Произведения прикладного искусства 3 класс литературное чтение конспект
Обновлено: 04.07.2024
Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.
III. Речевая разминка
- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)
Платьице в цветочек,
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
- Как бы вы назвали нашу выставку?
- Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.)
- Определите тему и цели урока.
- Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть.
V. Работа по теме урока
- Ребята, пролистайте с. 14-19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)
- Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)
- Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)
- Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.)
- Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)
- Какую краску используют чаще всего? (Чаще всего используют белую и синюю краски.)
3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)
- Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)
- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)
- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)
4. Богородская резная игрушка
- Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.)
- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)
Ох, как хочется трудиться!
Все делать охота!
Чтобы трудом насладиться,
Я и бодр, и силен,
Быстро все поделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!
VII. Продолжение работы по теме урока
- Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли.
- Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.)
- Рассмотрите еще раз иллюстрации на с. 14-19 и нашу выставку. Что на них изображено? К каким видам прикладного искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.)
- Для чего их делают?
Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах - мастерских - за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок 9. Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда , дымковская и богородская игрушка
Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.
III . Речевая разминка
- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)
Платьице в цветочек,
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Т. Лисенкова
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
IV . Актуализация знаний . Определение темы и целей урока
— Как бы вы назвали нашу выставку?
— Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.)
— Определите тему и цели урока.
— Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть.
V . Работа по теме урока
1. Беседа
— Ребята, пролистайте с. 14—19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)
— Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)
— Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)
— Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.)
— Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)
— Какую краску используют чаще всего? ( Чаще всего используют белую и синюю краски.)
3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)
— Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)
- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)
- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)
4. Богородская резная игрушка
- Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.)
- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)
VI . Физкультминутка
Ох, как хочется трудиться!
Все делать охота!
Чтобы трудом насладиться,
Я и бодр, и силен,
Быстро все поделаю.
Свою волю покажу,
Слово для себя сдержу!
VII . Продолжение работы по теме урока
- Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли.
- Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.)
- Рассмотрите еще раз иллюстрации на с. 14-19 и нашу выставку. Что на них изображено? К каким видам прикладного искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.)
- Для чего их делают?
Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.
Презентация к уроку литературного чтения на тему "Произведения прикладного искусства". УМК "Школа России". 3 класс.
Содержимое разработки
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ:
«Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская
Учитель начальных классов
МБОУ Бутурлиновская СОШ
Устименко Юлия Анатольевна
2015-2016уч.г.
ГЖЕЛЬ .ПОСУДА ,
При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками.
Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.
Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы.
Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
Расписывалась эта посуда
по белой обожжённой глине кобальтовой краской.
Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.
Роспись силуэтов посуды под Гжель
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует
на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Богородские игрушки
«Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом
Все игрушки делаются из липы, которое просушивается около четырех лет . Дерево мягкое и с ним легко работать .
Богородская фабрика игрушек
После просушки, дерево отправляется на зарубку.
Заготовки размечаются по лекалам, и вырезаются богородским ножом и стамеской. У опытного мастера на одно изделие уходит около 15 минут.
Следующий этап - сборка игрушки.
Самый красочный и заключительный этап - раскраска.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.
Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОМЫСЛА
ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ
Источники:
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Новые олимпиады
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.
Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.
Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.
Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.
Читайте также: