Конспект урока чарушин томка испугался
Обновлено: 06.07.2024
3. Словарь:активизировать словарь детей посредством ознакомления с новыми словами: толковый, дичь, почует, ласковый,сердитый,добрый,ленивый.
4. Воспитательные задачи:
- помочь понять мотивы поведения героев;
- Внимательно и заинтересованно слушать рассказ;
- Формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших.
- Воспитывать на поэтических примерах любовь к животным;
5. Познавательное развитие: развивать внимание,память, логическое мышление.
6. Развитие речи: развитие речи с помощью рассказов Чарушина Е. И
Методы: наглядный (опосредованный,словесный (чтение,игровой (дидактические игры)
Приемы: словесный (речевой образец, объяснение, оценка детской речи, вопрос, наглядный.
Оборудование: собачка Томка, книги с произведениями Евгения Чарушина и иллюстрации к ним.
I.Вводная часть :
Здравствуйте, ребята, меня зовут Маргарита Николаевна.
Давайте с вами поздороваемся.
Повторяйте за мной движения:
Ручки вверх подняли,
А теперь все вместе-
Ребята, садитесь на стульчики.
Скажите,а у вас дома есть собака?
Какие они у вас по характеру?
А у кого есть охотничья собака?
А у кого нет собак?
2. Сюрпризный момент
Я сегодня пришла не одна,а со мной пришел мой друг.
Но Томка пришел не с пустыми руками, А с собой у него книга о нем. Хотите узнать о собаках?
II.Основная часть
1)Подготовительная работа
а) представление книги (рассматривание обложки, прогнозирование содержания)
б)Рассказ об авторе
Посмотрите. Что изображено на обложке?
На обложке изображена собака,сорока и кошка.
Как думаете о ком будут эти рассказы?
Дети,эту книгу написал детский писатель и художник—иллюстратор своих книг Евгений Иванович Чарушин. Вот его портрет.
Чарушин очень любил собак,у него в семье было много собак.
Он с детства любил природу,любил за ней наблюдать,а еще он зарисовывал то,что он видел.
Когда Евгений Иванович стал старше, он начал писать коротенькие рассказы о животных и о природе, сопровождая их своими иллюстрациями.
Ребята,а хотите послушать о приключениях Томки?
в)Постановка цели слушания.
Слушайте внимательно. И запоминайте.
г)слушание рассказа
д)Пауза(5 секунд)
е)обмен впечатлениями
Понравился вам рассказ?
Мне тоже очень понравился
А что больше всего понравилось?
А кто вам больше всего понравился?
Как мальчик выбирал себе щенка?
ж)Беседа по содержанию
А какие там еще были щенки?
А почему он выбрал не другого щенка,а именно этого?
Потому что охотнику нужна настоящая охотничья собака,которая будет ему верным помощником.
Динамическая пауза (физкультминутка)
А хотите отдохнуть? Давайте мы с вами встанем. Повторяйте за мной движения:
Бегал по двору щеночек,
Видит пирога кусочек.
Под крыльцо залез и съел,
Как называется рассказ, который я только что вам прочитала?
Как начинается рассказ?
От чьего лица ведется рассказ?
От лица самого автора.
В жизни Чарушина это происходило.
У кого он был в гостях?
Он пришел к охотнику посмотреть на щенков.
з)Беседа по содержанию, перечитывание отрывков, рассматривание иллюстраций.
А какую он выбирал себе собаку? Охотничью
Охотничья собака это та,которая помогает охотнику. У нее хороший нюх,она очень толковая.
Толковая-это значит умная.
А кого песика он увидел у охотника?
Я вам сейчас перечитаю.
Кто запомнил,какой песик был у охотника?
Какие у него уши? Хвост?
Вот посмотрите,вот этот песик. Вот какие у него длинные уши,какой короткий хвост.
У этого песика,есть щенки,вот и пришел Чарушин к охотнику посмотреть на этих щенков.
Какие были щенки?
Какого щенка хотел выбрать себе Чарушин?
Чтоб он был ему помощником на охоте
А как он выбирал их? Какой толковый, а кто не гадится?
Почему он первого щенка не выбрал?
Вот послушайте: один щенок ест да спит. А раз ест да спит, так кто из него получится, ребята?
Вот посмотрите автор изобразил тут всех щенков, как вы думаете,какой из них ленивый?
Правильно,тот который ест,да спит.
Взял его Чарушин?
А второго щенка почему не выбрал?
Вот смотрите:Потому что он был сердитый,рычит и со всеми лезит драться,так какой он?
А где у нас злой щенок нарисован?
Да, Посмотрите как он рычит и поза у него такая,будто сейчас набросится.
Взял его Чарушин?
а почему не взял?
А третий щенок был какой?
Ребята,а раз лижется,то он какой?
Вот есть такие собаки,добрые,ласковые,которые лезут ко всем,лижутся,к хозяину и к гостям.
А где у нас изображен ласковый щенок?
Да,вот этот. Посмотрите какие у него глаза добрые и сидит он безобидно.
Почему такого щенка не взял автор?
Потому что у него могут дичь отнять,ведь он добрый и он может сам все отдать.
Ребята,а кто знает,что такое дичь?
Дичь-это дикие животные,на которых охотятся. Например птицы: куропатка,утка,гусь,фазан и т. д.
Ребята,Чарушин пришел в гости к
охотнику,когда щенята еще были небольшие,еще только учились ходить.
А что они в это время очень любят делать?
Как же определил автор,какого щенка ему взять?
Там был щенок,который грыз деревяшку,автор что сделал с этой деревяшкой?
Автор спрятал деревяшку,чтобы проверить какой у этого щенка нюх.
Почует ли он,где спрятал
Почует-это значит унюхает,найдет
Нашел щенок деревяшку?
Видите,какой молодец,нашел деревяшку,именно такой щенок нужен Чарушину
Как же он искал?
Он всех щенят обнюхал,не у них ли деревяшка,а потом стал нюхать,нюхать и пошел,к тому месту,куда автор спрятал деревяшку,почуял.
Вот почему автор выбрал именно
Потому что у этого щенка нюх хороший,а как проверил он это?
Спрятал деревяшку,которую грыз щенок.
Динамическая пауза
Ребята,а хотите немного размяться,отдохнуть? Давайте встанем с вами в круг. И потворяйте за мной движения:
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту.
II.Заключительная часть (рефлексия)
Скажите мне,пожалуйста,какой рассказ я вам сегодня прочитала?
А о какой собаке?
Этот рассказ об охотничьей собаке
А кто написал этот рассказ?
Это рассказ написал…
Евгений Иванович Чарушин
Что интересного вы узнали о Томке?
Да,ребята,охотничья собака-это особые собаки. Собака охотничья должна обладать хорошим нюхом и чутьем.
Ребята,вы все молодцы,очень внимательно слушали рассказ.
Теперь вы знаете,кто такие охотничьи собаки,да?
Спасибо вам,скажите До свидания нашему гостю Томке.
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №18 План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней.
Работа позволит определить героев нового произведения Е. Чарушина и дать им характеристику, научиться находить главного героя и персонажей рассказа.
Описание разработки
Цель урока:
познакомиться с новым произведением Е. Чарушина.
Задачи урока:
1. Формировать умение точно характеризовать героя, персонажа, формирование УУД, управлению совместной познавательной деятельностью.
2. Развивать умение чувствовать изменения эмоционального состояния героя по мере развития сюжета.
3. Воспитывать бережное отношение к животным, ценностного отношения к литературе, к полученным результатам.
Этапы урока.
1. Организационный момент.
Управление оценкой готовности к уроку.
- Добрые утро, друзья. Я рада вас видеть и хочу начать работу с вами. Пожелайте друг другу удачи на уроке.
- А теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться!
2. Постановка цели и задач урока.
Создание условий для развития у обучающихся умения ставить цель, формировать тему, составлять план действий и представлять результат деятельности.
- Назовите раздел, над которым мы работаем.
- Вспомним произведения из этого раздела. О чём они?
- Цель урока?
- Найдите название произведения, с которым сегодня познакомимся..
- Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в нашем новом произведении?
- Кто является автором этого произведения?
Создание ценности совместной деятельности.
- А кому-то знакомо имя писателя? Что вы можете о нём рассказать?
Работа с доп. информацией.
3. Открытие новых знаний.
Рассказ о Чарушине (презент).
Выступление ребят из групп, дополнение учителя.
- Что можете предположить о содержании рассказа по его названию?
- Кого мог испугаться Томка? - Ну что ж пора познакомиться с собачкой, героем произведения Чарушина.
4. Физ. минутка.
Чтение рассказа первичное.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Какое у вас настроение?
- Названия каких животных вы услышали?
- Кто является главным героем?
- Кто из этих животных является персонажем произведения?
- Как вы относитесь к Томке? как меняется его настроение?
5. Включение в систему знаний.
Чтобы выполнить задание, что нужно сделать?
Чтение по частям. Как.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Организация деятельности учащихся по обобщению и применению знаний в новой ситуации.
- Почему испугался Томка коровы?
- Почему корова показалась маленькой?
- Что захотел сделать Томка с коровой?
- Кем показалась щенку корова?
- Скажите, а как автор относится к Томке?
- Он гордится им или посмеивается над ним?
- Что же мы узнали о щенке, какой он оказался?
- Как вы думаете в чём основная мысль текста?
7. Рефлексия.
Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке.
- В дневнике раскрасьте кружочек.
Зеленым - если вы с легкостью выполнили все задания.
Желтым - если были небольшие затруднения,
Красным цветом - если вы испытали серьезные затруднения в работе,
8. Домашнее задание.
Д.з - прочесть точку зрения по поводу героя Маши и Миши.
Содержимое разработки
Урок литературного чтения 2 класс
Евгений Чарушин - детям
Составитель : учитель начальных классов
Катюшина Ольга Анатольевна
" я художник и писатель .
Детские годы
Родился будущий писатель и художник в Вятке в семье губернского архитектора. В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес, приносил оттуда различные интересные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо.
Сколько разных животных перебывало в их деревенском двухэтажном доме! А хотелось еще и еще — ну, хотя бы жирафа или тапира.
Чарушин рос "с карандашом и кистью в руках".
Лет в четырнадцать Чарушин своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). Правда, с поэзией у него не заладилось.
Другое дело — рисунки. Чарушин рос, по собственному определению,"с карандашом и кистью в руках". А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери.
Художник, который рисует животных
- О каком писателе мы говорили сегодня на уроке?
- Что вы узнали о Е.Чарушине?
- Чем интересны произведения этого писателя?
- Хочется ли вам ещё познакомиться с новыми произведениями этого автора?
в дневнике раскрасьте кружочек
зеленым – если вы с легкостью выполнили все задания,
желтым – если были небольшие затруднения,
красным цветом- если вы испытали серьезные затруднения в работе
У с.112-114,2-е задание
-75%
Автор: Печеркина Хана Владимировна
Урок литературного чтения 1 класс, система Занкова.
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Метапредметные:
формирование мотивации к процессу чтения; развитие импатии к животным, умение чувствовать изменение эмоционального состояния героя по мере развития сюжета.
Регулятивные: формировать умение планировать действия в соответ- ствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать собственное эмоциональное состояние.
Познавательные: о владевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: Урок формирования новых знаний
I. Орг. момент.
Учитель. Добрый день, друзья. Я рада вас видеть и хочу начать работу с вами. Пожелайте друг другу добра на уроке.
Дети кладут ладошку на ладошку соседа и произносят:
Дети. Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
ТЕРМОМЕТРЫ НАСТРОЕНПИЯ (рефлексия)
II. Актуализация базовых знаний.
Дети зачитывают своё описание домашнего животного, как его изобразил учёный и как писатель.
А те, кто слушает будут должны доказать, что это описание учёного или писателя, а для того, чтобы доказывать правильно, давайте вспомним, чем отличаются друг от друга художествен. Лит и науч. Лит.?
Худ. Лит. – личное мнение автора – эмоции, чувства, переживания –воздействуют на душу
Нау. Лит. – факты, термины, числа – воздействуют на ум
(работы детей повесить на доску)
Молодцы, с заданием вы справились, я увидела в вас писателей и учёных.
- Сегодня, мы будем знакомиться с новым произведением, жанр этого произведения вы должны будете определить сами а вот об авторея вам расскажу. Автор его Е.И.Чарушин
3. Рассказ об авторе.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале в городе Вятка в семье архитектора. Как и его отец Евгений Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его словам преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях. Его мама очень любила разные растения. Вместе с ней он с детства ходил в лес, наблюдал за разными растениями. Его мама, любящая все живое, предала эту любовь Евгению Чарушину. Его дом с большим садом был густо населен всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк – кудахтающий, хрюкающий, ржащий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята. В самом доме жили кошки, висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а еще в доме жил его любимый пес Бобка.
Самым любимым чтением маленького Жени Чарушина были книги о жизни животных.
После окончания школы Евгений Чарушин поступил на факультет живописи Петербургской академии художеств.
Мир животных посреди первозданной природы – это его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
А вот определить о ком создавал свои произведения Е. Чарушин, вы сможете определить сами, посмотрев на выставку книг этого автора.
( о природе, о животных)
Да, ребята, Е.Чарушин на стояший мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам нарисовал сам. А творил он в 40-50 годы ХХ века.
Посмотрите на некоторые его иллюстрации.( презентация и картины в классе)
- Посмотрите, какие они, какая своеобразная манера исполнения.
-Как бы сказали о животных на рисунке? –Какими они вам кажутся?
А мне понравился больше всего вот этот симпатичный зайка. А кто помнит ф\м Зайка, давайте сделаем.
А теперь я предлагаю вам познакомиться с одним из произведений Е.Чарушина и самостоятельно определить его жанр.
Читает подготовленный ребёнок, все следят.
-Жанр? (рассказ) –Докажите.
Перечитайте рассказ ещё раз. В начале урока мы сделали предположение, что мы будем читать о собаке. Докажите текстом рассказа, что это предположение верно.
А как вы думаете в книгах кроме текста самого рассказа, что помогает определить о ком пойдёт в нём речь? (иллюстрации) Давайте посмотрим на иллюстрации на следующей странице.
Рассмотрите их внимательно. Можем ли теперь с уверенностью сказать, что это собака? А какая это собака? (маленькая, щенок)
Да, ребята, это, действительно щенок и у писателя есть целая книга о нём.
VI . Работа над заданиями учебника.
вопросы на с.39 – читает учитель.
10 слов разделить на 2 группы ( к щенку и корове), определить, где завязка, кульминация, развязка и таблички поставить напротив этих слов.
V . Работа с иллюстрациями.
-Что вы можете сказать о порядке расположения иллюстраций? (Иллюстрации располагаются в той последовательности, в которой происходят события в рассказе.)
-А как вы думаете, чьи это иллюстрации, мог их нарисовать Е.Чарушин? Какими кажутся герои на иллюстрациях? (мультяшными), а у Чарушина?
Найди в рассказе предложения, соответствующие каждой иллюстрации.
- А рассказ, который читали мы ? К какой литературе он относится? (к художественной или к научной?)
7. Работа над произведениями малого фольклорного жанра.
Прочитаем две пословицы, которые находятся наверху 39 стр. Как вы их понимаете? Оком можем так сказать? (об учёных, о писателях).
У кого сегодня на уроке вы встретили вот такое сердце, полное любви?
Рефлексия. Термометры настроения .
8. Итог урока. С каким новым автором познакомились? Кому захотелось взять в библиотеке его произведения и почитать дополнительно?
Д\З. Нарисовать щенка Томку и рассказать, используя текст произведения о том, какой это щенок.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала - знакомство с новым произведение Евгения Чарушина "Томка испугался". Ребята знакомятся с биографией писателя. Большое внимание уделяется работе с текстом: составление плана, поиск предложений, доказывающих характеристику щенка, поиск слов-животных по рассказу. Также уделяется внимание воспитанию бережного отношение к животным.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Родительский дом был густо населён животными: поросятами, индюшками, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили. А ещё в доме жил Бобка – трёхногий калека – пёс, который был закадычным другом Чарушина.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Посмотрите на иллюстрацию и опишите, каким может быть щенок по характеру? Как бы вы назвали щенка? Как щенка назвал автор? Кого мог испугаться щенок?
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
. ОПРЕДЕЛИТЕ ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЭТОТ РАССКАЗ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ ИЛИ ГЕРОИЧЕСКИЙ? МОЖНО ЛИ ОБЪЕДИНИТЬ ЭТИ 2 ПОНЯТИЯ?
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Какой Томка? Зачитайте! Отважный, глупый, озорной, смелый, трусливый, любопытный, огромный, осторожный, маленький, решительный.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Чтение рассказа с заранее поставленным заданием: при чтении подчеркнуть названия животных, встречающихся в тексте.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
Презентация урока литературного чтения по теме: "Чарушин. Томка испугался". 2 класс. ПНШ.
План 1. МАЛЕНЬКИЙ ТОМКА ИДЕТ НА ОХОТУ. 2. ТОМКА И НАСЕКОМЫЕ. 3. ТОМКА УСНУЛ. 3. ШМЕЛЬ И ТОМКА. 4. КОРОВА С МЫШКУ. 5.КОРОВА С КОШКУ. 6.КОРОВА С КОЗУ. 7.КОРОВА С КОРОВУ. 8. КОРОВА И УКУС.
Читайте также: