Конспект по обществознанию образование

Обновлено: 07.07.2024

Если рассматривать процесс образования в широком смысле слова, то тогда образование – это освоение всех тех знаний и человеческого опыта о мире и жизни людей, который был накоплен многими поколениями до нас. Но, фигурально выражаясь, в этом океане знаний можно утонуть. Тем не менее, объём знаний, которые накопило человечество за прошедшие десятилетия, огромен. Вы учитесь в школе 11 лет, и этого совершенно недостаточно, так как дальше идёт высшая школа, вы можете получить специальное образование, остаться в сфере науки и защитить диссертацию. Таким образом, образование – это процесс на всю жизнь. И всё равно времени не хватит.

ВложениеРазмер
plan-konspekt.docx 115.07 КБ

Предварительный просмотр:

по обществознанию для 8 класса

Учитель истории Л.В.Головко

Технологическая карта урока

Выяснить , как определяется образовательный базис для человека, почему Российская Федерация ещё совсем недавно нуждалась в реформе образования.

Объяснить, почему образование так важно в современном мире, что оно может дать каждому гражданину.

Планируемые образовательные результаты:

1.Формировать интерес к актуальным проблемам.

2.Учить работать в группе - устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

3.Осуществлять контроль по результату собственных действий.

1.Научить давать определения понятиям.

2.Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

3.Аргументировать свою позицию.

2.Обобщать и делать выводы

1.Образование и образовательный процесс

2.Учебник Обществознание 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова

3.Карточки с тестовыми заданиями

План содержания урока

Основные виды деятельности (УУД)

1 .Проверка домашнего задания

Письменный опрос по вопросам предыдущей темы

Попытаться объяснить самостоятельно понятия. Работа с понятиями нового урока

Найти ответ по вопросу о приоритете образования. Работа с текстом учебника

Выписать из учебного материала определения понятий, проверить в классе.

Презентация (3 слайда)

Сделать выводы по теме урока. Умение обобщать материал

1. Объясните, на что направлена проведенная недавно в Российской Федерации реформа образования.

2. Почему образование является одним из приоритетных направлений государственной политики?

Объяснение учителя с элементами беседы

Все вы учитесь в школе, смотрите интернет-уроки, выполняете определённые домашние задания. Но возникает вопрос: почему именно эти уроки, предметы необходимо изучать, так ли они необходимы в жизни? (проблема темы урока пишется на доске)

Также остаётся неясным, кто именно формирует определённый базис знаний для человека, считая, что именно эти знания нужны сейчас обществу и каждому человеку в частности. Вопрос, безусловно, непростой.

Если рассматривать процесс образования в широком смысле слова, то тогда образование – это освоение всех тех знаний и человеческого опыта о мире и жизни людей, который был накоплен многими поколениями до нас. Но, фигурально выражаясь, в этом океане знаний можно утонуть. Тем не менее, объём знаний, которые накопило человечество за прошедшие десятилетия, огромен. Вы учитесь в школе 11 лет, и этого совершенно недостаточно, так как дальше идёт высшая школа, вы можете получить специальное образование, остаться в сфере науки и защитить диссертацию. Таким образом, образование – это процесс на всю жизнь. И всё равно времени не хватит.

Рис. 1. Учиться нужно всю жизнь ( Источник )

Итак, как же выделяются те конкретные предметы, которые необходимо изучить в рамках школьной программы? Понятно, что с течением времени те или иные приоритеты в образовании меняются. В дореволюционной России, например, одним из самых важных предметов был закон Божий. Сейчас этот предмет в школе практически не изучается, потому что у нас светское государство. Получается, что то, каким должен быть человек, что он должен знать о мире, – это вопрос государственный.

Поскольку государство – это некий аппарат, который заботится о жизни общества, то, безусловно, он заботится и о том, чтобы следующие поколения граждан отвечали интересам данного государства. И отнюдь не потому, что это какая-то машина по подавлению граждан; это просто необходимость сохранения жизнеспособности общества, его конкурентоспособности по сравнению с другими государствами.

В нашей стране принят приоритет в образовании . Что это означает?

Используя материал учебника выпишите в тетрадь ответ на вопрос (Работа с текстом)

В государстве принят ряд законов, которые определяют образовательную систему Российской Федерации как основополагающую систему в жизни общества.

Это очень важный момент. Эти документы могут быть декларативными и, если посмотреть на нашу недавнюю историю, то, в общем-то, так и было. Ещё несколько лет назад образование (хотя оно и декларировалось как национальный приоритет), не получало в полной мере государственной поддержки. Образование находилось в загоне: недостаточное финансирование, государственные ВУЗы закрывались, открывалось много ВУЗов с сомнительным содержанием образования. В конечном итоге ситуация сейчас постепенно меняется. У нас в стране активно проводится новая образовательная реформа. С ней можно спорить или не соглашаться, но, так или иначе, видны объективные её результаты. Образовательная среда в России оживает. Это значит, что наше будущее гарантировано.

Рис. 2. Образование – это наше будущее ( Источник )

Почему государство так требовательно и так чутко смотрит на образовательные стандарты и на систему образования в целом?

Дело в том, что, если образование современно, если оно отвечает нынешним условиям развития цивилизации, значит, наше будущее гарантировано, как уже упоминалось выше. Если образование отстаёт, если оно не отвечает требованиям общества и его вызовам, значит, соответственно, и результат такого образования будет крайне мал. Нынешняя Россия переживает очевидный подъём. Мы находимся в полосе экономического подъёма, который рано или поздно закончится. И тогда, когда закончатся ресурсы (прежде всего энергетические), нашим главным конкурентным преимуществом может стать образованное население. Об этом неоднократно говорил наш Президент. Вообще это принято в рамках национальной политики: образованное, квалифицированное население может стать главным национальным ресурсом, куда более ценным, чем просто топливные полезные ископаемые.

Можно задаться вопросом: почему такой политики не было раньше, почему государство так не смотрело на образование? Но нет, оно смотрело на образование именно так. Вообще, если государство хочет, чтобы население, и в конечном итоге само государство, было успешным, оно всегда уделяет большое внимание образованию. В советский период истории нашего государство образование было в центре внимания власти. Но немного изменилось время. Дело в том, что Советский Союз изначально строился в общих чертах как индустриальное государство, советская промышленность была достаточно хорошо развита. Соответственно, востребованным было специальное образование, то, которое отвечало интересам и задачам развития государства того времени.

Перечислите в тетрадь какие вы знаете информационные технологии.

(в тетради дать определения понятий с помощью учителя и обращаясь к тексту учебника , понятия выписаны на доске)

1) Гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;

2) Гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;

3) Компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).

4) Демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.

5) Тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.

6) Образование стало непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.

Рис. 3. Нынешняя система образования должна подстраиваться под требования информационного общества ( Источник )

(Выслушиваются предположения учащихся)

Рис. 4. Утечка мозгов ( Источник )

Например, в США, где постиндустриальное общество – это уже реальность (собственная промышленность не является флагманом, США торгует преимущественно услугами), между тем, насколько человек образован, и тем, каков его уровень жизни, существует прямая связь. В будущем это совершенно неизбежный процесс и в остальных странах, в том числе, и в России. Если человек получил качественное образование и является ответственным специалистом, значит, он себя применит, и будет жить на порядок выше, чем человек, который получил менее качественное образование или не смог освоить образовательный стандарт. Именно поэтому образование – это будущее .

подведите общий итог ( записываются на доске)

Если подвести общий итог, то можно сказать, что образование – это важнейшая часть общественной деятельности . Обучаясь в школе, вы не просто воспринимаете информацию, а решаете, в том числе, государственную задачу. Вы реализуете те приоритеты, которые были определены для вас, вы создаёте будущее нашего государства и нашего общества.

Можно сказать, что то, чему вас учат в школе, – это набор предметов: история, литература, русский язык, география и т.д. Однако на самом деле вас учат не этим предметам : вас учат учиться. По сути, по окончании школы вы должны научиться 3 элементам:

1 ) правильно воспринимать учебный процесс. Вы должны на всю свою оставшуюся жизнь воспринимать новое как необходимость для себя.

2) проявлять инициативу. Это значит, что быть пассивным исполнителем – в какой-то степени хорошо, но для нормальной жизнедеятельности общества нужны активные люди, которые проявляют инициативу, несут собой нечто новое.

3 ) воспринимать достижения культуры. Как отечественной, так и мировой. Это совершенно необходимо, потому что современный человек – это человек мультикультурный , то есть человек, который живёт жизнями очень многих себе подобных. Мы ходим в японские рестораны, одеваемся в интернациональную одежду, но это только вершина айсберга. Необходимо понимать, что все люди, живущие на планете, равноценны, каждый из них приносит пользу общему делу. Человек культурный воспринимает абсолютно всё, что создано человеком.

Недавно был так называемый бум в образовании, касавшийся подготовки специалистов в области менеджмента и юриспруденции. Практически все ВУЗы в стране выпускали юристов и менеджеров. В итоге возникла проблема с трудоустройством этих многочисленных специалистов. Поэтому образование должно соответствовать необходимости. Оно должно отвечать требованиям по трудоустройству. Подрастающее поколение необходимо готовить к тому, что в будущем будет востребовано в нашей стране.

Презентация ( задания на закрепление темы)

Изучение Слова Божьего, информатика, латынь, история, английский язык, фехтование .

Какие из названных дисциплин актуальны для образования в постиндустриальном обществе, а какие – мало актуальны?

Образование в современном мире является важнейшим социальным институтом: социализирует человека, прививает ему моральные ценности и нормы и дает необходимые знания для дальнейшего развития личности.

Образование – это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями, осуществляемый в интересах личности и общества.

Цели образования:
- Обеспечение самоопределения личности
- Создание условий для самореализации личности
- Развитие гражданского общества
- Укрепление и совершенствование правового государство
- Развитие экономики, науки
- Образование выполняет ряд важных общественных функций.

Образование в большинстве стран мира представляет сегодня целостную систему , включающую ряд взаимосвязанных элементов и уровней подготовки.

Компоненты системы образования в РФ:
- Образовательные стандарты и программы (например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС))
- Органы управления образованием (например, Министерство образования и науки РФ)
- Сеть образовательных учреждений:
дошкольные образовательные учреждения (ясли, детские сады)
общеобразовательные школы (гимназии)
профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)
учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, станции юных техников и др.)
университеты, колледжи, технические школы
учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров

Принципы , определяющие функционирование системы образования:
- гуманистический характер образования (общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, нравственное воспитание человека)
- светский характер образования (независимость от религиозных объединений)
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых

В соответствии с Конституцией РФ, основное общее образование в нашей стране обязательно


Выяснив роль образования в современном обществе, рассматриваем достоинства и недостатки различных видов образования. Затем характеризуем модели образования, существовавшие в различные исторические эпохи, и выделяем основные требования, которые предъявляет к образованию современное общество.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Образование"

Роль образования в современном мире

Хорошее образование ценилось во все времена. Но сейчас уровень и качество образования часто определяет место, которое может занять человек в обществе, возможности его профессиональной карьеры. Если же говорить об обществе в целом, то от образованности населения страны зависит уровень её конкурентоспособности в мировой эко­номической системе. Ведь современные техника и техноло­гии требуют работников, которые не просто автоматически выполняют те или иные операции, а понимают смысл того, что они делают, способны самостоятельно оценивать ситуа­цию и принимать творческие решения.

Роль образования в современном мире растёт. Сегодня мы попытаемся разобраться, что такое образование, какие виды образования существуют, какой должна быть современная система образования.

Образование, его виды

Образованием принято называть целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения че­ловека, усвоение им определённой суммы знаний, умений и навыков.

Все перечисленные способы получения образования, а также те, которые мы не назвали, можно разделить на две части:

· образование, полученное в специальных учреждениях: школе, университете, на образовательных курсах

· образование, полученное вне стен этих учреждений: из повседневного опыта и межличностного общения, средств массовой информации; сюда также можно отнести и самообразование.


Какой из способов образования лучше? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, знания, которые вы получаете в школе, систематизированы, разносторонни, научны, то есть создают целостную картину окружающего мира. Но, с другой стороны, учиться на уроках вам, мягко говоря, не всегда интересно: ведь чему учиться, выбирают за вас, и мнения вашего не спрашивают. Любой учитель расскажет вам, как мешает успешному усвоению знаний отсутствие мотивации, личной заинтересованности.

Если же вы ищете информацию самостоятельно, в Интернете, спрашиваете тех, кто мог бы этой самой информацией с вами поделиться, значит, она вам жизненно необходима или очень интересна. Согласитесь, в этом случае всё, что удалось узнать, запоминается с первого раза, и усталости в процессе обучения вы, практически, не чувствуете. Но можете ли вы быть уверены в том, что ваши знания будут проверенными и полными, что вы не упустили чего-нибудь важного? Увлёкшись одной областью знаний, можно забыть, что все они связаны между собой. Нельзя стать хорошим физиком, плохо зная математику. Археолог должен уметь применять физические и химические методы обработки, консервации и датировки находок. Зоотехнику недостаточно разбираться в строении организма животных, нужно знать о многообразных причинах, вызывающих их болезни.

Вывод напрашивается сам собой: нужно сочетать и тот, и другой способ образования, быть активным участником этого процесса.

Исторические модели образования

Образование возникает вместе с появлением человеческого общества. Люди тем и отличаются от животных, что способны не только чему-то учиться, получать необходимую им информацию об окружающем мире, но и сохранять её, передавать из поколения в поколение. Эта способность обеспечивает общественный прогресс. Новым поколениям не надо каждый раз открывать уже открытое. Усвоив наследие предков, можно сосредоточить усилия на поиске новых знаний, выработке новых умений.

Но в разные исторические эпохи способы передачи культурного наследия из поколения в поколения отличались друг от друга.




Следующий шаг в развитии образования связан с возникновением первых цивилизаций и с изобретением около трёх с половиной тысяч лет назад письменности. Теперь, чтобы овладеть культурным наследием, нужно было вначале изучить систему знаков для её передачи. Этому можно было научиться только в специальном учреждении – школе. Первые известные в истории школы – это школы писцов. Вначале учителями были храмовые жрецы, а учениками – выходцы из привилегированных слоёв общества. Ведь обучение длилось достаточно долго. Например, в Древнем Египте, чтобы научиться читать и писать иероглифы, требовалось 10 – 12 лет. Люди, прошедшие обучение, образовывали особую социальную группу – писцов – и занимали высокое место в системе тогдашнего египетского общества.

Более быстрым, лёгким и эффективным процесс обучения стал после изобретения алфавита, буквенного письма. Первую азбуку придумали финикийцы около 2000 года до н.э. Теперь грамотность стала распространяться не только среди жреческого сословия. Письму обучались также дети купцов и ремесленников.



Новые цели появились у системы образования в античном обществе. Главной задачей древнегреческой школы было формирование всесторонне развитого гражданина полиса. Поэтому в них учили не только читать и писать. Школь­ники занимались музыкой, стихосложением, различ­ными видами спорта, учились излагать свои мысли, вести дискус­сию. В Древнем Риме впервые появились школы для девочек.

В средневековой Европе первоначально практически единственными очагами образования были монастыри. Спрос на образованных людей, в сравнении с античностью сильно упал. Многие представители знатных дворянских родов были неграмотными. Вы, наверное, помните из уроков истории, что первый император франков Карл Великий, очень уважавший образованных людей, так и не научился писать. Неграмотным был и Вильгельм Завоеватель. Что, впрочем, не помешало ему подчинить себе Британию. Для этого важнее были другие знания и умения. Священникам же необходимо было уметь читать, чтобы вести церковные службы. В школах, кроме письма и чтения, осваивали основы религиозного вероучения. Такая ситуация была характерна не только для христианской Европы, но и для других обществ, основой мировоззрения которых была религия.



Следующий этап в развитии образования начался в 16 – 18 веках, в Новое время и эпоху Просвещения. Возникли совершенно новые типы учебных заведений: высшие инженерные, торговые, военные, технические, сельскохозяйственные школы. Образование всё больше отделяется от церкви, приобретает светский, то есть нерелигиозный, характер.

С переходом к индустриальному обществу нужда в образованных людях возросла. И не только в специалистах: инженерах, агрономах, врачах, юристах. Рабочие на предприятиях с новой машинной техникой, должны были быть хотя бы элементарно грамотными. Государства стали осуществлять собственную образовательную политику: вводилось всеобщее обязательное образование детей.

Все перечисленные системы образования объединяло одно: они ориентировали учащихся на усвоение готового знания, сложившихся способов деятельности. Предполагалось, что полученного образования человеку хватит на всю жизнь. Пока экономические и технические изменения в обществе происходили достаточно медленно, такой подход был вполне приемлем.

Повторим основные идеи сегодняшнего урока:

· образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения че­ловека

· в современном мире от уровня развития образования зависит уровень развития страны в целом, уровень образованности определяет место человека в обществе

· системы образования, существующие в том или ином обществе, отражают уровень его развития

· современное образование должно быть личностно-развивающим, опережающим


Образование, согласно словаря Ушакова, - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:

  • как систему знаний;
  • как процесс обучения и формирования знаний;
  • как систему социальных институтов общего и профессионального обучения.

В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.

Система образования.

Система образования состоит из:

  • дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
  • общеобразовательные учреждения (школы);
  • учреждения высшего профессионального образования (вузы);
  • учреждения среднего специального образования (ПТУ);
  • частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
  • дополнительное образование (институты повышения квалификации).

Структура образования.

Образование – это социальная система (социальный институт), которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды:

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):
    • начальное (1-4 класс школы);
    • основное (5-9 класс);
    • среднее (10-11 класс).
  3. Профессиональное образование:
    • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
    • среднее (техникум, колледж);
    • высшее:
      1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
      2. специалитет (V курс);
      3. магистратура (V курс).
      1. аспирантура;
      2. докторантура.

      Есть также еще две обособленные ступени, не входящие напрямую в эту структуру:

      • дополнительное образование (курсы, кружки);
      • самообразование (самостоятельное обучение).

      Кроме того, образование может иметь пять форм обучения:

      • очная;
      • заочная;
      • экстернатура;
      • индивидуальный план;
      • дистанционная форма.

      Функции образования.

      При изучении функций и целей образования социологи выделяют пять основных аспектов:

      1. Воспитание (выработка культурных и моральных ценностей).
      2. Собственно, обучение.
      3. Подготовка квалифицированных специалистов.
      4. Приобщение к продуктам культуры и технологиям.
      5. Социализация (привитие образцов поведения, социальных норм и ценностей).

      В повседневной жизни образование чаще всего подразумевает под собой обучение, как педагогический процесс интеллектуального образования обучаемого. Главную ценность образования (обучения) определил еще Пифагор: образованием можно поделиться с кем-нибудь, при этом не утратив его самому.

      Образование – еще один ключевой элемент системы человеческого общества, отличающий его от животных.

      Читайте также: