к кислородному голоданию клетки коры головного мозга, с деятельностью которых связано сознание и мышление. Поэтому клинической смертью считается период от остановки сердца до начала гибели клеток коры головного мозга (4—5 мин, а для здорового человека 7—8 мин), после чего наступает биологическая смерть, являющаяся необратимой.

Наиболее опасен электрический удар, приводящий к остановке сердца и легких.

Степень воздействия электрического тока на живой организм зависит от силы и длительности протекания тока, электрического сопротивления человека, рода, частоты и пути прохождения тока.

Эквивалентную схему при протекании тока через тело человека можно представить в виде последовательно включенных сопротивлений внутренних органов Rвнутр и кожи (эпидермы) Rнаруж в месте контакта (на входе и выходе) с источником тока (рисунок 3.1). Емкость человеческого тела Cнаруж незначительна, и ее не учитывают в практических расчетах. Сопротивление тела человека Rч при различных расчетах, связанных с обеспечением безопасности, принимают активным и равным 1000 Ом, хотя оно и изменяется в широких пределах. Наибольшим сопротивлением обладает наружный слой кожи толщиной порядка 0,2 мм , состоящий из мертвых ороговевших клеток, наименьшим – спинно-мозговая жидкость. Сухая, чистая, неповрежденная кожа имеет сопротивление значительно больше, чем влажная, с большим pH, потная кожа. С увеличением силы тока и временем его протекания сопротивление тела человека уменьшается. Наибольшая опасность возникает при прохождении тока через головной мозг, легкие, сердце. Наиболее опасным является ток промышленных частот (20 – 1000 Гц) . Постоянный ток напряжений 250 – 300 В менее опасен, чем переменный. Некоторые заболевания человека (сердечно сосудистые, кожные) делают его восприимчивым к электрическому току. Поэтому к обслуживанию электроустановок допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование.




Рисунок – Схема замещения тела человека

По степени физиологического воздействия можно выделить следующие токи промышленной частоты воздействием более 1 секунды:

0,5 – 1,5 мА (для переменного тока) и 5-7 мА (для постоянного тока) - пороговый ощутимый ток (т.е. наименьшее значение тока, которое человек начинает ощущать);

10 – 20 мА (переменного) и до 80 мА (постоянного тока) – пороговый не отпускающий ток (когда из-за судорожного сокращения рук человек самостоятельно не может освободится от токоведущих частей);

80 – 100 мА – пороговый фибрилляционный ток (расчет-

ный поражающий ток), вызывающий неритмичные судорожные сокращения сердца, называемые фибрилляцией.

Травмы происходят как при непосредственном прикосновении человека к токоведущим частям или корпусу оборудования, оказавшегося под напряжением, так и при нахождении на недопустимо близком расстоянии от них. В этом случае возникает электрическая дуга между токоведущей частью и телом человека.

Электротравмы на производстве (в том числе с летальным исходом) составляют 12—15% от общего количества травм, происшедших по другим причинам.

Проходя через организм человека, электрический ток оказывает термическое (ожоги и нагрев участков тела), электролитическое (разрыв или смещение клеток, из которых состоит организм человека, разложение крови) и биологическое действие (раздражение и возбуждение живых тканей, сопровождающееся непроизвольным судорожным сокращением мышц легких и сердца в ответ на нарушение биоэлектрических процессов, протекающих в организме).

Раздражающее действие тока на ткани организма может быть прямым (прохождение тока непосредственно через ткани, испытывающие раздражение) и непрямым, или рефлекторным (возбуждение тканей, по которым ток не протекает).

Электрический ток приводит к двум видам поражения: электрическим травмам и электрическим ударам.

Широко распространены электрические ожоги, тяжесть которых различна — от легкого покраснения кожи до ее обгорания на значительной площади.

Чаще всего травмы имеют смешанный характер.

Местные электротравмы:

· ожог — результат теплового воздействия в месте контакта (покраснение кожи) или воздействия электрической дугой

(омертвение кожи или обугливание и сгорание тканей);

· электрический знак — четко очерченные пятна серого или бледно-желтого цвета диаметром 1—5 мм. Они безболезненны и скоро проходят;

· металлизация кожи — проникновение в эпидермис мельчайших частиц металла, расплавившегося в дуге; скоро проходит;

· электроофтальмия — воспаление наружных оболочек глаз от ультрафиолетового излучения дуги;

· механические повреждения — ушибы, вывихи и переломы вследствие резких судорожных движений тела;

· электрический удар — возбуждение живых тканей, сопровождающееся непроизвольным судорожным сокращением мышц. Различают 4 степени электрических ударов:

1-я степень — судорожное сокращение мышц без потери сознания;

2-я степень — потеря сознания, но сохранение дыхания и сердечной деятельности;

3-я степень — потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (или того и другого);

4-я степень — клиническая смерть, т.е. отсутствие дыхания и кровообращения.

При клинической смерти отсутствуют все признаки жизни: дыхание, сердечная деятельность, реакция на болевые раздражения; зрачки глаз расширены и на свет не реагируют. Но обменные процессы во всех тканях сразу не угасают. Первыми начинают погибать очень чувствительные к кислородному голоданию клетки коры головного мозга, с деятельностью которых связано сознание и мышление. Поэтому клинической смертью считается период от остановки сердца до начала гибели клеток коры головного мозга (4—5 мин, а для здорового человека 7—8 мин), после чего наступает биологическая смерть, являющаяся необратимой.

Наиболее опасен электрический удар, приводящий к остановке сердца и легких.

Степень воздействия электрического тока на живой организм зависит от силы и длительности протекания тока, электрического сопротивления человека, рода, частоты и пути прохождения тока.

Эквивалентную схему при протекании тока через тело человека можно представить в виде последовательно включенных сопротивлений внутренних органов Rвнутр и кожи (эпидермы) Rнаруж в месте контакта (на входе и выходе) с источником тока (рисунок 3.1). Емкость человеческого тела Cнаруж незначительна, и ее не учитывают в практических расчетах. Сопротивление тела человека Rч при различных расчетах, связанных с обеспечением безопасности, принимают активным и равным 1000 Ом, хотя оно и изменяется в широких пределах. Наибольшим сопротивлением обладает наружный слой кожи толщиной порядка 0,2 мм , состоящий из мертвых ороговевших клеток, наименьшим – спинно-мозговая жидкость. Сухая, чистая, неповрежденная кожа имеет сопротивление значительно больше, чем влажная, с большим pH, потная кожа. С увеличением силы тока и временем его протекания сопротивление тела человека уменьшается. Наибольшая опасность возникает при прохождении тока через головной мозг, легкие, сердце. Наиболее опасным является ток промышленных частот (20 – 1000 Гц) . Постоянный ток напряжений 250 – 300 В менее опасен, чем переменный. Некоторые заболевания человека (сердечно сосудистые, кожные) делают его восприимчивым к электрическому току. Поэтому к обслуживанию электроустановок допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование.

Рисунок – Схема замещения тела человека

По степени физиологического воздействия можно выделить следующие токи промышленной частоты воздействием более 1 секунды:

0,5 – 1,5 мА (для переменного тока) и 5-7 мА (для постоянного тока) - пороговый ощутимый ток (т.е. наименьшее значение тока, которое человек начинает ощущать);

10 – 20 мА (переменного) и до 80 мА (постоянного тока) – пороговый не отпускающий ток (когда из-за судорожного сокращения рук человек самостоятельно не может освободится от токоведущих частей);

80 – 100 мА – пороговый фибрилляционный ток (расчет-

ный поражающий ток), вызывающий неритмичные судорожные сокращения сердца, называемые фибрилляцией.

Травмы происходят как при непосредственном прикосновении человека к токоведущим частям или корпусу оборудования, оказавшегося под напряжением, так и при нахождении на недопустимо близком расстоянии от них. В этом случае возникает электрическая дуга между токоведущей частью и телом человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

федеральная служба исполнения наказаний

федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 190

(ФКП образовательное учреждение № 190)

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Профессия: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Дисциплина: Охрана труда

Буров Александр Владимирович

п. Каменский 2018

Дисциплина : Охрана труда

Цели занятия:

Ознакомить учащихся с причинами поражения током, правилами техники безопасности при работе с электричеством; действием электрического тока на организм человека и мерами первой помощи при поражении током;

Развивающие:

способствовать развитию познавательного интереса к профессии;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

формирование умения работать с литературой, добывать и перерабатывать информацию; умения слушать, вести краткую запись.

Межпредметные связи:

2. Производственное обучение

Учебно-методический комплекс занятия:

1.Сибикин Ю.Д.: Сибикин М.Ю. Технические обслуживание, ремонт эл.оборудования. учеб. М.: 2004.

2. Журавлева А.В. Электроматериаловедение. М.: Академия. 2002.

3. Бутырин П.А. Электротехника. 2012.

Методы обучения : словесный (беседа, диалог), наглядный, репродуктивный, демонстрационный.

1.Организационный момент – 5 мин.

Приветствие, проверка отсутствующих.

Подготовка учащихся к занятию.

2.Этап повторения основного материала: 10 мин.

1. Фронтальный опрос по изученной теме с помощью карточек-заданий.

3. Этап объяснения новых знаний: 20 мин.

1.Постановка проблемы урока.

Электрический ток широко применяется в промышленности, на транспорте, в различных учреждениях и в быту.

Чтобы не получить электротравму, работая с током, необходимо выполнять правила техники безопасности, поэтому каждый человек должен иметь представление о причинах поражения током, знать действие тока на организм человека и меры первой помощи при поражении током.

Эти вопросы мы рассмотрим сегодня на уроке.

2. Изучение нового материала

Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер:

При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока.

Электролитическое действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма.

Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц, вплоть до их разрыва.

Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы.

Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека .

Сухая огрубевшая кожа имеет высокое сопротивление, а тонкая и влажная – низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины). При сухой коже сопротивление между крайними точками тела, может быть равно 10 5 Ом. Если же руки потные, то сопротивление между ними оказывается равным 1500 Ом.

При условиях, ослабляющих изолирующую способность кожи, смертельными могут быть напряжения 100-120 В и даже меньшие.

Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используют в медицине.

Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.

Итог: Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер и может быть не только отрицательным, но и положительным.

4.Заключительный этап: 10 мин.

1. Рефлексия : Обучающиеся письменно отвечают на следующие вопросы.

-Расскажите о действии эл. тока на организм человека;

2. Подведение итогов

3. Домашнее задание

Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования. учеб., глава 16.

Оборудование: рисунки “Возможные причины электротравм”; видеофильмы: “Источники электрического тока”, “Первая помощь при поражении током” из серии фильмов по ОБЖ; видеосюжет “Применение электрического тока в СОШ № 15”, снятый учащимися.

Организационный этап урока. Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Дидактическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.

Вспомните, как часто вы смотрите телевизор, включаете свет и пользуетесь телефоном. Во всех этих случаях, как и во множестве других, используется электричество. Без электричества наш мир выглядел бы иначе. Электрический ток находит широкое применение в промышленности, на транспорте, в быту и различных учреждениях.

Демонстрация видеосюжета о применении электрического тока в СОШ № 15.

После просмотра сюжета учащиеся отвечают на вопросы, что называют электрическим током и каковы условия возникновения и протекания электрического тока.

Все вещества делятся на проводники и диэлектрики. Пользуясь электричеством человек не должен забывать о том, что тело является проводником. Работая с током, человек может получить электротравму. Чтобы это не произошло, необходимо выполнять элементарные правила техники безопасности. Все мы постоянно имеем дело с электроприборами. И не всегда по внешним признакам можно обнаружить грозящую для человека опасность, следовательно, человек должен иметь представление о причинах поражения током, знать действие тока на организм человека и меры первой помощи при поражении током. Эти вопросы мы рассмотрим сегодня на уроке.

Этап изучения нового материала. Дидактическая задача этапа: сформировать знания об основных причинах поражения током, правилах техники безопасности при работе с электрическим током, действием электрического тока на организм человека, атмосферным электричеством, мерами первой помощи при поражении током.

  • Основные причины поражения током.
  • Меры предосторожности при работе с электрическим током.
  • Действие электрического тока на организм человека.
  • Атмосферное электричество (молния).
  • Первая помощь при поражении током.

При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности. Если этого не делать, ваша жизнь будет подвергаться опасности. Прежде всего, надо знать очаги электроопасности. Тело человека – проводник. Если случайно человек “включит” свое тело в сеть, то не избежит тяжелейшей травмы и даже смерти. Как же человек может “включить” себя в сеть? Рассмотрим несколько примеров.

П р и м е р 1. Человек, стоящий на хорошо изолирующем основании (например, на сухом деревянном полу), одновременно прикоснулся к двум оголенным проводникам, находящимся под напряжением. В этом случае через тело человека, его сердце и легкие пройдет ток от одной руки к другой. Это приведет к нарушению деятельности сердца и легких. При напряжении между проводами свыше 36 В (если не будут приняты меры по быстрому отключению тока) поражение током в большинстве случаев смертельно.

П р и м е р 2. Человек, стоящий на хорошо изолирующем полу, одновременно коснулся оголенного провода, находящегося под напряжением, и металлического предмета, соединенного с землей, например батареи водяного отопления или водопроводного крана. В этом случае ток пройдет от руки через сердце и легкие к другой руке. Результат будет такой же, как и в первом случае: при напряжении сети свыше 36 В возможен смертельный исход, если быстро не будет отключен ток.

П р и м е р 3. Человек, стоящий на хорошо проводящем основании, например на влажной земле или бетонном полу, коснется оголенного провода, находящегося под напряжением. Ток пройдет через тело человека от места соприкосновения с токоведущим проводом через сердце и легкие к ногам. Результат поражения аналогичен двум первым из рассмотренных примеров. Поэтому никогда не следует подходить к оборванным проводам, лежащим на земле.

П р и м е р 4. Человек, держащий в руках электрический прибор, внутри которого питающий его провод или обмотка прибора касается корпуса, одновременно коснулся заземленного предмета. Ток пройдет через тело человека в землю.

  1. Опасно одновременное прикосновение к двум оголенным проводам, находящимся под напряжением.
  2. Опасно одновременное прикосновение к одному оголенному проводу и к предмету, находящимся под напряжением и соединенным с землей.
  3. Опасно пользоваться неисправным электрическим прибором.
  4. Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, подходить и тем более касаться оголенного провода, упавшего на землю.

Учитель подводит итог: Когда человек прикасается к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, он становится частью образующейся цепи, через него протекает ток. Основными причинами электротравматизма являются: неисправность приборов или средств защиты; замыкание фазовых проводов на землю; нарушение техники безопасности при обращении с приборами и проводами. Значит, необходимы технически совершенные электроустановки и средства защиты от поражения электрическим током, а также соблюдение правил техники безопасности. А каковы же правила техники безопасности?

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами техники безопасности: все работы, связанные с монтажом и ремонтом электрической сети, производить при полном снятии напряжения. Независимо от того, к какому напряжению подключены электроустановки, их ограждают для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям.

Для устранения опасности поражения электрическим током применяют защитные средства. Например, используют изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки; специальные инструменты и приспособления с изолированными ручками; приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами. (Учащийся демонстрирует защитные средства).

С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и теплыми, иметь диэлектрические (деревянные полы), без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей – гладкие и матовые, радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем – заземленные.

Во влажных помещениях необходимо использовать напряжение не выше 42 В, в особо опасных не выше 12 В.

Учитель подводит итог: Много сделано, и многое делается в области охраны труда, но считать положение благополучным преждевременно. Данные по авариям и электротравматизму говорят о том, что большой процент несчастных случаев поражения током происходит со смертельным исходом. А сейчас познакомимся с некоторыми подробностями, касающимися опасности, которую может представлять электрический ток.

Ещё раз напомню, что тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электроток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое воздействие.

При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава. Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. (На столах у учащихся таблица “Действие электрического тока на человека” Приложение 1).

Считают, что электрический ток вызывает паралич сердца. Интересно, что сила тока 0,05 – 0,1 А представляет наибольшую опасность для человека. При силе тока, значительно большей 0,1 А смерть не наступает, но возможны тяжелые ожоги. В литературе описаны случаи, когда во время казни на “электрическом стуле” сильный ток не давал сразу желаемого эффекта и человек буквально начинал гореть, прежде чем наступала смерть.

Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения. Оно зависит от состояния человека, его кожи, наличия на ее поверхности пота, содержания алкоголя в крови и т.д. Сухая огрубевшая кожа имеет высокое сопротивление, а тонкая, нежная и влажная – низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины). При сухой коже сопротивление между крайними точками тела, например от пальцев ноги, до пальцев руки или от пальцев одной руки до пальцев другой, может быть равно 10 5 Ом. Если же руки потные, то сопротивление между ними оказывается равным 1500 Ом. Нетрудно определить, что каждому из этих случаев соответствует свое смертельное напряжение, 10000 В и 150 В соответственно.. При условиях, ослабляющих изолирующую способность кожи (мокрые руки, ранения, большие поверхности контактов),смертельными могут быть напряжения 100-120 В и даже меньшие. Поэтому в ряде производств для массовых профессий применяется низкое напряжение. Например, при электромонтаже используют паяльники, рассчитанные на напряжение 24 В. В сырых помещениях разрешается работать при напряжении не более 12 В, в сухих помещениях – от 36 В до 42 В.

Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней. Их сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела. Но самыми уязвимыми у человека являются так называемые акупунктурные точки на шее и мочках ушей: при ударе током в эти точки смертельным может оказаться даже напряжение 10-15 В.

Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используют в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д. Посредством электрических раздражений мозга (электрошоком) лечат некоторые психические заболевания; у больного при этом возникает судорожный припадок, по истечении которого он засыпает. Кратковременные высовольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.

Учитель подводит итог: Электротравмы – повреждение организмов электрическим током – встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в быту. Но их причиной может быть и атмосферное электричество (молния). Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей.

Каждый из вас неоднократно наблюдал грозу, видел молнию и слышал гром. Что такое молния? При движении воздуха воздушные различные потоки в результате соприкосновения электризуются. Одна часть облака (верхняя) электризуется положительно, а другая (нижняя) -отрицательно). В момент, когда заряд облака станет большим, между двумя его наэлектризованными частями проскакивает мощная электрическая искра – молния. Молния может образовываться между двумя соседними облаками и между облаком и поверхностью Земли. В этом случае под действием электрического поля отрицательного заряда нижней части облака поверхность Земли под облаком электризуется положительно. В результате молния ударит в землю.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. п. Особенно опасна молния для человека. Её удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания подвергает свою жизнь опасности.

Надо знать, что молния ищет кратчайший путь к поверхности Земли. Поэтому молния чаще ударяет в отдельные высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты чаще в тот, который является лучшим проводником. Наиболее вероятен удар молнии в одиноко стоящие металлическую мачту, деревянный столб или дерево. Поэтому, находясь в поле, нельзя скрываться от дождя под одиноко стоящим деревом или в копне сена. В лесу надо уйти от очень высоких деревьев. В горах лучше всего спрятаться в пещеру или под глубокий уступ.

Для защиты одиноко стоящих сооружений используют молниеотвод. Молниеотвод защищает пространство на поверхности земли в радиусе, примерно равном высоте молниеотвода.

Демонстрация опыта: Действие молниеотвода.

Учитель подводит итог: Стремителен молнии бег,

И разит она тяжким ударом.

Молния поражает места, обладающие хорошей электропроводимостью (болота, влажную глинистую почву, водоемы и их берега); возвышающиеся и одиноко стоящие предметы (деревья, столбы, скалы, вершины холмов). Поэтому каждый человек должен знать элементарные правила поведения во время грозы. Жизнь человека, подвергнувшегося действию электрического тока, может быть спасена, если будут приняты экстренные меры.

При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Почти всегда сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц. Сам человек не может освободиться от проводов еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание.

При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.

При низком напряжении можно воспользоваться сухой палкой, доской, веревкой, одеждой или другими сухими изоляторами. Нельзя пользоваться металлическими или мокрыми предметами. Необходимо помнить, что пострадавший, находящийся в контакте с токонесущими проводами или деталями, сам является проводником электрического тока. Поэтому необходимо принять меры предосторожности. Оттягивать пострадавшего от проводов надо за концы одежды одной рукой. Ни в коем случае нельзя работать неизолированными руками: в противном случае вы тоже окажитесь в этой цепи и не сможете освободиться. Для изоляции себя от земли и от пострадавшего подающий помощь может надеть резиновую обувь, встать на сухую доску, на непроводящую ток подстилку или надеть резиновые перчатки. Можно предложить пострадавшему попробовать самому отделиться от земли: например, подпрыгнуть над полом.

Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; необходимо дать понюхать нашатырный спирт.

Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.

В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Демонстрация видеофильма “Первая помощь при поражении током”. (В фильме показаны два этапа: освобождение человека от действия электрического тока; искусственное дыхание и массаж сердца.)

Учитель подводит итог. Первая помощь при поражении электрическим током включает два этапа: освобождение пострадавшего от воздействия тока и оказание ему до врачебной медицинской помощи. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь выполнять каждый.

Этап проверки понимания учащимися нового материала. Дидактическая задача этапа: установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала.

  1. Почему при электромонтажных работах производимых под напряжением необходимо иметь обувь на резиновой подошве?
  2. Отгадайте загадку. Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (гроза)
  3. Гроза опасное явление природы. Оно приносит немало бедствий, но с другой стороны молния является одним из наиболее величественных и красивейших явлений природы. Не случайно многие авторы посвятили грозе свои поэтические строки. Послушайте и назовите авторов произведений.

“Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.

Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний”.

(Горький А.М. Песня о Буревестнике.)

Вокруг стало темно, пошел дождь, и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глаза больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, и играло солнышко. Большой дуб сломался и из пня шел дым…. Платье на мне все было мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

(Л.Н. Толстой “Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза”.)

О каких физических явлениях и закономерностях не знал мальчик, пострадавший от молнии?

Этап подведения итогов урока. Дидактическая задача этапа: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Содержание этапа: дать общую характеристику работы класса, показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки и показать пути их преодоления.

Этап информации о домашнем задании.

Дидактическая задача этапа: дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний.


Презентация к уроку "Действия электрического тока" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, предполагает проблемное обучение, демонстрацию опытов, работу с информацией, проведение самостоятельных экспериментов учениками и формулирование выводов. Все задания к опытам представлены в презентации. В конце урока на рефлексии ученикам предлагается выполнить отчет по изученному материалу и оценить свою работу.

Содержимое разработки

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме:

Автор учитель физики МКОУ Воздвиженской СОШ Чулымского района Новосибирской области

Костырко Людмила Витальевна

… Пора чудес прошла, и нам подыскивать приходится причины всему, что совершается на свете. Уильям Шекспир английский поэт и драматург, 1564 – 1616г.г.

… Пора чудес прошла,

и нам подыскивать

приходится причины

всему, что совершается

Уильям Шекспир

английский поэт и драматург,

1564 – 1616г.г.

Отгадайте загадку: Он бежит по проводам В каждом доме он желан Но не вздумай с ним шутить, Может он поколотить.

Отгадайте загадку:

Он бежит по проводам

В каждом доме он желан

Но не вздумай с ним шутить,

Может он поколотить.

Ответьте на следующие вопросы: Что такое электрический ток? Какие частицы могут двигаться в металлических проводниках? 3. Как можно судить о наличии электрического тока? 4. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки? 5. На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума ?

Ответьте на следующие вопросы:

  • Что такое электрический ток?
  • Какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?

3. Как можно судить о наличии электрического тока?

4. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки?

5. На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума ?

ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА - это те явления, которые вызывает электрический ток. По этим явлениям можно судить

ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

- это те явления, которые вызывает электрический ток. По этим явлениям можно судить "есть" или "нет" в электрической цепи ток.

 Цели урока: изучение действий электрического тока экспериментальным путём; формирование исследовательских навыков; создание активной познавательной среды, необходимой для диалога учителя с обучающимися, эвристической беседы; формирование навыков работы в группе;

Ответьте на вопросы

1. На какие виды делятся все вещества по проводимости?

2. Приведите примеры проводников и диэлектриков.

3. Как образуются положительные и отрицательные ионы?

Что происходит со свободными электронами в металле при помещении его в электрическое поле? (демонстрация видео) Работа с текстом У вас на столе текст, прочитайте его и ответьте на вопросы: Какое строение имеют металлы в твердом состоянии? Что расположено в узлах кристаллической решетки металла? Какие частицы движутся в пространстве между узлами решетки? Чем обусловлен электрический ток в металлах? Как движутся электроны, если внутри металла нет электрического тока?

Что происходит со свободными электронами в

металле при помещении его в электрическое поле?

Работа с текстом

У вас на столе текст, прочитайте его и ответьте на вопросы:

Какое строение имеют металлы в твердом состоянии?

Что расположено в узлах кристаллической решетки металла?

Какие частицы движутся в пространстве между узлами решетки?

Чем обусловлен электрический ток в металлах?

Как движутся электроны, если внутри металла нет электрического тока?

 Что представляет собой электрический ток в металлах? ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В МЕТАЛЛАХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УПОРЯДОЧЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Что представляет собой электрический ток

Проводят ли жидкости электрический ток? (просмотр видео)

Как называются жидкости, которые

проводят электрический ток?

Какие частицы движутся в жидкостях?

Электролиты - растворы солей, щелочей или кислот способных проводить электрический ток.

Электрический ток в электролите (жидкости) – это упорядоченное движение ионов в электрическом поле.

Какое действие оказывает электрический ток в жидкости?

Какое действие оказывает электрический ток в жидкости?

У вас на столе текст, прочитайте его и ответьте на вопрос: Где используется электрический ток в жидкостях?

У вас на столе текст, прочитайте его и ответьте на вопрос:

Где используется электрический ток в жидкостях?

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. Кант Иммануил немецкий философ, 1724 - 1804 г.г .

Без сомнения,

всё наше знание

Кант Иммануил

немецкий философ,

1724 - 1804 г.г .

«Лесничий – мужик хитрый, он, когда в Москве жил, так, говорят, на электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?

– Может, – ответил Рувим.

– Так как же узнать, что по цепи течет электрический ток?

Задание: Рассмотрите находящиеся на столе приборы. Сформулируйте гипотезу о предполагаемом действии тока. Проведите опыт. Сделайте выводы. Приведите примеры применения данного действия.

Тепловое действие тока

Электротермос

Лечение током

Задание: Рассмотрите находящиеся на столе приборы. Сформулируйте гипотезу о предполагаемом действии тока. Проведите опыт. Сделайте выводы. Приведите примеры применения данного действия.

Магнитное действие тока

МИНУТКА ОТДЫХА

Русская пословица гласит - не стыдно не знать, стыдно не учиться. Сейчас мы будем учиться решать задачи, применяя полученные знания о действиях электрического тока.

Русская пословица гласит - не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Сейчас мы будем учиться решать задачи, применяя полученные знания о действиях электрического тока.

  • С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?

3. Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?

4. На каком действии электрического тока основано получение чистых металлов?

5. Почему горизонтально натянутая проволока заметно провисает при наличии в ней электрического тока?

6. Какие действия электрического тока, проявляются в вашей квартире?

7. Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.

8. Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?

упорядоченное движение ……… частиц,

в металлах это ……. в растворах

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть ….

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. ………

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. ……..

5. О наличии электрического тока можно судить

по ……… электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это ……. в растворах

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть ….

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. ………

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. ……..

5. О наличии электрического тока можно судить

по ……… электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть ….

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. ………

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. ……..

5. О наличии электрического тока можно судить

по ……… электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

солей ионы

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть ….

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. ………

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. ……..

5. О наличии электрического тока можно судить

по ……… электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

солей ионы

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть замкнута

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. ………

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. ……..

5. О наличии электрического тока можно судить

по ……… электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

солей ионы

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть замкнута

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. нет свободных заряженных

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. ……..

5. О наличии электрического тока можно судить

по ……… электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

солей ионы

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть замкнута

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. нет свободных заряженных

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. есть

свободные заряженные частицы

5. О наличии электрического тока можно судить

по ……… электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

солей ионы

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть замкнута

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. нет свободных заряженных

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. есть

свободные заряженные частицы

5. О наличии электрического тока можно судить

по действиям электрического тока.

6. Мы узнали о … действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

солей ионы

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть замкнута

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. нет свободных заряженных

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. есть

свободные заряженные частицы

5. О наличии электрического тока можно судить

по действиям электрического тока.

6. Мы узнали о 3-х действиях электрического тока: ……..

упорядоченное движение заряженных частиц,

в металлах это электроны , в растворах

солей ионы

2. Чтобы по цепи протекал электрический ток,

цепь должна быть замкнута

3. Чистая соль и дистиллированная вода не проводят

электрический ток, т. к. нет свободных заряженных

4. Раствор соли проводит электрический ток, т.к. есть

свободные заряженные частицы

5. О наличии электрического тока можно судить

по действиям электрического тока.

6. Мы узнали о 3-х действиях электрического тока:

тепловое, химическое и магнитное

Что мы не знали Какие частицы могут двигаться в металлических проводниках? 3. Как можно судить о наличии электрического тока? 4. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки? 5. На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума ?

Что мы не знали

  • Какие частицы могут двигаться в металлических проводниках?

3. Как можно судить о наличии электрического тока?

4. Как вбить в стену гвоздь, не повредив электропроводки?

5. На полу лаборатории под слоем линолеума проложен прямой изолированный провод. Как определить местонахождение провода, не вскрывая линолеума ?

Самооценка Оцените свою работу

Оцените свою работу

Домашнее задание Параграф 35 Дополнительное задание: Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?

Домашнее задание

Параграф 35

Какое действие оказывает электрический ток на организм человека?


-75%

Читайте также: