Почвы национальное достояние страны конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обобщить, углубить и расширить знания о почве, как особом природном теле; показать научный подвиг и значение работ В.В. Докучаева.

Задачи:

Ход урока

I. Подготовительный этап.

Шаг 1. Мотивация.

Учитель: Обратите внимание на доску, где записано высказывание В.В. Докучаева.

Почва – это единство минералов, растений, животных, климата.

– Как будет проходить процесс образования почвы, если исключить один из названных В.В. Докучаевым факторов?

Ученик: Почва не будет образовываться. Ее образование начинается с горных пород (минералов).

Ученик: Без остатков растений и животных в почве не будет перегноя.

Шаг 2. Целеполагание.

Учитель: Правильно! Сегодня на уроке вы сможете вспомнить, что такое почва, назвать основные почвообразующие факторы и доказать, что почва – это особое природное тело.

Шаг 3. Психологический настрой. Ситуация успеха.

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

У вас на партах стоят коробочки с жетонами. За каждый правильный ответ вы сами берете по одному жетону. В конце урока будет подсчитано их количество и оценена ваша работа.

II. Основной этап.

Учитель: Для начала давайте вспомним, что такое почва? Отвечая на этот вопрос, вы можете использовать тест на аналогию (рисунок 1 в Приложении 1).

Ученик: Почва – это верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

– Назовите основное свойство почвы.

Ученик: Основное свойство почвы – плодородие.

– От чего зависит плодородие почвы?

Ученик: Плодородие почвы зависит от количества перегноя. Чем больше содержание гумуса, тем выше плодородие почвы.

– Что входит в состав почвы? Из каких компонентов она состоит? (рисунок 2 в Приложении 1). Используя рисунок, дети поясняют состав почвы.

Шаг 2. Информационный блок. Носители информации: учитель и слайды презентации (упражнение на развитие, концентрацию внимания и памяти).

Прослушайте информацию, которую я для вас повторю, и ответьте на вопросы:

– Как называется основной труд В.В. Докучаева?

– Основоположником, какой науки он является?

Шаг 3. Интерактивное упражнение (упражнение на зрительное и слуховое внимание и логическое соотнесение, смена позы на уроке).

Ученики заполняют схему (результат работы – на рисунке 3 в Приложении 1).

Учитель: Молодцы! Правильно назвали все факторы. Почва отражает взаимодействие всех компонентов природы. Почва (обращаюсь к эпиграфу) – это единство минералов, растений, животных, климата.

Шаг 4. Интерактивное упражнение. Работа в группах (упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности учащихся; совершенствование навыков работы с наглядными пособиями: схемами, слайдами. Синтез деятельности анализаторов).

Учитель: Сейчас предлагаю вам небольшое соревнование. Разделитесь на две группы: мальчики и девочки.

Учитель: Используя слайды презентации, группы будут отвечать на вопросы. Вы в группах обсуждаете слайд и отвечаете.

Более 100 лет назад В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности, другими словами почвы сменяют друг друга по природным зонам. В России в направлении с севера на юг.

– Назовите природные зоны России. Как они сменяют друг друга в направлении с севера на юг (слайды 8–10)?

– С помощью слайда презентации, ответьте на вопрос, какие показатели климата изменяются в направлении с севера на юг, от зоны тундры к зонам полупустынь и пустынь (слайд 10).

– Используя слайды 11–26, назовите, какие типы почв распространены в каждой из природных зон?

– Назовите еще раз самую плодородную почву России. Сколько гумуса (перегноя) содержится в данной почве?

– Почему в черноземах накапливается много перегноя?

– В зоне смешанных лесов с деревьев каждый год опадает листва. Почему же серые лесные почвы менее плодородны, чем черноземы?

Учитель: Мы показали, как изменяются по природным зонам свойства климата и растительность. Показали, что почвы сменяют друг друга по природным зонам. Тем самым подтвердили слова В.В. Докучаева о том, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону природной зональности.

Шаг 5. Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала в группах (синтез деятельности анализаторов; отработка основных умений работы с картой).

– Определите, какой тип почвы занимает большую площадь в нашей области.

Ответы учащихся:

В Мурманской области распространены тундровые глеевые почвы.

В Московской – дерново-подзолистые почвы смешанных лесов.

В Самарской – черноземы степей.

Основные почвы Орловской области: серые лесные и черноземы.

Большую площадь в нашей области занимают серые лесные почвы.

Шаг 6. Закрепление пройденного материала (логическое мышление; опора на жизненный опыт учеников).

Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные ресурсы.

Вопрос: каково значение почвы в жизни человека?

  • Почва является основой, на которой растут растения.
  • Основной источник производства растительной пищи.
  • Производство мясной продукции зависит от кормов (от растений), которые растут на почве.

Шаг 7. Повторение пройденного материала (коррекция зрительного восприятия).

  1. Как вы думаете, богата ли наша страна земельными ресурсами?
  2. Назовите площадь России.
  3. Что называют почвенными ресурсами?
  4. Посмотрите на знакомую вам диаграмму (слайд 28) и скажите, чем занята основная площадь территории страны.
  5. Какую часть составляют пашни?
  6. Подумайте и скажите, какие почвы нашей страны используются под пашню?
  7. Объясните, почему именно эти почвы?.

Дети выходят к доске.

Учитель: В процессе хозяйственного использования почв происходит изменение их свойств. Поэтому за плодородием почвы необходимо вести строгий контроль и охранять ее.

Я зачитываю высказывания. Девочки выбирают мероприятия проводимые человеком, которые плохо влияют на почву (нерационального природопользования) и делают шаг вперед. Мальчики выбирают мероприятия, которые способствуют сохранению плодородия почвы (рационального природопользования) и защищают ее от разрушения и тоже делают шаг вперед.

  • Внесение в почву органических удобрений.
  • Уничтожение естественной растительности при распашке и неумеренном выпасе скота.
  • Внесение в почву минеральных удобрений.
  • Дождевые и талые воды стекают по поверхности вспаханного поля.
  • Создание полезащитных лесных полос.
  • Распашка больших площадей в степных районах Южного Урала, Поволжья.
  • Орошение почв.
  • В районах неустойчивого увлажнения проводят снегозадержание.
  • Выращивание много лет подряд одних и тех же культур.
  • Восстановление земель нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

Шаг 9. Интерактивное упражнение. Практическое освоение материала – проектирование (формирование умений планирования деятельности; развитие умений воспринимать и использовать информацию; закрепление пройденного материала).

Учитель: Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Он представлял собой приподнятую площадку, состоящую из насыпных почв различного цвета и происхождения [1].

– Что должен был означать этот памятник (ученики отвечают на вопрос с помощью учителя)?

  • Величие императорской власти.
  • Этот древний памятник представляет нам почву как символ плодородия.
  • Показывает почву как объект с весьма разнообразными свойствами.

Учитель: Администрация города Орла объявила конкурс на создание подобного памятника почве. Я предлагаю вам принять участие в создании макета памятника. У нас есть основа давайте попробуем ее заполнить.

Шаг 10. Продукт занятия.

Словесная форма – суждения, развернутые выводы по проблеме и др.

III. Заключительный этап.

Шаг 1. Подвожу итог. Дети подсчитывают жетоны и получают оценки.

Шаг 2. Рефлексия (анализ собственного состояния).

Учитель: Определите свое настроение. На столе лежат синие (для мальчиков) и красные (для девочек) кружочки. Прикрепите их на плакат, где изображены ступени вашего настроения. Определите свое настроение (Приложение 2). Как вам работалось на уроке?

ВложениеРазмер
poyasnitelnaya_zapiska_k_razdelu_pochvy.doc 42 КБ
urok_pochvy.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

Данный раздел изучается 4 урока.

Почвы – особое природное тело.

География почв России.

Рациональное использование и охрана почв.

На 1 уроке важно доказать, что почва - это один из компонентов природы, возникший в результате многовекового взаимодействия живой и неживой природы.

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты, учащиеся дают характеристику разных типов почв. Такой вид деятельности способствует развитию самообразовательных навыков учащихся.

Затем следует отчет групп, записи в тетрадях, дополнения учителя о водном режиме почв, от которого зависят многие свойства почв.

1 группа - исследовать почву, подобрать комнатные растения, расположить их в квартире.

2 группа – исследовать почву, подобрать цветочные растения для клумб школьного двора, разработать дизайн.

3 группа – исследовать почву, определить месторасположение дома, газона, цветника, подобрать цветочные растения.

4 группа – исследовать почву, определить местоположение дома, грядок, подобрать сельскохозяйственные культуры.

Оборудование : образцы почв, колбы с водой, определитель кислотности

(универсальный индикатор), мензурки, доски, инструкции, специальная литература, принадлежности для рисования, пакеты с семенами.

Работа начинается на уроке, а заканчивается дома.

По химическому составу почвы делятся на нейтральные, кислые, щелочные. Растения и полезные почвенные микроорганизмы очень чувствительны к присутствию кислот, т. к. растения плохо поглощают кальций , магний, молибден, а проникнуть в них может алюминий, который нарушает их нормальное развитие. Поэтому очень важно определить кислотность почв. Есть несколько способов. Самый простой способ:

1. Образец почвы высыпать в ступку и растереть.

2. Высыпать в стакан, добавить воду и размешать.

3. Опустить индикатор в стакан (бумажный индикатор меняет цвет)

4. Определить кислотность.

1. Образец почв смочить до консистенции теста и раскатать в шнур. Свернуть в колечко.

2. Шнур не образуется - почва песчаная.

3. Шнур формируется неустойчиво – почва супесчаная.

4. Шнур распадается на дольки – почва легкосуглинистая.

5. Шнур свертывается в колечко, но трескается – почва тяжелосуглинистая.

6. Шнур свертывается в колечко – глинистая почва.

1. При копании сочится вода - мокрая почва.

2. Приложенный лист бумаги быстро промокает – влажная почва.

3. На ощупь производит ощущение прохладной массы, мажется – свежая почва.

4. На ощупь не обнаруживает признаков увлажнения, пылит – сухая почва.

Образцы выполнения работ

Цветник около дома.

Место для цветника захламлено строительным мусором, заросло травой.

Мы предлагаем очистить участок, снять 50 см песка, на дно заложить тяжелую глинистую землю, на нее насыпать песок, суглинистую землю, навоз, листья деревьев.(Их можно в большом количестве набрать под березами на Смолокурке.) Глинистая земля будет задерживать поверхностную почвенную влагу и питательные вещества.

Верхние слои перекопать и оставить на зиму. Весной перекопаем и внесем минеральные удобрения. Делаем разметку, привозим с реки камни, гравий. Дорожки должны быть твердыми и водопроницаемыми. Лучше, если они будут изогнутыми. Затем засеваем газон, обильно поливаем и закрываем пленкой. Теперь приступаем к высадке цветов.

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к преподаванию темы

в курсе географии 8 класса

Главная задача курса географии в 8 классе – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкается и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ними. Поэтому тему

Данная тема изучается 4 урока.

Почвы – особое природное тело.

География почв России.

Рациональное использование и охрана почв.

На первом уроке важно доказать, что почва - это один из компонентов природы, возникший в результате многовекового взаимодействия живой и неживой природы.

Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику разных типов почв. Такой вид деятельности способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения о водном режиме почв, от которого зависят многие свойства почв.

1 группа - подбирает комнатные растения, располагая их в квартире.

2 группа – подбирает цветочные растения для клумб школьного двора, разрабатывает дизайн школьного двора.

3 группа – разрабатывает дизайн территории многоквартирного дома, подбирает цветочные растения.

4 группа – определяет местоположение дома на предложенной территории, грядок, цветников и фруктовых деревьев, подбирает сельскохозяйственные культуры.

Вспомнив основные понятия и характеристики почв, обращаю внимание, что почвенное плодородие определяется свойствами всей почвы, а не свойствами одного какого- то горизонта. Кроме того, почвенное плодородие зависит от механического состава, структуры, водно - воздушного режима и т. д. Все эти характеристики вместе взятые дают возможность оценить почву с точки зрения использования в хозяйстве.

Оборудование для данного урока: образцы почв, колбы с водой, определитель кислотности (универсальный индикатор), мензурки, инструкции, специальная литература, принадлежности для рисования, пакеты с семенами.

Работа начинается на уроке, а заканчивается дома.

Литература для учащихся, используемая на уроке:

Инструкция для учащихся № 1:

По химическому составу почвы делятся на нейтральные, кислые, щелочные. Растения и полезные почвенные микроорганизмы очень чувствительны к присутствию кислот т. к. растения плохо поглощают кальций, магний, молибден, а проникнуть может алюминий, который нарушает их нормальное развитие. Поэтому очень важно определить кислотность почв. Есть несколько способов. Самый простой способ:

1. Образец почвы высыпать в ступку и растереть.

2. Высыпать в мензурку, добавить воду и размешать.

3. Опустить индикатор в стакан (бумажный индикатор меняет цвет)

4. Определить кислотность.

1. Образец почв смочить до консистенции теста и раскатать в шнур. Свернуть в колечко.

2. Шнур не образуется, - почва песчаная.

3. Шнур формируется неустойчиво – почва супесчаная.

4. Шнур распадается на дольки – почва легкосуглинистая.

5.Шнур свертывается в колечко, но трескается – почва тяжелосуглинистая.

6. Шнур свертывается в колечко – глинистая почва.

1. мокрая почва (при копании сочится вода).

2. влажная почва (приложенный лист бумаги быстро промокает).

3. свежая почва (на ощупь производит ощущение прохладной массы, мажется).

4. сухая почва ( на ощупь не обнаруживает признаков увлажнения, пылит)

Проект дорабатывается учащимися дома, результат одного из проектов прилагается (приложение 1).

Цветник около дома.

Место для цветника захламлено строительным мусором, заросло травой. Мы предлагаем очистить участок, снять 50 см песка, на дно заложить тяжелую глинистую землю на нее насыпать песок, суглинистую землю, навоз, листья деревьев. Их можно в большом количестве набрать под березами на Смолокурке (часть лесного массива вблизи поселка). Глинистая земля будет задерживать поверхностную почвенную влагу и питательные вещества. Верхние слои перекопать и оставить на зиму. Весной перекопаем и внесем минеральные удобрения. Делаем разметку, привозим с реки камни, гравий. Дорожки должны быть твердыми и водопроницаемыми. Лучше если они будут изогнутыми. Засеваем газон, обильно поливаем, и закрываем пленкой. После этого приступаем к высадке цветов, подобранных таким образом, чтобы цветение продолжалось в течение всего летнего сезона. Однолетники высаживаем рассадой, т.к. на Севере поздняя весна и короткое лето.

Урок географии в 8 классе по теме

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

  1. продолжить формирование навыка работы с литературными
    источниками (сжатие информации и представление ее в виде
    аппликации);
  2. продолжить формирование мыслительных процессов: сравнения,
    умозаключения.
  1. способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся;
  2. способствовать формированию бережного отношения к почве как
    природному компоненту.

Добрый день! Рассаживайтесь поудобнее. Я хочу рассказать вам сказку. Надеюсь, что, слушая её, вы не просто будете воспринимать ее содержание, но и определите тему раздела, к изучению которого мы сегодня приступаем.

Вы прослушали сказку. Ее содержание поможет вам определить тему нового раздела, который мы начинаем изучать.

Ученики высказывают свои мнения.

Сначала определим последовательность изучения почв ( запись на доске и в тетрадях учащихся ):

  1. условия формирования почв,
  2. структура почв,
  3. механический состав,
  4. строение почв,
  5. типы почв России,

- современные почвы и их взаимодействие с человеком,

Тема раздела названа, последовательность определена. Но нужны ли всем нам эти знания? Или они необходимы только специалистам: агроному, почвоведу, инженеру по охране природы, фермеру? Чтобы ответ был обоснованным, я предлагаю подумать, почитать и обсудить данную проблему. Я думаю, 3 минут будет достаточно.

Работа в парах со справочной литературой, в которой нужно найти указания на специфику данных профессий, информацию о …Докучаеве, с учебником (стр. 115)

Заслушиваются ответы учащихся.

Несомненно, знания о почвах важны, прежде всего, специалистам. Но они необходимы и дачникам, и цветоводам, да и всем нам, ведь мы хотим видеть разнообразную и качественную продукцию на прилавках наших магазинов.

  1. условия формирования почв,
  2. структуру почв,
  3. механический состав,
  4. строение почв.

Это и будет задачами сегодняшнего урока. Так как материал объемный, я предлагаю поработать в группах.

На выполнение этой работы вам дается 7 минут.

Прочитайте инструкцию №2 и выполните опыт. Определите механический состав образцов почв и ответьте на вопрос, имеет ли значение механический состав почв для сельскохозяйственных культур?

Прочитайте текст в учебнике (с.120), затем рассмотрите почвы и определите внешние различия между образцами. Выявите структурную и бесструктурную почвы. Зарисуйте структуру (строение) почв и найдите преимущества структурной почвы.

Прочитайте текст (с.118), рассмотрите в учебнике иллюстрацию почвенного разреза. Найдите отличительные особенности почвенного горизонта. Объясните, почему почвенные горизонты отличаются друг от друга.

Учитель : Работа в группах закончена. Прежде всего, скажите, было ли время в геологической летописи Земли, когда почв не было?

— Давайте посмотрим вместе с первой группой, как идет процесс образования почв. На доске мы будем создавать аппликацию, подобную вам необходимо сделать в тетради.

Таким образом, процесс образования почв длится долго, непрерывно. Это сложный процесс, в котором . (продолжите фразу: …участвуют и взаимодействуют все компоненты природы).

Учитель : Давайте сформулируем, что такое почва.

Почва - это рыхлый, плодородный поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы и других компонентов природы.

От материнской породы зависит механический состав почвы.

К какому результату пришла вторая группа? (заслушивается отчет второй группы, во время которого в тетради фиксируется результат):

Суглинистая плохо проводят воздух и воду

Песчаные хорошо проводят воздух и воду

Учитель: В зависимости от размеров комочков почвы бывают структурные и бесструктурные. Заслушаем третью группу. Информацию занесем в таблицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.

Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.

Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Конструкт урока географии в 8 классе

Предмет: География.

Класс: 8 класс.

Тип урока: когнитивный, проблемный.

Цели урока:

Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.

Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.

Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

Задачи урока:

Повторить и закрепить знания о почвах России;

Дать характеристику земельных и почвенных ресурсов страны;

Сформировать представление об обеспеченности почвенными и земельными ресурсами страны и об их размещении по территории России;

Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;

Главная проблема урока: Оценка почвенно-ресурсного потенциала страны и области.

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

анализ тематических карт;

анализ статистического материала;

систематизация материала, его структурирование.

Этапы урока:

1. Организационный этап урока (объяснение структуры урока; постановка целей урока; определение проблемы; ввод учащихся в проблемную ситуацию)

1)Вопросы устного опроса.

- Что такое почва?

- Основное свойство почвы?

- Органическое вещество почвы? (Гумус)

- Кого называют отцов почвоведения? (Докучаев)

2) Игра “Верите ли вы в то, что…?” (Учитель предлагает ответить на вопросы):

а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;

б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;

в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;

г) самые плодородные почвы серые лесные;

д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;

е) 1900 г. в Париже в русском павильоне на Всемирной выставке был выставлен куб русского чернозема, вырезанный в Воронежской области, его размеры 2x2x2 метра. (Действительно эталоном плодородия являются воронежские черноземы).

Россия очень богата природными ресурсами: полезными ископаемые, лесные ресурсы. Но одно из главных достояний нашего народа – это российская земля.

Задание: Как используются почвенные ресурсы:

- Почвы тундры? (Оленьи пастбища)

- Почвы полупустыни? (Пастбища верблюдов и овец)

- Почвы степей? (Сельскохозяйственные культуры)

Какие мероприятия проводятся против эрозии:

- обработка поперек склонов (чтобы стоковые, талые воды не размывали плодородную часть почвы);

- террасирование (устройство систем ступенчатых террас, предохраняющих склонов от размыва

- безотвальная обработка почвы (при такой обработке стебли растения остается на поверхности, предохраняя почву от развевания ветром во время пыльных бурь;

- полезащитные полосы (древесные растения, кустарники защищают поля тоже во время пыльных бурь).

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Осипова Лариса Михайловна

Место работы МБОУ СОШ №3

Должность учитель

Предмет география

Класс 8

Тема 4 Почвы – национальное достояние страны

Урок 1. Почвы – особое природное тело

Задачи:

- обучающие: сформировать знание учащихся о почве как особом природном теле, показать великий вклад русских учёных В.В.Докучаева и В.И. Вернадского в создание и развитие науки о почвах, раскрыть влияние почвообразующих факторов на формирование почвы, познакомить учащихся со строением и разнообразием почв.

-развивающие: продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность.

-воспитательные: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе

Тип урока урок формирования знаний

Метод обучения иллюстративно-словесный

Форма работы учащихся групповая, компьютерное тестирование

Планируемые результаты:

Предметные:

знать/понимать ос­новные географические понятия и термины: почва, плодородие, перегной (гумус), основные свойства почв, почвообразующие факторы, почвенные горизонты – гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода, почвоведение;

уметь объяснять существенные признаки почв.

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

Имена В.В. Докучаев, В.И. Вернадский

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

I. Подготовительный этап.

Шаг 2. Целеполагание.

Предлагает сформулировать учащимся тему урока.

-Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

Формулируют тему, записывают в тетрадь.

– это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв России и охране.

Нам надо выяснить, почему почва является уникальным объектом.

II. Основной этап.

Шаг 1 Информационный блок

Формулирует вопросы и корректирует ответы.

-что же такое почва?

В 18 веке шведский естествоиспытатель Карл Линней всё многообразие природы разделил на три царства: растительное, животное и минеральное.
Проблемный вопрос:
- К какому из этих царств относится почва?

Верно, вы заметили: почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом. Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя. Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.

Дают определение, с опорой на знания 6,7 класса и записывают в тетрадь.

Мне, кажется, что почва включает свойства всех трёх царств, но это что-то другое.

Мультимедиа учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия.

2. Состав почв

Помимо твёрдых частиц минералов и органических остатков почва состоит также из воды с растворёнными в ней органическими и минеральными соединениями (почвенный раствор), который движется к корням растений и даёт им питание. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты и отличается несколько от атмосферного. Посмотрите внимательно на экран, перед вами диаграммы, показывающие % содержание газов в атмосферном воздухе и в почвенном. Вы видите, что % содержание углекислого газа и азота значительно выше в почвенном воздухе, чем в атмосферном. Вопрос к классу: Как вы думаете, почему?

Запись в тетрадь состав почвы.

Количество углекислого газа увеличивается в результате образования перегноя в почве.

Шаг 2 Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

А теперь давайте обобщим всю информацию и сделаем вывод.

Вопросы к классу:
1.Что называется почвой?
2.Что входит в состав почвы?
3.Что такое плодородие почвы?
4. Какова роль В.В. Докучаева и В. И. Вернадского в развитии знаний о почве?

Шаг 3 Информационный блок

Почвы, их формирование и использование. (N 159943)

3.Рассмотрим следующий вопрос: почвообразующие факторы.

Рассмотрите схему, подумайте, как каждый из факторов влияет на формирование почв?
1.Какие факторы влияют на образование почв? 2.Что служит источником минеральной части почв?

3.Какое влияние оказывает климат на образование почв? 4.Как влияют на образования почв живые организмы и растения?

Теперь сделаем вывод.

4. Строение почвы

Кроме верхнего слоя, который обычно виден на свежевспаханном поле, почва состоит из многих более глубоких слоёв. За горизонтальное залегание их называют почвенными горизонтами. В их формировании принимают участие процессы образования гумуса, процессы передвижения органических и минеральных соединений, процессы выветривания. В полностью сформированной почве выделяют три основных горизонта. Впервые разделил толщи почвы на горизонты В.В. Докучаев, обозначив их буквами латинского алфавита А 1; А 2; В; С.

Более наглядно вы сможете познакомиться с этими и другими вопросами открыв учебник на стр. 119, рис.83, а также рассмотрев разрез почвы на картинке мультимедиа.

Перед вами почвенные горизонты: 1. Верхний горизонт – гумусовый (А1),он густо пронизан корнями, здесь много микроорганизмов, червей, личинок. Здесь происходит накопление органического вещества и образование гумуса, цвет тёмный, мощность от несколько см до 1 м, чем больше мощность, тем плодороднее почва. Такие горизонты есть во всех типах почв, но они отличаются по мощности.
2.Следующий горизонт – вымывания (А2). При выпадении осадков из гумусового горизонта влага выносит часть органических и минеральных соединений, которые и образуют горизонт вымывания, По цвету, он напоминает золу, в нём почти нет боковых корней растений. Особенно он хорошо виден в подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных почвах.
3.Ниже лежит горизонт вмывания (В), здесь тоже сравнительно мало корней, но зато много мельчайших минеральных частиц, в нём могут накапливаться оксиды железа, алюминия, карбонаты или гипс, этот горизонт - своеобразный фильтр.
4. Ниже – материнская порода (С), на которой образуется почва, от материнской породы унаследованы почвой минеральные вещества.
Между горизонтами происходит обмен веществ, благодаря почвенному раствору.

1.Почвообразующие горные породы, климат, растительность, животный мир, грунтовые воды, деятельность человека, время.
2.Горная порода, на которой почва сформировалась.

3.Климат обеспечивает почвообразующие процессы влагой и теплом. 4.Обогащают почву продуктами жизнедеятельности, изменяют структуру почвы, отмирая, растения разлагаются, образуя перегной.

Делают выводы и записывают в тетрадь.

Выводы: А). На разных породах образуются различные по составу и свойствам почвы.
Б). От количества и качества органического вещества зависит содержание гумуса.
В). Вода обеспечивает почву влагой.
Г). Деятельность человека может повышать плодородие или наоборот истощать, разрушать почву.

- образовательная: повторение и закрепление темы;

- развивающая: развитие мышления, памяти, внимания, умения работать с информацией;

- воспитательная: умение работать в коллективе, выслушивать мнения одноклассников; бережное отношение к почвам.

Урок проводится среди учащихся 8 класса.


Изучается состав почвы: учитель проводит несколько опытов, учащиеся наблюдают и отвечают на вопросы учителя.

Почва нагревается над спиртовкой, идет дым.

Вопрос классу: о чем может свидетельствовать дым?

Предполагаемый ответ учеников: о том, что горит органическое вещество!

Бросить в воду комочек почвы и понаблюдать за ней.

Вопрос классу: что вы заметили и о чем это может нам сообщить?

Предполагаемый ответ учеников: пузырьки, говорят о том, что в почве есть воздух!!

Влажная почва нагревается, над ней держится стекло. Дети внимательно наблюдают. Вода из почвы испаряется, образуя на стекле капли. Стекло перевернуть и нагреть на огне. Вода испарится, а на стекле остаются белые налеты.

Вопрос классу: о чем говорит этот опыт?

Предполагаемый ответ: это говорит о наличии минеральных солей.

Состав почвы так же можно оформить в виде схемы.


На уроке рассматриваются основные типы почв, где каждому типу дается краткая характеристика. Урок сопровождается презентацией.

4 Итоговый урок по теме проходит в виде игры.

Материалы и оборудование:

- Ноутбуки для каждой команды

- Задания для команд

2 В начале урока класс делится на группы по 2-3 человека

3 Учитель разъясняет ход работы, и учащиеся приступают к выполнению заданий.

ФИ учащихся группы

1 задание: Тест по теме почвы.

1.Выберите верное определение почвы.

а) совокупность органических веществ, сформировавшаяся в результате биохимического превращения органических остатков.

б) природное тело, образовавшееся в результате взаимодействия всех компонентов природы, обладающее плодородием

в) научно обоснованная совокупность мероприятий, направленных на улучшение свойств почвы и повышение её плодородия

г) разрушение наиболее плодородных горизонтов почвы

б) В.И. Вернадский

3 От чего зависит плодородие почвы?

а) от содержания в ней гумуса

б) от материнской породы

в) от движения воздушных масс

г) от выпадения осадков

4 В какой природной зоне почвы почти не развиты?

г) в арктических пустынях

5 В состав почвы не входит…

6 Из чего состоит почва?

а) Воздуха, воды, перегноя, песка, глины и солей;

б) Воздуха, воды, перегноя, корней растений, песка, глины и солей; животных обитающих в почве;

в) Микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.

г) Все варианты верны

7 . В каких природных зонах почвы эксплуатируются человеком в большой мере?

г) в полупустынях

8 У каких почв верхний горизонт имеет более белесый цвет?

9 Какие почвы типичны для степной зоны?

10 Материнская порода - это горизонт:

а)А1 б)А2; в) В; г) С.

2 задание

Учащимся выдается рисунок почвенного профиля. На рисунке подписать названия почвенных горизонтов.







2 ___________________ 6_______________________

3 ___________________ 7_______________________

4 ___________________ 8_______________________

Для работы понадобятся папки: Почвы, растительный мир, животный мир, природные зоны, почвенный профиль. Каждой группе нужно соотнести картинки: Почва -почвенный профиль – природная зона – растения – животные.

Например: Арктические почвы - почвенный профиль – тундра – лишайники - тюлени. Но! Все картинки подписаны цифрами, значит, ответ будет выглядеть следующим образом: 2 – 4 – 1 – 8!

(Критерии оценивания каждый учитель может придумать свои)

Материалы для работы

1 Почвенный профиль









1 2 3 4 5 6 7 8









(Картинки почвенных профилей и почв, учащимся показываются на 2 уроке, т.е. картинки должны быть знакомы)















11 12 13 14

( Картинок с растениями больше чем типов почв. Учащиеся могут выбрать одну картинку либо несколько)
















12 13 14 15





16 17 18 19





20 21 22 23

5 Природные зоны

















Примечание: Учитель может подобрать для урока другие картинки, и другое количество!

Читайте также: