Конспект занятия по личностно ориентированной технологии в доу
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Фрис Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Тисульский детский сад №2 "Лукоморье"
Населённый пункт: пгт Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование личностно - ориентированной технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Использование личностно – ориентированной технологии
в работе с дошкольниками
Личностно-ориентированные технологии в ДОУ
Личностно-ориентированная технология -
это такая воспитательная система, где
ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно – образовательного
процесса. Основная установка личностно-ориентированной технологии направлена на
Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Любое задание
должно опираться на опыт ребенка и его интересы. В процессе общения на занятии
происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный
процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой
сообщает педагог. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.
Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам
выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем
самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все
инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к
индивидуальным. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные
партнерами по познанию.
Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия:
стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без
- использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие
раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы;
- поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты работы;
- предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму
понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что- то сделать по-другому.
Основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:
Дидактический материал разный по типу и виду.
Проведение наблюдений за детьми и отслеживание их развития.
Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и
Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
Использование личного опыта каждого ребенка.
Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей.
В современных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со
стороны взрослого. А условия увеличения детей с синдромом гиперактивности требует
В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:
играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком
в группе. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько
успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому
ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, учит
воспитателю избегать лишних указаний.
спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
полголоса или шепотом (укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
художественной литературы, когда говорит взрослый).
и с п о л ь з о в а н и е
п о з в о л я е т
Организовать индивидуальную работу с детьми;
Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;
Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;
Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:
- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе
и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;
- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему
самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед
трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;
- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают
его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится
быть самим собой, признавать свои ошибки;
- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет
личностной зрелости ребенка;
- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а
помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности
- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым,
который стремится разделить или облегчить их;
- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со
взрослым и переносит его на других людей.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его
внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и
смыслов, в построении собственной личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для
информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.
Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.
Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в
современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред.
Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника:
Монография. Волгоград, 2001.
Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001.
10. Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического
Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.
Задачи НОД:
Воспитательные:
ü воспитывать доброжелательное отношение и отзывчивость к сверстникам,
ü воспитывать бережное отношение к игрушкам,
ü воспитывать навыки общения в игре.
Развивающие:
ü развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память,
ü расширять словарный запас,
ü развивать умение ориентироваться в пространстве,
ü развивать умение согласовывать движения с текстом,
ü развивать правильное произношение всех звуков,
ü развивать познавательный интерес.
Обучающие:
ü Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
ü При описании игрушки – учить определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним), в конце высказывать оценочное суждение.
ü Упражнять в употреблении в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.
ü Продолжать учить детей при описании игрушек связывать между собой предложения;
Словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действие и состояние (глаголы); - продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки. Звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков отчетливо и внятно проговаривать слова.
Методические приемы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения
Оборудование: посылка, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, юла, неваляшка, матрешка, загадки об игрушках,
Ход.
- В групповую комнату приносят посылку. Воспитатель обращает внимание детей и спрашивает: "Что это, ребята? (посылка), Затем читает: Кому- в детский сад № 1, детям средней группы № 2. Что же в ней, как вы думаете? А вам интересно, от кого эта посылка?"- Да!( предположение детей от кого и что там находится). Проходите на стульчики, попробуем ее открыть. Но не получается, тут письмо: чтобы открыть посылку и узнать что в ней находится мы должны отгадать загадки. Попробуем, ребята.
Проводится игра “Загадки и отгадки”,
1.Я хорошая игрушка
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла.)
2.Красный, синий, яркий, круглый,
Он красивый и упругий.
Прыгает, несется вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч.)
3.Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)
4.На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная .
(Юла)
5.Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду дай ему немного
И устрой ему берлогу.
(Медведь)
6.Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.
7.Влево- вправо, влево- вправо
Влево- вправо, влево - вправо
На пол не роняется
( если дети ошибаются с отгадкой, то крышка посылки не открывается, дать детям возможность подумать)
Дети отгадывают загадки - игрушки, воспитатель достает их из посылки и ставит на стол. Как можно назвать все это одним словом (игрушки). Сколько игрушек перед нами? 5. Дети называют каждую игрушку по порядку: первая кукла, второй - мяч. Вам нравятся эти новые игрушки? Какие они? Дети: они яркие, красивые, красочные.
Воспитатель: Как вы думаете игрушкам нравиться у нас в группе? А вы хотите, чтобы они остались у нас? А что нужно сделать для того, чтобы игрушки захотели у нас остаться? (предположения детей - не ломать, не бросать, делиться с друзьями).
Воспитатель: вы хотите красиво рассказать про них? (Дети: хотим!) Воспитатель: А поможет нам рассказывать про игрушки таблица (мнемотаблица).
Разбор мнемотаблицы.
Воспитатель: По цвету, какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).
Воспитатель: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные)
Воспитатель: По величине, какие бывают игрушки? (Большие, маленькие).
Воспитатель: У игрушек есть части. Например: у зайца — голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета — кабина, хвост, колеса.
Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы, какие игрушки? (Пластмассовые).
Из железа? (Железные).
Из дерева? (Деревянные).
Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво я буду рассказывать об игрушке.
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: а теперь послушаем рассказы детей ( 3-4 рассказа).
Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем, выходите на коврик.
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)
Вот солдатики стоят,
(И. п.: стойка смирно)
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать.
(Маршируют)
Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют.
(Легкие прыжки с хлопками в ладоши)
Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко,
(Имитация игры на гармошке с пружинкой)
Раз, два! Поворот…
(Повороты)
Эй, скорее посмотри:
Куклы танцевать пошли,
(Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)
Ножки выставляют,
В гости приглашают.
(Поочередное выставление ног на пятку)
Всех красивей паровоз:
(Имитация движения паровоза)
Куклы, зайчики, петрушки.
Воспитатель с детьми остается в кругу и спрашивает:
"А где живут игрушки, где их можно найти?
Дети: в магазине можно купить, дома, в детском саду
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти новые игрушки стали нашими друзьями? А у вас есть друзья в группе? С кем вы играете? А как нужно дружить с друзьями? ( не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать)
-А как вы думаете, если друга называть ласковым именем, ему понравиться? Тогда давайте мы назовем наших новых друзей ласково.
Рефлексия.
Воспитатель: вам нравятся эти игрушки, давайте вспомним, откуда они взялись у нас в группе? (из посылки). А что мы делали с ними? Дети: красиво рассказывали о них. Воспитатель: все рассказывали очень красиво. Про какую игрушку, Илюша, тебе понравился рассказ больше всех? Дети: мы игрушки считали. Воспитатель: сколько всего было игрушек в посылке, кто помнит? Дети: 5,6,7. Дети: еще называли ласково.
Воспитатель: как вы думаете, ребята, нашим новым игрушкам понравилось у нас в гостях? Хотят они у нас остаться?
Воспитатель: я с вами согласна и предлагаю вам подойти поближе к уже нашим игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.
Цели: Уточнить с детьми название посуды;
Уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
Уметь называть части посуды и внешние признаки;
Оборудование: демонстрационный материал-посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал-сюжетные картинки.
Оценить 206 0
Цели:Уточнить с детьми название посуды;
Уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
Уметь называть части посуды и внешние признаки;
Оборудование: демонстрационный материал-посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал-сюжетные картинки.
Ход занятия
- Сядет тот, кто назовёт несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селёдочница, сковородка, солонка и т.д.
Например: чашка-чашки, бокал-бокалы и т.д.
Беседа о посуде
- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)
- Какие предметы посуды вы ещё знаете?
- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)
- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)
- Как называется посуда? (Кухонная)
- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник и т.п.)
- Как называется эта посуда? (Чайная)
- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)
- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка и т.д.)
а) Чайник –стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.
б) Сахарница-кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.
в) Кастрюля-закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.
г) Чашка-пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
Воспитатель выставляет картинки с изображением посуды.
- Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)
(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна и т.д.)
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением посуды. Дети берут по одной картинке и называют посуду, к какому виду она относится (кухонная, столовая, чайная) и что можно на нее положить.
Мы морковку чистим-чистим,
Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой.
Мы морковку трем-трем,
Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперед-назад.
Сахарком ее посыплем
И сметанкою польем.
Кулачком делают движение сверху вниз, как бы поливая.
Вот какой у нас салат,
Протягивают ладони вперед.
Поглаживают ладошкой живот.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Зубами накалываю
Больше греться не хочу. И в рот накладываю. (вилка)
Крышка громко зазвенела:
Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку.
А сама безротая. (ложка) Все ровнехонько и ловко. (нож)
Вся макушка в дырках мелких,
Перец сыплется в тарелки (перечница)
Воспитатель спрашивает у детей: как называется посуда, в которую кладут кашу, конфеты; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар, соль, перец; из которой пью чай.
Итог занятия: Что вам больше всего понравилось на занятии? Всем спасибо. Все молодцы.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.
Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Автор: Трайковская Анна Викторовна
Организация: МБДОУ №8
Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол
Личностный подход – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Он предполагает понимание особенностей развития ребенка, его характера, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.
Работу в новом учебном году мы начали с того, что выбрали для себя личностно ориентированную модель общения, которая помогает нам во взаимоотношениях с детьми.
Мы определили цель и задачи. Организация воспитательного процесса в нашей группе происходит на основе глубокого уважения и учёта индивидуального развития личности каждого ребёнка.
При работе с детьми мы используем различные формы организации: Игры, занимательную деятельность, спортивные досуги. Упражнения, наблюдения, экспериментальную деятельность. Гимнастику, массаж. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Находясь рядом с детьми, мы стараемся создать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрируем уважительное отношение ко всем;
- побуждаем ребят к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместной деятельности помогаем координировать свои действия, учитывать желания друг друга.
- конфликты между детьми разрешаем в мягкой форме, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогаем овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствуем формированию у них знаний о себе:
- предоставляем самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
- поощряем высказывание их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были;
- чаще пользуемся поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относим только к отдельным действиям ребенка, не адресуя к его личности, а неудачи обыгрываем в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;
- не прибегаем к физическим наказаниям или к другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают, если ребенок отказывается что-то выполнять, стараемся мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняем ему причину нежелательного поведения;
- после разрешения конфликта выражаем уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
Взаимодействуя с детьми, учитываем их возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходе режимных процедур терпимо относимся к затруднениям: позволяем действовать в своем темпе, не акцентируем внимание на неуспехах ребенка, оказываем ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
- контролируя усвоение материала, учитываем такие особенности, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у ребёнка негативных
- переживаний;
- откликаемся на любую просьбу о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину и просим подождать;
Создаём условия для возникновения и развертывания игры:
- организуем предметно-пространственную развивающую среду.
- для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаем вместе книги, прослушиваем диски, обсуждаем события жизни детей, рассказываем о себе и других людях, организовываем прогулки, посещаем культурные мероприятия;
- обращаем внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
- в качестве непосредственного участника игры предлагаем образцы различных игровых действий.
Реализация личностно-ориентированного подхода требует тесного взаимодействия педагогов и родителей, так как семья – это один из важнейших институтов социализации ребенка. Для того, чтобы родители стали нашими активными помощниками максимально вовлекаем их в жизнь детского сада. Вовлечение строим по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы.
Персонально-личностный подход в воспитании дошкольников предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов таких как:
Читайте также: