Конспект занятия по личностно ориентированной технологии в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Фрис Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Тисульский детский сад №2 "Лукоморье"
Населённый пункт: пгт Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование личностно - ориентированной технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Использование личностно – ориентированной технологии

в работе с дошкольниками

Личностно-ориентированные технологии в ДОУ

Личностно-ориентированная технология -

это такая воспитательная система, где

ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно – образовательного

процесса. Основная установка личностно-ориентированной технологии направлена на

Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Любое задание

должно опираться на опыт ребенка и его интересы. В процессе общения на занятии

происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный

процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой

сообщает педагог. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.

Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам

выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем

самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все

инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к

индивидуальным. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные

партнерами по познанию.

Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия:

стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без

- использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие

раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы;

- поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты работы;

- предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму

понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что- то сделать по-другому.

Основные особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:

Дидактический материал разный по типу и виду.

Проведение наблюдений за детьми и отслеживание их развития.

Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и

Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.

Использование личного опыта каждого ребенка.

Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей.

В современных условиях воспитанник нуждается в большем внимании и заботе со

стороны взрослого. А условия увеличения детей с синдромом гиперактивности требует

В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:

играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком

в группе. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько

успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому

ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, учит

воспитателю избегать лишних указаний.

спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

полголоса или шепотом (укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

художественной литературы, когда говорит взрослый).

и с п о л ь з о в а н и е

п о з в о л я е т

Организовать индивидуальную работу с детьми;

Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми;

Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их;

Учиться самостоятельно организовывать свою деятельность;

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе

и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему

самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед

трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают

его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится

быть самим собой, признавать свои ошибки;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет

личностной зрелости ребенка;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а

помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым,

который стремится разделить или облегчить их;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со

взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его

внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и

смыслов, в построении собственной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агапова О.И., Джонс Л.Л., Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для

информационного общества // Информатика и образование. 2006. № 1.

Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.

Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. (Серия

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Яровенко В.А. Инновационные технологии обучения в

современной начальной школе//ВОИПКиПРО. 2013. №5

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред.

Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника:

Монография. Волгоград, 2001.

Ромек В.Г. Поведенчекая психотерапия: Учебное пособие, М.:Академия, 2001.

10. Ромек В.Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического

Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.

Задачи НОД:

Воспитательные:

ü воспитывать доброжелательное отношение и отзывчивость к сверстникам,

ü воспитывать бережное отношение к игрушкам,

ü воспитывать навыки общения в игре.

Развивающие:

ü развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память,

ü расширять словарный запас,

ü развивать умение ориентироваться в пространстве,

ü развивать умение согласовывать движения с текстом,

ü развивать правильное произношение всех звуков,

ü развивать познавательный интерес.

Обучающие:

ü Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

ü При описании игрушки – учить определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним), в конце высказывать оценочное суждение.

ü Упражнять в употреблении в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

ü Продолжать учить детей при описании игрушек связывать между собой предложения;


Словарь и грамматика: активизировать слова, обозначающие действие и состояние (глаголы); - продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки. Звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков отчетливо и внятно проговаривать слова.

Методические приемы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения

Оборудование: посылка, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, юла, неваляшка, матрешка, загадки об игрушках,

Ход.

  1. В групповую комнату приносят посылку. Воспитатель обращает внимание детей и спрашивает: "Что это, ребята? (посылка), Затем читает: Кому- в детский сад № 1, детям средней группы № 2. Что же в ней, как вы думаете? А вам интересно, от кого эта посылка?"- Да!( предположение детей от кого и что там находится). Проходите на стульчики, попробуем ее открыть. Но не получается, тут письмо: чтобы открыть посылку и узнать что в ней находится мы должны отгадать загадки. Попробуем, ребята.

Проводится игра “Загадки и отгадки”,

1.Я хорошая игрушка
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла.)
2.Красный, синий, яркий, круглый,
Он красивый и упругий.
Прыгает, несется вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч.)
3.Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)

4.На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная .
(Юла)

5.Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду дай ему немного

И устрой ему берлогу.
(Медведь)

6.Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.

7.Влево- вправо, влево- вправо

Влево- вправо, влево - вправо

На пол не роняется

( если дети ошибаются с отгадкой, то крышка посылки не открывается, дать детям возможность подумать)

Дети отгадывают загадки - игрушки, воспитатель достает их из посылки и ставит на стол. Как можно назвать все это одним словом (игрушки). Сколько игрушек перед нами? 5. Дети называют каждую игрушку по порядку: первая кукла, второй - мяч. Вам нравятся эти новые игрушки? Какие они? Дети: они яркие, красивые, красочные.

Воспитатель: Как вы думаете игрушкам нравиться у нас в группе? А вы хотите, чтобы они остались у нас? А что нужно сделать для того, чтобы игрушки захотели у нас остаться? (предположения детей - не ломать, не бросать, делиться с друзьями).

Воспитатель: вы хотите красиво рассказать про них? (Дети: хотим!) Воспитатель: А поможет нам рассказывать про игрушки таблица (мнемотаблица).

Разбор мнемотаблицы.

Воспитатель: По цвету, какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

Воспитатель: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные)

Воспитатель: По величине, какие бывают игрушки? (Большие, маленькие).

Воспитатель: У игрушек есть части. Например: у зайца — голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета — кабина, хвост, колеса.

Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы, какие игрушки? (Пластмассовые).

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво я буду рассказывать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: а теперь послушаем рассказы детей ( 3-4 рассказа).

Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем, выходите на коврик.

Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
(Присесть)

С нами поиграть хотят.
(Прыжки)

Вот солдатики стоят,
(И. п.: стойка смирно)

Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать.
(Маршируют)

Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют.
(Легкие прыжки с хлопками в ладоши)

Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко,
(Имитация игры на гармошке с пружинкой)

Раз, два! Поворот…
(Повороты)

Эй, скорее посмотри:
Куклы танцевать пошли,
(Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)

Ножки выставляют,
В гости приглашают.
(Поочередное выставление ног на пятку)

Всех красивей паровоз:
(Имитация движения паровоза)

Куклы, зайчики, петрушки.

Воспитатель с детьми остается в кругу и спрашивает:

"А где живут игрушки, где их можно найти?

Дети: в магазине можно купить, дома, в детском саду

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти новые игрушки стали нашими друзьями? А у вас есть друзья в группе? С кем вы играете? А как нужно дружить с друзьями? ( не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать)

-А как вы думаете, если друга называть ласковым именем, ему понравиться? Тогда давайте мы назовем наших новых друзей ласково.

Рефлексия.

Воспитатель: вам нравятся эти игрушки, давайте вспомним, откуда они взялись у нас в группе? (из посылки). А что мы делали с ними? Дети: красиво рассказывали о них. Воспитатель: все рассказывали очень красиво. Про какую игрушку, Илюша, тебе понравился рассказ больше всех? Дети: мы игрушки считали. Воспитатель: сколько всего было игрушек в посылке, кто помнит? Дети: 5,6,7. Дети: еще называли ласково.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, нашим новым игрушкам понравилось у нас в гостях? Хотят они у нас остаться?

Воспитатель: я с вами согласна и предлагаю вам подойти поближе к уже нашим игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.

Цели: Уточнить с детьми название посуды;
Уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
Уметь называть части посуды и внешние признаки;
Оборудование: демонстрационный материал-посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал-сюжетные картинки.

Оценить 206 0

Цели:Уточнить с детьми название посуды;

Уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;

Уметь называть части посуды и внешние признаки;

Оборудование: демонстрационный материал-посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал-сюжетные картинки.

Ход занятия

- Сядет тот, кто назовёт несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селёдочница, сковородка, солонка и т.д.

Например: чашка-чашки, бокал-бокалы и т.д.

Беседа о посуде

- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

- Какие предметы посуды вы ещё знаете?

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

- Как называется посуда? (Кухонная)

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Чайная)

- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка и т.д.)

а) Чайник –стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.

б) Сахарница-кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.

в) Кастрюля-закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.

г) Чашка-пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.

Воспитатель выставляет картинки с изображением посуды.

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)

(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна и т.д.)

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат перевернутые картинки с изображением посуды. Дети берут по одной картинке и называют посуду, к какому виду она относится (кухонная, столовая, чайная) и что можно на нее положить.

Мы морковку чистим-чистим,

Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой.

Мы морковку трем-трем,

Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперед-назад.

Сахарком ее посыплем

И сметанкою польем.

Кулачком делают движение сверху вниз, как бы поливая.

Вот какой у нас салат,

Протягивают ладони вперед.

Поглаживают ладошкой живот.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Зубами накалываю

Больше греться не хочу. И в рот накладываю. (вилка)

Крышка громко зазвенела:

Всех кормлю с охотой я, Режу хлеб и сыр, морковку.

А сама безротая. (ложка) Все ровнехонько и ловко. (нож)

Вся макушка в дырках мелких,

Перец сыплется в тарелки (перечница)

Воспитатель спрашивает у детей: как называется посуда, в которую кладут кашу, конфеты; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар, соль, перец; из которой пью чай.

Итог занятия: Что вам больше всего понравилось на занятии? Всем спасибо. Все молодцы.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Автор: Трайковская Анна Викторовна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

Личностный подход – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Он предполагает понимание особенностей развития ребенка, его характера, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.

Работу в новом учебном году мы начали с того, что выбрали для себя личностно ориентированную модель общения, которая помогает нам во взаимоотношениях с детьми.

Мы определили цель и задачи. Организация воспитательного процесса в нашей группе происходит на основе глубокого уважения и учёта индивидуального развития личности каждого ребёнка.

При работе с детьми мы используем различные формы организации: Игры, занимательную деятельность, спортивные досуги. Упражнения, наблюдения, экспериментальную деятельность. Гимнастику, массаж. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Находясь рядом с детьми, мы стараемся создать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

  • собственным поведением демонстрируем уважительное отношение ко всем;
  • побуждаем ребят к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
  • при организации совместной деятельности помогаем координировать свои действия, учитывать желания друг друга.
  • конфликты между детьми разрешаем в мягкой форме, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
  • помогаем овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Поддерживая положительное самоощущение детей, способствуем формированию у них знаний о себе:

  • предоставляем самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
  • поощряем высказывание их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были;
  • чаще пользуемся поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относим только к отдельным действиям ребенка, не адресуя к его личности, а неудачи обыгрываем в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;
  • не прибегаем к физическим наказаниям или к другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают, если ребенок отказывается что-то выполнять, стараемся мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняем ему причину нежелательного поведения;
  • после разрешения конфликта выражаем уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

Взаимодействуя с детьми, учитываем их возрастные и индивидуальные особенности:

  • в ходе режимных процедур терпимо относимся к затруднениям: позволяем действовать в своем темпе, не акцентируем внимание на неуспехах ребенка, оказываем ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
  • контролируя усвоение материала, учитываем такие особенности, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у ребёнка негативных
  • переживаний;
  • откликаемся на любую просьбу о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняем причину и просим подождать;

Создаём условия для возникновения и развертывания игры:

  • организуем предметно-пространственную развивающую среду.
  • для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаем вместе книги, прослушиваем диски, обсуждаем события жизни детей, рассказываем о себе и других людях, организовываем прогулки, посещаем культурные мероприятия;
  • обращаем внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
  • в качестве непосредственного участника игры предлагаем образцы различных игровых действий.

Реализация личностно-ориентированного подхода требует тесного взаимодействия педагогов и родителей, так как семья – это один из важнейших институтов социализации ребенка. Для того, чтобы родители стали нашими активными помощниками максимально вовлекаем их в жизнь детского сада. Вовлечение строим по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы.

Персонально-личностный подход в воспитании дошкольников предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов таких как:

Читайте также: