Лекарства конспект по химии 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён знакомству с фармакологической химией. Учащиеся узнают химические формулы самых распространённых лекарств, их назначение и противопоказания, научатся пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам.

Амоксициллин – антибиотик широкого спектра действия группы пенициллинов, оказывает сильное противовоспалительное действие.

Аспирин – ацетилсалициловая кислота, лекарственный препарат, оказывающий жаропонижающее, противовоспалительное и обезболивающее действие.

Анафилактический шок – быстро развивающаяся аллергическая реакция при попадании в организм аллергена, без оказания своевременной медицинской помощи может закончиться летальным исходом.

Интерферон – иммуномодулирующий лекарственный препарат, оказывает противовирусный эффект.

Парацетамол – параацетиламинофенол, лекарственное средство, оказывающее жаропонижающее и обезболивающее действие.

Фармакологическая (фармацевтическая) химия – наука о лекарственных препаратах, методах их синтеза, качественного и количественного анализа, о химических свойствах лекарств и их превращениях в организме.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

История развития фармакологической химии

Человек с древних времён для лечения использовал природные средства: отвары и настои трав, мёд, животный жир. Целенаправленным созданием лекарственных препаратов впервые занялись алхимики. В XVI веке сначала арабские алхимики, позже – европейские, пытались создать эликсир бессмертия. Родоначальником ятрохимии – направления химии, занимавшейся создание лекарственных средств, считается швейцарский врач Парацельс.

Задачи фармакологической химии

В настоящее время фармакологическая (фармацевтическая) химия занимается не только созданием лекарственных препаратов, но и проводит их качественный и количественный анализ, проверяет подлинность лекарственных средств, степень их очистки от примесей, изучает превращения препаратов в организме.

Аспирин применяют как жаропонижающее, противовоспалительное и обезболивающее средство. В малых дозах приём аспирина снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Являясь слабой органической кислотой, аспирин снижает рН крови, разжижает её, снижая риск образования тромбов. Но любой лекарственный препарат кроме лечебного действия имеет побочные эффекты. Например, аспирин может вызывать желудочное кровотечение, так как кислота раздражает слизистую оболочку желудка.

Парацетамол

Другое популярное лекарство – парацетамол (эффералган, калпол). Название происходит от сокращения названия действующего вещества препарата – параацетиламинофенола. Парацетамол входит в состав многих комбинированных препаратов. Обладает жаропонижающим и обезболивающим эффектом. Побочные эффекты при бесконтрольном приёме парацетамола – нарушение функций печени и почек, анемия, аллергические реакции.

Пенициллин и его производные

Эпоха антибиотиков – мощных препаратов антибактериального действия началась с момента открытия в 1928 году Александром Флемнигом пенициллина. В настоящее время синтезировано большое число лекарственных препаратов на основе пенициллина. Один из них – амоксицилллин (аугментин, флемоксин), эффективный при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, кожи. Любые антибиотики следует принимать только по назначению врача и в строго указанной дозировке. Дело в том, что антибиотики уничтожают не только болезнетворные бактерии, но и полезную микрофлору кишечника. Происходит нарушение функции печени, почек, нервной системы, развивается гемолитическая анемия. В аптеках антибиотики продают только по рецепту врача. Часто на антибиотики возникает аллергическая реакция. Самое тяжёлое проявление аллергии – анафилактический шок, когда в ответ на попадание в организм аллергена быстро падает артериальное давление, происходит угнетение сознания, могут возникнуть судороги. Если вовремя не оказать медицинскую помощь при возникновении анафилактического шока, может наступить летальный исход.

Антибиотики эффективны при борьбе с болезнетворными бактериями, но абсолютно бесполезны и даже вредны при лечении вирусных заболеваний, таких как грипп. Для лечения вирусных заболеваний используют лекарственные препараты, усиливающие иммунитет человека. Одним из таких препаратов является интерферон (альфаферон, вэллферон). Интерферон – препарат белковой природы, выделяют из донорной крови. При его применении может возникнуть аллергия на чужеродный белок. Интерферон нельзя применять человеку, недавно перенесшему инфаркт миокарда, страдающему эпилепсией. Не рекомендуется применение интерферона беременным и кормящим женщинам, а также детям в возрасте до одного года.

Активированный уголь

Доступным и эффективным препаратом, назначаемым при отравлениях, кишечных инфекциях является активированный уголь. Это вещество является отличным сорбентом, то есть поглощает токсичные вещества, которые попали в кишечник. Активированный уголь является антацидом, то есть снижает кислотность. Но при одновременном приёме активированного угля с другими лекарственными препаратами он снижает их эффективность.

Как Вы уже поняли, не существует абсолютно безопасных лекарств. Принимать лекарства следует только по назначению врача, предварительно внимательно изучив инструкцию к лекарственному препарату.

Среди синтезированных лекарственных препаратов есть и такие, которые вызывают привыкание. Это может привести к возникновению тяжёлого заболевания – наркомании. Некоторые вещества даже при однократном приеме вызывают болезненную зависимость. К серьёзным необратимым нарушениям в работе организма приводит и частое употребление алкоголя, развивается болезнь – алкоголизм. Лечение наркомании и алкоголизма – длительный процесс, здесь недостаточно профессиональных знаний врача, необходимо желание выздороветь и сильная воля самого больного.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Расчет максимально допустимого количества лекарственного препарата

Условие задачи: Массовая доля парацетамола в одной таблетке аскофена массой 0,50 г составляет 40%. Максимальная разовая доза парацетамола для взрослого человека составляет 1 г. Какое максимальное количество таблеток аскофена можно принять взрослому, чтобы не допустить передозировки?

Шаг первый: найдем, какая масса парацетамола содержится в одной таблетке аскофена. Для этого составим пропорцию:

0,5 г составляет 100 %, а х г составляет 40 %.

Шаг второй: найдём количество таблеток, в которых в сумме будет 1 г парацетамола.

1 : 0,2 = 5 (таблеток)

2. Расчёт необходимого количества упаковок лекарства

Условие задачи: при назначении амоксициллина детям врач исходит из допустимой дозировки 65 мг на каждые 10 кг массы тела при однократном приёме. Для поддержания постоянной концентрации препарата в крови интервал между приёмами лекарственного средства должен составлять 8 часов. Сколько упаковок лекарственного препарата по 10 таблеток, содержащих каждая 250 мг амоксициллина, необходимо для лечения ребёнка массой 40 кг, если предполагается приём таблеток в течение 5 дней?

Шаг первый: найдём дозировку для однократного приёма амоксициллина ребёнком с массой тела 40 кг.

(65 : 10)·40= 260 мг.

Эта дозировка соответствует 1 таблетке на разовый приём.

Шаг второй: найдём, сколько таблеток в день должен принимать ребёнок, если интервал между приёмами лекарства составляет 8 часов.

В сутках 24 часа. 24 : 8 = 3.

Таблетки следует принимать три раза в день.

Шаг третий: найдём общее количество таблеток, которое необходимо для курса лечения.

3·5·1 = 15 (таблеток).

Шаг четвёртый: Одна упаковка содержит 10 таблеток, то есть 15 : 10 = 1,5. Но упаковки продаются только целиком, то есть требуется купить на курс лечения 2 упаковки амоксициллина.

Урок посящен изучению лекарственных средств при изучении химии на базовом уровне.

ВложениеРазмер
urok_lekarstva_10_klass.doc 77 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 1.Сформировать представление о лекарствах как химиотерапевтических препаратах.

2. Рассмотреть отдельные группы лекарств, способы их безопасного применения.

3. Познакомить с важнейшими открытиями в создании лекарственных препаратов.

4. Реализация межпредметных связей химия-биология.

5. Познакомить учащихся с профессией фармацевта.

6. Прививать здоровый образ жизни (профилактика алкоголизма и наркомании).

Оборудование: выставка различных лекарственных средств; таблицы со структурными формулами аспирина, салола, парацетамола, нитроглицерина, салициловой кислоты; плакаты по профилактике алкоголизма и наркомании.

На доске план урока:

1. История развития лекарственных средств.

2. Общие представления о лекарствах.

3. Алкалоиды, их значение в медицине.

4. Анастезирующие вещества. Анальгетики.

5. Противомикробные средства. Антибиотики.

6. Статистические данные о побочных эффектах медикаментов.

7. Правила приёма лекарственных средств. Не навреди!

I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

- На протяжении нескольких уроков мы знакомились с вами с биологически активными соединениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека. Какие это соединения? (витамины, гормоны, ферменты).

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой веществ, многие из которых хорошо вам знакомы из повседневной жизни. Они есть у нас дома, в школе, мы приобретаем их в аптечных магазинах…Сегодня речь пойдёт о лекарствах. (сообщается тема урока, цели, план урока, обращается внимание на эпиграф, выставку лекарственных средств в кабинете).

III. Изучение нового материала.

2. Общие представления о лекарствах.

- В настоящее время наука об изготовлении лекарств – фармакологи – благодаря развитию химии, биологии и др. смежных наук бурно развивается. На витринах аптечных магазинов можно видеть большое количество различных лекарств. Для удобства применения лекарственных средств их изготавливают в различных формах: жидких (растворы, настои, отвары, настойки, микстуры), твёрдых (порошки, таблетки, капсулы), мягких (мази, пасты, суппозитории (свечи)).

По форме действия лекарственные препараты бывают обезболивающими, противовоспалительными, противомикробными и др. О них мы поговорим подробно.

3. Алкалоиды, их значение в медицине.

- В начале 19 века были открыты первые алкалоиды – биологически активные азотосодержащие органические соединения растительного происхождения.

Алкалоиды являются органическими основаниями, что и определило название этой группы веществ (от лат. аlkali – щёлочь и греч. eidos – вид). В 1803 г. были открыты алкалоиды опия – высохшего млечного сока опийного мака. Из этой смеси алкалоидов в 1806 г. был выделен в чистом виде один из них – морфин, названный так по имени бога сна Морфея. По своему болеутоляющему и снотворному действию на организм он сходен с опием. Немногим позднее из листьев чайного дерева был выделен алкалоид, обладающий стимулирующим действием, - кофеин, который содержится в плодах (бобах) кофейного дерева и в семенах дерева кола, а в 1820 г. из коры хинного дерева был выделен алкалоид хинин – эффективное средство для борьбы с малярией. Из листьев дерева (куста) кока был получен кокаин, проявляющий анестезирующие свойства, а из корня красавки – атропин, прекращающий приступы бронхиальной астмы

Выделенные алкалоиды стали всё шире применяться в основном в качестве обезболивающих (анестезирующих) средств.

4. Обезболивающие (анестезирующие) средства. Анальгетики

- Анестезирующие вещества временно блокируют нервные окончания – рецепторы и поэтому применяются для обезболивания. К ним относятся новокаин (компонент внутримышечных инъекций), лидокаин (безболезненный визит к стоматологу). В некоторых случаях необходимо не блокировать, а, наоборот, раздражать определённые группы рецепторов. Так, горечи стимулируют вкусовые рецепторы, а рвотные и слабительные средства соответственно рецепторы желудка и кишечника. Аммиак рефлекторно возбуждает ЦНС и особенно дыхательный центр (ПМП при потере сознания). Ментол раздражает рецепторы слизистой оболочки рта и вызывает рефлекторное расширение сосудов сердца (входит в состав валидола). Нафтизин и галазолин сужают сосуды слизистой оболочки носа, уменьшая отёчность и воспалительные реакции при насморке. Но этими средствами злоупотреблять нельзя (может привести к угнетению ЦНС).

На передачу нервных импульсов большое влияние оказывают гормоны. Например, гормон норадреналин применяют в качестве лекарственного средства, которое резко сужает кровеносные сосуды и повышает кровяное давление. Другой гормон – адреналин –расширяет сосуды сердца и мышц, учащает сердечные сокращения (пульс). При остановке сердца адреналин длинной иглой вводят непосредственно в сердечную мышцу.

5. Противомикробные препараты.

- Антисептики – вещества, оказывающие противомикробное (фенол) и противовоспалительное (салициловая кислота) действие. Противомикробные средства делятся на 3 группы: дезинфицирующие, антисептические и химиотерапевтические.

Дезинфекция – обеззараживание окружающей среды (помещений, одежды, предметов ухода и т.д.). К дезинфицирующим средствам относятся: хлорная известь, фенол, этанол, р-р аммиака, сулема (хлорид ртути) и др.

- Сейчас антибиотики широко применяются в лечении различных заболеваний (схема 12 стр.275 учебника). По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на бактерицидные (вызывающие уничтожение микроорганизмов) и бактериостатические (задерживающие их рост и развитие) (таблица 16 стр.274 учебника).

Нужно помнить, что антибиотики – мощное оружие, и, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, снижают уровень иммунитета. Поэтому нельзя заниматься самолечением антибиотиками!

7. Правила приёма лекарственных средств. Не навреди!

- Нужно помнить, что лечебный эффект лекарственного средства зависит от многих факторов: доза, режим приёма и способы применения, состояние организма, действие алкоголя, взаимное влияние препаратов друг на друга. Ведь лекарства это вещества, между которыми возможно взаимодействие (химическая реакция). Многие современные лекарства изготавливают на фармацевтических предприятиях путём различных реакций. Это ещё раз подчёркивает тесную связь химии, биологии, медицины.

— Цинга, — негромко сказал он Малышу, и больной кивком подтвердил диагноз.

— Еды хватает? — спросил Малыш.

Мы с гордостью должны констатировать, что основоположником учения о витаминах является наш соотечественник врач Н. И. Лунин, который еще в 1880 г. защитил диссертацию в Юрьевском (Тартуском) университете. В диссертации и последующих статьях Н. И. Лунин показал, что мыши быстро гибнут, если их кормить пищей, составленной из казеина, молочного жира, сахарозы и дистиллированной воды, однако продолжают здравствовать, если добавлять в рацион натуральное молоко. Из этого наблюдения ученый сделал вывод, что в молоке содержатся еще какие-то другие вещества, необходимые для жизни, — витамины, как мы их сейчас называем.

Витамины — это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах.

В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к этой группе биологически активных веществ.

Полное отсутствие в организме какого-либо витамина служит причиной авитаминоза — тяжелого заболевания организма. Названия болезней, вызванных авитаминозами, пугают: цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери.

Чаще встречаются случаи частичной недостаточности витамина — гиповитаминозы, которые проявляются легким недомоганием, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, повышенной раздражимостью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.

  • однообразное и, как правило, неполноценное питание;
  • ограниченное питание в период религиозных постов;
  • повышенная потребность в витаминах в период беременности и кормления, роста организма и т. д.;
  • различные заболевания, разрушающие всасывание или усвоение витаминов, и др.

Помимо авитаминоза вредна другая крайность — избыток витаминов. При избыточном их потреблении развивается отравление (интоксикация) организма, получившее название гипервитаминоза. Оно очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас культуризмом — бодибилдингом и нередко неумеренно потребляют пищевые добавки и витамины.

Витамины обычно поступают в организм с пищей (рис. 82).


Рис. 82.
Витамины в продуктах питания

Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, В, С, D и т. д.), что сохранилось до настоящего времени.

В качестве единицы измерения витаминов пользуются мг, мкг или мг% (миллиграммы витамина на 100 г продукта). Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания. Сведения о потребности взрослого человека в витаминах приведены в таблице 8.

Таблица 8
Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции




Гормоны

У людей, знакомых с биологией, функция гормонов в живых организмах ассоциируется с ролью дирижера-виртуоза в большом симфоническом оркестре. Дирижер координирует работу оркестровых групп, всего большого коллектива музыкантов, каждый из которых хорошо знает свою партию, мастерски владеет инструментом. Однако очевидно, что без дирижера исполнение музыкального произведения очень быстро превратится в бессмысленное чередование звуков, а гениальная музыка — в ужасную какофонию.

Любой живой организм — сложнейшая и уникальная система органов и тканей, каждая из которых выполняет свою неотъемлемую и специфическую функцию. Как же осуществляется координация и согласование работы всех органов и систем живого организма? Что выполняет роль того самого дирижера, который подчиняет единой цели и синхронизирует ювелирную биологическую работу каждого органа и их систем? Эту важнейшую функцию и выполняют вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции (или эндокринными), они называются гормонами (от греч. hormao — приводить в движение, побуждать).

Гормоны — это биологически активные органические вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма.

Как вы уже знаете из курса анатомии и физиологии, жизнедеятельность любого организма регулируется с помощью двух систем — нервной и гуморальной.

Гуморальная регуляция (от лат. humor — жидкость) — один из механизмов координации процессов жизнедеятельности организма, который осуществляется через его жидкие среды (прежде всего кровь) с помощью химических веществ (в первую очередь гормонов).

В крови высших животных и человека циркулирует около 50 гормонов.

  • чрезвычайно высокая физиологическая активность — очень малые количества гормонов вызывают весьма значительные изменения в работе органов и тканей; например, 1 г экдизона может вызвать линьку у 2•10 8 особей насекомых;
  • дистанционное действие — способность регулировать работу органов, удаленных от железы, вырабатывающей гормон; это становится возможным, потому что гормоны доставляются к этим органам через кровь;
  • быстрое разрушение в тканях, так как, оказывая очень сильное влияние на работу органов и тканей, гормоны не должны накапливаться в них;
  • непрерывное продуцирование (секреция) соответствующей железой вызвано необходимостью постоянного регулирования, более или менее сильного воздействия на работу соответствующего органа в каждый момент времени.

Из анализа характерных свойств гормонов, как мощного средства гуморальной регуляции, ясно, что их образование эндокринными железами должно в каждый момент времени точно соответствовать состоянию организма. Обеспечение этого соответствия осуществляется по принципу обратной связи, не только гормон влияет на контролируемую систему органов и процессы в ней, но и состояние самой системы определяет производительность соответствующей железы, скорость образования и количество вырабатываемого гормона. Например, снижение концентрации глюкозы в крови тормозит секрецию инсулина (гормона, вызывающего уменьшение содержания глюкозы) и ускоряет секрецию глюкагона (гормона, стимулирующего рост концентрации глюкозы в крови). Таким образом, благодаря принципу обратной связи именно гормоны обеспечивают гомеостаз — постоянство состава внутренней среды организма, контроль и регулирование содержания воды, углеводов, электролитов в ней.

Лекарства

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII в, до н. э.) описываются лекарственные средства растительного происхождения, некоторые из которых (например, касторовое масло) используются и в наши дни.

Кроме профилактических мер, причин болезней и их диагностики, Гиппократ описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления. Недаром его называют отцом медицины.

Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения и способов их приготовления описано в сочинениях великого среднеазиатского медика эпохи Средневековья Абу Али Ибн Сины — Авиценны (980—1037). Многие из этих средств: камфора, препараты белены, ревеня и др. — с успехом используются до сих пор.

Труды Авиценны заложили основу возникновения иатрохимии (от греч. iatros — врач) — врачебной, медицинской химии, основоположником которой является швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493—1541), удивительным образом сочетавший в себе талантливого врача и алхимика.

Выделенные алкалоиды стали все шире применять в качестве лекарственных, в том числе обезболивающих средств. Работы химиков-органиков позволили установить строение алкалоидов и разработать способы их получения.


Учитель химии и физики по образованию, Пастер существенно продвинул вперед науку — он, изучая симметрию молекул органических соединений (мы бы сказали, пространственную изомерию и стереохимию) и брожение, открыл анаэробные (не нуждающиеся в кислороде) бактерии и способ обеззараживания и сохранения пищевых продуктов, названный в его честь пастеризацией,, и разработал пути формирования иммунитета, создал необходимые для этого лекарственные средства — вакцины.

В 1909 г. немецкий ученый Пауль Эрлих получил соединение мышьяка — сальварсан, первое эффективное средство против сифилиса. Работы Эрлиха заложили основы химиотерапии (хемотерапии, от греч. терапия — работа, уход, лечение) — лечения инфекционных, паразитарных и онкологических заболеваний лекарствами, подавляющими жизнедеятельность возбудителя болезни или опухолевых клеток. В отличие от фармакотерапии — лечения препаратами, влияющими на функции организма или симптомы болезней, химиотерапия является причинной терапией, т. е. воздействие направлено на причину, возбудителя болезни. Поэтому химиотерапевтические препараты характеризуются направленностью, специфичностью и избирательностью своего действия.

Идеи Эрлиха получили развитие в работах крупного химика-органика А. Е. Чичибабина (1871—1945) и английского бактериолога А. Флеминга (1881—1955).

А. Е. Чичибабин в годы Первой мировой войны, когда в госпиталях тысячи людей страдали от отсутствия или нехватки болеутоляющих, антисептических и противовоспалительных препаратов, разработал методы получения обезболивающих препаратов из отечественного сырья, создал в России технологии производства аспирина, фенацетина и салола.

Открытие А. Флемингом в 1928 г. пенициллина — группы антибиотиков грибка Penicillium стало триумфом учения об антибиозе — явлении антагонизма и смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом: одни виды бактерий, грибков подавляют (в прямом смысле слова — травят!) жизнедеятельность других с помощью выделяемых микроорганизмами в окружающую среду специфических веществ — антибиотиков.

Очевидно, что нельзя заниматься самолечением антибиотиками.

С незапамятных времен опий, а затем и морфин врачи использовали как обезболивающее, снотворное и успокаивающее средство, но с тех же пор было хорошо известно, что применять его надо с большой осмотрительностью. Морфин не только снимает боль, но и вызывает чувство особого наслаждения, приятные (поначалу) галлюцинации. У человека, несколько раз принимавшего морфин, возникает привыкание к нему, он уже не может обходиться без наркотика. Это привыкание носит двойственный характер: различают привыкание психологическое — тяга наркомана к ощущениям, вызываемым морфином, и физическое — следствие патологических изменений в организме наркомана, и прежде всего в нервной системе, при которых неполучение в срок очередной дозы наркотика ведет к мучительным страданиям. Постепенно организм адаптируется к наркотику, для достижения желаемого эффекта дозы приходится увеличивать. Недавно еще цветущий молодой человек превращается в беспомощную и страшную в своей жажде наркотика развалину.


Видеоурок содержит информацию об истории открытия витаминов и лекарств, а также об основных витаминах и их влиянии на организм.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Витамины. Лекарства"


То есть витамины – это низкомолекулярные органические вещества различной химической природы, которые выполняют важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. В настоящее время известно более 20 соединений, которые являются витаминами.

Полное отсутствие какого-либо витамина приводит к авитаминозу – тяжёлому заболеванию организма. К таким болезням относятся: цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери и другие.

Если частичное отсутствие витамина, то это приводит к гиповитаминозу, которое сопровождается лёгким недомоганием, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, повышенной раздражимостью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.

Витамины особенно необходимы весной и осенью, когда происходит витаминное истощение организма и в продуктах питания содержание витаминов невелико.

Причинами гиповитаминозов могут быть: одноразовое и неполноценное питание, ограниченное питание, повышенная потребность в витаминах в определённый период, например, в период интенсивного роста организма, а также различные заболевания.

Кроме недостаточного количества витаминов, может быть и избыток витаминов. Избыточное потребление витаминов может привести к отравлению организма. Возникает так называемый гипервитаминоз. Чаще всего гипервитаминоз наблюдается у тех людей, которые занимаются бодибилдингом, так как они в больших количествах употребляют пищевые добавки и витамины.

Как правило, витамины в организм поступают вместе с пищей. Названия витаминов обозначают с помощью латинских букв: A, B, C, D и так далее. В качестве единицы измерения витаминов используют мг, мкг или мг % (миллиграммы витамина на 100 г продукта). Потребность в витаминах зависит от возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера деятельности, времени года, содержания их в пищи.

Известно, что лекарства окружают нас повсеместно. Удивительно, но до 1903 года Кока-кола являлась лекарством и содержала кокаин. Лекарства известны человеку ещё с глубокой древности. Например, в египетских папирусах 17 века до н. э. описывалось такое лекарственное средство, как касторовое масло, которое используют и в настоящее время.


В сочинениях медика эпохи Средневековья Абу Али Ибн Сины – Авиценны – описаны лекарственные препараты и способы их приготовления. Труды Авицены стали основой возникновения иатрохимии – врачебной, медицинской химии.

В 19 веке Гэмфри Дэви изучал N2O и заметил, что вдыхание этого вещества вызывает опьянение, судорожный смех, а вдыхание больших количеств снимает зубную боль. Открытие Дэви позволило использовать оксид азота (I) в качестве наркоза и применять его в хирургической практике.

В начале 19 века были открыты алкалоиды – это биологически активные вещества растительного происхождения. Например, из коры хинного дерева было получено вещество алкалоид хинин, который использовали в борьбе с малярией.

Во второй половине 19 века известным становится французский учёный Луи Пастер, который открыл анаэробные бактерии и способ обеззараживания, который так и назвали – пастеризацией. Он также разработал пути формирования иммунитета и создал вакцины. Однако к открытиям Пастера относились с недоверием, пока он не доказал на практике, что сибирскую язву, которую ранее считали неизлечимой, можно предотвратить с помощью вакцины.


С помощью вакцины в 1885 году был спасён мальчик, которого покусала бешеная собака. Вакцинация позволяет избежать кори, оспы, полиомиелита и других заболеваний.

Наука двигалась вперёд и уже в 1909 году немецкий учёный Пауль Эрлих получил соединение мышьяка – сальварсан, которое использовали для лечения сифилиса. Работы этого учёного заложили основу химиотерапии – лечению инфекционных, паразитарных и онкологических заболеваний.

В годы Первой мировой войны А. Е. Чичибабин разработал способы получения обезболивающих препаратов, разработал технологию производства аспирина, фенацитина, салола.

Большое значение имеет открытие А. Флемингом в 1928 году пенициллина – антибиотика.


Ещё в древности люди использовали одурманивающие вещества. Например, жрецы готовили различные дурманящие напитки из трав и грибов.

Врачи с давних пор использовали опий и морфин как обезболивающее, снотворное и успокаивающее средство. Однако применение этих веществ вызывает привыкание.

Таким образом, витамины – это низкомолекулярные органические вещества, которые выполняют важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. Известно более 30 витаминов. Лекарства – это вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения, применяемое для профилактики и лечения заболеваний. Витамины и лекарства имеют огромное значение в жизни человека.

образовательные: обобщить знания учащихся по органической химии и применение их на практике; способствовать развитию интереса к химической науке; углубить знания об органических веществах, их роли в природе и жизни людей; осознать значение химии в различных отраслях народного хозяйства;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике;

воспитательные: воспитывать умение работать в группах, оценивать свои возможности и знания учащихся; показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства; воспитывать культуру заботы о своем здоровье.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: экспериментально-поисковый

Методические приемы: презентация урока (приложение 1), исследовательская работа, работа в группах, работа с интерактивной доской.

Оборудование: интерактивная доска, инструкции к лекарствам, стаканчики, пипетки, мерные пробирки, пробирки, ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр,

Реактивы: сок апельсиновый, клюквенный морс, виноградный сок, вода, 5% раствор йода, крахмальный клейстер, хлорид железа(III); гидроксид натрия, сульфата меди (II),этиловый спирт, ацетилсалициловая кислота (аспирин), парацетамол, аскарутин, анальгин, глюкоза, универсальный индикатор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Наш урок мы начинаем с разминки.

Смена динамических поз

По классу развешаны формулы веществ. Я буду называть вещество или класс к которому относится вещество, а вы должны будете найти это соединение и указать на него пальцем (CH3 – CH3, CH2 = CH2, CH ? CH, C2H5OH, C2H5 – O – C2H5, CH3COOH, CH3COO CH3, C6H5OH, C6H12O6, C6H5NH2).

Сегодня вы работаете в группах, у вас есть командир, ответственный за работу группы, который в конце урока оценит вашу работу. (класс разбивается на 5 групп. Назначается командир группы, который оценивает участие каждого в работе, и в конце урока подает сведения учителю). Перед вами листочки, которые вы заполняете в ходе урока. (приложение 2)

II. Формирование знаний о лекарственных веществах.

Перед вами знаменитых людей и причина их смерти: (слайд № 1)

чума — Мазаччо, живописец (1401–1428),
лихорадка — Рафаэль, живописец (1483–1520),
Моцарт, композитор (1756–1791);
туберкулез — Генрих Гейне, поэт (1797–1856),
Фредерик Шопен, композитор (1810–1849),
тиф — Франц Шуберт, композитор (1797–1828);

Если бы они жили в XXI веке, то их могли спасти. А почему этого на произошло в XV-XIX веках?

Планируемый ответ: не были известны лекарства, которые могли бы спасти их.

И тема нашего урока “Лекарственные вещества”. Как вы думаете какой цели мы должны достичь в ходе урока.

ЦЕЛЬ: выяснить классификацию и значение лекарственных веществ. Cформировать понимание опасности при неправильном применении лекарств. (Слайд № 2)

Что такое лекарство и для чего его принимают? (видеоролик) (слайд №3)

Планируемый ответ: Лекарства – вещества, которые при введении в заболевший организм оказывают наименьший вред последнему и вызывают наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте

Какие этапы проходит лекарства прежде чем оно попадает в аптеки и больницы? (видеоролик)

1. Изготовление химических соединений.
2. Опыты над животными.
3. Эксперименты над больными людьми для установки доз принимаемых лекарств.

Читайте также: