Братья карамазовы конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель изучения темы: вызвать у семиклассников соучастие в постановке нравственных проблем произведения: борьбы добра и зла в душе человека, сострадания к другому человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявления человечного в человеке. Задачи: ставить учащихся в ситуации нравственного выбора, обогатить их опытом нравственных переживаний, размышлений о нравственном и безнравственном поступке, о самомнении и самолюбовании, вовлекая в диалог с юными героями Достоевского. (Показать, что подростки в изображении Достоевского особенно подвержены как добрым, так и злым влияниям. Подчиняясь сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого. Но они же ранимы и отзывчивы к добру, как и взрослые, могут глубоко любить и страдать) Отрабатывать навыки отбора нужного материала, умения делать выводы и обобщения, навыки выразительного чтения. Воспитывать чувство сострадания, уважения к человеку. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Форма урока: семинар-исследование

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практическое занятие №4

Котык Елены

Творческая история романа, его жанровое своеобразие.

*Достоевский начал делать первые зарисовки романа в апреле 1878 года. Известное влияние оказал на него русский мыслитель Николай Фёдоров.2011 Стоит отметить, что некоторые задумки для продолжения романа Достоевский высказывал публично.

2. Проблематика произведения:

общефилософские проблемы (диалектика перехода человеческих поступков в их противоположность как главное открытие Ф. М. Достоевского в области человеческих взаимоотношений);

- Истинность нравственных ориентиров и ценностей Царства Божия для автора романа абсолютна и несомненна. Все же остальное “именно в наш текущий момент” приводит его в “некоторое недоумение”. Для Достоевского важно значение эпиграфа. Конец цитаты в эпиграфе: “Если пшеничное зерно. ” – суть романа, вывод по результатам исследования писателя. Можно выделить и другой аспект эпиграфа. Идея жертвенности, выраженная в ней иносказательно, детализируется далее в Евангелии и трактуется в плане альтруистическом: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Евангелие от Иоанна, 12:25). Такова диалектика жертвенности, высказанная в крайней форме. Чтобы сохранить душу свою в “жизнь вечную”, надо не только пренебречь личным, преодолеть эгоизм, но и, жертвуя собой, страдать, надо с радостью принять вину всех на себя, надо уметь жертвовать собой в пользу всех. Эти мысли составляют символ веры, нравственное кредо Достоевского.

социально-исторический спектр вопросов;

Безнравственность – человеческая безнравственность на страницах романа достигает чудовищных размахов. Кажется, что во всём городе найдётся лишь несколько по-настоящему нравственных людей. Однако Достоевский верит, что даже самые страшные грехи не убивают до конца человеческую душу, и у всех грешников может быть шанс на исправление.

Атеизм – как глубоко верующий человек, Достоевский отрицает саму возможность жизни без Бога. На примере Ивана он показывает читателю, что за цинизм, нигилизм и атеизм являются всего лишь жестом отчаяния человека, который не может смириться с ужасами бытия.

Бунт против морали – и Фёдор Павлович, и Дмитрий, и Иван предаются порокам и нигилизму поскольку испытывают отвращение к миру и самим себе. По мнению Достоевского, человек поддаётся греху из-за своей собственной слабости, а принципиально злых людей не бывает.

Борьба добра и зла – на протяжении всего романа герои борются сами с собой, пытаясь спасти в себе остатки человечности. В итоге, несмотря на трагичность ситуации и многочисленные ошибки, совершённые героями, можно сказать, что добро одерживает победу, когда Дмитрий и Иван становятся на путь искупления.

• проблема положительно прекрасного человека;

• проблема отцов и детей;

• проблема власти денег и капитала;

• проблема добра и красоты; семьи; детей;

• проблема бедных людей и униженных и оскорблённых;

• проблема преступления и наказания;

• проблема поиска истины, путей развития общества.

3. Типология характеров в романе:

Под понятием "карамазовщина" имеется в виду не только сладострастие в узком смысле. Речь идет о некоей черноземности, черномазности, почвенности - о какой-то неокультуренной бескрайности, дикости во всех ее проявлениях, о пресловутом "широк человек, я бы сузил".

Федор Павлович символизирует собой невероятную широту разврата, необузданной фантазии. Если придется, этот человек и на подвиг способен, и на низость, которую даже не может вообразить.

Карамазовщина - это беспредельная дикость, неумение понять себя, стать собой, соблюсти себя. Это душевная болезнь.

старший сын Фёдора Павловича от первой жены. Дворянин, военный человек. Несдержанный, необразованный и эмоциональный. Картёжник, пьяница и гуляка. В своих пороках не знает удержу, и это роднит его с отцом. Несмотря на всю низость своего падения, Дмитрий жаждет вернуться к свету, но не может. Каторга позволяет ему наконец-то разорвать порочный круг и начать новую жизнь.

Иван Фёдорович Карамазов

средний сын Фёдора Павловича от второй жены. Интеллигент. Старается строить из себя рационалиста и циника, которого не волнует ничего, кроме себя, но на деле несправедливость мира и страдания людей глубоко трогают его. Ему кажется, что мир нуждается в спасении любой ценой, пусть и самой кровавой, но, столкнувшись с убийством отца, он теряет уверенность в своей правоте.

Алексей Фёдорович Карамазов

Младший сын Фёдора Павловича от второй жены. Послушник при монастыре. Богобоязненный, чувствительный, отзывчивый, терпеливый и добрый юноша, который хочет преодолеть семейные разногласия. Алексей видит насквозь любую ложь и простодушно говорит правду людям прямо в лицо. Он увидел и гордыню Верховцевой, которая просто хотела потешить своё самолюбие за счёт Дмитрия, и страдания Ивана.

Катерина Ивановна Верховцева

симпатичная, гордая и сильная духом девушка. Невеста Дмитрия Карамазова. Кажется благовоспитанной и самоотверженной особой, которая готова по любви выйти за Дмитрия, несмотря на все его недостатки. Однако на самом деле ненавидит своего жениха и просто хочет самоутвердиться, помогая такому пропащему человеку, как Дмитрий. В конце романа ненависть перевешивает, и Катерина играет ключевую роль в судебном процессе, обрекая Дмитрия на каторгу.

старый монах, который помогает людям мудрыми советами. В прошлом вёл бурную жизнь офицера. Но однажды, поняв греховность и безнравственность своего существования, ушёл в монастырь. Проповедует идеи всеобщей любви, братства и счастья, но тайно признаётся Алексею, что, любя всё человечество в отдалении, сталкиваясь с людьми лицом к лицу, он с трудом сдерживает свои чувства к ним.

Грушеньку в юности соблазнил и обманул офицер, после чего ее выкинул из дома отец-священник. Чтобы хоть как-то выжить, она становится содержанкой богатого купца, многому учится у него и ожесточается. Мужчинам она мстит за свое унижение, поэтому играет чувствами Дмитрия и Федора. Но после ареста Мити и разочарования в своем соблазнителе она понимает, что все это время любила только Карамазова-младшего. Она соглашается идти с ним на каторгу и обвенчаться.

Старец Зосима в образной системе романа.

Но в поцелуе Христом Великого Инквизитора есть правда и есть ложь. В нем — Достоевский и в нем — Иван Карамазов. В чем смысл этого поцелуя Христа? В этом поцелуе есть правда, ибо в нем — сам Достоевский, но и неправда, ибо в нем — также Иван Карамазов. Правда этого поцелуя в том, что Христос любит любого человека, в том числе и того, кто не любит Его и не хочет любить. Христос грешников пришел спасти. И человечество нуждается для своего спасения именно в такой высшей любви, как самый большой ребенок нуждается в самой большой материнской любви. Поцелуй Христа и есть такой призыв к высочайшей любви, последний призыв грешников к покаянию! В этом идея самого Достоевского. Однако поцелуй является также и произведением Ивана Карамазова: он заставил истину поцеловать ложь.

Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана).

Тема достаточно сложна для подростков, но необходима для понимания творчества Достоевского и мировой литературы в целом, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников.

ВложениеРазмер
Sayganova_L_Antinomiya.docx 23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка уроков литературы.

Тема: «Антиномия нравственной свободы и власти

Данный урок представляет собой заключительное занятие по изучению творчества

Ф.М.. Достоевского в десятом классе (программа В.Г. Маранцмана).

В описании урока мы используем лишь примерные краткие ответы учащихся, которые бывают сформулированы непредсказуемым образом. Но практика (опыт семи классов в разные годы) показывает, что тема ученикам интересна, вызывает бурные споры, способствует живому общению.

На наш взгляд, подобные уроки позволяют реализовать компетентностный подход в образовании, нацелены на формирование коммуникативной и информационной компетеностей учащихся.

В рамках урока мы, разумеется, не в силах найти ответы на вечные вопросы бытия: для чего и как живет человек, какой путь избрать, как относится к идее Бога и бессмертия и др. но приблизиться к постижению тайн, приобщиться к сокровенному знанию попробуем.

Не ошибается тот, кто не идет вперед. В путь!

Стало быть не как мальчик же я Верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла .

Из письма Ф.М.Достоевского К.Д. Кавелину.

Необходимо вести записи в тетради в виде таблицы и комментариев к ней.

Учитель: Кто и кому рассказывает эту легенду. Охарактеризуйте героев.

Ученики: Сомневающийся и неверящий Иван Карамазов глубоко верующему брату Алеше.

Учитель: Итак, начнем с того, что разведем по разным полюсам идею нравственной свободы и власти. Что значит нравственная свобода? Чем она отличается от свободы вообще.

Ученики: Нравственная свобода основана на вечных моральных принципах добра и справедливости.

Учитель: Две идеи. За каждой – идеолог, вдохновитель, Учитель. Кто они?

Ученики: Христос и Великий Инквизитор.

Учитель: Учитель и верный ученик. В обоих присутствует человеческое начало. Но в чем коренная разница натур? Почему они противостоят друг другу? Вернее один противостоит, а Другой не препятствует?

Ученики: Христос – Богочеловек, спаситель человечества. Воплощение добра и милосердия, во имя высшей любви пострадавший за человечество. Антихрист – человекобог. Он стремится к власти, ставит себя на место бога, он порабощает, а не спасает.

Учитель: Какие черты высвечивает Достоевский в том и другом образе? Почему? Докажите свою точку зрения.

Ученики: Приводят цитаты из текста. В облике Инквизитора подчеркивается страсть, фанатизм. Портрета Христа нет. Противостоят монолог инквизитора и молчание Христа.

Учитель: Обратите внимание на иллюстрацию этого эпизода Ильей Глазуновым. Что главное в каждом образе для художника?

Ученики: Христос – свет, покой, умиротворенность. Инквизитор – тьма, одержимость, жестокость.

Учитель: Что сильнее по степени воздействия?

Ученики: Молчание Христа более глубоко. В нем отражение вечного. Достоевский ничего не добавляет к сказанному в Евангелии. Читатель может лишь догадываться об ответе Христа.

Ученики: Эти принципы – чудо, тайна, авторитет.

Учитель: А что этому может противопоставить идея нравственной свободы?

Ученики: Добро, Истину, Красоту.

Учитель: Что, по-вашему, действенней? А что сложнее воплотить в жизнь? Почему Добро, истина, Красота – для всех, а чудо, тайна и авторитет – для немногих, для избранных?

Ученики: Второе доступнее тем, кто любит власть, кто правит миром, кто руководит и считает себя вправе решать жизни других. То, о чем мечтал Раскольников.

Учитель: Великий инквизитор апеллирует к евангельским текстам, повествующим о трех искушениях Христа. Почему именно это так важно в споре, столкновении иедй?

Ученики: здесь противопоставлены свободы выбора и выбор свободы.

Ученики: чтение фрагмента текста.

Учитель: Что есть тот и другой хлеб? На что рассчитывает дьявол, а вслед за ним Инквизитор?

Ученики: Расчет на низость человеческой природы. Важно оказывается телесное, а не духовное.

Учитель: К чему взывает Христос?

Ученики: К силе духа, к возвышенным идеалам, к духовному.

(Возникает оппозиция небо-земля, легкость, полет – тяжесть земного притяжения).

Учитель: Второе искушение – жажда чуда.

Ученики: чтение фрагмента текста.

Учитель: Почему человеку так необходимо чудо? И почему Христос преодолел и это искушение? Что кроется за тайной?

Ученики: это упрощение бытия, жизнь без смысла, ради жизни. Человек слаб, и его вера нуждается в подтверждении, чуде, и вследствие этого перестает быть верой, становится доверием. Настоящая вера безусловна.

Учитель: Что, по-вашему, выше, труднее? Почему?

Ученики: Большего духовного напряжения требует вера. Когда приходит понимание правды.

Учитель: третье испытание – испытание властью, авторитетом. Почему Христос отказывается? От какой власти?

Ученики: Христос во имя небесного отказывается от земной власти человека над людьми.

Учитель: Христос дал свободу, инквизитор обещает счастье, обещает взамен на свободу. Появляются три условия.

Учитель: А каково счастье по Христу? Для кого оно, как строиться?

Ученики: Христос дал свободу выбора, совести.

Учитель: А что же вместо муравейника?

Ученики: Объединение людей на основе высших заповедей.

Учитель: То есть, соборность – светлое единение во имя Христа.

Учитель: Какие же принципы будут положены в основу того и другого строительства? По какому пути идти человечеству? Какой мир выбирать: нравственной свободы или власти? Если на стороне Учителя правда, то на стороне его самых прилежных учеников? Ложь? Если свобода – удел сильных духом, то что остается слабым?

Ученики: На стороне Христа правда, сила духа, божественное начало. Инквизитор лжет миллионам, основывается на слабости человека, его человеколюбие ущербно, неправильно. Он прежде всего любит себя на месте Бога.

Учитель: Таким образом, власть – это идея факта бытия, это выбор позиции Иметь, а нравственная свобода – это идея смысла бытия, это значить Быть.

В результате у учащихся в тетради должна быть зафиксирована следующая таблица:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Поймём, в чём заключается жанровое своеобразие романов Фёдора Михайловича Достоевского.

Фёдор Михайлович Достоевский написал 8 романов, более двух десятков рассказов и повестей, критические статьи и очерки.


В нём в полной мере раскрываются ключевые особенности творчества писателя.

Идейный конфликт – ещё одна важная черта романов Достоевского. Каждый герой Достоевского – человек идеи. В романах личный конфликт героев неразделим с конфликтом идей. Персонажи спорят и отстаивают свою позицию. В их диалогах идеи сталкиваются, раскрываются, проверяются на прочность.

Диалоги в романах Достоевского не только раскрывают идейный смысл, но и создают напряжение, являются движущей силой сюжета.

Пожалуй, важнейшей особенностью романов Достоевского можно назвать глубокий психологизм. Герои Достоевского – люди с расколотой душой и больным сознанием. Они ищут путь к гармонии, стремятся понять, как спасти мир. Их переживания и характеры раскрываются с помощью внутренних монологов и ожесточённых споров, снов, исповедей. Даже композиция, система образов, художественные детали, пейзажи работают на раскрытие образов героев.


Например, на краю бездны находится Родион Раскольников. Перед ним два пути. Один из которых ведёт к духовному возрождению, а другой к окончательной гибели. Поэтому выделяют ещё одну особенность романов Достоевского – трагедийность.

Кто же он, этот положительно прекрасный человек? И чем он прекрасен?

Почему Мышкина называют идиотом, ребёнком, простаком и дурачком несмотря на то, что он умнее и проницательнее тех, кто даёт ему такую характеристику?

Чистый, кроткий, бесконечно добрый и наивный князь Мышкин попадает в Петербург.


Город, где кипят самые низменные и преступные человеческие страсти. Князь Мышкин стремится разбудить в людях веру в добро, спасти их, напомнить им о христианских ценностях. Но все его усилия обречены.

Князь Мышкин хочет спасти израненную душу Настасьи Филипповны, которую почти ребёнком совратил богатый помещик Тоцкий. Настасья Филипповна воплощает в романе образ поруганной женственности, которую мог бы спасти от гибели человек с чистой душой.

Но мог ли? Чистота князя Мышкина усиливает болезненный разлад в душе Настасьи Филипповны. Она ненавидит жизнь, которой живёт. Она хочет вырваться из своего окружения, жаждет прощения и любви. Но вместе с тем, она ненавидит и себя за своё падение. И не может простить людям горя и унижений, которые ей причинили. Поэтому женщину злит сострадание князя. Она считает это сострадание унизительным. Душевные метания Настасьи Филипповны приводят её к смерти от рук влюблённого в неё Парфёна Рогожина. А князь Мышкин сходит с ума.

В семье Карамазовых полностью разрушены все родственные связи. Отец, Фёдор Павлович Карамазов, абсолютно эгоистичный безнравственный человек. Более того, он высмеивает в других людях чувство стыда или ответственности. В ските перед старцем Зосимой он бравирует своим безверием и распущенностью. Можно ли считать его воплощением зла? Нет. Алёша Карамазов называет его исковерканным.

Старший из братьев, отставной офицер Дмитрий истово верит в бога, но при этом его душа находится во власти разрушительных страстей. Дмитрий привык вести разгульную жизнь. Он враждует с отцом из-за наследства и любви красавицы Грушеньки. Дмитрий избивает отца и угрожает убить его, но сделать последний шаг он не способен.

Действие романа развивается между двумя судами. Первый суд – суд духовный, который происходит в келье старца Зосимы. Второй суд – мирской, гражданский, где Дмитрия Карамазова судят за убийства отца. Эта последовательность показывает, что нравственная распущенность и отрицание морали неизбежно приводит к преступлению.

Смердяков не добр, он никого не любит и не умеет радоваться. Он не умён, но старается сблизиться с Иваном Карамазовым. Нахватавшись умных словечек, Смердяков возвеличивается в собственных глазах. Смердяков считал, что убийство Фёдора Карамазова сблизит его с Иваном. И когда он узнал, что Иван не хотел смерти отца, для него рухнуло всё. Идея вседозволенности, вера в исключительность Ивана Карамазова, иллюзия собственного величия. Смердяков заканчивает жизнь самоубийством.

Убийство окончательно разрушает семью Карамазовых. Дмитрия осудили и отправили на каторгу. Иван сошёл с ума. Смердяков повесился. Но что же мы видим в финале романа? Надежду.

Роман заканчивается разговором Алёши Карамазова с мальчиками, которые клянутся служить добру. Это символ нового поколения, способного преобразовать Россию.

Читайте также: