Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему измерение длины

Обновлено: 07.07.2024

Цель : форми ровани е элементарны х математическ их предст авлений.

- познакомить детей с различ ными изме рительным и инструментам и;

- развивать мыслит ельную активн ость, умен ие анализироват ь, делать выво ды.

- способствовать овладен ию приемам и практи ческого вза имодейс твия с

- развивать логичес кое мышле ние, зрит ельное внима ние.

Демонстрацион ный материал: сант иметровая линейка, портн овский мет р, рулетка ,

Раздаточный материал: линейки, полоски бумаги, листы с заданиями , цветные

- Игроки, сто я в кру гу, передают друг д ругу мяч, называя п о порядк у числа от 0 до 20,

- Н а йдите на рисунке линии. Какие виды линий вы знаете? ( Прям ая, кривая

быть вниматель ными. А в ы знаете, что в старину меркой был человек. (Рассматривают

Мы измерим ра сст ояние от красной метки до синей. Измерять будем шагами.

(Приглашается ребенок) . А мы ребята с вами п осчитаем, ско лько шагов сделал (- а ) . (Дети

хором считают). Сколько шагов с делал (- а) ? ( Опрос 2 - 3 дет ей) .

- А теперь я предлаг аю померить это расстояни е другому ребенку. А мы будем считать.

- Что вы заметили? Одинаковое количество шагов получи лось? Почему получилось

разное количеств о шагов, измеряя одн о и то же расстояние. (Ответы детей)

Правильно, расст о я ние одинак овое, а колич ество шагов разное .

- Почему так получи лось? (Ответы детей). Да, шаги были разные. чем бо ль ше был шаг,

Воспитатель: Позже для измерения длины предмет ов л юди придумали линейку,

- Подумайте и с кажите, какие предметы удобнее измерять лине йкой и поче му ?

- Длина измеряет ся в сантиметр ах , мет рах и километрах.

размещая линей ку по прям о й л инии до конца предм ета.

- Ребята, давайте попроб уем измерить линейкой полоску на листе бумаги, которые есть

у каждого из вас. За п ише м цифру. Дети, наша полоска равн а 8 см.

В следующем за д а н и и у нас не д остр о ен ный забор. Наша задача – найти д оск и

одинаковой длины среди других до с о к . Как мы определим, какие доски нам нужны?

(ответы детей). Пр а вильно, измерим линейкой и за пи ш ем результат.

4. Дети, в следующ ем задании к нам пришел веселый Винни - Пух. Он решил п ойти в

гости к Пятачку. Шел - шел, прошел часть пут и, устал и сел отдохнуть. Как мы

называем прям ую линию, у к оторой есть начало и конец (отрезок).

Обведите первую часть зеленым карандашом. Дети проделывают задание,

Измерьте первую часть пути и запишите результаты в окошко. (Дети измеряют и

- О бве дите вт орую часть пути красным карандашом . Измерьте вторую часть пути и

запишите результат ы в окошко. (Дети измеряют и записывают в окошко ч исло 2 ).

Пришел Вини - Пух к Пятачк у и рассказал, как далеко находится его дом от дома

Сколько же прошел всего пути Винни - Пух? (Ответы детей). Правильно, надо сложить

Молодцы, друг Винни - Пуха бобренок решил п остроить дом. С чего на чинаем

строительств о дома? (Ответы детей). Да, с построением чертежа. Пере д вами чертеж

домика. Высота крыши – 1 см, высота стен – 3 см. Какова же общая высота дома?

Самостоятельно е измерение сант иметром длины ле нт.

- Что нового, ребята , вы сегодня узнали? Чему н а у чил и сь?

(Для и з мерения предметов суще ствуют специальны е приборы: линейка, портновский

метр, сантиме тр , р уле т к а. Длина измеряется в сантиметрах, м е т рах и километрах.

Цель и задачи : Формировать представления об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с единицами: шаг, пядь, локоть, сажень. Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенстве.

Слайды, модуль числового отрезка, образцы выполнения заданий. Рабочие тетради, карандаш цветные, простой карандаш, счётный материал.

1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Есть ли у вас друзья?

– Чем вы любите заниматься вместе с друзьями?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает детям, что у Тани и Вани есть друг — Сережа, с которым у ребят много интересных дел.

– Хотите принять участие в этих делах?

2. Актуализация знаний.

Воспитатель рассказывает, что Таня и Сережа, гуляя во дворе, решили измерить шагами длину детской площадки. У Тани получилось 10 шагов, у Сережи — 8 шагов. Дети спорят, кто из них правильно измерял длину площадки.

– Как вы думаете, кто из детей правильно произвел измерение?

Выслушиваются все ответы детей, после чего дети приходят к выводу о

том, что оба измеряли правильно.

– Почему же получились разные результаты?

Воспитатель выслушивает все ответы детей, после чего подводит итог: при измерении число получается больше (меньше) там, где мерка меньше ( больше).

– Какими мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнить предметы по длине? (Одинаковыми.)

3. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель рассказывает, что Ваня и Сережа решили сделать на детской площадке лавочку для малышей. Друзья живут в разных подъездах. Они решили, что каждый у себя дома сделает по одной ножке. Когда все будет готово, друзья вынесут ножки на площадку и прибьют сиденье.

– Какими должны быть ножки у одной лавочки? (Ножки должны быть одинаковой высоты.)

Воспитатель предлагает детям помочь друзьям сделать ножки, а для этого подойти к двум столам, стоящим поодаль друг от друга. У каждого стола должно оказаться одинаковое количество человек.

На одном столе находятся цилиндры высотой, например, 10 см, 8 см, 6 см, а на другом — 9 см, 7 см, 6 см.

Воспитатель рассказывает, что на одном столе — ножки, сделанные Ваней, на другом — Сережей.

—Что вам сейчас нужно сделать? (Нужно выбрать ножки одинаковой высоты.)

– Какие способы сравнения вы знаете? (Способ приложения, но он не подходит, т.к. мальчики находятся в разных подъездах. Можно измерить высоту каждой ножки с помощью мерки, а результаты сравнить.)

– Какими должны быть мерки, если мы хотим сравнить два предмета по высоте? (Мерки должны быть одинаковыми.)

– Знаете ли вы такую мерку, которой могут пользоваться все для сравнения предметов подлине, высоте? (Нет.)

– Значит, что нам сейчас нужно узнать? (Нужно узнать мерку, которой могут пользоваться все для сравнения предметов по длине, ширине и высоте.

В круг широкий, вижу я.
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.

Открытие нового знания

– Как это можно узнать? (Можно посмотреть в книге, можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу.)

Возможно, кто-либо из детей назовет линейку. Воспитатель хвалит детей и помещает на доску рисунок:

— Что изображено на рисунке? (Полоска и линейка.)

Воспитатель обращает внимание детей на деления на линейке и рассказывает, что все отрезки, ограниченные делениями, имеют одинаковую длину, равную 1 см.

Воспитатель делает вывод: единая мерка, с помощью которой можно измерять длину, ширину или высоту, называется сантиметр.

5.Основная часть. Работа в учебнике-тетради

Дети садятся за столы и открывают тетради на странице 31.

Воспитатель рассказывает, что в красном окошке нарисованы ножки, сделанные Ваней, а в синем окошке — Сережей.

– Что нужно сделать для того, чтобы выбрать ножки одинаковой высоты? (Нужно измерить высоту всех ножек с помощью линейки.)

– Как вы будете измерять линейкой?

Дети проговаривают алгоритм, после чего производят измерения и записывают в клетках рядом с каждой ножкой полученное число.

– Какой высоты ножки нужно взять? (2 см.)

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая—

с большого пальца.

Вышел дождик погулять . Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

А куда ему спешить? обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то

Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.

И ушел. Ритмичные хлопки по столу.

Работа в тетради. № 2, с. 32.

Дети садятся за столы. Воспитатель говорит о том, что Ваня чинит на даче забор.

– Хотите починить забор вместе с Ваней?

– Что можно сказать о досках, из которых сделан забор? (Они одинаковой длины и ширины.)

– Как вы будете подбирать недостающие доски? (Сначала нужно измерить длину прибитых досок. Потом надо измерить длину лежащих на земле досок. Для починки забора подойдут те доски, длина которых равна длине прибитых досок.)

Дети производят измерения досок забора, а также досок, лежащих на земле, и полученный результат записывают в клеточках.

Воспитатель предлагает детям объяснить Ване, откуда надо брать доски для починки забора.

Дети рассказывают, что одна доска лежит справа от низкой елочки, другая доска — слева от березки, третья доска — между грибами.

– Сколько всего досок нужно для починки забора? (3.)

– Сколько досок надо прибить справа (слева) от калитки? (1 (2).)

– С какой стороны досок потребуется больше и на сколько? (Слева досок нужно больше на 1.)

Ваня благодарит детей за помощь в починке забора.

Дети собираются около воспитателя.

* Кому вы сегодня смогли помочь?

* Какие новые знания вам дали возможность помочь сделать лавочку?

Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 5

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 5.


Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число и цифра 8

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Число и цифра 8.

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины"

Конспект ООД по математическому развитию на тему "Измерение длины".


Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Сравнение по массе.

Конспект по математикев подготовительной группеТема: Сравнение по массе.


Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения про.


Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Площадь. Измерение площади».

Цель: Учить детей измерять длину предметов разными способами.

-Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка данной меркой.

-Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.

-Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

-развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, коммуникативные качества через обучение счетным операциям и дидактическим играм;

-развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

-формировать потребность в здоровом образе жизни;

-воспитывать интерес, желание активно участвовать в ходе занятия;

-воспитывать нравственные качества личности дошкольников, ответственность.

Материалы :

Демонстрационный: белая полоска бумаги длиной 40 см; полоски-мерки: синяя-10 см, красная-8 см. ; метр портняжный; модель сантиметра; линейка.

Раздаточный: белая полоска бумаги длиной 20 см; полоски-мерки: синяя-5 см, красная-4 см; линейка;

Ход занятия:

I. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга улыбкой.

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам вспомнить счет до 10 и обратно; назовите соседей числа 2,4,5,6,7.

А уточки, а уточки

Все топают по улочке.

Идут себе вразвалочку

И крякают считалочку.

Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху

Всех утят с собою, вниз.

А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать

Словно к водопою. крылья носа.

У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины

Их поймать мечтает! к вискам.

Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний

точки около уха.

II. Основная часть:

Воспитатель: Все приготовились быть внимательными. Нужно измерить расстояние от красного кубика до зелёного. Измерять будем шагами. Иди, Арина, измерь своими шагами это расстояние. А мы ребята с вами посчитаем, сколько шагов сделала Арина. (Дети хором считают). Сколько шагов сделала Арина? Скажи, Юля. Скажи Альберт.

Воспитатель: А теперь я предлагаю померить это расстояние Денису. А мы будем считать. (Дети считают хором)Сколько шагов сделал Денис?

Воспитатель. Что вы заметили? Одинаковое количество шагов получилось? Почему получилось разное количество шагов, измеряя одно и то же расстояние.

Дети: Расстояние одинаковое, а количество шагов разное

Воспитатель: Почему так получилось?

Дети: шаги были разные. чем больше был шаг, тем меньше число шагов

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, сейчас предлагаю вам поработать за столами, но сначала сделаем гимнастику для рук.

Одной ладошкой накрыть другую и высовывать указательный и средний пальцы-рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

Проползет еще немножко,

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползет улитка!

Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см, красная 5 см,синяя-4 см.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, у вас на столе лежит белая полоска. Я предлагаю вам измерить её мерками : красной и синей. Как вы думаете, они одинаковые по длине? Как вы это узнали? Давайте сравним их. (Дети накладывают и показывают результат). Какая полоска длиннее? Какая короче?

Давайте измерим длину белой полоски меркой красного цвета. (Дети измеряют)

Сколько мерок получилось?

Воспитатель: Теперь измерим длину белой полоски меркой синего цвета.

(Все действия воспитатель дублирует на доске с помощью демонстрационных полосок.) Воспитатель: Давайте сделаем вывод, что чем больше мерка, тем меньше результат измерения.

Воспитатель: Какими еще мерками можно измерять длины отрезков?

Дети: Пядями, локтем и т. д.

Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей?

Воспитатель: Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с такими мерками: метром и сантиметром.

Воспитатель: Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате?

Воспитатель: Давайте с вами, измерим длину доски.

Воспитатель: Какой длины доска?

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Воспитатель: А теперь предлагаю измерим доску сантиметром и сделаем вывод, какой меркой легче и быстрее узнать длину доски.

Дети: Легче измерять метром.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас ребята вас ждёт интересная работа в тетради.

Воспитатель: открыли тетради на той странице, где лежит закладка. Нашли задание 1. Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке?

Воспитатель: А какой меркой удобно измерить дорожку, по которой ползла улитка?

Воспитатель: сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке?

Дети:4 отрезка по 1 см.

Воспитатель: Найдите задание 1, картинку 2. Рассмотрите картинку и объясните, как ПРАВИЛЬНО приложить линейку, чтобы измерить отрезок.

Дети: Начало отрезка нужно совместить с цифрой 0,конец отрезка покажет сколько в нем сантиметров.

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через 200!

III.Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки.

Воспитатель:Как вы думаете, какой отрезок самый длинный, какой самый короткий?

Дети:второй отрезок короткий.

Дети:определить на глаз.

Дети: Мы не можем наложить отрезки друг на друга,на помощь нам приходит линейка. (Дети измеряют линейкой длину данных отрезков, проговаривая вслух, как ее надо приложить)

Воспитатель:Ребята,если мы хотим быть бодрыми и веселыми,я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять.

Воспитатель:Ребта,обратите внимание на задание 3. Что изображено?

Дети: геометрические фигуры

Воспитатель: Назовите фигуру и ее цвет.

Дети: Треугольник-розовый; квадрат-синий; прямоугольник-желтый.

Воспитатель: Молодцы ребята. Нам необходимо измерить стороны геометрических фигур. Давайте измерим стороны треугольника. Сколько сантиметров левая сторона?

Воспитатель: Сколько сантиметров правая сторона?

Воспитатель: Сколько сантиметров нижняя сторона?

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь попробуйте самостоятельно измерить стороны синего квадрата. Что вы заметили?

Дети: Все стороны равны.

Воспитатель:Наши глаза тоже много работали и устали. Давайте сделаем для них гимнастику для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост по картинке)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Воспитатель: Наши глаза отдохнули и теперь мы можем приступить к следующему заданию.

Воспитатаель: Ребята, посмотрите на задание 6. На первой нитке 1 бусина красная и 5 бусин синих. Внизу записано выражение 1+5. На других рисунках зарисованы только красные бусины и записано одно первое слагаемое. Значит нужно дорисовать синие бусинки до 6 и дописать второе слагаемое. Задание выполняете самостоятельно, кто сделает, поднимает руку, Я проверю.

IV.Итог занятия.

Воспитатель: с какой меркой мы сегодня с вами познакомились? Как измерить длину отрезка? У всех ли будет одинаковый результат, если измерять отрезок пядью? Почему? Все сегодня справились с заданием,молодцы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по математическому развитию

для детей подготовительной к школе группы

Воспитатель Дошкольного отделения

ГБОУ Школа №1302

Худяева Елена Станиславовна

Цель : Упражнять детей в измерении длины с помощью условной меры.

Познакомить детей с новым понятием – сантиметр.

- Напомнить детям правила измерения длины;

- Учить детей измерять длину предмета с помощью различных мерок;

- Напомнить детям назначение линейки и её методы её применения;

- Повторить состав числа 10;

- Закрепить навыки счёта в пределах 20.

3. Тип занятия : комбинированное

4. Форма занятия : фронтальная

5. Продолжительность : 30 минут

6. Участники : воспитатель, дети подготовительной группы

7. Возраст обучающихся : 6-7 лет

8. Оборудование и материалы :

- часы, игрушечные весы, безмен, ёмкость для жидких и сыпучих

- лист бумаги А4, книга любого размера;

- бумажные полоски шириной 6 см и длиной 20 см (на каждого ребёнка);

и 3х5 см) (половина каждого вида от общего количества детей);

- ножницы и простые карандаши (для каждого ребёнка);

- карточки с цифрами от 0 до 10;

9. Предварительная подготовка :

- беседы на тему «Измерение разных величин – весы, часы, линейки и

- практические занятия по измерению различных предметов (в

предыдущих занятиях по Формированию элементарных

- дидактические игры с цифрами.

10 . Методы и приемы работы с детьми : словесные, наглядные,

11. Структура занятия :

Создание проблемной ситуации

Решение поставленных задач и проблемных ситуаций

12. Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мой стол. Что вы там видите?

Дети(сидят за столами): Часы, линейки, весы (безмены и игрушечные весы), ёмкость для измерения сыпучих и жидких продуктов.

Воспитатель: Правильно.

А как вы думаете, что объединяет все эти предметы? Для чего они служат? (Этими предметами можно измерять разные величины – время, расстояние, длину, вес, объём)

Воспитатель берёт в руки ЛИНЕЙКУ, задаёт вопросы и выслушивает ответы детей о том, для чего она служит и как ею пользоваться.

Воспитатель: Скажите ребята, а кто из вас знает, как называется одно большое деление на линейке? (Сантиметр)

Пригласив по очереди 2-3 человека к своему столу, просит их показать, как надо пользоваться линейкой. Предлагает им измерить величины. Затем приглашает всех детей встать возле парт. Проводится физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

Дети сели за парты.

Воспитатель: Теперь посмотрите, пожалуйста, на полоски бумаги, которые лежат перед вами. Давайте представим, что вы стали портными и это ваша ткань для кроя. Ваша задача сделать из этого куска ткани несколько шарфиков.

Воспитатель: Мы с вами измерили одну и ту же длину разными линейками (мерками). Получается, что чем меньше мерка, тем большее количество раз она уменьшается на нашем листе.

Выходите на ковёр. Изобразим попугаев.

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем-посчитаем.

Воспитатель раздаёт детям карточки с цифрами от 1 до 20 (по количеству детей в группе).

Воспитатель: У каждого из вас своя цифра. По моей команде надо построиться в ряд так, чтобы цифры расположились по порядку.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Вот мы с вами и подружили цифры между собой и сами стали дружнее! Мы так много с вами сегодня узнали нового. Давайте ещё раз вспомним:

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

- Если мы хотим что либо измерить, то пользуемся… (мерками);

- Если мерим длину, то пользуемся… (линейкой);

- На линейке есть большие деления. Как они называются. (сантиметры);

- Каких больше мерок потребуется, чтобы померить один и тот же лист

бумаги – длинных или коротких. (коротких).

Список литературы :

И.А.Понаморёва, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2016


Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Задачи:

Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов, формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения, учить измерять меркой.

Способствовать развитию логического мышления, внимания;

Воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: набор цифр 1, 2, 3, 4, кастрюля, молоточек, мяч, тарелочки, ложечки, геометрические фигуры, цветы, сказочные герои.

Раздаточный материал – наборы (по количеству детей): цифр 1 - 5; геометрические фигуры, индивидуальное полотно, конверт с рыбкой, полоски - мерки, заготовки для ленточки для куклы или ремонта книг. Квадрат.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Организационный момент.

Устный счет.

Сейчас я ударю молоточком по кастрюльке, а вы должны закрыв глаза, на слух определить, сколько раз я ударила. Количество ударов показали на карточках.

- Кто по счету стоит первый, кто третий, а кто последний, ?

- Какой по счету стоит дед, какая по счету стоит бабка, мышка?

- Сосчитать до 10, обратно,

- Спасибо, малыши, молодцы, выполнили задания бабки.

Помогу я деду репку тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Внучка и говорит:

- Помогу вам, только детки пусть меня познакомят со способами измерения предметов и их сравнению. Познакомим ребята?

В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца, . Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Внучка хочет купить такую же ленточку, а как измерить не знает, давайте поможем ей измерить.

Давайте вместе измерим длину ленты для нашей внучки. (измеряем локтем, пядью)

Почему получились разные результаты?

У всех разная длина локтя, ладошки.

Вспомните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

А пойдет внучка в магазин вот по эти дорожкам, они и у вас в лоточках. Скажите по какой дороге быстрее дойдет? Как узнать, которая дорожка короче?

Б) Сравнение по длине с помощью непосредственного наложения.

Сравните дорожки между домиками.

А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы. Эти полосочки нам нужны для ремонта книг.

Г) Практическая работа

Измерим полосы с помощью мерки.

Вывод: число мерок 3.

- благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили со способами измерения предметов и их сравнение.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

- Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают).

Отдохнули, помогите мне решить задачки:

Я читаю веселые задачи - стихи. А дети по ходу действия выкладывают круги у себя на столе и находят ответ на вопрос задачи.

1. Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат:

За кадкой – один. За кормушкой – один,

Под листом – один. Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

Два павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами.

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Кто старше трехлетний Петя или пятилетний Саша?

На сосне выросло 2 яблока, а на березе 1груша.

Сколько выросло фруктов на деревьях?

Ответ: фрукты не растут на этих деревьях.

Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Спасибо ребята, помогли.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала кошку.

- Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.

- На столах у вас конверты. Соберите рыбку по схеме. (танаграм)

(дети группами собирают, кто первые получают цветок)

- Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.

- Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, чему научились?

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Кто из вас знает, какой же праздник впереди?

23 февраля праздник. Красный день календаря. В этот день отца и деда поздравляет вся семья. Действительно, в этот день все внимание обращено на наших мужчин. В этот день мы празднуем День защитников Отечества. А мы поздравим деда из нашей сказки заработанными цветами. Всем большое спасибо.

Ряд геометрических фигур.

- Что это, как назовем одним словом? (геометрические фигуры)

- Как можно разбить на две группы? (по цвету, по размеру, по форме)

- К 3 кружкам добавляю 1 квадрат. Сколько у вас всего стало фигур? (4)

- Как получили 4? (3+1=4)

- А что получится, если к 1 квадрату добавить 3 кружка? (тоже 4) (1+3=4)

Давайте подведем итог: когда переставляются части, результат их объединения не изменяется. Как получили число 4?

Содержимое разработки

Конспект открытого занятия

по математике в старшей группе

Метельская О.И., воспитатель ДО. Г.Актобе

Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов, формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения, учить измерять меркой.

2. Способствовать развитию логического мышления, внимания;

Воспитывать интерес к математике, развивать навыки сотрудничества.

Оборудование: набор цифр 1,2,3,4, кастрюля, молоточек, мяч, тарелочки, ложечки, геометрические фигуры, цветы, сказочные герои.

Раздаточный материал – наборы (по количеству детей): цифр 1-5; геометрические фигуры, индивидуальное полотно, конверт с рыбкой, полоски-мерки, заготовки для ленточки для куклы или ремонта книг. Квадрат.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент.

Звучит музыка.

Устный счет.

Сейчас я ударю молоточком по кастрюльке, а вы должны закрыв глаза, на слух определить, сколько раз я ударила. Количество ударов показали на карточках.

-Кто по счету стоит первый, кто третий, а кто последний,?

-Какой по счету стоит дед, какая по счету стоит бабка, мышка?

-Сосчитать до 10, обратно,

-Спасибо, малыши, молодцы, выполнили задания бабки.

Помогу я деду репку тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Внучка и говорит:

- Помогу вам, только детки пусть меня познакомят со способами измерения предметов и их сравнению. Познакомим ребята?

Новый материал

В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения. Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень.Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая — расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь — расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Внучка хочет купить такую же ленточку, а как измерить не знает, давайте поможем ей измерить.

Давайте вместе измерим длину ленты для нашей внучки. (измеряем локтем, пядью)

Почему получились разные результаты?

У всех разная длина локтя, ладошки.

Вспомните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина.

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

А пойдет внучка в магазин вот по эти дорожкам, они и у вас в лоточках. Скажите по какой дороге быстрее дойдет? Как узнать, которая дорожка короче?

Б) Сравнение по длине с помощью непосредственного наложения.

Сравните дорожки между домиками.

Закрепление

А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы. Эти полосочки нам нужны для ремонта книг.

Г) Практическая работа

Измерим полосы с помощью мерки.

Вывод: число мерок 3.

- благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили со способами измерения предметов и их сравнение.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Жучка говорит:

- Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают).

Отдохнули, помогите мне решить задачки:

Я читаю веселые задачи-стихи. А дети по ходу действия выкладывают круги у себя на столе и находят ответ на вопрос задачи.

Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат:

За кадкой – один. За кормушкой – один,

Под листом – один. Под кустом – один.

Как детей поскорее найти?

Их должно быть чуть меньше пяти.

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

Два павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами.

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Кто старше трехлетний Петя или пятилетний Саша?

На сосне выросло 2 яблока, а на березе 1груша.
Сколько выросло фруктов на деревьях?
Ответ: фрукты не растут на этих деревьях.

Задания – вопросы:

Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Спасибо ребята, помогли.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала кошку.

- Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.

- На столах у вас конверты. Соберите рыбку по схеме. (танаграм)

(дети группами собирают, кто первые получают цветок)

- Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.

- Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, чему научились?

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Кто из вас знает, какой же праздник впереди?

23 февраля праздник. Красный день календаря. В этот день отца и деда поздравляет вся семья. Действительно, в этот день все внимание обращено на наших мужчин. В этот день мы празднуем День защитников Отечества. А мы поздравим деда из нашей сказки заработанными цветами. Всем большое спасибо.

Ряд геометрических фигур.

-Что это, как назовем одним словом? (геометрические фигуры)

-Как можно разбить на две группы? (по цвету, по размеру, по форме)

- К 3 кружкам добавляю 1 квадрат. Сколько у вас всего стало фигур? (4)

- Как получили 4? (3+1=4)

- А что получится, если к 1 квадрату добавить 3 кружка? (тоже 4) (1+3=4)

Давайте подведем итог: когда переставляются части, результат их объединения не изменяется. Как получили число 4?


-75%

Читайте также: