Конспект занятия по грамоте звуки а у

Обновлено: 02.07.2024

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Гласные звуки и буквы А, О, У, ы, И"

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Закрепление знаний о гласных звуках и буквах: А, О, У. ы, И.

Коррекционно - образовательные:

Способствовать закреплению представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Закрепление понятия буква, и правила написания большой буквы. Способствовать закреплению знаний о гласных звуках и буквах. Закрепление графического изображения букв. Способствовать закреплению навыка соотнесения звука с буквой. Закрепление навыка чтения сочетаний главных букв. Профилактика оптической дисграфии.

Способствовать совершенствованию грамматического строя речи, закреплению пройденных лексико-грамматических категорий. Активизации словаря по пройденным лексическим темам.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать фонематическое восприятие. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие тонкой и общей моторики. Развитие зрительного внимания и восприятия, воображения, развитие направленной воздушной струи, способствовать развитию навыка чтения.

Способствовать дальнейшему развитию интереса к литературе, совершенствование навыка слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитания любви и бережного отношения к природе. Любви к музыке и классической литературе.

Оборудование:

Ход:

1. Орг.момент

Дети входят в игровую зону.

Дети, получают билеты, отвечают.

Повторение пройденного.

- Назовите, все звуки , которые вы сейчас произносили?

- Логопед: Как называются эти звуки?

- Логопед: Почему они гласные?

После каждого упражнения делается обобщение. Например, в какую игру поиграли? ("Вспоминай-ка") Мы определяли место звука в слове.

- Акустико-артикуляционная характеристика гласных звуков; (их можно петь, тянуть, во рту нет преграды).

- Ребята, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?

Потому что, гласные звуки обозначаем красным цветом

Мальчики подбирают нужный сигнал для своих билетов, девочки для своих – выставляют на доске.

- А теперь выберите сигнал - символ звука, подходящий к вашей картинке - соотнесение с сигналом – символом гласных звуков. Взаимопроверка.

- Вы наверное уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня.

В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Ребята, скажите как обозначаем звук на письме – буквой.

- Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме.


- К нам в гости снова приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились.

- Ой, какие буквы странные совсем как иностранные!

Вывод: что мы делали (мы допечатали буквы правильно)

(когда игра закончена, обнаруживают конверт с картинками)

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками - отгадками и соотносят с буквой.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку, милый мой дружок!

- Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

Для этого нужно определить какой гласный звук в слове находится в ударной позиции и соотнести с буквой. Вывод: что мы делали в этой игре? (мы определяли гласный звук в словах и обозначали гласной буквой.

- Эти предметные картинки, мы подарим гласным буквам.

- Гласные буквы (А,О,У,ы,И) выставлены на доске.

- Почему картинок меньше чем букв?

( В русском языке нет слов, начинающихся с Ы.)

Мы старались звуки определить по порядку.

Я вас приглашаю на веселую зарядку.

- У нас есть кубик - помощник. Поэтому нам не придется придумывать чем заняться.

- Мы кинем кубик, а он подскажет нам игру.

- Кто будет кидать первым?

- Все хотят кинуть первым, а я знаю, что нам делать. Нам нужно посчитаться.

- Раз, два, три - дети кидают куб, смотрят, какая буква выпала, называют её.

- Повторяют на что похожа буква. Стихотворение - шутка.

- Придумывают слова с заданной буквой, (например Автомобиль - и выполняют соответствующее упражнение). Логопед может внести новое слово АТЛЕТ, вы знаете кто это … , выполняют упражнение,

С помощью букв и картинок и схемы предложений дети составляют и читают предложения.

__, а ___. Конфеты сладкие, а лимон кислый.

__ ___ у-у-у!

_______ _________ Уа,уа!

У и ,

а у и .

У ..

_____ О .

(Зайчик мечтает, или думает о капусте)

9. Итог занятия. Рефлексия

Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В какие игры мы играли? В какие игры хотели бы еще поиграть?

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками - прищепками.

Дерево - дети украшают дерево листочками.

Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета.

Если вы испытывали затруднения - оранжевого.

Если было очень трудно - красного. (Дети у которых красные и оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).

- Какое дерево получилось?

Многие поэты любили это время года и воспевали его в своих стихах.

- О нашем дереве можно сказать строчкой из стихотворения А.С.Пушкина

- Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем? (Чтобы узнать о других буквах?)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для дошкольников 5-6 лет

Разработал: педагог дополнительного образования -

Миллер Елена Христиановна,
Центр творчества города Лабинска имени Д.Шервашидзе

Тема занятия: Знакомство с гласными звуками [а] и [у].

Цель : изучить понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у].

Задачи:

- закрепить графические образы букв,

- научиться четко артикулировать гласные звуки [а], [у],

- определять место положения звука в слове,

- развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала

Форма занятия: познавательно-игровая

Методы проведения занятия:

перцептивный метод (метод передачи и восприятия учебной информации посредствам чувств)

словесный, наглядный, иллюстративный

логический метод (организация и осуществление мыслительных операций)

Оборудование : ноутбук, проектор, мяч

Раздаточный материал (на каждого ребенка):

снежинки из бумаги;

слова, в которых звуки [а], [у];

квадраты желтого и зеленого цвета;

круги красного и синего цвета

Ход занятия

Организационный момент (парты полукругом).

- Здравствуйте, ребята! Я думаю, что мы подарим сегодня друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети за партами,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Темой нашего занятия будет знакомство с гласными звуками, а с какими вы мне скажите в конце урока.

Беседа про зиму.

Ребята скажите, какое сейчас наступило время года? (Зима).

Какая погода бывает зимой ? (Дождливая, холодная, морозная, пасмурная, снежная. )

Назовите приметы зимы. (нет листьев на деревьях, мало птиц, очень холодно, лужи покрываются тонким льдом . )

- Давайте сейчас с вами превратимся в красивые снежинки и покружимся.

Сюрпризный момент.

(Звучит вьюга, на слайдах идет снег, дети кружатся, появляются на столах снежинки).

- Ребята, посмотрите, пока вы кружились у нас выпал снег.
- Давайте сейчас все вместе возьмем в руку по снежинки и устроим снегопад. (Дети кружатся вокруг себя со снежинками в руках)

- Молодцы! Ребята, посмотрите, а снежинки то не простые, на них что – то есть. Это зима нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

Надпись на снежинке:

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

- Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

- К нам за помощью обратилась сказочная фея, вы готовы помочь сказочной фее? (Да).

- В сказочном королевстве потерялись два звука и нам надо их отыскать. Вот и зима нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым ? ( Под цифрой 1 ).

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

- Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. (Автобус, аист, акула . ) - Молодцы.

Работа со звуком [у].

Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется (улитка).

- На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у]. (Удочка, утка, утюг . Молодцы!

Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующая снежинка.

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, автобус, улыбка, аист, укроп, укус .

- Молодцы, еще один осколок ваш. Следующая снежинка.

Работа в парах.

- Сейчас мы с вами будем работать в парах.

- Необходимо составить пирамидку из слов. Внизу пирамиды слово, в котором три звука "А" - (ананас), выше из двух звуков "А" - (сказка) и наверху пирамиды, слово из одного звука "А" - (аист) .

- Так же составьте пирамидку из слов. Внизу пирамиды слово, в котором три звука "У" - (кукуруза), выше из двух звуков "У" - (укус) и наверху пирамиды, слово из одного звука "У" - (утюг) .

- Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

(Под музыку "На дворе зима-мороз". Дети слушают музыку и повторяют упражнения за педагогом.)

- Отдохнули. Молодцы! Вот вам еще осколок буквы.

- Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова , необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
- А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова . (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

- Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания
расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи.

- Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

- А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок ваш.

- Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились у нас (А, У). Букве А, какой звук соответствует [..а..], а букве У [..у..]?

- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Тема: Ребята, а кто догадался какая была тема нашего занятия? (знакомство с гласными звуками [а] и [у] ).

Рефлексия

- Ребята посмотрите на это дерево после вьюги на нем не осталось не одной снежинки давайте наденем его в теплую шубку. Посмотрите у меня в руках разноцветные снежинки - если вам урок понравился то возьмите голубую снежинку, а если нет то розовую.

Итог урока: работали по теме узнать гласный звук [а] и [у].

- На этом наш урок подходит к концу. Ребята в начале нашего занятия сказочная фея обратилась к нам за помощью, отыскать два звука которые потерялись в сказочном королевстве. Мы их отыскали? (Да). Какие это звуки? ( [а] и [у]). Молодцы!
И давайте отправим их к себе домой, где живут остальные волшебные звуки и буквы.

Домашнее задание: Разукрасить картинки со звуками [а] и [у] .

- Спасибо вам за работу!

Приложение

hello_html_m52c774b.jpg

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (Удочка)

- На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у]. Молодцы!

Игра с мячом «Слова на звук

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, автобус, улыбка, аист, укроп, укус .

- Молодцы, еще один осколок. Следующая снежинка.

- Необходимо составить пирамидку из слов. Внизу пирамиды слово, в котором три звука "А", выше из двух звуков "А" и наверху пирамиды, слово из одного звука "А".

- Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

- Отдохнули. Молодцы! Вот вам еще осколок буквы.

- Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

- Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

- А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. 5ж,4з Молодцы! Вот и последний осколок ваш.

Цель: обобщить знания детей о звуках [А], [О], [И], [У].

1. Научить детей выделять звуки [А], [О], [И], [У] среди других звуков, слогов, слов;
2. Совершенствовать навык детей производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У].
3. Продолжать формировать фонематические представления детей на материале
звуков [А], [О], [И], [У].

Демонстрационный материал: собачка, четыре куклы, картинки: арбуз, заяц с длинными ушами, утюг, осень, овощи, иголка, индюк, игрушка, автобус, апельсин, ананас, огурец, облако, ослик, утка, улитка, удочка.

I. Организационный момент.

Что за чудо, чудеса
Раз рука и два рука
Вот ладошка правая
Вот ладошка левая
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лепить
Чуткие руки умеют дружить.

II. Работа по теме занятия.

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим,
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём,
И немножко отдохнём.
Мы ногами поболтаем,
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём,
И сначала всё начнём.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

Буквы А, О, И, У

Тема: Буквы А, О, И, У.

Цель: обобщить знания детей о буквах А, О, И, У.

1. Продолжать учить детей анализировать звуковой ряд их четырёх элементов;
2. Совершенствовать умение детей выкладывать буквы из различных материалов;
3. Совершенствовать умение детей находить заданную букву среди других.

Демонстрационный материал: четыре куклы, изображения букв А, О, У, И, М, Н, Т, П, К.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, индивидуальные карточки для
работы с буквами А, О, И, У.

I. Организационный момент.

Мы в лес пошли,
Топор нашли,
Дрова рубили:
-Ах! Ох! Ух! Их!

IV. Продолжение работы по теме занятия.

Педагог спрашивает, какие буквы повторяли. Дети отвечают на вопрос взрослого, прощаются с куклами.

Содержимое публикации

Тема: Гласные звук и буквы А, У, О, И.

Цель:закрепить знания детей о гласных звуках и буква А, У, О, И.

Коррекционно – образовательные:

- закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

- учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

- формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных;

Коррекционно – развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, внимание, общую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

- работать над формированием положительной мотивации к занятиям.

Демонстрационный материал: буквы А, У, О, И; магниты, предметные картинки.

Раздаточный материал: буквы А, У, О, И, красные фишки.

I . Вводная часть (Организационный момент).

- Сядут на места те, кто повторит сочетания из трех слогов: ка-та-па, ма-на-па, са-за-са, ор-ол-он, ух-им-мо, он-она-они, ис-ту-ол, мо-са-ку, ун-ро-ла, ну-ому-ас.

II . Основная часть.

- Ребята, что такое звук? (Звук это то, что мы слышим и произносим)

- Что такое гласный звук? (Звук, который поется)

- Что такое слог? (Слоги -кирпичики, из которых состоит слово)

- Что такое слово?

- Итак, ребята, мы сегодня будем говорить о гласных звуках [а], [о], [у], [и].

- Сейчас вы должны прослушать звуки русского языка, которые я буду произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук: а, о, с, у, т, к, и, ы, п.

- Следующее задание такое: вам нужно прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука): Аня, август, осень,апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка,осень, ушки.

- К нам на занятие пришли 4 девочки: Аня, Оля, Уля и Ира. Давайте определим первый звук в их именах (Аня – первый звук [а], Оля – первый звук [о], Уля – первый звук [у], Ира – первый звук [и]). А теперь давайте подарим девочкам подарки. Вам нужно вспомнить слова, которые начинаются на звук [а], [о], [у] или [и] и подарить Ане подарок со звуком [а], Оле – со звуком [о], Уле – со звуком [у], Ире – со звуком [и].

- Вам нужно из ряда предметов, которые изображены на доске, выбрать только те, которые начинаются на звук [а].

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

(Дети водят хоровод, взявшись за руки)

Спелых ягод наберем, наберем.

(Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды)

(Встают лицом в круг, тянутся руками вверх)

А в лесу тропинка.

(Наклоняются и пытаются достать пол)

(Идут по кругу, взявшись за руки)

8. Определение места звука в слове.

- Сейчас мы с вами будем определять, где находится звук в слове: в начале, в середине или в конце. Я буду называть слово, а вы будете класть красный кружок в соответствующую клеточку. Август, рука, мак; Оля, кот, пальто; уши, пишу, суп; Ира, рис, сапоги.

9. Закрепление знания букв А, У, О, И.

- Давайте с вами вспомним, какими же буквами обозначаются наши звуки [а], [у], [о], [и]. Посмотрите на доску и назовите эти буквы.

- А теперь давайте сделаем букву А из наших пальчиков. Теперь букву У. И букву О.

10. Анализ звуко-буквенного ряда.

- Я буду произносить ряд звуков, вы должны назвать, какие гласные я произнесла и выложить схемы из красных кружков: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ.

- А теперь составим буквенные ряды, я буду произносить ряды звуков, а вы должны выложить буквенные ряды. АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ

Читайте также: