Конспект урока морфологические признаки имени существительного 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Морфологические признаки – признаки, по которым мы различаем части речи, отличаем их друг от друга.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 147-152.

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 81-82.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним все морфологические признаки, которые мы изучили для разных частей речи: нарицательное и собственное, одушевлённое и неодушевлённое, род, склонение, падеж, число, спряжение, вид. Все ли эти признаки подходят для существительного? Конечно же, нет. Определённый набор признаков говорит нам о принадлежности слова к определённой части речи. Некоторые признаки постоянны для части речи, другие – временные, или непостоянные. Давайте разберёмся, какие признаки и почему являются постоянными или непостоянными для имени существительного. Научимся делать морфологический разбор имени существительного.

(к) поляне – сущ., так как

I. обознач. место, (к) чему?

При устном ответе мы проговорим следующее: (к) поляне – это существительное, так как обозначает место и отвечает на вопрос (к) чему? Имеет начальную форму – поляна.

Дальше нужно рассмотреть постоянные и непостоянные признаки. Например, слон Саша – совершенно разные существительные, потому что одно обозначает имя живого существа и поэтому называется именем собственным, а другое только называет это существо и называется нарицательным. Вспомним и категорию одушевлённости и неодушевлённости. Самый простой способ определения – по вопросу, но для проверки сверяем совпадение Р. п. и В. п. (одушевлённое) и И. п. и В. п. (неодушевлённое). Категории рода и склонения мы изучили в начальной школе (м. и ж. р. с окончанием -а/-я – 1 скл., с. р. с окончанием -о/-е и м. р. с с нулевым – 2 скл., ж. р. с шипящей и Ь на конце – 3 скл.).

У имени существительного есть изменяемые категории – число и падеж, хотя у некоторых существительных число может быть относительно постоянной категорией (очки или брюки), тогда в непостоянных категориях мы напишем пост. мн. ч. или ед. ч.

Вернёмся к нашему примеру. Следующие строчки будут выглядеть так:

II. П.п.: нар.,неодуш., ж.р., 1 скл.; Н.п.: в ед.ч., в Д.п.

Вслух мы произнесём это так: (к) поляне имеет постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода и первого склонения – и непостоянные признаки: единственное число и дательный падеж.

А произнесём мы часть разбора словосочетания: подошли (куда?) к поляне, к поляне – обстоятельство.

Для разбора воспользуемся планом.

Слово – часть речи

I. Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

II. П.п.: нар. или собств., одуш. или неодуш., род, скл..

Дружбой – существительное, так как

Во-первых, обозначает понятие, отвечает на вопрос чем? и имеет начальную форму – дружба.

Во-вторых, обладает постоянными признаками: нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1 склонения – и непостоянными признаками всегда в единственном числе и творительном падеже.

В-третьих, гордились (чем?) дружбой, в предложении является дополнением.

Дружбой – сущ., т.к.

I. обознач. понятие, чем?

II. П. п.: нар., неодуш., ж. р., 1 скл.

Н. п.: всегда в ед. ч., Т. п.

Распределим их по признакам.

(не)правда, а ложь; (не)доброта, а злость.

отнюдь (не)красотка; далеко (не)приятель.

Какую закономерность можно выделить? С чем она связана?

В первом столбце мы видим противопоставление с союзом а. Если вчитаться в сочетание, то мы поймём, что имеется в виду ложь и доброта. Тогда становится понятно, что не – это часть союзного сочетания (не – а). Следовательно, они пишутся раздельно: не правда, а ложь; не доброта, а злость.

Посмотрим на второй столбик. Там есть слова отнюдь и далеко, которые усиливают отсутствие красоты и приятельства. Такие слова называются слова-усилители. К ним относятся такие: далеко не, вовсе не, отнюдь не, слова с ни. Например: ничуть не, нисколько не и другие с ни-. Следовательно, у этих сочетаний раздельное написание: отнюдь не красотка, далеко не приятель.

Что объединяет два последних столбика? Эти слова употреблены без усилителей или противопоставления. А что отличает? Что такое (не)правда и (не)осторожность? Можем ли мы (не)рыба и (не)кит заменить синонимами? Если слово с не образует новое с точки зрения лексики, то такое слово пишется слитно. Таким образом, мы их можем заменить синонимом. Так поступим со словом неправда (ложь). Как поступить с (не)осторожностью? В этом случае приставка не- обозначает отсутствие осторожности, следовательно, образует новое слово, просто синоним для него сложно подобрать. И его мы напишем слитно (неосторожность). Слова (не)рыба и (не)кит новых слов не образует, такие слова пишутся раздельно: не кит и не рыба.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: тренировка учащихся в морфологическом разборе существительных, закрепление сведений учащихся о существительных общего рода.

Планируемые результаты:

Личностные: стремление к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова

Предметные: знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письмен­ный) имени существительного.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Необходимо найти такие существительные в данных ниже предложениях.

1. Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался.

2. Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.

- Любите ли вы путешествовать?

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.

-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.

-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?

Создание модели

Падеж число род склонение одуш./неодуш. Собств./нариц. Синтаксическая роль

- Это наша галактика. Это наши планеты.

- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники. (у рода, числа, склонения)

III Целеполагание.

- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Какова цель нашего урока?

(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно определять морфологические признаки имени существительного)

- А эта модель будет нашим маршрутом следования.

- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?

- Чтобы получить приглашение, надо поработать с текстом.

4. Изучение нового материала.

Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.

Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

( Космический (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир)

Упражнение 282 – комментированное письмо.

5. Физминутка.

Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны присесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок. (книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита).

6. Закрепление.

1.Запись предложений и морфологический разбор существительных.

Удивительная это была прогулка 3 . В морозной тишине 3 резко стрекотали любопытные сороки 3 . Меж густых кедровых ветвей 3 бойко прыгали серые юркие белки 3 .

2.Упражнения по закреплению материала.

1. Составить простое предложение с однородными членами, используя словосочетания на космическую тематику.

Быстрая ракета оторвалась от земли и исчезла за облаками (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., осложн. однородными сказуемыми).

2. Составить сложное предложение, используя предложенные выше словосочетания. Составить схему и записать её в тетрадь.
Стремительная ракета оказалась в воздухе, а на Земле учёные продолжают следить за ней.

3. Ответить на вопросы:

а) Чем простое предложение отличается от сложного предложения?
б) Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?
в) Чем двусоставное предложение отличается от односоставного?

4. Составить словосочетания, ставя имена прилагательные в нужном падеже:

Интересный (кино, конферансье) интересное кино, интересный конферансье
Быстрый (кенгуру, метро) быстрый кенгуру, быстрое метро
Тёплый (пальто, кофе) тёплое пальто, тёплый кофе.

5. Найти лишнее слово (устно) и объяснить, почему оно лишнее:

7. Итог урока.

Что мы сегодня закрепили на уроке?

Изменился ли морфологический разбор имени существительного в начальной школе и в 6 классе? Что именно?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка для 6 класса на тему:

Образовательная: повторить постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного;

Развивающая: развивать умения употреблять формы имен существительных в соответствии с нормами литературного языка;

Воспитывающая: развивать умение организовывать свою работу

Анализ терминологического диктанта, работа над ошибками.

Два простых предложения или более, соединенных в одно, называются … (сложным предложением)

Если члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, то их называют … (однородными членами предложения)

Грамматическую основу предложения составляют … (подлежащее и сказуемое)

Слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью, называют … и на письме выделяют … (обращением, запятыми)

Члены предложения бывают … и … (главные и второстепенные)

Предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена предложения (Односоставное)

Второстепенный член предложения, грамматически подчиненный имени и указывающий на признак (свойство, качество, принадлежность) предмета, явления и т. п. (определение)

Второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель действия, качество и способы его совершения, меру и степень действия или качества (обстоятельство)

Вступительный этап. Актуализация знаний об имени существительном как части речи

Записываем в тетрадях число.

Сегодня я начну урок с загадки. Отгадка станет темой нашего урока.

Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы Кто? и Что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честный народ.
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склонения есть,
Падежей различный сразу целых шесть.
(имя существительное)

Давайте вспомним, что обозначает имя существительное? Каково общее грамматическое значение этой части речи?

Постоянные морфологические признаки.

На прошлом уроке и в самостоятельной работе вы делали морфологический разбор имени существительного. Давайте вспомним схему разбора и озвучим все постоянные признаки существительного. Они все приведены у вас в учебнике в упражнении 97 (100). Работаем устно. Приводим примеры к каждому признаку. (фронтальный опрос).

Что такое склонение?

Вспомните, какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

Род имен существительных.

На доске написаны существительные:

Кабель, рояль, полынь, вуаль, янтарь, эмаль.

Какого рода данные существительные? Всегда ли легко определить род имени существительного? В каких случаях может возникнуть затруднение?

Есть слова вроде тех, что мы с вами записали, мужского или женского рода, оканчивающиеся на ь. Род этих слов необходимо запомнить, чтоб не допустить ошибок при написании, и при затруднении обращаться к словарю.

Какую ошибку мы можем допустить при неправильном определении рода?

Давайте обратимся к упражнению 99 (102). Там приведены еще слова с указанием их рода. Нам предлагается составить с ними словосочетания прилагательное + существительное. Оформляем работу в тетрадях так. Делим страницу на 3 столбика. Мужской род, женский и средний. И записываем словосочетания в соответствующие столбики. Таблицу делайте побольше, потому что в ней мы запишем не одно упражнение, а несколько. Из того, что мы запишем, я выберу несколько слов и на следующем уроке мы с вами напишем распределительный диктант. Поэтому дома существительные в этой таблице нужно будет выучить.

Продолжаем работу с аналогичным упражнением 101 (103).

На доске записан ряд слов:

Маэстро, меню, такси, рантье, леди, колибри, кофе

Какие это слова по происхождению? (иноязычные)

Как определить род иноязычных имен существительных?

Продолжаем работу с таблицей. Прочитайте задание к упражнению 106 (108). Словосочетания составлены. Наша задача – прокомментировать и записать в таблицу (работа по цепочке).

Помимо слов женского, мужского и среднего родов в русском языке есть и слова общего рода. Что вы можете сказать о таких словах? (слова с окончаниями а, я, которые в равной степени могут относить как к человеку женского, так и мужского пола). Сейчас у нас с вами будет игра-соревнование. Кто наберет наибольшее количество баллов, тот победил и получает 5. Я буду называть краткое толкование существительного общего рода, а вы записываете это слово в тетрадях.

Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира)

Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам (зевака)

Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка)

Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена)

Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой (левша)

Лентяй, бездельник (лежебока)

Грубый, невоспитанный человек (невежа)

Необразованный, малосведущий человек (невежда)

Ненасытный, прожорливый человек (обжора)

Тот, кто пристает с просьбами, назойливо выпрашивает что-нибудь (попрошайка)

Тот, кто хитростью и ловкостью проникает всюду, добивается всего (проныра, пролаза)

Тот, кто любит болтать вздор, пустяки (пустомеля)

Очень рассеянный, невнимательный человек (разиня)

Неловкий, рассеянный человек (растяпа)

Безобидный, тихий человек (тихоня)

Тот, кто набрал наибольшее количество баллов (больше 10), получает 5

А названия профессий тоже будут относиться к общему роду? Учитель, врач, строитель, инженер и под. Нет, эти слова мужского рода, но могут использоваться применительно и к женщинам как представителям профессии.

Склонение имен существительных.

О таком постоянном морфологическом признаке как род мы с вами поговорили. Какой еще постоянный признак вы называли? Склонение. Что такое склонение (изменение по падежам и числам)

Предлагаю просклонять 2 словосочетания:

Белая фасоль, дорогой шампунь.

Слова каких склонений написаны на доске?

Что вы помните о разносклоняемых словах? Какова их особенность?

Просклоняйте слова имя и путь.

А слова типа пальто, такси, рантье и под. называются несклоняемыми.

Число имен существительных.

Склонение – изменение по падежам и числам. Число – непостоянный признак существительного, значит, в зависимости от формы он может меняться.

Фронтальный опрос. Каждое ли существительное имеет форму единственного и множественного числа. Назовите примеры существительных, которые имеют форму только единственного числа? (любовь, здоровье, боль, масло) Только форму множественного числа? (брюки, ножницы, плоскогубцы, очки, ворота)

Действительно, не так просто у некоторых существительных правильно образовать форму родительного падежа множественного числа. В словах, предложенных в Упражнении 103 (105), наиболее часто ученики делают ошибки. Вам нужно запомнить правильные варианты, которые мы вместе с вами запишем.

Лингвистический анализ текста.

Открываем упражнение 108 (110). Прочитайте предложенный текст.

О чем текст? Сформулируйте тему.

Как вы его озаглавите?

К какому типу речи вы отнесете данный текст? А каким стилем он написан?

Вам необходимо списать текст, вставить пропущенные знаки препинания. Подчеркните имена существительные как члены предложения и сверху надпишите род, склонение, падеж, число существительных.

Домашнее задание. Выучить слова из таблицы по родам, подготовиться к диктанту. Упражнение 107 (109), Упражнение 104 (106). – Работа по словарю!

1. – Наш урок мы начнем со словарной работы. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

– Предоставляю вам право выбора оружия.

– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведем орфографическую дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах). Два ученика у доски.

Апельсин, аппетит, аромат, бульон, бутерброд, винегрет, завтрак, калач, крыжовник, морковь, ветчина, колбаса, вермишель, котлета, макароны, пельмени.

Победители дуэли поднимают руки.

2. – Из слов какой части речи состоит словарный диктант? Что обозначают эти слова? Итак, тему урока “Имя существительное. Морфологические признаки” запишем в тетрадь. Во время урока мы побываем в городе Существительных, пройдемся по его улицам и проспектам, вспоминая морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль (обращение к карте города).

– Ребята, вы знаете, что попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И. Даль. Над “Толковым словарем живого великорусского языка” он работал 47 лет. Кто помнит, сколько слов в словаре Даля? (более 200 тыс.слов). И 40% от этого количества слов составляют существительные. Самые простые слова – названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки. Давайте посмотрим вокруг себя. “Это часы”, “Это дверь”, “Это окно”, “Это цветок”, “Это книги”, “Это картина”. Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. У каждого из нас есть имя. Имена есть и у предметов, которые нас окружают.

3. – Вы сказали, что существительное обозначает предмет. На карте города Существительных центр города, его кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл (обозначение предмета). Под предметом в русском языке подразумеваются все слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет.

Задание: продолжите тематические классы слов:

Вывод: Как бы ни различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение. Какое? (Значение предмета).

II. Работа с картой города (повторение морфологических признаков).

– В городе Существительных есть улицы Одушевленная и Неодушевленная, Собственная и Нарицательная. Почему улицы города имеют такие названия? Приведите примеры.

Прочитайте текст упр. 194 (вслух). Что нового вы узнали об именах собственных и нарицательных? (Имена собственные могут переходить в нарицательные (галифе, маузер, пломбир), а также нарицательные могут переходить в собственные (созвездие Близнецов)).

Запишите: Рентген – рентген, Дизель – дизель, Шаль – шаль.

– В городе Существительных есть улицы Мужского, Женского и Среднего рода, которые пересекаются улицами склонений: 1, 2 и 3-го.

Расскажите о склонении существительных и приведите примеры существительных разного типа склонения из упр. 194.

– Что мы называем склонением?

Посмотрите на карту города. Вы видите Падежный проспект. Почему в городе есть проспект с таким названием? Падежный проспект пересекается 6 улицами – Именительной, Родительной, Дательной, Винительной, Творительной и Предложной. Назовите падежи существительных вместе с падежными вопросами.

Как еще могут изменяться существительные? Посмотрите, куда упираются падежные улицы своими концами? (Они упираются в два парка: Множественного и Единственного числа). Жители этих улиц могут гулять в том и в другом направлении, но каждый раз, перекая Падежный проспект, они меняются. (Существительные изменяются по числам). Но есть существительные, которые имеют только множественное или только единственное число. (ножницы, сани, листва, погода).

– При изменении слова образуют формы. Сколько форм имеет существительное, изменяющееся по числам? (12) Что можно сказать об особенностях словоизменения таких существительных, как ножницы, листва? Сколько форм имеют такие существительные? (Вдвое меньше: 6 вместо 12). Учащиеся склоняют существительные у доски.

– Почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет?

(К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки имен существительных; а чуть в стороне – улицы и парки, называющие непостоянные признаки).

– Вокруг города Существительных – окружное шоссе. Но дорога очень странная: она обозначена разными линейками: сплошной, двойной, пунктирной. Почему? (Вывод: существительное может выступать в роли любого члена предложения).

Задание: определить, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Выбрать из данных предложений существительное и сделать его морфологический разбор.

III. Творческая работа.

– Вы знаете, что есть предложения, в которых может быть только подлежащее, выраженное существительным в Именительном падеже. Такие предложения являются назывными. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, такие, по которым можно представить общую картину. Такие предложения очень эмоциональны. С помощью таких предложений передавали свои чувства, эмоции известные поэты.

Как начинается стихотворение А.С. Пушкина “Зимнее утро”? (Мороз и солнце; день чудесный!). Попробуйте выразить свои чувства, эмоции с помощью таких предложений. Составьте и запишите поэтическую зарисовку “Идет волшебница зима”, “День чудесный!” или на любую другую тему.

IV. Итоги урока.

Какую роль играют имена существительные в нашей речи?

Расскажите о морфологических признаках существительного и его роли в предложении, пользуясь картой города Существительных.

Читайте также: