Плоды и их классификация конспект урока 6 класс фгос презентация

Обновлено: 30.06.2024

2. Тема урока:

Плод
– важный орган цветкового
растения, обеспечивающий развитие,
созревание, защиту и распространение
семян.

4. Плоды у растений, как и их цветки, очень разнообразны, как по форме и размерам, так и по окраске и количеству семян.

6. Плод – важнейший генеративный орган цветкового растения.

семена, заключённые
внутри плода,
развиваются из
семязачатков,
расположенных в
завязи.
околоплодник,
наружная часть плода,
он в основном
образуется из стенок
завязи, а также может
образовываться из
цветоложа,
околоцветника,
тычинок, цветоножки.

15. Распространение плодов и семян

17. 3.Рассыпание семян при качании стебля (мак)

18. Ветром.

19. Водой.

20. Животными и человеком.

21. 2.Орехи и жёлуди.

22. 3.Сухие плоды с прицепками.

23. Закрепление.

25. Загадки.

1.Осень в садик к нам пришла,
Красный факел зажгла –
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
2.Ягоды зелёные,
А всеми хвалёные.
Растут с костями,
Висят кистями.

3.Вкусны- оближешь пальчикиОранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
А неизменно их съедаю.
4.Этот вкусный жёлтый плод
К нам из Африки плывёт.
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт.

5.Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушённая в запас,
От простуды лечит нас.
6.Алый цвет, медовый вкус,
Съел до корки я …

28. Рефлексия.

Каким был наш урок и почему?
- занимательным;
- познавательным;
- интересным;
- игровым;
- необычным;
- скучным;
- радостным;
- дружелюбным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация является приложением к конспекту урока биологии УМК В.В. Пасечника в 6 классе. В ней расказывается о том, что такое плод, какие существуют виды плодов, а также - о способах распространения плодов и семян в природе. Дополнением к презентации является физкультминутка, состоящая из слайд-шоу о плодах. Данный материал использовался мной на открытом уроке для родителей.

Цели урока: 1. Узнать, что такое плод. 2.Изучить строение плода. 3. Рассмотреть разнообразие плодов в природе. 4. Узнать о способах распространения плодов и семян. 5. Определить значение плодов в природе и для человека.

1. Узнать, что такое плод.

2.Изучить строение плода.

3. Рассмотреть разнообразие плодов в природе.

4. Узнать о способах распространения плодов и семян.

5. Определить значение плодов в природе и для человека.


ПЛОД СЕМЕНА ОКОЛОПЛОДНИК Семя Околоплодник плод – орган, состоящий из семени и околоплодника. Title in here

ОКОЛОПЛОДНИК

Околоплодник

плод – орган, состоящий из семени и околоплодника.

Title in here

Сочные плоды Ягода — многосемянной плод с: Тонкой (виноград, смородина, томат) Кожистой (лимон, банан) Деревянистой (дыня, арбуз) КОЖИЦЕЙ

Ягода — многосемянной плод с:

  • Тонкой (виноград, смородина, томат)
  • Кожистой (лимон, банан)
  • Деревянистой (дыня, арбуз)

Сочные плоды Яблоко — многосемянной нераскрывающийся плод Пример: яблоня, груша, боярышник, рябина

  • Яблоко — многосемянной нераскрывающийся плод

Пример: яблоня, груша, боярышник, рябина

Сочные плоды Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем Пример: вишня, слива, персик, кокос

  • Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем

Пример: вишня, слива, персик, кокос

Сочные плоды Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем Пример: вишня, слива, персик, кокос

  • Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем

Пример: вишня, слива, персик, кокос

Сочные плоды Сложная костянка – большое число плодиков, построенных по типу костянки Пример: малина, ежевика, морошка

  • Сложная костянка – большое число плодиков, построенных по типу костянки

Пример: малина, ежевика, морошка

Сухие плоды Боб – удлиненный плод, вскрывающийся двумя створками Пример: желтая акация, фасоль, горох

  • Боб – удлиненный плод, вскрывающийся двумя створками

Пример: желтая акация, фасоль, горох

Сухие плоды Стручок – тоже самое что и боб, но семена располагаются на перегородке. Пример: редька, капуста, редис

  • Стручок – тоже самое что и боб, но семена располагаются на перегородке.

Пример: редька, капуста, редис

Сухие плоды Коробочка — тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются, чтобы освободить скопившиеся в них семена.

  • Коробочка — тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются, чтобы освободить скопившиеся в них семена.

Сухие плоды Орех — сухой односемянный невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободно лежащее семя. Пример: лесной орех.

  • Орех — сухой односемянный невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободно лежащее семя.

Пример: лесной орех.

Сухие плоды Семянка — простой сухой односемянный невскрывающийся плод с кожистым околоплодником. Пример: подсолнечник, одуванчик

  • Семянка — простой сухой односемянный невскрывающийся плод с кожистым околоплодником.

Пример: подсолнечник, одуванчик

Сухие плоды Крылатка — разновидность плода, семянка с кожистым сухим околоплодником , имеющим плоский крыловидный вырост. Пример: вяз, ясень, клен

  • Крылатка — разновидность плода, семянка с кожистым сухим околоплодником , имеющим плоский крыловидный вырост.

Пример: вяз, ясень, клен

Сухие плоды Желудь – сухой односемянной плод с жестким кожистым околоплодником Пример: дуб, каштан

  • Желудь – сухой односемянной плод с жестким кожистым околоплодником

Пример: дуб, каштан

физкультминутка


Распространяются ветром одуванчик

Распространяются

Распространяются с помощью воды лотос

Распространяются

с помощью воды

Распространяют свои плоды сами В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации. акация

Распространяют

свои плоды сами

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации.

Распространяются животными и человеком

Распространяются

животными и человеком

Для чего плод………….? плоды.wmv … растению … человеку

Для чего плод………….? плоды.wmv

Функции плодов Плод – это орган, состоящий из семени и околоплодника. Способствует распространению семян Защищает семена Обеспечивает созревание семян 25

Функции плодов

Плод – это орган, состоящий из семени и околоплодника.

Способствует распространению семян

Защищает семена

Обеспечивает созревание семян

Плод- это репродуктивный орган, состоящий из семени и околоплодника. 25 25

  • это репродуктивный орган, состоящий из семени и околоплодника.

РЕФЛЕКСИЯ я узнал . у меня получилось . было непросто …, я попробую …, урок дал мне для жизни…, я себя чувствую …. 1 25 25

у меня получилось .

урок дал мне для жизни…,

я себя чувствую ….

Домашнее задание Д/З: ответить на вопросы с.78, таблица в тетради на с.27 зад.53. Творческое задание: сочинить сказку о любимом плоде

  • Д/З: ответить на вопросы с.78, таблица в тетради на с.27 зад.53.
  • Творческое задание: сочинить сказку о любимом плоде


-75%

(Чтобы не создавать стрессовой ситуации, когда ученик еще не готов работать, а учитель уже начинает задавать вопросы по теме, проводится небольшая разминка, в ходе которой активные ученики быстро включаются в мыслительную деятельность, а медлительные через некоторое время тоже включаются в работу, и к концу разминки в классе устанавливается доброжелательная рабочая атмосфера)

Вопросы для разминки.

  • В одном кубическом метре почвы может обитать до 450 дождевых червей.
    Сколько червей обитает в 7 кубических метрах почвы? (Ответ: 3150 червей)
  • Мухоловка – пеструшка приносит птенцам около 500 беспозвоночных животных в день.
    Сколько беспозвоночных она скормит за 16 дней своим птенцам, пока они находятся в гнезде? ( Ответ: 8000 беспозвоночных животных)

3. Повторение пройденного материала:

Индивидуальные задания

(Учитывая индивидуальные особенности класса и учеников, учитель проводит проверку домашнего задания, предлагая для выполнения различные по сложности задания)

  • Первый ученик выполняет наиболее трудное задание - карточка №1.
  • Второй ученик выполняет более легкое задание по карточке №2
  • Третий ученик у доски по гербариям определяет тип соцветий.

Пока учащиеся выполняют работу у доски, с классом проводится фронтальный опрос

Фронтальный опрос

  1. Что такое цветок?
  2. Какие растения называют цветковыми?
  3. Что такое околоцветник?
  4. Какие типы соцветий вы знаете?

(Учащиеся, работавшие у доски, присоединяются ко всему классу, и учитель дает биологические задачи, на обдумывание которых отводится 2 минуты. В это время он проверяет работы учеников, работавших у доски)

4. Изучение нового материала:

Мотивация

Человек выращивает большинство сельскохозяйственных растений ради их плодов и семян, которые употребляет в пищу.

Плоды растений, как и цветки очень разнообразны. Они отличаются по форме и размерам, окраске, количеству семян и многим другим признакам.

Актуализация знаний учащихся

- Ребята, какие плоды вы знаете?

(На столе разложить картинки различных плодов. Ученик, называя плод, подходит к доске и магнитом прикрепляет картинку к заранее нарисованной на доске корзине.

В результате должен получиться натюрморт из различных плодов.

Далее учитель показывает сухие и сочные плоды, разрезает их и показывает семена).

- А как вы думаете, чем плоды отличаются друг от друга?

(Из сказанного ребятами учитель делаем вывод)

Стенка плода – околоплодник – образована разросшейся и видоизмененной стенкой завязи. Околоплодник может быть сухим и сочным (мясистым), отсюда плоды называются сухие и сочные.

(Для закрепления блока полученных знаний и смены деятельности учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание по карточке №3 )

У вас на столе карточка № 3, вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу, после выполнения работы поднимите руку.

Далее учитель проверяет задание у первого ученика, который со своими верными ответами проверяет задание у второго, первый и второй у следующих учащихся и т.д.

Ответ к карточке №3

Яблоко имеет околоплодник (А)--------, поэтому его относят к (Б)------ плодам, а мак имеет околоплодник(В) --------, поэтому его плод называют (Г)--------.

Ответ: А – мясистый (сочный) Б – сочным

В – сухой Г - сухим

Далее учитель открывает слайд №12 или таблицу на доске и изучается деление плодов на группы.


Работа с учебником стр. 46 - 47.

(В целях экономии времени работа выполняется на карточках, которые потом вклеиваются в рабочую тетрадь)

После выполнения работы открыть слайды № 13, 14 и проверить.

Многосемянные Односемянные
тыквина яблоко померанец ягода костянка Многокостянка
Арбуз
тыква
Яблоко
груша
Лимон
апельсин
Томат
Крыжовник
смородина
Вишня
Слива
персик
малина

Для сохранения интереса к учебному материалу меняем вид деятельности – проводим лабораторную работу.

Учитель заранее готовит лотки для лабораторной работы и специально ставит их на низкую подставку в кабинете. Дети должны по одному подойти, наклониться и взять лоток, таким образом, они отдыхают и выполняют физические упражнения.

5. Закрепление

Лабораторная работа

Цель: изучить и классифицировать плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

Задание:

ВЫВОД: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

Рефлексия

(Дети встают вокруг учителя. Учитель, кидая мяч, называет плод, а ребенок должен сказать какой он).

Заключительное слово учителя.

Каждый плод имеет семя. Человек может съесть плод, либо, разрезав его, достать семена, посеять их и получить новое растение.

Плоды в природе очень разнообразны, но не каждый из них съедобен для человека. Однако это не значит, что такие плоды совсем не нужны и их можно уничтожать. Плодами и семенами питаются различные животные.

Итог урока

Поставить оценки учащимся за выполнение домашнего задания, за работу в классе.

Домашнее задание

(Учитывая индивидуальные особенности класса и учеников, учитель предлагает выполнить одно домашнее задание из списка.)

Презентация на тему: " Плоды. Классификация плодов. Автор: Зайцева Елена Юрьевна учитель биологии ГБ ОУ СОШ 557." — Транскрипт:

1 Плоды. Классификация плодов. Автор: Зайцева Елена Юрьевна учитель биологии ГБ ОУ СОШ 557

2 Цели урока Дать определение плода Изучить строение плода, как важного генеративного органа покрытосеменных растений Создать их классификацию

3 Плод-это зрелый цветок. А.Имс Плод - это орган семенного размножения цветковых растений, развивающийся из завязи пестика.

4 СТРОЕНИЕ ПЛОДА Семена Околоплодник

5 Околоплодник образуется из стенок завязи пестика. Семена образуются из семязачатков.

6 Значение околоплодника Защищает семена Способствуют распространению семян

7 Известно почти 250 тысяч видов цветковых растений

8 Плоды (по типу околоплодника) Сухие. Сочные.

9 Плоды (по количеству семян) Односемянные. Многосемянные.

11 1.Односемянные сухие плоды

12 Семянка - сухой односемянный плод, околоплодник которого прилегает, но не срастается с семенем. Подсолнечник Лопух Одуванчик Череда

13 Зерновка - сухой односемянный плод, пленчатый околоплодник которого срастается с семенем Пшеница Кукуруза Рожь

14 Орех - сухой односемянный плод с одревесневшим околоплодником Фундук Липа Лотос

15 Желудь односемянной, плод с кожистым околоплодником, у основания покрыт плюской Дуб

16 2.Многосемянные сухие плоды

17 Стручок - сухой, многосемянных плод, вскрывающийся двумя створками, семена располагаются на перегородке между створками. Капуста, редька, редис

18 Боб - сухой, многосемянных плод, вскрывающийся двумя створками, семена располагаются на створках. Горох Фасоль Люпин

19 Коробочка - сухой многосемянный плод, при вскрывании растрескивается. Тюльпан Дурман Белена Хлопчатник Мак

Читайте также:

Сухие плоды
Односемянные Многосемянные
Крылатка семянка Орех Зерновка Желудь
ясень