Исключительность обстоятельств в которых раскрывается характер мцыри конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

· Развивать навыки анализа текста;

Воспитать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим, умение понимать другого человека.

ВложениеРазмер
urok_mtsyri.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Третьякова И.В.

Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя.

Слайды: портрет писателя, иллюстрации, презентация, рисунки учащихся.

  1. Организационный этап
  2. Актуализация
  1. Поэтическая пятиминутка.
  1. Формирование новых понятий и способов действий
  1. Слово учителя

Слайд 1,2,3 (Тема, цели урока, эпиграф)

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой.

И Россия обрела нового русского поэта, чтобы через 4 года оплакать его гибель.

… Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Каждое его произведение можно назвать шедевром.

Не в первый раз оказался Лермонтов на Кавказе. Еще в детстве он был на водах, куда бабушка привезла его лечиться. Мальчика Лермонтова поразила и навсегда покорила величественная природа Кавказа: снежные вершины гор, бурные горные реки, живописные скалы.

Слайд № 4 (Природа Кавказа)

Выступление подготовленного ученика.

2. История создания поэмы

Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

2) Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

Слайд № 5 (Монастырь)

3. Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

Слайд № 6 (Эпиграф)

Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю.

4. Рассказ подготовленного учащегося.

- Как вы считаете, что является медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю.Лермонтова?

- В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная. )

Слайд № 7 (признаки романтической поэмы.)

- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

- В каком значении употреблено это слово?

Слайд №9 (Исповедь)

(заранее подготовленный ученик)

Работа по карточке

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

Слайд № 12 (романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

Слайд № 13 (День 1)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли.)

Слайд № 14 (День 2)

Встреча с грузинкой… Встреча с барсом…

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

Слайд № 15 (День 3)

- Что случилось в 3 день?

Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние. Зачитайте

Работа в группах

  1. Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- 1 группа – развернутые олицетворения;

- 2 группа – метафоры;

- 3 группа – сравнения.

Этап информации о домашнем задании Слайд № 16.

Индивидуальное творческое задание:

Этап рефлексии Слайд № 17.

М.Ю.Лермонтов выразил стремление передовых современников вырваться из оков николаевского самодержавия на свободу. Поэма призывает любить родину, народ, активно бороться за его счастье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тест по литературе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"

Тест по литературе для 8 класса по программе Г. С. Меркина . М.Ю. Лермонтов "Мцыри" (в форме ЕГЭ).

разработка урока по литературе в 8 классе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"

разработка урока по литературе в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри".


М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

Презентация по литературе М.Ю. Лермонтов "Мцыри".


М.Ю.Лермонтов "Мцыри" карточки

М.Ю.Лермонтов "Мцыри" карточки.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_47490210.jpg
hello_html_77e33d1d.jpg

Красницкая Инга Анатольевна

КГУ "Любимовская основная школа"

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

Открытый урок по литературе в 8 классе

Тема: Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Одиночество героя, его стремление к вольности- черты романтической личности.

Цель урока: выявить способы раскрытия образа главного героя, совершенствовать навыки анализа текста.

Дидактические цели:

Образовательная – проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия поэта.

Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков: сравнения, обобщения, структурирования и развитию навыков рассуждения на литературную тему.

Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, чести, протеста против физического и духовного рабства, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока: урок-погружение

Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах

Оборудование:

Эпиграфы к уроку:

1.Организационный момент. Психологический настрой:

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, а мы с вами должны настроиться на рабочий лад, не волноваться, потому что впереди у нас интересные задания.

Пусть подарит вам урок
Радость общения,
Будьте внимательны,

Успехов и терпения!

Введение в замысел урока. Слово учителя.

Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.

Помогать мне на уроке будут консультанты- Наконечная Кристина и Ланге Дэнис.

3.Что же такое поэма? Слово консультанту

Ученик-консультант № 1 –Наконечная Кристина

Поэма- крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

4.Ребята, обратите внимание, что к поэме "Мцыри" автор подобрал мудрый эпиграф.

Что такое эпиграф? Обращаемся вновь к консультанту № 2 Ланге Дэнису

Эпиграф-это это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, который помещается автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале, либо его фрагмента.

(Высказывают свои предположения). И вновь к нам на помощь приходит консультант

консультант № 1 (Наконечная Кристина)

Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем - это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.

Консультант № 2 Ланге Дэнис

8.Рассказ учителя о жизни Мцыри и о символах поэмы.

Лермонтов не дает нам, читателям подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, которое выражалось в постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре- это послушание. Тот, кто принял монашеский обет, навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества.

Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, которые создают контраст с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой восхищённо смотрит на мир, ощущается его непобедимая любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.

9.Звуки природы. Слушаем звуки грозы, дождя в лесу. Представим себя на месте Мцыри, сбежавшего из монастыря. Что вы чувствуете?

Ребята слушают звуки, закрыв глаза. Потом передают свои чувства, ощущения.

10.Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слов душа, свобода?

( Высказывают собственное мнение). Предоставим слово консультантам:

Консультант № 1.Наконечная Кристина

ДУША
1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. Душа и тело. Бессмертная душа. Души умерших. 2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3. Внутренний, психический мир человека. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения)и покидающей его во время сна или в случае смерти Душа - Обычно изображается в виде взлетающей птицы. В христианском искусстве иногда выглядит как обнаженное дитя, выходящее изо рта, что символизирует новое рождение. В Египте - это птица с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает тело в облике змеи.

11.Учитель читает выразительно стихотворение :

На тонком лезвии ножа,
То падая, то спотыкаясь,
Идти пытается душа,
Своим безумством наслаждаясь.
Так хочется душе упасть
В мир наслаждений сладострастных
Таких доверчиво-простых,
Таких загадочно-прекрасных.
Пусть под ногами сталь тонка,
Пусть холодна, остра как бритва,
Но хочет взмыть под облака
Души потерянной молитва.
Лети! Твори! Моя душа,
Не прячась и не притворяясь!
Беги по острию ножа,
Своим безумством наслаждаясь.

12. А теперь послушаем другого консультанта Ланге Дэниса

Консультант № 2.Что такое свобода?

Свобода — это отсутствие ограничения на волю человека, когда он имеет право выбора для совершения того или иного своего действия. В религиозных учениях подчёркивается свобода выбора человека между Добром и Злом, Светом и Тенью — это основной жизненный принцип, от которого зависит дальнейшая судьба человека.

13.Тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри.

14.Релаксация. Музыка для души.

15.Роль пейзажа в поэме.

Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Рассуждения учащихся о роли пейзажа в раскрытии образа главного героя.

16.Составление синквейна ( Душа , Свобода, Мцыри)

1.В чем особенность лермонтовского Мцыри?

2.Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?

3.Какого человека можно считать счастливым?

18.Учитель читает стихотворение:

Счастье – когда мир в душе,
Когда сердце не стонет от боли,
Когда жизнь проживая свою,
Сам хозяин ты выбранной доли…

Счастье – когда ты здоров,
И здоровы рядом родные,
Когда каждый жизни глоток
Смаковал ты, как влагу в пустыне

Счастье - если родной человек,
Разделяет слова и поступки,
Когда прожив отмеренный век,
Наслаждался ты каждой минуткой…

Счастье – когда уходя,
Ты оставил своей жизнью след,
С теплым чувством, что прожил не зря,
И не важно, сколько прожито лет.

19.Приходим к выводам: Мцыри пытается вырваться из мира, который обрекает его на одиночество. Мцыри живет, повинуясь естественным чувствам и побуждениям, к которым относится любовь к свободе, родине, родным и природе. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря и в полной мере насладиться красотой природы. Для него схватка с барсом — встреча с природой; он вступает в борьбу как первобытный человек; наивное чувство любви пробуждается в нем при виде девушки-грузинки . Каждый сюжетный мотив поэмы насыщен глубоким философ­ским смыслом.

Так, мотив монастыря в ходе поэмы меняет свое назначение: монастырь-убежище превращается в монас­тырь-тюрьму. Мотив бегства — освобождения преобразу­ется в мотив бесцельного кругового движения: весь путь Мцыри, с его опасностями, трудами и подвигами, совер­шался в окрестностях монастыря. Герой умирает, никого не проклиная. Но именно последние строки поэмы и выражают яснее всего этот заряд отрицания, который за­ложен в каждом моменте этого произведения.

20.Учитель: Прошли столетия, но люди и сейчас приходят почтить память Лермонтова к подножию горы Машук под Пятигорском - туда, где он пролежал после дуэли четыре часа под проливным дождем.

. Где он стоял? Вот здесь, где монастырь

еще живет всей свежестью размаха,

где малый камень с легкостью вместил

великую тоску того монаха.

Что, мальчик мой, великий человек?

Что сделал ты, чтобы воскреснуть болью

в моем мозгу и чернотой меж век,

все плачущей над маленьким тобою?

И в этой, богом замкнутой судьбе,

в своей нижайшей муке превосходства,

хотя б сверчок любимому, тебе,

сверчок играл средь твоего сиротства?

Стой на горе! Не уходи туда,

где - только-то - через четыре года

сомкнётся над тобою навсегда

пустая, совершенная свобода!

Стой на горе! Я по твоим следам

найду тебя под солнцем, возле Мцхета.

Возьму себе всем зреньем, не отдам,

и ты спасен уже, и вечно это.

("Тоска по Лермонтову " Н.Ахмадулина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать художественное произведение, характеризовать героя.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: иллюстрации к поэме, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать художественное произведение, характеризовать героя.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: иллюстрации к поэме, учебник, тетрадь, раздаточный материал.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на

работу. Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка - и Вам будут рады!

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения, и я желаю вам хорошего.

2.Слово учителя.

3.Определение темы и целей урока.

- К чему может привести противостояние человека и обстоятельств, как вы думаете?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Определите цели урока.

4.Изучение нового материала.

1)История создания поэмы.

Герой поэмы Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре и влюбившийся в барышню, также предан суду монахов, но ему удается бежать.

Именно в этой поэме замысел М.Ю. Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

Действие происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал…

2)Беседа по тексту.

- Понравилось ли вам произведение?

- Прочитайте эпиграф к поэме.

- Как вы считаете, что является медом для Мцыри?

- Что по – вашему является темой произведения М.Ю. Лермонтова?

- В чем заключается идея произведения?

(Идея – человек способен на всё ради личной свободы и возможности жить в родном доме, в кругу близких и родных. Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.)

- Такой герой какого героя нам напоминает?

- Докажите, что Мцыри – романтический герой?

(Романтический герой – личность исключительная. )

- Можем ли мы назвать поэму романтическим произведением?

(Да. Необычная обстановка, события происходят среди дикой природы, Мцыри – романтический герой, бунтует против окружающей его действительности, стремится к свободе, независимости).

- Давайте проследим и исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер главного героя.

- Как Мцыри оказался в стенах монастыря?

- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок?

- Что оказывает влияние на формирование характера Мцыри?

- Какова причина побега?

- Как называет автор монолог Мцыри по-другому?

- В каком значении употреблено это слово?

Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

с одной стороны

с другой стороны

Смирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

(заранее подготовленный ученик)

3)Работа по карточке

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: Зачем живет человек на земле?

(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость).

Да, мир прекрасен! – Таков смысл рассказа Мцыри об увиденном

- Мцыри ищет ответ на вопрос, и в этом ему помогает природа.

- Как природа помогает раскрыть образ Мцыри?

(романтический пейзаж, встреча с грузинкой, встреча с достойным соперником)

- Что символизирует образ грозы? Глава 8

(Гроза для Мцыри не кара божия, как учили в монастыре, а нечто созвучное мятежной душе).

- Какие картины природы ему открываются?

(Природа открывает Мцыри смысл жизни: всё рождается не для тюрьмы, а для воли. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.)

Встреча с грузинкой… (гл. 12). Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Встреча с барсом… (гл. 16-18)

- Какие строки являются кульминацией всего произведения?

- Что случилось в 3 день?

Страшным ударом было для Мцыри возвращение к стенам монастыря.

- Найдите слова, подтверждающие его состояние.

4)Работа в группах.

- Какие художественные средства использует М.Ю. Лермонтов для раскрытия характера Мцыри?

- 1 группа – развернутые олицетворения;

- 2 группа – метафоры;

- 3 группа – сравнения.

- Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. (Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый…)

- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)

-Назовите основные черты романтического произведения. (Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Мись Е.В.
Дата 04.10.2014
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Русское ли это слово?

Из какого же языка пришло к нам это слово?

Известно ли вам, что это слово обозначает?

А почему именно так называет свою поэму Лермонтов?

Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

Что вам известно об истории создания поэмы?

Где же происходит действие поэмы?

Да, Кавказ сыграл огромную роль в жизни Лермонтова.

Каким вам представляется Кавказ?

Красивая, непокорная, гордая природа, горы, скалы, горные реки. Почему именно здесь происходит действие поэмы? Как вы думаете, какие люди здесь живут? А каким должен быть герой, вступивший в схватку с этой дикой природой? Сегодня на предстоит выяснить, каким был герой поэмы М.Ю.Лермонтова, назвать черты характера Мцыри, определить исключительность обстоятельств, раскрывающих характер героя.

Запишем в тетради сегодняшнее число: 14 января. Классная работа.

Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

…что за огненная душа,

что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная)

- А каково значение слова "свобода" по словарю Даля?

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.

- Так что же значит "свободолюбивый"? (Ценящий и любящий свободу)

Как вы думаете, можно ли назвать Мцыри свободолюбивым?

А кто из вас может назвать себя свободолюбивым? Какой смысл вы вкладываете в это слово относительно себя?

А чем вы отличаетесь от Мцыри?

Давайте обратимся к тексту и узнаем историю Мцыри.

Параллельно с этим будем записывать те черты характера, которые автор отмечает в тексте. (с.109-110)

Запись: Чувство гордости, независимости.

Мы знаем, что больной мальчик остался в монастыре. Как это описывает Лермонтов? (с. 110-111)

Как называет себя Мцыри? (с.111)

Запись: жажда свободы.

Какие качества проявляет герой в эти три дня на воле? (с120)

Запись: бесстрашие, сноровка, ловкость, удальство.

Юноша не привык поддаваться эмоциям. Чему научил его монастырь? (с. 119)

Запись: мужество, умение сдерживаться, владеть собою.

Глазами кого мы видим окружающую природу, дивные рассветы над скалистыми горами?

Запись: мечтатель, влюбленный в жизнь, видящий красоту.

А сейчас поработаем в группах. У меня 6 вопросов, вы берете по одному, готовите ответ, на подготовку у вас есть 5 минут. Причем оцениваться будет и то, какие вопросы вы будете задавать другим группам.

1. Почему поэма написана в форме исповеди?

Главная часть поэмы - это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

2. Почему Мцыри называет монастырь тюрьмой, ведь монахи к нему хорошо относились?

Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?

Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

Идеал - покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.

Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности - смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями - достойная жизнь человека

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину.

Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного "чудного мира тревог и битв".

Какой же выход из своего заточения предпринимает Мцыри? Да, это бегство.

Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

Мцыри покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

4. Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным

(Это еще не его родина, не "его край отцов") Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри - жертва цивилизации.

В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

6. Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него свою печать, сделав "цветком темничным", и обусловили гибель героя.

Гибель Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

По сути с самого рождения он был обречен. Везде и всем он был чужим. Принять монашеский обет он не мог и до конца сопротивлялся обстоятельствам. Когда же смерть оказалась единственным выходом из этой тюрьмы, Мцыри безропотно принял ее:

«И с этой мыслью я засну,

Зарядка для глаз.

Красивое произведение, читается легко, эмоционально. Вы, наверное, заметили, что я вам предложила послушать отрывки поэмы в исполнении разных авторов. Сейчас и мы с вами поучимся читать, как настоящие артисты, вернее, читать мы будем вместе с артистами. Откроем с.121 - бой с барсом. Следим внимательно, до кого я дотронусь, тот будет выразительно продолжать.

Как замечательно у нас получилось, некоторые из вас читали выразительно лучше профессионального актера.

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.

Он узнал, что смел, бесстрашен.

Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.

Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.

Что значит для героя жить?

(Что делала я на воле - Жил…)

Какой смысл вкладывает в это слово Мцыри, по одному слову.

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство "вольности святой"- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущность.

Дом. Задание. - найти в тексте пейзажные зарисовки, характеристика Мцыри.




Красницкая Инга Анатольевна

КГУ "Любимовская основная школа"

Открытый урок по литературе в 8 классе

Тема: Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Одиночество героя, его стремление к вольности- черты романтической личности.

Цель урока: выявить способы раскрытия образа главного героя, совершенствовать навыки анализа текста.

Образовательная - проникнуть в идейный замысел автора поэмы, показать художественные открытия поэта.

Развивающая - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развития способности к формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков: сравнения, обобщения, структурирования и развитию навыков рассуждения на литературную тему.

Воспитательная - воспитывать чувство патриотизма, чести, протеста против физического и духовного рабства, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока: урок-погружение

Методические приёмы: выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах

Эпиграфы к уроку:

1.Организационный момент. Психологический настрой:

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости, а мы с вами должны настроиться на рабочий лад, не волноваться, потому что впереди у нас интересные задания.

Пусть подарит вам урок
Радость общения,
Будьте внимательны,

Успехов и терпения!

Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.

Помогать мне на уроке будут консультанты- Наконечная Кристина и Ланге Дэнис.

3.Что же такое поэма? Слово консультанту

Ученик-консультант № 1 -Наконечная Кристина

Поэма- крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как рассказывая о судьбе героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

4.Ребята, обратите внимание, что к поэме "Мцыри" автор подобрал мудрый эпиграф.

Что такое эпиграф? Обращаемся вновь к консультанту № 2 Ланге Дэнису

Эпиграф-это это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, который помещается автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале, либо его фрагмента.

(Высказывают свои предположения). И вновь к нам на помощь приходит консультант

консультант № 1 (Наконечная Кристина)

Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем - это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.

Консультант № 2 Ланге Дэнис

8.Рассказ учителя о жизни Мцыри и о символах поэмы.

Лермонтов не дает нам, читателям подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, которое выражалось в постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре- это послушание. Тот, кто принял монашеский обет, навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества.

Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, которые создают контраст с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой восхищённо смотрит на мир, ощущается его непобедимая любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.

9.Звуки природы. Слушаем звуки грозы, дождя в лесу. Представим себя на месте Мцыри, сбежавшего из монастыря. Что вы чувствуете?

Ребята слушают звуки, закрыв глаза. Потом передают свои чувства, ощущения.

10.Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слов душа, свобода?

( Высказывают собственное мнение). Предоставим слово консультантам:

Консультант № 1.Наконечная Кристина

ДУША
1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное жизни, противополагаемое телу; бесплотное остающееся смерти человека. Душа и душа. Души умерших. 2. В старой психологии - психических явлений, переживаний, психической жизни человека. 3. мир человека. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения)и покидающей его во сна или в случае смерти Душа - изображается в виде взлетающей В христианском искусстве выглядит как обнаженное выходящее изо рта, что символизирует В Египте - это с человеческой головой и руками. В греческой и некоторых иных традициях душа покидает в облике

11.Учитель читает выразительно стихотворение :

На тонком лезвии ножа,
То падая, то спотыкаясь,
Идти пытается душа,
Своим безумством наслаждаясь.
Так хочется душе упасть
В мир наслаждений сладострастных
Таких доверчиво-простых,
Таких загадочно-прекрасных.
Пусть под ногами сталь тонка,
Пусть холодна, остра как бритва,
Но хочет взмыть под облака
Души потерянной молитва.
Лети! Твори! Моя душа,
Не прячась и не притворяясь!
Беги по острию ножа,
Своим безумством наслаждаясь.

12. А теперь послушаем другого консультанта Ланге Дэниса

Консультант № 2.Что такое свобода?

Свобода - это отсутствие ограничения на волю человека, когда он имеет право выбора для совершения того или иного своего действия. В религиозных учениях подчёркивается свобода выбора человека между Добром и Злом, Светом и Тенью - это основной жизненный принцип, от которого зависит дальнейшая судьба человека.

13.Тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри.

14.Релаксация. Музыка для души.

15.Роль пейзажа в поэме.

Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Рассуждения учащихся о роли пейзажа в раскрытии образа главного героя.

16.Составление синквейна ( Душа , Свобода, Мцыри)

1.В чем особенность лермонтовского Мцыри?

2.Почему на протяжении многих десятилетий он волнует чувства читателей?

18.Учитель читает стихотворение:

Счастье - когда мир в душе,
Когда сердце не стонет от боли,
Когда жизнь проживая свою,
Сам хозяин ты выбранной доли…

Счастье - когда ты здоров,
И здоровы рядом родные,
Когда каждый жизни глоток
Смаковал ты, как влагу в пустыне

Счастье - если родной человек,
Разделяет слова и поступки,
Когда прожив отмеренный век,
Наслаждался ты каждой минуткой…

Счастье - когда уходя,
Ты оставил своей жизнью след,
С теплым чувством, что прожил не зря,
И не важно, сколько прожито лет.

19.Приходим к выводам: Мцыри пытается вырваться из мира, который обрекает его на одиночество. Мцыри живет, повинуясь естественным чувствам и побуждениям, к которым относится любовь к свободе, родине, родным и природе. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря и в полной мере насладиться красотой природы. Для него схватка с барсом - встреча с природой; он вступает в борьбу как первобытный человек; наивное чувство любви пробуждается в нем при виде девушки-грузинки . Каждый сюжетный мотив поэмы насыщен глубоким философ­ским смыслом.

Так, мотив монастыря в ходе поэмы меняет свое назначение: монастырь-убежище превращается в монас­тырь-тюрьму. Мотив бегства - освобождения преобразу­ется в мотив бесцельного кругового движения: весь путь Мцыри, с его опасностями, трудами и подвигами, совер­шался в окрестностях монастыря. Герой умирает, никого не проклиная. Но именно последние строки поэмы и выражают яснее всего этот заряд отрицания, который за­ложен в каждом моменте этого произведения.

20.Учитель: Прошли столетия, но люди и сейчас приходят почтить память Лермонтова к подножию горы Машук под Пятигорском - туда, где он пролежал после дуэли четыре часа под проливным дождем.

. Где он стоял? Вот здесь, где монастырь

еще живет всей свежестью размаха,

где малый камень с легкостью вместил

великую тоску того монаха.

Что, мальчик мой, великий человек?

Что сделал ты, чтобы воскреснуть болью

в моем мозгу и чернотой меж век,

все плачущей над маленьким тобою?

И в этой, богом замкнутой судьбе,

в своей нижайшей муке превосходства,

хотя б сверчок любимому, тебе,

сверчок играл средь твоего сиротства?

Стой на горе! Не уходи туда,

где - только-то - через четыре года

сомкнётся над тобою навсегда

пустая, совершенная свобода!

Стой на горе! Я по твоим следам

найду тебя под солнцем, возле Мцхета.

Возьму себе всем зреньем, не отдам,

и ты спасен уже, и вечно это.

("Тоска по Лермонтову " Н.Ахмадулина)

Читайте также: