Вундт сознание и внимание конспект

Обновлено: 04.07.2024

Вундт. Сознание – сумма сознаваемых нами состояний. Экспериментальное исследование проводится с помощью метронома. Главное, чтобы сила ударов метронома была одинакова. Как это проверить? Надо произвольно поменять восходящий и нисходящий такты (тик-тактак-тик). Кстати этот опыт показывает, что мы не можем воспринимать удары совершенно равными по силе, т.е. мы не можем слышать их не ритмически. Наше сознание ритмично (видимо, это обусловлено ритмичностью физиологических процессов нашего организма).

Количественной мерой измерения объема сознания для Вундта служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся длиной такого ряда, при условии, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установит их равенство. Т.е.: даем ряд, состоящий из 2-х, 3-х, 4-х и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и-раз-два-три) и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов; сразу после завершения первого ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает у него ощущение равенства рядов или нет.

Пр.: при соблюдении такта 2/8 объем сознания независимо от скорости ударов равен 16. При такте 4/4 объем сознания – 40.

Можно выделить 4 степени интенсивности (с помощью понижения и повышения такта), которые исчерпывают все градации в силе впечатления.

2. Понятие объема внимания. Проблемы, условия и процедуры его измерения.

Вундт. Внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний (т.е. центральная область, расположенная вокруг точки фиксации).

Внимание не возможно исследовать так же как и сознание (с помощью тактов), т.к. ритм связывает фокус внимания и остальное поле сознания. Следовательно, объем внимания можно изучать через зрительную модальность.

Эксперимент. Испытуемый смотрит одним глазом. На доэкспозиционном поле есть точка фиксации. Тахистоскопически предъявляется поле, состоящее из примерно 100 букв. В последующем предъявлении поле букв должно быть другое, чтобы избежать влияний прежних впечатлений. Результаты: в сознании удерживается около 6 букв. 6 объектов – объем внимания.

3. Оценки объема внимания. Факторы, определяющие объем внимания. Эксперимент Оберли.

Вопрос: может ли сознание воспринять больше одного объекта. Учение о единстве сознания говорило, что нет. Но факты показывали обратное: как же мы тогда можем, напр., сравнивать объекты? Нужно было исследовать это экспериментально.

1. Ранние эксперименты. Гамильтон. Он бросал пригоршню шариков на пол и заметил, что, не группируя можно обозреть около 6-7 объектов.

Джевонс. Методика: был сделан круглый ящик, в который кидалось неопределенное число черных бобов. После этого испытуемый должен был, быстро взглянув в коробку сказать число бобов. Т.о. было проведено более 1000 опытов. Результаты: используя метод средней ошибки, Джевонс показал относительную правильность результатов Гамильтона. Однако, по мнению Вудвортса, методы и статистическая обработка Джевонса далеки от идеала.

2. Тахистоскоп. Тахистоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное (чаще – очень короткое) время. На доэкспозиционном поле есть точка фиксации. Продолжительность экспозиции: 100-150-200 мс.

Исследование внимание с помощью тахистоскопа. Методика: тахистоскопически (в течение 40-100 мс) предъявляется карточка с черными точками. Средний объем для здорового взрослого равен 8 объектам. Средний объем колеблется от 6 до 11.

Факторы, определяющие объем внимания. Часто бывает так, что малое число стимулов можно просто сосчитать, выделить определенные группы стимулов и т.д.

Эксперимент Оберли. Оберли организовал эксперимент так, чтобы получить три объема:

1) Для восприятия количества объектов любыми приемами

2) Для восприятия, исключающего сосчитывание (но не группировку)

3) Для прямого восприятия (без всяких приемов)

После каждой пробы испытуемый давал отчет о том, как он воспринимал ту или иную экспозицию стимулов. Результаты: прямое восприятие ≈ 4 точки; прямое восприятие с группировкой ≈ 7 точек; восприятие с любыми приемами ≈ 8 точек. Упражнение повышает объем: некоторые испытуемые научаются хорошо группировать, другие – считать стимулы.

4. Эксперименты Гленвилля и Далленбаха.

Объем внимания – это не постоянная величина. Она варьируется в зависимости от 1) индивида; 2) внешних условий (положение точек на карточке); 3) необходимых требований (что надо увидеть).




Эксперимент 1 Гленвилля и Далленбаха. Цель: показать связь стимульного материала с объемом внимания. Они экспонировали точки с инструкцией сообщить: 1. точки – посчитать; 2. буквы – прочитать; 3. геометрические фигуры – назвать; 4. цветные геометрические фигуры – назвать фигуру и цвет. Испытуемые должны были правильно назвать все объекты, чтобы проба была засчитана. Результаты (средние объемы). Задания 1-4: объем падает от 9 до 3-х.

Объемы сознания и внимания: проблемы, методы и результаты исследований.

Гамильтон. Эксперимент. Кидание шариков на пол. За минимальное количество времени испытуемый должен был определить количество шариков на полу. Если объектов было более 6-7, то их легче было сгруппировать по 2-5 объектов для их более легкого восприятия.

Джевонс. Кидание бобов в бумажный ящик (на черном фоне) с диаметром около 11 см. и высотой 0.6 сантиметров. Задача состояла в определении и регистрации мгновенного восприятия объектов. Вывод: мы не можем мгновенно определить число бобов, если их более 5-6. Он применял статистическую обработку результатов исследования. Техника Джевонса была большим достижением по сравнению с техникой Гамильтона: условия контролировались лучше, а данные регистрировались. Количество бобов, точек или иных объектов, которые могут быть схвачены одним взглядом не превышает, т.о. 6-7, при большем количестве, происходит ошибка.

Вундт для исследования объёма сознания применял метроном. Так как считал что сознание ритмично. Испытуемый должен был назвать не большем, удерживаемые в сознании при данных условиях ряд тактов. Под термином “объём сознание” Вундт понимал не всю совокупность состояния сознания в данный момент, а составное целое воспринимаемое в сознании как единое. Такт метронома соединяется сначала в один удар, потом в 2 удара, и в конце в апперципирует в единую структуру. Результаты сравниваются между собой. Но мы не можем таким способом измерить объем внимания, т.к. нет строго выделенных элементов.

Гленвиллем и Далленбах экспанировали точки с инструкцией сообщить количество их, буквы – с инструкцией прочитать их, геометрические фигуры с инструкцией назвать их и геометрические фигуры с инструкцией назвать форму и цвет каждой фигуры.

· Для прочтения букв –6.9

· Для названия геометрических фигур –3.8

· Для названия фигуры и цвета –3.0

Инструкция: сообщить ясность видения скопления точек. Если точек много, то испытуемые ясно видели около 18 точек, если точек мало, то все точки были одинаково ясны. Объема ясности не существовало, поэтому это эксперимент на объем восприятия.

В эксперименте Оберли исключено сосчитывание, использование последовательных образов. После эксперимента испытуемый сообщал каким образом он устанавливал количество точек. Результаты: прямое восприятие – 3.93 точки, прямое восприятие с использованием группировки – 6.91 точки, применение любых приемов – 8.21 точки.

Параллелограмм развития Высших психических функций. Пример экспериментального исследования.

Исследование внимания и представления о его развитии в рамках культурно-исторической концепции Выготского.

Внимание – направленность и сосредоточенность деятельности.

История внимания ребёнка есть история развития организованности его поведения. Первоначально внимание осуществляется посредством первоначальных нервных механизмов. Это период натурального примитивного внимания.

Процессы культурного развития внимания

Изменение приёмов и работы внимания. Овладение этими процессами и подчинение их власти человека – то есть произвольное внимание. Развитие культурного внимания начинается с момента первого социального контакта между ребёнком и окружающими взрослыми людьми. Корни произвольного внимания следует искать вне личности ребёнка. Окружающие люди при помощи внешних стимулов и средств начинают управлять вниманием ребёнка. Потом он эти внешние средства и стимулы интериоризирует.

Эксперимент по развитию внимания Леонтьева.

Цель – проследить историю развития высших механизмов внимания.

Методика. Предъявляется ситуация, в которой бы ребёнок встал перед задачей овладеть своим вниманием при помощи внешних средств. Методика двойной стимуляции.

Проводились на трёх возрастах: дошкольник, школьник и взрослый.

Задача требовала постоянного напряжения внимания, сосредоточения на внутреннем процессе. У детей было много ошибок.

Проводилось две серии. Во второй серии в помощь давались цветные карточки. Реальный процент ошибок почти не снижался, так как они не догадывались пользоваться внешним средством. У школьников процент ошибок резко падал, так как они откладывали карточки, цвета которых уже нельзя было говорить. Взрослые изначально решали задачу хорошо. Но при пользовании карточек процент их ошибок снижался мало. Это объясняется тем, что процесс опосредования у них уже вращен. Взрослые мысленно фиксируют запрещённые, уже названные цвета. Процесс произвольного внимания уже развит.

Механизм: овладение поведением через знаки. Так можно понять, как от внешних воздействий ребёнок переходит к внутреннему произвольному вниманию .То есть произвольное внимание развивается так же, как и все ВПФ.

Эксперимент. Цель – выяснить, каким образом происходит опосредование. Методика. Исходили из опытов Кёлера на образование ассоциативной связи между отношениями цветов (когда животное ело корм на тёмно сером, а на светло сером есть было нечего; потом животное ело на чёрном, когда к этому чёрному предъявлялось ещё и тёмно-серое).

- область ясного и отчетливого сознания,

- область смутного сознания,

• Объем — количество впечатлений, которые одновременно могут быть представлены в сознании как целое, вне зависимости от того, смотрим ли мы на большое живописное полотно или слушаем музыкальный фрагмент.

Чтобы измерить объем сознания, достаточно попросить человека оценить тождественность двух наборов впечатлений: обнаружить различие между наборами возможно, только если каждый из них умещается в сознании целиком. Если в сознании нам дана только часть одного и часть другого набора впечатлений, мы просто не сможем сделать заключения об их тождественности или, напротив, различии.

Для решения задачи измерения объема сознания В. Вундт воспользовался инструментом, который в конце XIX в. можно было найти в любой психологической лаборатории, а теперь — разве что в музыкальных учебных заведениях. Это метроном — прибор, отсчитывающий такт (рис. 2.2). Такой прибор позволяет предъявлять ритмичные удары с определенной частотой. Обычно человек субъективно организует удары в группы, например: если каждый первый удар субъективно воспринимается как более сильный, а каждый второй — как более слабый (рис. 2.3), то образуются группы по два удара, что соответствует музыкальному размеру 2/8.

Производя измерения объема сознания, В. Вундт предъявлял испытуемым ряды равной или различающейся длины и просил сравнивать их. Оказалось, что пределы точной оценки длины ряда — от 16

отдельных ударов, организованных в группы по два, до 40 ударов, объединенных более сложной ритмической группировкой, соответствующей музыкальному размеру 4/4. Если частота ударов не будет слишком высокой или слишком низкой, этот объем не зависит от скорости их предъявления.

• Таким образом, помимо оценки объема сознания эксперименты с метрономом позволили В. Вундту увериться в предположении, что сознание человека ритмично. Ритмичен весь организм человека: его дыхание, сердцебиение, ходьба. Поэтому и любые впечатления, попадающие в сознание, организуются ритмически.

Но придание впечатлениям ритмической формы может осуществляться произвольно и не сводится к физиологическим процессам в организме. Удары метронома, к примеру, мы властны организовать, делая акцент либо на каждом первом, либо на каждом втором, либо даже на каждом четвертом ударе: в этом случае первый и третий элементы ряда будут восприниматься как самые слабые, второй — несколько сильнее, а третий — как наиболее интенсивный.

тоже имеет объем.

Объем внимания — это число простых, не связанных друг с другом впечатлений или идей, сознаваемых ясно и отчетливо в данный момент времени. Здесь уже роль ритмичности сознания незначительна: только несколько последовательных впечатлений могут осознаваться ясно и отчетливо. Ясность — собственне свойство каждого отдельного впечатления, тогда как отчетливость — степень отличия впечатлений друг от друга. Например, ясно и отчетливо представлен нам только что прозвучавший удар метронома невозможно, несколько ударов перед ним, остальной ряд уже успевает уйти на периферию сознания. Однако из этого не следует, что посредством внимания невозможно образование более крупных единиц опыта.

Единство процессов апперцепции (вхождение содержаний в фокус сознания) и перцепции (вхождение содержаний в широкую область сознания) составляют, по Вундту, основной механизм психической жизни человека.

Апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.

Измерение объемов сознания и внимания:

В. Вундт пришел к заключению, что объем внимания, состоит из 6 изолированных элементов.

Способность человеческого внимания одновременно охватывать не более шести изолированных элементов, по мнению Вундта, была эмпирически обнаружена задолго до его исследований. Так, разработанный французским учителем XVIII в. Луи Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации из выпуклых точек. Каждый из 63 символов в алфавите Брайля включал в себя не более шести точек. Таким образом, слепой мог одномоментно распознать букву.

Вундт поставил перед собой задачу измерить так же и объем сознания.

В. Вундт установил, что объем сознания, составляет так же 6, но не изолированных, а ассоциативно связанных объектов.

Процесс действия внимания Вундт наглядно продемонстрировал на примере восприятия многобуквенных слов.

Эффект схватывания слов

Wahlverwandtschaften (родство душ) (20 букв)

Для человека, который не знает немецкий язык - изолированные элементы.

Достопримечательность (21 буква)

Для русскоязычного человека - ассоциированные единицы и осознание слова происходит мгновенно.

Каждый раз, когда апперципируется изолированное содержание, остальные - исчезают. Напротив, когда апперципируемое содержание связано ассоциациями с перципируемыми содержаниями, оно сливается с ними в одно цельное восприятие, границею которого будет порог сознания. В.Вундт

Выводы:

Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия

Акт внимания (апперцепции) позволяет связывать поступающую разрозненную информацию в единое целое.

Концепция внимания Э. Титчинера. Внимание как сенсорная ясность. Виды внимания: первичное, вторичное, первичное производное. Волна внимания. Явление аккомодации и инерции внимания. Экспериментальное исследование осознания одновременно действующих возбудителей.

Внимание - состояние сознания, которое обеспечивает нашему умственному труду наилучшие результаты. Э. Титчинер

Титченер также создал одну из ранних классификаций внимания, разделив виды внимания по степени произвольности.

Формы внимания

Первичное производное

Первичное внимание (непроизвольное). В случае первичного внимания новые, неожиданные или, наоборот, прочно связанные с течением наших мыслей содержания буквально берут наше сознание штурмом. С иной формой первичного внимания Титченер связывает случаи совпадений. По его мнению, совпадений в собственном смысле этого слова не так уж и много. Чаще мы просто думаем о каком-либо предмете и именно поэтому все, что связанно с ним, обращает на себя наше внимание.

Вторичным вниманием Титченер называет такой вид внимания, которое мы способны удерживать только с помощью усилия. Вторичное внимание является активным и произвольным. Вторичное внимание всегда включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием человека.

В качестве особого вида внимания Титченером выделяется первичное производное внимание, определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке. Оно наблюдается тогда, когда объект, на котором мы старались удержать вторичное внимание, начинает интересовать нас сам по себе. Например, книга, которая вначале показалось неинтересной, но которую вы читали по необходимости, постепенно увлекает вас настолько, что вы уже не слышите ни шума за окном, ни даже телефонных звонков.

Явление аккомодации внимания было показано в эксперименте. Для проведения опыта использовалась несложная установка: картонная дуга, надетая на метроном и колокольчик.

При ответах испытуемых в первом случае проявлялась аккомодация внимания к зрительному стимулу в ущерб слуховому. А во втором случае же Титченер сталкивался с аккомодацией внимания к слуховому стимулу в ущерб зрительному.

Эффект аккомодации внимания тесно связан с явлением инерции внимания.

Легче сохранить существующее направление внимания, чем проложить ему новый путь. Э. Титченер

Действительно, нам легче, например, поддерживать нить уже начатого разговора даже среди многочисленных помех, чем переключиться на новый.

Центральной проблемой исследований В. Вундта стало разграничение явлений внимания и сознания. Для этого он использовал метафору зрительного поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в точке фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливо – распределено в обычном поле зрения или на его периферии. Таким образом, по В. Вундту, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания.

Music

Заслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех и т.д. тактов.

Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и – раз – два – три) и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для восьми двухдольных рядов.

Однако не все мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, выделялся с большей отчетливостью, следующий был менее отчетлив и так вплоть до полного исчезновения ощущения.

В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен шести сложным элементам.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

скачать 2.1.1 Сознание и внимание в концепции В. Вундта: метафора

- область ясного и отчетливого сознания,

- область смутного сознания,

Согласно метафоре и наблюдениям В. Вундта, сознание обладает следующими свойствами.

Объем – количество впечатлений, которые одновременно могут быть представлены в сознании как целое, вне зависимости от того, смотрим ли мы на большое живописное полотно или слушаем музыкальный фрагмент. Чтобы измерить объем сознания, достаточно попросить человека оценить тождественность двух наборов впечатлений: обнаружить различие между наборами возможно, только если каждый из них умещается в сознании целиком. Если в сознании нам дана только часть одного и часть другого набора впечатлений, мы просто не сможем сделать заключения об их тождественности или, напротив, различии.

Для решения задачи измерения объема сознания В. Вундт воспользовался инструментом, который в конце XIX века можно было найти в любой психологической лаборатории, а теперь – разве что в учебных музыкальных заведениях. Это метроном – прибор, отсчитывающий такт. Такой прибор позволяет предъявлять ритмичные удары с определенной частотой. Обычно человек субъективно организует удары в группы, например, если каждый первый удар субъективно воспринимается как более сильный, а каждый второй – как более слабый, то образуются группы по два удара, что соответствует музыкальному размеру 2/8.

Производя измерения объема сознания, В. Вундт предъявлял испытуемым ряды равной или различающейся длины и просил сравнивать их. Оказалось, что пределы точной оценки длины ряда – от 16 отдельных ударов, организованных в группы по два, до 40 ударов, объединенных более сложной ритмической группировкой, соответствующей музыкальному размеру 4/4. если частота ударов не будет слишком высокой или низкой, этот объем не зависит от скорости их предъявления.

 Таким образом, помимо оценки объема сознания эксперименты с метрономом позволили В. Вундту увериться, что сознание человека ритмично. Ритмичен весь организм человека: его дыхание, сердцебиение, ходьба. Поэтому и любые впечатления, попадающие в сознание, организуются ритмически. Но придание впечатлениям ритмической формы может осуществляться произвольно и не сводится к физиологическим процессам в организме. Удары метронома, к примеру, мы властны организовать, делая акцент либо на каждом первом, либо на каждом втором, либо даже на каждом четвертом ударе: в этом случае первый и третий элементы ряда будут восприниматься как самые слабые, второй – несколько сильнее, а четвертый – как наиболее интенсивный.

Объем внимания – это число простых, не связанных друг с другом впечатлений или идей, сознаваемых ясно и отчетливо в данный момент времени. Здесь уже роль ритмичности сознания незначительна: только несколько последовательных впечатлений могут осознаваться ясно и отчетливо. Ясность – собственное свойство каждого отдельного впечатления, тогда как отчетливость – степень отличия впечатлений друг от друга. Например, ясно и отчетливо представлен нам только что прозвучавший удар метронома и, возможно несколько ударов перед ним, остальной ряд уже успевает уйти на периферию сознания. Однако из этого не следует, что посредством внимания невозможно образование более крупных единиц опыта.
2.1.2 Проблема измерения объема внимания
Оценить объем внимания позволяет еще один несложный прибор, именуемый тахистоскопом (греч.  - очень быстрый и  - смотрю). Этот инструмент, который, как считается, был приспособлен для исследований внимания американским учеником В. Вундта Джеймсом Маккином Кеттеллом (1860-1944), до сих пор применяется в психологических исследованиях для оценки емкостных и временных характеристик внимания человека. Он позволяет предъявить на крайне короткий промежуток времени изображение любой степени сложности, например, большой набор отдельных букв или любых других привычных для человека символов.

Действует тахистоскоп наподобие затвора фотоаппарата: перед наблюдателем на мгновение предстает изображение, а затем опускается шторка, которая немедленно скрывает это изображение. Если попросить испытуемого фиксировать точку в центре экрана до того, как появится составная картинка, то в момент ее появления ясно и отчетливо будет сознаваться только очень ограниченное количество разрозненных элементов. Это количество элементов и есть объем внимания. Согласно измерениям В. Вундта у нетренированных испытуемых он составляет всего 3-4 элемента, а у тренированных может достигать 6 элементов.

2.1.4 Сознание и внимание в концепции Э. Титченера: метафора

Во-первых, элементы, представленные в поле сознания и в зоне внимания, различаются по интенсивности, или субъективной ясности, с которой они даны наблюдателю.

Во-вторых, всякий элемент находится в зоне внимания в течение некоторого времени, после чего сначала уходит на периферию сознания, а потом может и вовсе исчезнуть из сознания.

Непрерывность. Подобно реке, текущей то по равнине, то по камням, поток сознания не прерывается даже тогда, когда человек засыпает и вновь пробуждается.

…Я так люблю цветы я бы хотела чтобы все здесь вокруг утопало в розах Всевышний Боже природа это самое прекрасное дикие горы и море и бурные волны и милые сельские места где поля овса и пшеницы и всего на свете и стада пасутся кругом сердце радуется смотреть на озера реки цветы всех мыслимых форм запахов расцветок что так и тянутся отовсюду из всякой канавы фиалки примулы все это природа а эти что говорят будто бы Бога нет я ломаного гроша не дам за всю их ученость отчего тогда они сами не сотворят хоть бы что-нибудь я часто у него спрашивала эти атеисты или как там они себя называют пускай сначала отмоют с себя всю грязь потом перед смертью они воют в голос призывают священника а почему почему потому что совесть нечиста и боятся угодить в ад о да я их отлично знаю кто был первый человек во вселенной когда никого еще не было кто все сотворил кто…

В этом отрывке, равно как и во всей главе, не найти ни начала, ни конца, поскольку непрерывность – фундаментальное свойство сознания.


1 Исключениями из этого правила станут воздействия, отличающиеся особыми качествами, интенсивностью, внезапностью и т.д.

Читайте также: