Произведения прикладного искусства 3 класс литературное чтение конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.

III. Речевая разминка

- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)

Платьице в цветочек,

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

IV. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

- Как бы вы назвали нашу выставку?

- Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.)

- Определите тему и цели урока.

- Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть.

V. Работа по теме урока

- Ребята, пролистайте с. 14-19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)

- Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)

- Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)

- Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.)

- Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)

- Какую краску используют чаще всего? (Чаще всего используют белую и синюю краски.)

3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)

- Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)

- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)

- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)

4. Богородская резная игрушка

- Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.)

- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)

Ох, как хочется трудиться!

Все делать охота!

Чтобы трудом насладиться,

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

VII. Продолжение работы по теме урока

- Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли.

- Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.)

- Рассмотрите еще раз иллюстрации на с. 14-19 и нашу выставку. Что на них изображено? К каким видам прикладного искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.)

- Для чего их делают?

Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах - мастерских - за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 9. Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда , дымковская и богородская игрушка

Цели: познакомить учащихся с изделиями прикладного искусства; учить различать малые жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному искусству.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать музеи народного творчества своей местности (города, села, деревни), предметы прикладного искусства: гжельскую и хохломскую посуду, дымковскую и богородскую игрушку и их назначение.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

- Сделайте, пожалуйста, выставку изделий, которые вы принесли.

III . Речевая разминка

- Прочитайте текст. Как бы вы назвали это стихотворение? (Матрешка.)

Платьице в цветочек,

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Т. Лисенкова

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

IV . Актуализация знаний . Определение темы и целей урока

— Как бы вы назвали нашу выставку?

— Есть ли в ней матрешка? Почему? (Она относится к предметам декоративно-прикладного искусства.)

— Определите тему и цели урока.

— Сегодня мы поговорим с вами о музее народного творчества, о том, что там можно увидеть.

V . Работа по теме урока

1. Беседа

— Ребята, пролистайте с. 14—19. Что вы заметили? (На них изображены игрушки: глиняные, деревянные.)

— Как вы думаете, почему они здесь помещены? (Предположения детей.)

— Откройте с. 20-21. Прочитаем тексты. (Читают хорошо читающие дети и учитель.)

— Что нового вы узнали об этом виде промысла? (Мы узнали, что свое название этот промысел получил от деревни Гжель. Там делают посуду, светильники, вазы и др.)

— Что на них изображают художники? (Художники любят изображать диковинные цветы, причудливые узоры, сказочных птиц.)

— Какую краску используют чаще всего? ( Чаще всего используют белую и синюю краски.)

3. Самостоятельное чтение учениками текста о дымковской игрушке (Понимание прочитанного проверяется выборочным чтением.)

— Где возник этот промысел? (Этот промысел возник в Дымковской слободе.)

- Из чего сделаны эти игрушки? (Дымковские игрушки лепят из глины. Их расписывают яркими, веселыми красками.)

- Для чего их делают? (Всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи и животные, созданные дымковскими мастерами, дарят людям ощущение радости и праздника.)

4. Богородская резная игрушка

- Составьте вопросы по тексту. (Откуда такое название? Что представляют собой эти игрушки?Из чего они сделаны? И т. д.)

- Что на ней нарисовано? (На ней рисовали травы, ягоды, листья, цветы, сказочных рыб и птиц. Эти изделия после особой обработки кажутся золотыми.)

VI . Физкультминутка

Ох, как хочется трудиться!

Все делать охота!

Чтобы трудом насладиться,

Я и бодр, и силен,

Быстро все поделаю.

Свою волю покажу,

Слово для себя сдержу!

VII . Продолжение работы по теме урока

- Расскажите о тех изделиях, которые вы принесли.

- Бывали ли вы когда-нибудь в музее народного творчества? Что вы там видели? (Рассказы детей.)

- Рассмотрите еще раз иллюстрации на с. 14-19 и нашу выставку. Что на них изображено? К каким видам прикладного искусства относятся экспонаты выставки? (Это изделия народных промыслов.)

- Для чего их делают?

Такие фигурки делали для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах — мастерских — за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

Презентация к уроку литературного чтения на тему "Произведения прикладного искусства". УМК "Школа России". 3 класс.

Содержимое разработки

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ:

«Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская

Учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Юлия Анатольевна

2015-2016уч.г.

ГЖЕЛЬ .ПОСУДА , При слове

ГЖЕЛЬ .ПОСУДА ,

При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками.

Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.

Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы.

Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской.

Расписывалась эта посуда

по белой обожжённой глине кобальтовой краской.

Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

Роспись силуэтов посуды под Гжель

Роспись силуэтов посуды под Гжель

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует

на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.


БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Богородские игрушки

«Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом

Все игрушки делаются из липы, которое просушивается около четырех лет . Дерево мягкое и с ним легко работать . Богородская фабрика игрушек

Все игрушки делаются из липы, которое просушивается около четырех лет . Дерево мягкое и с ним легко работать .

Богородская фабрика игрушек

После просушки, дерево отправляется на зарубку.

После просушки, дерево отправляется на зарубку.

Заготовки размечаются по лекалам, и вырезаются богородским ножом и стамеской. У опытного мастера на одно изделие уходит около 15 минут.

Заготовки размечаются по лекалам, и вырезаются богородским ножом и стамеской. У опытного мастера на одно изделие уходит около 15 минут.

Следующий этап - сборка игрушки.

Следующий этап - сборка игрушки.

Самый красочный и заключительный этап - раскраска.

Самый красочный и заключительный этап - раскраска.



ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.

Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.

Для

Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОМЫСЛА

ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ


Источники:

Источники:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

Конспект урока по литературному чтению з класс Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: