Русский язык один из индоевропейских языков конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Индоевропейские языки – одна из крупнейших семей языков Евразии.

Общее и различное в русском и других языках

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, то есть он имеет один общий праязык с другими языками этой группы (в основном, это европейские языки). Из-за общности происхождения в этих языках есть много общего в грамматическом строе, существует пласт одинаковых слов, отличающихся друг от друга фонетически (это слова, обозначающие членов семьи, глаголы, обозначающие простейшие действия и т.д.). Различное: построение словосочетаний, вариативность порядка слов.

1. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2005. – С. 131 - 143.

2. Русский язык : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А. Войлова [и др.]. – М., 2004. – С. 147.

Тема № 2.2. Формы существования русского национального языка

1. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, диалект, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

2. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Формы существования русского национального языка

Национальный язык – это язык, на котором говорят люди одной национальности.

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую. Функция литературного языка – обеспечение речевой коммуникации в основных сферах деятельности всего исторически сложившегося коллектива людей, которые говорят на данном национальном языке.

Просторечие ­ форма национального языка, употребляемое носителями языка, имеющими низкий социальный статус и интеллектуальный уровень.

Диалект – разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединенного территориально и социально, в частности, профессионально.

Различают диалекты территориальные и социальные (профессиональные разновидности).

Территориальные диалекты наряду с литературным языком являются основной разновидностью языка. В отличие от литературного языка, диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме.

Социальный диалект – средство общения коллектива, объединенного профессионально или социально. Например, язык гончаров, охотников, спортсменов, школьников, студентов и др.

Арго́ — язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка

Литературный язык – система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными. Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, культуру, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, печать, радио, телевидение. Две формы литературного языка: устная и письменная. Они различаются по четырем параметрам:

· отношение к адресату,

· характер восприятия устной и письменной речи.

Функционирование литературного языка в важнейших сферах человеческой деятельности; заложенные в нем разнообразные средства для передачи информации; наличие устной и письменной форм; разграничение и противопоставление книжной и разговорной речи – все это дает основание считать литературный язык высшей формой национального языка.

1. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2005. – С. 45-46.

2. Русский язык : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О.Ф. Вакурова, Т.М. Воителева, К.А. Войлова [и др.]. – М., 2004. – С. 25-29, 145-147.

Раздел III. Языковая норма, ее функции и типы

Тема № 3.1. Варианты языковых норм

2. Вариативность и динамика языковой нормы.

3. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы.

4. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

Нормативность – важнейший признак русского литературного языка. Нормами называются принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений. Норма представляет собой единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.

Нормы: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), правописания (орфографические, пунктуационные).

Критериями русской языковой нормы в историческом плане являются литературная традиция и язык произведений классичес­кой русской литературы Х1Х-ХХ вв. С точки зрения современности критериями нормы являются речь образованных людей и отчасти язык средств массовой информации.

Вариативность и динамика языковой нормы

Вариативность языковой нормы состоит в неединственности того или иного варианта, с помощью которого выражается определенное содержание.

Вариативность существует на всех уровнях языка: фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом. Постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, т.е. происходит динамика развития. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. В истории литературного языка возможны:

· сохранение старой нормы;

· конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный вариант;

Нажмите, чтобы узнать подробности

(7 класс, УМК Русский язык: 7 класс под ред. А. Д. Шмелёва).

Цель: дать элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.

Планируемые результаты:

Личностные - осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Метапредметные

Регулятивные определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные передают содержание в сжатом (развернутом) виде.

Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Предметные - имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков.

Ход занятия

I. Организационный этап.

- Приветствие учителя.

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Знакомство с аппаратом учебника.

- Изучите оглавление. Что новое вы узнаете в результате изучения курса русского языка в 7 классе?

2. Актуализация опорных знаний.

- Возникал ли у вас интерес к истории своей семьи, своему роду?

- Составлял ли кто-либо в вашей семье древо своего рода?

- Какой язык в вашей семье считается родным?

- Почему люди разных национальностей могут понять друг друга?

- Как вы думаете, о чём сегодня поведём разговор?

- О чём тема урока? (о русском языке)

- Тема не закончена. Посмотрите на слайд.







- Имеет ли отношение русский язык к Индии и Европе?

- А откуда мы вообще можем знать из какого языка какие языки возникли? Свидетельства о рождении языкам никто не выдает.

- Откройте учебники на странице 10 и разрешите свою загадку.

(Запись темы урока. Орфографический комментарий. Формулируются цели урока на основе вопросов).

- Что хотели бы знать? (Происхождение русского языка, названия древних языков)

- Чему бы вы хотели научиться? (Классифицировать языки, определять их принадлежность к определённой группе языков)

III. Усвоение новых знаний.

Беседа с классом.

(Вопросы к иллюстрации на странице 10)


Как вы думаете, почему для объяснения родства языков используется название древо или дерево языков?

В каком случае также используется термин генеалогическое древо?

Что в обоих случаях обозначают словом ветвь?

Найдите на рисунке, откуда берёт начало славянская ветвь (группа) индоевропейской языковой семьи.

Какие ещё языки входят в индоевропейскую семью?

Найдите на схеме названия древних языков на ранних стадиях их существования.

Как называют язык, из которого (предположительно) возникли все языки человечества?

Как называют древний язык, от которого произошли русский и другие славянские языки?

Словарная работа (на основе толкового и этимологического словарей)

Дерево, генеалогическое, ветвь

Карточка-информатор

Толковый словарь Ожегова

ДРЕВО - -а,мн. деревья, -ьев (устар. высок. дерева, дерев, деревам), ср. 1. Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойные, лиственные деревья. 2. ед. То же, что древесина (во 2 знач.). Мебель светлого дерева. Резьба по дереву. Постучи по дереву! (шутл. примета: нужно постучать по че-му-н. деревянному, чтобы не сглазить). * Родословное дерево - то же, что генеалогическое древо. || уменьш. деревце, -а, мн. -а, -ов и -вец, ср. (к 1 знач.) и деревцо, -а, мн. -а, -ов и -вец, ср. (к 1 знач.). || прил. древесный, -ая, -ое.

Этимологический словарь Шанского

Толковый словарь Ушакова

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО - графическое изображение рода, происходящего от одного предка, обычно в виде разветвленного дерева.

Этимологический словарь

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ - от генеология Греч. γενεαλογία>

Толковый словарь Ожегова

ВЕТВЬ - -и, мн. -и, -ей, ж. 1. То же, что ветка (в 1 знач.). 2. Ответвление от чего-н. основного, главного, отходящая в сторону часть чего-н. В. горного хребта. В. дороги. Ветви трахеи. 3. Отдельная линия родства. Боковая в. рода. || прил. ветвяной, -ая, -ое (к 1 знач.).

Этимологический словарь

ВЕТВЬ - ближайшая этимология: Веґтка, укр. Вiть, др.-русск., ст.-слав. вKтвЮ, собир. вKтвиэ, болг. Веґтка, Веґтва,Веґя, словен. ve? ja, чеш. ve№tev, слвц. ve№tev; др. ступень гласного чередования: словин. vji~tev, словен. vi? tva, польск. witwa "ива". Далее, сюда же Вью, Вить.

Работа над упражнением 2 на странице 11.

(Выполняется на основе слайда. Зрительный ряд, представленный на слайде, помогает учащимся построить устное монологическое высказывание)

- Прочитайте текст и объясните, почему языковая семья, к которой относится русский язык, называется индоевропейской. (Текст читает учитель).

- Дополните схему названиями групп (ветвей) индоевропейской семьи зыков на основании прочитанного текста. (Заполнение схемы)

























- Как вы понимаете: живые и мертвые (вымершие) языки?

- В схеме маркером отметьте живые и мертвые языки. (Схема проецируется на доску)

4. Динамическая пауза.

Орфографическая и орфоэпическая минутка

Ностратический, индоевропейский, индийский, иранский, романский, греческий, германский, балто-славянский, южно-славянские,

II. Исследовательская работа

1. Чтение стихотворения о русском языке.

Спросят меня: что похоже на море?
- Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далёкие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык - безграничное море.
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость, -
Этим ключом было русское слово:

    Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для нашего исследования?
  • О чём оно?
  • Какими образными средствами пользуется автор, создавая главные образы этого стихотворения?
  • Постарайтесь объяснить, почему автор сравнивает русский язык с морем, а слово с ключом?

Продолжая наше исследование, давайте обсудим ещё несколько высказываниями великих писателей и поэтов о русском языке. (Каждой группе раздаются карточки с высказывания и заданиями, даётся время на обдумывание и выполнение задания, затем совместное обсуждение выполненных заданий.)

2. Работа в творческих группах

I группа.

"Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык"
В. Брюсов

II группа.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса: Берегите чистоту языка как святыню!
И. С. Тургенев.

III группа.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью:
Что такое Родина? - Это весь народ. Это его культура, его язык.
А. Н. Толстой

    Прочитайте высказывание о русском языке.
  • Определите и обсудите их основную мысль.
  • Что вас удивило в этих высказываниях и почему?
  • Согласны ли вы с мнением автора.
  • Спишите, обозначьте все известные вам орфограммы.
  • В каком из этих высказываний, говорится об истоках русского языка.
  • Считаете ли вы вопрос об истории языка важным для его изучения? Почему?

Первый этап нашего путешествия во времени показал, что все вы очень любознательные. Но, не познав прошлого, нельзя достигнуть успеха в будущем. И мы переходим ко второму этапу нашего путешествия, который называется - экскурс в прошлое.

3. Экскурс в прошлое.

    С чем знакомит нас эта схема?
  • Как отражено в схеме формирование русского языка?
  • Сходство, каких языков вы заметили, рассматривая схему?

Эта схема знакомит нас с индоевропейскими языками, которые являются наиболее крупной языковой семьёй. Она состоит из 10 ветвей. В индоевропейскую семью языков входят такие языки как: английский, французский, немецкий, итальянский, греческий и множество других. Русский язык тоже входит в эту семью и относится к славянской языковой группе.

В настоящее время индоевропейский язык не существует, но учёным удалось вызвать к жизни слова этого языка, которые давным-давно отзвучали, таким образом, они воссоздали язык, на котором не говорят уже 5 - 6 тысяч лет. Этот язык является праязыком, а приставка пра означает первоначальный.

В современном русском языке много слов унаследованных из индоевропейского языка, это такие исконные слова как: сын, мать, брат, волк, вода, числительное три. Именно поэтому эти слова очень похожи на слова из других языков индоевропейской семьи. Попробуйте это доказать. Приведите примеры.

Мама (русское) - mother (английское), сын (русское) - son (английское), брат (русское) - brother (английское), вода (русское) - water (английское), три (русское) - three (английское).

- Помимо этого из схемы видно, что в истории русского языка можно выделить 3 периода: общеславянский, древнерусский и образование великорусского языка. Давайте поговорим о каждом из этих этапов.

Основной фонд русского языка - это исконно русские слова. По подсчётам учёных, они "составляют более 90% слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке".

Количество слов, унаследованных русским языком из общеславянского языка не велико (по подсчётам учёных, не более двух тысяч), однако, именно эти слова являются ядром современного русского языка. Вот некоторые из этих слов: отец, дочь, внук, отчим, лоб, нос, зима, звезда, вода, век, серебро, песок, лёд, пёс, спать, мыть.

За общеславянским этапом в истории русского языка следует древнерусский этап.

Историческая справка о древнерусском этапе в истории развития русского языка.

Древнерусский язык - это язык восточных славян, который примерно 1, 5 тысячи лет тому назад выделился из общеславянского языка. Древнерусским этот язык называется потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность. Из неё позднее (примерно 600 лет назад) выделяются русская, украинская и белорусская народности. Поэтому так похожи русский, украинский и белорусский языки. К древнерусской лексике относятся такие слова, которые являются общими для всех восточнославянских языков (русского, украинского и белорусского). Вот примеры древнерусских слов: дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.

5. Лингвистический эксперимент.

Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент. Послушайте украинскую народную песню "Несе Галя воду".

    Сразу ли вы поняли, о чём идёт речь в этой песне?
  • Как вам это удалось понять?
  • Продолжим наш лингвистический эксперимент. Каждая группа получает творческое задание.
  • Сравните слова трёх языков.
  • Что вы заметили?
  • Сделайте самостоятельный вывод из нашего эксперимента.
Русский язык Украинский язык Белорусский язык
Ночь Нiч Ноч
Голова Голова Галава
Сон Сон Сон
День День Дзень

Наш эксперимент удался. Действительно восточнославянские языки очень близки. Но за древнерусским этапом в истории русского языка следует ещё один.

Историческая справка об образовании великорусского языка русского языка.

Большинство собственно русских слов возникло на базе своего исконного материала (например, слово баба - общеславянское, а бабушка - собственнорусское), поэтому в отношении словообразовательной структуры почти все они являются производными из общеславянского. По своему значению это слова, выражающие новые понятия, связанные с появлением новых предметов и явлений действительности, с развитием науки техники, культуры. Эта группа слов очень многочисленна и разнообразна. Вот некоторые из этих слов:

Существительные с суффиксами -щик, -овщик, -льщик (каменьщик, пильщик, стекольщик);

Сложносокращённые существительные (зарплата, сберкасса);

Большинство существительных на -ость (туманность)

Большинство предлогов и союзов (вроде,) вследствие, благодаря, чтобы, так как.

Необходимо отметить, что в истории русского языка большую роль сыграл язык из южнославянской группы - это старославянский язык.

Историческая справка о роли старославянского языка в истории развития русского языка.

С конца X века (после принятия христианства) на Руси стал распространятся древний письменный язык славян - старославянский, который входит в южнославянскую группу языков. На этом языке писали богослужебные книги и читали проповеди. Старославянский язык был во многом понятен русским людям, поэтому его стали активно включать в словарный состав русского языка. Живут старославянизмы и в современном русском языке. Вот некоторые признаки старославянизмов:

1. обозначение отвлечённых и научных понятий: благо, великодушие, добродетель

2. слова с неполногласными сочетаниями: ре (в русском языке - ере), р (в русском языке - оро), ле, ла (в русском языке - оло).

3. чередование согласных в словах: одежда - одёжа (русское), мощь - мочь (русское)

4. Приставки: пре - , пред - , чрез - , воз - , из - , низ - .

5. суффиксы существительных: - ени - , енств -, - еств - , - знь -, -изн-, -ни(е) -, - тель -, -тай-, -ч(ий) -, - ын(я);

Суффиксы прилагательных: - айш, - ейш, - енн.

Мы познакомились со всеми этапами истории развития русского языка. Но наше увлекательное путешествие продолжается, и от теории давайте перейдём к практике. (Задания раздаются по группам, индивидуальное задание выполняет учащийся у доски. После выполнения совместное обсуждение).

6. Творческие задания по группам

Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина "Пророк" и из его же поэмы "Евгений Онегин" (они перепечатаны из издания 1887г.)

Возстань, пророкъ. И виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголомъ жги сердца людей!

Зима: Крестьянин, торжествуя,
На дровняхъ обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью какъ нибудь:

  • Назовите устаревшие слова.
  • Какую стилистическую окраску они придают?
  • Найдите в отрывке старославянизмы по известным вам теперь признакам.
  • Попробуйте заменить старославянизмы современными словами. Что изменилось?
  • Сравните словосочетания: глаголом жги, проспрягай глагол.
  • Пользуясь словарём, определите, какими по значению являются слова зодчий и архитектор.
  • В каких речевых ситуациях уместно употребления этих слов?

Русское слово спутник в 1957 году облетело весь мир и, выйдя за пределы нашего языка, было заимствовано другими языками. Германские газеты писали в то время: "Каждая искусственная луна, совершающая полёт вокруг земли, будет называться и впредь русским словом "Спутник".

  • При каком условии спутник становится словом иноязычного происхождения?
  • Сколько лет слову спутник?

Распределите слова в две группы. Объясните, по какому принципу вы это сделали. Вставьте пропущенные буквы. В чём особенность проверки пропущенных орфограмм?

Сокр:щение, ст:р:на, б:р:жок, к:роткий, распростр:нать, вл:ститель, ср:да, наст:р:же, охл:дительный, посер:дине, зл:той, поз:л:тить.

Ребята, все вы видели и помните сюжет фильма Л. Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". В нём молодой учёный, так же как и мы, совершает путешествие во времени. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из этой картины (тексты с полилогом и заданиями к нему розданы каждой группе).

Иоанн: (кричит режиссёру Якину). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!

Якин: (хрипит). Живота:

Зина: Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!

Иоанн: Живота? Ну будь по-твоему:

Якин: Паки. Паки. Иже херувиме. Ваше сиятельство, смилуйтесь! Между прочим, вы меня не так поняли.

Иоанн: Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?

Якин: Языками не владею, ваше благородие.

Иоанн: Жалую тебе шубу с царского плеча.

Зина: (Якину) Благодари! Благодари!

Якин: Вельми понеже. Весьма Вами благодарен.

Якин: (чуть позже). Поелику мы зело на самолёт опаздываем.

Задание к тексту.

Какой приём придаёт иронический оттенок сцене из кинофильма Л Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию"? Найдите в этом отрывке лексику древней Руси, 19 века и современную. Найдите и запишите как можно больше слов, которые появились в 20 веке. Там, где возможно подберите к устаревшим словам синонимы. Найдите обращения. Обсудите, как они менялись со временем. Как сей час, мы обращаемся к незнакомым людям?

III этап (Вперёд в будущее).


В презентации доступно излагается связь русского языка с другими языками мира. Ученики почерпнут знания о Кирилле и Мефодии.

Описание разработки

Генеалогическая классификация языков.

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ.

Презентация Русский язык среди других славянских языков

Балтийская группа и др.

Индоевропейские языки – одна из наиболее крупных языковых семей, в которую входят многие группы языков, в том числе и славянская.

Содержимое разработки

Предложения по цели высказывания Русляндия Урок № Русский язык среди других славянских языков Выполнила Лысякова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы

Предложения по цели высказывания

Русский язык среди других

славянских языков

Выполнила Лысякова Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Генеалогическая классификация языков

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ

Балтийская группа и др.

Языки народов мира очень разнообразны по структуре и по истории своего развития.

Русский язык входит в индоевропейскую семью. Эта семья – самая многочисленная (в неё входят около ста языков). Среди групп индоевропейских языков выделяется славянская группа, она одна из самых крупных в этой семье. Число говорящих на современных славянских языках составляет около трёхсот миллионов человек.

Читайте также: